какие виды спорта помогают снизить уровень агрессии и тревожности у подростков

Читать в полной версии

В трагедиях с участием подростков часто винят компьютерные игры. Многие уверены, что шутеры и файтинги провоцируют насилие. Исследования же говорят, что игры снижают стресс и помогают социализироваться

Какие выводы о влиянии видеоигр делали разные исследователи:

Подробнее об этих исследованиях читайте ниже.

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер.


КАКИЕ ВИДЫ СПОРТА ПОМОГАЮТ СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ АГРЕССИИ И ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

День трезвости в России родился 11 сентября 1911 года
благодаря интеллигенции и священнослужителям, которые старались
противопоставить алкогольной зависимости ценности здорового образа жизни. С
1917 года о празднике позабыли почти на 90 лет. Традицию возобновили в 2005
году, чтобы напоминать о негативном влиянии алкоголя.

Накануне этой даты побеседуем с главным внештатным
специалистом по медицинской профилактике комитета здравоохранения Волгоградской
области Алексеем Борисовичем Покатиловым о разных аспектах негативного
воздействия на жизнь алкогольной зависимости и о колоссальных преимуществах
трезвости.

— Алексей Борисович, почему люди употребляют алкоголь? Как
возникла традиция «праздновать» и глагол «отмечать» стал почти синонимом
употребления спиртосодержащих жидкостей?

Однозначно ответить на вопрос «Почему люди употребляют
алкоголь?», не получится. Причин достаточно много.

Это и генетическая предрасположенность. И физиологические
особенности организма, например, недостаточная выработка дофамина – «гормона
радости», может побудить человека к экстремальному поведению, либо к приему
«горячительного».

Существуют и половозрастные особенности развития пристрастия
к алкоголю. Например, довольно часто причинами того, что мужчина начинает
выпивать, являются психологические комплексы: мальчикам с детства внушают, что
мужчина должен содержать семью, зарабатывать много денег, но не у всех это
получается.

Кроме того, большое значение имеет вид деятельности:
профессии, связанные с большим риском, частыми стрессами, длительным физическим
и эмоциональным перенапряжением, чаще провоцируют прием спиртных напитков в
качестве «лекарства», снимающего стресс и улучшающего настроение.

Для женщин пусковым фактором может стать психологическая
травма, депрессия, повышенная тревожность. Для многих подростков прием алкоголя
является показателем «взрослости», становится неким синонимом «своего парня» в
кампании сверстников.

Огромное значение имеет среда, в которой человек вращается –
наличие выпивающих друзей очень быстро приводит к привыканию. Кроме того,
терпимость общества к употреблению алкоголя, доступность и возможность
свободного его приобретения, и, как вы правильно отметили, традиции все
праздники отмечать с алкоголем также способствуют тому, что алкоголь вошел в
жизнь многих как во всем мире, так и у нас в России.

Традиция отмечать какие-либо события – радостные или
печальные – с алкогольными напитками пришла из глубины веков. В языческих
культах особым даром богам считалось вино, которое применялось только для этих
целей. В античные времена зародилась традиция пить за здравие наиболее
достойных граждан, которых либо приравнивали к богам, либо считали их
потомками. С течением времени границы эти стирались и тост за здравие стал
знаком большого почета и уважения и мог произноситься уже в адрес любого
человека, причем во всех странах существовал строго определенный этикет таких
тостов.

В средние века употребление алкоголя на праздниках стало
практически общемировой практикой, непременной частью культуры и общественной
жизни, что, собственно, сохранилось и до наших дней. Однако этикет пития
соблюдается далеко не всеми.

— Какими могут быть долгосрочные последствия употребления
алкоголя для здоровья?

Потребление спиртных напитков является серьезной медицинской
проблемой. Доказано, что длительное злоупотребление алкоголем провоцирует
развитие более 200 заболеваний, причем некоторые из них ведут к тяжелой
инвалидности, а некоторые – к необратимым для организма последствиям и
летальному исходу.

У лиц, злоупотребляющих алкоголем даже на уровне так
называемого «бытового пьянства» (систематического приема алкоголя в малых дозах
или эпизодического распития больших количеств спиртных напитков), развиваются и
постепенно прогрессируют заболевания сердечно-сосудистой системы (атеросклероз,
гипертония, ишемическая болезнь сердца с ее крайним проявлением инфарктом
миокарда, инсульты, нарушения сердечного ритма, алкогольная кардиомиопатия),
болезни органов пищеварения (гастриты, гепатиты, цирроз печени, рак печени,
хронический панкреатит и некроз поджелудочной железы).

Злоупотребление алкоголем приводит к органическому поражению
нервной системы и головного мозга: появляются всевозможные когнитивные
расстройства, тяжелые психические заболевания. Страдает репродуктивная система
вплоть до развития импотенции и бесплодия. Кроме того, на почве злоупотребления
алкоголем очень часто возникают онкологические заболевания различной
локализации.

— Действительно ли спиртные напитки существенно снижают
когнитивные способности и уменьшают объем мозга? Каков примерный механизм
негативного влияния на мозг?

Алкоголь является сильнейшим психотропным веществом.
Свойство это обусловлено способностью молекул этанола растворяться и в воде, и
в жирах, что дает им возможность не только легко проходить через клеточные
мембраны, но и растворяться во внутриклеточной жидкости любых клеток, в том
числе нейронов.

От прямого токсического воздействия этанола нейроны гибнут,
в коре головного мозга возникает очаг некроза. По подсчетам ученых: 100 граммов
крепкого алкоголя вызывает гибель сразу 8-10 тысяч нейронов, бутылка пива – 7
тысяч нейронов, а пятилетнее потребление большого количества алкоголя приводит
к гибели около трех миллионов нервных клеток. Снижение количества нейронов и,
соответственно, уменьшение объема практически всех зон головного мозга пагубно
сказывается и на состоянии памяти, и на общем интеллекте алкоголика. Кроме
того, алкоголь негативным образом действует и на сосуды головного мозга,
повышая внутрисосудистое свертывание крови и способствуя усиленному
тромбообразованию, что во много раз повышает риск возникновения инсультов.

Если же говорить более детально, то алкоголь угнетает
функции отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию высшей нервной
деятельности: резко ухудшается память (человек с трудом запоминает и
воспроизводит простейшую информацию, очень часто не помнит, что делал),
тормозятся процессы анализа поступающей информации.

Прием алкоголя повреждает структуры мозга, отвечающие за
контроль поведения, эмоции и страх, что ведет к нарушению критического
мышления, формированию лживости, патологической ревности, мании преследования,
неадекватных реакций на любые ситуации. Сильно пьющие люди склонны к
насильственным действиям, агрессивному и асоциальному поведению.

Под влиянием алкоголя повреждаются нейроны срединных
структур и ствола мозга, контролирующих такие жизненно важные функции
организма, как дыхание, сердцебиение, температура тела, что ведет к серьезным
осложнениям вплоть до летального исхода.

Всем нам еще со школы известно, что такая структура мозга,
как мозжечок, отвечает за контроль координации движений и баланс тела в
пространстве – у злоупотребляющих алкоголем эта функция нарушается, что
сопровождается ухудшением речи, общей моторики и координации движений.

Под действием алкоголя очень серьезно страдают клетки
гипофиза – отдела мозга, регулирующего функции эндокринной системы, в
результате чего нарушается выработка гормонов, что ведет к развитию сахарного
диабета, заболеваниям щитовидной железы, нарушению сексуального влечения,
импотенции и бесплодию.

— Какие анализы или обследования помогут оценить состояние
организма после употребления алкоголя?

В принципе, прием алкоголя провоцирует изменения в
результатах всех обследований. Так, под действием алкоголя повышается вязкость
крови, снижается уровень гемоглобина и количество эритроцитов, повышается
уровень молочной кислоты и холестерина, выявляются резкие колебания уровня
глюкозы крови. Изменяются биохимические показатели крови, характеризующие
состояние печени. Наблюдаются изменения и в анализе мочи – повышается уровень
мочевой кислоты, в моче могут быть обнаружены консерванты, красящие вещества,
входящие в состав принятого алкогольного напитка. Выявляются изменения в
результатах электрокардиограммы.

В арсенале современных врачей в настоящее время существуют
методики, позволяющие выявить сильно пьющего человека не только в момент
опьянения или на следующий день, пока алкоголь не вывелся из организма, но и
спустя 14-17 дней после приема «горячительного» – так называемый CDT-тест. Дело
в том, что длительный прием алкоголя ведет к изменению структуры одного из
белков крови – трансферрина, которое сохраняется в течение двух недель и более.
К слову, это еще раз показывает, как долго на состоянии организма отражаются
последствия злоупотребления алкоголем. Данный показатель не повышается при
однократном приеме алкоголя и позволяет диагностировать хроническое
употребление больших доз алкоголя, с его помощью можно оценивать результаты
лечения алкоголизма, а также выявить его рецидив.

— Есть мнение, что после полного прекращения употребления
могут возникнуть психологические или эмоциональные последствия? Если так, то
какие?

Подобные высказывания часто можно слышать от тех людей,
которые начали пить смолоду, пили долго и много – и это отчасти правда, но
только не потому, что человек бросил пить. Просто после прекращения поступления
очередной порции яда все органы, наиболее пострадавшие от действия алкоголя,
начинают напоминать о себе разнообразными патологическими симптомами.

Можно даже составить своеобразный календарь самочувствия
человека, бросившего пить. В первый день отказа от очередной порции спиртного
проявляются симптомы абстинентного состояния – смена настроения от апатии до
раздражительности и агрессивности, нарушения сна и бессонница, спутанность
сознания. Могут беспокоить тремор рук, тошнота, отсутствие аппетита,
желудочно-кишечные расстройства. Однако постепенно в течение первых трех дней,
по мере очищения организма от яда, состояние улучшается – ослабевает желание
выпить, прекращается головная боль и тремор, появляется аппетит.

Спустя три месяца после отказа от алкоголя человек вдруг
осознает, что может спокойно жить без спиртного. Через полгода проявляются
признаки улучшения работы внутренних органов – нормализуется сон, артериальное
давление приходит в норму, пропадает одышка, приходят в норму биохимические
показатели крови. Спустя год без употребления крепких напитков и пива уже можно
говорить о том, что человек освободился от пагубного пристрастия и встал на
путь, ведущий к «трезвой» жизни.

— Алкоголь многие употребляют, считая, что это способствует
расслаблению, снятию стресса? Так ли это? И что без вреда для здоровья можно
использовать для снятия эмоционального напряжения?

Как правило, многие прибегают к алкоголю именно как к
антистрессовому средству, помогающему расслабиться и успокоиться. Мы уже
говорили, что под действием алкоголя в кровь выбрасывается большое количество
эндорфинов – «гормонов счастья», под действием которых человек испытывает
чувство удовлетворения, успокаивается, ощущает прилив энергии. Однако через
некоторое время уровень эндорфинов падает, и человек вновь возвращается в
прежнее состояние, которое опять снимает приемом очередной порции спиртного и,
соответственно, быстро впадает в зависимость от алкоголя.

Объясняется это довольно просто. Дело в том, что при приеме
алкоголя количество выделяемых эндорфинов огромно и значительно превышает
выработку «гормонов радости» при самых счастливых и ярких событиях в жизни
человека. Мозг быстро привыкает к новой шкале счастья, что ведет к
значительному снижению уровня положительных эмоций от обычных жизненных
явлений. Человек уже не так реагирует на события, которые раньше дарили ему
ощущение радости и спокойствия. Чтобы вновь ощутить то состояние эйфории, он
начинает принимать все большие дозы спиртного, что еще сильнее снижает
значимость жизненных событий и, в конце концов, приводит к тому, что человеку
уже ничего не приносит удовольствия, кроме бутылки водки.

Но существует много способов расслабиться, снять стрессовое
напряжение, не прибегая к спиртному.

Например, прием продуктов, содержащих триптофан, повышающий
уровень серотонина и мелатонина в крови. Серотонин отлично регулирует
настроение, а мелатонин позволяет успокоиться, расслабиться и заснуть,
одновременно улучшая качество и глубину сна. К таким продуктам относятся сыр,
орехи, помидоры, виноград, финики, цитрусовые, мясо индейки и курицы. Не стоит
забывать горький шоколад, прием которого повышает уровень эндорфинов в крови.

Снять эмоциональное напряжение помогают физические
упражнения. Любая физическая нагрузка способствует поступлению в кровь
эндорфинов, повышающих настроение, а также веществ, помогающих снизить
беспокойство и уровень стресса. Плавание, бег трусцой, домашняя гимнастика,
обычные пешие прогулки, работа на приусадебном участке позволяют отвлечься от
проблем, успокоиться.

Практики глубокого и медленного дыхания также помогают
расслабиться, снять напряжение. Как правило, беспокойство и стресс
сопровождаются учащением сердцебиения и дыхания, в то время как глубокие и
медленные вдохи являются достаточно эффективным средством для расслабления.

Многим для снятия напряжения помогает прослушивание любимой
музыки, гарантированно поднимающей настроение. Давно доказано, что музыка
способствует снижению уровня стресса у людей после операции, беременных женщин,
тяжелобольных пациентов. Классическая музыка способствует лучшему засыпанию. А
вот снизить уровень гнева и злости, как ни странно, помогает экстремальная
музыка (хеви-металл, хардкорд-панк, гроулинг), которая «переживает» гнев,
уменьшая внутреннее эмоциональное напряжение.

Помогает расслабиться и быстро снять напряжение шейный
массаж – он убирает мышечные спазмы, улучшает кровообращение, хорошо
расслабляет.

Альтернативой алкоголю могут служить различные виды чая –
черный, зеленый, травяной или фруктовый. В зависимости от компонентов, входящих
в эти чаи, они могут оказывать успокаивающее действие или, наоборот, взбодрить.

И еще один способ снять эмоциональное напряжение – старые
добрые объятия, которые повышают уровень «гормона любви» окситоцина и снижают
уровень «гормона стресса» кортизола. Причем обнимать можно не только любимого
человека, но и любимое домашнее животное, что также является отличным способом
расслабиться, снять нервное напряжение.

— Почему молодежь особенно уязвима в данном вопросе? Какие
практические шаги могут помочь в содействии безопасности подростков в отношении
алкоголя?

Любой алкоголь, даже пиво или слабоалкогольные коктейли,
вреден для молодого растущего организма в связи с недостаточной структурной и
функциональной зрелостью его органов и систем. Доказано, что молодой организм в
6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к спиртному. Поэтому дети, начавшие
употреблять спиртное в школьные годы, уже в 20-25 лет лечатся от хронического
алкоголизма.

Вот почему особенно важно уберечь подрастающее поколение от
раннего знакомства с алкогольными напитками. С этой целью в нашей стране:
запрещена продажа алкоголя несовершеннолетним; в День защиты детей 1 июня и 1
сентября спиртное не продается; предусмотрена уголовная ответственность за
втягивание несовершеннолетних в распитие алкоголя; организован контроль
качества алкогольной продукции, поступающей в продажу. Большая профилактическая
работа проводится в учебных заведениях.

Однако главная роль в профилактике подросткового пьянства и
алкоголизма отводится семье. Подросток должен чувствовать себя дома комфортно,
ощущать любовь и поддержку. Семья должна формировать у ребенка отрицательное
мнение об алкоголе и родители сами должны подавать в этом пример. Важно, чтобы
ребёнок воспринимал алкоголь как необязательный элемент застолий. Подростков
надо научить отказываться от спиртного, отстаивать свое право не пить, а для
этого они должны понимать, что непьющие люди заботятся о своем здоровье,
обладают сильным характером и ответственностью за свое будущее.

Подрастающее поколение – это будущее любой страны, и от
того, насколько здоровы будут наши дети, зависит здоровье нашего общества в
целом!

— Большое спасибо, Алексей Борисович!

Беседовали Ольга Гусева,  врач-методист отдела разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»    и  Костикова О. В., специалист по связям с общественностью ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.

В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали исследование, согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Связь между жестокими играми и агрессией

После трагедии в школе «Колумбайн» разные американские исследователи начали искать связь между увлечениями жестокими играми и агрессией, которая выплескивается в реальном мире. Например, в одном из первых исследований на эту тему профессор университета в Оклахоме Пол Линч посчитал, что игры влияют на изначально враждебно настроенных подростков больше, чем на обычных.

В 2007 году профессор психологии Дуглас Джентайл провел опрос среди школьников и пришел к выводам, что у детей, которые играют в жестокие видеоигры, риск развития повышенной агрессивности на 73% выше по сравнению с теми, кто играет как в жесткие, так и в более спокойные игры. А в сравнении с теми школьниками, которые вообще не играют в жестокие игры, показатель выше на 263%.

Одним из главных критиков видеоигр за жестокость стал профессор психологии Айовского университета Крейг Андерсон, который занимается этой проблематикой с начала 2000-х годов. По его мнению, жестокие игры вызывают возбуждение и негативные эмоции, повышают знания детей о том, как работает агрессия, и снижают социальные навыки. Также профессор нашел связь между низкими оценками и любовью к играм. В работе 2007 года он вместе с коллегой Брэдом Бушманом сравнил влияние видеоигр на агрессивность с сигаретами, которые вызывают рак легких.

В 2010 году Андерсон представил исследование, согласно которому игры делают детей более агрессивными, менее заботливыми независимо от их возраста, пола или культуры. Для работы профессор проанализировал 130 отчетов об исследованиях со 130 тыс. примеров со всего мира. В другом исследовании Андерсона от 2012 года говорится, что игры влияют на уровень агрессии молодых людей сильнее, чем жизнь с абьюзивными родителями, жестокий контент на ТВ, низкий IQ и употребление психоактивных веществ.

Польза видеоигр

Исследователи, которые отрицают связь между играми и повышением агрессии, находят полезные стороны такого досуга. Например, авторы книги Grand Theft Childhood Лоуренс Катнер и Шерил К. Олсон пишут, что игры — в том числе и с насилием — помогают детям быть более креативными и положительно влияют на их социальные навыки и эмоциональное развитие. Кроме того, с помощью игр подростки справляются со стрессом и дают выход ярости.

«Сосредоточившись на такой простой, но малозначимой цели, как жестокость в компьютерных играх, родители и политики игнорируют более важные и уже известные причины насилия, включая социальные, поведенческие, экономические, биологические и психические факторы», — заключают авторы книги.

В 2015 году Pew Research Centre провели опрос среди подростков, которые увлекаются видеоиграми. Дети признали, что такое времяпровождение помогает им проводить время с друзьями и заводить новых. 36% респондентов заявили, что познакомились с новыми приятелями благодаря играм. Также 89% подростков играют вместе с друзьями.

Социализирующая функция игр особенно ярко проявила себя во время локдауна, который переживали разные страны в 2020 и 2021 годах из-за пандемии коронавируса. Благодаря интернету дети и подростки могли проводить время со своими сверстниками хотя бы в онлайн-играх. Такой досуг заменил им спортивные кружки, парки и детские площадки. Видеоигры дают игрокам возможность разработать методы разрешения конфликтов, научиться взаимодействовать с друзьями и испытать разные эмоции.

Кроме того, исследователи считают, что игры с элементами насилия не только не провоцируют преступления в реальности, но и снижают их, так как дают разрядку. Например, в исследовании Скотта Каннингема, Бенджамина Энгельштеттера и Майкла Р. Уорда говорится о связи между популярностью интерактивных развлечений и снижением уровня уличной преступности среди молодежи. Ученые пришли к выводу, у геймеров падает интерес к вандализму, грабежу и разбою.

В 2014 году Патрик Марки вместе с женой Шарлотт Марки опубликовали исследование, в котором установили связь между снижением числа преступлений и релизом новых игр таких серий, как Grand Theft Auto и Call of Duty.

Игры позитивно сказываются и на стрессоустойчивости. В исследовании Фергюсона The Hitman Study студентам досталась сложная задача, после которой у них проверили уровень агрессивности. Оказалось, что испытуемые, предпочитающие жестокие видеоигры, чувствовали себя менее подавленными и недовольными, чем студенты, которые не увлекались такими играми.

В другой работе Фергюсона Call of (civic) duty, которую он провел вместе с Адольфо Гарцем, говорится, что люди, предпочитающие игры, которые можно проходить с кем-то еще, проявляют альтруистическое поведение в реальной жизни.

В разных исследованиях есть свидетельства, что игры положительно влияют на эмпатию, просоциальные навыки, отзывчивость, самоконтроль и даже гражданскую активность.

Ко всему прочему, социологи фиксируют снижение уровня насилия по всему миру. Вместе с этим, поколение Z менее толерантно к насилию, чем люди старше. Но подобные изменения происходят неравномерно по всему миру и едва ли заметны на короткой дистанции и с близкого расстояния. Также нельзя утверждать, что на это влияют компьютерные игры — проблематику стоит рассматривать в комплексе, — но возможно такое времяпровождение тоже вносит свой вклад в общую тенденцию.

Гиподинамия

Гиподинамия — это состояние, которое характеризуется недостаточной физической активностью и уменьшением мышечной силы. Не является самостоятельным заболеванием.
     Гиподинамия является патологическим состоянием, которое может возникнуть не только ввиду ограниченной физической активности и малоподвижного образа жизни. Она может быть вызвана тяжелым или продолжительным заболеванием, инвалидностью. Однако чаще всего болезнь возникает из-за неправильного образа жизни, сидячей работы и
низкой физической активности и приводит к нарушению функций опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного, респираторного тракта и др.
     Двигательная активность важна для нашего организма. Она поддерживает гомеостаз, тонус мышц и сосудов, что положительно сказывается на нормальной жизнедеятельности организма. Испокон веков древние целители отмечали, что «Движение — это жизнь».
     Для гиподинамии характерно постепенное развитие, то есть симптомы патологии проявляются у больного не сразу, а периодически. Болезнь неподвижного образа жизни начинает проявляться в виде нарастающего чувства апатии, быстрой утомляемости, заметного снижения работоспособности, нарушениях качества сна, появлении нервозности,
раздражительности, агрессивности. С развитием заболевания происходит отягощение симптомов — начинаются периодические головные боли, повышается риск переломов, увеличивается вес, наблюдается одышка, а также обостряются боли в спине.
     К основным факторам риска развития гиподинамии относятся:
 — недостаточные физические нагрузки;
 — избыточная масса тела;
 — психологические расстройства;
 — соматические заболевания;
 — генетические факторы;
 — внутриутробная гипоксия плода;
 — родовые травмы;
 — вредные привычки.

Основная «мишень» гиподинамии — сердечно-сосудистая система. У пациентов наблюдаются дислипидемии, атеросклеротические поражения сосудов, которые способствуют развитию ИБС. Вследствие кальцификации и ригидности сосудистой стенки возникает артериальная гипертензия. Уровень смертности от кардиальных причин (инфаркта, сердечной недостаточности) у больных с гиподинамией на 20-30% выше, чем в среднем по популяции.
     Поражается опорно-двигательный аппарат. Развивается остеопороз, повышается частота переломов костей. Страдает функция суставов (остеоартроз) и позвоночного столба (остеохондроз). Установлена связь гиподинамии со старением: у пожилых женщин, которые уделяют физическим нагрузкам менее 40 минут в день, биологический возраст на 8-10
лет превышает паспортный. В конечном итоге все эти осложнения снижают продолжительности жизни.
     Так как физическая нагрузка отсутствует, мышцы больного начинают дрябнуть, слабеть, теряется их эластичность и упругость. Подобное состояние опасно развитием атрофии.
     Сила и выносливость больного снижается, наблюдаются патологии нервной системы (нервные расстройства, депрессия).
     Продолжительное отсутствие адекватных физических нагрузок грозит развитием остеопороза, так как кости перестают усваивать кальций.
     Патология может стать причиной развития остеоартроза, а также остеохондроза.
     Пассивность — это прямой путь к развитию сердечных патологий (ишемическая болезнь, гипертония, аритмия). Нарушается функциональность дыхательной системы, что приводит к застойным явлениям и обструкции. Патология провоцирует сбой в работе пищеварительной системы — нарушается перистальтика кишечника, появляются запоры, колиты.

Диагностика гиподинамии базируется на данных, полученных при проведении сбора жалоб и анамнеза. С целью выяснения тяжести развившихся осложнений прибегают к объективному осмотру пациента, а также инструментальным (рентгенологическое исследование, ультразвуковая диагностика, компьютерная томография и т. д.) и лабораторным (общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови и т. д.) исследованиям, объем которых определяется имеющейся патологией.

Лечение гиподинамии
     Если проявились симптомы патологии, необходимо посетить грамотного специалиста для проведения диагностики. Это необходимо, так как симптомы гиподинамии не являются специфичными и могут указывать на прогрессирование других недугов. Курс лечения разрабатывается исходя из степени развития болезни, а также общего состояния пациента. Перед тем как проводить лечение заболевания, необходимо устранить истинную причину, которая и привела к гиподинамии. План лечения обычно направлен на устранение последствий патологии (ожирения, повышения АД, половой дисфункции и прочее).
     Коррекция патологического состояния, помимо постепенного увеличения физической нагрузки, включает физиотерапевтические методы, массаж, диетотерапию. Для восстановления функций органов и систем организма при гиподинамии рекомендуются:
 — лечебная физкультура – с нее следует начинать, особенно при гиподинамии, развившейся на фоне соматических заболеваний;
 — аэробная физическая нагрузка (быстрая ходьба, бег, бадминтон, теннис, лыжи);
 — силовые упражнения;
 — упражнения на растяжку мышц и связок.
     При гиподинамии, развившейся на фоне психологических проблем, рекомендуется работа с психологом или психотерапевтом. Детям, так же, как и взрослым, рекомендуются подвижные игры на свежем воздухе, занятия спортом или танцами, активный туризм.
     Терапия сниженной мышечной активности в основном немедикаментозная. Она предполагает включение в распорядок дня обязательных физических нагрузок и постепенное увеличение их интенсивности.
     Если у пациента нет возможности или желания регулярно посещать занятия или выполнять упражнения дома, то для повышения двигательной активности при гиподинамии стоит начать с еще более малого:
 — делать перерывы на работе для разминки, производственной гимнастики;
 — 1-2 остановки до работы проходить пешком, отказаться от пользования в будни личным транспортом или услугами такси, если это возможно;
 — самостоятельно ходить в магазин, если не требуются большие закупки;
 — не пользоваться лифтом, подниматься по лестницам;
 — в зависимости от биоритма – делать утреннюю зарядку или гулять перед сном;
 — заниматься активными играми с детьми или домашними любимцами.
     В норме для взрослого человека минимальным значением является 150 минут активности в неделю и 2-3 раза – силовые упражнения на укрепление мышц. Однако это значение может меняться в зависимости от возраста и на фоне развившихся последствий, чтобы не усугубить их течение.
     Медикаментозно корректируют возникшие из-за гиподинамии осложнения, так как часто они сами становятся причиной снижения физической деятельности. Например, пациент с избыточной массой тела, возникшей на фоне долгого хронического заболевания, не сможет так же активно заниматься спортом, как пациент с нормальной массой тела. Или человек в депрессивном состоянии без помощи психолога или психотерапевта не всегда найдет в себе желание тренироваться.

Профилактика гиподинамии
     Для того чтобы обезопасить организм от такого неприятного состояния, следует:
 — обеспечить достаточную двигательную активность;
 — чередовать умственную и физическую деятельность;
 — снизить массу тела или не допускать ее набора;
 — отказаться от вредных привычек;
 — сбалансировано питаться, отказаться или уменьшить количество быстрых углеводов и фастфуда;
 — вовремя заниматься терапией соматических и психических заболеваний.

Особенности протекания у детей
     В последние годы гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это, не являясь болезнью, приводит к серьезным нарушениям.
     Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте.
     Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.
      Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы. Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за наследственности, родовых травм, гипоксии.
     Однако чаще всего причины детской гиподинамии обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. Они сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате или перед телевизором, никому не мешает, не доставляет хлопот. Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких детей, как в физическом, так и в психическом плане. Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия приводит к серьёзным нарушениям в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы:
 — слабеет сила сердечных сокращений, тонус сосудов;
 — уменьшается трудоспособность;
 — нарушается кровоснабжение тканей, обеспечение клеток кислородом и питательными веществами уменьшается;
 — развиваются ожирение, атеросклероз;
 — слабеют и атрофируются мышцы, уменьшаются выносливость, сила;
 — нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегетососудистая дистония);
 — происходит сбой в обмене веществ;
 — уменьшается костная масса (это приводит к остеопорозу);
 — в будущем гиподинамия приведёт к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.
     Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители своего ребенка, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.
     В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, в школе минимум 4 часа и более, а затем еще дома столько же (готовя домашнее задание, играя в компьютерные игры, смотря телевизор), поздно ложатся спать.
     Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье. Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес.
     Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6-го ребенка. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).

Как бороться с гиподинамией у детей?
      Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком, должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов. Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, гимнастика на переменах и на физкультминутках в младших классах, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.
     Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии. По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно. При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля. Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.
    Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта:
 — с 5 лет: плавание и художественная гимнастика.
 — 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте.
 — 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.
     Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.

Как избежать гиподинамии у детей?
      Профилактика гиподинамии у детей заключается в соответствующих гигиенических навыках:
 — вставать за час до начала занятий в первой смене, чтобы успеть сделать физическую зарядку;
 — правильно составленный распорядок дня;
 — занятия спортом;
 — пешие прогулки;
 — физический труд;
 — полноценное и режимное питание, между школьными и домашними занятиями проводить полтора часа на воздухе (это восстанавливает работоспособность);
 — при выполнении домашних заданий устраивать перерывы на 10— 15 минут после каждых 45—50 минут занятий;
 — не проводить у телевизора более полутора часов в день;
 — следить, чтобы непрерывность чтения художественной литературы не превышала двух часов;
 — ложиться спать не позже 22 часов, поскольку учащимся школы нужно спать 9 часов, а дефицит сна весьма вреден.
      Коррекция гиподинамии у детей — долгий, достаточно тяжёлый труд, требующий ежедневной систематической работы и родительского терпения.

Запретить и ограничить

Российские депутаты несколько раз предлагали законодательно бороться с видеоиграми. Поводами для таких предложений становились массовые убийства, которые организовывали подростки в школах. Например, в Москве в 2014 году, в Керчи в 2018 году и в Казани в 2021 году.

Ограничительные инициативы озвучивали и политики США. В 1993 году сенатор Джо Либерман и Херб Кол устроили серию слушаний в Конгрессе из-за игр Mortal Kombat и Night Trap, усмотрев в них излишнюю жестокость. После длительных разбирательств производителям компьютерных игр пришлось принять рейтинговую систему с возрастной маркировкой для продукции. Также компании стали предупреждать покупателей о сценах насилия и другого проблематичного контента в играх (например, употребление алкоголя или сцен секса).

С 1994 году за маркировку в играх отвечает негосударственная некоммерческая организация Entertainment Software Rating Board (ESRB). Перед выпуском игры на рынок создатели обязаны отправить в ESRB сценарий игры и описать эпизоды, в которых встречается насилие, секс, мат, употребление алкоголя и так далее. По итогам ESRB присваивает возрастной рейтинг.

Еще одной игрой, которая вызвала большую волну критики чиновниками США, стала Doom. В 1999 году произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» в Колорадо. Два ученика старших классов — Эрик Харрис и Дилан Клиболд — с помощью оружия и самодельных взрывных устройств убили 13 человек и ранили еще 20. Оба молодых человека увлекались игрой Doom и создавали для нее пользовательские уровни. Проверить связь между трагедиями с участием и подростков и содержанием сцен насилия просили в разные годы президенты США Билл Клинтон, Барак Обама и Дональд Трамп.

Оцените статью
Избавиться от тревоги