методики школьная тревожность младший школьник

МЕТОДИКИ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК Тревога

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


МЕТОДИКИ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Младший школьный возраст (c 6–7 до 10–11 лет) – последний период детства. Ребенок в этом возрасте сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого «снизу вверх». Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

У детей 7-летнего возраста появляется ясно выраженное желание занять новое, более «взрослое» положение в жизни. В условиях школьного обучения это, как правило, реализуется в стремлении к социальному положению школьника и учению как новой социально значимой деятельности. Именно этой актуальной потребностью обусловлены причины возникновения очередного возрастного кризиса семи лет, который связан с тем, что ребенка перестает удовлетворять прежний образ жизни, и он хочет занять позицию школьника («хочу в школу ходить», «хочу в школе учиться» и т.п.).

В кризисе 7-летнего возраста впервые происходит осознание ребенком своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целостного отношения к окружающему и самому себе. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий критический период.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Таким образом, он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая непосредственно направлена на усвоение достижений науки и культуры, накапливаемых человечеством. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников.

В этом возрасте происходит появление такого важного новообразования как произвольное поведение, которое означает способность ребенка подчинять свои действия образцу и следовать инструкции взрослого. Ребенок становится более самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы: он впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Он уже может побороть в себе желания, если они не соответствуют определенным нормам или не приводят к поставленной цели. Подчинение нормам связано, прежде всего, с переживаниями по поводу боязни изменения отношения с окружающими – ребенок боится потерять свою значимость в их глазах.

Младшему школьнику присуща эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё необычное и яркое, но эмоции уже не так легко сменяют друг друга и не так явно проявляются, как в дошкольном детстве. Если дошкольник быстро забывал о неприятностях, переключаясь на что-то радостное, то младший школьник может долго переживать неудачу и скрывать свои чувства. В этом возрасте наряду с ситуативными эмоциями возникают аффективные комплексы – сложные чувства унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности или, наоборот, чувства собственной значимости, исключительности. Ребенок поэтому постепенно утрачивает детскую непосредственность. Он еще достаточно открыт для взрослых, но уже не всегда проявляет свои истинные чувства и желания, иногда пытается замаскировать причины своих поступков.

К младшему школьному возрасту ребенок уже многого достиг и в межличностных отношениях. Например, он умеет занимать желаемое и соответствующее своему статусу место среди родных, способен к самостоятельному построению отношений со взрослыми и сверстниками, понимает, что оценка его поступков определяется тем, как они выглядят в глазах окружающих. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

В связи с началом школьного обучения в содержание общения со взрослыми включаются все подробности школьной жизни ребенка. Возникает отношение зависимости и подчинения новым правилам жизни: выполнение домашнего задания, соблюдение режима дня, ужесточение требований к школьнику. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей – поддержание престижа и послушания – разговоры дома вращаются вокруг вопросов: «А кто еще в классе получил пятерку?», «Тебя сегодня не ругали?». Младший школьник начинает сравнивать себя с другими, прислушиваться к оценкам окружающих, что может приводить и к его неудовлетворенности собой.

Психологические изменения, происходящие в этом возрасте, могут являться причинами многочисленных трудностей, с которыми сталкивается взрослый во взаимодействии с младшим школьником. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Изменение социальной ситуации развития, связанной с переходом от дошкольных форм общения и взаимодействия к школьному образу жизни, часто приводит к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, к повышению его уровня тревожности.

Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Типичной формой проявления тревожности у младшего школьника является школьная тревожность. Школьная тревожность – это один из видов эмоционального неблагополучия, причины которого связаны с теми аспектами жизни ребенка, которые имеют непосредственное отношение к школе. Проявляется школьная тревожность в различных страхах и переживаниях ученика, например, страх оказаться непринятым в коллективе, страх оценки, боязнь учителя и т.д.

По мнению А. И. Захарова, в этом возрасте происходит дальнейший рост самосознания, возрастает социальная активность ученика, которая проявляется формированием чувства ответственности, долга, обязанности. Переживание своего соответствия коллективным стандартам, правилам, нормам поведения сопровождается выраженным чувством вины при мнимых или реальных отклонениях. В связи с этим, по данным автора, одним из ведущих страхов в младшем школьном возрасте является страх опоздания в школу (68% – у мальчиков в 10 лет; 91 и 92% – у девочек в 8 и 9 лет). Страх опоздать означает не успеть, боязнь заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято.

Как отмечает А. И. Захаров, «специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием, так называемого, магического настроя – веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т.д. Более широко это – страх несчастья, беды, рокового (фаталистического) стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, мнительности, как и типичной для младшего школьного возраста внушаемости».

Причины формирования тревожности и страхов младшего школьника достаточно разнообразны и могут быть связаны как с личностными особенностями самого ребенка (например, повышенная чувствительность, эмоциональность), так и с особенностями отношения к нему со стороны взрослых (родителей, педагога). Можно, в частности, обозначить следующие причины, которые способствуют повышению уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Завышенные требования со стороны взрослых, которым ребенок не может соответствовать. Изменение социального статуса ребенка с началом школьного обучения приводит к тому, что и взрослые начинают к нему относиться иначе. Им кажется, что раз он теперь «взрослый», то должен многое знать, уметь и мочь. Например, многим родителям трудно привыкнуть к мысли, что их ребенок не самый лучший ученик класса. Они заставляют его много заниматься, читать, писать, что приводит к перенапряжению ребенка, утомляемости. Не увидев положительного результата, взрослые обвиняют в случившемся самого ребенка, кричат на него или даже применяют физические наказания, что приводит к ухудшению ситуации, повышая тревожность ребенка и вызывая у него устойчивый страх школы. К таким же последствиям могут приводить и завышенные требования со стороны педагога, который не учитывает возрастные или индивидуальные особенности учащихся.

Что делать? Взрослым стоит помнить о том, что поступление в школу – это первый серьезный экзамен не только для ученика, но и для его родителей. Школьная успешность или неуспешность в начале обучения является следствием того, как происходило развитие ребенка в дошкольный период. Поэтому ответственность лежит не только на ребенке, но и на взрослых. В связи с чем нужно спокойно относиться к возможным школьным неудачам начинающего школьника, оказывая ему помощь в усвоении новых правил и норм поведения. Важно подбадривать ребенка, если он оказывается в ситуации неуспеха. Он должен быть уверен в том, что рядом взрослый, который готов всегда помочь. Необходимо научить ребенка говорить о своих тревогах, делать полезные выводы из неприятностей. Например, ошибки в контрольной работе – это бесценный опыт, который дает понять, что надо дополнительно повторить. Тревожного ребенка лучше заранее готовить к переменам и важным событиям, рассказав ему как можно подробнее, что его ждет. Преодолеть чувство тревоги помогает телесный контакт – родители могут погладить ребенка по голове, обнять его, посадить его на колени. Учитель может выразить поддержку ребенка, коснувшись его плеча (похлопав по плечу), проходя во время сложной работы по классу. Этот знак внимания может вселить в ребенка уверенность, дать почувствовать, что рядом есть тот, кто поможет в сложной ситуации.

Противоречивые требования родителей и школы. Противоречия в требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны родителей и педагога, приводят к тому, что ребенок не знает, как себя вести в той или иной ситуации, испытывает страх быть наказанным одной из сторон. Например, родители разрешают пропускать ребенку занятия без уважительной причины, а учитель «отчитывает» его за пропуск. Можно также вспомнить ситуации, когда во время выполнения заданий родители предлагают ребенку свой способ их выполнения, а ребенок настаивает на том, что «учительница нам сказала делать по-другому». Неоднозначность требований приводит к увеличению внутреннего напряжения и тревоги.

Что делать? Необходимо избегать подобных ситуаций, отдавая себе отчет в том, что ответственность за их возникновение лежит полностью на взрослых. Для того чтобы не допустить возникновения противоречивости требований необходимо знакомить родителей с правилами школьной жизни на родительских собраниях, доводить до их сведения все изменения, которые произошли за последний период. Постоянный диалог педагога с родителями позволяет избежать двусмысленности и непонимания, тем самым предотвращая возможные конфликтные ситуации. Недопустимыми являются как ситуации, в которых родители выражают в присутствии ребенка недовольство педагогом, нелестно высказываются в его адрес, так и обратные ситуации, когда педагог допускает критические высказывания в адрес родителей ребенка. Все спорные вопросы родители и педагоги должны решать между собой, не втягивая в эти отношения учеников.

Повышенная тревожность как личностная особенность  ребенка. Как правило, в данном случае речь идет о таких индивидуальных особенностях ребенка, как повышенная эмоциональная чувствительность, которая проявляется, в частности, в крайней восприимчивости к мнениям, оценкам со стороны взрослых. Такие ученики, как правило, ориентируются не на результат учебной деятельности, а на ее оценку педагогом. Для них важно не то, как они выполнили работу, а что сказал учитель. Им кажется, что если педагог «не спросил, когда я поднял руку» или «не посмотрел в мою сторону», то он «меня не любит», «плохо ко мне относится», «я допустил ошибку» и т.д. Это приводит к повышению тревожности и, как следствие, снижению эффективности учебной деятельности.

Что делать? Важно создать и в семье, и школе условия, при которых бы исключались оценки личности самого ученика, а оценивались только результаты его деятельности. Уверенность ребенка в том, что «он хороший, его любят и принимают при любых обстоятельствах», снижает его страх быть отвергнутым или получить отрицательную оценку его личности. В этом случае важным становится не то, как ко мне относится взрослый, а то, как мне лучше выполнить задание, чтобы оно было оценено положительно. Например, фраза «ты – двоечник» содержит отрицательное оценивание личности ученика в целом, который начинает чувствовать себя неудачником и думать лишь о том, как заслужить признание взрослых, а не о том, как исправить работу. Взрослые умеют быть достаточно убедительными, и ребенок начинает верить в то, что он «двоечник», и начинает вести себя так, чтобы соответствовать этому образу. Фраза же «за решение задачи ты получил двойку» лишь констатирует факт, что задача не решена или решена неправильно, смещая акценты с личности на задачу и побуждая найти способ ее решения. Это совсем не означает, что все действия и поступки детей должны поощряться взрослыми. Важно при оценивании различать личность школьника и те действия, которые он совершает. Для снижения тревожности учащихся педагогу необходимо создавать в классе атмосферу доверия, принятия личности каждого ученика, признавая за ним право на ошибку и помогая ее исправить.

Детская ложь в младшем школьном возрасте встречается достаточно часто. Ложь понимается как намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это. Вслед за П. Экманом рассмотрим наиболее часто встречающиеся причины детской лжи.

Ложь как стремление избежать наказания. Ложь в этом случае используется либо для сокрытия действий ребенка, которые были направлены на получение удовольствий, оказавшихся под запретом родителей (например, ребенок включил компьютер, хотя ему это не было разрешено), либо ложь для сокрытия нечаянной оплошности (сломал пульт от телевизора). Данный вид лжи встречает особенно часто в семьях, где запреты и наказания преобладают над диалогом в общении с ребенком.

Что делать? В подобных ситуациях взрослым требуется проанализировать имеющуюся систему запретов и наказаний и снизить их количество, если их слишком много. Необходимо обсуждать с ребенком последствия тех или иных поступков для того, чтобы он мог делать осознанный выбор. В этом случае ребенок понимает, что следует за теми или иными его действиями и может самостоятельно принять решение.

Ложь как способ защиты перестает быть необходимой, так как последствия понятны и предсказуемы. Взрослым нужно стараться более спокойно реагировать на различные ситуации, не драматизировать их. Важно, чтобы дети чувствовали, что взрослые готовы их выслушать, понять и простить. Так, например, в ситуации, когда ребенок потерял достаточно дорогостоящий мобильный телефон, родители могут кричать и браниться, но вряд ли это поможет вернуть телефон или сделать провинившегося более собранным.

Правильнее в этой ситуации позволить ему ощутить последствия своей несобранности, что может способствовать положительным изменениям в его поведении: «Мне очень жаль, что ты потерял телефон. Придется нам в этой ситуации отложить покупку нового велосипеда, о котором ты мечтал, и купить тебе телефон взамен утраченного». Дети чаще всего опасаются не последствий тех действий, которые они совершили, а реакции взрослых на них. Так, в ответ на действия ученика, который сделал рисунки на стене в классе, учитель может пугать его тем, что он вызовет родителей, отправит его к директору или исключит из школы, что вряд ли будет способствовать появлению у учащегося желания что-либо исправить. А может объяснить ему, что он вынужден лишить его возможности совместной прогулки с другими ребятами, так как в это время он должен будет привести стену класса в порядок.

Ложь как стремление добыть нечто, чего иначе не получишь. Например, ребенок говорит неправду о том, что сделал все уроки, для того, чтобы получить разрешение пойти гулять.

Что делать? В этой ситуации важно, чтобы действия ребенка, связанные с ложью, не приносили успеха и не способствовали получению желаемого. Иначе лживость может стать устойчивой чертой характера ребенка. В ответ на такие действия следует применять различные санкции, которые были бы соразмерны как возрасту, так и действиям ребенка. Так, в ответ на ложь о сделанных уроках можно лишить ребенка прогулки или возможности поиграть в компьютерную игру. Важно при этом объяснить, что это наказание – последствие тех конкретных действий, которые совершил ребенок. В то же время следует объяснять и демонстрировать на примерах альтернативные (социально желаемые) способы получения того, что ребенок хочет. Обязательно поощрять желаемые формы поведения. Можно публично похвалить ребенка за то, сделал все уроки, вовремя сдал работу или самостоятельно выполнил задание.

Ложь как стремление избежать страха унижения. В основе данного вида лжи – стыд, осознание ребенком «неправильности» своего поступка. Как правило, ребенком в данном случае руководит стремление защитить себя, сохранить положительное отношение к себе. Например, в случаях детских краж часто ребенок не признается в совершенном поступке не только потому, что боится наказания. Ребенку легче признаться в своем поступке учителю, чем сделать это публично, перед всем классом.

Что делать? В подобных ситуациях важно позволить ребенку «сохранить лицо». Не следует требовать от него публичных покаяний, извинений и т.д. Нужно обсудить с ним возникшую ситуацию и способы выхода из нее наедине. Лучше, если в разговоре прозвучит не только осуждение поступка ребенка, а скорее недоумение: «Как такое могло произойти?» Это информирует ребенка о том, что взрослый удивлен случившимся, так как не ожидал подобного от ученика, а значит, он воспринимает этот факт как исключение, не свойственное природе ребенка. Высказывания типа: «Я так и знал! «Только ты и мог сделать такое!», напротив, информируют ребенка о том, что взрослый скорее отрицательно воспринимает его личность и не рассчитывает на положительные изменения.

Ложь как стремление повысить свой социальный статус. В основе этого вида лжи – желание выглядеть в глазах других людей более важным и привлекательным. Например, рассказ о своих вымышленных успехах в школе. В основе такого поведения часто лежит неудовлетворенная потребность во внимании со стороны родителей или других значимых людей, желание соответствовать их требованиям хотя бы в своих фантазиях.

Что делать? Для ребенка очень важно ощущать свою значимость, полезность в семье, классе, среди сверстников. Задача взрослых помочь ребенку найти приемлемые способы удовлетворения данной потребности. Нужно хвалить детей за их успехи, пусть иногда и не такие, как у их сверстников. Не нужно сравнивать ребенка с его более успешным другом или одноклассником. Важно подчеркивать индивидуальные достоинства самого ребенка. Хорошо, если в учебной группе или в семье каждый ребенок может найти применение своим способностям. Так, например, одному можно поручить отвечать за чистоту классной доски, а другому – ухаживать за классными растениями. Тем самым мы подчеркиваем значимость и нужность каждого.

Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь. Этот вид лжи встречается в случае чрезмерной опеки детей со стороны родителей, когда последние лишают ребенка права на приватность своего внутреннего мира.

Что делать? Ребенку нужно иметь возможность самому подумать о своих переживаниях, осмыслить их без внешнего вмешательства. Настойчивость родителей в этом случае может привести к тому, что ребенок предпочтет промолчать или солгать о своих проблемах, чем пустить в свой внутренний мир взрослого.

Подводя итоги вышеизложенного, можно отметить, что детям необходимо всегда ощущать себя в психологической безопасности. Какую бы плохую отметку они ни получили, какой бы поступок ни совершили – рядом есть взрослые, которые поймут и помогут. Только в этом случае можно  не бояться того, что ребенок станет прогуливать школу, стирать отметки в дневнике и совсем не захочет учиться. Если взрослые сумеют научить ребенка доверять им, обсуждать с ним трудные жизненные ситуации, то это может стать основой для дальнейших конструктивных отношений и на следующей стадии развития личности ребенка, которая многими характеризуется как наиболее сложная и конфликтная – подростковый период.

Оцените статью
Избавиться от тревоги