шкалы и опросники одобренные психологами

ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ Тревога

Содержание
  1. Тест на уровень тревожности
  2. Причины возникновения и методы работы с ней
  3. Контейнируй это
  4. 12 простых способов успокоиться и не нервничать
  5. Генерализованное тревожное расстройство
  6. Невротические страхи
  7. Тревога по наследству
  8. Тревога – остановленное возбуждение
  9. Переосмысляя привычное
  10. Экзистенциальная тревога и становление идентичности
  11. Как спастись от выгорания на работе?
  12. Заложники жалости
  13. Радостнее жить
  14. Жить в мире с собой при неопределенности в жизни
  15. Упражнения по преодолению тревоги
  16. Психические расстройства в литературе
  17. Зачем человеку тревога?
  18. Избегание тревоги и социальные сети
  19. Понятие ксенофобии
  20. Актуальность проблемы
  21. Причины ксенофобии у детей
  22. Теории, объясняющие механизм ксенофобии
  23. Рекомендации родителям
  24. Что представляет собой тест Филлипса
  25. Как проводится тест инструкция
  26. Набор вопросов
  27. Проверка и результаты

Тест на уровень тревожности

Данный тест представлен в виде опросника из 20 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Причины возникновения и методы работы с ней

14 февраля 2023

Инстинкты заложены в человеке самой природой, они необходимы нам для выживания. Так, например, чувство тревоги, состояние стресса при наличии реальной опасности могут даже спасти жизнь. Но что делать, если тревога иррациональна? Что если поход в магазин для тревожного человека становится настоящим испытанием? Можно ли обуздать тревожное состояние?

Контейнируй это

30 апреля 2022

Психолог Анастасия Долганова: «Для непроявленных чувств нужны навыки «слышать себя» и «проявлять себя». А вот для разного рода генерализованных эмоций нужен навык, который называется «контейнирование».

Тревожность
Стыд
Чувства
Гнев

12 простых способов успокоиться и не нервничать

5 марта 2022

Ими пользовались для рекомендаций врачи-терапевты старой школы. Из тех, которые брали больного за руку, и тому уже от этого становилось легче. Советам по самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы. Теперь советы стоят дороже и формулируются сложнее. Самопомощь пресекается, это же не рыночный подход. А мы вернёмся к старым добрым временам, когда самопомощь приветствовалась.

Стресс
Тревожность
Методики и упражнения

Генерализованное тревожное расстройство

31 октября 2018

Когнитивно-поведенческий психолог Оксана Фадеева: «Если вы сейчас поймали себя на мысли, что устали от постоянного беспокойства, возможно, вам стоит прочесть о генерализованном тревожном расстройстве – заболевании, с которым сталкиваются миллионы людей по всему миру. Из этой статьи вы узнаете о главных симптомах расстройства, о том, что именно в нашей жизни поддерживает этот недуг и какие существуют способы его лечения».

Невротические страхи

26 сентября 2018

Гештальт-терапевт Елена Митина: «Невротический страх – это фантазии. К примеру, объективных причин заболеть раком нет. Нет диагноза, нет реальной болезни. Но в голове – она как бы уже есть. Откуда берется? Почему именно – рак, а не СПИД, к примеру. Чтобы начать контактировать с невротическим страхом – важно его «распаковывать». Те его «слои», которые психика прячет от нас, выдавая лишь смутный и ужасный образ «чего-то», одну-две картинки».

Невроз
Страх
Тревожность

Тревога по наследству

14 сентября 2018

Психолог Анна Серебряная: «Тревожность – вот что характеризует поколение современных родителей. И правда, если они сами были «детьми с ключом на веревочке», которые и первого сентября приходили на линейку одни, то нынешние дети почти не остаются без присмотра взрослых. Есть два больших «резервуара», откуда берутся родительские страхи. Во-первых, это их личный опыт. Второй, куда более сложный источник родительских страхов страхи и проблемы их собственных родителей. Которые передались им нерационально, часто, они толком не осознаются и критичности к ним нет.

Тревога – остановленное возбуждение

15 января 2018

Гештальт-терапевт Мария Долгих: «Тревога, особенно длительная, тяжело переносимая, мешающая в работе или семейной жизни, или просто та, которая фоном выматывает и истощает – это много остановленного вами вашего возбуждения. Каких-то желаний, чувств, не достигающих сознания переживаний».

Переосмысляя привычное

25 октября 2017

Клинический психолог Юлия Лапина: «Откуда берется тревога о внешности? Не всегда это какая-то личная травма или критика внутри семьи, иногда это незаметная, капля за каплей, токсичная информация из внешнего мира. То, в чем мы давно живем, перестает критически восприниматься, становится тем самым «так заведено».

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

17 мая 2017

Врач-психотерапевт Максим Пестов: «Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею – ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций.  В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия.»

Тревожность
Экзистенциальный кризис
Методики и упражнения
Идентичность

Как спастись от выгорания на работе?

6 мая 2017

Тяжелее всего приходится тем, чья работа – помогать людям. Это врачи, психологи, педагоги, социальные работники, сотрудники благотворительных фондов и полицейские. При выгорании у них часто возникает деперсонализация – своего рода защитная реакция и профдеформация: бесчувственное отношение к клиентам, неспособность воспринимать их по-человечески.

Депрессия
Стресс
Тревожность
Выгорание

Заложники жалости

20 апреля 2017

Психолог Анастасия Платонова: «На самом деле, жалость может дать нам очень и очень многое. Первое и самое очевидное, что может подарить нам жалость – потрясающую возможность ничего не делать, ничего не менять, не изменяться самим.»

Тревожность
Чувство вины
Жалость

Радостнее жить

12 марта 2017

Психолог Михаил Лабковский: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления», – самая здоровая и эффективная схема. Ни заранее бояться, ни потом расстраиваться и мысленно возвращаться, а именно так – по мере поступления. Но именно так и не получается. Постоянно о чем-то тревожится – вот наше нормальное состояние.

Невроз
Тревожность
Личность
Эмоции

Жить в мире с собой при неопределенности в жизни

1 февраля 2017

Психолог Анастасия Платонова: «Неопределенность приносит страх в нашу жизнь. За страхом может последовать паника, тревога, разочарование, неуверенность – неприятный коктейль. Мы явно ощущаем, как теряем контроль. С контролем уходит и ощущение опоры. В первую очередь именно на наши «опорные пункты», мне и хочется обратить внимание».

Страх
Тревожность
Неуверенность в себе

Упражнения по преодолению тревоги

31 января 2017

Психолог Владимир Ампилогов: «Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Медленно выдыхайте на пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения. Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет «выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор».

Фобии
Тревожность
Эмоции
Методики и упражнения

Психические расстройства в литературе

11 октября 2016

Хлестаков – нарцисс. » Человек в футляре» – ну, это тревожное расстройство. Созависимость изучаем на примере чеховской «Душечки». У нее нет своей личности фактически. Настасья Филипповна – пограничное расстройство.

Зачем человеку тревога?

3 марта 2016

Почему не стоит избегать тревоги и как научиться эффективно с ней справляться? В статье приведены практические упражнения, которые помогут снизить уровень тревожности.

Избегание тревоги и социальные сети

18 февраля 2016

Многие избегают своего полноценного участия в жизни, с ее трудностями и радостями, выбирая интернет или неудачные компромиссы в выборе профессии или личной жизни.

На Ваш Email отправлена ссылкадля подтверждения регистрации!

Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.

На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.

На территории России, нашего многонационального государства, проживает более 190 народов. И в настоящее время среди молодежи нередко проявляется ксенофобия. На почве национальной ненависти совершаются преступления. В связи с этим родителям, педагогам, да и просто окружающим важно не проглядеть первые признаки агрессии и враждебного отношения детей к представителям других наций. Кандидат психологических наук Оксана Гурина, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, помогает разобраться с понятием ксенофобии и дает рекомендации родителям, как себя вести, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям иных национальных, расовых и прочих групп.

Понятие ксенофобии

Первое, на что обращаешь внимание, — это само слово «ксенофобия», звучит оно в российском контексте несколько вычурно, сложно. Редко мы его можем использовать в быту, но как любое понятие, имеющее научную основу, оно вмещает в себя необходимый смысл и значение.

В переводе с греческого слово «ксенофобия» обозначает «страх перед чужим, необычным».

С психологической точки зрения ксенофобию можно определить как враждебное отношение к чужим. При этом спектр ее проявлений можно оценить достаточно широко: от естественного страха перед чужим, незнакомым до асоциального поведения, сопровождающегося агрессией и насилием по отношению к лицам иных национальных, расовых и других групп.

Актуальность проблемы

Для современных российских детей и их родителей, находящихся в разных социально-политических условиях, имеющих различный опыт миграции, проблема ксенофобии, очевидно, может быть актуальна. И одна из основных сложностей связана с вопросом о том, как враждебное отношение, не предполагающее какого-либо реального поведения, переходит в открытую агрессию и насилие. Какие механизмы заложены и способствуют тому, что ребенок (чаще всего речь идет о подростках) становится не просто способным к совершению насилия, а непосредственно вовлекается в преступное поведение? И есть ли какие-нибудь механизмы, препятствующие проявлению прямой агрессии по отношению к лицам иной национальности, происхождения, расы и других групп?


ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ

Причины ксенофобии у детей

В первую очередь стоит начать с понимания предубеждений, установок, устойчивое формирование которых приходится в основном на подростковый возраст. Именно социальные установки способствуют закреплению того или иного отношения и могут (отметим, что далеко не всегда) приводить к совершению тех или иных поступков.

Социальные установки отражают структуру внутренних отношений, понятий и смыслов и при этом достаточно сильно связаны с переживанием эмоций и чувств. Относительно ксенофобии используется понятие «ксенофобская установка», которую определяют как негативное эмоционально-смысловое отношение к определенной группе лиц, воспринимаемых как чужие. Ксенофобская установка и обусловливает готовность к враждебным действиям в отношении данной группы.

В социальных науках и психологии в целом можно выделить несколько групп представлений, теорий, объясняющих возникновение ксенофобских установок. К ним относятся:

Понимание этих подходов дает возможность проследить различные пути развития ксенофобии и определить способы ее преодоления. Интересным с точки зрения истоков ксенофобии является психоаналитический подход, в котором развитие ксенофобии объясняется несколькими вариантами.

С одной стороны, это подсознательный детский страх перед незнакомцами — явление «застенчивости по отношению к незнакомцу» было исследовано Р. Шпицем, объяснявшим «страх 8 месяцев» как позитивное явление развития ребенка, так как до этого возраста младенец не способен отличать маму от незнакомых ему лиц.

С другой стороны, в основе формирования ксенофобии может лежать конфликт между структурами «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Таким образом, люди с ксенофобским сознанием приписывают другим качества, черты и поступки, которыми они обладают, но не могут в этом признаться.

Теории, объясняющие механизм ксенофобии

Социально-психологические теории также по-разному объясняют механизм ксенофобии. Существуют подходы, в которых ксенофобия объясняется как «первобытный феномен», возникший на ранних стадиях эволюции человека, в котором любая чужая группа воспринимается как враг, претендующий на ресурсы и богатства своей группы.

Интересна теория Д. Сирса и Д. Киндера о том, что установки детей по отношению к различным этническим группам являются непосредственным отражением установок и представлений их родителей. В основе этой теории, казалось бы, лежат очевидные посылки, однако было бы неверно предполагать, что дети — это просто «губки» или «пустые сосуды», беспрепятственно впитывающие в себя социальные установки окружения, так как имеются и дополнительные факторы — внешние и внутренние, влияющие на формирование ксенофобии. К этим факторам можно отнести личностные или индивидуальные (например, генетические, физические, психофизиологические особенности индивида); педагогические (например, проблемы школьного и семейного воспитания); психологические (например, особенности взаимодействия индивида с близким окружением, способность к саморегуляции, отношение к ценностям и нормам общества); социальные (например, экономические, политические и иные условия социального развития).

Современные теории о возникновении ксенофобии и ксенофобских установок позволяют в том числе отметить и те факторы, которые могут препятствовать враждебным проявлениям, а именно: высокий уровень морального развития, ориентация на общепринятые гуманистические ценности, способность к эмоциональной идентификации с близкими и эмоциональная чувствительность — они служат внутренними преградами для совершения асоциальных поступков. Но в динамично меняющемся мире, в котором с цифровизацией общения и виртуализацией пространства порой сложно отследить изменения, происходящие с нашими детьми, не последней является и проблема ксенофобии.

Рекомендации родителям

Что же можно рекомендовать родителям, если они столкнулись с ситуацией враждебного отношения со стороны их ребенка по отношению к людям других национальных, расовых и других групп?

Таким образом, в зависимости от степени вовлеченности ребенка в переживания и враждебные отношения можно оценить необходимую ему помощь и поддержку.

При более широком подходе детям и подросткам с ксенофобским отношением к окружению необходимо включение в деятельность с разнородными группами как по интересам, так и по целям деятельности; развитие дифференцированного восприятия действительности, а также моральных суждений, нахождение новых смыслов, жизненных ориентиров, что позволит им почувствовать себя успешными, компетентными, не опираясь на враждебную картину мира.

Современная школа ставит перед собой целью формирование нового человека, способного адекватно оценивать свои возможности и вырабатывать способность к личностному самоопределению. На уроке от учеников требуется постоянная концентрация внимания, быстрота реакции, что вызывает частую смену психических состояний. Среди психических состояний, влияющих на успешность подростков, выделяют тревожность и агрессивность.

Актуальность работы

заключается в выявлении различий в особенностях личностных качеств городских и сельских подростков, а именно агрессивности и тревожности, для дальнейшей помощи подросткам в коррекции личностных особенностей. Подростковый возраст богат конфликтами и осложнениями. Изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему, можно скорректировать её и внести действенные предложения.

Цель исследования

: изучение личностных качеств, на примере тревожности и агрессивности среди подростков городской и сельской местности.

Гипотеза

: мы предполагаем, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.

Задачи исследования

:

— изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

— провести методики по теме исследования;

— проанализировать полученные результаты.

Методы исследования

: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический метод обработки данных, анализ результатов.

Объект исследования

: обучающиеся 8 классов МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза (36 чел.) и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).

Предмет исследования

: тревожность и агрессивность подростков.

Подростковый период, или пубертат является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.

Характеризуется подростковый возраст как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.

Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8–10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.

Таким образом, психологические трудности в подростковый период вызваны тем, что в целом личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями со сверстниками и взрослыми, со значительным расширением сферы деятельности и межличностных отношений.

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. По мнению отечественных психологов тревожность рассматривается как особое чувство, при котором человек испытывает неполноценность своего организма. При этом он проявляет повышенное беспокойство свою неуверенность в чем-либо. Это чувство вызывает состояние паники и уныния. Все это явление социальное, а не биологическое. В современной литературе выделяют различные виды и формы тревожности. Принято выделять два основных вида тревожности: ситуативная тревожность и личностная тревожность.

Реактивная тревожность (ситуационная, ситуативная) не является, в свою очередь, личностной характеристикой, а связана с реакцией на определенное событие, некоторую стрессовую ситуацию. В описании шкалы тревожности Спилбергера-Ханина указано, что реактивную тревожность также характеризуют субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, нервозность и т. д. (набор негативных эмоций, ассоциированных с реактивной тревожностью, а также интенсивность их переживания субъектом, также индивидуален). Под тревогой следует понимать проявление беспокойства, а под тревожностью — более или менее устойчивую характеристику личности.

Причин подростковой агрессии много! С проявлением агрессии у подростков можно столкнуться абсолютно неожиданно. Даже простое замечание по поводу курения или других вредных привычек у тринадцатилетнего парня в подъезде может спровоцировать настоящий эмоциональный взрыв с его стороны.

Поколение современных подростков отличается таким агрессивным поведением как в школе, так и в домашних условиях. Что же является главной причиной растущей агрессии у подростков и так называемого девиантного поведения?

В мире подростков формируются законы, которые нацелены на дальнейшее углубление неравенства в социуме, неадекватную эксплуатацию принципов дружбы, семьи, равноправия. Эти процессы порождают у подростка неверие в то, что окружающий мир готов принять все его личные идеалы и ценности. Подросток включает телевизор или компьютер и видит то, как одни люди могут управлять другими, как появляются общественные конгломераты, которые построенные на власти денег.

И так сам подросток начинает культивировать внутри себя опасный стереотип о том, что действительность сегодня — это эксплуатация одних людей другими.

Таким образом, подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Мы считаем, что изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему можно скорректировать её и внести действенные предложения.

В целях подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно экспериментальная работа. База исследования — МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).

В исследовании принимали участие ученики 8 классов в Гимназии № 44 36 человек, в СОШ № 1 32 человека, в возрасте 14–15 лет — дети среднего подросткового возраста.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методики:

Методика исследования тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л. направлена на измерение ситуативной и личностной тревожности. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов — рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 — для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй — для измерения уровня личностной тревожности.

Испытуемому предлагалось прочитать каждое из приведённых предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент. На каждое утверждение возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 1 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») — 2, третьей альтернативе — 3, четвертой альтернативе — 1 балл, и так далее. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). При интерпретации показателей использовали следующие ориентировочные оценки тревожности:

— до 30 баллов — низкая,

— 31–44 балла — умеренная;

— 45 и более — высокая.

«Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки) Резапкиной использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения.

Тест состоит из 35 утверждений, описывающих эмоциональные реакции. Испытуемый должен оценить, насколько характерны для него эти реакции, для чего ему надо обвести номера тех утверждений, на которые он отвечает положительно. Утверждения характеризуют семь эмоциональных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия.

Подростку предлагалось прочитать утверждения. Если он реагирует похожим образом, то должен был обвести в бланке номер вопроса.

Обработка включает в себя подсчет числа обведенных номеров в каждой строчке. Оно означает уровень негативных эмоций. Затем на графике нужно отметить эти семь чисел и соединить их линией. Если точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности различных форм агрессии.

В ходе проведения исследований по методике тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л, были получены следующие результаты (табл. 1).

Результаты таблицы показывают, что больше половины 58 % городских подростков характеризуются умеренным уровнем ситуативной тревожности, низкий уровень отмечен у 17 % подростков и высокий у 25 %. Совершенно другая картина складывается при рассмотрении результатов тестирования сельских подростков: умеренный уровень — 28 %, низкий 59 %, высокий 13 %, т. е. более половины с низким уровнем.

Преобладание умеренного уровня ситуативной тревожности городских школьников говорит о том, что у них удовлетворительное психоэмоциональное состояние, а также отсутствует напряженность и беспокойство. Но следует отметить, что 25 % учащихся характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности, для этих подростков характерно переживание социального стресса, выражена потребность в достижении цели, они имеют страх самовыражения.

Низкий уровень ситуативной тревожности большинства сельских подростков свидетельствует о том, что у них отсутствует своеобразный мобилизирующий механизм, позволяющий подростку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Результаты личностной тревожности представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что большинство городских подростков имеют умеренный и высокий уровень личностной тревожности. Определенное (незначительное) повышение тревожности, может оказаться даже полезным и благоприятно отразиться на эффективности деятельности.

Высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 44 % городских подростков. Это свидетельствует о том, что подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Низкий уровень тревожности был выявлен у 12 % подростков городской и у 32 % сельской местностей, что свидетельствует о том, что сельские ребята не склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций, и не реагируют весьма выраженным состоянием тревожности. Однако чрезмерно низкий уровень тревожности также является негативным фактором в деятельности, так как при этом возникает состояние апатии. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в стрессовой ситуации.

Следует отметить, что у сельских подростков преобладает умеренный уровень личностной тревожности 55 %, у городских подростков он составляет 44 %.

Результаты проведенного теста эмоций Резапкиной, который использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения, можно увидеть на рисунке 1.


ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ

Рис. 1. Показатели агрессивности подростков

Физическая агрессия — Ф, Косвенная агрессия -К, Раздражение — Р, Негативизм — Н, Обидчивость — Н, Подозрительность — П, Вербальная агрессия — В

Из графика следует, что все показатели агрессивности выше у городских подростков, особенно косвенная агрессия и раздражение. Физическая агрессия — решение вопросов с позиции силы, свойственна 5 % городских подростков, тогда как среди сельских школьников она не выявлена. Косвенная агрессия — это злостная клевета, сплетни, слухи, которые подрывают репутацию человека, на которого направлена агрессия, характерна для 25 % городских подростков и 9 % сельских. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия наблюдается у 38 % городских подростков и у 11 % сельских. По остальным показателям агрессивности разница незначительная.

Существенную разницу по уровню тревожности и агрессивности среди городских и сельских подростков можно связать, во-первых, с самим процессом обучения в гимназии и в средней школе, а во-вторых, с особенностями семейного воспитания. Учебная деятельность гимназистов характеризуется высокими эмоциональными перегрузками. Ее отличает высокий динамизм, большая загруженность, высокий контроль. В сельской школе не надо бороться за рейтинги, школьники меньше загружены, учебный процесс спокойный. Что касается семейного воспитания, нужно отметить, что в селе Ср. Елюзань все дети верующие — мусульмане. Родители воспитывают детей в исламских традициях, прививают терпение, выдержку, правдивость и справедливость.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.

5. Коломинский Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений — АСТ; М.; 2010.

10. Хван А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации. — Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2

В общемедицинской практике частой причиной обращения пациентов к специалисту являются нарушения вегетативного статуса, сопровождающиеся соматическими симптомами и патологической тревогой. На современном этапе тревожные расстройства рассматриваются как самостоятельный фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, аритмия. О тактике ведения пациентов с тревожными расстройствами и сопутствующими сердечно-сосудистыми заболеваниями рассказала доцент кафедры терапии и полиморбидной патологии им. академика М. С. Вовси Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, к.м.н. Елизавета Юрьевна ЭБЗЕЕВА.

В патогенезе соматических заболеваний ведущую роль играют психологические факторы. Среди психологических факторов риска развития многих заболеваний наряду со стрессом наиболее значимыми и распространенными считаются тревожные расстройства.

Тревога – неприятное по окраске эмоциональное состояние, характеризующееся ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревога может быть ситуационной, нормальной реакцией на реальную причину, но иногда носит патологический характер и возникает без объективных причин. Это состояние сопровождается активацией вегетативной нервной системы. Иными словами, выделяют два вида тревоги. При адаптивной форме тревоги тревожное напряжение формируется в ходе эволюции адаптивным механизмом и позволяет человеку мобилизоваться, подготовиться к будущим потенциально опасным ситуациям. Дезадаптивная форма возникает в отсутствие реальной угрозы, имеет иррациональный характер, в основном обусловлена внутренними причинами. Дез­адаптивная тревога доминирует в сознании человека, влияет на состояние всего организма, вызывает дисфункцию и чрезмерный стресс.

Недавние эпидемиологические исследования показали высокую (до 76%) распространенность в популяции пациентов субклинических тревожных расстройств. Под субклинической тревогой подразумевают два и более тревожных симптома, присутствующих одно­временно в течение как минимум двух недель и приводящих к социальной дезадаптации. Важно, что игнорирование симптомов субклинической тревоги приводит к формированию тревожного расстройства и усугубляет фоновое соматическое заболевание1.

Установлено, что тревога не только сопровождается соматическими симптомами, но и может быть независимым триггером соматического заболевания. Как известно, хроническая тревога, присутствующая в течение восьми лет, становится самостоятельной причиной развития стойкой артериальной гипертензии. Наличие тревоги усложняет клиническую картину соматических заболеваний и затрудняет их диагностику. Тревожное состояние ухудшает качество жизни и адаптационные возможности пациентов. Кроме того, на фоне тревожности повышается вероятность внезапной смерти в 4,5 раза, инфаркта миокарда – в 1,9 раза, частота госпитализаций – в три раза2.

Тревога увеличивает риск развития артериальной гипертензии в 3,6–6,8 раза, снижает эффективность гипотензивной терапии, а также повышает риск развития ишемической болезни сердца, фибрилляции предсердий, инфаркта миокарда, инсультов.

В современном мире человек подвергается постоянному стрессу. На определенной стадии стресса истощаются компенсаторные возможности организма, и на органном уровне развивается дисфункция со стороны различных органов и систем, формируется стойкое тревожное расстройство. При этом происходит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы с выбросом на каждом уровне соответствующих гормонов. Меняются гормональный фон, функциональное состояние органов-мишеней. Активация симпатической нервной системы на фоне тревоги сопровождается выбросом катехоламина, провоспалительных цитокинов, что приводит к разнообразным эффектам, таким как развитие воспалительного системного процесса и резистентность к инсулину. Клиническими последствиями процессов, вызванных повышением тревожности, являются артериальная гипертензия, сахарный диабет, воспалительные заболевания.

Для выявления признаков тревожных расстройств практикующему врачу прежде всего необходимо обращать внимание на внешний вид и поведение пациента. Как правило, у тревожных пациентов отмечаются бледный цвет кожи, напряженное выражение лица, тремор конечностей, повышенная потливость, частые глотательные движения. На приеме пациенты отличаются беспокойством, многословием, раздражительностью, предъявляют много жалоб на состояние здоровья.

К общим признакам психосоматических расстройств относятся:

В реальной клинической практике пациенты обычно обращаются за медицинской помощью по поводу соматических симптомов – нарушения ритма сердца, одышки, головокружения, боли в животе и др. Проблема ведения пациентов с тревожными расстройствами состоит в том, что терапия выявленных соматических заболеваний часто не дает должного эффекта. При этом сами пациенты не осознают патологический характер тревоги, считая ее нормальной реакцией на соматические симптомы. Формируется замкнутый круг: тревожное расстройство способствует ухудшению основного соматического заболевания, симптомы которого в свою очередь усиливают проявления тревожности.

В основе патогенеза тревоги лежит психовегетативный синдром – полисистемные вегетативные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности структур центральной нервной системы под воздействием стрессорных факторов. Вегетативные симптомы могут быть сопряжены с нарушением сна, тревогой, депрессией3.

В настоящее время различают психические и соматические симптомы тревоги. К психическим относят напряженность, невозможность расслабиться, беспокойные мысли, плохие предчувствия и опасения, раздражительность, нетерпеливость, трудности концентрации внимания, нарушения сна. Соматические симптомы – приливы жара или холода, потливость, приступы сердцебиения, одышка, ощущения кома в горле, головокружение, головная боль, дрожь в теле, нарушение мочеиспускания, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

Необходимо учитывать, что пациенты с тревожными расстройствами имеют коморбидные заболевания. При повышенной тревожности гиперактивация симпатической системы может увеличить риск неблагоприятных сердечно-сосудистых исходов. Дисфункция вегетативной нервной системы, характеризующаяся снижением вариабельности сердечного ритма, – самостоятельный предиктор неблагоприятных исходов сердечно-сосудистых осложнений. В реальной клинической практике в большинстве случаев тревожные расстройства упускаются из виду, а пациенты не получают должного лечения. Для эффективной диагностики тревожных расстройств следует применять современные опросники и шкалы, специально разработанные для клинической практики.

Сегодня для диагностики тревоги используют Опросник здоровья пациента PHQ-2 (Patient Health Questionnaire), который состоит всего из двух пунктов: «Чувствуете ли вы большую часть времени за последние четыре недели беспокойство, напряжение или тревогу?» и «Часто ли у вас бывает ощущение напряженности, раздраженности и нарушение сна?» Утвердительный ответ хотя бы на один вопрос с высокой степенью вероятности свидетельствует о наличии у пациента тревожного расстройства и требует углубленного исследования1.

Наиболее удобны для использования в практике госпитальная шкала тревоги и депрессии (НАDS), шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилберга – Ханина, опросник генерализованного тревожного расстройства (General Anxiety Disorder-7, GAD-7).

Таким образом, лечение тревожных расстройств должно быть комплексным и включать лекарственную терапию основного соматического заболевания и психотерапию. У пациентов с тревожными расстройствами применяют психотерапевтические методики, такие как когнитивно-поведенческая, телесно-ориентированная, образно-чувственная терапия, гештальт-терапия. Медикаментозная коррекция тревоги подразумевает использование противотревожных препаратов с доказанной высокой эффективностью, безопасностью и мультимодальным механизмом действия. Кроме того, желательно, чтобы препарат для снижения тревожности оказывал протективное действие на сопутствующие соматические заболевания.

Коморбидным пациентам с тревожными расстройствами не рекомендуется назначать бензодиазепиновые транквилизаторы, учитывая их побочные эффекты, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы. В схему комплексного лечения у таких пациентов целесообразно включать небензодиазепиновые анксио­литики с вегеторегулирующим эффектом, в частности Адаптол® (тетраметилтетраазабициклооктандион).

Адаптол® воздействует на все ключевые нейромедиаторные системы (гамма-аминомасляная кислота (ГАМК)-, холин-, серотонин- и адренергическая), нормализует баланс адренергической системы, поддерживает баланс дофамина, усиливает функционирование серотонин- и ГАМКергических тормозных механизмов мозга.

Согласно данным многочисленных исследований, Адаптол® оказывает выраженный противотревожный эффект. Важным свойством Адаптола является отсутствие влияния на снижение умственной и двигательной повседневной активности. Показано, что на фоне приема препарата у 75% пациентов снижаются раздражительность, утомляемость, повышается концентрация внимания, улучшается память. На фоне применения Адаптола выраженное снижение уровня тревожности и эмоциональной лабильности зафиксировано у 80 и 72% пациентов соответственно. После лечения препаратом Адаптол® у пациентов достоверно снижается уровень ситуационной и личностной тревожности, улучшается качество жизни4.

Кроме того, результаты исследований подтверждают вегетостабилизирующий эффект Адаптола, в том числе у пациентов с тревогой, сопряженной с изменением физиологических показателей функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Так, в исследовании с участием пациентов с нейроциркуляторной астенией и артериальной гипертензией на фоне лечения Адаптолом отмечались снижение уровня тревоги и нормализация вегетативного баланса в сердечно-сосудистой системе. Противотревожная терапия у 74% пациентов ассоциировалась с улучшением состояния в отношении снижения выраженности сердечной боли, уровня артериального давления5.

Безусловно, в комплексной терапии пациентов с вегетативными нарушениями и сердечно-сосудистыми заболеваниями необходимо использовать противотревожные препараты, способствующие восстановлению вегетативной нервной системы. В исследовании изучали влияние Адаптола на вариабельность ритма сердца и аритмогенную готовность миокарда у больных с синдромом и феноменом предвозбуждения желудочков. Результаты исследования продемонстрировали, что у пациентов, принимающих Адаптол®, увеличивается продолжительность интервала RR, снижается аритмогенная активность сердца, а также количество желудочковых экстрасистол на 65%. Адаптол® в составе комплексной антиаритмической терапию снижает негативное влияние амиодарона на синусовый узел6.

В другом исследовании оценивали клиническую эффективность Адаптола у больных, перенесших острый инфаркт миокарда. Установлено, что Адаптол® у пациентов с постинфарктным кардиосклерозом способствует улучшению психосоматического статуса, уменьшению частоты приступов стенокардии, повышению выносливости, толерантности к физической нагрузке7.

Адаптол® следует принимать внутрь независимо от приема пищи по 500 мг три раза в сутки. Максимальная разовая доза – 3 г, суточная – 10 г. Поскольку Адаптол® не вызывает привыкания и синдрома отмены, обладает оптимальным профилем безопасности, его можно назначать на длительный срок. Длительность курса лечения – до трех месяцев. В течение первого месяца терапии Адаптолом восстанавливается баланс нервной системы, в течение второго месяца – эффект закрепляется, далее усиливаются психотропные и соматотропные эффекты лечения.

Адаптол® является препаратом выбора для коррекции психовегетативного синдрома, ассоциируемого с тревогой. Препарат можно назначать в качестве эффективного и безопасного противотревожного средства как коморбидным пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так и пациентам пожилого возраста с тревожными расстройствами.

Полученные в ходе многочисленных исследований данные о хорошей переносимости и клинических эффектах Адаптола позволяют рекомендовать его для использования в широкой клинической практике.


ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ

Многие младшие школьники испытывают волнение перед выполнением заданий и проверкой знаний. Некоторым ребятам сложно сосредоточиться на заданиях, когда они беспокоятся о том, какие-либо другие дети будут думать о них. Именно для выявления и измерения уровня тревожности учеников, таких какие нервничают во время контрольной работы, предложен тест школьной тревожности Филлипса.

Тест состоит из вопросов, которые вызывают у младших школьников некоторое волнение. Ребенку нужно честно отвечать на вопросы, чтобы результаты показали, насколько сильно у ребенка есть волнение во время выполнения заданий. Многие задания направлены на то, чтобы выявить, есть ли у ребенка какие-то опасения относительно своих успехов в школе.

Одним из ключевых факторов тревожности у младших школьников является мысль о том, что другие дети могут оценивать их работу или обратить на них внимание. Во время выполнения заданий ребенок может почувствовать дискомфорт, неуверенность перед своими одноклассниками. Замечал ли ты, что когда у тебя была проверка, ты думаешь о том, что другие дети будут оценивать, как ты делаешь задание?

Что представляет собой тест Филлипса

Тест Филлипса для младших школьников является инструментом, который позволяет выявить уровень тревожности у детей этого возраста.

Когда твоему учителю или тебе самому замечается, что ты испытываешь волнение во время выполнения заданий или задач, наступает время для проверки школьной тревожности при помощи теста Филлипса.

Тест состоит из набора вопросов, которые младшие школьники отвечают, указывая, насколько комфортно они себя чувствуют при выполнении заданий разного уровня сложности. Есть и другие вопросы, которые позволяют выяснить, какие-либо мысли или ощущения у ребят возникают по ходу теста.

Таким образом, тест Филлипса позволяет не только выявить тревожность, но и понять, какие факторы и моменты вызывают у ребят такие эмоции. Результаты теста представляют собой общую картину тревожности школьников и позволяют обратить внимание на конкретных детей, которые имеют высокие показатели тревожности.

Как проводится тест инструкция

Тест школьной тревожности Филлипса для младших школьников представляет собой инструмент, который помогает выявить уровень тревожности у детей в возрасте от 6 до 11 лет. Этот тест состоит из нескольких вопросов, которые подразделяются на разные факторы тревожности.


ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ

Когда начинаешь проходить тест, важно слушать вопросы и задания внимательно. Если ты замечаешь, что за время выполнения теста появляется волнение или тревожность, не нужно беспокоиться. Это обычное чувство, которое бывает у многих ребят.

Ты должен отвечать на каждый вопрос честно, думая о своих ощущениях и мыслях. Нет правильных и неправильных ответов. Тест предназначен для того, чтобы выявить твои собственные чувства и мнение.

Набор вопросов


ШКАЛЫ И ОПРОСНИКИ ОДОБРЕННЫЕ ПСИХОЛОГАМИ

В тесте есть различные вопросы и задания, которые направлены на выявление разных факторов тревожности. Некоторые вопросы могут быть связаны с твоими отношениями к одноклассникам или учителю, а другие — с твоими мыслями и чувствами в различных ситуациях.

Твои ответы помогут определить уровень твоей школьной тревожности и обратить внимание на те области, где ты можешь почувствовать себя не комфортно или сложно. Такие результаты позволят учителю или другим специалистам помочь тебе в улучшении твоего самочувствия.

Проверка и результаты

После выполнения всех заданий, результаты будут анализироваться специалистами. Важно понимать, что результаты теста не определяют, кто ты как личность или какой-то определенный уровень тревожности является «хорошим» или «плохим». Это просто информация, которая поможет понять, какие-либо проблемы есть у тебя в школьной среде.

Если после прохождения теста возникнут какие-либо вопросы или необходимость в помощи, обратись к своему учителю или другим взрослым, которым доверяешь. Они смогут тебе помочь и поддержать в таких ситуациях.

Оцените статью
Избавиться от тревоги