беспокойство по поводу чувства

Годы жизни, потерянные по нетрудоспособности (DALY) из-за ОКР на 100 000 человек в 2002 году (показатель скорректирован с учётом средней продолжительности жизни в стране)

Начало болезни. Первая врачебная консультация. Тяжесть ОКР

  • Фрейд З. Торможение, симптом, тревога = Hemmung, Symptom und Angst. — 1925.
  • Щербатых Ю. В. Психология страха. — М. : Эксмо, 2007.
  • Мэй Р. Смысл тревоги = The Meaning of Anxiety / Ролло Мэй; пер. с англ. М. И. Заваловой и А. Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. — К. : PSYLIB, 2005.

Терапия психотропными средствами

Информация в этом разделе устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Античность и Средневековье

Навязчивые явления известны давно. С IV века до н. э. навязчивости входили в структуру меланхолии. Так, в её комплекс по Гиппократу входили:

«Страхи и уныние, существующие продолжительное время».

В XIX веке впервые широко распространился термин «невроз», к которому и причислили навязчивости. Обсессии стали дифференцировать от бреда, а компульсии — от импульсивных действий. Влиятельные психиатры дискутировали, относить ли ОКР к расстройству эмоций, воли или интеллекта.

Специфические симптомы ОКР редко прогрессирует до развития физических нарушений. Тем не менее, такие симптомы, как компульсивное мытьё рук, могут привести к сухости и даже повреждению кожи, а повторяющаяся трихотилломания — к образованию корок на голове пациента.

Характеристика когнитивной (познавательной) функции

Эта статья — об эмоциональном процессе. О психическом расстройстве см. Тревожное расстройство.

Запрос «Беспокойство» перенаправляется сюда; о повести братьев Стругацких см. Беспокойство (повесть).

Трево́га, беспоко́йство — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога связана с бессознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации.

Может иметь хронический, прогрессирующий или эпизодический характер.

В ходе аномального изменения высшей нервной деятельности происходит укоренение навязчивых мыслей, обсессий. Они не поддаются контролю, человек не может избавиться от них волевым усилием. Обычно они крайне мучительны. Для облегчения тревожности, общего состояния создаётся ритуал или даже система причудливых, странных ритуалов, называемых компульсиями. В отличие от страдающих шизофренией, индивиды, страдающие ОКР, полностью осознают болезненность своих переживаний, состояние их угнетает.

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется развитием навязчивых мыслей, воспоминаний, фантазий, движений и действий, а также разнообразными патологическими страхами (фобиями).

Схематичная интерпретация передачи импульса между нейронами. Художник: Патрик Смит, фрагмент из рекламы компании «Pfizer»

Страх – это эмоция, которая в основном вызывается опасностью или угрозой, с которой мы сталкиваемся в жизни. Страх может вызвать чувства беспомощности, тревоги и беспокойства, однако он может оказывать и положительный эффект на нашу жизнь.

С одной стороны, страх может защитить нас от опасности. Эволюционно страх был необходим для выживания наших предков. Например, страх перед диким животным, падением с высоты или другой физической опасностью помогал человеку избежать угрозы его жизни и сохранить себя. Когда мы обладаем здоровым страхом, мы более осведомлены о возможных последствиях наших действий, и это помогает нам рассчитать свои шаги и сделать лучший выбор. Страх может иногда выступать как мотивация. Он заставляет нас действовать быстрее и решительнее.

С другой стороны, страх может ограничивать нашу свободу выбора в жизни. Он может создать препятствие для достижения целей и мечтаний, поскольку мы боимся неизвестности и возможных последствий рискованных действий. Сильный страх может вызвать панику, которая приведет к ограничению нашего социального окружения и обычных повседневных действий.

Какие страхи нужно преодолевать, а от каких следует избавляться? Где заканчивается здоровый страх и начинается трусость?

Инфантилизм, как форма психической защиты и сопротивления, проявляется чаще всего в активном нежелании, а в тяжелых случаях — просто неспособности человека брать ответственность за свои действия и вести себя как зрелый взрослый. Специально для Forbes Life гештальт-терапевт Валентин Оськин рассказывает, в чем заключаются причины инфантильного поведения и почему оно всегда становится следствием произошедшего с человеком на этапе взросления

Инфантилизм или инфантильность — это состояние психики, при котором взрослые люди регулярно проявляют незрелые и детские способы поведения: отсутствие автономности, стремление к зависимости, нежелание брать на себя ответственность, избегание конфликтов, эгоцентричный взгляд на мир.

Различные концепции инфантилизма встречаются в исследованиях и трудах об ответственности и безответственности всех классиков психотерапии и психологии,  и в современном мире эта проблема остается более чем актуальной. На современного человека сваливается множество вариантов выбора, с которым необходимо определиться и — как следствие — нести за него ответственность. Порой выборов так много, что даже вполне взрослый и зрелый человек может ощутить сильнейшее желание сбежать и скинуть все проблемы на окружающих или на судьбу.

Инфантилизм как социо-психологическое явление не признается психическим расстройством, в отличие от инфантилизма, вызванного различными заболеваниями и патологиями физического развития. Признаки социального инфантилизма обычно являются частью более глобальных процессов внутри человека, инфантильное поведение всегда становится следствием произошедшего с человеком на этапе взросления, в те моменты, когда ребенок сталкивался с вопросами ответственности за свои поступки, виной.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил замечание от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередной неудачи. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые тем не менее оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а монстры были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

Достаточно выраженная тревога включает два компонента:

Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определённые темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.

Официальный диагноз может поставить психиатр. Обязательно наличие обсессий и/или компульсий.

Диагностические критерии DSM-IV-TR

Согласно МКБ-10, для постановки диагноза необходимо, чтобы обсессии и/или компульсии проявлялись в более 50 % дней в течение по крайней мере двух недель подряд и быть источником дистресса и нарушения активности. Обсессивные симптомы должны иметь
следующие характеристики:

Выполнение компульсивных действий не во всех случаях обязательно соотносится с конкретными навязчивыми опасениями или мыслями, а может быть направлено на избавление от спонтанно возникающего ощущения внутреннего дискомфорта и/или тревоги.

В него включаются:

Дифференциальный диагноз по МКБ-10

В МКБ-10 отмечается, что дифференциальный диагноз между обсессивно-компульсивным расстройством и депрессивным расстройством (F32 , F33 ) может вызывать трудности, поскольку эти два типа симптомов часто возникают вместе. В остром эпизоде предпочтение отдаётся расстройству, симптомы которого возникли первыми. Когда представлены оба, но ни один не доминирует, рекомендуется предполагать, что депрессия была первичной. При хронических расстройствах рекомендуется отдавать предпочтение тому из расстройств, симптомы которого
сохраняются наиболее часто при отсутствии симптомов другого.

Случайные панические атаки (F41.0) или лёгкие фобические (F40 ) симптомы не считаются препятствием для постановки диагноза ОКР. Однако, обсессивные симптомы, развивающиеся при наличии шизофрении (F20 ), синдрома Жилля де ла Туретта (F95.2 ), или органического психического расстройства, расцениваются как часть этих состояний.

Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа

В 1909 году Зигмунд Фрейд опубликовал работу 1907 г. « Заметки об одном случае невроза навязчивости», с описанием случая, вошедшего в историю как «Случай человека с крысой» (или Человека-крысы), описание психоанализа невроза навязчивых состояний.

Теория И. Павлова и его последователей

Академик и лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов

В дальнейшем И. П. Павлов предполагал, что суть патофизиологии нарушения не в инертном возбуждении, а в лабильности торможения. Так же считали его ученики М. К. Петрова и Ф. М. Майоров, несколько дополнив эти положения.

Сохранность критики к навязчивостям сохраняется из-за маленькой, по сравнению с бредом, интенсивности патологического возбуждения и, следовательно, меньшей силой и распространённостью отрицательной индукции.

Е. А. Попов, ученик И. П. Павлова, связывал кощунственные навязчивые мысли, контрастные влечения с ультрапарадоксальным торможением, когда возбуждаются центры, отвечающие за противоположные понятия. Он же считал, что навязчивые сомнения об удачно выполненных действиях связаны с наличием 2 пунктов возбуждения, и пункт сомнения, будучи «бо́льшим», подавляет «меньший» пункт, который отвечает за уверенность.

Механизм, связанный с серотонином

Изучается связь ОКР и сверхактивации .

Механизм, связанный с дофамином

Этот подраздел ещё не написан.

Здесь может располагаться Помогите Википедии, написав его. (31 января 2017)

«При истощении навязчивые состояния усиливаются. Обострение их вы встретите после инфлуэнцы (гриппа), после родов, при кормлении, после какой-нибудь физической болезни».

Симптомы и поведение больных. Клиническая картина

Компульсивные действия или ритуалы представляют собой повторяющиеся вновь и вновь стереотипные поступки, смысл которых заключается в предотвращении каких-либо объективно маловероятных событий или просто бессмысленные ритуалы. Обсессии и компульсии чаще переживаются как чужеродные, абсурдные и иррациональные. Пациент страдает от них и им сопротивляется.

Следующие симптомы являются показателями обсессивно-компульсивного расстройства:

Классическим примером этой болезни считается страх загрязнения, при котором у больного каждое соприкосновение с грязными, по его мнению, предметами вызывает дискомфорт и, как следствие, навязчивые мысли. Чтобы избавиться от этих мыслей, он начинает мыть руки. Но даже если ему в какой-то момент кажется, что он достаточно вымыл руки, любое соприкосновение с «грязным» предметом заставляет его начать свой ритуал заново. Эти ритуалы позволяют пациенту достичь временного облегчения состояния. Несмотря на то, что больной осознаёт бессмысленность этих действий, бороться с ними он не в состоянии.

Больные ОКР переживают навязчивые мысли (обсессии), как правило, неприятные. Спровоцировать обсессии способны любые незначительные события — такие, как посторонний кашель, соприкосновение с предметом, который воспринимается больным как нестерильный и неиндивидуальный (поручни, дверные ручки и т. п.), а также личные опасения, не связанные с чистотой. Обсессии могут носить страшный или непристойный характер, чаще чуждый личности больного. Обострения могут произойти в местах большого скопления людей, например, в общественном транспорте.

Для борьбы с обсессиями больные применяют защитные действия (компульсии). Действия представляют собой ритуалы, призванные предотвращать или минимизировать опасения. Такие действия, как постоянное мытьё рук и умывание, сплёвывание слюны, многократное предотвращение потенциальной опасности (бесконечная проверка электроприборов, закрытия двери, закрытия молнии на ширинке), повторение слов, счёт. Например, с целью убедиться, что дверь закрыта, больному необходимо дёргать ручку определённое количество раз (при этом считать разы). Проведя ритуал, больной испытывает временное облегчение, переходя в «идеальное» постритуальное состояние. Однако спустя какое-то время всё повторяется заново.

Покажу противоположную страху эмоцию. Во что нужно превратить страх, чтоб сохранять внутреннюю опору.

В ведической психологии всегда сначала ищут причину, а затем путь реализации. Как обстоит дело со страхом? Разверну мысль и резюмирую в конце.

Страхи от беспокойства ума. Как и все остальные эмоции.

_Причина страха – сосредоточенность на иллюзорной энергии, того,что временно._

Но мы живем в материальном мире. А это значит, что изначально страх есть и всегда будет.

Все живые существа беспокоятся: насекомые, птицы, животные. В материальном мире не может идти речи о полном  бесстрашии. Мы можем применять различные инструменты и постепенно освобождаться от страха, но все эти инструменты связаны не с материальной, а с духовной платформой.

Наша природа обладает некоторыми особенностями. По природе мы духовные, индивидуальные души. Но в силу обстоятельств Душа покрыта материальными вещами. Духовная и материальная природа  различны.

Если все отбросить, то изначально существует только один процесс:

Любовь – то, что существует всегда. Чистая деятельность души в ее отношениях с Абсолютом.  Олицетворение абсолютной Истины. На санскрите Любовь обозначают своим термином – Према.

Любовь, соприкасаясь с материальным, как молоко, соприкасаясь с воздухом, прокисает. Так она становится вожделением –  сверх желанием удовлетворять свои чувства. Бесконечными обвинениями, нападениями, оскорблениями. Страх – одно из этих проявлений. И тогда простоквашу невозможно снова превратить в молоко.

Стоит ли тратить силы на то, чтобы избавиться от страха? Ведь это невозможно.

_У каждого чувства и эмоции есть качество. Страх по природе холодный, легкий и сухой. Если вспомним себя в страхе, то сможем ощутить эти качества: сухость во рту, холод или холодный пот, быстро сменяющиеся мысли. В ведической психологии эмоции принято трансформировать. В другие эмоции. С противоположными качествами. Итак, холодный, сухой и легкий страх нужно трансформировать, преобразовать в эмоцию с теплыми, влажными и слегка утяжеленными качествами. Как думаете какая это эмоция?_

Энтузиазм. Прямо противоположное качество холодному, сухому страху.

_Энтузиазм приводит нас к интересу. А теперь попробуйте прочувствовать ощущения, когда вам интересно.  Вам все удается, готовы горы свернуть, столько целей и воодушевления. Энтузиазм – положительно окрашенная эмоция с теплыми, слегка увлажняющими качествами. Прямо противоположная страху. Страх нужно трансформировать в энтузиазм. Так рождается интерес._

Сейчас открывается огромное количество возможностей реализовать себя. Как никогда. От собственного производства,  земледелия, выращивания растений и животных до пошива одежды и услуг в различных сферах.

_Резюме: беспокойства ума порождают страхи. Страхи трансформируем в энтузиазм. Это приводит к интересу. Интерес рождает внутреннюю опору в жизни. Все просто. А инструментов действительно много._

Желаю всем своим подписчикам неиссякаемого интереса к жизни. От интереса рождаются только здоровые эмоции и внутренняя опора. Так происходит трансформация.

Выстраивание отношений с людьми. В позитивным русле. Со временем все проходит, а отношения остаются.

Вспомните себя в состоянии энтузиазма. И оставайтесь в нем!

Интерес — внутренняя опора — любовь. Живите с интересом!

Психологические причины инфантильности

Психологический или социальный инфантилизм может иметь ряд психологических причин, в том числе:

Так или иначе инфантилизм и его проявление — это способ справиться со стрессом или травмой, полученной в детстве. Регрессируя в детское состояние, человек как бы возвращается в то время в своей жизни, когда чувствовал себя в безопасности. И часто это действительно так. Такая своеобразная адаптация, с одной стороны,  охраняет от ужасов и боли прошлого, а с другой, мешает жить, как носителю, так и окружающим.

Одной из самых ранних и наиболее влиятельных работ в этой области выступает концепция Зигмунда Фрейда об «инфантильной сексуальности», в которой подчеркивалась важность опыта раннего детства в формировании взрослой личности. По Фрейду, развитие психики определяется способностью ребенка преодолевать Эдипов комплекс — стадию, на которой дети испытывают влечение к родителю противоположного пола и соревнуются с однополым родителем за привязанность к другому родителю. Согласно Фрейду, в здоровом варианте, это влечение со временем трансформируется в любовь и уважение к родителю. Однако если ребенок не может успешно пройти этот этап, это может привести к неразрешенным чувствам вины, обиды и стыда, которые могут сохраняться во взрослом возрасте и проявляться в виде инфантильного поведения.

Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи, желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.

Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Джанет Тейлор путём урезания MMPI создала методику под названием «Шкала проявлений тревоги Тейлор». Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определённая связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем в обычных ситуациях. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчёркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счёте, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.

Тревога и страх

Основная статья: Страх

Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — неосознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.

В большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по-разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по-разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.

Инфантилизация общества

Говоря об обществе, стоит отметить, что инфантилизации подвержен не только отдельные люди, но и целые сообщества. В последние годы растет беспокойство по поводу инфантилизации общества в целом. Этот феномен характеризуется отсутствием и избеганием ответственности, нежеланием противостоять трудным реалиям и предпочтением упрощенного, черно-белого мышления среди людей.

Вот некоторые примеры инфантилизации общества:

— Преобладание «фейковых новостей» и теорий заговора, продвигающих упрощенные объяснения сложных проблем.

— Рост «культуры отмены», при которой люди подвергаются наказанию или остракизму за выражение взглядов, которые считаются оскорбительными или политически некорректными. Это часто включает в себя тактику публичного порицания и издевательств, которые больше напоминают поведение на игровой площадке, чем зрелый дискурс.

— Прославление молодости и красоты в популярной культуре, продвигающее идею о том, что внешний вид является наиболее важным аспектом достоинства человека.

— Упрощение языка и дискурса, в котором сложные идеи сводятся к упрощенным лозунгам и коротким клипам.

— Чрезмерное использование технологий и социальных сетей, которые поощряют мгновенное удовлетворение и импульсивное поведение.

Все эти явления способствуют формированию культуры инфантилизма, при которой людей поощряют думать и вести себя как дети, а не зрелые, ответственные взрослые. Это может иметь серьезные последствия для отдельных людей и общества в целом, поскольку мешает нам справляться со сложными проблемами и находить осмысленные решения.

Инфантильность в повседневной жизни

В повседневной жизни такая незрелость может проявляться в самых разнообразных формах:

— Отсутствие трудоустройства при очевидной необходимости иметь доход и отсутствии оного. Сопротивление попыткам трудоустройства, попытки (часто безуспешные), добывать деньги в сомнительных местах.

— Застывшие трудности на работе, в учебе в личной жизни (особенно в части, связанной с финансовым успехом), решающиеся очевидными способами, но продолжающие существовать в том виде, в котором есть. Незрелому человеку очень трудно просто взять и сделать, даже если известно, что, где и сколько взять, а также, как и для чего делать.

— Явное или скрытое стремление к зависимости от кого-то более (сильного, значимого, умного, красивого, богатого – здесь возможны вариации и комбинации). Стремление к тому чтобы кто-то другой взял всю ответственность (а на деле не ответственность, а только ее неприятные части, вроде труда, дисциплины и т.д.) на себя, оставив в жизни человека только радость, счастье и наслаждение (как мама забирает все невзгоды у младенца когда приходит по первому его крику, целует, кормит, любит). Например, стремление, обычно из одних отношений немедленно уходить в другие — одно из проявлений незрелости. Обычно такое желание ещё сопровождается страхом быть покинутым.

— Расхождение слов с делами, частые обманы даже по мелочам, пустые обещания. Незрелым людям тяжело держать данные обещания, трудно находиться под «гнетом» обязательств.

— Сложность в поддержании самодисциплины, эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся при первых трудностях, стремление все бросить, если не получается сразу и лучше всех. Неприятие истины о том, что успех дается регулярным трудом.

Незрелое поведение часто стигматизируется обществом. Многие люди, страдающие от этого, испытывают стыд или смущение из-за своего поведения и могут пойти на многое, чтобы скрыть это от других (что обычно только ухудшает их положение). Важно понимать, что большинство людей у которые есть проблемы с ответственностью, часто не могут иначе. Это не оправдывает их, однако это важно учитывать при построении отношений и подходить к такому поведению с пониманием, поскольку для некоторых людей оно может быть глубоко укоренившимся механизмом преодоления.

Что включают в себя признаки инфантилизма

Инфантилизм, как форма психической защиты и сопротивления, подразумевает в большинстве случаев активное нежелание, а в тяжелых случаях неспособность человека брать на себя ответственность за свои действия и вести себя как зрелый взрослый. Людей, демонстрирующих инфантильные поведение и стиль жизни, часто называют безответственными, при этом само слово инфантильность несет в себе сильный стигматизирующий контекст. Важно осознать, что во многих случаях инфантильный человек демонстрирует отсутствие самостоятельности, эгоцентризм и склонность обвинять других в своих проблемах потому что он не умеет по-другому, в силу различных причин.

Признаки инфантилизма могут включать в себя:

Как преодолевать незрелость и инфантилизм

Не существует универсального подхода к преодолению инфантилизма, учитывая, что он сам по себе является лишь симптомом, а не ядром проблемы. Способы преодоления необходимо выбирать исходя из конкретной проблематики. Но скорее всего, особенно если незрелость явная и мешает жить, то необходимо обращаться за помощью к психологам или психотерапевтам.

В гештальт-терапии всегда подчеркивается важность личной ответственности в преодолении социально-психологического инфантилизма. Тема ответственности проходит сквозь весь процесс психотерапии. Ответственность входит в систему базисных принципов гештальт-терапии: актуальность — осознанность — ответственность. Одной из целей гештальт-терапии является возвращение ответственности за свою жизнь. Это фундамент для остальных изменений.

Экзистенциальные терапевты также рассматривают инфантилизм как форму избегания, но сосредотачиваются на отношениях человека с самим собой и окружающим миром. Они помогают человеку осознать свою собственную свободу и возможности, которые существуют для него, чтобы создать осмысленную жизнь. Это включает в себя признание трудных аспектов жизни и принятие на себя ответственности за собственный выбор, а не полагаться на других в принятии решений за них.

В когнитивно-поведенческой психотерапии упор делается на преодоление и изменение неадекватных паттернов мышления и поведения. Терапевт работает с человеком, чтобы выявить и изменить негативные модели мышления и разработать более адаптивные стратегии преодоления. Этот подход может быть особенно полезен для людей, которые борются с тревогой, депрессией или другими расстройствами настроения, которые могут способствовать инфантильному поведению.

Путь к обретению зрелости, преодоление инфантилизма, пожалуй, один из самых сложных, если говорить о личностном росте. Это достаточно трудная задача и для психотерапевта — такая терапия требует большой квалификации, устойчивости и собственной зрелости. Такая терапия обычно занимает много времени, не меньше года, а если случай, осложнённый (как часто бывает) внешними обстоятельствами, то еще больше.

Инфантилизм или незрелость и их потенциальное влияние на общество — сложная и многогранная проблема, которая многими рассматривается как блажь, баловство и невинное выражение личных предпочтений, на практике же за ней часто стоит тревожный и болезненный процесс, часто неосознаваемый самим носителем. Такая двойственность создает опасность того, что человек не получит помощь т.к. к нему никто не отнесется серьезно, но при этом он может подвергнуться стигматизации, и опять же не получить помощь из-за всепоглощающего чувства стыда, вины и собственной ничтожности.

Важно понимать, что существует целый ряд факторов, которые могут способствовать незрелости человека во взрослом возрасте, включая детские травмы, социальную изоляцию и другие основные проблемы психического здоровья, и что инфантилизм, выученная беспомощность и безответственность, в большинстве случаев — это симптомы более глобальной проблемы. Не стоит забывать и о том, что существует более широкий культурный контекст, который может способствовать распространению инфантилизма. В обществе, которое больше ценит молодость и незрелость, нетрудно увидеть, как некоторые люди могут чувствовать себя вынужденными принять более детскую идентичность чтобы сохранить статус-кво.

Оцените статью
Избавиться от тревоги