Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.
Ваш гид в мире актуальных тем и трендов
- Когда и к кому обращаться за помощью
- Методы лечения школьной тревожности
- Психотерапия
- Медикаментозное лечение
- Что такое «школьная тревожность» у детей
- Отличие тревоги от тревожности
- Динамика проявления
- Причины школьной тревожности
- В МГППУ модифицирована и стандартизована русскоязычная версия методики «Опросник школьной тревожности» Б. Филлипса
- Уровни, причины и симптомы
- В чем опасность школьной тревожности
- Помощь педагога – приемы снижения тревожности
- Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
- Как определить уровень школьной тревожности
- Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
- Физические
- Эмоциональные симптомы
- Поведенческие
- Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
- Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника и их преодоление в процессе обучения
Когда и к кому обращаться за помощью
Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.
При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.
Методы лечения школьной тревожности
Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.
Психотерапия
Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.
Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.
Медикаментозное лечение
В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.
Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.
Что такое «школьная тревожность» у детей
Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.
Отличие тревоги от тревожности
Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.
Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.
Динамика проявления
Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.
Причины школьной тревожности
Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:
Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей
Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников
Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты
Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность
Проблемы в семье
Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.
Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.
Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.
В МГППУ модифицирована и стандартизована русскоязычная версия методики «Опросник школьной тревожности» Б. Филлипса
В статье Егоренко Татьяны Анатольевны, кандидата психологических наук, доцента, заведующей кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, Лобановой Анны Вячеславовны кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ и Чумаченко Дмитрия Валерьевича, младшего научного сотрудника Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ представлены результаты стандартизации модифицированной русскоязычной версии методики «Опросник школьной тревожности» Б. Филлипса.
Репрезентативную выборку исследования составили 2109 обучающихся 3–8-х классов школ Центрального и Приволжского федеральных округов Российской Федерации. Участники исследования заполняли опросник «Тест школьной тревожности Филлипса» (Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., 2002).
Для определения критериальной и дифференциальной валидности была использована методика «Косвенное измерение системы самооценок» (КИСС) (Федотова Е. О., Соколова Е. Т., 1982, 1984). Содержательный анализ полученных данных позволил рассчитать нормативные показатели тревожности по классам.
По результатам исследования доказано, что опросник с учетом модификации рекомендуется педагогам-психологам для изучения школьной тревожности у обучающихся 3–8-х классов.
Стандартизация методики осуществлена в целях развития реестра рекомендованных психодиагностических методик в рамках выполнения государственного задания по сопровождению Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации.
Прочесть статью можно в новом выпуске №3–2023 года журнала «Вестник практической психологии образования»:
Когда ребенок идет в школу — это важная перемена в его жизни и в жизни всей семьи. Школа – это место, где ребенок получает не только знания об окружающем мире, но и возможность взаимодействовать с разными людьми, учиться планировать свои дела, ставить перед собой цели и достигать их. На все это ребенок затрачивает большое количество энергии, что в свою очередь вызывает повышенное напряжение, тревожность.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Специалисты, работающие с детьми, заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Однако психологи отмечают, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. У тревоги есть и польза. Её задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. В школе тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Вместе с тем, интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, то ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, дети либо устраняются от деятельности, либо все свои усилия направляют на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматываются, что не в состоянии выполнять иные действия.
Что вызывает повышенную тревогу у детей?
На появление тревоги влияют следующие факторы:
— особенности нервной системы ребенка. Есть дети, которые изначально более ранимы, более чувствительны к стрессам, к повышенной нагрузке.
— адаптация в школе. Этот фактор играет огромную роль как при поступлении в 1 класс, так и в период перехода в среднее или старшее звено.
— отсутствие поддержки в школе.
— отсутствие постоянства правил в школе и дома.
— успеваемость ребенка.
— чрезмерные требования к ребенку со стороны взрослых (как со стороны родителей, так и со стороны учителя).
— конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих.
— потеря близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома.
По каким признакам взрослый может понять, что у ребенка уровень тревоги повышен?
— частые проявления беспокойства, а также большое количество страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит;
— нежелание ходить в школу, прогулы;
— низкая самооценка, неуверенность в своих силах, нерешительностью;
— повышенная чувствительность к неудачам;
— склонность отказываться от деятельности, где ожидают провал;
— склонность к вредным привычкам невротического характера (дети грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, жуют одежду или предметы, перебирают мелкие предметы и др.);
— выражение лица часто серьезное, сдержанное, глаза опущенные, на стуле сидят крайне аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь;
— в поведении проскальзывают элементы более раннего детства: легко впадают в слезы, перестают делать то, что вроде бы давно умели;
— раздражительность и агрессивность в поведении как способ снятия напряжения;
— на уроках пассивны, скованны, на переменах не могут найти себе место, стараются меньше принимать участие в общих делах, находятся «вне» коллектива;
Как родители могут помочь ребенку?
Психолог БУ «Няганский реабилитационный центр»
Наталья Сергеевна Киреева
Уровни, причины и симптомы
Как вовремя распознать проблему и помочь ребёнку.
Кадр: сериал «Сексуальное просвещение» / Eleven Films
Филолог, педагог, поэтесса. Интересуется психологией и знает 1001 факт об Иосифе Бродском.
Из этой статьи вы узнаете:
Психолог, детский КПТ-психотерапевт
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Школьная тревожность — это понятие, которое включает в себя различные маркеры устойчивого эмоционального неблагополучия в школе. То есть это тревожность, проявляющаяся в конкретном контексте на протяжении нескольких недель.
Ребёнок может не тревожиться дома, в семейных поездках и в общении с друзьями, но страдать от навязчивого беспокойства, как только переступает порог учебного заведения, садится за уроки или просто думает об учёбе.
Школа — огромная часть жизни, которая тесно связана с переживаниями. Сидя за партой, мы заводим друзей, влюбляемся, учимся проявлять себя и осваиваем правила большого, не домашнего мира. Вдобавок к такой социальной активности детям надо учиться. Стремление к пятёркам, необходимость соответствовать установленным требованиям и страх перед неизбежными экзаменами сильно давят на без того перегруженную психику.
Школьная тревожность не считается расстройством. При этом тревога — одна из наиболее распространённых проблем психического здоровья учащихся. В 2023 году 86% школьников сообщили, что иногда испытывают беспокойство, связанное с учёбой. Такая тревожность может появиться в любом возрасте, но чаще всего встречается у подростков.
Тревожиться иногда — нормально. Ребёнок может переживать из-за двойки и терять уверенность в себе у доски — это не всегда указывает на тревожность. Если беспокойство имеет конкретную и адекватную причину и при этом школьник быстро адаптируется и не зацикливается на проблеме, получая необходимую поддержку от друзей, учителей и родителей, то всё в порядке. Всем иногда нужно время для поиска стабильности.
У школьной тревожности есть эмоциональные, физические и поведенческие признаки.
Распознать симптомы школьной тревожности бывает сложно: дети умеют подавлять тревогу, не всегда признают наличие проблемы и обычно не просят о помощи. Это маскирует внешние признаки, но не решает внутренних трудностей.
Академическая тревога ребёнка не всегда проявляется в прогулах и пассивности. Если школьник зациклен на получении хороших оценок, засиживается над уроками, считает школу единственно важной сферой жизни и игнорирует хобби и друзей — это тоже вероятный сигнал для беспокойства.
Важна не только сила тревоги, но и длительность. Чем дольше ребёнок находится в состоянии тревоги, тем больше аспектов жизни она будет захватывать.
«Если тревога помогает сосредоточиться на контрольных, не влияет на принятие решений, не приводит к ухудшению общего состояния, то мы можем говорить о низком уровне. Если из-за тревожного состояния ребёнок не может сконцентрироваться, хуже справляется с заданиями, отказывается ходить в школу или, наоборот, по 20 раз повторяет изученный материал, у ребёнка нарушается сон или крутит живот перед контрольной — это явно выраженная тревожность».
Школьная тревожность развивается:
Особенно важная проблема школьной среды, которая влияет на формирование школьной тревожности, — сложности в отношениях с учителями и одноклассниками. Бывает, что ребёнок и учитель не совпадают в стиле общения, или школьник не может найти общий язык с товарищами по учёбе.
Зачастую трудности в общении, прогулы школы и школьная тревожность напрямую связаны с буллингом (травлей) — целенаправленными и регулярными актами агрессии с использованием физических или эмоциональных рычагов.
Учёные на международном уровне признают травлю серьёзной проблемой, связанной с психическим здоровьем и сложностями в функционировании у детей.
В арсенале буллинга существуют разные инструменты воздействия, основанные на уничижении внешности, интеллекта или семейного положения жертвы. Агрессоры обычно используют оскорбления, слухи, обвинения и угрозы.
Находясь в эпицентре травли, ребёнок регулярно испытывает страх получения статуса изгоя. Это большой стресс для любого человека и тем более для ребёнка. Систематически подвергаясь нападкам со стороны одноклассников или учителей, школьник замыкается, чувствует уязвимость и одиночество. И в итоге жертва буллинга чаще испытывает симптомы тревоги.
К сожалению, травля не ограничивается стенами школы. С появлением социальных сетей издевательства переселились и в интернет. Существует даже отдельный термин «киберзапугивание», или «кибербуллинг», — постоянное преследование, унижение и высмеивание человека онлайн.
Если вы заметили, что ребёнок становится более замкнутым, чаще закрывается в комнате, плачет, пропускает внеклассные занятия, не проводит время с друзьями, — стоит вмешаться и выяснить, в чём проблема. Травля способна оказать глубокое и долговременное воздействие на ребёнка.
Также в развитии тревожности иногда виновата генетика. Исследования показали, что наследственный компонент в формировании тревоги составляет 25–40%.
А ещё на ребёнка влияет среда воспитания. Так, если его окружают тревожные родители и значимые взрослые, вероятность развития беспокойства у малыша возрастает.
Школьная тревожность напрямую влияет на успеваемость. Если не помочь ребёнку в такой ситуации, он постепенно утратит интерес к обучению. Также тревожность влияет на физическое состояние. Со временем ребёнок всё чаще жалуется на различные боли и общее плохое самочувствие.
Выраженная тревожность у подростков связана с риском самоповреждений и суицидального поведения и порой провоцирует развитие психических заболеваний:
Если ребёнок не делится проблемами с родителями и перестаёт ходить в школу, это часто приводит к конфликтам в семье. Но ни домашние скандалы, ни избегание школы — не решение проблемы. Наоборот, ребёнок ещё больше отвыкает от общества и замыкается в себе. Это опасно не только для его настоящего, но и для будущего, потому что негативные симптомы могут сохраняться годами и в итоге перекочуют во взрослую жизнь.
Чтобы не допустить такого сценария, важно вовремя осознать проблему и оказать помощь. Даже если тревога связана не со школой, но при этом держится более месяца, это повод проконсультироваться со специалистом.
Это тест, который показывает уровень и характер школьной тревожности. Разработал шкалу школьной тревожности (SAS) психотерапевт Биман Филлипс в 1978 году.
В тесте 58 вопросов. Среди них есть пункты об особенностях отношений с одноклассниками и педагогами, например: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?», «Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?». Опросник подходит для работы со школьниками младшего и среднего возраста.
Если родители замечают негативные изменения в самочувствии и поведении ребёнка, которые держатся долгое время и никак не связаны с известными им обстоятельствами, то важно выяснить, что происходит. И далее постепенно работать над снижением тревожности.
«Сначала необходимо снизить уровень беспокойства, не торопя и не осуждая ребёнка. Ругань из-за оценок лишь усилит тревожность, поэтому взрослым стоит запастись терпением и поддерживать школьника в преодолении тревоги, замечая все его успехи, даже если сначала они кажутся незначительными».
Чтобы помочь школьнику с тревожностью, психологи также рекомендуют родителям придерживаться некоторых стратегий поведения.
Некоторые исследователи предлагают внедрять обучение осознанности в традиционную школьную систему. По мнению этих учёных, осознанность способна помочь в улучшении навыков совладания со стрессом у старшеклассников, снижении его уровня и продвижении в учёбе.
Зачастую школьная тревожность связана с самим возвращением в школу — например, после каникул или долгого больничного. Практикующий детский психотерапевт Эрин Леонард считает, что в такие моменты родителям важно соблюдать три правила.
Если ребёнок не готов рассказать родителям о том, что его беспокоит, можно обратиться к школьному психологу или стороннему специалисту, который проведёт диагностику и предложит план помощи.
Как и любая другая тревожность, школьная может значительно снижаться в психотерапии. Стоит обратиться к детскому специалисту, если беспокойные состояния ребёнка прогрессируют:
При необходимости психолог направит ребёнка на дополнительное обследование к психиатру. В ряде случаев родители могут задействовать школьного психолога в классе. А иногда бывает необходим пересмотр программы обучения, работа с учителями и даже перевод в другой класс или школу.
Родителям бывает непросто разобраться в состоянии ребёнка и выявить школьную тревожность — и это нормально. Но важно быть внимательным и понимать, что ухудшение оценок, прогулы или отсутствие активности на уроках не всегда связаны с ленью или плохим характером школьника.
Симптомы школьной тревожности — не причина, а следствие тяжёлого эмоционального состояния ребёнка, с которым он не в силах справиться. Оно пагубно влияет на все сферы жизни, может перерасти в расстройство и требует вовлечённости взрослых и помощи в поисках решения. Но с поддержкой и любовью близких подобное состояние можно преодолеть и вернуть ребёнку беззаботность и детство.
Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.
В чем опасность школьной тревожности
Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:
Помощь педагога – приемы снижения тревожности
Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:
Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником
Создайте структурированный распорядок дня в классе
Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся
Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление
Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными
Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.
Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.
Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть
Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели
Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.
Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:
Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка
Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции
Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив
Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха
Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.
Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.
Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка
Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей
Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню
Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы
Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна
Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу
Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом
Дети часто учатся, наблюдая за родителями.
Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.
Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.
Как определить уровень школьной тревожности
Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.
Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.
Физические
Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.
Эмоциональные симптомы
В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.
Ребенок становится раздражительным и вялым.
Поведенческие
Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.
Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.
Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.
Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника
и их преодоление в процессе обучения
Организация: МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Объектом данного исследования являются младшие подростки общеобразовательной школы, а предметом – состояние тревожности, связанное с их учебной деятельностью. Наш выбор обусловлен тем, что пятый класс относится к нестабильному периоду в школьной жизни младшего подростка. Существенно меняются условия обучения: дети переходят от взаимодействия с одним учителем к системе классный руководитель — учителя-предметники — кабинетная система. Она требует от школьника умений приспособиться к новым условиям. Их отсутствие ведет к повышению уровня школьной тревожности, с которой сталкивается психолог, педагоги, родители учащихся при взаимодействии с младшими подростками в образовательном процессе.
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической и медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. В данной работе мы, вслед за психологами, тревогу рассматриваем в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, в частности с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Тревога проявляется в неуверенности в себе, беспомощности. В деятельности – это общая дезорганизация, нарушающая её направленность и продуктивность. Повышенная склонность личности испытывать тревогу является свойством тревожности.
Многие исследователи (Астапова В. М, Захаров А. И, А. Фрейд и другие) считают, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических расстройств. Поэтому её предупреждение является важной профессиональной задачей участников образовательного процесса.
Тревожность возникает и закрепляется, если не удовлетворяются возрастные особенности ребенка. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка, как считал Д. Б. Эльконин – ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего подростка, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Большую часть своей жизни ребенок проводит в группе и именно поэтому для него крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Тревожность младшего подростка влияет на социометрический статус личности в группе. Личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае это психологическая особенность — тревожность. Представление младшего подростка о себе и его самооценка ещё строятся на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, параллельно с этим он учится делать выводы о своих поступках самостоятельно. Если ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, то в будущем для него будет меньше стрессов, разочарований и депрессий.
Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой.
С одной стороны критерием высокой тревожности у детей младшего подросткового возраста являются трудности общения, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная истощаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными. Высокая тревожность детей младшего подросткового возраста могут быть разной степени тяжести, от невротической до патологической. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могу иметь не патологические формы эмоциональных нарушений, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания и обучения.
Школьная тревожность может проявляться в поведении учащихся самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Признаки школьной тревожности: ухудшение здоровья учащегося; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; раздражительность и агрессивные проявления ребенка; рассеянность на уроках; потеря контроля над физиологическими функциями в беспокоящих ситуациях. Школьная тревожность подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет. Поэтому очень важно на начальном этапе адаптации пятиклассника выявить подростков с повышенной и высокой школьной тревожностью. Для выявления школьной тревожности используются: методика Филлипса; Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан; Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина; Аффективный опросник Цукермана; Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена; Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников; наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки). Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова.- СПб:Питер, 2001.-256с.
2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. ‒ 2001. — № 33.
3. Выготский Л. С. Психология.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 989 – 997.
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. ‒ 248 с.
5. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.
6. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст.- М.: Питер, 2007. 192 с.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
8. Холина Л. И. Субьектный подход к процессу обучения/ Матер. Междунар. практ конф. « Педагогический профессионализм в современном образовании». – Новосибирск, Изд. Н ГПУ, 2010.-С.429-438.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика 1989.—С. 560.