статьи по психологии о тревоге и тревоге

СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОГЕ Тревога

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Когда и к кому обращаться за помощью

Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.

При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.

Методы лечения школьной тревожности

Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.

Психотерапия

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.

Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.

Медикаментозное лечение

В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.


СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОГЕ

Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

Причины школьной тревожности

Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:

Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей

Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников

Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты

Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность

Проблемы в семье

Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.

Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.

Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.

Библиографическое описание

Ускова, В. В. Тревожность у детей среднего школьного возраста / В. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18239/ (дата обращения: 03.02.2024).

В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.

Ключевые слова:

школьный возраст, тревожность, эмоциональная нестабильность.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время появляется все больше учащихся, которые характеризуются повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, а как следствие, повышенной утомляемостью и снижением успеваемости. Как отмечают практические психологи и исследователи в рамках возрастной психологии, именно тревожность — это основа для возникновения психологических трудностей, особенно на этапе подросткового периода. Поэтому ключевым вопросом является профилактика и дальнейшая коррекционная работа проблемы повышенной тревожности детей среднего школьного возраста.

Цель исследования — анализ особенностей проявления тревожности у детей среднего школьного возраста.

Тревожность является индивидуальной психологической особенностью личности, которая характеризует склонность личности переживать тревогу по различным поводам, и связана с такими проявлениями, как: повышенное беспокойство, негативные предчувствия.

В подростковом возрасте тревожность является устойчивым личностным образованием, так как опосредована развитием Я-концепции ребенка, которая характеризуется своей противоречивостью. Также тревожность у детей среднего школьного возраста может быть следствием фрустрации потребности самопринятия и уважения в кругу сверстников.

Проявлениями школьной тревожности в подростковом возрасте являются: пассивность на уроках, скованность, неуверенность в себе, конфликтные взаимодействиями со сверстниками и учителями. У подростка отмечается эмоциональная нестабильность, эмоциональные перегрузки, которые приводят к частым заболеваниям ребенка. Во внеурочное время и на переменах подростки с высокой тревожностью малообщительны, избегают тесных эмоциональных контактов со сверстниками.

Таким образом, на основании проведенного анализа проявлений тревожности у детей среднего школьного возраста можно выделить наиболее типичные проявления:

– частые соматические заболевания детей (повышенная температура, частые головные боли);

– повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность;

– страхи, депрессивные состояния, вызывающие эмоциональный дискомфорт; данные состояния могут быть связаны как непосредственно с учебной деятельностью, так и возникать в рамках в сфере взаимоотношений со сверстниками;

– проявления демонстративности и негативизма по отношению к педагогам (например, демонстративный отказ отвечать на уроке), которые связаны с желанием произвести впечатление на своих одноклассников и добиться одобрения с их стороны;

– низкий уровень школьной мотивации, который связан с нежеланием ходить в школу, в следствие чего отмечаются частые прогулы.

Таким образом, по результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: школьная тревожность представляет собой один из видов тревожности, который непосредственно связан со школьным обучением ребенка, может проявляться в различных формах и вызван дифференцированными причинами. Повышенная школьная тревожность является одной из причин частой заболеваемости подростков, снижением темпа их успеваемости, а также формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе.

Снижения уровня тревожности можно достичь посредством организации психолого-педагогической коррекции, которая будет проводиться систематически и в рамках организации комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.

В современной науке психологии существует множество актуальных проблем, требующих особого подхода к их решению. Одна из них – тревожность. Тревожности отводится особая роль среди всех отрицательных переживаний. Опасны и последствия тревожности – проблемы в общении, снижение продуктивности деятельности и работоспособности. Страдает и самоорганизация.

Важно понимать, что определенный уровень тревожности присущ каждому человеку. Психологи говорят о так называемой полезной тревожности – она позволяет людям избегать необдуманных и опрометчивых поступков, служа своеобразным защитным механизмом. Одни люди тревожны в меньшей, а другие в большей степени. Проблема возникает тогда, когда тревожность становится настолько сильной, что мешает человеку учиться, работать, общаться и просто полноценно жить. Таким образом, задача стоит не столько в устранении тревожности, сколько в ее снижении до оптимального уровня, обеспечивающего самовоспитание и самоконтроль.

Как уже говорилось выше, современная психология относит тревожность к числу сложных и многозначных проблем.

Следует отметить, что на практике тревожность используется как интерпретационная, объяснительная и диагностическая категория. Путь к ее пониманию во многом лежит через познание и понимание персональных и индивидуальных типологических особенностей, так как выявить общие закономерности и осмыслить их можно только лишь при четком и ясном понимании индивидуальных различий.

Изучением понятия и особенностей тревожности занимались многие отечественные и иностранные авторы.

Зигмунд Фрейд считал, что проблематика тревожности уходит своими корнями в глубины психологии. Ученый ввел в научный оборот типологию тревожности, в соответствии с которой, выделяется три ее вида:

— моральная тревожность;

— невротическая тревожность;

В психологи одновременно используются два базовых термина, которые во многих ситуациях расцениваются, как синонимы, однако чаще интерпретируются, как автономные феномены: тревога и тревожность. Дифференцируется тревожность, как личностное качество, как относительно стабильная, константная на протяжении жизни характеристика (личностная тревожность) и тревога, как негативное эмоциональное состояние, относительно продолжительное, соотносящееся с преобразованием нервно-психической деятельности (ситуативная тревога). При этом понимание тревоги как состояния представляет собой основу для понимания тревожности как качества личности. Под тревожностью следует понимать склонность человека к переживанию чувства тревоги. Такая склонность отличается невысоким порогом возникновения реакции тревожности.

Согласно представлению многих исследователей, продолжительно существующее состояние тревоги может обретать статус качества личности, переходя в категорию тревожности.

Тревожность интерпретируется в роли одного из центральных критериев индивидуальных различий. Как правило, ее уровень увеличивается при нервно-психических и хронических соматических патологиях, а также у здоровых людей, которым необходимо преодолевать последствия психологической травмы, у субъектов с девиантным поведением.

Тревожность в структуре интегральной индивидуальности интерпретируется как качество личности и расценивается, как ожидание негативного результата при наличии в общем-то нейтральных, не несущих в себе реальной опасности условиях.

Личностная тревожность – это относительно стабильное индивидуальное свойство субъекта, позволяющее оценить уровень его склонности:

— воспринимать довольно обширный спектр ситуаций как несущих опасность для его самооценки, самоуважения и престижа;

— переживать состояние тревоги в подобных условиях.

Ситуативная тревожность обусловлена конкретными внешними условиями, ее уровень может значительно варьироваться в зависимости от воздействия тех или иных факторов. Уровень личностной тревожности обусловлен наследственными факторами и позволяет составить представление об индивидуальной склонности субъекта к тревоге. Высокая степень личностной тревожности подразумевает высокий уровень склонности рассматривать достаточно большой спектр объективно безопасных условий, как опасных, угрожающих, при этом демонстрирую определенную реакцию в конкретных условиях. Постоянно фиксирующиеся патологические реакции способны провоцировать патологические расстройства пищевого поведения субъекта, стать причиной выработки вредных привычек и нарушений здоровья.

В концепции дифференцированных эмоций формулируется такое умозаключение, что конструкт тревожности обладает сложной организацией и включает в себя преобладающее переживание страха, взаимодействия страха с другими глубинными эмоциями, такими как стыд, вина, гнев, интерес. В структуре тревожности заключена совокупность биохимических факторов и определенные потребностные состояния. Также можно дифференцировать различные типы тревожности на основании составляющих ее аффектов.

Многие психологи и психотерапевты сопоставляют тревожность с психической напряженностью и стрессом. Отмечается, что тревожность определенным образом влияет на личность, меняя ее поведение и снижая способности к саморегуляции поведения. Для нейтрализации негативного влияния тревожности необходимо предпринять определенные шаги. Но в этом вопросе исследователи придерживаются разных взглядов.

Сложности в части применения существующих доктринальных позиций к анализу понятия «тревожность» обусловлены такими ключевыми факторами:

— искусственной границей между витальными и социальными угрозами;

— поздним разграничением определенных и неопределенных, внешних и внутренних угроз.

Итак, тревожность – это устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой.

Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии нескольких разновидностей тревожности. Так, тревожность бывает генерализованной, общей, личностной, парциальной, ситуативной, специфической и частной. Условно тревожность делится на устойчивую и неустойчивую. Последняя способна к изменению объектов исходя из их значения для личности.

Отдельно стоит упомянуть о том, что личностная тревожность может не иметь четко определенной сферы внешнего выражения. Она может ощущаться только как переживание человеком некой абстрактной угрозы, не имеющей конкретного объекта. В таком случае личностная и ситуативная виды тревожности совпадают. Рассматриваемый момент имеет определенную связь с проблемами диагностики тревожности и обусловливает необходимость соотнесения разных ее эмпирических показателей.

Для диагностирования тревожности современные психологи используют методики двух типов.

При применении методик первого типа тревожность определяется исходя из проективной или прямой когнитивной оценки ситуации либо сферы, предполагая наличие конкретного объекта, на который, собственно, и направлена тревожность. Суть диагностики сводится к оценке показателя ситуативных и личностных видов тревожности. Итоговая оценка выступает в качестве показателя обобщенного уровня тревожности личности.

При использовании диагностических методик второго типа суть диагностики сводится к подтверждению испытуемым наличия у него тех или иных симптомов и проявлений. Такая тревожность определяется в качестве личностной, т.е. внеобъектной (безобъектной).

Выполненный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил определиться с содержанием используемых в исследовании понятий.

Так, под «тревогой» в работе понимается негативная эмоция, которая отражает трудноопределимое предчувствие, ожидание плохих событий, ощущение неопределенности.

«Тревожность» – это устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой. Личностная тревожность – сравнительно постоянная склонность человека к восприятию угрозы в широком смысле. Ситуативная тревожность, в свою очередь, представляет собой беспокойство, обусловленное потенциальными или реальными угрозами.


СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОГЕ

ПОНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация: Сложные социально-экономические изменения, которые происходят в современном обществе, требуют от обычного человека устойчивости к стрессовым ситуациям, скорой и конструктивной адаптации к меняющимся условиям, конкурентоспособности, поскольку без этого невозможно прогрессивное развитие личности. Но именно в такие периоды, на протяжении которых экономико-политические общественные отношения характеризуются нестабильностью, нельзя не отметить наличие интенсивной примитивизации молодежного сознания, при этом, наблюдаются такие проявления как: грубость, цинизм, агрессивность, жестокость, которые являются глубинными внутренними переживаниями – тревогой, опасением, тревожностью, страхом, что является приобретенным личностным свойством.

Ключевые слова: тревога, тревожность, проблема тревожности

Keywords: anxiety, anxiety, anxiety problem

В рамках данной статьи основной следует считать трактовку, являющуюся максимально точной, емкой: понятие тревожности является психическим состоянием, причиной возникновения которого являются стрессовые ситуации, трудности, изменения в обстановке, признаком которых являются специфические переживания (волнение, опасение, нарушение спокойствия).

Следует отметить, что возникновение тревожности, являющейся личностной чертой, происходит лишь при наличии тревожного состояния. Учитывая частоту ее возникновения, ее интенсивность, специалист определяет принадлежность человеку «личностной тревожности».

В дальнейшем З. Фрейд констатировал наличие двух разновидностей такой эмоции, как тревога. « Первичную тревогу» он выдвигает на первое место, т. к. она сопровождается паникой, испугом, причиной чего является потрясение в определенных ситуациях. Проявление «сигнальной тревоги» представляет собой реакцию на внутреннюю опасность, и является побуждением к использованию защитных механизмов. То есть, З. Фрейдом наличие тревожности впервые было разделено на появление определенного состояния, наличие у человека навыка обнаружения опасности.

Таким образом, разные авторы определяют тревожность, тревогу с учетом конструкт, состоящих из:

В качестве широко исследованного выступает наличие соотношения между «чертой», а также «состоянием». В данном случае появление тревоги следует рассматривать в качестве эмоционального состояния, причиной возникновения которого является предчувствие опасности, угроз. Некоторыми исследователями указывается на наличие скрытой, неопределенной, неявной опасности. Угрозы могут присутствовать внутренние, а также внешние. Нельзя не отметить позицию, которая рассматривает появление страха как реакцию на наличие угрозы индивиду. В данном случае опасность угрожает ценностям человека, его представлениям, общественному положению.

В качестве второго вида выступает наличие личностной тревожности, являющейся личностной человеческой чертой, сопровождающейся постоянным переживанием в той или иной жизненной ситуации. Появление личностной тревожности можно характеризовать наличием безотчетного страха, неопределенного ощущения угроз, восприятия всех событий в качестве опасных, неблагоприятных. Дети, у которых присутствует такого рода состояние, имеют постоянное подавленное настроение, настороженность, пугливость, восприятие окружающих как врага. Закрепление данного состояния в перспективе происходит посредством формирования таких черт, как пессимизм и низкая самооценка.

Некоторые исследователи личностную тревогу рассматривают в качестве хронической предрасположенности к эмоциональному реагированию на ситуацию с отсутствием угроз, в результате чего происходит конвергенция тревоги и высокой эмоциональности, чувствительности в эмоциогенных ситуациях. При наличии такого типа тревоги можно отметить также слабость, неуравновешенность нервного процесса, что обуславливает повышенную тревожность. Тревогу здесь можно рассматривать в качестве одного из свойств, характерных личностному темпераменту.

Нельзя не отметить точку зрения вышеуказанного автора, согласно которой имеет место разнообразие поведенческих, психологических, физиологических тревожных проявлений. Психологические проявления сопровождаются неприятными ощущениями, опасностью; физиологические –пустотой, местом проявления которой является подложечная область, стеснение в грудной клетке, сердцебиение, потливость, дрожь. В качестве поведенческих проявлений выступает возбуждение, результатом которого является хаотическая деятельность, проявление апатии – бездеятельность.

Отечественная психологическая литература состоит из множества трактовок понятия «тревожность», являющегося личностной чертой.

В результате анализа вышесказанного, определим понятие тревоги как эмоциональное напряжение, в котором тревожность – это составляющий элемент. Осуществляя анализ такого синдрома, как психоэмоциональное напряжение, отметим главное клиническое его проявление, выраженное в тревожности с разной степенью. Основная черта тревоги, учитывая структуру, которая присуща психоэмоциональному напряжению, характеризуетсяотсутствием психологически определенного содержания.

«Активная», «ситуативная», «частная» тревожность сопровождается интенсивным ростом тревожности с негативно окрашенным эмоциональным состоянием, чувством напряженности, переживаниями, субъективным беспокойством об отсутствии выхода из тех или иных ситуаций, в результате чего автономная нервная система повышает свою активность.

Наличие тревоги – это ответ для организма в результате субъективного переживания личностных угроз, поскольку внутренняя регуляция нарушена. С психологической точки зрения тревожность выступает в качестве начальной стадии стрессового состояния. С психологической точки зрения наличие тревожности проявляется посредством озабоченности, напряженности, нервозности, беспокойного состояния, при этом, имеет место беспомощность, неуверенность, одиночество, беззащитность, неудача, невозможность принятия решений и пр. С физиологической точки зрения тревожность сопровождает частое дыхание, учащенное сердцебиение, общая возбудимость, высокое давление, снижение чувствительности человека.

Таким образом, состояние тревоги является сложным состоянием, характеризующимся посредством возникновения соматических, психических явлений, перевозбуждения. Психическое проявление сопровождается экспансивными шагами, которые начинаются при напряжении, заканчиваясь страхом либо же паникой. С точки зрения когнитивного аспекта состояние тревоги представлено трудностями, которые сопровождают выбор действия в тех или иных ситуациях, неуверенность в завтрашнем дне. Их перечень состоит из страха, беспокойного поведения, предчувствия бед, неспособности уладить те или иные обстоятельства, страха, связанного с усилением тревожности до момента, когда тревожность перерастет в смущение в социуме.

Рекомендации по снятию тревожности

Когда речь идет о ситуативный тревожности, целесообразно использовать техники, применимые «здесь и сейчас» к таким техникам относятся:

При работе над личностной тревожностью следует использовать:

Список использованных источников

Федотова Лилия Олеговна

Осетрова Лилия Владимировна

Московский педагогический государственный университет

Как снизить школьную тревожность – помощь родителей

Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:

Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка

Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции

Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив

Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха

Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.

Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.

Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка

Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей

Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню

Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы

Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна

Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу

Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом

Дети часто учатся, наблюдая за родителями.

Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.


СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОГЕ

Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.

Помощь педагога – приемы снижения тревожности

Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:

Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником

Создайте структурированный распорядок дня в классе

Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся

Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление

Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными

Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.

Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.

Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть

Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели

Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка

Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.

Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ О ТРЕВОГЕ И ТРЕВОГЕ

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Тревожность – это эмоциональный дискомфорт, который связан с ожиданием и предчувствием неприятных переживаний или опасности. Даже если все вокруг хорошо и благополучно, человек испытывает фоновое ощущение предстоящей беды.

Тревожность в психологии может означать кратковременное эмоциональное состояние, а может являться устойчивой чертой характера человека. Тревога как эмоция свойственна всем людям и необходима для оптимальной адаптации человека к окружающему миру. Тревожность же, как часть личности человека, является нарушением в его личностном развитии и мешает полноценной жизни в социуме.

Пройдите тест на уровень тревожности (прим.ред).

Постоянное чувство тревоги и страха является следствием внутриличностного конфликта. Это может быть противоречием между образом себя идеального и себя реального, которое является расхождением между уровнем самооценки и уровнем притязаний человека. Тревожность всегда сигнализирует о необходимости удовлетворения потребности, а чувство постоянной тревоги – показатель того, что потребность не удовлетворена.

Чувство тревоги также является фактом неудовлетворения социально-психологических потребностей человека.

Популярное на сайте: 12 простых способов успокоиться и не нервничать (прим.ред.)

Повышенная тревожность тесно связана с закономерностями между эмоциональной и мотивационно-потребностной сферами личности. Внутриличностный конфликт приводит к неудовлетворению потребностей, что создает напряженность и состояние тревожности.

После того как постоянный страх и тревога закрепляется в психике человека, это новая часть личности способна негативно влиять на дальнейшие мотивы поведения – на его коммуникации с другими людьми, побуждение к успеху, жизненную активность и поступки.

Тревожность, вместе с такими эмоциями, как страх и надежда, находится в особом положении. Как сказал Фриц Перлз, великий немецкий психиатр: «Формула тревоги очень проста. Тревога — это брешь, между сейчас и тогда».

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Оцените статью
Избавиться от тревоги