причины беспокойства у школьников

ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ Тревога

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Содержание
  1. Когда и к кому обращаться за помощью
  2. Методы лечения школьной тревожности
  3. Психотерапия
  4. Медикаментозное лечение
  5. Что такое «школьная тревожность» у детей
  6. Отличие тревоги от тревожности
  7. Динамика проявления
  8. Причины школьной тревожности
  9. Основные причины состояния тревоги
  10. Причины возникновения и профилактика стресса у школьников
  11. Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
  12. Физические
  13. Эмоциональные симптомы
  14. Поведенческие
  15. Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
  16. Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
  17. Помощь педагога – приемы снижения тревожности
  18. Проявления подростковой тревоги
  19. Диагностика тревожности у подростков
  20. Особенности подростковой тревоги
  21. Как определить уровень школьной тревожности
  22. В чем опасность школьной тревожности
  23. Анализ результатов
  24. Рекомендации по снижению тревожности у подростков
  25. Литература

Когда и к кому обращаться за помощью

Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.

При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.

Чувство тревоги время от времени испытывает каждый человек, будь то взрослый или подросток. По сути, это естественная реакция на стресс, помогающая преодолевать опасные ситуации. Но иногда тревожность приобретает не эпизодический, а постоянный характер, мешая нормальной жизни. В таком случае говорят об индивидуальной особенности или нервном расстройстве.

Методы лечения школьной тревожности

Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.

Психотерапия

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.

Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.

Медикаментозное лечение

В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

Причины школьной тревожности

Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:

Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей

Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников

Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты

Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность

Проблемы в семье

Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.

Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.

Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.

Основные причины состояния тревоги

Чувство тревоги без причины является свидетельством наличия негативного эмоционального переживания у человека. У тревожных людей в существенной степени преобладает ориентация на внешние критерии. Кроме того, тревожные люди часто испытывают потребность в повышенном самоконтроле, причем даже незначительных аспектов ситуации. Неспособность осуществить это провоцирует еще больший уровень тревоги и появлению нового отрицательного опыта.

Рекомендуем пройдите тест на уровень тревожности (прим.ред).

Важную роль в отрицательном эмоциональном опыте играет не столько сам факт его переживания, сколько прочное его запоминание и воспроизведение в памяти.

Семейное воспитание также имеет большое влияние на развитие тревожности. Нельзя говорить о каком-то конкретном нарушении, поскольку их диапазон довольно широк: гиперопека над ребенком, повышенные ожидания, высокие требования, плохие взаимоотношения между родителями и между членами семьи.

Эмоциональные проблемы чаще встречаются у тех людей, кто воспитывался родителями, которые были склонны к нервозным состояниям, раздражительности и депрессиям. Родители тревожных детей чаще переживают опасения и страхи, в то время как спокойные дети воспитываются уравновешенными и позитивными взрослыми.

Когда взрослый испытывает чувство нестабильности и предчувствует постоянную угрозу это моментально транслируется ребенку. Часто это выражается в чрезмерной заботе и страхе за жизнь и здоровье ребенка. Это вызывает у ребенка чувство неуверенности и беззащитности, которая сохраняется и закрепляется с годами.

Популярное на сайте: 12 простых способов успокоиться и не нервничать (прим.ред.)

В качестве внешней причины тревожности можно выделить посттравматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство – это тяжелые эмоциональные переживания, такие как чувство беспомощности, ужас, сильный страх, которые возникли вследствие разового случая, или в результате повторных травм и долгого пребывания в стрессовой ситуации. Следствием подобных переживаний у взрослых является повышенная тревожность.

Это относится к людям, которые пережили аварию, были участниками войны, экологической катастрофы или грубого насилия.

Важным источником тревожности может быть выделен внутренний конфликт человека, который прямо связан с его самооценкой и отношением к себе. Тревожным людям не свойственно изменяться, приспосабливаться к трудностям и исправлять свои недостатки, что отличает эмоционально благополучных людей. Напротив, тревожные люди характеризуются фиксацией на прошлом или на очень отдаленном будущем, на том периоде на который они не в состоянии повлиять.

Резюмируя, можно отметить, что тревога на душе без причины является устойчивым личностным образованием, которое формировалось на разных возрастных этапах. В младшем школьном и дошкольном возрасте начало тревожности было спровоцировано ситуацией в семье и взаимоотношениями с родителями. Именно тогда в ребенке начали оформляться такие качества, как ранимость, склонность к обиде, обостренная реакция на отношение окружающих. Это, а также предрасположенность к запоминанию негативных, нежели позитивных событий, приводит к накоплению отрицательного опыта, который впоследствии выражается в закреплении тревожности как личностной черты характера.

В подростковом возрасте чувство тревоги закрепляется на основе внутреннего конфликта с собой, противоречием между «Я-идеальным» и «Я-реальным».

Причины тревожности так или иначе связаны с неудовлетворением потребностей, свойственных каждому возрастному периоду.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Причины возникновения и профилактика стресса у школьников

Организация: МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселёва»

Населенный пункт: Воронежская область, г. Воронеж

Стресс – это чувство тревожности, беспокойства, возникающее у человека в ответ на какой-то стимул. К сожалению, даже в юном возрасте столкнуться со стрессом неизбежно, и школьники не являются исключением в этом плане.

Одной из главных причин стресса у школьников является учебный процесс. Нередко даже очень любознательные дети сталкиваются с перегрузкой из-за количества домашней работы, проектов, экзаменов и т.д. Не все дети умеют правильно планировать свое время и эффективно учиться, из-за чего нагрузка становится нестерпимой.

К тому же, дети могут сталкиваться с психологической напряженностью внутри семьи, когда родители не умеют общаться с ребенком и выражать свои чувства. Избыток внутрисемейного конфликта, недостаточность времени, проведенного с семьей, и ряд других причин способны вызывать стресс у детей.

Необходимо понимать, что стресс может быть вызван различными факторами. Можно выделить две группы: эндогенные стрессы (или стрессы, формирующиеся в организме) и экзогенные (стрессы, которые провоцируют внешние обстоятельства). Безусловно, очень часто стресс вызван совокупностью факторов, ведь стрессогенные факторы присутствуют как во внешнем мире школьника, так и во внутреннем.

Выделим следующие причины для стресса у школьников:

Учебная нагрузка. Осознанность подростка возрастает к моменту его перехода в среднюю школу. Зачастую, у подростка уже есть планы на сдачу экзаменов и поступление в ВУЗ. В связи с этим, часть нагрузки школьник берёт на себя добровольно, однако, это всегда дополнительная нагрузка к обычной учебной – занятия по предметам, которые предстоит сдавать в ЕГЭ, курсы при университете и т.д. Таким образом, подросток вынужден усиленно готовиться к предстоящим экзаменам, однако также и успевать по основным предметам, входящим в образовательную программу. В результате нагрузка на школьника возрастает, он должен заниматься не только тем, что ему интересно и нужно для поступления в выбранный им университет. Диссонанс между желаниями подростка может стать серьезным фактором для стресса.

Предстоящие экзамены. Экзамены – основной источник стресса для школьников, который они сами, как правило, обозначают как главную проблему. Сдача ЕГЭ представляется учителями и родителями как основная жизненная цель для старшеклассника, что провоцирует огромное напряжение, с которым справиться удается далеко не каждому школьнику. Неудовлетворительный результат этого экзамена приравнен к концу света, к неудаче такого масштаба, которая воспринимается фатально. Подготовка к ЕГЭ начинается заблаговременно, что также провоцирует трудновыносимые чувства тревоги, волнения и страха. Результатом всего является состояние психического и физиологического напряжения к моменту самого экзамена, а в отдельных случаях и более серьезные проблемы, касающиеся психики школьника.

Взаимодействие с учителем. Часть педагогов, в силу недостаточной психологической осведомленности об особенностях психики школьников, пробуют повысить мотивацию к обучению и сдаче экзаменов путем «запугивания» подростка. Эффект получается прямо противоположный. Также крайне негативное воздействие имеют такие фразы как «все поняли, ты один не понял», что говорит школьнику о том, что он не соответствует требованию, более того, отстает по сравнению с другими. Данный фактор приводит к сильнейшему стрессу у подростка.

Профориентация. Профессиональное самоопределение – один из источников стресса для юношей и девушек. В совсем юном возрасте подросткам предлагается выбрать свой дальнейший жизненный пусть, подумать о профессии, о занятии, которым им предстоит заниматься каждый день. Действительно, не каждый подросток готов сделать этот выбор, а давление зачастую оказывается колоссальное. Верным шагом для педагога или родителя будет поддержка подростка, а также разговор о том, что он всегда сможет передумать или ошибиться в этом выборе.

Социальное взаимодействие. Социализация – ведущая потребность подростка. После 9 или 11 класса школьники зачастую меняют место обучения, а также и круг общения. Проблема построения взаимоотношений в этом возраста очень актуальна, но помимо удовольствия от общения школьники также получают и стресс, адаптируясь к новым местам и коллективам.

Отношения с родителями. Все мы знаем, что подростковый возраст – это возраст бунта и протеста. В силу естественных процессов, происходящих в психике, подросток стремится «отделиться» от родителя, сепарироваться, говоря научным языком. Это необходимо для того, чтобы он получил необходимые навыки для самостоятельной жизни. То, что будет хорошей для него поддержкой – посыл от родителя «я всегда поддержу тебя, когда это будет необходимо», а также ненавязывание своего мнения в выборе профессии, учебного заведения или круга общения. В случае, когда подросток сталкивается с критикой или давлением со стороны родителей, ответной реакцией будет сильный протест, а также и стресс школьника.

Говоря о профилактике школьного стресса, необходимо упомянуть о пользе следующих занятий:

В заключении можно сказать, что устранение стресса – это не очень трудная задача, которую можно выполнить при помощи соответствующих мер. Школьникам, которые регулярно сталкиваются со стрессом, необходимо помочь обрести спокойствие, умеренность и гармонию во время учебного процесса и в жизни в целом.

Опубликовано

Психиатры Фэнтези специализируются на помощи детям и подросткам с расстройствами тревожного спектра. Большой опыт и глубокие знания позволяют им поставить точный диагноз и назначить комплексное лечение, которое облегчит симптомы и поможет ребенку справляться с приступами тревоги.

Первая детская клиника доказательной медицины в Москве

Никаких лишних обследований и лекарств! Назначим только то, что доказало эффективность и поможет вашему ребенку.

Лечение по мировым стандартам

Мы лечим детей так же качественно, как в лучших медицинских центрах мира.

В Фэнтези лучшая команда докторов!

Педиатры и узкие специалисты Фэнтези — доктора с большим опытом, члены профессиональных обществ. Врачи постоянно повышают квалификацию, проходят стажировки за рубежом.

Предельная безопасность лечения

Мы сделали детскую медицину безопасной! Весь наш персонал работает по самым строгим международным стандартам JCI

У нас весело, как в гостях у лучших друзей

Игровая комната, веселый аниматор, подарки после приема. Мы стараемся подружиться с ребенком и делаем все, чтобы маленькому пациенту было у нас комфортно.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Как снизить школьную тревожность – помощь родителей

Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:

Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка

Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции

Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив

Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха

Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.

Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.

Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка

Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей

Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню

Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы

Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна

Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу

Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом

Дети часто учатся, наблюдая за родителями.

Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка

Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.

Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.

Помощь педагога – приемы снижения тревожности

Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:

Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником

Создайте структурированный распорядок дня в классе

Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся

Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление

Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными

Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.

Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.

Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть

Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели

Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.

Проявления подростковой тревоги

Симптоматика неврозов, связанных с эмоциональной напряженностью, многолика. У подростка могут наблюдаться как психические, так и физиологические признаки тревожности:

Могут присутствовать эпизоды панических атак, возникающие на фоне стрессовых ситуаций. У подростка наблюдается жар, боль в груди, ощущение дрожи, онемения, учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, головокружение. Сильное беспокойство может отражаться на успехах в учебе, приводить к сложностям с самореализацией.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Диагностика тревожности у подростков

У детей повышенная тревожность может быть как чертой личности, так и приобретенным нарушением – неврозом. В последнем случае провоцирующим фактором становится стиль воспитания, травмирующий эмоциональный опыт либо сложности во взаимоотношениях (со взрослыми, сверстниками). Довольно часто патологическое состояние развивается у подростков, чьи родители:

Иногда тревожность становится следствием семейного сценария. Если один или оба родителя постоянно высказывают страхи или опасения, беспокоятся о здоровье и других аспектах жизни родных, подросток может перенять такое поведение. Отличительной чертой подобных переживаний будет зацикленность на семье.

В группе риска по приобретенной тревожности находятся подростки, проживающие в неблагоприятных условиях, а также имеющие родителей с психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью. Предрасполагающим фактором может стать неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, вызывающее обеспокоенность взрослых.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Особенности подростковой тревоги

Повышенную тревожность у детей важно отличать от тревожно-депрессивных расстройств и замкнутости, которая может сопровождать состояние дезадаптации или шизофрению. Для дифференцировки нарушений у подростков используют разные виды опросников, а также методики исследования мышления.

В процессе бесед с родителями психолог (детский психиатр) выясняет время начала симптомов, длительность протекания невроза, выраженность проявлений. С подростком обсуждаются ситуации, вызывающие тревогу: общение со сверстниками, учебные неудачи, социальные контакты, публичные выступления и т. д. При наблюдении фиксируются характерные особенности поведения: застенчивость, боязливость, робость, неуверенность.

По мере взросления ребенка повышенная тревожность закрепляется, приобретает осознанный характер. При благоприятном сценарии подросток компенсирует напряжение путем избегания или обесценивания стрессовых ситуаций, например предпочитает одиночество, исключает публичные выступления, заостряет внимание на самоконтроле. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств – внешних или внутренних – состояние может усугубляться, принимая форму соматического заболевания или депрессии, что требует помощи врача либо психолога.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У ШКОЛЬНИКОВ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Рекомендации по снижению тревожности у подростков

При сильно выраженном беспокойстве ребенку необходима целенаправленная работа с психологом либо психотерапевтом. Основными направлениями в борьбе с подростковой тревогой становятся:

В отдельных случаях принимается решение о приеме антидепрессантов, транквилизаторов, препаратов для улучшения сна. Легкие седативные препараты на растительной основе, такие как Рациум, помогают снизить нервозность, избавиться от бессонницы и ночных кошмаров. Большое значение имеет работа с родителями, которых следует мотивировать на выражение ласки и заботы к взрослеющему ребенку.

Рекомендации по взаимодействию с тревожным подростком в семье включают:

Подростковая тревожность может приводить к тяжелым последствиям для незрелой детской психики, включая заниженную самооценку, депрессию и социальную дезадаптацию. Поэтому важно не оставлять ребенка наедине со своими страхами, а обучать его эффективным поведенческим паттернам, оказывать поддержку в сложных ситуациях и хвалить за успехи. Повышению уверенности в себе способствуют также занятия спортом и творчеством.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги