коррекция уровня тревожности младших школьников

КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тревога


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Чувство тревоги время от времени испытывает каждый человек, будь то взрослый или подросток. По сути, это естественная реакция на стресс, помогающая преодолевать опасные ситуации. Но иногда тревожность приобретает не эпизодический, а постоянный характер, мешая нормальной жизни. В таком случае говорят об индивидуальной особенности или нервном расстройстве.

Описание

Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Статья посвящена проблеме коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется анализу причин и особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается метод арт-терапии, как средство коррекции детской тревожности, а также приводятся факторы, которые необходимо учитывать при составлении плана психокоррекционных занятий.

Ключевые слова:

тревожность, старший дошкольный возраст, ребенок, арт-терапия, коррекция.

Причинами тревожности в старшем дошкольном возрасте являются в первую очередь особенности семейного воспитания, а также взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, посттравматический стресс в результате психотравмирующих ситуаций, негативный эмоциональный опыт ребенка и его психофизиологические особенности. Такие источники повышенной тревожности, как особенности семейного воспитания, посттравматический стресс, глубоко индивидуальны для каждого ребенка и его семьи и, соответственно, требуют индивидуальной коррекционной работы. Групповая же коррекционно-развивающая работа может быть направлена на гармонизацию отношений со сверстниками, расширение поведенческого и эмоционального репертуара, работу со страхами, формирование навыков снятия мышечного напряжения.

В настоящее время проблема тревожности привлекает внимание многих учёных. Вышел ряд работ отечественных и зарубежных авторов, с разных сторон изучающих тревожность. Среди них можно отметить труды Н. А. Аминова, В. М. Астапова, Г. Ш. Габдреевой, К. Е. Изарда, Р. Лазаруса, Н. Д. Левитова, Р. Мартене, А. Е. Ольшанниковой, И. В. Пацявичуса, А. О. Прохорова, А. М. Прихожана, Ч. Д. Спилбергера, К. Хорни, Ю. Л. Ханина. Научные основы внедрения в учебный процесс арт-терапевтических методов были разработаны Л. А. Аметовой, Л. Л. Лебедевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Я. А. Коменским, И. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Н. Э. Фаас, Ф. Фребель и др. Т. Т. Казакова указывала на возможность использования изобразительной деятельности ребенка не только в педагогических целях, но в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия является одним из способов эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. Работа арт-терапевта направлена на решение таких проблем дошкольника, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми, агрессивность и импульсивность в поведении, завышенная или заниженная самооценка.

– изотерапии (рисование, лепка, конструирование);

– песочной терапии;

– сказкотерапии (театрализованные постановки);

– музыкальных занятий.

При составлении плана занятий для коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста нужно учитывать следующие факторы:

– использование принципа выражения чувств и эмоций в художественной экспрессии, которая помогает снятию эмоционального напряжения (свободное рисование, рисование эмоций);

– фактор художественной проекции, который позволяет исследовать произведение, созданное ребенком, увидеть то, что беспокоит его и постепенно, используя техники визуального искусства, уменьшить количество переживаний (создание историй на основе рисунка, рефлексия);

– фактор терапевтических отношений, который позволяет ребенку получить новый опыт отношений, отличный от семейных;

– игровая форма занятий также может способствовать переносу в жизнь новых решений, которые ребенок находит, исследуя и экспериментируя во время занятий (использование природных материалов наряду с художественными, свободное самовыражение без критики, открытое выражение эмоций без порицания);

– взаимодействие с природной средой для обеспечения полисенсорной стимуляции и интеграция деятельности различных сенсорных систем организма (активация слуховых ощущений, задания на фокусировку и поиск определенных природных материалов, выделение элементов среды);

– взаимодействие с привычной средой как источником новых впечатлений, открытий (развитие восприятия, фокусирование на необычных явлениях, предметах, звуках, присвоение элементов среды, ее опредмечивание).

Таким образом, значение арт-терапии как метода искусства в коррекции тревожности у детского старшего возраста велико. Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается как одна из ведущих характеристик развития ребенка. Для достижения долговременного коррекционного эффекта, а также для профилактики тревожности ребенка в будущем необходимо осуществлять работу с родителями по повышению их психологической культуры в сфере детско-родительских отношений. Если родитель будет знать, о чем свидетельствует то или иное поведение ребенка, он сможет искать более эффективные пути взаимодействия с ним. Психокоррекция не будет иметь долговременного эффекта, если социальная ситуация развития тревожного ребенка останется прежней.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, детская тревожность, повышенная тревожность, коррекция тревожности, посттравматический стресс, семейное воспитание, создание историй, творческая деятельность.

Психологическая наука и образование
2023. Том 28. № 5. С. 154 – 167
doi:10.17759/pse.2023280512

ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)

Аннотация

Работа представляет собой результат изучения трудностей в обучении младших школьников в сфере социальной адаптации. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке (N=2030) обучающихся 9-11 лет из различных регионов Российской Федерации (Республика Татарстан (20,5%), Липецкая область (16,5%), Волгоградская область (20,0%), Чувашская республика (22,4%), Самарская область (20,5%)). Использовались методика «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман (ССТ), позволяющая провести оценку поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками, методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан и Шкала явной тревожности CMAS Дж. Тейлора в адаптации А. М. Прихожан. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что для младших школьников наиболее характерными являются трудности установления сотрудничающих или дружеских отношений со сверстниками, неприятие сверстниками, агрессивность по отношению к другим, раздражительность, трудность или нежелание следовать правилам поведения. У девочек младшего школьного возраста на первый план выступают трудности эмоционального характера, то есть они в большей степени подвержены стрессу и его проявлениям, тревожности и страхам; при этом девочки более склонны к проявлениям добровольного поведения, призванного приносить пользу другому человеку и обществу в целом, приверженности общепринятым правилам, внимательности к другим.

Общая информация

Ключевые слова: трудности в обучении, социальная адаптация, младшие школьники, тревожность, самооценка, поведение

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Принята в печать: 30.11.2023

Для цитаты:
Егоренко Т. А., Лобанова А. В., Радчикова Н. П. Диагностика трудностей в обучении в области социальной адаптации у младших школьников // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 154 – 167. D OI: 10.17759/pse.2023280512

Полный текст

В соответствии с общей типологией трудностей в обучении, разработанной в рамках проекта «Разработка и апробация целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий», в сфере социальной адаптации трудности обучения представлены определенными типами трудностей: девиантное поведение, социальная дезадаптация, психоэмоциональное неблагополучие, что находит свое проявление на этапе начальной школы в трудностях адаптации к правилам школьной жизни, потребности в повышенном внимании к себе или недоверии, напряжении, изолированности, отвержении в классном коллективе, отсутствии прочных дружеских связей с одноклассниками, сквернословии, агрессивных действиях в отношении окружающих.

В данной работе представлены результаты изучения трудностей в обучении в области социальной адаптации у младших школьников в соответствии с проявлениями данных трудностей.

Процедура исследования

Цель. Выявить преобладающие трудности в обучении в области социальной адаптации у младших школьников.

Выборка. В исследовании приняли участие 2030 обучающихся (51% мужского пола) в возрасте от 9 до 11 лет (средний возраст=10,0±0,4 лет) из различных регионов Российской Федерации: Республика Татарстан (20,5%), Липецкая область (16,5%), Волгоградская область (20,0%), Чувашская республика (22,4%), Самарская область (20,5%).

Исследование проводилось в компьютерной форме в группах от 12 до 20 человек одновременно по всем методикам, которые предъявлялись последовательно. Время тестирования не превышало 40 минут. Родители давали информированное согласие на участие ребенка в исследовании. Сбор эмпирических данных осуществлялся с сентября 2022 года по апрель 2023 года.

Статистические методы. Для представления результатов использовалась описательная статистика, для сравнения групп мальчиков и девочек – критерий Стьюдента. Для оценки величины эффекта рассчитывалось d Коэна. Для сравнения групп обучающихся разного пола с разным уровнем общего числа проблем (нормативным, пограничным и отклоняющимся) по субшкалам (факторам) Шкалы явной тревожности CMAS Дж. Тейлора в адаптации А. М. Прихожан был использован трехфакторный дисперсионный анализ с апостериорным критерием Дункана, а по субшкалам методики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан – четырехфакторный дисперсионный анализ с апостериорным критерием Дункана.

Результаты

Описательная статистика по шкалам методики «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман и методики самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн всей выборки и отдельно для мальчиков и девочек приведена в табл. 1. Результаты по шкалам методики «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман показывают, что в среднем обучающиеся 9-11 лет набирают нормативное число баллов по шкалам просоциального поведения и гиперактивности, а значения по шкалам эмоциональных симптомов, проблем с поведением и проблем со сверстниками немного превышают нормы. В результате шкала общего числа проблем имеет значения, находящиеся гораздо ближе к пограничным (15 баллов), чем к норме (до 14 баллов), причем это наблюдается и у мальчиков, и у девочек. При этом у девочек более выражены эмоциональные проблемы, а у мальчиков – проблемы со сверстниками.

Таблица 1. Описательные статистики (среднее ± стандартное отклонение) по методике измерения социальной адаптации «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман и методике самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Примечание: * – статистически значимые различия на уровне p<0,05 по t-критерию Стьюдента, в скобках приведена величина d Коэна.

Описательная статистика по шкалам методики «Шкала явной тревожности CMAS» в адаптации А. М. Прихожан всей выборки отдельно для мальчиков и девочек и по возрастам 9 лет и 10-11 лет приведена в табл. 2.

Таблица 2. Описательные статистики (среднее ± стандартное отклонение) по методике измерения социальной адаптации «Шкала явной тревожности CMAS», адаптация А. М. Прихожан

Анализ результатов показал, что у девочек 9 лет значения тревожности несколько выше нормативных, у мальчиков 9 лет – в пределах нормы. Таким образом, девочки оказываются более тревожными (размер эффекта средний), и в основном это происходит за счет более высокого межличностного напряжения (табл. 2, d=0,41). К 11 годам показатели тревожности и у девочек, и у мальчиков выравниваются и находятся в пределах нормативных значений, но при этом показатели тревожности у девочек выше и в среднем превышают показатели тревожности мальчиков на 2,5 балла (размер эффекта – средний).

Результаты сравнения показателей тревожности по шкалам у девочек и мальчиков показывают, что различия наблюдаются по всем шкалам методики, но для шкал «Мотивация достижения, самооценка» и «Вегетативные реакции» эти различия минимальны: статистические эффекты либо незначимы, либо малы.

Более подробная статистика по количеству человек и процентному соотношению обучающихся на разных уровнях выраженности проблем различных сторон жизни ребенка приведена в табл. 3 (методика измерения социальной адаптации «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман). Результаты показывают, что наибольшее количество проблем в этом возрасте наблюдается в отношениях со сверстниками (почти половина детей – 42,9% – имеют их) и с поведением (эти проблемы имеют около трети детей – 30,7%).

Таблица 3. Уровни выраженности шкал методики «Сильные стороны и трудности» Р. Н. Гудман: число человек/проценты

Для того, чтобы проверить, как сказываются проблемы в поведении на остальных показателях социальной адаптации, было проведено сравнение трех групп детей (с нормальными, пограничными и отклоняющимися значениями по шкале общего числа проблем) по самооценке и притязаниям.

Результаты четырехфакторного дисперсионного анализа показали, что взаимодействие третьего порядка Пол*Группа*Самооценка*Притязания статистически не значимо (F(12, 12144)=1,2; p=0,27), а взаимодействие второго порядка Группа*Самооценка*Притязания значимо (F(12, 12144)=2,6; p=0,0016). Это значит, что зависимость соотношения самооценки и уровня притязаний зависит от числа проблем в поведении, и эта зависимость одинакова и для мальчиков, и для девочек. Средние значения самооценок и уровней притязания для трех групп обучающихся представлены на рис. 1. У детей с минимальным количеством проблем несколько завышенная самооценка (7,5-8,0 баллов) и оптимальный уровень притязаний (8-9 баллов, что является важным фактором личностного развития. Расхождения между самооценкой и притязаниями редко превышают 1 балл, что говорит о том, что эти дети ставят перед собой такие цели, которые могут достичь. Их притязания основываются на самооценке и служат стимулом личностного развития. Следует также отметить, что дифференцированность и по самооценке, и по уровню притязаний в этой группе наименьшая.

Дети с пограничными значениями общего числа проблем имеют гораздо более низкий уровень самооценки (средний) и уровень притязаний (средний). При этом увеличивается разрыв между самооценкой и уровнем притязания, а дифференцированность по притязаниям достигает максимального значения. Расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний свидетельствует о том, что притязания не только не способствуют личностному развитию, но и могут его существенно замедлить. Еще больше разрыв между самооценкой и притязаниями у детей с отклоняющимися значениями общего числа проблем, что указывает на намечающийся конфликт между тем, к чему ребенок стремится, и тем, что он считает возможным. У детей из третьей группы самая высокая дифференцированность по самооценке. Низкую сильно дифференцированную самооценку, как правило, имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и испытывающие сильное желание разобраться в себе, в своих возможностях. Данная ситуация, на наш взгляд, свидетельствует о формировании самооценки, о ее перестройке.


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рис. 1. Соотношение самооценки и уровня притязания (средние значения и 95% доверительный интервал) для обучающихся трех групп с разными значениями шкалы общего числа проблем по ССТ: нормативным, пограничным и отклоняющимся

Аналогичный анализ был выполнен и для методики «Шкала явной тревожности» (CMAS). Трехфакторный дисперсионный анализ показал, что взаимодействие второго порядка Пол*Группа*Факторы тревожности статистически не значимо (F(6, 6072)=0,3; p=0,96), а взаимодействие второго порядка Группа*Факторы тревожности значимо (F(6, 6072)=14,5; p<0,00001). Это значит, что соотношение факторов Шкалы явной тревожности зависит от числа проблем в поведении, и эта зависимость одинакова и для мальчиков, и для девочек. Средние значения по всем факторам для трех групп обучающихся представлены на рис. 2.


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рис. 2. Факторы тревожности (средние значения и 95% доверительный интервал) по Шкале явной тревожности для обучающихся трех групп с разными значениями шкалы общего числа проблем по ССТ: нормативным, пограничным и отклоняющимся

Результаты говорят о том, что самые низкие значения явной тревожности наблюдаются у детей из группы с нормативным числом проблем. Группы с пограничным и отклоняющимся числом проблем отличаются от нее по всем шкалам, а их, в свою очередь, отличают значения по шкалам межличностного напряжения и вегетативных реакций. При этом статистически значимых различий по мотивации достижений и общему беспокойству нет (по апостериорному критерию Дункана р=0,12 и р=0,48 соответственно).

Обсуждение

В результате качественного и количественного анализа полученных эмпирических данных определены преобладающие трудности в обучении в области социальной адаптации у младших школьников.

Заключение

Данное исследование представляет собой результат экспериментальной апробации одного из психодиагностических блоков «Программы диагностики трудностей в обучении у обучающихся начальной школы в коммуникативной сфере и социальной адаптации, в сфере общеучебных и универсальных действий» и является попыткой дополнить современные эмпирические данные на основе типологии трудностей в обучении у обучающихся, имеющих соответствующие риски неблагоприятных социальных условий, разработанной в рамках единого подхода к образовательному процессу как целостности деятельностных, коммуникативных, интерактивных (взаимодействия) процессов.

Результаты исследования показали, что в сфере социальной адаптации основными трудностями являются трудности установления сотрудничающих или дружеских отношений со сверстниками, неприятие сверстниками, агрессивность по отношению к другим, раздражительность, трудность или нежелание следовать правилам поведения, трудности эмоционального характера, трудности ставить перед собой цели, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. При этом у девочек более выражены эмоциональные проблемы, а у мальчиков – проблемы со сверстниками и в поведении.

Также определено, что конфликт между тем, к чему ребенок стремится, и тем, что он считает возможным, уровень тревожности способствуют возникновению проблем в отношениях со сверстниками и поведении.

Ограничения и перспективы исследования

В ходе реализации данного исследования определены некоторые трудности и ограничения. На наш взгляд, одним из основных ограничений является недостаточное количество стандартизированных, валидных, адаптированных психодиагностических методик конкретных проявлений трудностей в выделенной сфере с возможностью их применения в компьютерном варианте с младшими школьниками. Проявления трудностей в обучении в сфере социальной адаптации гораздо разнообразнее, чем те, что представлены в данном исследовании, и могут касаться не только индивидуальных особенностей, но и, например, семейной ситуации, образовательного контекста и т.д. Данная полиморфность усложняет процесс исследования и требует учета максимального количества проявлений трудностей в обучении в сфере социальной адаптации при анализе результатов.

Указанные ограничения возможно рассматривать и как направления или «точки роста» последующих исследований, реализуемых в данной области.

Литература

Всего: 196
В прошлом месяце: 117
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 36
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 2

Проявления подростковой тревоги

Симптоматика неврозов, связанных с эмоциональной напряженностью, многолика. У подростка могут наблюдаться как психические, так и физиологические признаки тревожности:

Могут присутствовать эпизоды панических атак, возникающие на фоне стрессовых ситуаций. У подростка наблюдается жар, боль в груди, ощущение дрожи, онемения, учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, головокружение. Сильное беспокойство может отражаться на успехах в учебе, приводить к сложностям с самореализацией.


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Область применения

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Диагностика тревожности у подростков

У детей повышенная тревожность может быть как чертой личности, так и приобретенным нарушением – неврозом. В последнем случае провоцирующим фактором становится стиль воспитания, травмирующий эмоциональный опыт либо сложности во взаимоотношениях (со взрослыми, сверстниками). Довольно часто патологическое состояние развивается у подростков, чьи родители:

Иногда тревожность становится следствием семейного сценария. Если один или оба родителя постоянно высказывают страхи или опасения, беспокоятся о здоровье и других аспектах жизни родных, подросток может перенять такое поведение. Отличительной чертой подобных переживаний будет зацикленность на семье.

В группе риска по приобретенной тревожности находятся подростки, проживающие в неблагоприятных условиях, а также имеющие родителей с психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью. Предрасполагающим фактором может стать неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, вызывающее обеспокоенность взрослых.


КОРРЕКЦИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Особенности подростковой тревоги

Повышенную тревожность у детей важно отличать от тревожно-депрессивных расстройств и замкнутости, которая может сопровождать состояние дезадаптации или шизофрению. Для дифференцировки нарушений у подростков используют разные виды опросников, а также методики исследования мышления.

В процессе бесед с родителями психолог (детский психиатр) выясняет время начала симптомов, длительность протекания невроза, выраженность проявлений. С подростком обсуждаются ситуации, вызывающие тревогу: общение со сверстниками, учебные неудачи, социальные контакты, публичные выступления и т. д. При наблюдении фиксируются характерные особенности поведения: застенчивость, боязливость, робость, неуверенность.

По мере взросления ребенка повышенная тревожность закрепляется, приобретает осознанный характер. При благоприятном сценарии подросток компенсирует напряжение путем избегания или обесценивания стрессовых ситуаций, например предпочитает одиночество, исключает публичные выступления, заостряет внимание на самоконтроле. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств – внешних или внутренних – состояние может усугубляться, принимая форму соматического заболевания или депрессии, что требует помощи врача либо психолога.

Характеристики

Библиографическое описание:Кузнецова П. В. С ПЕЦИФИКА ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). U RL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

Аннотация. В статье рассматривается проблема тревожности детей младшего школьного возраста. Изучены и описаны общие и половозрастные особенности второклассников по различным аспектам школьной тревожности. Приведены данные диагностики исследования уровня тревожности у младших школьников по ряду параметров (страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и др.). Намечены пути дальнейшего исследования в связи с выявленными различиями обучающихся разных образовательных организаций.

Ключевые слова: школьная тревожность; младшие школьники; начальная школа; эмоциональные состояния; тревожные состояния

Характеризуя младший школьный возраст, Н. А. Мишанкина отмечает, что у обучающихся окончательно осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, ученик, в целом, учится действовать в соотношении со своим внутренним планом. При этом, к 6-7 годам у школьников уже имеется ряд эмоциональных, психологических и психических характеристик, которые важны для развития в данном возрастном периоде. У учащихся накапливается определенный практический, психологический и эмоциональный опыт, позволяющий им быстрее справляться с нагрузками в школе и быстрее адаптироваться к новой для них образовательной среде.

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей тревожности детей младшего школьного возраста. Всего в исследовании приняли участие 40 школьников вторых классов в возрасте от 7 до 8 лет (20 мальчиков и 20 девочек), классные руководители и учителя средних школ. Нами были использованы следующие методы: методика диагностики уровня школьной тревожности К. Филлипс, педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

Более половины детей из первой школы по результатам проведения методики характеризуются высоким уровнем тревожности, при этом, 25% школьников имеют крайне высокий уровень тревожности. Сравнивая мальчиков и девочек, можно отметить, что к повышенному уровню тревожности больше склонны девочки.

Далее необходимо обратиться к 8 ключевым параметрам, по которым имелась возможность оценить детей при помощи методики диагностики уровня школьной тревожности. Наиболее высокий показатель наблюдается в 2 параметрах – страх самовыражения (52,5%) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (49%). Эти параметры могут влиять на качество межличностных отношений, успешности в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Достаточно высокий процент заметен также в параметрах общая тревожность (44,5%) и переживания социального стресса (45,9%). По другим параметрам результаты, следующие: фрустрация потребности в достижении успеха и страх ситуации проверки знаний проявляется у 40% обучающихся, проблемы и страхи в отношениях с учителями проявляются у 24,3% школьников. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности у детей младшего школьного возраста первой школы, в целом, достаточно высокий, поскольку более половины, как мальчиков, так и девочек, испытывают ту или иную степень тревожности.

Далее мы рассматривали уровень школьной тревожности у детей второй школы. 64% второклассников из этой школы характеризуются достаточно низким уровнем тревожности у учащихся младшего школьного возраста данной группы. При этом 20% школьников, тем не менее, показали повышенный уровень, а 5% обучающихся – высокий. Сравнивая мальчиков и девочек, не выявлено различий по уровню тревожности.

Анализируя результаты по 8 ключевым параметрам уровня школьной тревожности, можно отметить, что высоким можно назвать только один показатель – страх самовыражения, которым характеризуется 40% школьников. В то же время, все остальные показатели проявляются значительно ниже. Уровень тревожности у детей младшего школьного возраста Константиновской школы, в целом, достаточно низкий, поскольку более половины, как мальчиков, так и девочек, как показало исследование, не испытывают ту или иную степень тревожности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в первой и во второй школах был выявлен неодинаковый, в связи с чем, необходимо изучить причины данного явления. Мы предполагаем в дальнейшем установить взаимосвязь между уровнем тревожности с другим параметром, в частности, с особенностями межличностных отношений внутри классных коллективов, что позволит определить, оказывают ли эти два фактора влияние друг на друга.

1. Амбалова, С. А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С. А. Амбалова // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – № 4

. – С. 280-283.

2. Камакина, О. Ю. Психология здоровья младших школьников: монография / О. Ю. Камакина. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – 183 с.

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для вузов / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 1999. – 456 с.

4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. – 304 с.

5. Хорни, К. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 2 / К. Хорни. – Москва: Смысл, 1997. – С. 174-180

Рекомендации по снижению тревожности у подростков

При сильно выраженном беспокойстве ребенку необходима целенаправленная работа с психологом либо психотерапевтом. Основными направлениями в борьбе с подростковой тревогой становятся:

В отдельных случаях принимается решение о приеме антидепрессантов, транквилизаторов, препаратов для улучшения сна. Легкие седативные препараты на растительной основе, такие как Рациум, помогают снизить нервозность, избавиться от бессонницы и ночных кошмаров. Большое значение имеет работа с родителями, которых следует мотивировать на выражение ласки и заботы к взрослеющему ребенку.

Рекомендации по взаимодействию с тревожным подростком в семье включают:

Подростковая тревожность может приводить к тяжелым последствиям для незрелой детской психики, включая заниженную самооценку, депрессию и социальную дезадаптацию. Поэтому важно не оставлять ребенка наедине со своими страхами, а обучать его эффективным поведенческим паттернам, оказывать поддержку в сложных ситуациях и хвалить за успехи. Повышению уверенности в себе способствуют также занятия спортом и творчеством.

Оцените статью
Избавиться от тревоги