диагностика тревожности старшеклассника

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА Тревога


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться.

Набор картинок для девочек
Набор картинок для мальчиков

На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Показывая каждую картинку, ребенка необходимо спрашивать – какое настроение отражается на лицах людей и почему? Веселые, счастливые и радостные, или грустные и печальные? Почему они такие? Каждый ответ отдельно фиксировать.

Выводы о диагностике уровня тревожности делают исходя из количества неблагополучных сценариев, придуманных ребенком. Если не менее чем на 7-8 картинках из 12 у изображенных людей, по мнению ребенка, оказалось плохое настроение: печальное, скучное, грустное или сердитое, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Описание

Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Уровни, причины и симптомы

Как вовремя распознать проблему и помочь ребёнку.

Кадр: сериал «Сексуальное просвещение» / Eleven Films


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Филолог, педагог, поэтесса. Интересуется психологией и знает 1001 факт об Иосифе Бродском.

Из этой статьи вы узнаете:


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Психолог, детский КПТ-психотерапевт

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Школьная тревожность — это понятие, которое включает в себя различные маркеры устойчивого эмоционального неблагополучия в школе. То есть это тревожность, проявляющаяся в конкретном контексте на протяжении нескольких недель.

Ребёнок может не тревожиться дома, в семейных поездках и в общении с друзьями, но страдать от навязчивого беспокойства, как только переступает порог учебного заведения, садится за уроки или просто думает об учёбе.

Школа — огромная часть жизни, которая тесно связана с переживаниями. Сидя за партой, мы заводим друзей, влюбляемся, учимся проявлять себя и осваиваем правила большого, не домашнего мира. Вдобавок к такой социальной активности детям надо учиться. Стремление к пятёркам, необходимость соответствовать установленным требованиям и страх перед неизбежными экзаменами сильно давят на без того перегруженную психику.

Школьная тревожность не считается расстройством. При этом тревога — одна из наиболее распространённых проблем психического здоровья учащихся. В 2023 году 86% школьников сообщили, что иногда испытывают беспокойство, связанное с учёбой. Такая тревожность может появиться в любом возрасте, но чаще всего встречается у подростков.

Тревожиться иногда — нормально. Ребёнок может переживать из-за двойки и терять уверенность в себе у доски — это не всегда указывает на тревожность. Если беспокойство имеет конкретную и адекватную причину и при этом школьник быстро адаптируется и не зацикливается на проблеме, получая необходимую поддержку от друзей, учителей и родителей, то всё в порядке. Всем иногда нужно время для поиска стабильности.

У школьной тревожности есть эмоциональные, физические и поведенческие признаки.

Распознать симптомы школьной тревожности бывает сложно: дети умеют подавлять тревогу, не всегда признают наличие проблемы и обычно не просят о помощи. Это маскирует внешние признаки, но не решает внутренних трудностей.

Академическая тревога ребёнка не всегда проявляется в прогулах и пассивности. Если школьник зациклен на получении хороших оценок, засиживается над уроками, считает школу единственно важной сферой жизни и игнорирует хобби и друзей — это тоже вероятный сигнал для беспокойства.

Важна не только сила тревоги, но и длительность. Чем дольше ребёнок находится в состоянии тревоги, тем больше аспектов жизни она будет захватывать.

«Если тревога помогает сосредоточиться на контрольных, не влияет на принятие решений, не приводит к ухудшению общего состояния, то мы можем говорить о низком уровне. Если из-за тревожного состояния ребёнок не может сконцентрироваться, хуже справляется с заданиями, отказывается ходить в школу или, наоборот, по 20 раз повторяет изученный материал, у ребёнка нарушается сон или крутит живот перед контрольной — это явно выраженная тревожность».

Школьная тревожность развивается:

Особенно важная проблема школьной среды, которая влияет на формирование школьной тревожности, — сложности в отношениях с учителями и одноклассниками. Бывает, что ребёнок и учитель не совпадают в стиле общения, или школьник не может найти общий язык с товарищами по учёбе.

Зачастую трудности в общении, прогулы школы и школьная тревожность напрямую связаны с буллингом (травлей) — целенаправленными и регулярными актами агрессии с использованием физических или эмоциональных рычагов.

Учёные на международном уровне признают травлю серьёзной проблемой, связанной с психическим здоровьем и сложностями в функционировании у детей.

В арсенале буллинга существуют разные инструменты воздействия, основанные на уничижении внешности, интеллекта или семейного положения жертвы. Агрессоры обычно используют оскорбления, слухи, обвинения и угрозы.

Находясь в эпицентре травли, ребёнок регулярно испытывает страх получения статуса изгоя. Это большой стресс для любого человека и тем более для ребёнка. Систематически подвергаясь нападкам со стороны одноклассников или учителей, школьник замыкается, чувствует уязвимость и одиночество. И в итоге жертва буллинга чаще испытывает симптомы тревоги.

К сожалению, травля не ограничивается стенами школы. С появлением социальных сетей издевательства переселились и в интернет. Существует даже отдельный термин «киберзапугивание», или «кибербуллинг», — постоянное преследование, унижение и высмеивание человека онлайн.

Если вы заметили, что ребёнок становится более замкнутым, чаще закрывается в комнате, плачет, пропускает внеклассные занятия, не проводит время с друзьями, — стоит вмешаться и выяснить, в чём проблема. Травля способна оказать глубокое и долговременное воздействие на ребёнка.

Также в развитии тревожности иногда виновата генетика. Исследования показали, что наследственный компонент в формировании тревоги составляет 25–40%.

А ещё на ребёнка влияет среда воспитания. Так, если его окружают тревожные родители и значимые взрослые, вероятность развития беспокойства у малыша возрастает.

Школьная тревожность напрямую влияет на успеваемость. Если не помочь ребёнку в такой ситуации, он постепенно утратит интерес к обучению. Также тревожность влияет на физическое состояние. Со временем ребёнок всё чаще жалуется на различные боли и общее плохое самочувствие.

Выраженная тревожность у подростков связана с риском самоповреждений и суицидального поведения и порой провоцирует развитие психических заболеваний:

Если ребёнок не делится проблемами с родителями и перестаёт ходить в школу, это часто приводит к конфликтам в семье. Но ни домашние скандалы, ни избегание школы — не решение проблемы. Наоборот, ребёнок ещё больше отвыкает от общества и замыкается в себе. Это опасно не только для его настоящего, но и для будущего, потому что негативные симптомы могут сохраняться годами и в итоге перекочуют во взрослую жизнь.

Чтобы не допустить такого сценария, важно вовремя осознать проблему и оказать помощь. Даже если тревога связана не со школой, но при этом держится более месяца, это повод проконсультироваться со специалистом.

Это тест, который показывает уровень и характер школьной тревожности. Разработал шкалу школьной тревожности (SAS) психотерапевт Биман Филлипс в 1978 году.

В тесте 58 вопросов. Среди них есть пункты об особенностях отношений с одноклассниками и педагогами, например: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?», «Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?». Опросник подходит для работы со школьниками младшего и среднего возраста.

Если родители замечают негативные изменения в самочувствии и поведении ребёнка, которые держатся долгое время и никак не связаны с известными им обстоятельствами, то важно выяснить, что происходит. И далее постепенно работать над снижением тревожности.

«Сначала необходимо снизить уровень беспокойства, не торопя и не осуждая ребёнка. Ругань из-за оценок лишь усилит тревожность, поэтому взрослым стоит запастись терпением и поддерживать школьника в преодолении тревоги, замечая все его успехи, даже если сначала они кажутся незначительными».

Чтобы помочь школьнику с тревожностью, психологи также рекомендуют родителям придерживаться некоторых стратегий поведения.

Некоторые исследователи предлагают внедрять обучение осознанности в традиционную школьную систему. По мнению этих учёных, осознанность способна помочь в улучшении навыков совладания со стрессом у старшеклассников, снижении его уровня и продвижении в учёбе.

Зачастую школьная тревожность связана с самим возвращением в школу — например, после каникул или долгого больничного. Практикующий детский психотерапевт Эрин Леонард считает, что в такие моменты родителям важно соблюдать три правила.

Если ребёнок не готов рассказать родителям о том, что его беспокоит, можно обратиться к школьному психологу или стороннему специалисту, который проведёт диагностику и предложит план помощи.

Как и любая другая тревожность, школьная может значительно снижаться в психотерапии. Стоит обратиться к детскому специалисту, если беспокойные состояния ребёнка прогрессируют:

При необходимости психолог направит ребёнка на дополнительное обследование к психиатру. В ряде случаев родители могут задействовать школьного психолога в классе. А иногда бывает необходим пересмотр программы обучения, работа с учителями и даже перевод в другой класс или школу.

Родителям бывает непросто разобраться в состоянии ребёнка и выявить школьную тревожность — и это нормально. Но важно быть внимательным и понимать, что ухудшение оценок, прогулы или отсутствие активности на уроках не всегда связаны с ленью или плохим характером школьника.

Симптомы школьной тревожности — не причина, а следствие тяжёлого эмоционального состояния ребёнка, с которым он не в силах справиться. Оно пагубно влияет на все сферы жизни, может перерасти в расстройство и требует вовлечённости взрослых и помощи в поисках решения. Но с поддержкой и любовью близких подобное состояние можно преодолеть и вернуть ребёнку беззаботность и детство.


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.

Область применения

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Оцените статью
Избавиться от тревоги