повышенный уровень тревожности у школьников

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Тревога


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Причины развития

Каждый человек временами может испытывать страх, волнение или беспокойство. Как правило, они связаны с определенными ситуациями, жизненными обстоятельствами и происходящими событиями. Если же конкретных поводов для тревоги нет, но человек испытывает панику и дискомфорт из-за постоянного волнения, можно говорить о развитии тревожного расстройства.

Факторы риска развития заболевания:

Развитию заболевания также способствуют проблемы с кровообращением, гормональные сбои или хронические заболевания сердца и сосудов.

Упражнения для снятия тревожности способны помочь человеку справиться с определенными симптомами тревоги, такими как мышечное напряжение, учащенное сердцебиение и дыхание. Дыхательные упражнения при тревожных расстройствах способствуют глубокому ровному дыханию, что, в свою очередь, обеспечивает полезное диафрагмальное дыхание. Эти упражнения могут снизить тревожность и помочь человеку расслабиться, восстановив привычный ритм дыхания.

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных проблем психического здоровья. К примеру, в Соединенных Штатах такие расстройства поражают около 40 миллионов человек. И хотя врачи могут успешно лечить эти заболевания, только 4 из 10 человек с тревожностью обращаются за лечением.

Тревога может спровоцировать каскад гормонов стресса во время так называемой реакции «бей или беги» (“fight-or-flight”). При приступе паники или тревоги люди обычно начинают делать частые поверхностные вдохи, что влияет на баланс кислорода и углекислого газа. Человек также может испытывать учащенное сердцебиение и чувство неизбежной обреченности, что еще больше усугубляет тревожность.

Стресс и беспокойство являются нормальной частью жизни, но тревожные расстройства, как уже было сказано, – самые распространенные психиатрические заболевания. А преимущества физических упражнений, действительно, могут выходить за пределы снятия стресса, уменьшая тревогу и связанные с ней расстройства.

Психологи, исследующие, как физические упражнения снимают тревожность и депрессию, считают, что 10-минутная прогулка может быть такой же полезной, как и 45-минутная тренировка. Некоторые исследования подтверждают, что физические упражнения могут быстро улучшать депрессивное настроение у многих людей. Хотя такие положительные последствия могут быть временными и преходящими, они демонстрируют, что короткая прогулка или другая простая деятельность может облегчить состояние человека на несколько часов, подобно приему аспирина от головной боли.

Наука также представила некоторые доказательства того, что физически активные люди имеют более низкий уровень тревожности и депрессии, чем люди, ведущие сидячий образ жизни. Упражнения могут улучшить психическое здоровье, помогая мозгу лучше справляться со стрессом. В одном исследовании ученые обнаружили, что люди, регулярно занимавшиеся интенсивными упражнениями, имели на 25 процентов меньше шансов на развитие депрессии или тревожного расстройства в течение следующих пяти лет.

Согласно некоторым исследованиям, для определенных людей регулярные физические упражнения эффективны так же, как и лекарства для уменьшения симптомов тревоги и депрессии, и эффект может быть длительным. Одна интенсивная тренировка может помочь облегчить симптомы на несколько часов, а регулярные физические упражнения могут значительно снизить их со временем.

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Как помогают упражнения на снятие тревожности

Во время приступа тревоги организм ошибочно считает, что ему грозит опасность, и выделяет адреналин и другие гормоны стресса. Это часть реакции симпатической нервной системы «бей или беги», которая определяет, как организм реагирует на потенциальные угрозы. Как следствие, мышцы напрягаются, а дыхание становится поверхностным.

Упражнения для работы с тревожностью могут помочь снизить симптомы панической атаки или генерализованной тревоги. К примеру, техники медленного дыхания могут увеличить чувство комфорта и расслабления, одновременно уменьшая тревогу, депрессию и спутанность мыслей. Дыхательные упражнения с медленным темпом помогают расслабить мышцы, замедлить сердечный ритм и нормализовать дыхание, позволяя людям контролировать свои симптомы.

Классификация тревожных расстройств

Различают несколько видов тревожных расстройств:

Профилактика

Специальных средств для профилактики тревожных расстройств не существует, поэтому важно прислушиваться к своему организму, внимательно относиться к страхам и причинам их появления.

Общие методы профилактики тревожных расстройств:

Соблюдение этих простых правил не гарантирует отсутствие тревожного расстройства, но поможет успешно пройти лечение и предотвратить рецидивы.

Если вы замечаете у себя признаки тревожности, не стесняйтесь обратиться за поддержкой к близким или специалистам. Чем раньше вы получите необходимую помощь, тем больше вероятности предупредить развитие тревожного расстройства.

О заболевании

Тревожные расстройства ― это совокупность заболеваний, которые отличаются устойчивой тревогой и нервным напряжением, не связанным с конкретными обстоятельствами. Другими словами, человек ощущает беспокойство без видимой причины, вплоть до приступов паники. Термин «тревожное расстройство личности» объединяет в себе страхи (фобии), волнение и тревогу. Человек беспокоится о своей внешности, отношениях с окружающими, обстановке на работе и даже о тех событиях, которые еще не произошли. Продолжительное пребывание в состоянии тревоги крайне негативно сказывается на самочувствии человека. Нередко пациенты замыкаются в себе, не могут полноценно жить и работать, ограничивают круг общения. Точные причины тревожного расстройства неизвестны, но нередко оно возникает у людей, злоупотребляющих спиртным, страдающих депрессией или паническими атаками. Диагноз обычно ставит психиатр или психотерапевт ставится на основе анамнеза и комплексного обследования. Для лечения применяются психотерапевтические сессии, лекарственные препараты, VR-терапия, а также комбинация вышеназванных методик.

Другие названия заболевания:

генерализованное тревожное расстройство, агорафобия, паническое расстройство, тревожно-депрессивное расстройство.

паника, тревога, страх, внутреннее напряжение, бессонница, частые пробуждения, озноб, повышенная потливость, покалывание в конечностях, тремор, учащенное сердцебиение, тошнота, напряжение в мышцах, головокружения, мигрени, головные боли, потеря равновесия.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Патогенез

Существует ряд теорий, которые объясняют происхождение тревожных состояний.

Симптомы

Симптомы, характерные для группы тревожных расстройств, можно разделить на две категории — психопатологические и вегетативные.

Диагностика

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр или психотерапевт на приеме, основываясь на симптомах, данных анамнеза и психическом состоянии пациента во время осмотра. Специалист оценит патофизиологические и вегетативные симптомы, характерные для тревожного расстройства. Важно выявить, насколько сильно эти проявления влияют на повседневную жизнь.

Постановка диагноза часто бывает затруднена, потому что объективных биологических маркеров болезни не существует. Диагностика основана в первую очередь на признаках, которые присутствуют у пациента течение полугода или дольше.

На консультации следует рассказать специалисту:

Для подтверждения диагноза тревожного расстройства применяются стандартизированные опросники, которые помогают точнее узнать степень тревоги и сопутствующих симптомов. Примеры опросников ― шкала тревожности Бека и шкала для оценки развития депрессии Гамильтона.

В целях самостоятельной диагностики заболевания можно использовать шкалу изучения самооценки и тревожности Цунг. Чем выше итоговый балл, тем сильнее выражена тревожность.

Дополнительные исследования

На сегодняшний день не существует специальных методик, позволяющих со стопроцентной вероятностью поставить диагноз. Цель лабораторных исследований ― исключить возможные соматические заболевания, которые часто сопровождают тревожное расстройство.

При наличии показаний врач может порекомендовать пройти КТ головного мозга.

Дифференциальная диагностика

Симптомы тревожного расстройства схожи с рядом других заболеваний, например:

Лечение

Цель терапии ― снизить симптомы тревожного расстройства, облегчить состояние и повысить качество жизни человека. В основе эффективной лечебной стратегии лежит сочетание психофармакотерапии и психотерапии. Выбор схемы лечения зависит от тяжести симптомов, этапа лечения, особенностей организма и личности пациента. В разработке лечебного плана важную роль играет индивидуальный подход. Терапия, рекомендованная для одного человека, другому может не подойти. В процессе врач подскажет, как избавиться от тревожности, скорректирует методы, изменит дозировки или наименования препаратов.

Медикаментозное лечение

Пациентам с диагностированным тревожным расстройством в качестве лекарственной терапии назначают селективные ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Они позволяют снизить тревожность и стабилизировать настроение. Длительность лечения ― от шести месяцев до года. Если у пациентов ярко проявляется тревожность и имеются вегетативные нарушения, врач может назначить препараты из группы бензодиазепинов. Они действуют быстро, снижают уровень тревоги и беспокойства.

При назначении фармакотерапии доктор опирается на принципы доказательной медицины и собственный клинический опыт. Во время медикаментозной терапии важно следить за побочными эффектами, принимать препараты только под контролем врача. Отмена приема должна происходить постепенно, чтобы избежать рецидива симптомов. При необходимости в процессе лечения дозировки и длительность приема будут корректироваться.

Психотерапия

Психотерапия ― важная частью лечения тревожных расстройств, позволяющая пациенту понять и преодолеть ситуации, вызывающие тревогу, и научиться эффективным стратегиям управления стрессом.

Наиболее эффективной является когнитивно-поведенческая психотерапия. Для нее применяются следующие техники:

Оптимально сочетать фармакотерапию с психотерапией, так как такой подход работает максимально эффективно.

Прогноз

Прогноз при тревожном расстройстве чаще всего благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции, если лечение начато вовремя. Благодаря психотерапии и медикаментозному лечению пациенты постепенно повышают уровень уверенности в себе, учатся бороться с тревожностью.

Если вас беспокоят необоснованная тревога, страхи, паника по незначительным поводам ― обратитесь к опытному психотерапевту. Записаться к специалисту клиники «СОВА» можно по телефону колл-центра, онлайн на сайте или через мобильное приложение.

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Гончарова Оксана Владимировна

Приём детей с 15 лет

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

3500 ₽

Выезд врача-психиатра на дом:

10000 ₽

Хорват Анна Вячеславовна

Врач-психотерапевт, Врач-психиатр, Врач-сексолог

Прием пациентов с 18 лет

Прием врача-психиатра, психотерапевта (45 минут):

4500 ₽

Консультация в присутствии родственников (60 минут):

5500 ₽

Выезд психиатра на дом:

10000 ₽

Сахаров Игорь Евгеньевич

Руководитель Центра неврологии и нейрореабилитации, Руководитель Центра психического здоровья, Врач-невролог, Врач-психиатр

Приём детей с 5 лет

Прием (осмотр, консультация) врача-невролога главного специалиста:

2500 ₽

Азарова Александра Михайловна

Прием врача-психотерапевта, главного специалиста (50 минут):

4200 ₽

Зуйкова Анастасия Кирилловна

Прием врача-психиатра, психотерапевта:

4200 ₽

Китаев Роман Борисович

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

5500 ₽

Леонов Виталий Викторович

Имеет сертификат GCP
Член Российского общества психиатров

Михайлов Григорий Александрович

Приём детей с 14 лет

Прием врача-психиатра :

3500 ₽

Петухов Максим Александрович

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, ведущего специалиста:

3000 ₽

Симанович Кирилл Васильевич

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, главного специалиста:

3500 ₽

5 упражнений от тревожности

Люди могут использовать следующие упражнения для снятия тревожности, чтобы уменьшить чувство стресса, тревоги и паники.

Поочередное дыхание ноздрями.

Поочередное дыхание ноздрями, известное как Нади Шодхана, является дыхательной техникой йоги, которая может снизить артериальное давление и улучшить внимание.

Человек закрывает одну ноздрю, вдыхая через другую, а затем переходит на выдох через другую ноздрю.

Однако, если при выполнении упражнения человек начинает испытывать головокружение, следует вернуться к нормальному дыханию.

Дихання зі стиснутими губами.

Дыхание со сжатыми губами помогает человеку дышать медленно, глубоко и сконцентрированно. Данная простая техника дыхания – это упражнение на снятие тревожности, которое помогает сделать глубокие вдохи более медленными и управляемыми.

Люди, живущие с заболеваниями легких, такими как эмфизема и хроническое обструктивное заболевание легких (ХОБЛ), часто используют эту технику для контроля одышки и облегчения тревожности.

Дыхание с резонансной частотой.

Хотя частота резонансной частоты дыхания различна для разных людей, типичный диапазон составляет от 4-5 до 7 вдохов-выдохов в минуту.

Самое простое дыхательное упражнение.

Можна виконувати цю просту дихальну вправу стоячи, сидячи або лежачи.

Прогрессивное расслабление мышц.

Исследование 2021 года показало, что упражнения на снижение тревожности, обеспечивающие прогрессивное расслабление мышц, могут значительно снизить уровень внутренней тревоги и улучшить качество сна у людей с COVID-19. Эти упражнения включают сосредоточение на напряжении и расслаблении всех групп мышц, таких как грудь, спина, руки, брюшной пресс, ноги и плечи (по одной группе одномоментно).

Опасность

Тревожные расстройства представляют серьезную опасность для физического и психического здоровья человека и негативно влияют на качество жизни. Осложнения делятся на социально-психологические и физические:

Люди, находящиеся в состоянии постоянного стресса, больше подвержены раннему старению, онкологическим заболеваниям, болезням сердечно-сосудистой системы.

Как избавиться от тревожности

Статья подготовлена специалистами Медицинского центра «АландМед». Материал раскрывает проблему повышенной тревожности и освещает способы, как избавиться от тревожности.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Что такое тревожность?

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека часто переживать сильную тревогу по любому поводу. Предрасположенность к тревожности может быть обусловлена слабостью нервных процессов, особенностью темперамента, либо как одновременное проявление и того и другого.

В чем проявляется тревожность?

Тревожность может проявляться в длительных, затяжных, ежедневных симптомах, которые значительно снижают качество жизни. Диапазон тревожных состояний может быть от постоянного беспокойства вне зависимости от внешних факторов и явлений до всплеска панических атак. Частота, количество и интенсивность симптомов варьируются в зависимости от степени тревожности и психотипа человека. Запущенные ситуации с тревожностью могут стать причиной серьезных психических или психологических проблем.

Чувство страха — это первое в чем эмоционально проявляется тревожность. Затем снижается концентрация внимания, присоединяется чувство напряжения или нервозность. Чувство тревоги сменяется ожиданием чего-то более худшего, например, раздражительностью и необъяснимым чувством беспокойства. Все это может сопровождаться навязчивыми мыслями и ночными кошмары. Человек попадает так называемую «ловушку собственного разума».

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

Важно отметить, что тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию.

Учимся избавляться от тревожности.

Прежде чем мы обсудим способы избавления от тревожности, нам важно разграничить понятия тревожности – это устойчивое качество личности – и тревоги — это временное состояние, которое является эмоцией.

Если же вы хотите профессионально диагностировать степень вашей тревожности, лучше всего обратиться к психологу, чтобы он провел соответствующую диагностику. Для диагностики взрослых существует опросник Спилбергера. Методика максимально точно позволяет разобраться с характером тревожности. Для детей используется методика, которая позволяет определить школьную тревожность с помощью опросника Филлипса.

Самостоятельная работа с тревожностью

Важно понимать, что самостоятельно бороться с тревожностью очень сложно, так как на практике каждому тревожному человеку привычно «родное некомфортное состояние» и менять что-то в себе, переходить в «новое неизведанное» не хочется, потому что это пугает еще больше. Часто тревожность связана в том числе с застенчивостью и замкнутостью.

Поэтому для положительного стабильного результата все-таки лучше работать с психологом или психотерапевтом.

Но, если вы все-таки готовы приложить усилия самостоятельно, вот вам подборка советов.

Попробуйте сами разобраться, из чего состоит ваша тревога. Помните, чем больше вы переживаете, тем сильнее повышается уровень тревожности. Вполне возможно, что ваше тревога — это сочетание страха, вины или гнева. Тогда лучше не заниматься самолечением, а обратиться за помощью к специалисту, который поможет не только определить причину вашего состояния, но и грамотно, а главное, поэтапно найти приемлемые для вас пути решения в данном вопросе.

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.

Выводы

Тревога – это распространенная проблема психического здоровья, которую врачи обычно лечат с помощью медикаментов и психотерапии.

Однако следует помнить, что существуют специальные упражнения на снятие тревожности. Это эффективная техника, способная помочь человеку справиться с определенными симптомами тревоги, такими как учащенное дыхание, сердцебиение и напряженность мышц.

Упражнения на дыхание и расслабление мышц, упражнения для снятия тревожности у взрослых побуждают к сосредоточению на глубоком дыхании и снятии напряжения в теле. Это может помочь человеку расслабиться и справиться со своей тревогой.

к списку статей
Найти врача

Оцените статью
Избавиться от тревоги