постоянная тревога православие и страх божий

ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ Тревога

Как избавиться от страха и начать жить?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

Любому родителю свойственно в определенных ситуациях волноваться за детей. Это нормальное чувство, и это не тревожность. А что же такое настоящая тревожность, откуда она берется, какие проблемы создает и взрослым, и детям, и, главное, что с ней делать? Рассказывает психолог Александр Ткаченко.

Окружающая нас действительность подкидывает немало поводов для беспокойства — и серьезных, пугающих, и пустяковых, но тоже заставляющих понервничать. Как побороть тревогу — переживание, возникающее еще до события и до встречи с непосредственной опасностью? Еще ничего не происходит, а она уже поселилась в сердце человека, изматывает его, отбирает у него силы.

Казалось бы, с этим достаточно просто можно справиться самостоятельно: оглядеться вокруг, понять, что все в порядке, взять себя в руки и успокоиться. Почему же этот метод не работает?

Мы тревожимся о настоящем и будущем. Мы боимся людей, боимся за близких людей и боимся быть одинокими. Мы раз за разом прокручиваем в голове навязчивые мысли о болезни, беде, смерти. Мы ищем спокойствия в Церкви, но вместо этого даже там находим почву для новых волнений. Мы стараемся все контролировать и делать правильно, но выясняется, что не все зависит от нас. Как же не нервничать, если нет никаких гарантий? Как не переживать, если уже приходилось проходить через тяжелые испытания?

Обойтись без тревог не получится, но излишняя тревожность мешает полноценно жить. Более того, иногда беспокойство за близких, которое мы объясняем нашей любовью и заботой, начинает отравлять их существование. Психологи и священники отвечают на вопрос, как справляться с этим состоянием, делятся собственным опытом преодоления тревог, объясняют, когда стоит обращаться к специалистам и почему нередко причины нашей тревожности нужно искать не во внешних обстоятельствах жизни, а внутри нас самих.

Стресс – настоящая «болезнь века», которая имеет разнообразные биологические и социальные причины, но также и причины духовные. О том, как неправильное устроение души порождает бесконечный стресс, митрополит Афанасий Лимасольский говорил на одной из своих встреч с молодежью.

О митрополите Афанасии ЛимасольскомМитрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне. В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца. В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера. 11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация. В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях. В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». « Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68% голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода. Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.

Страхи с древних времен живут в человеке. Перед болезнью и смертью, перед насилием, перед чужим и незнакомым. Можно сказать, что бояться, так же, как и ошибаться, естественно для человека. Без этой способности человек и жить бы не смог в этом мире. Вопрос только — чего стоит бояться, а чего — категорически нет? Сомнения наших читателей развеивает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

— Да, это вещи несовместимые. И все же мы говорим о страхе Божием, встречаем в Священном Писании и у отцов Церкви призывы бояться Господа. Как же так? «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин 4:19). Бога нужно любить, а когда мы любим, то стараемся не обижать тех, кого любим. Это опасение и называют в православии боязнью. В какой-то мере так оно и есть.

Но как мы можем любить Бога, Который непостижим? Христос говорит нам об этом: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20–21).

— Что такое страх Божий? Имеет ли он что-то общее с обычным страхом?

— Разумеется, ничего. Уже говорилось, что Бога мы призваны любить. « В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин 4:18). А страх Божий — это, прежде всего, боязнь обидеть Любящее Существо, каковым и является Господь — Любовь совершенная. « Бог есть любовь» (1 Ин 4:8).

— В последнее время страх перед коронавирусом парализовал многих. Моя знакомая даже перестала ходить в храм. Боится заразиться — народу много. Я в храм хожу, но причащаться сейчас побаиваюсь. Что посоветуете?

— Что тут скажешь? Мы все разные: у кого-то характер тревожно-мнительный, а у кого-то — совершенно спокойный. Один опасается, а другому все равно. Может ли быть какой-либо общий рецепт? Вот на днях опубликовано решение Священного Синода Русской Православной Церкви об использовании при запивке после причащения одноразовой посуды. Думаю, это правильное решение. Причастия бояться нечего: в Чаше — Тело и Кровь Христовы, а в остальном осторожность не помешает: «сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк 4:12).

— Боюсь священника. Он у нас очень строгий. Как представлю, что на исповеди начнет меня ругать, так и исповедоваться желание отпадает. Что делать? Сменить священника не могу, он у нас на селе один.

— Последние пять лет я живу в постоянной тревоге за своих близких. Особых причин тревожиться нет, но все время страшно за них. Мне это очень мешает, это влияет на мое самочувствие и настроение. Может, это болезнь и надо обращаться к врачам? Как избавиться от этого?

— Мне 63 года. Все чаще стала задумываться о смерти. И не просто задумываться, а дико бояться ее. Иногда заснуть не могу от этого, постоянно думаю. Можно ли победить страх смерти? И нужно ли?

— Мы с детства знаем, что умрем. Чего же тут бояться, если это неизбежно? И, тем не менее, люди боятся смерти, потому что она противоестественна, Бог смерти не сотворил. Она пришла в мир после грехопадения человека. Как бы то ни было, она придет к каждому. Но человек религиозный все же меньше боится смертного часа. Священное Писание учит нас: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир 8:39). То есть нам следует помнить о смерти, чтобы меньше грешить, потому что придется давать ответ за свои дела. Апостол Павел дает нам такой пример. Он говорит: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил 1:21). Приобретение! Почему? Да потому что «там» он встретит Христа. Как же можно бояться Того, Кто есть Любовь? Если только жил не по-христиански? Так живи по Его заповедям, и тоже будешь рад в свой час встретить Спасителя! Только так и можно победить генетический страх смерти.

— Чем старше становлюсь, тем больше боюсь одиночества. Боюсь, что став немощной, буду не нужна ни детям, ни тем более другим родным и близким. Что буду мешать им спокойно жить. Понимаю, что это неправильные мысли, ведь в свое время я ухаживала за больной матерью четыре года и не роптала. Но все равно не могу успокоиться.

— Я стеснительная с детства и при этом гордая, с чем стараюсь бороться. При этом боюсь мнения людей. Боюсь, когда на меня просто смотрят, и сама боюсь посмотреть на человека; боюсь не угодить, сказать что-то против, даже если это мне в ущерб, например, в парикмахерской не могу сказать, что мне не понравилась стрижка. Я всегда думаю о том, что обо мне подумают и скажут. Мне это очень мешает нормально общаться и жить, но бороться с этим я просто не знаю как. Посоветуйте!

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

«Мешает ли страх вашим отношениям с Богом?», Лиахона, июнь 2023 г.

женщина смотрит через пропасть на группу людей

Рисунки Алекса Набаума.

Я верю, что взаимоотношения с Богом могут достигнуть такого уровня. Но я всегда задавалась вопросом, а возможно ли это в моей жизни?

Я дорожу своими отношениями с Небесным Отцом. Каждый день я посвящаю Ему свое время, труды и любовь. И все же иногда я продолжаю ощущать разверзшуюся пропасть, которая мешает мне чувствовать себя ближе к Нему. До недавнего времени я даже не представляла, как преодолеть эту пропасть.

Страх вредит взаимоотношениям

Бо́льшую часть своей жизни я находилась на эмоциональном отдалении от тех людей, которых люблю. Мне нравится заводить новых друзей, но я так и не научилась позволять людям по-настоящему становиться частью моей жизни – для этого нужно быть более открытой и стать ближе к людям, но мне это дается нелегко.

На протяжении многих лет мне причиняли боль слабые, разрушенные и неудавшиеся отношения, поэтому я всегда боялась ослабить свою защиту, чтобы пойти на контакт с людьми. Мне потребовалось много времени, чтобы признать это, но один из моих самых глубоких страхов – это недостаточно уделять внимание тому, кто важен для меня, и оказаться покинутой.

Недавно я осознала, что иногда испытываю тот же самый страх быть покинутой в своих отношениях с Богом.

Когда я читаю в Священных Писаниях о том, насколько сильно можно положиться на Бога, я верю им. И все же в тот момент, когда мне нужно полностью довериться Ему, во мне сохраняется крупица страха, которая мешает это сделать. Президент Томас С. Монсон (1927–2018 гг.) так описывал это чувство: «Люди становятся более склонными отдаляться, даже изолироваться от Дарителя добрых даров. Нас беспокоит, когда мы идем по этому пути одни. Веру заменяет страх»1.

Наблюдая за тем, как страх влияет на мои отношения, я открыла для себя несколько истин, которые помогли мне научиться противостоять страху, чтобы сохранять надежду и постоянно укреплять свои отношения с Ним и окружающими людьми.

Важное значение доверия

Все мы стремимся установить надежные, доверительные отношения, особенно с Небесным Отцом. Но иногда страх может помешать нам стать более открытыми с потенциальными друзьям, вечным спутником и даже Небесным Отцом. Мы можем опасаться разного, но зачастую самый сильный страх вызван тем, что другие люди отдаляются от нас или что это может случиться в будущем.

Я замечала, что теряла всякое терпение, ожидая, когда тот, кто мне нравится, ответит на мое сообщение. Я постоянно проверяла телефон, в надежде получить ответ, и переживала, если он еще не пришел! В других случаях я необдуманно прекращала романтические отношения, посчитав, что это лучше, чем рисковать быть обиженной или разочарованной. Оба эти подхода демонстрируют склонность реагировать, руководствуясь страхом, а не доверием.

женщина общается с другими людьми

Иметь здравые ожидания

Мы все можем развивать более надежные, здоровые отношения, и помогает мне в этом установление реалистичных ожиданий. Если оба человека, которые состоят в отношениях, обладают реалистичными и честными ожиданиями, то они с меньшей вероятностью будут считать, что действия (или бездействия) другого человека могут представлять угрозу их отношениям.

Иногда у нас могут формироваться неправильные ожидания относительно того, как Бог будет участвовать в нашей жизни. И эти ожидания часто приводят к ощущению того, что мы не можем доверять Ему, потому что Его влияние проявляется не так, как мы того ожидаем или хотим. К нам может начать приходить разочарование, неуверенность или страх из-за того, что Его нет рядом, что Он не любит нас или что Он не сдержит Своих обещаний.

Мы можем испытывать тревогу либо считать, что наша вера зависит от исполнения благословений, которых, по нашему мнению, мы заслуживаем, или от наступления событий, которые кажутся нам наилучшими. Мы можем действовать уклончиво – перестать читать Священные Писания или молиться о Его руководстве, и полагаться только на собственную силу.

Все эти тенденции мешают нам по-настоящему чувствовать совершенную любовь Небесного Отца и отвечать на нее взаимностью.

В таких ситуациях именно нам нужно пересмотреть свои ожидания и поведение. Вместо того, чтобы указывать Богу, каким образом должно проявляться Его влияние, гораздо полезнее узнать принципы Его работы. Старейшина Д. Тодд Кристоферсон, член Кворума Двенадцати Апостолов, учил: «И действительно, глупо с нашей земной близорукостью осмеливаться судить Бога, например, думая так: ‘Я несчастлив, значит, Бог, наверное, делает что-то не так’»2.

Заветы укрепляют доверие

Чтобы развивать доверительные отношения с Небесным Отцом, мы можем обратиться к нашим заветам. В заветах ясно объясняется, чего Он от нас ожидает. Усердно выполняя свои обещания, мы способствуем укреплению доверия в этих Божественных отношениях.

Заветы являются доказательством того, что Бог любит нас и привержен нам, и ничто не может отделить нас от Него или Его любви (см. к Римлянам 8:38–39), если мы продолжаем стремиться к Нему и каемся каждый день. Когда мы видим, что Он соблюдает данные нам обещания так же, как мы соблюдаем данные Ему, то убеждаемся, что можем полностью довериться Ему.

Для того, чтобы распознать исполнение Богом заветов, потребуется самим их соблюдать, размышлять и верить. Если вам сложно увидеть Его в своей жизни, подумайте над тем, какие благословения Он обещал вам, когда вы заключаете и соблюдаете заветы:

По мере того, как я стремлюсь к этим благословениям, мне становится очевидным, что Бог всегда направляет меня и сдерживает Свои обещания, как Он всегда это обещал. Это придает мне уверенности в том, что Он будет рядом со мной, если потребуется. « Ибо Он исполнит все Свои обещания, которые даст тебе, ибо Он исполнил Свои обещания, которые дал нашим отцам» (Алма 37:17).

В моей жизни не все отношения складывались удачно. Из-за разрушенных отношений мне было страшно пробовать снова, но я верю, что каждый из нас сможет преодолеть свои страхи, если будет стараться укреплять доверие и стремиться осознать духовную силу, которая исходит от наших заветных отношений с Богом.

Если мы непрестанно и твердо держимся своих заветов, то наши отношения с Небесным Отцом наполнит обнадеживающее чувство взаимного доверия и совершенной любви.

Сын в армии. Как справиться с переживаниями?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

Люди перестали плакать. И это тоже вызывает стресс


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», В. Васнецов, 1896

Причиной многих проблем, на мой взгляд, стало то, что люди почти перестали плакать в наше время. Обычно говорят, что мужчины не плачут, но сейчас и девушки не плачут (могут только поплакать немного наедине с собой, чтобы успокоить нервы). А когда человек не плачет, это вредит его душе, он не выражает своих эмоций и не вкушает великого отдохновения, которое дают слезы.

Но когда же человеку плакать? У нас нет времени на это даже на похоронах! С епископского места я нередко вижу на отпевании толпу людей в черных очках. Наверное, не хотят, чтобы люди видели, как они плачут. Как грустно, что мы не можем себе позволить поплакать даже на похоронах.

Некоторые люди плачут, но плачут от безысходности, а это помрачает и утомляет человека. Это не те слезы, которые исцеляют, когда плачешь и отпускаешь свою боль и постепенно приходит отдохновение.

Святые отцы Церкви, подвижники учат плачу, скорби, огромной ценности слез. Авва Исаак говорит, что духовная жизнь начинается со слез. Когда человек выделяет время на молитву, он постепенно учится плакать на молитве и стяжает благодать Духа Святого.

Попытки самостоятельно справиться с тревожностью

Тревожность — это тяжелое состояние, люди от него по-настоящему страдают. Это не беспокойство по конкретному поводу (когда ситуация так или иначе разрешилась — и беспокойство прошло). Человек с тревожностью нервничает постоянно, его переживания проявляются и в соматике (то есть в болезнях организма). Естественно, человек ощущает свое неблагополучие и интуитивно пытается с этим как-то справиться (не понимая, что именно с ним происходит и не обращаясь к специалистам).

Довольно распространенный вариант такой «самопомощи» — это ипохондрия.

То есть человеку кажется, что он болен, он начинает ходить по врачам, делать бесчисленные обследования, анализы или же сам себе назначает лекарства и процедуры. А на самом деле человек просто пытается таким способом выплеснуть накопившееся в его психике возбуждение. Он действует — принимает какие-то меры, спасает свое здоровье. И уже само это действие приносит ему некоторое облегчение.

Сюда же относится применение разрекламированных в СМИ препаратов, якобы понижающих тревожность, снимающих стресс и так далее. Собственно говоря, в таких препаратах (отпускаемых без рецепта) нет ничего вредного, хотя и эффективность их явно преувеличена рекламой. Но дело-то именно в том, что сама покупка таких средств и прием их — это тоже реальное действие, которое частично снимает застрявшее в теле психическое возбуждение. Так люди с тревожностью неосознанно пытаются подобрать для себя те варианты деятельности, которые смогут дать выход этой нереализованной энергии тревоги.  

Еще один способ «действовать» — это попытка контролировать всё и вся вокруг себя.

Попытка выстроить защитную стену между собой и опасным внешним миром через контроль возможных угроз. Такие люди тратят массу энергии, чтобы все предусмотреть, повсюду «подстелить соломку». Если они родители, то проявляется это и по отношению к детям — в стремлении обезопасить их от любой мыслимой и немыслимой угрозы.

Естественно, такие попытки контролировать всё и вся не приводят к успеху, потому что чем больше всего человек пытается контролировать, тем больше угроз возникает перед его мысленным взором, тем сильнее становится его возбуждение.

Приведу классическую аналогию: если мы чертим круг, то чем больше площадь круга (считаем, что внутри круга безопасно), тем больше длина окружности. То есть больше протяженность границы между безопасным и опасным, которую хочется держать на замке. Но чем она длиннее, тем хуже у нас получается ее «охранять». А раз плохо получается, то мы начинаем винить себя: расслабились, не учли, не позаботились, не предусмотрели! Чувство вины накладывается на ощущение нависшей опасности, в результате внутреннее психическое возбуждение только нарастает. Получается самовоспроизводящийся процесс: чем больше мы пытаемся справиться с тревожностью путем контроля над возможными опасностями, тем сильнее становится наша тревожность.

Иногда возникает парадоксальное, на первый взгляд, явление: люди используют свою тревожность для борьбы с тревожностью.

А именно: у человека неосознанно формируется связь между собственными переживаниями и благополучным исходом дела. Например, боится человек лететь в самолете, сидит в салоне, дрожит от страха, но самолет благополучно приземляется. И у человека возникает иррациональное убеждение, что катастрофа в этот раз не случилась лишь потому, что он так сильно боялся. Из чего он делает «закономерный» вывод: чем больше я буду волноваться и переживать, тем безопасней будет полет.

Проявляется это невротическое суеверие и по отношению к детям: чем сильнее я волнуюсь за своего ребенка, чем больше ужасов воображаю, тем лучше все с ним будет. Иными словами, человек как бы откупается своими негативными переживаниями от ударов судьбы, приносит ей в жертву свою тревогу. Это, конечно, очень архаичное, магическое мышление. Но и сегодня оно присутствует у многих.

А бывает, что люди, не будучи в силах самостоятельно справиться со своей тревожностью, приспосабливаются к ней и даже получают некую «вторичную выгоду».

Например, признание факта своей тревожности означает для них право на некоторые преференции: «Раз я такой тревожный, то вы, все остальные, обязаны с этим считаться, обязаны быть по отношению ко мне особенно чуткими и деликатными».

Как в советском мультике Карлсон, притворившись больным, говорил Малышу: «Ты должен стать мне родной матерью!»

Если мы говорим про тревожных родителей, то от них дети часто слышат: «Как ты мог так поступить, ты же знаешь, как я волнуюсь, как я тревожусь за тебя!» То же самое может звучать и в адрес супруга, друзей, коллег по работе. Вместо того чтобы решать свою психологическую проблему, человек требует от окружающих, чтобы они эту проблему стали обслуживать, учитывать, изменять под нее свое поведение. Так тревожность превращается в инструмент манипуляции.

Боюсь, что скоро умру. Что делать?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

Как справиться со стрессом? Могут ли помочь психологи и психиатры?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

«Портрет Марии и Маргарет Гейнсборо», Томас Гейнсборо, 1758

Поговорим, как с этим стрессом справиться. Прежде всего нужно выстроить свою жизнь правильно, по естественным законам. Упражняться в славословии, благодарении Богу. Будем стараться давать себе время рассмотреть себя, расслабиться, присесть, успокоиться.

Я видел людей прошлого поколения, они имели время, чтобы поплакать, чтобы все обдумать, поразмышлять, побеседовать с самими собой, помолиться. Сегодня у человека день наполнен тысячей разных вещей, но он не находит времени общаться с собой.

Что у нас за общение с родителями, с детьми? Каждый в своем углу, телевизор включен, у каждого телефон в руках. Многие ли супруги имеют время, чтобы общаться друг с другом? Один раз у меня был с собой телефон одного человека. И вот за полчаса пришло 35 сообщений. Я потом спросил того, кто их отправлял: «Ты женатый человек, время – 10 вечера, и ты шлешь другу 35 сообщений за полчаса? Когда ты со своей женой разговариваешь? Или она тем же занимается?» Как тут не начнешь страдать от стресса?

Родители делают очень плохо, когда спешат исполнить все пожелания своих детей. Когда я поехал учиться, мама проводила меня на корабль и ушла. Я приплыл в Пирей, первый раз увидел это место. Мы с ребятами учились, преодолевали сложности, сняли себе дом, купили плиту, столы, холодильник. Это было нормально. А современные родители порой едут за своим сыном в другой город, чтобы снять ему квартиру, а потом приезжают раз в месяц, чтобы купить продукты и наполнить холодильник, а потом еще через месяц, потому что не работает раковина. Это ненормально, если 22-летний парень не знает, как работает умывальник! Дайте своим детям повзрослеть немного, научиться трудностям, естественной жизни, которая имеет сложности, неудачи и разочарования, печали и радости, опасности и все остальное. Если мы будем избегать естественной жизни, терять связь с нашим Богом-Отцом, со святыми Таинствами Церкви, тогда мы навлечем на себя беды.

Психологи и психиатры – это тоже феномен сегодняшнего времени. Раньше не было психологов, и было не так много психиатров. К счастью, сегодня они существуют и помогают миру в той степени, насколько они могут помочь. Это действительно Божие благословение, что можно с помощью лекарств помочь справиться с психиатрическими проблемами. Но все это не лечит душу. Лечит тело, головной мозг, нервные окончания, гормоны, а не душу. Хорошо, когда врач подлечит телесные недуги, а духовник – духовные.

Современный образ жизни, который так далек от Бога, а потому далек и от естественного уклада жизни, привносит тяжесть и стресс, депрессии и многие психические заболевания. Если мы это поймем и постараемся вернуться к Богу, научиться славословить и благодарить Его, находить время для самих себя, для внутреннего диалога, научимся молиться со слезами, тогда начнет сокрушаться стена стресса, которую мы выстроили перед собой.

Стресс возникает из-за неправильного восприятия жизни


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

«Меланхолия», Лукас Кранах Старший. Первая половина XVI века

То, как мы воспринимаем разные события в жизни, тоже нередко приводит к стрессу: множество «хочу», неудовлетворенность, неумение справиться с эгоизмом, с зацикленностью на себе.

Страшное дело, когда чрезмерно настаивают на своей воле. Каждый день мы видим такое в Церкви. Например, когда приходят, чтобы приготовиться к венчанию. Начинают все переставлять – лучше туда, лучше сюда. Какое-то самоволие, самочиние, пожелания, какое-то сумасшествие, упорство. Это уже заболевание души, когда человек не может отсечь свою волю, послушаться немного другого. И все это упорство начинает душить человека.

Один раз я заметил человека, который все время стоял. Я ему предложил взять стул, присесть.

– Не надо, спасибо, все хорошо.

– Принеси стул и присядь.

– Ничего, все хорошо со мной.

Я специально несколько раз предложил, чтобы дать ему урок. Все время – один и тот же ответ: «Не надо, спасибо, все хорошо». Он не понимает, что дело не в том, что ему стоять тяжело, а в том, что он не может отказаться от своей воли, немного послушаться.

В нашей жизни не хватает славословия Бога. Во дни уныния, которые все мы – и молодые, и старые переживаем, станем непрестанно говорить: «Слава Тебе Боже!», прославлять имя Божие, благодарить. Тогда наше душевное расположение поменяется.

А если человек постоянно будет говорить: «У меня все плохо», «Я не удовлетворен», «Моя работа плохая», начинает все видеть негативно, в черном цвете, считать свою жизнь сложной, тогда даже хорошее станет плохим, а плохое – еще хуже. Нужно научиться славословию, которое строится на благодарении за благодеяния Божии. Для этого необходимо время, чтобы мы могли рассмотреть самих себя, побеседовать с самим собой.

Церковь дает время и место для молитвы, которая является главным деланием человека. Допустим, кто-то не может молиться два часа подряд в храме, но это время можно использовать для того, чтобы исследовать себя. Весь день и всю ночь ты занят разными вещами, особенно в наше время – люди постоянно держат в руках телефон и что-то там делают. Им кажется, что они так отдыхают, но это похоже на непрестанную бомбардировку ума разными вещами, образами, темами, историями. А Церковь дает человеку время помолиться или, если еще нет сил молиться, то заняться своей душой.

Важно находить время для внутреннего диалога: испытывать себя, поучать, советовать. Например, когда мы выходим из себя, можем устроить себе суд. Мы не любим, когда другие это делают, но сами можем осудить себя: «Посмотри, почему ты себя так ведешь? Почему так неприятно разговаривал? Почему так поступил?» И так постепенно исследовать себя, смотреть, что внутри нас происходит. Не для того чтобы мы потеряли надежду и разнервничались, а чтобы исправились, и самое главное, чтобы обернулись к Богу, помолились и попросили бы, чтобы Он помиловал нас, чтобы мы почувствовали надежду на помощь Божию.

Расскажу одну историю. На Святой Горе был молодой монах, который постоянно засыпал в храме. Сложно даже представить, до какой степени его мучила сонливость! Вероятно, что-то со здоровьем было не так. Бедняга, он постоянно боролся со сном, но все равно засыпал. Еще у нас был старец, отец Герасим. Казалось, он не спал никогда, все время молился. И молодой монах как-то подошел к нему, сказал:

– Геронда, что мне делать? Я постоянно сплю в храме, не могу открыть глаз!

– Э, благословенный, и ты из-за этого переживаешь? Спи спокойно. В миру люди принимают таблетки, чтобы заснуть.

– Христос плыл в лодке с учениками во время страшной бури и спал. А в церкви – доме Божием, где столько святых, отцы все вместе собраны, и здесь так тепло, – отчего же нам не поспать! Поспим!

Это показывает, как духовные люди относились к разным вещам, случавшимся в жизни, – с добрым помыслом, со свободой и простотой. Они не начинали поддаваться стрессу и умели с пользой принять обстоятельства или свое состояние.

Когда человек начинает воспринимать этот дух благодарности, славословия, начинает беседовать с самим собой, то он меняется – не в форме мечтаний, а в форме добрых мыслей, добрых начинаний, добрых помыслов. Тогда начинает врачеваться и стресс.

Тревога — это застрявшее возбуждение

Фото Artem Maltsev on Unsplash

Что же такое тревожность с точки зрения психологии? Дам определение хоть и не академическое, но, на мой взгляд, верное: тревожность — это психическое возбуждение, не получившее выхода в реальном действии, «застрявшее» в теле.

Что же делать с тревожностью?

Тревожность — не приговор. В современной психотерапии есть эффективные методы, позволяющие не просто снизить ее уровень, но даже избавиться от нее навсегда. Поэтому если человек страдает тревожностью, ему есть прямой резон обратиться к специалисту.

Я понимаю, конечно же, что сказать об этом намного проще, чем сделать. Во-первых, это не каждому по карману. Помощь психолога (в отличие от помощи психиатра) в России не входит в перечень услуг, оказываемых по ОМС. Во-вторых, здесь, как и в любой жизненной сфере, не так-то просто найти грамотного профессионала. Но ведь ровно то же можно сказать и о врачах любой специализации, и об учителях, и о сантехниках. Хорошего специалиста приходится искать, иногда — путем проб и ошибок. Тем не менее, на мой взгляд, общий уровень качества психологической помощи у нас в стране год от года растет.

Фото Michael Pierce on Unsplash

Конечно, можно вместо обращения к психологу заниматься самодиагностикой и самолечением. Например, в Сети есть огромное количество психологических тестов, позволяющих определить свой уровень тревожности. Но ведь человек с тревожностью и без них прекрасно знает, какая у него проблема. Повторюсь: тревожность — это тяжелое, мучительное состояние, оно отравляет жизнь. Ее невозможно не заметить.

Точно так же можно самостоятельно (то есть читая психологическую литературу, штудируя многочисленные интернет-ресурсы по психологии) выставлять себе диагноз. Но даже если ты его себе выставил правильно, дальше-то что? Можно посмотреть в зеркало, увидеть, что у тебя в зубе дырка, и догадаться: это кариес! Можно прочитать кучу статей о нем. Но от чтения статей зуб болеть не перестанет, тут надо к стоматологу идти. Точно так же в случае серьезных психологических проблем нужна помощь соответствующего специалиста.

Тут, конечно, мне могут сказать: ну ладно, убедили, к психологу так к психологу, это стратегическое решение. Но вот что делать прямо сейчас, если мучаешься от тревожности, а психолога рядом нет? Какие есть способы снять накопившееся напряжение?

Да, способы есть, они широко известны, в Интернете можно найти множество рекомендаций — и как дышать, и как в уме считать, и что себе воображать при этом. Но я не хотел бы давать здесь конкретные советы. Потому что люди все разные, причины тревожности у каждого — свои, а универсальных инструментов не существует. Метод, который подойдет одному, не подойдет другому. Для меня это примерно то же самое, как вопрос: «Какие таблетки нужно пить от головной боли?» Как тут ответишь всем и сразу? Такие «тактические» рекомендации, на мой взгляд, может давать только психолог, работающий с конкретным человеком и выяснивший причины его проблем.

Скажу лишь, что дорогу осилит идущий. И если у человека появилась решимость избавиться от тревожности, он в итоге найдет и ресурсы, и специалиста. Ну а если решимости нет, но есть хотя бы желание, тогда можно просить Господа в молитве, чтобы Он послал такую решимость, укрепил душу, послал людей, которые помогут. По личному опыту знаю, что такая молитва не останется у Бога без ответа.

Подготовил Виталий Каплан

Как побороть тревогу за ребенка?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

Как родительская тревожность влияет на детей

У ребенка появляется чувство вины, уныние, раздражение и злость

Тревожный родитель перекладывает на ребенка ответственность за свои чувства. Как это выглядит? «Костя, ты меня в гроб вгонишь!» — кричит бабушка главному герою фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Косте Иночкину, когда его выгнали из пионерского лагеря.

Что делает в данном случае бабушка (пускай только в воображении Кости)? Она перекладывает на внука ответственность за свою тревожность. Совершая тем самым грубейшую ошибку. Потому что никто (а уж тем более ребенок) не должен нести ответственность за чувства взрослого человека, кроме него самого. Для ребенка же это вообще непосильная ноша.

Что происходит с Костей Иночкиным? Он ощущает свою огромную вину, он кажется себе извергом, недостойным жить в человеческом обществе. Он хуже всех! «У меня тоже была бабушка, — говорит директор лагеря, — и за всю свою жизнь я так и не смог огорчить ее до смерти. А он — смог!»

Но Костя чувствует не только вину и не только уныние. К этому примешиваются еще и раздражение, злость — на бабушку, на директора. Пусть эта злость проявляется лишь как сарказм в его фантазиях, но она есть. Потому что интуитивно мальчик чувствует некую неправильность, ущербность навязываемой ему модели отношений ребенок-взрослый, где он вынужден отвечать за чувства взрослых людей.

Фото Annie Spratt on Unsplash

Ребенок заражается родительской тревожностью.

Как это происходит? Мама или папа тревожатся по любому поводу, и для ребенка, особенно маленького, это становится частью его картины мира. Ребенок постоянно ждет всплеска родительской тревоги, это может случиться когда угодно, по любому поводу.

Я уже говорил, что если человек страдает тревожностью, то это проявляется в самых разных сферах — не только в отношении к детям. Поэтому ребенок, чьи родители тревожны, постоянно сталкивается с их страхами по разным поводам. « Меня уволят с работы, и у нас не будет денег, мы умрем с голода!», «Нас выселят из квартиры, мы станем бездомными, мы будем мерзнуть на улице!», «Я заболею раком и умру в мучениях!», «Нас ограбят и убьют бандиты!», «Наш дом взорвут!» Ребенок все это слышит, и у него недостаточно ума, знаний и жизненного опыта, чтобы воспринимать такие высказывания критически. Он верит, что все, сказанное родителями, — правда, и тоже начинает бояться. Причем речь идет именно о таких угрозах, которые ему абсолютно невозможно предотвратить. А значит, вызванное страхом возбуждение не может найти выхода в его действиях. И тогда появляется тревожность. Это еще один вариант ее возникновения в детстве, помимо семейных скандалов, пьянства и прочего социального неблагополучия. То есть может быть и так, что никто не пьет, не бьет, не орет, не обижает, а все равно в семье созданы условия для формирования тревожности у ребенка. Так, однажды полученная родителем травма может транслироваться в следующие поколения.

Фото Astrid Schaffner on Unsplash

У ребенка возникает чувство протеста.

Но ребенок может и по-другому реагировать на родительскую тревожность. Например — неосознанно протестовать против такого вот ее подспудного навязывания в семье. Есть такое понятие — гиперкомпенсация. Это когда человек, пытаясь преодолеть навязываемый ему сценарий, перегибает палку в другую сторону. Иногда очень сильно перегибает.

Я бы отнес сюда все экстремальные виды спорта, сопряженные с высоким риском для жизни и здоровья, — прыжки с тарзанки, бейсджампинг (прыжки с парашютом с фиксированных объектов — зданий, скал, промышленных сооружений), паркур, руферство (когда едут снаружи поезда, зацепившись за что-нибудь). Я не знаю, проводились ли с такими людьми исследования на предмет тревожности их родителей, но предполагаю, что такое поведение — это как раз попытка сломать родительскую модель мировосприятия, победить ту самую тревожность, которой они напитались в родительской семье. Как говорят в народе, клин клином вышибают.

По сути же, здесь у людей проявляются скрытые даже от самих себя суицидальные мотивы. Они не хотят жить в гнетущем мире бесконечных родительских тревог, но другого мира у них нет. Поэтому выживание в искусственно созданной ситуации смертельного риска дает им временное освобождение от тревожности. Конечно, это не единственный мотив экстремальных спортсменов. Но думаю, и он там тоже присутствует.

Стресс – это отчуждение от естественного хода вещей

– Одна из причин хронического стресса – наше отчуждение от природы (даже не от Бога, а от естественного хода жизни), – говорит митрополит Афанасий. – Я скучаю по детству, когда летом я приезжал к бабушке в деревню и темнело в 19:30. Бабушка слушала новости по радио, в 20:20 они заканчивались, мы желали друг другу спокойной ночи, она зажигала лампадку, и мы укладывались спать. До рассвета (5-6 утра) было целых 9 часов! Я все хотел встать пораньше, а бабушка говорила: «Андрейка, поспи, еще не рассвело!» Сколько раз успеешь проснуться и снова заснуть – бесконечная ночь! Но что это давало? Во-первых, ты высыпался. Во-вторых, это было прекрасное пробуждение: солнце только всходило, кричали петухи, начинали петь птицы, вся природа была перед тобой, прекрасное начало дня!

Потом, на Святой Горе, мы жили так: в 17:30–18:00 уже было темно, зажигали керосиновую лампу, чтобы что-то перекусить, и уходили по кельям, чтобы внутренне собраться. Ночь имеет особую благодать, особое благословение для разной духовной тем, кто хочет подвизаться. Но когда ночь становится днем, теряется ее смысл.

В монастырях на Святой Горе монахи встают в 3:00–3:30 утра, и все видят восход солнца. Обычно восход бывает, когда мы молимся в храме. Часто я исповедовал в эти часы и выходил на улицу, чтобы полюбоваться утренней зарей, думал о том, что немногие могут наблюдать рассвет.

А сегодня часто бывает по-другому: люди рассказывают мне, что кидают тапками в будильники. Одна женщина поделилась, что семье пришлось купить водяной пистолет, чтобы будить ее на работу холодной водой.

На днях я читал один серьезный журнал, в котором говорилось, что наличие электрического света является причиной многих заболеваний из-за того, что ночь становится днем и мы очень многие свои дела оставляем на ночь. Все эти неестественные вещи приносят в нашу жизнь нервозность, стресс, болезненность, подобно облаку, которое закрывает душу человека и делает его напряженным, усталым, задыхающимся, нервным, чтобы он не был спокойным и расслабленным. Не случайно греческое слово «стресс» (άγχος) происходит от глагола αγχώνω, означающего «душить».

Можно ли самому, без помощи специалиста, избавиться от тревожности?


ПОСТОЯННАЯ ТРЕВОГА ПРАВОСЛАВИЕ И СТРАХ БОЖИЙ

Как возникает тревожность

Тревожность формируется еще в детстве, иногда настолько в раннем, что трудно в это поверить. И тем не менее это так. Не бывает такого, что в детстве ее не было, а во взрослом возрасте она вдруг появилась. Причин тут может быть несколько.

Первая причина — это пренатальная (дородовая) травма.

Ребенок в чреве матери — это же не «зародыш» и не «плод», это живое существо, у которого уже есть психика, существо, способное испытывать чувства. Потому беременных женщин врачи и предупреждают: избегайте стресса, не слушайте агрессивную музыку, ласково разговаривайте с ребенком, гладьте его через живот: малыш все это чувствует.

А что происходит с ребенком, если, например, мама решила сделать аборт? Он же это ее намерение тоже считывает — хотя бы через изменение ее гормонального фона. Для ребенка это ужас, это катастрофа: в ситуации смертельной угрозы ему никак не спастись, он не может убежать, не может защититься. Потом мама по тем или иным причинам отказывается от своего намерения, и ребенок все же рождается. Но еще в материнской утробе он пережил мощнейший стресс, из-за которого у него возникает базовое недоверие к миру. Он неосознанно ждет опасность откуда угодно. Живет с постоянным ощущением нависающей над ним беды. Вот так и возникает нервное возбуждение, не имеющее выхода в виде действий. Так формируется тревожность.

Пренатальная травма может иметь и другие причины. Это, например, сильный стресс, который мама испытывает в связи с разными тяжелыми жизненными обстоятельствами. Ее эмоциональное состояние передается и ребенку, он тоже ощущает страх, ощущает угрозу и опять же — не может ничего с нею поделать.

Реакцией на такую внутриутробную травму будет повышенная тревожность, которую человек ощущает на протяжении всей жизни. Тут речь не просто о некой предрасположенности, которая может реализоваться, а может и нет. Если травма уже произошла, последствия неизбежны. Тем не менее эти ранние травмы можно выявить и проработать в процессе психотерапии. Психологи научились оказывать эффективную помощь людям с такими проблемами.

Фото Wyxina Tresse on Unsplash

Вторая причина возникающей в детстве тревожности — это нездоровая семейная обстановка.

Семейные скандалы, пьянство родителей, мама с папой кричат друг на друга (а то и дерутся) при ребенке, кричат на него, сурово наказывают, бьют — все это точно так же формирует у малыша чувство разлитой повсюду опасности. Опасности, которую невозможно предвидеть и невозможно предотвратить. Опасности, которая всегда с тобой. Ощущение опасности, то есть страх, — это сильная эмоция. Он и создает то самое возбуждение, которое не может получить выхода в действии: ведь ребенок не может сопротивляться родителям или убежать от них.

Впрочем, в формировании тревожности зачастую имеют место обе эти причины. Ну в самом деле — если, вынашивая ребенка, женщина вела нездоровый образ жизни, если собиралась от него избавиться, то наивно полагать, будто сразу после родов ее жизнь чудесным образом переменится. Поэтому к последствиям внутриутробной травмы добавляется еще и воздействие на ребенка семейного неблагополучия.

Вопреки расхожим представлениям, тревожность не возникает от того, что человеческое сознание подвергается массированному воздействию негативного контента. Часто думают, что если человек читает, смотрит и слышит всякую жуть (как сейчас говорят, «из каждого утюга»), то у него на этой почве возникает тревожность. Нет, это не так. У взрослого человека, конечно, могут возникнуть опасения по каким-то поводам из услышанного-увиденного (довольно часто — безосновательные), но это будут для него мимолетные переживания, не осложняющие ему жизнь.

А вот если у человека уже есть тревожность, возникшая в раннем возрасте, тогда потребление негативной, пугающей информации может ее активировать и усилить ее проявления. Но поскольку человек всегда стремится как-то объяснить свои страхи, он может искренне думать, что боится войны-чумы-тюрьмы, начитавшись и насмотревшись негативного контента в Интернете. На самом деле эти «война-чума-тюрьма» — всего лишь его рациональное объяснение постоянного ощущения нависшей беды. Он ведь не знает, как действуют последствия ранних травм на психику. Вот и ищет понятных, разумных объяснений своей тревожности. Даже в самом спокойном и безопасном обществе такие люди обязательно найдут, чего бояться. Ведь истинная причина страха у них не снаружи, а внутри, в эмоциональной памяти о самых первых днях своего существования.

Оцените статью
Избавиться от тревоги