подростковые страхи и их обусловленность тревогой невротизмом и агрессией

ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ Тревога

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

В Новосибирске разработали метод снижения тревоги у подростков. Вот он

. В испытании участвовали юные самбисты

В Новосибирске разработали метод снижения тревоги у подростков

Обновлено 15 декабря 2023, 16:22

Исследование проводилось на базе Сибирской академии самбо города Новосибирска среди подростков 12–13 лет с 1-й юношеским и 3-м спортивным разрядами. Ребят обучили приемам психорегуляции — «позитивного воздействия с помощью слов, мысленных образов, представлений и воображения», уточнили в агентстве.

В начале эксперимента у 8 из 12 юных самбистов зафиксировали высокий уровень личностной тревожности. У шести ребят были высокие результаты по ситуативной тревожности.

В ходе обучения приемам психорегуляции уровень и личностной, и ситуативной тревожности снизился.

«Такие результаты свели к минимуму возникновение негативных предстартовых состояний в соревновательной деятельности самбистов. Подростки обрели уверенность в своих силах и добивались больших успехов во время тренировок», — говорится в публикации.

Сниженный уровень тревожности свидетельствует о том, что спортсмены стали устойчивее к отрицательным воздействиям. При таких показателях легче усваивать навыки, успехи оказываются более стабильными.

Доцент кафедры теоретических основ физической культуры НГПУ Марина Одинцова подчеркнула, что в формировании мотивации важную роль играет «подведение обучающихся к самостоятельной постановке, принятию задач». Одно из важных условий мотивации — это «учет личностных особенностей ребенка, которые совершенствуются в процессе спортивной деятельности определенной направленности».

В Научном центре инновационных лекарственных средств Волгоградского государственного медицинского университета Минздрава России раскрыли способ, благодаря которому можно замедлить процессы старения. Ученые научились контролировать один из его факторов. Исследование позволит предотвращать развитие болезни Альцгеймера, сахарного диабета и других заболеваний.

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Ключевые слова:

детско-родительские отношения, родительское отношение, подростковый возраст, тревожность, личностная тревожность.

Цель исследования — выявить взаимосвязь уровня личностной тревожности и типов детско-родительского отношения.

– изучить уровень личностной тревожности у подростков;

– выявить стили родительского отношения к подросткам;

– проанализировать взаимосвязь между типами родительского отношения и уровнем личностной тревожности.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительских отношений.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы методики: Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин) и «Шкала тревожности» Р. Кондаша. Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась с использованием коэффициента корреляции Спирмена. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14–16 лет, а также 20 родителей обследуемых обучающихся.

На первом этапе исследования проанализировали особенности родительского отношения к подросткам. Данные были получены с помощью методики А. Я. Варга и В. В. Столина. Результаты представлены в таблице 1.

Результаты исследования родительского отношения

Анализируя данные, представленные в таблице по шкале «принятие/отвержение» получен высокий балл (х

ср

.=29). Это свидетельствует о том, что наибольшее количество родителей принимают своего ребенка таким, какой он есть, положительно относятся к нему. По шкале «кооперация» также получен высокий балл (х

ср

.=7), позволяющий говорить о том, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует подростка, высоко оценивает способности своего ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.

По шкале «симбиоз» получен средний балл (х

ср

.=4,6), позволяющий говорить о том, что, несмотря на попытки родителей быть постоянно как можно ближе к ребенку, между ними уже есть определенная психологическая дистанция. Возможно, это связано с тем, что у подростков выражено стремление к эмансипации, утверждению своего «чувства взрослости», тогда как родители не всегда сразу могут перестроиться, признать эту взрослость своих детей. Данные по шкале «контроль» (х

ср

.=3.4) показывают, что взрослые не пытаются вести себя слишком авторитарно по отношению к подростку, не требуют безоговорочного послушания, понимая, что подростку надо давать больше самостоятельности. По шкале «Маленький неудачник» полученные баллы (х

ср

.=3.4) позволяют говорить, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Таким образом, полученные данные позволяют говорить, что в целом родительское отношение к подросткам у их родителей гармоничное, они стараются поддерживать своих детей, принимать их такими, какие они есть. При этом, родители стараются развивать в своих детях самостоятельность, выстраивая определенные психологические границы, тем самым учитывая возрастные особенности своих детей.

На втором этапе исследования было проведено исследование тревожности подростков. Результаты представлены в таблице 2.

Результаты диагностики уровня тревожности подростков

Исходя из представленных данных, можно отметить, что показатели тревожности у подростков данной выборки в целом нормативные. Наиболее выражена межличностная тревожность (х

ср

.=15,5), что может быть связано с тем, что в подростковом возрасте перестраивается система отношений, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это может повышать тревожность подростков в сфере межличностного взаимодействия. Менее выражена самооценочная тревожность (х

ср

.=13,9), но признаки тревожности существуют. Это может быть обусловлено бурным ростом самосознания у подростков, становлением устойчивой самооценки, основанной на личностно-значимых критериях. Наименее выражена у подростков школьная тревожность (х

ср

.=3.4).

Для выявления взаимосвязи между уровнем тревожности и типом родительского отношения был использован критерий корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 3.

Взаимосвязь уровня тревожности у

подростков и

типа родительского отношения

*в таблице жирным курсивом выделены значимые корреляционные связи

На основе полученных данных можно сделать вывод, что существуют значимые корреляционные связи между такими стилями воспитания и тревожностью у подростков, как симбиоз и отношение к неудачам ребенка. Так, чем в большей степени родители склонны к симбиозу в отношениях с подростком, тем в большей степени для него характерна школьная тревожность (r

s

= 0.649). Чем более родители критически относятся к неудачам своего ребенка, тем более у него выражена межличностная тревожность (r

s

= 0.555). Возможно, это связано с тем, что, критика родителей формирует у подростка неуверенность в себе, что негативно сказывается на его межличностных отношениях. Таким образом, можно сделать вывод, что родительское воспитание в подростковом возрасте имеет взаимосвязь на подростка. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные данные можно использовать в работе по профилактике формирования деструктивных семейных отношений.

1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С. А. Афонина, Г. А. Каракьян // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 291–293.

2. Ерофеева, М. А., Зуйкова, А. А., Сафронов, А. И. Психолого-педагогическая характеристика межличностного общения подростков с повышенным уровнем тревожности / М. А. Ерофеева, А. А. Зуйкова, А. И. Сафронов // Перспективы науки и образования. − 2020. − № 5 (47). − С. 293–303. Жамалетдинова, Г. Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка / Г. Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 146–148.

3. Ноговицина, Н. М., Лис, Я. О. Исследования уровня тревожности у подростков / Н. М. Новогицина, Я. О. Лис // Проблемы современного педагогического образования. − 2019. — № 3. − С. 338–341.

4. Ситникова, Л. Р., Антоновская, К. А. Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. − 2017. − № 2. — С. 293–303.

5. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н. Э. Солынин, М. В. Колгушкина // Молодой ученый. — 2021. —№ 6 (348). — С. 313–315.

Основные термины (генерируются автоматически): родительское отношение, подросток, отношение, Столин, личностная тревожность, подростковый возраст, межличностная тревожность, неудача ребенка, ребенок, школьная тревожность.

Когда бить тревогу — нормально, а когда она бьёт по вам.

Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Филолог, копирайтер, молодая мама. Смотрит аниме, любит уборку и пишет о психологии.

Результаты тестов в интернете — лишь повод задуматься о необходимости консультации специалиста. Не стоит заниматься самолечением и постановкой себе диагнозов.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Тревожность — это особенность личности, которая заставляет человека регулярно испытывать сильное беспокойство и напряжённое ожидание чего-то плохого. То есть тревожность — это склонность часто и стабильно испытывать тревогу, причём не всегда оправданную.

Лечить тревогу не нужно — это чувство, входящее в «базовую комплектацию» психики. Именно оно помогает нам задумываться о последствиях, планировать свои действия. А ещё беспокойство и смутное ожидание подвоха не даёт людям превращаться в стереотипных героев хорроров, которые и в горящую избу с призраками войдут, и маньяка в углу комнаты не заметят, и разделятся на пороге явной опасности.

В общем, иногда испытывать тревогу — нормально и даже полезно. А вот тревожность как стойкое проявление тревоги может вызывать существенный дискомфорт и снижать качество жизни.

Чтобы определить свой уровень тревожности и осознать, стоит ли с ней бороться, можно пройти тесты на тревожность. Иногда их также называют шкалами тревоги — это анкеты и опросники, которые помогают понять, какой у человека уровень тревоги и нужно ли обращаться за консультацией специалиста.

Суть теста. Тест из 40 утверждений, которые нужно оценить по шкале соответствия: «Нет, это не так», «Пожалуй, так», «Верно» или «Совершенно верно». Опросник Спилберга — Ханина подходит для самостоятельной оценки своего состояния.

Главная особенность шкалы: она проверяет как уровень ситуативной тревоги, так и выраженность тревожности как черты личности. Так, первые 20 утверждений выявляют, находится ли человек сейчас в ситуации стресса, которая вызывает тревогу (это реактивная (ситуативная) тревога). А вторая половина опросника поможет понять, присуща ли тревожность характеру вообще (это личностная тревожность).

Результат: две шкалы от 20 до 80 баллов. Зелёный цвет секторов (до 30 баллов) показывает лёгкую ситуативную тревогу и личностную тревожность, жёлтый (до 44) — умеренную, красный (от 44) — высокую.

Время прохождения: 5 минут.

Плюсы: проверенный временем и сотнями исследований метод оценки тревожности; есть разделение тревоги и личностной тревожности; утверждения для оценки сформулированы понятно и не вызывают ступора.

Минусы: в тесте нет вопросов о физиологических симптомах тревожности и чрезмерной тревоги (ощущении сдавленности в груди, мышечном напряжении, проблемах с ЖКТ и прочих).

Суть теста. Один из самых простых и популярных тестов на тревожность. В нём всего 14 вопросов о состоянии человека за последнюю неделю — утверждения для оценки типа «Мне кажется, я делаю всё очень медленно» или «Я могу получить удовольствие от хорошей книги, ТВ-программы». В некоторых нужно определить частоту симптомов за последнюю неделю, в других — их актуальность.

Результат: две шкалы от 0 до 21 балла. Первая отражает уровень тревоги, вторая — депрессии.

Время прохождения: 3 минуты.

Плюсы: простота и скорость прохождения; возможность разграничить депрессивные и тревожные симптомы; доказательность в качестве метода диагностики.

Минусы: шкалу разработали для выявления тревоги и депрессии у пациентов больниц — изначально она предполагала заполнение в присутствии врача и внутри стационара (но это скорее не минус, а диагностическая особенность).

Суть теста. 21 вопрос преимущественно о физиологических проявлениях тревоги (учащённом сердцебиении, потоотделении, дрожи, головокружениях и прочих). Также есть вопросы о страхах и нервозности. В каждом вопросе указан отдельный симптом, и нужно оценить, беспокоил ли вас этот симптом в течение последней недели.

Кстати, составитель теста Аарон Бек считается основателем когнитивной психологии.

Результат: шкала, разделённая на сектора незначительной, лёгкой, средней и высокой тревоги.

Плюсы: охвачены основные проявления тревоги; тест надёжен и подходит для самодиагностики; варианты ответов не категоричны и не оставляют сомнений в выборе пункта.

Суть теста. Это профессиональный опросник, который должен заполнять специалист (психиатр или клинический психолог) при подозрении тревожного расстройства. Для самодиагностики тест не рекомендован, так что пройти его можно скорее ради любопытства, чем для подтверждения или опровержения серьёзных опасений о тревоге.

В шкале Гамильтона используются 14 симптомов тревоги, наличие которых специалист оценивает в пяти вариантах: отсутствует, выражен слабо или умеренно, наблюдается в тяжёлой или в крайне тяжёлой степени.

Результат: шкала от 0 до 35 баллов. Зелёный сектор (от 0 до 17) говорит об отсутствии тревоги, жёлтый (до 24) — о средней выраженности тревожного расстройства, красный (от 24) — о тяжёлом течении.

Плюсы: быстрый тест с доказанной надёжностью и хорошо описанными симптомами тревожности (физиологическими, эмоциональными и поведенческими).

Минусы: не подходит для самодиагностики, используется только для составления и мониторинга клинической картины повышенной тревоги и тревожного расстройства психики.

Суть теста. Ещё один тест на актуальность симптомов в течение последней недели. Для шкалы тревоги Шихана предстоит оценить 35 тезисов. Опросник подтвердил свою надёжность ещё 30 лет назад и продолжает служить инструментом исследователей сегодня.

Результат: шкала от 0 до 140 баллов показывает, есть ли у человека клинически значимые симптомы тревоги.

Плюсы: редкий тест, в котором учтены ощущения дереализации и деперсонализации, которые могут случаться при высокой тревоге и тревожности.

Минусы: из-за сложных академических формулировок некоторые вопросы требуют нескольких прочтений.

Суть теста. Шкала из 20 утверждений, например: «Моё лицо горит и краснеет» или «Я легко засыпаю и чувствую себя отдохнувшим при пробуждении». Нужно оценить каждый из предложенных тезисов по частоте проявлений за последнюю неделю.

Результат: шкала от 20 до 80 баллов. До 44 баллов — норма, а большее количество указывает на тревожное расстройство разной степени тяжести.

Время прохождения: 3 минуты.

Плюсы: скорость прохождения; наглядный результат; проверенная достоверность; применимость и в клинической диагностике, и самооценке тревоги.

Минусы: в тесте всего 20 вопросов, и многие из возможных симптомов тревоги в нём не учтены. Большая часть вопросов направлена на выявление телесных проявлений тревоги, а эмоциональной части уделено не слишком большое внимание.

Суть теста. 16 вопросов шкалы сконцентрированы на характере тревоги: здесь нет утверждений о физиологических симптомах, акцент сделан на способности осознавать, контролировать и успокаивать своё беспокойство.

Результат: шкала от 16 до 69 баллов. Интерпретация поможет установить хронический, отсутствующий или умеренный статус беспокойства.

Плюсы: тест сосредоточен на предварительной диагностике генерализованного тревожного расстройства. Узкий профиль позволяет отделить людей с таким потенциальным диагнозом от тех, кто страдает другими формами расстройств, связанных с тревогой и страхом. А ещё тем, кто только встаёт на путь осознания проблемы, многие вопросы покажут, на что обратить внимание.

Минусы: некоторые утверждения могут быть непонятны и сбивать с толку (например, «Я был невротиком всю жизнь»).

Суть теста. 48 вопросов на выявление симптомов социофобии (социальной тревожности). Люди с таким диагнозом боятся и зачастую избегают ситуаций общения (конкретных или любых) и взаимодействия с другими.

Кто-то не может есть и пить в общественных местах, другие впадают в ужас от звонков незнакомцам и от навязчивых консультантов в магазинах. Третьи вообще стараются изолировать себя от всех не близких контактов, не знают, о чём говорить с коллегами на работе и знакомыми на чужих днях рождения.

Результат: в финале представлено несколько шкал, разделённых на три блока. Первая оценивает общий уровень социофобии. Следующие две шкалы (второй блок) показывают, насколько человек боится социальных ситуаций

и как часто он их избегает

. Третий блок конкретизирует проблемные зоны и выявляет, что именно вызывает больший стресс (межличностный контакт, формальное общение или общественные места).

Время прохождения: 5 минут.

Плюсы: подробные результаты, акцентирующие внимание на специфике проблемы.


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

У слишком научного термина «сепарационная тревога» есть синоним – «тревожность, связанная с разлукой», который понятен широким массам. Конечно, практически каждому приходилось утром видеть маленьких деток, которые, рыдая, идут в детский сад. Это самый простой пример сепарационной тревоги, вызванной разлукой (пусть и короткой, временной) с матерью – самым близким для ребенка человеком и самым надежным защитником от опасностей окружающего, такого неприветливого в воображении ребенка мира.

9 ноября 2023

Тревога без причины

Тревога является одной из самых распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Повышенная тревожность может быть вызвана рядом различных факторов.

18 октября 2023

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это однин из наиболее распространенных и хорошо изученных видов психотерапии. К ПТ является сочетанием двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ПОДРОСТКОВЫЕ СТРАХИ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТРЕВОГОЙ НЕВРОТИЗМОМ И АГРЕССИЕЙ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги