почему у детей с нарушением зрения проявляются множественные признаки тревоги

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ Тревога

Елена Рожкова Разнообразные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Игра является лучшим способом организации деятельности дошкольников.

В своей работе используем все виды игр.

1. Дидактическая игра.

Содержание
  1. Методы лечения астигматизма у детей
  2. Симптомы и признаки астигматизма у детей
  3. Симптомы миопического астигматизма
  4. Причины развития астигматизма у детей
  5. Патогенез заболевания
  6. Факторы риска развития астигматизма у детей
  7. Причины миопического астигматизма
  8. Патогенез расстройства
  9. Факторы риска развития болезни
  10. Что такое ограниченные возможности?
  11. Определение ограниченных возможностей в IDEA
  12. Определение ограниченных возможностей в Разделе 504
  13. Как соотносятся IDEA и Раздел 504?
  14. Библиографическое описание
  15. Прогнозы миопического астигматизма
  16. Диагностика
  17. Диагностика астигматизма у детей
  18. Осложнения патологического состояния
  19. Возможное лечение
  20. Осложнения и последствия астигматизма у детей
  21. Профилактика
  22. Прогнозы астигматизма у детей
  23. Классификация и виды патологического процесса
  24. Профилактика астигматизма у детей
  25. Публикация «Разнообразные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
  26. Играйте с детьми, развивая их!

Методы лечения астигматизма у детей

Лечение астигматизма у детей до определенного возраста проводится только консервативными способами. Применяются линзы или очки для коррекции зрительной функции. Возможно использование специальных линз, которые помогут скорректировать кривизну хрусталика.

Слабые формы патологического процесса обычно лечения не требуют. Симптомы минимальные, не мешают нормальной работе глаз. После полного формирования зрительного органа, то есть примерно в 18-20 лет, возможно оперативное лечение патологического процесса. Оно требуется, если консервативные методы уже исчерпаны и не имеют смысла, при высокой степени выраженности астигматизма у детей.

Хирургическое вмешательство позволяет решить проблему астигматизма полностью, радикально. Однако оперативное лечение проводится только по показаниям.

Симптомы и признаки астигматизма у детей

Симптомы астигматизма у ребенка зависят от клинического случая. Чаще всего патологический процесс проявляет себя нарушениями нормального зрения. При этом, в зависимости от форма астигматизма, возможна как близорукость, так и дальнозоркость. В первом случае пациент не видит вдаль, во втором — вблизи. Помимо нарушений зрения, которые могут заметить родители (нужно смотреть на поведение ребенка), есть и другие симптомы:

Клинические признаки астигматизма у детей определяются характером патологического процесса, причинами, степенью выраженности расстройства и прочими параметрами. Но основной симптом — это нарушения зрения. Если ребенок маленький, не может пожаловаться на свое состояние, заподозрить нарушения можно по характерному поведению. Пациент спотыкается, кладет предметы мимо места, не может нормально ориентироваться в пространстве. При возникновении характерных подозрений, признаков, нужно консультироваться с офтальмологом.

Течение патологического процесса неравномерное. Как правило, наибольшее прогрессирование, нестабильное течение расстройства типично для первых 7 лет жизни. Затем заболевание стабилизируется. Возможно обратное развитие патологического состояния с постепенным улучшением зрительной функции. С возрастом ситуация может вновь усугубляться.

Симптомы миопического астигматизма

Есть несколько симптомов миопического астигматизма. Клиника зависит от формы, стадии расстройства. Наиболее часто наблюдаются такие признаки:

Нарушение функций глаза — самый распространенный и очевидный признак патологического состояния. В большинстве случаев человек не может видеть на расстоянии. Изображение становится размытым. Возникают сложности с восприятием изображений, определением номеров общественного транспорта, чтением надписей и пр. В тяжелых клинических случаях, например, если развился сложный обратный миопический астигматизм высокой степени, больной с трудом видит что-либо на расстоянии вытянутой руки. В остальных ситуациях зрительная функция страдает не настолько.

Головные боли— последствие патологического процесса. Развивается как результат повышенной зрительной нагрузки и вынужденного положения головы, шеи. У пациентов с миопическим астигматизмом развиваются проблемы с позвоночником, из-за чего происходит нарушение кровотока, спазм позвоночных артерий.

Повышенная утомляемость типична для пациентов с нарушениями зрения. Работа с компьютером, письмо, чтение становятся проблематичными. Человек не может нормально взаимодействовать с техникой, не переносит зрительной нагрузки.

В отличие от гиперметропический миопии, которая сопровождается дальнозоркостью, миопическая сопровождается симптомами близорукости. Иногда пациенты без пояснений врача не понимают, что с глазами что-то не так. Имеет место комплексный патологический процесс, в не только близорукость.

Причины развития астигматизма у детей

Причины развития патологического процесса комплексные. В некоторых случаях имеют место наследственно обусловленные формы расстройства. Астигматизм у детей проявляется с первых же дней жизни, максимально проявляет себя к окончанию первого года. В других случаях заболевание приобретенное. Развивается на фоне травм, воспалительных процессов, прочих фактора влияния на органы зрения. Причины определяются под контролем врача. Понимание сути патологического состояния позволяет быстрее назначить лечение. Достаточно эффективное для коррекции расстройства зрительной функции.

Патогенез заболевания

Нарушения зрительной функции у детей развиваются по широкой группе причин. Среди них можно выделить:

Наследственность как причина патологического процесса — одна из главных причин астигматизма в целом. Если же говорить о заболевании у детей — это основная причина расстройства. При этом нарушение может развиться даже тогда, когда у родителей астигматизма не было. Но причина все равно генетическая. Родители — всего лишь носители характерного признака, но сами могут не болеть. Это распространенное явление.

Виновниками нарушений зрения могут стать некоторые наследственные патологии. Например, пигментный ретинит, который приводит к дегенерации сетчатки с течением времени. Другой распространенный вариант — алкогольный синдром плода. Типичен для детей, который рождаются у пьющих родителей. Несколько реже диагностируется альбинизм. Но более, чем у половины альбиносов обоих полов диагностируют астигматизм и множество сопутствующих патологий зрительного анализатора.

Травмы и повреждения глаза, хрусталика, роговицы провоцируют нарушение кривизны структур глаза. В результате преломление света, попадающего на сетчатку глаза, оказывается неправильным. Формируется искаженное изображение. Речь идет о широкой группе травм: ожоги, ссадины, подвывихи. Нарушение может стать результатом проведенной операции, хирургического лечения.

В некоторых случаях патологический процесс развивается в результате заболеваний глаза. Например, поражений зрительного нерва, птоза (опущения верхнего века). Наибольшую опасность несет кератоконус, изменение формы хрусталика, вытягивание, приобретение конической структуры.

Развитие астигматизма у ребенка развивается по одной или сразу нескольким причинам. Определение виновников патологического процесса — работа врача-офтальмолога. При этом астигматизм у детей протекает непредсказуемо, особенно в первые 7 лет жизни. Независимо от причины патологического состояния.

Факторы риска развития астигматизма у детей

Помимо причин астигматизма у детей большую роль играют факторы повышенного риска. Они увеличивают вероятность развития расстройства. Среди факторов риска:

Определение факторов риска также важно. Многие можно скорректировать, чтобы уменьшить вероятность расстройства.

Причины миопического астигматизма

Миопический астигматизм — это заболевание, на которое приходится более 60% от всех случаев астигматизма. Патологический процесс в основном имеет врожденное происхождение. Намного реже бывает приобретенным. Заболевание изучено не полностью. Остаются вопросы относительно закономерностей развития болезни, некоторых других факторов.

Патогенез расстройства

В основе причин нарушения рефракции лежит неправильное преломление света оптическими структурами, глазом. В норме лучи света фокусируются точно не сетчатки, что и обеспечивает качественное изображение. При развитии миопического астигматизма, лучи фокусируются перед сетчатой оболочкой. Картинка становится нечеткой, смазанной, пациенты жалуются на плохое зрение.

Патологическое состояние почти всегда врожденное. Врожденная форма считается наследственной. Если болел хотя бы один родитель, вероятность расстройства составляет от 25 до 50%. Нарушение имеет два компонента. В основе патогенеза заболевания лежат:

Оба фактора присутствуют у пациентов, но в различной мере. Заболевание может развиться и у людей с неосложненным анамнезом. В такой ситуации причины патологического процесса будут такими:

Среди всех причин патологического процесса, миопического астигматизма, основная доля патологий приходится на врожденную, аутосомно-доминантную (особый тип наследования) форму. Определить непосредственную причину заболевания можно не всегда. Однако это важно для подбора подходящей терапии и мер вторичной профилактики. Направленных на предотвращение повторения патологии в будущем.

Заболевание обычно стойкое. Но иногда нарушение преходящее. К таковым можно отнести миопический астигматизм при беременности или во время гормональных перестроек. Пациентам показано динамическое наблюдение. Если состояние не нормализуется — проводится лечение.

Факторы риска развития болезни

Кроме непосредственных виновников, можно выделить группу факторов риска. При наличии хотя бы одного, вероятность расстройства увеличивается:

Миопический астигматизм относится к опасным патологиям, которые без достаточного лечения провоцирует необратимые проблемы со зрением. Это справедливо для пациентов младшего возраста. У взрослых ситуация не так опасно. Тем не менее, запускать заболевание все равно не стоит, поскольку от момента начала терапии зависят перспективы полного восстановления.

Что такое ограниченные возможности?

«Ограниченные возможности — это естественная часть человеческого опыта, которая никоим образом не уменьшает право людей участвовать в жизни общества и вносить свой вклад».

— Individuals with Disabilities Education Act (Закон об образовании людей с ограниченными возможностями),  20 U. S. C. §1400(c)

Люди и законодательство дают разные определения понятию «ограниченные возможности».

Существует множество различных культурных взглядов на вопросы ограниченных возможностей, и с течением времени наше понимание этого аспекта жизни менялось. Просмотрите материалы  One Out of Five: Disability History and Pride Project

В случае учащихся государственных школ существует два федеральных закона, Individuals with Disabilities Education Act, () и Раздел 504 Rehabilitation Act (Закон о реабилитации) (), в которых предусмотрены права и средства защиты для учащихся с ограниченными возможностями. Каждый из этих законов содержит разное определение ребенка с ограниченными возможностями.

Определение ограниченных возможностей в IDEA

В соответствии с  учащийся, отвечающий определенным критериям, имеет право на Individualized Education Program (IEP, индивидуальная программа обучения). Согласно определению этого закона, «ребенок с ограниченными возможностями» , в ходе которого было определено:

К ним относятся:

Каждая из этих категорий имеет конкретное определение в правилах особого обучения. Если вы хотите узнать, обладает ли ребенок ограниченными возможностями, относящимися к одной из этих категорий, рекомендуем прочесть специальные определения или попросить кого-нибудь ознакомиться с ними вместе с вами. Определения доступны онлайн в

Если ребенок обладает ограниченными возможностями, как определено в IDEA, но нуждается только в «соответствующей услуге» или «условиях», а не в «особом обучении», тогда он не соответствует критериям для IEP, хотя может претендовать на план по Разделу 504.

Определение ограниченных возможностей в Разделе 504

запрещена дискриминация людей с ограниченными возможностями в школьных округах. В соответствии с изложенными в нем требованиями, представители округа должны предоставлять особое обучение, условия, услуги или поддержку учащимся, необходимые для равного доступа к образованию. Согласно определению этого закона, учащийся с ограниченными возможностями имеет:

Чтобы ознакомиться с дополнительной информацией о Разделе 504, перейдите на страницу самых распространенных вопросов, опубликованных на сайте Office for Civil Rights (OCR, Управление по защите гражданских прав) под руководством U. S. Department of Education (Министерство образования США) здесь:

Кроме того, от имени OCR в интернете опубликована информация касательно «Гражданских прав учащихся со скрытыми ограниченными возможностями согласно Разделу 504 Rehabilitation Act (Закон о реабилитации) от 1973 года»:  В ней кратко описаны различные состояния здоровья, которые не всегда могут быть очевидны другим людям, но способны влиять на ученика в школе.

Как соотносятся IDEA и Раздел 504?

Соответствуют критериям Раздела 504

Соответствуют критериям IDEA

Согласно обоим законам, представители школьных округов обязаны предоставлять учащимся Free Appropriate Public Education (FAPE, Бесплатное соответствующее государственное образование).  Это означает, что представители округа должны предоставить ряд услуг в соответствии с индивидуальными потребностями учащихся, которые сталкиваются со сложностями в достижении успеха в школьном обучении из-за ограниченных возможностей.

Раздел 504 предусматривает услуги для более широкой группы учащихся, чем IDEA, поскольку включает более широкое определение ограниченных возможностей.  Итак, если ученик отвечает определенным требованиям согласно IDEA и имеет право на IEP, он также защищен положениями Раздела 504. Однако существует множество учеников, которые защищены положениями Раздела 504 и пользуются планом по Разделу 504, но не требуют особого обучения и не отвечают критериям IEP согласно IDEA.

Один из способов понять соотношение двух законов — подумать обо всех учащихся в целом: прежде всего, некоторые из этих учащихся имеют ограниченные возможности (Раздел 504); и уже меньшая их часть имеет ограниченные возможности и требует особого обучения (IDEA).

Выше изображен большой круг, представляющий всех учащихся. Средний круг внутри большого представляет учащихся с ограниченными возможностями, которые отвечают критериям для получения услуг по Разделу 504.  В эту группу входит меньшая подгруппа, имеющая также право на услуги согласно IDEA. Ключевым моментом, который следует помнить об этом графике, заключается в том, что учащиеся в меньших кружках также являются частью большой группы, включающей всех учащихся. Они имеют те же права, что и все ученики, а также защиту от дискриминации из-за ограниченных возможностей, включая доступ к услугам, которые нужны им для участия в жизни школы.

Учащиеся, защищенные положениями Раздела 504 и отвечающие критериям IEP, как правило, будут иметь только IEP. Все, что было бы в плане по Разделу 504, необходимо включить в IEP, часто на странице условий или в перечне связанных или дополнительных услуг или вариантов поддержки.

В Разделе 504 запрещена дискриминация учащихся на основе ограниченных возможностей. Дискриминация может иметь место, когда программа исключает учащихся, имеющих достаточную квалификацию по другим критериям, из-за ограниченных возможностей, или когда ученик сталкивается с притеснением из-за своих ограниченных возможностей, и представители округа не реагируют на это должным образом.

Если вы считаете, что кто-либо подвергается дискриминации со стороны представителей округа из-за своих ограниченных возможностей, найдите дополнительную информацию о вариантах официальных жалоб на нашей странице о

Библиографическое описание

Гринкевич, В. О. Физическое развитие людей с нарушениями зрения / В. О. Гринкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 314-316. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106434/ (дата обращения: 04.02.2024).

Сегодня, как свидетельствует Всемирная организация здравоохранения, более двух млрд людей во всем мире имеют заболевания глаз и нарушения зрения. Процесс физической адаптации граждан с нарушением зрения эффективен, если предусматривается компетентное межведомственное взаимодействие; построены вариативные и интегративные модели, соответствующие федеральным требованиям, стандартам и потребностям людей с ограниченными возможностями; осуществляется педагогическое сопровождение физической адаптации людей с нарушением зрения.

Ключевые слова:

физическое развитие, нарушения зрения, адаптация, ограниченные возможности.

Представители сферы образования отмечают важную роль вовлеченности учащихся в занятия физической культурой. Особое внимание уделяется физическому воспитанию людей с ограниченными возможностями, в частности слабовидящих или слепых. Внутри группы присутствуют разные возрастные категории, и студенты не являются исключением. Считается, что обучение двигательным действиям и развитие двигательной сферы имеют положительное влияние на социализацию людей с ограниченными возможностями. Именно через подвижность и движения человек узнает себя и окружающий мир. Для слепых изучение двигательных действий в рамках физического воспитания является основой, так как движение выступает для них как объект, средство и цель совершенствования двигательной сферы. При этом формирование двигательной сферы для слепых осуществляется через освоение различных двигательных элементов, начиная от простых до более сложных, требующих концентрации и больших энергозатрат.

Обучение двигательным действиям у человека с дефектами зрения аналогично обучению человека без таких проблем. Целью этого процесса является овладение техникой движений, кроме того, развитие двигательных навыков и социализация. В процессе обучения движениям разучиваются исходные и конечные положения, движения и их основополагающие элементы, совершенствуется движение в целом. Кроме того, осваиваются временные рамки выполнения различных элементов и происходит оценка результатов совершенного действия. Как результат — повышается физическая готовность незрячего к последующему самостоятельному выполнению ранее разученных движений.

При обучении слабовидящих или слепых людей, важно не только научить их правильному выполнению движений, но и развить у них культуру каждого элемента и целостного двигательного действия, чтобы они приобрели уверенность в своих движениях. Целью обучения является стремление научить слабовидящего человека самостоятельно использовать физические упражнения и иные освоенные движения для дальнейшего физического совершенствования. Таким образом, обучение двигательным действиям не ограничивается простым разучиванием движений, оно также включает в себя формирование школы движений и естественных двигательных действий, что является неотъемлемой частью процесса обучения слабовидящих людей.

В процессе физического развития слабовидящих или слепых людей, особенно в раннем возрасте, необходимо применять «обходные пути» для коррекции нарушенной физической ориентации и компенсации недостатка двигательной активности. Эти «обходные пути» должны быть направлены на целенаправленное развитие тех аспектов физического развития, которые требуют коррекции.

Для коррекции физического развития слепых, эффективным подходом, «обходным путем», является использование тренажеров. Тренировки на тренажерах позволяют избежать необходимости ориентироваться в пространстве, что особенно важно для слепых людей, которые могут быть обеспокоены возможностью столкновений или получения травм. Это позволяет им регулировать интенсивность нагрузки в соответствии с их потребностями. В образовательных учреждениях, доступных для людей со зрительными ограничениями, следует использовать тренажеры, на которых выполняются координационно несложные, циклические упражнения и с низкой мощностью. Кроме того, важно, чтобы тренировки на тренажерах затрагивали как можно большее количество мышечных групп, способствуя общему физическому развитию. Применение тренажеров может быть как самостоятельным видом занятий, так и включаться в комплекс образовательных или реабилитационных программ.

Легкоатлетическая программа для слабовидящих или слепых отличается от обычной программы тем, что исключаются прыжковые упражнения и скоростной бег. В лыжной подготовке для людей разных групп здоровья не предусматривается особых различий в объеме работы, специальная группа здоровья лишь выполняет эти упражнения с меньшей скоростью.

У слепых людей наблюдается значительное отставание в сфере овладения двигательными умениями и навыками, что отражается на показателях физической подготовленности. Запас движений, которыми они могут оперировать в обществе, крайне мал. Это происходит из-за того, что нормально видящие люди могут осваивать множество движений спонтанно, наблюдая за окружающими и копируя их. Слепые лишены такой возможности. Неудивительно, что у слепых учащихся, школьников и студентов, наблюдается дискоординированное выполнение даже простых двигательных действий, например, ходьбы.

Известно, что у слепых в настоящее время наибольшее отставание среди других по показателям, характеризующим уровень физической подготовленности, наблюдается в сфере овладения двигательными умениями и навыками. Запас движений, которыми владеют слепые люди, приходя в социум, чрезвычайно мал. Это вызвано тем, что большое число движений нормально видящее население осваивает спонтанно, видя, как это делают окружающие, и копируя их. Слепые такой возможности лишены. Не случайно у слепых учащихся, школьников и студентов, наблюдается некоординированное выполнение даже такого, казалось бы, простого двигательного действия, каким является ходьба.

Для расширения активного запаса двигательных действий и повышения их качества необходима направленная коррекционная работа, базирующаяся на имеющихся у слепого потенциальных возможностях. Для людей с нарушением зрения доступно множество видов спорта: дзюдо, армспорт, велоспорт, вольная борьба, голбол, горнолыжный спорт, греко-римская борьба, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, плавание, торбол и др. Члены параолимпийской команды приносят большое количество медалей в российскую «копилку наград» и являются гордостью страны.

Формой организации обучению физической культуры людей с нарушениями зрения является непосредственно образовательная деятельность, в структуру которой включены сочетание и чередование основных видов движений. Коррекционные упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики. Большое значение в социализации населения с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет развитие физических качеств личности, с использованием специальных средств и методов адаптивной физической культуры.

Таким образом, эффективность процесса физической адаптации зависит от компетентного сотрудничества государственных ведомств; претворения в жизнь социокультурного потенциала через развитие индивидуального потенциала каждого человека и включения его в социальные мероприятия; разработки вариативных и интегративных моделей, соответствующих федеральным требованиям, стандартам и потребностям людей с ограниченными возможностями зрения; осуществления педагогического сопровождения в процессе физической адаптации людей с нарушением зрения.

  • Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. Санкт-Петербург, Изд. Р ГПУ им А. И. Герцена, 1999.
  • Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник докладов международной научно-практической конференции (г. Саратов). 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, слепой, двигательная сфера, движение, физическое развитие, педагогическое сопровождение, потребность людей, процесс обучения, физическая адаптация людей, физическая подготовленность.

Прогнозы миопического астигматизма

Прогноз миопического астигматизма зависит от нескольких факторов:

Также прочих. В основном, прогнозы благоприятные. Как для сохранения зрительной функции, так и для трудоспособности пациента. Опаснее прогнозы при раннем начале расстройства. Если ничего не делать, ребенок столкнется с развитием амблиопии. А это путь к необратимому поражению зрительной коры. Она остается недоразвитой, из-за чего человек не может нормально видеть.

Диагностика

Диагностика патологического состояния — работа для врача-офтальмолога. Обследование проводится инструментальными методами. Показаны следующие обследования:

Как правило, нарушение зрение при миопическом астигматизме имеет смешанный характер. Патологический процесс смешанный. Обусловлен не только поражением хрусталика, роговицы, но и прочими факторами. Диагностика может потребовать дополнительных мероприятий. К этому нужно готовиться, потому как диагноз не всегда выставляют с первого же раза.

Диагностика астигматизма у детей

Диагностика астигматизма у детей проводится под контролем офтальмолога. Врач проводит полный осмотр, опрашивает больного и его родителей. Собирает анамнез. Для получения точной информации о характере патологического процесса проводится серия исследований:

Диагностика позволяет поставить диагноз астигматизма. С другой стороны — определить характер и степень выраженности патологического процесса, его форму, особенности развития. Полностью описать заболевание.

Осложнения патологического состояния

Основную опасность миопический астигматизм несет детям. Патологический процесс становится причиной амблиопии. Для этого состояния типично нарушение формирование зрительной коры из-за того, что визуальные стимулы недостаточно интенсивны. Проще говоря — глаз и мозг не научились распознавать изображение.

Реже развивается косоглазие со стороны наибольшей выраженности нарушений рефракции. Второй, здоровый глаз или глаз с меньшей степенью поражения (левый, правый) выступает компенсаторным, позволяет обеспечить зрение.

Миопический астигматизм опасен и для взрослых пациентов. Велика вероятность развития ретиношизиса, дистрофии сетчатки из-за постепенного прогрессирования близорукости. Возможны и другие патологические проявления, опасные последствия. К счастью, полная слепота обычно не наступает. Однако возможны существенные нарушения зрительной функции.

Возможное лечение

Лечение миопического астигматизма может быть консервативным или оперативным. Важным компонентом коррекции миопического астигматизма выступает применение специальной оптики. Очки подбирают индивидуально, с учетом показателей, особенностей рефракции конкретного пациента. Если сила линз слишком велика, коррекцию проводят в несколько этапов. Чтобы пациент мог нормально привыкнуть.

Если проведение консервативной терапии не дает полного результата, может проводиться лазерная операция при миопическом астигматизме. С ее помощью лечится как слабая, там и умеренная степень нарушения. Прямая и обратная. Терапия проводится амбулаторно. Длительной госпитализации в стационар не требуется. Как и реабилитации. L ASIK отличается степенью вмешательства, характером лечения. Есть несколько модификаций методики. Какую использовать — решает врач.

Предпочтение отдают консервативным методикам, как самым безопасным с точки зрения перспектив восстановления. К операции прибегают в последнюю очередь. Однако, лазерные оперативные вмешательства не несут существенной опасности для зрительной функции. Они почти не дают осложнений. Но проводиться должны только после предварительной подготовки. Избегать вмешательства, если другого выхода нет, не нужно.

Осложнения и последствия астигматизма у детей

Осложнения астигматизма касаются недоразвития зрительной коры головного мозга. Если глаз не получает достаточных стимулов, четкого понимание, как нужно работать не формируется. Постепенно развивается амблиопия. Синдром ленивого глаза. С определенного возраста, примерно с 8-10 лет патологический процесс вообще не поддается коррекции, никакими средствами и методами. Потому медлить с терапией не стоит.

Другие варианты касаются опасности травм, происшествий из-за недостаточного зрения у ребенка. Возможны падения, повреждения, в том числе смертельно опасные. Особенно, если патология не корректируется самостоятельно и лишь усугубляется.

Профилактика

Специфическая профилактика патологического процесса не разработана. Она невозможна, если речь идет о врожденной форме нарушения. Потому как заболевание генетически обусловлено, наследуется от родителей. Приобретенные формы в этом отношении проще, достаточно соблюдать простые рекомендации:

При развитии проявлений миопического астигматизма, показано немедленное начало лечения. Чем раньше будет проведена терапии, тем лучше шансы на полное восстановление.

Прогнозы астигматизма у детей

Прогнозы зависят от степени выраженности расстройства, характера и момента начала лечения, ответа на терапию, вида изменения рефракции. Если лечение начинается вовремя, используется корректирующая оптика, есть все шансы на восстановление зрительной функции. Без достаточной помощи возможно развитие косоглазия и амблиопии, которые спровоцируют неизлечимые расстройства работы зрительного анализатора.

Классификация и виды патологического процесса

Классификация патологического процесса может проводиться по основаниям формы, течения, локализации, распространенности астигматизма и не только.

Первый критерий предполагает ориентироваться на меридианы астигматизма. То есть то, под каким углом падает свет на сетчатку глаза после прохождения через оптические среды.

По критерию происхождения патологического состояния, можно выделить врожденную и приобретенную формы. Первая встречается намного реже и создает больше всего рисков для пациента. В некоторых пределах миопический астигматизм до возраста, пока продолжается развитие глаза, считается вариантом физиологической нормы. Но такое встречается сравнительно редко.

Третий критерий — это характер распределения световых лучей, сохранность фокусирующей способности глаза. Выделяют:

По характеру преломляющей способности глаза, можно назвать:

В некоторых ситуациях нарушение имеет множественные параметры, которые включают признаки одного, другого патологического состояния. В таком случае говорят о смешанном миопическом астигматизме. К таковым относится, например, сложный миопический астигматизм прямого типа. Или другие формы.

В качестве критерия классификации можно использовать стадирование патологического состояния. Выделяют:

Они отличаются симптоматикой и перспективами полное коррекции, восстановления зрительной функции. Чем более запущен патологический процесс, тем сложнее обстоит дело.

Профилактика астигматизма у детей

Профилактика астигматизма у детей, если речь идет о врожденной форме патологического процесса невозможна. Нужно наблюдать за состоянием пациента и, если есть подозрения, консультироваться с детским офтальмологом. Профилактика приобретенной формы патологического процесса включает контроль за занятиями ребенка, во избежание травм и повреждений глаза.

Публикация «Разнообразные игры для детей дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Существует огромное множество дидактических игр. Они развивают познавательные процессы дошкольников (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Развивают мышление, речь, воображение, память детей, расширяют представления малышей об окружающем мире.


ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

Очень важно в дидактической игре соблюдать правила. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.


ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

Подбирая игры для дошкольников с нарушением зрения, необходимо учитывать его зрительный диагноз, остроту зрения.

2. Сюжетно-ролевая игра.

Это одна из самых любимых детских игр. Формируется поведение детей в разных ролях, которые хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли». Элементы таких игр можно также использовать в занятиях, например, по социально-бытовой ориентировке.


ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

3. Театрализованная игра.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает многие психические функции.


ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

Театрализованные игры являются одними из самых любимых у наших воспитанников.

4. Подвижная игра.

Подвижные игры — одна из важных составляющих физического воспитания ребенка. Успешное физическое развитие будет выполняться при условии, если игры и развлечения подобраны соответственно возрасту малыша и несут посильную для него нагрузку. Необходимо учитывать возможности здоровья детей. Ведь у детей с нарушением зрения недостаточно сформирована зрительно-двигательная функция, а также нарушена ориентировка в пространстве.


ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

ПОЧЕМУ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПРОЯВЛЯЮТСЯ МНОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТРЕВОГИ

Играйте с детьми, развивая их!

Есть разные классификации астигматизма у детей. Лучше всего ситуацию, клинические случаи описывают классификации по степени выраженности, моменту развития, течению болезни.

В зависимости от степени выраженности выделяют:

Чаще всего в клинической практике встречаются легкие формы патологического процесса, остальные — намного реже. Тяжелые разновидности наблюдаются всего в 1-1.5% случаев.

В зависимости от момента развития, расстройство делится на врожденное и приобретенное. Наследственные типы астигматизма встречаются чаще прочих. Врожденные виды астигматизма у детей могут пройти самостоятельно, по мере роста и развития глаза. Однако такое встречается не всегда. Многое зависит от конкретной причины патологического состояния, наследственности, а также прочих индивидуальных факторов.

В зависимости от характера течения, патологический процесс может быть правильным или неправильным. Или простым и сложным. Простые формы астигматизма у детей характеризуются равномерным распределением нарушения преломляющей способности, обычно стабильным течением расстройства. Относительно хорошо поддается коррекции под контролем детского офтальмолога.

Сложные формы астигматизма у детей характеризуются нестабильным распределением нарушения преломления в зависимости от меридиана. Характерно сочетание дальнозоркости с близорукостью. Коррекция занимает больше времени и требуется больше усилий со стороны врача. Сложные формы астигматизма при этом встречаются в несколько раз реже.

Деление возможно и по другим критериям. Например, по распространенности астигматизма. Чаще всего развивается двустороннее поражение, когда в патологический процесс вовлечены оба глаза. Реже наблюдается поражение только одного глаза с одной или с другой стороны. В некоторых случаях астигматизм проявляет себя неравномерно. Например, с одной стороны глаза сильнее, с другой — слабее. Возможны отличия в формах заболевания, в зависимости от стороны. Отсюда сложности в подборе лечения. Однако действительно неизлечимых случаев не существует. Вопрос лишь в сложности и времени определения тактики коррекции. В основном для лечения астигматизма у детей используются консервативные меры. Коррекция линзами или очками — основной вариант терапии патологического процесса. Операции откладывают до тех пор, пока глаз полностью не сформируется. Проводят после 18-20 лет, по показаниям, если врач считает, что других вариантов терапии нет. По нашим оценкам, более, чем в половине случаев можно ограничиться только консервативной терапией.

Оцените статью
Избавиться от тревоги