Обобщение различных точек зрения на феноменологию и функции тревожности позволило нам выделить две причины тесной связи тревожности и психологической защиты личности. Стимулируя поисковую активность, побуждая к оценке ситуации и устранению возможной угрозы, тревожность становится органической составляющей структуры «защитно-совладающего поведения»1. Работая в унисон с другими составляющими этой структуры, она участвует в процессе психической саморегуляции. Но при этом возникает напряжение и, поскольку оно субъективно оценивается как негативное состояние, появляется потребность в психологической защите. Для разрешения этого противоречия и поддержания собственной устойчивости структура защитно-совладающего поведения в процессе развития должна вырабатывать «регламент» взаимоотношений между отдельными своими составляющими, подчиняя их принципам взаимодействия, взаимодополнения и взаимной поддержки. Так, за актуализацией тревожности, продуцирующей состояние тревоги, должна следовать целенаправленная активизация психологической защиты личности, призываемая для снижения уровня этого состояния. И наоборот, напряжение неконструктивных защитных механизмов и копинг-стратегий (копингов) должно вызывать повышение тревоги, сигнализирующей о неадекватном реагировании системы защиты.
Для доказательства высказанного предположения проведено эмпирическое исследование с использованием метода возрастных срезов. В качестве испытуемых выступили подростки 15–16 лет — учащиеся 8-х классов (60 человек — 30 мальчиков и 30 девочек) и студенты старших курсов вузов в возрасте поздней юности 19–20 лет (60 человек — 30 юношей и 30 девушек) — выборки однородны по полу и виду основной деятельности (учебная). Измерялись: общая тревожность, ситуативная тревога и личностная тревожность, защитные механизмы личности и применяемые ею стратегии совладания (копинг-стратегии). В исследовании использовались общепринятые методики диагностики (адаптированные и стандартизированные). Анализировались средние значения, а также взаимосвязи девятнадцати выделенных с помощью этих методик диагностических показателей (табл. 1).
Таким образом, наряду с защитными механизмами подростки используют достаточно сформированные к этому возрасту копинг-стратегии, средние значения которых даже превалируют над величинами показателей защитных механизмов. Однако возникает вопрос, как, насколько активно и умело, эти защитные механизмы и копинг-стратегии применяются в ситуациях, вызывающих актуализацию личностной тревожности и стимулирующих ситуативную тревогу? И каково участие самой тревоги в работе структуры, образованной показателями защиты? Отчасти ответы на эти вопросы можно получить в процессе корреляционного анализа, позволяющего выявить характер взаимосвязей показателей.
Анализ корреляций отдельных составляющих психологической защиты показывает, что структура защитно-совладающего поведения складывается уже к подростковому возрасту (рис. 1).
В целом сравнительный анализ средних значений показателей сформированности отдельных составляющих психологической защиты позволяет говорить лишь о некоторых особенностях, связанных с возрастным развитием личности. Можно констатировать, что с возрастом сохраняется сложившаяся ещё в подростковый период тенденция использования защит и копингов, особенно тех, что вызываются борьбой с переизбытком информации и необходимостью брать на себя ответственность за происходящее. Лица юношеского возраста в меньшей степени, чем подростки, склонны к сознательному избеганию проблем (р ≤ 0.05), фокусированию на создании положительного мнения о своей личности (р ≤ 0.01) и в большей — к получению поддержки и помощи со стороны других людей (р ≤ 0.05). Количественный анализ средних значений не выявил общей закономерности возрастной динамики показателей защиты и совладания.
На рис. 2 представлена корреляционная плеяда показателей студенческой выборки. Первое, что обращает на себя внимание — в три раза большее количество взаимосвязей в структуре по сравнению с таким же корреляционным образованием выборки школьников-подростков (44 к 131). Это говорит о том, что с возрастом происходит интенсивное увеличение взаимосвязей в структуре защитно-совладающего поведения, что приводит к еë обогащению. Отдельные составляющие структуры «заручаются» активной поддержкой со стороны других составляющих, что делает структуру сильной и менее уязвимой. Интересно отметить, что половина показателей защитных механизмов «сотрудничает» с малопродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование, конфронтация), практически не противореча друг другу. Их изменения синхронны: напряжение защитных механизмов актуализирует действие этих копинг-стратегий, и наоборот, привлечение копингов для разрешения конфликтов и решения проблем одновременно приводит в действие закрепившиеся в личности защиты. Конструктивные копинги (самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка) не нуждаются в помощи механизмов защиты (достоверных корреляций между ними не обнаружено). А такой копинг, как поиск социальной поддержки, напротив, противодействует использованию защитных механизмов (например, снижает проявления гиперкомпенсации).
В рамках рассматриваемого возрастного интервала структура показателей психологической защиты претерпевает коренные изменения, что свидетельствует о еë возрастной изменчивости. Из плеяды подростковой выборки в юношескую переходят только две взаимосвязи, которые следует признать независимыми от возраста: это отмеченная выше взаимосвязь поиска социальной поддержки и гиперкомпенсации, а также взаимосвязь конфронтативного копинга и механизма рационализации. Характер других взаимосвязей кардинально меняется. Иными словами, складывающаяся в подростковом возрасте структура ещë неустойчива, стабилизация всего двух взаимосвязей не позволяет выделить «ядро» структуры, о котором можно было бы говорить, что оно сформировано на данном возрастном этапе.
Что касается интересующих нас показателей тревожности, то, как это показывает корреляционный анализ, в отличие от подростковой выборки, они буквально «врастают» в структуру защитно-совладающего поведения юношеской выборки. Если в подростковой выборке все три показателя тревожности в сумме имеют всего 7 взаимосвязей с показателями защит и копингов, то в юношеской таких взаимосвязей уже 22, причём все, кроме одной, — положительные.
Поскольку не все различия структур возможно определить визуально и, кроме того, в связи с необходимостью оценивать достоверность выявляемых различий, мы обратились к дивергентному анализу.
Как это видно из табл. 2, между парами показателей в структурах подростковой и юношеской выборок обнаруживается 50 существенных различий, из них 17 различий (то есть 34% от общего их числа) касаются показателей тревожности. Прослеживая возрастную динамику, можно увидеть, что к юношескому возрасту сохраняются в неизменном виде только те прочные связи (р ≤ 0.001), которые образовались между тремя показателями тревожности уже к подростковому возрасту (1-м и 2-м; 1-м и 3-м; 2-м и 3-м), что не требует пояснения и только подтверждает достоверность результатов проведённого исследования. Ранее (в подростковом возрасте) слабые или практически отсутствующие связи тревожности с показателями защитно-совладающего поведения в юношеском возрасте становятся явными и прочными. Так, если в подростковой выборке связь тревожности
и копинга «бегство-избегание» (17) очень слабая, практически незначимая (r = 0.12), то в юношеской выборке эта связь укрепляется и рассматривается как существенная, принимающая активное участие в процессе саморегуляции, направленном на адаптацию (r = 0.60 на уровне р ≤ 0.001). По-видимому, оценка ситуации как неопределённой и угрожающей вызывает повышение тревоги и стремление к еë избеганию, и наоборот, использование стратегии избегания осознаётся и оценивается как неадаптивное, что, в свою очередь, вызывает тревогу. В целях саморегуляции состояния субъект может сознательно преодолевать негативное влияние стратегии избегания, намеренно подавляя в себе это побуждение или заменяя эту стратегию другой, например стратегией поиска социальной поддержки (15), которая отрицательно коррелирует с показателями тревожности. Подобным образом могут интерпретироваться не все выявленные различия между парами исследуемых показателей. Дивергентный анализ выявил и те пары показателей, корреляции между которыми существенны в подростковом возрасте, но практически разрываются в юношеском. В первую очередь, это интересующие нас связи показателей тревожности (1, 2, 3) с другими показателями структуры защитно-совладающего поведения. В корреляционной плеяде выборки подростков выявлены достоверные отрицательные взаимосвязи этих показателей с копингом «положительная переоценка» (19). Подростками в ситуациях, вызывающих тревогу, подавляются усилия по приданию положительного значения происходящему, которые могли бы помочь им справиться с возникающим напряжением. И наоборот, если ситуации придаётся значение, уменьшающее степень еë угрозы, это снижает у них проявления тревожности. В юношеском возрасте эта закономерность не сохраняется, то есть процесс положительной переоценки ситуации мало зависит от уровня тревожности. Подобный разрыв связей происходит и между другими показателями (6 – 14, 12 – 19, 13 – 16). Наблюдается также процесс превращения ранее отрицательных связей между показателями в положительные, хотя при этом статистически незначимые. Это касается взаимосвязей между показателями механизмов защиты и копинг-стратегий (пары показателей 4 – 15, 7 – 17). По-видимому, в юношеском возрасте снимается противоречие между этими формами защиты и в парах «завязываются» более логичные, в данном случае нейтральные, отношения.
Проведённое исследование позволяет говорить о том, что структура защитно-совладающего поведения, образованная защитными механизмами и копинг-стратегиями, начинает складываться в подростковом возрасте. Уже в старшем подростковом возрасте устанавливаются взаимосвязи между еë показателями, однако они недостаточно прочные и устойчивые, зачастую носят антагонистический характер. В юношеском возрасте структура психологической защиты обогащается связями, за счëт чего становится интегрированной. Между подструктурами устанавливаются «партнëрские» отношения, отчасти снимающие противоречие между использованием защитных механизмов и копинг-стратегий. Тревожность, принимающая участие в организации защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте, в юношеском полностью «врастает» в структуру, взаимодействуя практически со всеми еë показателями. В связи с этим тревожность может рассматриваться как неотъемлемая часть психологической защиты, которая на данном уровне развития личности выполняет функцию еë адаптации.
- Литература
- Анализ результатов
- Что такое экзистенциальная тревога
- Причины экзистенциального беспокойства
- Как справиться с экзистенциальной тревогой
- Защитные механизмы от тревоги, связанной со свободой
- Если тревога связана с изоляцией
- Тревожность, связанная с бессмысленностью
- Чем же отличается патологическая тревога?
- Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
- Социальное тревожное расстройство (СТР)
- Паническое расстройство
- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- Фобии
Литература
Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.
В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.
Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.
Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.
Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.
Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.
Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.
В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.
Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?
Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.
В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).
Анализ результатов
Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).
У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.
Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.
Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:
Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).
Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.
Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).
Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.
Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.
Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.
Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.
Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.
Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.
Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.
Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.
Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.
Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.
Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.
Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
- Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
- Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
- Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
- Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
- Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
- Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
- Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
- Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Экзистенциальная тревога – нормальное явление, которое встречается у большинства людей. Чаще всего она становится менее интенсивной или полностью исчезает по мере накопления опыта, избавления от страхов или отвлечения от вызывающих дискомфорт мыслей.
Однако в отдельных случаях преодолеть экзистенциальное беспокойство не удается. Если человек погружается в это состояние или имеет психические расстройства, качество его жизни сильно ухудшается. Чтобы справиться с тревогой, нужно осознать ее причину и разработать индивидуальную стратегию борьбы с ней.
Ваш гид в мире актуальных тем и трендов
Что такое экзистенциальная тревога
Экзистенциальная тревога – это глубокое чувство беспокойства и непонимания, связанное со смыслом собственного существования и местом в мире. Она возникает, когда человек осознает свою смертность, бесцельность некоторых аспектов жизни и неопределенность будущего.
Экзистенциальное беспокойство ассоциируют с глобальными философскими вопросами. Например, о смысле жизни, своем предназначении. Человек ищет ответы на них через философский, религиозный или психологический подход.
Повышенная тревожность влияет на внутреннюю гармонию и может стать источником личностного роста, если научиться с ней справляться и найти смысл в собственном существовании.
Причины экзистенциального беспокойства
Среди основных причин экзистенциальной тревоги выделяют:
Проблемы в межличностных отношениях
Этические и моральные дилеммы
Давление со стороны общества
Потеря собственной идентичности
Разрыв между ожиданиями и реальностью
В молодости многие люди формируют представления о том, каким будет их будущее. Однако когда ожидания не совпадают с фактическими достижениями или возможностями, это вызывает глубокое беспокойство вплоть до потери смысла жизни.
Эти причины могут сочетаться между собой, иметь разный вес для каждого человека. Определение источника беспокойства помогает лучше понять себя и научиться управлять своими эмоциями.
Экзистенциальная тревога возникает во многих случаях.
Как справиться с экзистенциальной тревогой
Среди общих методов борьбы с экзистенциальным беспокойством выделяют:
Если тревога сопровождается симптомами депрессии или тревожного расстройства, врач может назначить антидепрессанты или анксиолитики.
Схему лечения тревоги подбирают индивидуально в зависимости от причин беспокойства пациента и его индивидуальных психологических особенностей.
Если человек общителен и социален, ему лучше подойдет групповая терапия и КПТ.
Тем, кто предпочитает разбираться с проблемами самостоятельно, чаще помогают психоанализ и медитация. Разные методы сочетают друг с другом для повышения эффективности лечения.
Групповая терапия поможет при лечении беспокойства.
Справиться с экзистенциальной тревогой, связанной со смертью, возможно, в т. ч. без посещения врача, но это потребует усилий и самодисциплины.
Помочь могут следующие способы:
Изучите философские и психологические теории, связанные с вопросами о смерти
Попробуйте понять, почему смерть вызывает у вас тревогу
Поговорите с близкими
Заботьтесь о своем физическом здоровье, т. к. оно может оказать положительное воздействие на ваше эмоциональное состояние
Перейдите на здоровое питание, займитесь спортом.
Если ваши чувства тревожности слишком интенсивны, рекомендуется все же обратиться к психологу или психиатру для консультации.
Защитные механизмы от тревоги, связанной со свободой
Чтобы справиться с тревогой, связанной со свободой, сделайте следующее:
Попробуйте разобраться в том, почему это вызывает у вас тревогу
Определите, что для вас действительно важно в жизни, и установите цели, которые соответствуют вашим ценностям
Если свобода связана с принятием сложных решений, попробуйте разбивать их на меньшие шаги и действия
Это может сделать процесс более управляемым.
Справиться с беспокойством помогают практики, связанные с осознанностью. Они позволяют лучше замечать, что вызывает тревогу, и рационально оценивать эти триггеры.
Вам надо разобраться от чего возникает тревога.
Если тревога связана с изоляцией
При беспокойстве, связанном со страхом изоляции, помогут следующие методы:
Учитесь любить и принимать себя таким, какой вы есть. Это может уменьшить чувство неполноценности и изоляции.
Работа над собой и личным развитием может укрепить вашу уверенность и устранить тревогу.
Тревожность, связанная с бессмысленностью
Размышляйте о своих ценностях, интересах и целях в жизни, ознакомьтесь со взглядами других людей. Понимание того, что вас мотивирует и вдохновляет, может придать смысл вашему существованию.
Здоровое питание, физическая активность и регулярный сон также могут положительно влиять на ваше эмоциональное состояние.
Тревога — часть нашей жизни. Своим выживанием человечество во многом обязано именно этому чувству. Однако иногда она выходит из-под контроля, превращаясь из адаптивного механизма в настоящую помеху, препятствующую нормальной жизни. В таких ситуациях тревога может быть самостоятельным нарушением, а может являться симптомом другого заболевания.
Нормальная тревога всегда ситуативна, причем ее уровень связан с серьезностью обстоятельств.
Допустим, студент не выучил билеты перед экзаменом. Будет ли он тревожиться? Вероятно. Будет ли это чувство похоже на тревогу матери, чей ребенок задерживается после школы и не берет трубку? Скорее, нет. При этом с изменением ситуации — студент сдал экзамен, ребенок наконец поднял трубку — тревожное чувство исчезает само собой.
Чем же отличается патологическая тревога?
Во-первых, она не адекватна ситуации. Представим себе студента, который всё время учился на отлично, выучил все билеты, но всё равно боится, что не сдаст. На экзамене это не только не поможет, но и помешает. Во-вторых, такая тревога выходит за пределы ситуации, то есть становится разлитой во времени. Так проходят месяцы и даже годы. Интересно, что пациенты легко находят, о чем тревожиться даже в отсутствие угроз. Если вам часто кажется, что вы оставили включенным утюг или не заперли дверь, то вы понимаете, что это значит. Наконец, патологическая тревога серьезно снижает качество жизни. Это происходит по разным направлениям: ухудшается качество сна, снижается концентрация и переключаемость внимания, падает работоспособность.
Можно утверждать, что тревога включает в себя несколько компонентов:
Раньше некоторые психиатры и неврологи использовали диагнозы вроде вегето-сосудистой дистонии (ВСД). Сегодня этот подход признан неточным: эта самая ВСД может быть проявлением генерализованного тревожного расстройства, а может обнаруживать себя при фобиях, то есть вполне конкретных страхах. Именно современной классификации мы и будем придерживаться далее.
Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)
В основе ГТР часто лежит нерешенный психологический конфликт или травма и повышенная генетическая тревожность. Оно характеризуется не конкретным беспокойством, когда причина ясна, а постоянной всеобъемлющей тревогой по самым разным поводам. Человеку бывает сложно установить конкретную причину, которое запустило это состояние.
Типичные симптомы генерализованного тревожного расстройства:
По существующим данным, женщины в среднем страдают чаще мужчин. При этом ГТР обычно возникает между 20 и 40 годами.
Социальное тревожное расстройство (СТР)
СТР можно определить как выраженный постоянный страх внимания со стороны других людей. Это приводит к тому, что у пациента возникает стойкое ощущение, что все смотрят только на него и говорят тоже только о нем: критикуют внешность и т. д. Так любой выход на улицу становится непреодолимой проблемой.
Симптомы социального тревожного расстройства чаще всего телесные. Среди них распространены:
Всё это проявляется в ситуация-триггерах: в момент нахождения в метро, при собеседовании на работу или, например, при входе в лифт. При этом пациент обычно признает, что его страх нелогичен и нерационален. Походив к психологу, он даже может почувствовать, что проработал свой страх, но, как только вокруг снова много людей, от рациональной оценки не остается и следа.
Паническое расстройство
Такое нарушение отличается внезапностью. Паническая атака развивается стремительно, буквально за секунду, и длится несколько минут. Иногда пациент вызывает скорую помощь, потому что ему кажется, что у него случился инфаркт или инсульт.
Симптомы панического расстройства:
При диагностике важным признаком считается повторяемость в течение определенного времени. Иными словами, только один панический приступ не свидетельствует о патологии. При таком заболевании пациент боится наступления очередного эпизода паники, переживает о его последствиях и начинает избегать определенных ситуаций. Так, если паническая атака настигла его в автобусе, велика вероятность того, что человек перестанет пользоваться общественным транспортом.
Паническое расстройство чаще диагностируется ближе к 30 годам.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
ПТСР возникает вследствие экстремальных событий, в ходе которых психике была нанесена значительная травма. Им страдают пережившие теракты, сексуальное насилие, участники боевых действий и так далее. Женщины в среднем страдают в два раза чаще мужчин.
Страдающие ПТСР часто видят повторяющиеся сны, связанные с травмирующим событием. При этом у них формируется избегающее поведение как защитная реакция на произошедшее. То есть переживший теракт в метрополитене будет стремиться ни при каких обстоятельствах не попадать в метро, а оставшийся в живых после кораблекрушения не пойдет кататься на катере.
Считается, что развитие ПТСР можно предупредить. Для этого пережившим экстремальное событие рекомендуют поддерживать контакты с близкими, с теми, кто может эмоционально разделить то, что случилось. Иногда у оставшихся в живых или подвергшихся насилию возникает комплекс вины. Важно, чтобы этого не происходило. Поэтому также показана работа с психотерапевтом, цель которой — научить человека идентификации с выжившими, а не с жертвами. Поэтому в смысле профилактики особенно эффективно волонтерство, когда человек помогает тем, кто, пройдя через тот же опыт, что и он сам, остался в живых.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
ОКР характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и повторяющихся действий (компульсий). Классический пример — боязнь микробов и непреодолимое желание по многу раз мыть руки, иногда — вплоть до потрескавшейся кожи и ожогов.
Бывает, что обсессии и компульсии наблюдаются по отдельности. Например, у женщины может появиться навязчивый страх убить мужа вилкой. Конечно, она на самом деле любит мужа и, более того, сама боится этой мысли. Это — обсессия. Если к этому добавится идея о том, что избежать убийства можно, если подойти к окну, открыть и закрыть его, то это уже не только навязчивая идея, но и компульсия.
При ОКР навязчивые мысли, образы и импульсы должны наблюдаться на протяжении как минимум двух недель. Характерно, что выполнение определенных действий не приносит никакого удовлетворения. В очередной раз помыв руки или проверив дверной замок, пациент не улыбнется и не вздохнет с облегчением.
Любопытно, что к ОКР также относят нарушения, отличающиеся набором очень специфических черт. Например:
Это заболевание встречается как у взрослых, так и у детей. У маленьких пациентов симптомы обсессивно-компульсивного расстройства личности могут проявляться в идеях вроде «Если по дороге в школу я наступлю на трещину в асфальте, у меня умрет мама». Такой ребенок перепрыгивает трещины одну за другой, и это кажется забавной игрой, но фактически это компульсия, связанная с постоянным страхом за маму.
По сравнению с заболеваниями, которые мы уже рассмотрели, ОКР, пожалуй, лучше всего поддается психотерапевтической коррекции. Безусловно, также требуется прием препаратов, обычно СИОЗС (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина), причем довольно высоких доз.
Фобии
Фобией называют непреодолимый страх конкретного объекта, заставляющий человека вести себя иррационально. Приступ паники могут вызвать даже мысли об этом предмете или ситуации. Пациент остается критичен к нелогичности своего страха, но, столкнувшись с ним, оказывается неспособен совладать с собственным ужасом или отвращением.
Фобии человека бывают самыми разнообразными: боязнь определенных животных, природных явлений, например грозы, медицинских манипуляций, транспортных средств и даже страх определенных слов и цифр. Как и в случае с другими нарушениями, приступ фобии сопровождается телесными реакциями вроде тех, что мы упомянули для ГТР, и избегающим поведением. Качество жизни также страдает.
К счастью, все виды фобий хорошо поддаются психотерапии по системе step-by-step («шаг за шагом»). Например, если кто-то страдает арахнофобией, сначала он учится не бояться нарисованных пауков, затем — пауков в кино, затем — игрушечных, после — тарантула в стеклянном террариуме и так далее. Такая терапия в тандеме с СИОЗС и транквилизаторами дает быстрое улучшение.