Опросник доступен бесплатно, не требует регистрации на сайте. Он позволяет определить степени развития таких психических отклонений:
Методика предполагает оценку 40 высказываний, относящихся к четырем блокам. Каждый блок содержит 10 пунктов и характеризует одно из психических состояний.
- Кому предназначен этот тест
- Что такое тест Айзенка?
- Агрессивность
- История появления
- Тревожность
- Где можно пройти?
- Фрустрация
- Для чего нужен тест на темперамент?
- В чем состоит лечение психических состояний
- Как проходить тест?
- Ригидность
- Критика
- Айзенка личностный опросник (epi)/Бланк ответов Бланк ответов
- Анализ результатов
- Как понимать результаты?
- Нейротизм
- Психотизм
- Экстраверсия
- Интроверсия
- Деление на темпераменты
- Об авторе
- Исследовательская деятельность
- Литература
- Можно ли считать результаты теста диагнозом
- Интерпретация результатов
Кому предназначен этот тест
Методика Ганса Айзенка широко применяется в клинической практике и для самооценки состояния. Она полезна для периодической самопроверки людям, подверженным негативному влиянию извне: переживающим конфликт, задействованным на стрессовых работах, пережившим тяжелое расставание или токсичные отношения.
Тест помогает определить слабые места личности и риски развития психологических отклонений. Используется для уточнения психиатрических диагнозов, выявления признаков заболеваний на ранних стадиях. Не имеет возрастных ограничений для людей от 18 лет.
Что такое тест Айзенка?
Психическое состояние – это режим жизнедеятельности человека, отличающийся определенными энергетическими характеристиками и системой психологических фильтров, обусловливающих восприятие окружающего мира и проявления в нем самого человека. Темперамент – это устойчивое психическое состояние человека, которое на протяжении всей жизни не меняется.
Разработанный ученым-психологом Гансом Айзенком тест позволяет диагностировать темпераментные характеристики личности человека. Автор предполагал, что описать психические особенности личности можно двумя ключевыми факторами: экстраверсией/интроверсией и нейротизмом. Экстраверсия или интроверсия – это ориентация человека на внешний или внутренний мир, под нейротизмом понимают проявление психических состояний в условиях воздействия внешних раздражителей.
Типологий личностей в психологии существует множество. Самая известная из них делит людей по темпераментам на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов – наверняка вы о них слышали. Определить принадлежность к типу можно сведением характеристик человека, например, тестированием.
Один из самых известных тестов на типы психических состояний – опросник Ганса Айзенка (Eysenck Personality Inventory – EPI). Он учитывает несколько факторов, которые позволяют наиболее точно определить тип темперамента, к которому относится конкретный человек.
Расскажем, кому и зачем нужно пройти тест Айзенка, как читать значения и стоит ли им доверять.
В последнее время, когда жизнь вокруг стремительно меняется, спрос на услуги психологов заметно вырос: люди чувствуют волнение, переживания, испытывают разного рода эмоции, с которыми не могут совладать, теряют «почву под ногами». Это заметно ухудшает качество жизни. Понимать, принимать и проживать свои чувства, успокоиться, найти баланс внутри – посильная задача для каждого.
На онлайн программе «Сам себе психолог» вы научитесь этим важным навыкам и сможете самостоятельно справляться с эмоциональной нестабильностью, оказывая себе первую помощь посредством техник, предложенных профессионалами. А чтобы научиться регулировать свое состояние, справляться со стрессом экологично для себя и окружающих, приглашаем на программу «Психическая саморегуляция».
Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.
В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.
Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.
Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.
Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.
Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.
Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.
В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.
Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?
Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.
В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).
Тео́рия ли́чности А́йзенка, теория личности, разработанная Х. Ю. Айзенком. Используя факторный анализ, Айзенк выделил ряд черт личности (общительность, импульсивность, активность и др.). Их повторная факторизация привела к выявлению суперфакторов – экстраверсии и нейротизма, которые являются ортогональными, т. е. не зависимыми друг от друга (Eysenck. 1947; Cervone. 2015). Каждый суперфактор рассматривается как континуум, обладающий двумя полюсами (экстраверсия – интроверсия, нейротизм – эмоциональная стабильность), между которыми располагаются различные степени выраженности черты.
Экстраверсия описывается как направленность на других, на социальное взаимодействие (социабельность) и импульсивность. Экстравертов характеризует общительность, стремление к социальным контактам, активность, тогда как интровертов – замкнутость, избегание больших компаний. Нейротизм указывает на тенденцию испытывать частые и интенсивные отрицательные эмоции (Eysenck. 1947; Cervone. 2015; Первин. 2001). Обладатели высокого нейротизма склонны к переживанию тревоги, негативных эмоций и беспокойства. Низкая выраженность нейротизма (эмоциональная стабильность), напротив, предполагает уравновешенность, спокойствие и сдержанность в проявлении эмоций.
Впоследствии к описанным двум чертам была добавлена третья – психотизм (Eysenck. 1968; Eysenck. 1970), который описывается как непринятие социальных норм поведения, равнодушие к другим, поиск ощущений и возбуждения, склонность к риску, бесчувственность и эгоцентризм. Кроме того, психотизм связан с криминальными наклонностями и поведением. Выделение этой черты потребовалось потому, что две другие сами по себе не давали возможности дифференцировать здоровых и имеющих клинический диагноз людей (Cooper. 2020; Купер. 2000). При этом современные исследования показывают, что психотизм недостаточно полно характеризует психические расстройства (Van Kampen. 2009).
В итоге теория Айзенка получила название PEN по первым буквам названий описанных в ней черт (Psychoticism, Extraversion, Neuroticism).
Сочетание черт экстраверсии – интроверсии и нейротизма – эмоциональной стабильности даёт четыре типа личности (Eysenck. 1985), обладающие разными более частными характеристиками: стабильный экстраверт, нестабильный экстраверт, стабильный интроверт, нестабильный интроверт. Эти типы личности соотносятся с четырьмя традиционными типами темперамента, описанными Галеном (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик), а также описаниями типов темперамента по И. Канту и характеристиками темпераментов по В. Вундту (Eysenck. 1985; Merenda. 1987; Купер. 2000). Соответствие типов темперамента по Галену и выраженности черт личности модели PEN имеет эмпирические подтверждения (Howarth. 1989). Кроме того, выделенные Айзенком типы личности удалось соотнести с типами нервной системы по И. П. Павлову (Ruch. 1992). Однако в большинстве исследований экстраверсия, нейротизм и психотизм рассматриваются как отдельные черты, без стремления к выделению типов личности.
Сходные по содержанию черты личности (экстраверсия и нейротизм) были выделены в исследованиях Р. Кеттелла, вошли в модели личности «Большая пятёрка» и НЕХАСО.
Согласно Х. Ю. Айзенку, черты личности имеют биологическую основу. Это положение базируется на клинических исследованиях влияния повреждений головного мозга на личностные характеристики (Eysenck. 1967). Биологической основой нейротизма является лимбическая система, которая связана с активацией эмоций и запуском реакций симпатической нервной системы. Экстраверсия связана с другой системой мозга – восходящей ретикулярной активирующей системой (ВРАС), или ретикулярной формацией, которая контролирует уровень активности мозга. Психотизм связан с мужскими гормонами и иными биохимическими факторами, например, серотонином (Eysenck. 1985). В целом, эмпирические исследования с определёнными допущениями подтверждают связь индивидуальных различий в экстраверсии и нейротизме с функционированием различных областей мозга (Mitchell. 2016). Обобщая результаты психогенетических исследований на различных выборках (близнецы, приёмные дети и родители), а также выборках разных возрастов и стран, можно утверждать, что генетические факторы и индивидуальная среда определяют 30–50% индивидуальных различий в экстраверсии и нейротизме и до 25% различий – в психотизме (Loehlin. 1992; Behavioral genetics. 2012).
Для измерения выраженности черт личности на основе своей теории Айзенк создал несколько опросников, среди которых наиболее известны «Двухфакторный личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Inventory, EPI) (Eysenck. 1963), измеряющий экстраверсию и нейротизм, и «Трёхфакторный личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ) (Eysenck. 1975), в котором добавлена шкала психотизма. Помимо пунктов, предназначенных для измерения собственно черт личности, опросники включают также шкалу лжи для выявления склонности к фальсификации ответов с целью показать себя в более привлекательном свете. Адаптация «Двухфакторного личностного опросника Айзенка» на русскоязычной выборке была выполнена А. Г. Шмелевым (Шмелев. 1988).
Опубликовано 26 июля 2022 г. в 12:16 (GMT+3). Последнее обновление 19 апреля 2023 г. в 13:52 (GMT+3).
Агрессивность
Необоснованная враждебность к окружающим – это агрессивность. Она проявляется через чрезмерную раздражительность, легковозбудимость, бесконтрольное или сознательное причинение вреда в ответ. Может быть вербальной и физической, носить прямой или косвенный характер.
Агрессивность развивается в качестве защитной реакции на угрозу, опасность или неблагоприятные условия жизни. Это может быть средство сокрытия комплексов, недовольства самим собой. За счет подавления других, более слабых противников, человек самоутверждается. Причиной агрессивности может быть психическая или физическая травма, оставившая сильный след в памяти. В попытке предотвратить повторение пережитой трагедии вырабатывается активная защита, состоящая в предвосхищении атаки.
Для снижения агрессивности важно установить первопричину ее развития. Психологические тренинги помогут разобраться в вопросе.
История появления
Слово «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он объяснял разделение на типы особенности поведения не по психическим характеристикам, а по преобладанию крови, лимфы или желчи в организме:
Кроме того, чистые флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики в природе практически не встречаются – у большинства людей внутри соседствуют одновременно несколько или сразу все четыре типа.
Ганс Айзенк исследовал эти психотипы с первой половины 20 века. Первый список из 40 вопросов MMQ появился в 1947 году, они были направлены на определение нейротизма. Автор составил опросник на основе других подобных систем тестирования, в которых нужно было ответить на утверждение «да» или «нет». Далее в 1956 году психолог создает новую дополненную систему диагностики, в которую входит 48 вопросов на определение нейротизма, экстраверсии и интроверсии. В опроснике также содержатся 9 пунктов, которые позволяют выявить искренность опрашиваемого – люди не всегда честны даже перед самими собой, дополнительные вопросы позволяют скорректировать сию погрешность.
В 1969 году появляется система EPQ (или PEN) на 101 вопрос, в которую вошел еще один критерий оценки адекватности – психотизм. Последнюю версию чаще используют для выявления темперамента современные психологи. В 1985 году увидела свет переработанная версия теста под названием EPQ-R, ставшая популярной и одновременно получившая шквал критики от ученого сообщества – многие ученые посчитали, что результаты, полученные по шкале психотизма, в данном тесте противоречивы и не обоснованы научно.
Тревожность
Тревожность может быть как психическим состояние, так и личностной особенностью человека. Тревожность присуща каждому, но в разной степени. В пределах нормы она, когда существует реальная угроза извне, неопределенность, связанная с неизвестностью. Если же человек испытывает тревогу постоянно, и она подменяет его повседневное самочувствие, речь идет о невротической тревожности. В таком случае обязательно показана психологическая терапия, аутотренинги.
Природа тревожности до конца не известна. Считается, что она является врожденной и может прогрессировать под воздействием неблагоприятной атмосферы и условий взросления человека. Постепенно это чувство приобретает ярко выраженные черты и оказывает деструктивное влияние на психику.
Где можно пройти?
По запросу «тест айзенка пройти онлайн» вы найдете множество интернет-ресурсов, на которых можно пройти тестирование. В большинстве случаев оно бесплатное. Однако стоит помнить: автоматическая расшифровка ответов весьма условная, относиться к ней серьезно не следует, хотя для ознакомительных целей полученных характеристик может быть достаточно. Для более точного анализа нужна помощь специалиста.
Пройти теста Айзенка на темперамент онлайн можно на разных ресурсах, например, на testometrika на 48 вопросов, psytests на 57 вопросов и onlinetestpad на 101 вопрос.
Фрустрация
Чувство отчаяния и беспомощности свойственны фрустрации. Это состояние, когда исчерпаны все способы достижения желаемого, но стремление столь сильно, что индивид теряет контроль над собой и действует безрассудно.
При высоком показателе необходимо учиться контролировать свои эмоции. Усвойте аффирмацию, что все, что предназначено вам – будет ваше. Если же цель не удалось реализовать, важно извлечь полезный урок, чтоб в следующий раз действовать лучше. Помните, что неудача сегодня может вести к успеху завтра.
Для чего нужен тест на темперамент?
Вопросы теста Айзенка на психические состояния помогают определить общие характеристики психики человека и устойчивость его нервной системы. Это полезно в плане самообразования: знание собственного психотипа помогает лучше разбираться в себе. А понимание, как работает психика у людей, улучшает возможность экологичного взаимодействия с ними и выстраивания коммуникаций.
Темперамент – это устойчивая характеристика нервной системы человека, данная с рождения и не изменяющаяся с течением жизни.
Зная свой темперамент, человеку проще выбрать профессию, хобби, занятие для выходного дня и даже домашнее животное. Так, меланхолик вряд ли захочет прыгать с парашютом и часто гулять с собачкой активной породы, а холерик заниматься шахматами и присматривать за аквариумными рыбками.
В профессиональной среде тест Айзенка на темперамент используют в комплексной диагностике состояния пациентов в психиатрии, в клинических исследованиях.
Тест помогает определить устойчивость нервной системы, выявить свойства интроверсии и экстраверсии, уровень конфликтности, склонность к нарушению норм поведения, асоциальности, некоторым психическим заболеваниям.
Пройти тестирование могут мужчины и женщины любого возраста. В целях диагностики вопросы иногда предлагают школьникам среднего звена и старших классов для профориентации.
В чем состоит лечение психических состояний
Для восстановления психического равновесия важно определить причины возникновения отклонений. Для этого необходимо пообщаться с психологом или психотерапевтом. Сеансы психотерапии помогают разобрать проблему изнутри. Необходимы также аутотренинги и высокий уровень сознательности пациента. Сопутствующее медикаментозное лечение направлено на притупление симптомов и успокоение нервной системы.
Здоровый образ жизни, режим труда и отдыха, сбалансированное питание и физические нагрузки оказывают серьезную поддержку и способствуют скорейшему выздоровлению.
Как проходить тест?
В классической версии теста Айзенка 57 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ «да» или «нет». Из вариаций тестов выбирайте тот, который учитывает вашу потребность в определении информации. Расширенная версия на 101 вопрос включает в себя утверждения о характере, здоровье, образе жизни. Сокращенная учитывает только показатели темперамента.
Отвечать на вопросы надо быстро, не раздумывая, быть честным самому перед собой. К тесту нужно приступать в спокойном состоянии, избавившись от тревоги. На ответы отведено достаточное количество времени, но лучше при его прохождении ни на что не отвлекаться.
Ригидность
Отсутствие гибкости восприятия называется ригидностью. Термин происходит от латинского rigidus — жесткий, твердый. Человек с высокой степенью ригидности не умеет перестраиваться, плохо адаптируется к новым условиям жизни. Для ригидных людей характерны такие свойства:
Умеренный уровень ригидности – полезная черта. Она наделяет человека усидчивостью, аккуратность, постоянством взглядов и точностью суждений. Ригидные люди – это педанты и аналитики. Благодаря терпению, любви к конкретике они способны глубоко разбираться в сложных вопросах и качественно организовывать их решение. Повышается также стрессостойкость, рациональность действий.
По отношению к окружающим ригидность проявляется через требовательность, соревновательность и раздражительность. Если ригидного человека ставить перед фактом резких изменений, его это разозлит или ввергнет в уныние. Важно запастись терпением и морально готовить человека к грядущим переменам.
Критика
Тест Айзенка с вопросами для определения темперамента не у всех членов ученого сообщества вызывает однозначное одобрение. В чем удобство системы:
Несмотря на критику, система диагностики темперамента EPI популярна и универсальна. Тест Айзенка онлайн поможет определить ваш темперамент совершенно бесплатно. Этот один из ключей на пути к пониманию себя, узнаете, к какому психотипу относитесь, можете скорректировать свою жизнь для улучшения ее качества.
На программе «Сам себе психолог» вы научитесь справляться с эмоциями, переживаниями с учетом своего психотипа и узнаете, как найти внутренний баланс, принимать и проживать свои чувства, успокоиться в нужный момент без помощи специалиста. А научиться регулировать свое состояние и экологично бороться со стрессом приглашаем вас на программу «Психическая саморегуляция».
Изучайте себя – это ключ к счастливой и интересной жизни!
А в заключение предлагаем пройти небольшой тест, чтобы закрепить материал статьи:
Айзенка личностный опросник (epi)/Бланк ответов Бланк ответов
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
Анализ результатов
Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).
У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.
Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.
Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:
Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).
Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.
Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).
Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.
Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.
Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.
Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.
Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.
Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.
Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.
Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.
Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.
Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.
Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.
Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
Как понимать результаты?
Ответы теста Айзенка онлайн считаются по тому же алгоритму, по которому их анализируют специалисты-психологи и психиатры. Подсчет значений для каждой из шкал осуществляется по ключу, за 1 балл принимаются следующие ответы:
Интерпретация предполагает комплексное исследование показателей всех трех шкал. Если по шкале «ложь» опрашиваемый набрал 5-6 баллов, его ответы считаются неискренними и протокол признается недействительным.
Нейротизм
Под нейротизмом понимают личностную черту, выраженную эмоциональной стабильностью, наличием тревоги и депрессивности, которые могут проявляться в ежедневных делах, в профессиональной деятельности, в ситуациях стресса.
Высокие показатели по шкале нейротизма могут свидетельствовать о наличии у человека неврозов, допускается возможность их наличия и прогрессирования при затяжном стрессе или депрессивном состоянии.
Человек с высоким баллом по шкале нейротизма (лабильный тип) впечатлительный, импульсивный, быстро выходит из себя и подвержен эмоциональной нестабильности, не уверен в себе. Устойчивый вариант с баллами по шкале ниже 10 говорит о хорошей адаптации человека к меняющимся условиям, умении планомерно двигаться к намеченной цели, уверенности в будущем. При этом у устойчивого типа снижена эмоциональность.
Чем меньше баллов от 0 до 19, тем более человек уравновешен и стабилен в проявлениях.
Психотизм
За психотизмом скрываются поведенческие признаки: фантазия, воображение, способность к ассоциативному мышлению, субъективному взгляду на мир, эгоцентризм и подобные проявления.
При высоких показателях по шкале у человека могут наблюдаться конфликтность, неадекватность поведения, высокая эмоциональность в реакциях на раздражители, склонность к асоциальному поведению.
Экстраверсия
За экстраверсией понимают направленность переживаний во внешний мир, на других людей, взаимодействие с окружающими преобладает над потребностью прислушиваться и замыкаться в себе. Чем больше баллов по шкале экстраверсии, тем импульсивнее и общителен человек, тем более он социально ориентирован. Экстраверты в большинстве оптимисты, готовы рисковать, действовать в направлении исполнения мечтаний.
На экстраверта указывают 12-19 баллов теста.
Интроверсия
Противоположность экстравертам – интроверты, замкнутые и погруженные в собственные переживания люди. Они в основном сдержаны и не эмоциональны, предпочитают либо очень ограниченный круг общения, либо проводить время наедине с собой. Сторонятся общества, новых знакомств, сложно выстраивают социальные связи.
Интроверты не рискуют лишний раз, каждый свой шаг тщательно продумывают, у них не бывает спонтанных решений, как и импульсных проявлений. Люди с этим типом темперамента в большинстве пессимистичны.
Интроверты набирают 0-12 баллов теста по шкале экстраверсии:
Для объединения результатов тестирования удобно использовать «Круг Айзенка», который представляет собой систему координат со шкалами экстраверсии и нейротизма. Анализ проводится на основании психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному сектору круга.
Деление на темпераменты
Выявление типа темперамента считается одной из наиболее интересующей характеристик для обывателей. Всего их четыре: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Преобладающий тип темперамента определяется вопросами теста Айзенка EPI.
Холерикам (высокая экстраверсия + высокий нейротизм) свойственна высокая возбудимость нервной системы, низкая способностью к ее торможению, у такого человека активная жестикуляция, мимика, прерывистые движения. Он силен, вспыльчив, часто агрессивен, у него стремительно меняется настроение из-за малейшего раздражителя. Холерику сложно контролировать эмоции, которые он довольно ярко проявляет. Неуравновешенность толкает такого типа людей браться за дела, выполнять их изо всех мил, а затем истощаться раньше, чем следует. Холерики инициативны, энергичны, принципиальны, что делает их проявление в общественной жизни заметным и в основном продуктивным.
Сангвиник (высокая экстраверсия + низкий нейротизм) легко адаптируется к меняющимся условиям жизни, находит общий язык с людьми и заводит новые знакомства. Он в меру эмоционален, изменение настроения не так явно, как у холерика, а более органично и экологично для человека и окружающих его людей, ему несвойственны глубокие переживания. Мимика у сангвиников богатая, выраженная. Представители этого типа темперамента постоянно в движении, им нужные новые впечатления, из-за этого представителям типа сложно придерживаться твердого распорядка дня, соблюдать дедлайны, соответствовать высоким требованиям на работе и в жизни. Сангвиникам непросто выполнять рутинные задачи, требующие равной затраты сил на протяжении длительного времени. Для хорошей работы им необходима серьезная цель и мотивация.
Флегматик (высокая интровесия + высокий нейротизм) отличается низким уровнем физической и социальной активности, новые формы поведения вырабатываются медленно и становятся стабильными. Человек с этим типом темперамента медлителен, спокоен, обстоятелен, у него ровная мимика, речь, глубокие чувства, настроения не меняются стремительно. Флегматик – ответственный труженик, он исполнителен, усидчив, способен работать равномерно. Общителен, при этом не любит болтать попусту. При реализованности человек флегматичного типа характеризуется как добрый, выдержанный, основательный, в негативном ключе – безучастный, способный к выполнению только привычных действий, ленивый и безразличный к окружающим.
Меланхолик (высокая интроверсия + высокий нейротизм) – самый пассивный тип темперамента. У него слабо выражены чувства, хотя ни самые глубокие среди типов, реакция на раздражители обычно слабее силы воздействия. Меланхолику сложно сосредоточиться на какой-то деятельности, у него часто возникает ощущение бессилия, опускаются руки. Моторика, мимика, действия сдержанные. Меланхолики застенчивые, робкие, нерешительные, часто безынициативные. Они могут быть хорошими тружениками и способны справляться с любыми трудностями жизни в своем темпе при благоприятных условиях. В негативном ключе меланхолики склонны к депрессии, замкнутые, боязливые, тревожные и ранимые.
Об авторе
Ганс Юргей Айзенк психологом стал не сразу: сначала он изучал философию в Германии, затем во Франции в Дижонском университете был студентом кафедры литературоведения и истории. Когда семья будущего ученого переехала в Британию, Айзенк с целью освоить что-то новое выучился на психолога.
По окончании английского университета, он отправился на родину в Германию на стажировку, где, как известно, в 40-х годах 20 века в обществе широко обсуждалась идея создания сверхнации. Его внешность соответствовала критериям истинного арийца: высокий рост, светлые глаза и волосы, Айзенку получил возможность участвовать в дискуссионных клубах о будущем Германии. Ему была интересна роль мозга в селекции сверхчеловека. В нацистских лабораториях Айзенк наблюдал за научными экспериментами в лабораториях, искал качественные отличия мозга обычных людей и «сверхчеловека», размышлял о способах измерения интеллектуальных способностей. Ряд этих исследований был воспринят общественностью «шокирующими», т.к. нормальными они считались только в пределах нацистской Германии.
Работая в госпитале, ученый успевал читать лекции и писать статьи, в которых представлял мысли о перенаселении планеты, о предстоящей борьбе за выживание и победе в ней сильнейших, которые и будут представителями сверхнации. Айзенк верил, что однажды люди изобретут прибор, который позволит измерять интеллектуальные способности человека подобно градуснику или весам, определяющим вес и температуру.
Исследовательская деятельность
Ганс Айзенк основал журналы Personality and Individual Differences и Behaviour Research and Therapy, где публиковал тематические психологические и психиатрические исследования.
Нейротизм был представлен ученым-психологом как комплекс условных рефлексов и поведения, проявляющийся в избегании условно-рефлекторного раздражителя или сигнала опасности и устраняющимся при этом признакам тревожности.
Айзенк был одним из авторов трехфазной теории возникновения невроза, в которой это состояние описано как система выученных поведенческих реакций. На основе этих выводов были созданы программы коррекции соответствующих расстройств личности, например, вариации аверсивной психотерапии и невроз, конституция и личность.
Литература
- Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
- Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
- Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
- Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
- Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
- Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
- Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
- Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Можно ли считать результаты теста диагнозом
Тест на оценку психических состояний разработан в середине прошлого века и более чем за 50 лет был тщательно апробирован психологами. Он показывает высокую чувствительность и точность результатов первичного обследования личности. Онлайн форма соответствует оригинальной методике, и ее погрешности не превышают допустимую норму. При этом опросник Айзенка как и прочие методы самодиагностики не обладает достаточной валидностью для постановки медицинского диагноза. Это может сделать только врач на основании полноценного обследования.
Интерпретация результатов
Интерактивная форма теста автоматически оценит выбранные ответы и подсчитает результаты по четырем рейтингам. Каждый показатель оценивается от 0 до 20 баллов по шкале:
Средние показатели говорят о возбужденном психическом фоне. Рекомендуется снизить эмоциональную нагрузку, отдохнуть, сменить обстановку. При высоком фоне следует обратиться к психотерапевту для уточнения диагноза и назначения терапии.