- Что такое софофобия и как она проявляется
- Почему с софофобией важно работать
- Что такое страх и фобия
- Причины появления страхов обучения
- Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника и их преодоление в процессе обучения
- Что учесть при разработке курса
- Самые частые страхи учеников
- Откуда берутся и что с этим делать
- Важное
- Анализ результатов
- Литература
Что такое софофобия и как она проявляется
Самые сложные клиенты в сфере образования — это софофобы. Они испытывают панический страх перед учёбой, то есть получением новых знаний и посещением образовательных учреждений.
Проявляется софофобия по-разному. В выраженной степени этой фобии дети прогуливают школу всеми возможными способами. При этом их даже меньше пугает наказание за прогулы, чем посещение уроков.
Взрослые софофобы тоже всячески избегают контакта с учёбой: не проходят курсы повышения квалификации, отказываются от освоения новой профессии. Даже если всё вокруг доказывает, что необходимо пройти то или иное обучение, такие люди лучше останутся в стороне.
Почему с софофобией важно работать
Любая фобия мешает жить. Страх обучения не даёт полностью реализовать свой потенциал и фокусироваться на образовательном процессе. Если такой человек всё же переборол себя и пришёл учиться, ему сложнее даётся учёба, а показатели могут быть хуже по сравнению с другими студентами. Поэтому так важно работать со страхом учащихся: помогать им справляться с трудностями через поддержку и чуткое сопровождение.
Пусть не с фобиями, но с тревогой приходят учиться многие. Если студенты учатся с трудом или вовсе бросают учёбу из-за страхов, от этого никто не выиграет. Важно создавать комфортную среду, мотивировать и грамотно направлять учащихся, чтобы в конечном счёте доводить до результата и видеть довольных выпускников.
Что такое страх и фобия
Страх — это цепная реакция в головном мозге человека. Она начинается из-за определённого триггера — внешнего раздражителя, индивидуального для каждого человека. Это могут быть высота, темнота, громкий звук, незнакомый человек в тёмном переулке или что-то другое — рациональное и не очень.
Как только мы чего-то боимся, в мозге возникает сигнал опасности — стрессовый стимул. Из-за него вырабатываются химические вещества, которые и провоцируют те реакции организма, которые мы распознаём как стрессовые: учащённые серцебиение и дыхание, тремор в мышцах, холодный пот, «ком в горле», вплоть до паники.
Если у человека постоянно есть осознаваемая или иррациональная боязнь, которая преследует его долгое время и мешает ему что-то делать, это уже системное проявление страха — фобия.
Причины появления страхов обучения
Понятие «страх учёбы» достаточно широкое, но причины этих переживаний обычно лежат в плоскости проблем с самооценкой, тревожностью перед туманным «завтра» и негативным опытом в прошлом.
Страх неудачи, критики и страх экзаменов напрямую зависят от уверенности в себе. Если есть сомнения в способностях, то будет страшно идти вперёд, особенно если уже были похожие ситуации и травмирующий опыт.
Обычно такие ученики с детства старались получить пятёрку, не расстроить родителей, не подвести учителя. И в таких ситуациях человек думает в первую очередь не о себе, а о том, как не разочаровать тех, чьё мнение так важно.
Страх совершить ошибку сильнее, чем желание чему-то научиться. За таким стрессом ученику сложно оценить плюсы обучения, потому что фоном идёт «не подведи». Корень таких сценариев обычно в требовательных родственниках или гиперопеке, когда получить не ту оценку или допустить ошибку — целая драма. Часто это люди с синдромом самозванца.
Вторая большая группа страхов вырастает из переживаний за настоящее и будущее.
Когда страшно что-то менять, образовательная программа становится не источником новых навыков и способом получить востребованную профессию, а очередным триггером, который повергает в раздрай и в чувство незащищённости. Ученик испытывает тревогу, и ему не в радость крутые виражи.
Страх разочароваться в обучении и не получить нужного результата тоже исходит от боязни, что что-то пойдёт не так. Можно приложить усилия, а получить совсем не то, на что рассчитывал. Причина страха мешает видеть плюсы. Даже если на курсе дают основательную подготовку, и «тревожник» нормально осваивает программу, учиться ему приходится через постоянное преодоление сомнений в правильности выбора.
А ещё причиной избегания учёбы и развития софофобии могут быть неочевидные предпосылки, которые не ассоциируются с обучением напрямую. Например, резкие и частые смены настроения. Или ещё более тяжёлые проблемы — депрессии, расстройства личности, зависимости.
Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.
В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.
Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.
Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.
Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.
Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.
Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.
В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.
Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?
Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.
В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).
29 августа 2023
О том, как уберечь школьников от психологических переживаний, которые могут повлиять на развитие заболеваний, в том числе онкологических, рассказала медицинский психолог Областного центра паллиативной медицинской помощи детям «Детский хоспис» Карина Шакура.
– Карина Вадимовна, перед новым учебным годом кто-то из детей радуется, а кто-то волнуется. Можно эти переживания считать психологическими?
– Тревожность, яркие эмоции, волнение и страхи – это все психологические переживания. Переход из детского сада в школу — новый и серьезный этап не только для ребенка, но и для всей семьи. Изменения режима, правил поведения, уровня ответственности, обилие новых контактов могут стать испытанием.
– Какие сигналы должны подсказать родителям, что у первоклассника присутствуют беспокойство, тревожность, страх идти в школу?
– На самом деле, умеренная тревога идет на пользу и помогает эффективнее справиться с трудностями. Например, тревога перед экзаменом стимулирует выпускника или студента, он собирается, занимается, учит билеты.
Есть личностные особенности, когда человек склонен реагировать состоянием тревоги на большое количество ситуаций. И есть ситуативная тревожность, которую испытывают школьники перед началом учебного года. Она может выражаться в подавленном настроении, пассивности, безынициативности или, наоборот, в агрессии, плаксивости, гиперактивности и так далее. Каждая мама хорошо знает своего ребенка, как он ведет себя в определенные моменты. Если ребенок, например, стал более требовательным и вспыльчивым, часто плачет, проявляет протесты, отказываясь чистить зубы, завтракать, мыться, собирать игрушки, хотя раньше такого не было, – это сигналы страха и тревоги.
– Как школьнику помочь адаптироваться к началу учебного года?
– Если первоклассник поднимает руку на уроке, усвоил первые правила, это еще не значит, что он адаптировался. Ведь адаптация – это совокупность факторов. Во-первых, организационный. Посмотрите, насколько ребенок вошел в режим, может ли сам одеться, собрать портфель, «сменку» и спортивную форму. Во-вторых, учебно-мотивационный фактор. Наблюдайте, хочет ли ваш ребенок идти в школу, заниматься, выполнять домашнее задание. В-третьих, психологическая адаптация. Обратите внимание, как школьник реагирует на свою новуюсоциальную роль. Важно поддерживать эмоциональное благополучие ребенка и комфортность пребывания в школе. Если родители говорят: «Не дай Бог, ты принесешь двойку», то с возникшими переживаниями школьник (и не только «младшеклассник») может и не справиться. В-четвертых, социальная адаптация: присмотритесь, как ваши дети общаются с одноклассниками, учителями.
Хорошо, если родители будут забирать первоклассника после уроков, чтобы вторую половину дня он находился дома, обеспечивая таким образом более плавный переход от детского сада к школе. Заметьте, адаптация первоклассника к школе длится не менее полугода, в отличие от старшеклассников, которые после каникул «входят в колею» за 2-3 месяца. Многие родители, не обучая каким-то вещам, возлагают ответственность на ребенка. Например, 31 августа мама выдавала ребенку комплект одежды и помогала одеваться, а 2 сентября сказала, что он должен справиться сам. Это ошибочная позиция. Родители первоклашек весь этот период должны помогать ребенку, чтобы выработать четкий алгоритм действий.
– Как правильно распределить учебную нагрузку, чтобы ребенок успевал отдохнуть и посещать кружки и секции?
– Сразу загружать кружками не надо. Дайте первые две недели привыкнуть к новому ритму. Прежде чем отправить ребенка на дополнительные занятия, выясните, что ему нравится. Конечно, из-за отсутствия жизненного опыта маленький школьник еще не знает, куда пойти. Поэтому можно посетить с ним пробные занятия в секции, кружке, художественной или музыкальной школе и так далее.
Затем родителям важно помочь распределить нагрузку так, чтобы у школьника был отдых. Составьте вместе с ребенком подробное расписание по времени пробуждения, занятий в школе, кружке, отдыха дома. Допустим, «сделать домашнее задание до 18.00 часов», чтобы перед сном успеть отдохнуть.
– Чем опасны психологические переживания именно для детей? К каким заболеваниям они могут привести?
– Если человек долго находится в стрессе, организм какое-то время реагирует защитно-приспособительной реакцией. Но когда адаптационные ресурсы исчерпаны, может начать снижаться уровень иммунитета, что повлечет за собой ряд заболеваний.
Когда у ребенка что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или жизненного опыта, появляется чувство неполноценности, бессилия и страх, что само по себе уже является стрессом.
Ответственность должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.
Психогенные факторы, стресс, воздействуя на организм, приводят к возникновению определенного рода болезней, таких как ОРВИ, насморк, головная боль, болезни желудочно-кишечного тракта, легких или даже онкологических заболеваний. Множественные исследования показывают, что связь между стрессом и раком является несомненной. В состоянии стресса, когда иммунная система ослаблена, болезнь получает шансы на развитие.
– Какой должна быть профилактика? Ваши советы родителям.
– Лучшей профилактикой стресса являются здоровый режим, занятия физкультурой, регулярный отдых и, конечно, психоэмоциональная поддержка родителей.
Необходимо соблюдать гигиену сна. Полноценный сон для школьника – от 8 до 10 часов в сутки. Еще одна составляющая профилактики стресса – сбалансированное питание, в котором присутствуют все необходимые витамины и микроэлементы.
Также ребенку нужны физические нагрузки, которые помогают выплескивать эмоциональное напряжение. Постарайтесь, чтобы различные тренировки присутствовали в жизни ребенка хотя бы три раза в неделю по 30-40 минут.
Модель поведения ребенок копирует в первую очередь со своей семьи. Присмотритесь к себе перед тем, как бить тревогу по поводу «повышенной» тревожности ребенка. Разговаривайте со своими детьми, чтобы они делились переживаниями, впечатлениями, хвалите, поддерживайте. Если хотите, чтобы ребенок был самостоятельным, уступайте ему в каких-то вопросах. Будьте другом своему ребенку, и тогда он сможет поделиться с вами всем, что его волнует, и быть в гармонии с собой.
Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника
и их преодоление в процессе обучения
Организация: МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Объектом данного исследования являются младшие подростки общеобразовательной школы, а предметом – состояние тревожности, связанное с их учебной деятельностью. Наш выбор обусловлен тем, что пятый класс относится к нестабильному периоду в школьной жизни младшего подростка. Существенно меняются условия обучения: дети переходят от взаимодействия с одним учителем к системе классный руководитель — учителя-предметники — кабинетная система. Она требует от школьника умений приспособиться к новым условиям. Их отсутствие ведет к повышению уровня школьной тревожности, с которой сталкивается психолог, педагоги, родители учащихся при взаимодействии с младшими подростками в образовательном процессе.
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической и медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. В данной работе мы, вслед за психологами, тревогу рассматриваем в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, в частности с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Тревога проявляется в неуверенности в себе, беспомощности. В деятельности – это общая дезорганизация, нарушающая её направленность и продуктивность. Повышенная склонность личности испытывать тревогу является свойством тревожности.
Многие исследователи (Астапова В. М, Захаров А. И, А. Фрейд и другие) считают, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических расстройств. Поэтому её предупреждение является важной профессиональной задачей участников образовательного процесса.
Тревожность возникает и закрепляется, если не удовлетворяются возрастные особенности ребенка. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка, как считал Д. Б. Эльконин – ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего подростка, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Большую часть своей жизни ребенок проводит в группе и именно поэтому для него крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Тревожность младшего подростка влияет на социометрический статус личности в группе. Личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае это психологическая особенность — тревожность. Представление младшего подростка о себе и его самооценка ещё строятся на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, параллельно с этим он учится делать выводы о своих поступках самостоятельно. Если ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, то в будущем для него будет меньше стрессов, разочарований и депрессий.
Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой.
С одной стороны критерием высокой тревожности у детей младшего подросткового возраста являются трудности общения, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная истощаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными. Высокая тревожность детей младшего подросткового возраста могут быть разной степени тяжести, от невротической до патологической. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могу иметь не патологические формы эмоциональных нарушений, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания и обучения.
Школьная тревожность может проявляться в поведении учащихся самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Признаки школьной тревожности: ухудшение здоровья учащегося; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; раздражительность и агрессивные проявления ребенка; рассеянность на уроках; потеря контроля над физиологическими функциями в беспокоящих ситуациях. Школьная тревожность подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет. Поэтому очень важно на начальном этапе адаптации пятиклассника выявить подростков с повышенной и высокой школьной тревожностью. Для выявления школьной тревожности используются: методика Филлипса; Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан; Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина; Аффективный опросник Цукермана; Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена; Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников; наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки). Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова.- СПб:Питер, 2001.-256с.
2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. ‒ 2001. — № 33.
3. Выготский Л. С. Психология.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 989 – 997.
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. ‒ 248 с.
5. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.
6. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст.- М.: Питер, 2007. 192 с.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
8. Холина Л. И. Субьектный подход к процессу обучения/ Матер. Междунар. практ конф. « Педагогический профессионализм в современном образовании». – Новосибирск, Изд. Н ГПУ, 2010.-С.429-438.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика 1989.—С. 560.
Опубликовано
Во-первых, принимать их. Не считать капризами или клиникой. Важно слушать и слышать ученика. Но далеко не каждый будет откровенно говорить о своих сложностях, больше того — не все осознают свои страхи.
Часто учащиеся ищут причины дискомфорта в чём угодно, но не ассоциируют трудности со страхом, который мешает нормально учиться.
Важно давать учащимся право выбора: формата учебного контента, графика, степени участия в активностях.
Сомнительный инструмент — жёсткая шкала оценок. Даже если это игровые формы обучения, оценки могут конкретно повергнуть в уныние, особенно на фоне сравнения себя с другими, в группе. Или того хуже — когда учитель рассказывает, кто умница, а кто совсем нет. Травма? Травма. Шаг влево или вправо для таких учеников сродни провалу.
Баллы и отметки показывают оценку в моменте, а повлиять на неё может что угодно. У студентов должна быть ещё одна, а лучше несколько попыток.
Стимулировать разбором полётов — тоже так себе вариант. В лучшем случае, ученики замкнутся в себе. А вот подстегнуть здоровый соревновательный эффект и похвалить даже за мелкие достижения — имеет смысл. Тогда уже у вечно сомневающегося ученика есть шанс чувствовать себя увереннее хотя бы на коротких дистанциях. А если постоянно подкреплять похвалой за небольшие успехи, то и самооценка станет выше, потому что будет виден реальный прогресс.
Людям с низкой самооценкой или негативным опытом особенно важно чувствовать, что они не одиноки: «Вот, смотри, я такой же, я тоже через это проходил, я тебя хорошо понимаю. Давай попробуем ещё раз, но вместе?»
А ещё нельзя заставить человека увлечённо вникать в то, что его не интересует. Поэтому нужно работать с мотивацией. Когда знаешь, зачем тебе это обучение — легче пробивать барьеры.
Что учесть при разработке курса
Страх учёбы — не тупик. И потом, страхи в той или иной «дозировке» есть у большинства учеников. Зная основные переживания и их предпосылки, можно и нужно адаптировать образовательную программу, чтобы учиться было проще:
Что делать: работать над позиционированием курса и обратной связью.
Выделить в программе модуль начальной подготовки. Если указано, что онлайн-курс рассчитан на новичков, неуверенный в себе ученик будет чувствовать себя комфортнее. А персональное общение позволит кураторам и экспертам заметить напряжение раньше точки срыва и вовремя поддержать студента.
Страх разочаровать и страх критики
Что делать: интегрировать в процесс обучения работу с психологом и включать поддерживающие, мотивирующие материалы.
Страх подвести кого-то или классическое «что скажут люди» должны прорабатываться со специалистом, ведь здесь дело не в программе, а в отношении к себе и уверенности в принятом решении. Но онлайн-школа может обратить внимание на перспективность профессии, которой обучает: проработать лендинг с этим посылом, сделать видеоролик с обращением от эксперта. И тогда ученику будет проще видеть, в какую сторону он идёт и зачем.
Страх оценок и экзамена
Что делать: «заряжать» учеников положительнымиустановками и обратить внимание на план подготовки к аттестационным работам.
Человек, который боится экзамена, на самом деле боится совершить ошибку. Он считает, что любое неверное движение испортит весь учебный процесс, и поэтому боится даже начинать. Чтобы минимизировать уровень тревоги, важно показать, что ошибка — это часть пути. Этого можно добиться вдохновляющими кейсами о том, как ошибки мотивируют пробовать ещё и добиваться цели.
Пропишите весь процесс оценки по проверочным работам: расскажите, по каким модулям будет каждая аттестация, разложите реалистичные дедлайны подготовки. И, наверное, самое главное — зафиксируйте, что если человек не пройдёт аттестацию с первого раза, у него будет возможность пройти тест снова. Что у него есть право на эту ошибку.
Страх выступлений на публике
Что делать: исключить необходимость «выходить на сцену», подобрать оптимальные форматы для такой категории учеников или уделить внимание обучению ораторскому мастерству.
Большинство людей испытывают дискомфорт, если им приходится выступать перед аудиторией. При этом на некоторых курсах это вовсе не обязательно.
Если же в обучении и дальнейшей профессии без публичных выступлений никак, надо уделить особое внимание этому навыку в рамках программы. Эксперты научат лайфхакам и дадут советы, как себя держать, чтобы сгладить тревогу.
Страх «не той программы»
Что делать: детально описать курс и его конкурентные преимущества
Расскажите потенциальному студенту до начала обучения, каких целей поможет добиться этот курс. Бороться с этим страхом нужно на уровне знакомства клиента с продуктом. Покажите ученику какие откроются возможности и как это пойдёт на пользу.
Что делать: акцентировать внимание на перспективах и ценном бэкграунде
Помогите ученику понять, что новые знания дают устойчивость в постоянно меняющемся мире. Именно эти изменения сейчас помогут стать востребованным специалистом, зарабатывать больше и не потеряться в череде кризисов. Ведь крепко стоять на ногах будет не тот, кто «в домике», а специалист с востребованными навыками и актуальными знаниями.
Часто новички склонны идеализировать экспертов и думают, что им легко рассуждать — у них-то, конечно, всё ОК. Отличный способ сократить расстояние между сомневающимся учеником и тем самым успешным экспертом — честно рассказать о том, что и этот «небожитель» тоже боится чего-то, совершает ошибки и волнуется. На примере похожих ситуаций чуткий преподаватель может вытянуть ученика из уныния и желания забиться в угол.
Самые частые страхи учеников
Учёные выявили много страхов, которые вызывают стресс перед обучением. Большинство из них могут запустить и софофобию:
Откуда берутся и что с этим делать
Почему учёбы боятся даже взрослые и как с этим справиться при разработке курса.
Казалось бы, что страшного в том, чтобы пойти учиться? Это же не бизнес запускать и не гарантировать выполнение годового плана компании. А в детстве вообще все учатся, и ничего. Но почему же тогда возникает волнение, а у многих реальный страх перед обучением? Почему даже во взрослом возрасте есть переживания, которые мешают осваивать новое?
Поговорим о страхах, которые сопровождают учёбу: почему они появляются, чего ученики боятся чаще всего и как адаптировать учебный процесс, чтобы все чувствовали себя комфортнее.
Важное
Страхи преследуют нас чаще, чем хотелось бы. Некоторые вовсе мешают полноценно жить: выходить из зоны комфорта, учиться новому, знакомиться с людьми, менять работу и даже путешествовать.
Для тревожных людей формат онлайн-образования во многом комфортнее очного. Меньше волнений из-за адаптации в коллективе, проблем с ответами «у доски» и других переживаний, связанных с общением и принятием, в том числе и себя. А значит, меньше поводов для паники и соблазна всё бросить.
Не нужно открещиваться от этих, на первый взгляд, неважных страхов — нужно помогать их побороть. Тем более, что онлайн-образование выигрышно отличает гибкость — можно дать ученикам возможность протестировать бесплатный период, предложить обучаться самостоятельно или в мини-группе, окружить его заботой и поддержкой.
Глобальная задача тех, кто учит — реагировать на ощущения студента, адаптироваться и делать его опыт комфортным и позитивным.
Zenclass — простая платформа для создания онлайн-школы. Всё интуитивно понятно: несколько кликов — и курс готов. Начнём?
Анализ результатов
Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.
Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.
Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).
У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.
Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.
Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:
Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).
Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.
Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).
Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.
Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.
Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.
Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.
Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.
Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.
Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.
Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.
Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.
Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.
Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.
Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
Литература
- Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
- Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
- Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
- Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
- Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
- Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
- Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
- Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
- Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
- Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.