Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.
Ваш гид в мире актуальных тем и трендов
- Что такое «школьная тревожность» у детей
- Отличие тревоги от тревожности
- Динамика проявления
- В чем опасность школьной тревожности
- Причины школьной тревожности
- Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
- Физические
- Эмоциональные симптомы
- Поведенческие
- Как определить уровень школьной тревожности
- Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
- Помощь педагога – приемы снижения тревожности
- Когда и к кому обращаться за помощью
- Методы лечения школьной тревожности
- Психотерапия
- Медикаментозное лечение
- Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
- Что делать в ситуации школьной травли?
- Другие новости
- Если у вас тревожный ребенок рекомендации родителям
- Введение
- Причины тревожности у детей
- Признаки тревожности у детей
- Памятка для родителей
- Чего делать категорически нельзя
- Заключение
- ПАМЯТКА для родителей. Что делать в ситуации школьной травли?
- Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника и их преодоление в процессе обучения
Что такое «школьная тревожность» у детей
Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.
Отличие тревоги от тревожности
Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.
Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.
Динамика проявления
Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.
В чем опасность школьной тревожности
Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:
Причины школьной тревожности
Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:
Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей
Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников
Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты
Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность
Проблемы в семье
Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.
Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.
Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.
Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.
Физические
Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.
Эмоциональные симптомы
В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.
Ребенок становится раздражительным и вялым.
Поведенческие
Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.
Как определить уровень школьной тревожности
Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.
Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:
Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка
Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции
Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив
Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха
Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.
Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.
Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка
Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей
Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню
Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы
Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна
Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу
Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом
Дети часто учатся, наблюдая за родителями.
Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.
Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.
Помощь педагога – приемы снижения тревожности
Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:
Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником
Создайте структурированный распорядок дня в классе
Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся
Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление
Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными
Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.
Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.
Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть
Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели
Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.
Когда и к кому обращаться за помощью
Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.
При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.
Методы лечения школьной тревожности
Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.
Психотерапия
Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.
Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.
Медикаментозное лечение
В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.
Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.
Профилактика и коррекция тревожности у ребенка
Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.
Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.
Что делать в ситуации школьной травли?
7 июля 2023
Буллинг (или школьная травля) распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро.
Английское слово «буллинг»(byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе. Буллинг – явление глобальное и массовое. По словам 1200 детей, ответивших на вопросы Интернет-сайта Kids-Poll, буллингу подвергались 48%, в том числе 15% – неоднократно, а сами занимались им 42%, причем 20% – многократно.
В Польше девочка-подросток добровольно ушла из жизни после того, как одноклассники насильно раздели ее догола и сняли все на видеокамеру мобильного телефона. В Великобритании состоялся суд над школьницами, издевавшимися над 12-летней подругой: они прижигали ей лицо сигаретами, били по голове туфлями, хлестали крапивой. В Японии прокатилась волна подростковых самоубийств на почве буллинга. В Тюмени одноклассницы заманили 14-летнюю Наташу в квартиру одной из девочек, чтобы поиздеваться над ней. Не выдержав пыток, Наташа выпрыгнула с восьмого этажа, чудом оставшись в живых.
Проблема насилия в школе и даже в детском саду начала волновать психологов и педагогов давно – с 1905 года в печати начали появляться работы на эту тему. А сегодня буллинг стал темой научных исследований, конференций, статей и национальных проектов. С помощью опросов выяснилось, что школьная травля существует во всем мире – примерно каждый пятый ребенок испытал её на себе, а каждый седьмой – был агрессором.
Кто чаще становится агрессором, зачинщиком травли:
Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.
Импульсивные и легко приходящие в ярость.
Те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей.
Не испытывающие сочувствия к своим жертвам.
Если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков.
Страдающие от насилия в семье. Дети из семей, где популярны идеи шовинизма, ксенофобии.
Типичные жертвы буллинга:
Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети.
Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены.
Тревожные, неуверенные в себе дети с низким самооценкой.
Склонные к депрессии, чаще своих сверстников думают о самоубийстве.
Не имеющие ни одного друга – такими иногда становятся болезненные дети, которые пропускают много уроков и не успевают выстроить отношения.
Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников.
Во многих странах работают серьезные программы, разработанные специально для предотвращения агрессивности. Самая известная из них – общенациональная антибуллинговая программа, созданная норвежским психологом Даном Ольвеусом. Программа работает в Норвегии с 1983 года, и результаты ее настолько убедительны, что ее стали применять в США и Великобритании. Создана Европейская обсерватория школьного насилия (ЕОШН), а в Страсбурге разработан проект Хартии «Демократическая школа без насилия».
Во многих странах школьники играют в компьютерные игры, обучающие «антижертвенному» поведению, участвуют в играх и театральных постановках, специально разработанных для жертв и агрессоров. В некоторых школах Австралии создана система шефства – когда к младшему школьнику прикреплен старший, который сопровождает его в школу и обратно.
Известно, что 10% учителей провоцируют буллинг. Как они это делают? Очень просто. Когда учитель пристрастен, несправедлив, унижает и смеется над некоторыми избранными детьми, эти дети становятся жертвами травли. Учитель может отдыхать, его работу сделают его лучшие ученики. Травля очень заметна. Не верьте, что учителя ничего не видят. Все они замечают, но не умеют бороться с этим, а никто не хочет испытывать чувство бессилия и профессиональной некомпетентности, легче сделать вид, что ничего не происходит.
Есть взгляды и мнения, способствующие буллингу. Например: «жестокие отношения готовят детей к жизни», «мальчики без драк не вырастают», «все девочки интриганки». В результате образуется своеобразный заговор среди учителей.
Именно поэтому родителям надо самим защищать своего ребенка – как от того, чтобы не стать жертвой, так и от того, чтобы не превратиться в агрессора. Надо объединить усилия с другими родителями, вместе воздействовать на учителей и требовать внимания школы к проблеме.
Другие новости
Когда ребенок идет в школу — это важная перемена в его жизни и в жизни всей семьи. Школа – это место, где ребенок получает не только знания об окружающем мире, но и возможность взаимодействовать с разными людьми, учиться планировать свои дела, ставить перед собой цели и достигать их. На все это ребенок затрачивает большое количество энергии, что в свою очередь вызывает повышенное напряжение, тревожность.
Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Специалисты, работающие с детьми, заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Однако психологи отмечают, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. У тревоги есть и польза. Её задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности. В школе тревога — фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Вместе с тем, интенсивность тревоги не должна превышать индивидуальной для каждого ребенка «критической точки», после которой она начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, то ребенка охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, дети либо устраняются от деятельности, либо все свои усилия направляют на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматываются, что не в состоянии выполнять иные действия.
Что вызывает повышенную тревогу у детей?
На появление тревоги влияют следующие факторы:
— особенности нервной системы ребенка. Есть дети, которые изначально более ранимы, более чувствительны к стрессам, к повышенной нагрузке.
— адаптация в школе. Этот фактор играет огромную роль как при поступлении в 1 класс, так и в период перехода в среднее или старшее звено.
— отсутствие поддержки в школе.
— отсутствие постоянства правил в школе и дома.
— успеваемость ребенка.
— чрезмерные требования к ребенку со стороны взрослых (как со стороны родителей, так и со стороны учителя).
— конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих.
— потеря близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома.
По каким признакам взрослый может понять, что у ребенка уровень тревоги повышен?
— частые проявления беспокойства, а также большое количество страхов, причем страхи возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит;
— нежелание ходить в школу, прогулы;
— низкая самооценка, неуверенность в своих силах, нерешительностью;
— повышенная чувствительность к неудачам;
— склонность отказываться от деятельности, где ожидают провал;
— склонность к вредным привычкам невротического характера (дети грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, жуют одежду или предметы, перебирают мелкие предметы и др.);
— выражение лица часто серьезное, сдержанное, глаза опущенные, на стуле сидят крайне аккуратно, стараются не делать лишних движений, не шуметь;
— в поведении проскальзывают элементы более раннего детства: легко впадают в слезы, перестают делать то, что вроде бы давно умели;
— раздражительность и агрессивность в поведении как способ снятия напряжения;
— на уроках пассивны, скованны, на переменах не могут найти себе место, стараются меньше принимать участие в общих делах, находятся «вне» коллектива;
Как родители могут помочь ребенку?
Психолог БУ «Няганский реабилитационный центр»
Наталья Сергеевна Киреева
Если у вас тревожный ребенок рекомендации родителям
Дети, так же как и взрослые, могут испытывать чувство тревоги. Правильный подход со стороны родителей может помочь ребенку преодолеть эти эмоции. В этой статье мы рассмотрим причины тревоги у детей, признаки тревоги и как родители могут помочь ребенку справиться с этим состоянием.
Введение
Тревожность у детей может возникнуть по разным причинам и привести к значительным проблемам как для самого ребенка, так и для его родителей. Родители должны знать, как правильно поддержать своего тревожного ребенка и не усугублять ситуацию своим поведением. Воспитание ребёнка необходимо начинать с работы над собой, поэтому первое, что нужно сделать родителям любого ребёнка – выработать для себя экологичные правила поведения и общения.
Причины тревожности у детей
Причин тревожности у ребёнка может быть множество – они могут работать как в одиночку, так и в группе. Выделим основные группы причин тревожности для понимания, как с ними работать.
Признаки тревожности у детей
Тревога у детей может проявляться по-разному, и некоторые ее признаки могут быть легко упущены родителями. Некоторые наиболее распространенные признаки тревоги у детей включают:
Если ребенок проявляет один или несколько из этих признаков, это может быть признаком тревоги, и родители должны обратить на это внимание. Они могут помочь своему ребенку разобраться в своих чувствах и научить его управлять своей тревогой.
Памятка для родителей
Как помочь тревожному ребенку? Родители могут применять следующие методы:
Важно показывать ребенку, что вы готовы выслушать его, не осуждая и не критикуя. Создайте атмосферу, в которой он может открыться и рассказать о своих переживаниях.
Расскажите ребенку, что такое тревога, и помогите ему осознать, когда она возникает. Рекомендуется использовать детскую литературу или специальные карточки с изображениями эмоций.
Показывайте ребенку, как можно расслабиться, например, проводя дыхательные упражнения или медитации. Это поможет ему справляться с тревогой и улучшить настроение.
Важно создать уютную и спокойную обстановку дома, где ребенок может чувствовать себя защищенным и любимым. Также рекомендуется ограничивать время, проводимое перед экранами, и уделять больше внимания совместным занятиям, играм и разговорам.
Оценивайте достижения ребенка и поощряйте его, даже если они кажутся маленькими. Это поможет укрепить его самооценку и повысить уверенность в себе.
Если проблема не устраняется, стоит обратиться к психологу или педиатру для получения профессиональной помощи. Они могут помочь ребенку справиться с тревогой и развить механизмы, которые помогут ему контролировать свои эмоции и чувства.
Чего делать категорически нельзя
Родители тревожного ребенка могут иногда не знать, как правильно поступить в сложной ситуации, и могут совершать ошибки, которые только усугубляют ситуацию. Вот несколько вещей, которые не стоит делать родителям тревожного ребенка:
Заключение
Воспитание тревожного ребенка может быть сложной задачей, но это не означает, что родители должны сдаваться и усугублять ситуацию своим поведением. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и для каждого из них требуется индивидуальный подход.
При общении с тревожным ребенком необходимо проявлять терпение, понимание и поддержку, а также избегать действий, которые могут усугубить его состояние. Если родители сомневаются в своих силах, они всегда могут обратиться за помощью к специалистам, которые помогут им разобраться в ситуации и поддержать их в воспитании ребенка.
ПАМЯТКА для родителей. Что делать в ситуации школьной травли?
Уважаемые родители (законные представители)!
Среди травмирующих переживаний, с которыми может столкнуться современный ребенок, особое место занимает буллинг. « Школьная травля (буллинг– от англ. bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – это систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.
Школьной травлей признаются, в частности:
Первый шаг родителей в случае, если ребенок попал в ситуацию травли — это сформулировать проблему: действительно ли имеет место конфликт, происходящий между ребенком и целым классом, или частью класса, или иной внутришкольной социальной группой.
Чтобы определить проблему, достаточно обратить внимание на поведение ребенка: например, ребенок регулярно приходит из школы в подавленном состоянии, ходит туда с неохотой, отказывается от участия в школьных мероприятиях, молчалив, замкнут, не общается с одноклассниками, не делится никакими историями, вплоть до полного избегания темы школы, может снизиться успеваемость, нарушиться сон, могут появиться признаки аутоагрессии (нанесение самоповреждений, суицидальные переживания, отказ от еды и др.). Внимание должна привлечь совокупность таких признаков или/и их интенсивность.
Подобное поведение не обязательно следствие регулярной групповой травли и агрессии в отношении ребенка, поэтому важно определить проблему в ходе наблюдения и сбора первичной информации (от самого ребенка, его ближайшего окружения). В случае обоснованных подозрений относительно того, что имеет место регулярная групповая травля и агрессия в отношении ребенка, распространяющаяся в т.ч. в социальных сетях Интернет, разрешение ситуации требует привлечения третьих лиц.
Второй шаг – максимально полно выяснить причины происходящего.
Третий шаг – вовлечение педагогических работников, включая службу школьной медиации, в разрешение проблемной ситуации. На этом этапе желательно обсудить с педагогическими работниками школы действия каждой из сторон — что делают в ситуации выявленного буллинга педагогические работники в школе, а что – родители в семье. В процессе профилактики и противодействия травле школьные педагоги являются основным звеном, которое способно взаимодействовать со всеми сторонами конфликта: пострадавшим ребенком, с теми, кто осуществляет травлю, с теми, кто ее пассивно поддерживает (так называемые свидетели).
Четвертый шаг – психологическая реабилитация ребенка, подвергшегося травле. На данном этапе родители становятся важными участниками поддержки пострадавшего ребенка, наряду с педагогическими работниками. Родители могут найти ребенку подходящее занятие, формирующее его «зону успешности», повышающее его самооценку и уверенность в своих силах (например, занятия спортом). Опыт показывает, что пострадавшему ребенку важно помочь обрести безопасное пространство и дружественный круг общения других детей, а также повысить свою самооценку, уверенность в своих силах и возможностях.
Помимо этого, родители могут обратиться за поддержкой в структуры, осуществляющие антибуллинговые программы в России: «Травли нет» https://травлинет.рф и «Каждый важен» https://каждыйважен.рф Также существуют специальные горячие линии для тех, кто столкнулся с травлей в сети (проект «ВКонтакте» «Останови травлю!» — https://kiberbulling.net, проект «Лига безопасного Интернета» — https://ligainternet.ru , проект Учеба.ру «15 правил безопасного поведения в интернете» — https://www.ucheba.ru/project/websafety и др.)
В случае, если Вы считаете, что предпринимаемые Вами совместно с педагогами, психологом, службой медиации, шаги не приносят результата, возможно непосредственное обращение к директору образовательной организации.
Пятый шаг – профилактика (предупреждение) буллинга. Ребенок, переживший длительную ситуацию травли, получает серьезный опыт жизненной неудачи, своего рода «научение беспомощности». Разрешение конкретной ситуации буллинга, последующая психологическая реабилитация могут быть недостаточны для недопущения подобных ситуаций в будущем. Это может быть связано, например, с определенными личностными особенностями ребенка — робость, неуверенность в своих силах, мягкость, чрезмерная отзывчивость, доброжелательность и т.д., располагающими его к повышенной уязвимости в отношениях с другими людьми. Поэтому целенаправленное обучение ребенка пониманию недопустимости определенных взаимодействий (например, ребенок начинает регулярно отдавать свои карманные деньги или личные вещи, или брать вину другого на себя и т.п.), формирование у него представлений о продуктивных шагах по разрешению проблемных ситуаций (а они всегда имеют место в реальной жизни) должны стать особым предметом заботы и внимания родителей.
Важно всегда помнить, что ребенок, как правило, не может самостоятельно справиться с ситуацией буллинга, ему необходима поддержка взрослого и, прежде всего, родителей.
Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника
и их преодоление в процессе обучения
Организация: МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко
Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск
Объектом данного исследования являются младшие подростки общеобразовательной школы, а предметом – состояние тревожности, связанное с их учебной деятельностью. Наш выбор обусловлен тем, что пятый класс относится к нестабильному периоду в школьной жизни младшего подростка. Существенно меняются условия обучения: дети переходят от взаимодействия с одним учителем к системе классный руководитель — учителя-предметники — кабинетная система. Она требует от школьника умений приспособиться к новым условиям. Их отсутствие ведет к повышению уровня школьной тревожности, с которой сталкивается психолог, педагоги, родители учащихся при взаимодействии с младшими подростками в образовательном процессе.
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической и медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. В данной работе мы, вслед за психологами, тревогу рассматриваем в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, в частности с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Тревога проявляется в неуверенности в себе, беспомощности. В деятельности – это общая дезорганизация, нарушающая её направленность и продуктивность. Повышенная склонность личности испытывать тревогу является свойством тревожности.
Многие исследователи (Астапова В. М, Захаров А. И, А. Фрейд и другие) считают, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических расстройств. Поэтому её предупреждение является важной профессиональной задачей участников образовательного процесса.
Тревожность возникает и закрепляется, если не удовлетворяются возрастные особенности ребенка. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка, как считал Д. Б. Эльконин – ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего подростка, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Большую часть своей жизни ребенок проводит в группе и именно поэтому для него крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Тревожность младшего подростка влияет на социометрический статус личности в группе. Личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае это психологическая особенность — тревожность. Представление младшего подростка о себе и его самооценка ещё строятся на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, параллельно с этим он учится делать выводы о своих поступках самостоятельно. Если ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, то в будущем для него будет меньше стрессов, разочарований и депрессий.
Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой.
С одной стороны критерием высокой тревожности у детей младшего подросткового возраста являются трудности общения, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная истощаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными. Высокая тревожность детей младшего подросткового возраста могут быть разной степени тяжести, от невротической до патологической. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могу иметь не патологические формы эмоциональных нарушений, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания и обучения.
Школьная тревожность может проявляться в поведении учащихся самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Признаки школьной тревожности: ухудшение здоровья учащегося; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; раздражительность и агрессивные проявления ребенка; рассеянность на уроках; потеря контроля над физиологическими функциями в беспокоящих ситуациях. Школьная тревожность подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет. Поэтому очень важно на начальном этапе адаптации пятиклассника выявить подростков с повышенной и высокой школьной тревожностью. Для выявления школьной тревожности используются: методика Филлипса; Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан; Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина; Аффективный опросник Цукермана; Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена; Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников; наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки). Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.
1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова.- СПб:Питер, 2001.-256с.
2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. ‒ 2001. — № 33.
3. Выготский Л. С. Психология.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 989 – 997.
4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. ‒ 248 с.
5. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.
6. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст.- М.: Питер, 2007. 192 с.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.
8. Холина Л. И. Субьектный подход к процессу обучения/ Матер. Междунар. практ конф. « Педагогический профессионализм в современном образовании». – Новосибирск, Изд. Н ГПУ, 2010.-С.429-438.
9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика 1989.—С. 560.