социальная тревожность у дошкольников и социальная тревожность у детей и подростков

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Тревога

Застенчивость, или страх социальной ситуации, периодически испытывает каждый человек. Но когда такие проявления становятся регулярными и начинают мешать построению здоровых взаимоотношений, то говорят о наличии социальной тревожности. Это состояние беспокоит многих людей, особенно подростков, но оно поддается полному излечению.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Социальное тревожное расстройство (другие его названия ‒ социальная фобия, социофобия) ‒ это состояние, при котором детская тревога в определенных общественных ситуациях становится непреодолимой.

Такое состояние может негативно повлиять на отношения ребенка с другими детьми, поскольку он испытывает тревогу в то время, когда пытается завести друзей, познакомиться с новыми людьми, оказаться в новой социальной среде.

В тот или иной момент, как и у взрослых, все дети испытывают тревогу. Это часть взросления и постоянного приспособления к окружающей среде и новому опыту. Проблемы, тем не менее, возникают, когда у детей постоянное и почти постоянное состояние беспокойства по поводу жизни в целом или очень специфических элементов того, с чем они имеют дело, так что страх овладевает ими и контролирует их, не давая им развиваться. Это может повлиять на их личную жизнь, школьную жизнь и социальную жизнь.

Содержание
  1. Каковы наиболее распространенные симптомы и что мне следует искать?
  2. Каковы наиболее эффективные методы лечения?
  3. Почему возникает социофобия
  4. Причины социальной тревожности
  5. Симптомы социальной тревожности у детей и подростков
  6. Физические симптомы
  7. Когнитивные симптомы
  8. Поведенческие симптомы
  9. Возможные причины социофобии у детей
  10. Факторы окружающей среды
  11. Генетика
  12. Развитие и функционирование мозга
  13. Детская тревожность. Как помочь ребенку ее преодолеть?
  14. Профессиональная помощь
  15. Что часто вызывает беспокойство у детей?
  16. Лечение социальной тревожности у детей
  17. Как проявляется социальная тревожность
  18. Влияние на отношения людей
  19. Когда становится опасной
  20. Как избавиться от социальной тревожности ребенку
  21. Насколько распространена детская тревожность?
  22. Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС
  23. Типы тревожных расстройств у детей с РАС
  24. Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?
  25. Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?
  26. Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности
  27. Что делать с социальной тревожностью
  28. Способы избавления от социальной тревожности и застенчивости для подростков
  29. Способы снижения и лечения тревоги
  30. С помощью психотерапии
  31. Гипнотехники
  32. Медикаментозная программа
  33. Роль эмпатии
  34. Можно ли избавиться самостоятельно

Каковы наиболее распространенные симптомы и что мне следует искать?

Социальная тревога (социофобия) – это состояние, которое характеризуется постоянным сильным страхом быть замеченным и осужденным окружающими людьми.

Дискомфорт, который испытывают социофобы, силен настолько, что они не способны контролировать собственные эмоции. Это оказывает негативное влияние на учебу, работу и повседневные дела.

Например, человеку может быть сложно выступать публично, проходить собеседование, общаться с коллегами, знакомиться с кем-то и поддерживать долгосрочные отношения.

Социальная тревожность в большинстве случаев формируется в позднем детстве и нередко проявляется как застенчивость или избегание социальных взаимодействий. Чаще она встречается у женщин, чем у мужчин, и эта гендерная разница более выражена в подростковом и молодом возрасте.

Каковы наиболее эффективные методы лечения?

В то время как дети «вырастают» из некоторых распространенных страхов, вызывающих тревогу, не следует игнорировать сильную тревогу. Часто лучше посетить профессионального консультанта, обученного справляться с тревогами, чтобы убедиться, что то, через что проходит ваш ребенок, является «нормальным» для его возраста или нуждается в дополнительной помощи для преодоления страхов и чувств, которые мешают его нормальным социальным отношениям. ( Отчасти благодаря информации от Джесс П. Шаткин, доктора медицинских наук, магистра здравоохранения, заместителя председателя по вопросам образования Детского учебного центра Нью-Йоркского университета, Медицинской школы Нью-Йоркского университета и других)

Почему возникает социофобия

Как большинство психических расстройств, социальная тревожность формируется вследствие сложного взаимодействия биологических факторов и условий окружающей среды.

По мнению исследователей, причиной этого состояния могут стать:

Гиперактивность миндалевидного тела

Чаще тревожное расстройство – это приобретенное состояние. У некоторых людей оно развивается вследствие пережитой неприятной или смущающей ситуации, сопровождающейся очень сильными негативными эмоциями. Иногда родители моделируют тревожное поведение либо чрезмерно опекают ребенка.

В этой статье:

Социальную тревожность еще называют социофобией. Дословно с латыни этот термин переводится как боязнь общества: социум — общество и фобия — боязнь, страх. Сами по себе люди больному не страшны, но обычные действия или поступки, совершаемые в присутствии людей, вызывают необоснованную тревогу.

Таким образом, повышенная социальная тревожность — один из видов навязчивых страхов. Это серьезная болезнь, которую нужно лечить, иначе она будет прогрессировать: из-за тревоги ухудшится качество жизни, ребенку со временем будет все сложнее адаптироваться в обществе. Лечение социального тревожного расстройства у детей проводят психологи, психотерапевты или психиатры.

Причины социальной тревожности

Природа социальной тревожности заключается в низкой самооценке — ребенок считает себя хуже, чем он есть на самом деле. Заниженная самооценка формируется под действием психологических, социальных, и даже физических факторов. Это могут быть:

Симптомы социальной тревожности у детей и подростков

Первые признаки социальной тревоги появляются примерно в 11–14 лет. Этот период соответствует половому созреванию, во время которого психика у подростков меняется. По мере взросления социальная тревожность усугубляется, и максимально проявляется к 30–45 годам. Симптомы этого состояния индивидуальны, и могут быть разными на каждом этапе.

Физические симптомы

Социальному страху часто сопутствуют телесные проявления:

Эти симптомы возникают после того, как ребенок оказался в пугающей для него социальной обстановке. Иногда состояние больного может ухудшаться даже после мыслей о том, что может возникнуть угрожающая или неблагоприятная ситуация.

Когнитивные симптомы

При социофобии даже нейтральная информация, поступающая к мозгу извне, сопровождается тревогой и страхом. Например, после общения с другими людьми ребенок думает, что на него смотрели с осуждением или неодобрением. Даже в обычных словах видится скрытый подтекст, кажется, что окружающие насмехаются или угрожают. Из неверных предпосылок ребенок начинает делать негативные выводы о своей личности – думает, что он смешон и ничтожен.

Еще один когнитивный признак социофобии – склонность к детальному самоанализу. Ребенок старается вспомнить прошедшие события до мелочей, прокручивает их назад, как пленку фильма, пытаясь выяснить, что им было сделано не так. В просторечье этот процесс называют самокопанием.

Поведенческие симптомы

Обычные действия, совершаемые на людях, вызывают у ребенка тревогу: возникает страх во время вызова к доске, выступления на классном собрании, ответов на экзамене. В таких случаях высокий уровень социальной тревожности может привести к плохой успеваемости, несмотря на то, что школьник смышленый, или даже одаренный. Эти же проблемы позже повторяются во время обучения в ВУЗе.

Немотивированный страх может возникать при посещении культурных и увеселительных учреждений, торговых центров, и даже общественных туалетов. Поэтому дети с социальной тревожностью стараются избегать людных мест. При этом, в отличие от больных, страдающих тяжелыми психическими заболеваниями, пациент с социальной тревожностью осознает, что его страхи надуманы, но не знает, как с ними справиться.

Возможные причины социофобии у детей

На развитие социофобии у детей влияет ряд факторов. Социальная фобия, скорее всего, разовьется после важных жизненных событий или вех возрастного созревания.

Однако важно отметить, что появление симптомов социальной тревоги не является признаком расстройства, поскольку она может иногда возникать у детей во время стресса или дискомфорта. Социофобия у детей может быть вызвана факторами, описанными ниже.

Факторы окружающей среды

Дети учатся и впитывают много нового из окружающей их среды. Обычно они учатся посредством наблюдения, которое начинается в очень раннем возрасте. Поэтому считается, что стили воспитания могут увеличить риск социофобии у детей. Так, родители, решившие принять авторитарный подход, фокусирующийся на их ожиданиях, могут сильно повлиять на самооценку ребенка. Негативное или резкое поведение родителей при действиях или проявлениях ребенком своих эмоций, может привести к тому, что ребенок примет ложную правду о своей самооценке.

Давление со стороны сверстников может побудить ребенка участвовать в действиях, которые ему неприятны. По этой причине ребенку может быть легче освоить стратегию избегания, чем прямо отказываться от участия. И чем дольше это остается без внимания взрослых, тем вероятнее перерастет в социальную фобию.

Из-за постоянных насмешек или издевательства со стороны сверстников дети могут избегать ходить в школу или участвовать в занятиях, которые им нравятся. В таких социальных ситуациях ребенок может испытывать тревогу, поскольку боится, что к нему снова будут приставать или издеваться над ним.

Генетика

Многие исследования показывают, что социальная фобия может передаваться детям по наследству. Таким образом, некоторые дети от рождения могут быть более предрасположены к тревожным расстройствам, а в дальнейшем, подражая родителям, ‒ развивать поведение, свойственное социальной фобии.

Развитие и функционирование мозга

Дети, часто испытывающие сильные чувства страха, гнева или любых других эмоций, с большей вероятностью переходят в режим «бей или беги». Когда это происходит, их мозг перепрограммирует себя, чтобы определенным образом реагировать ситуацию. Состояние тревожности может быть результатом плохих навыков преодоления трудностей и выражения эмоций. Если эти типы мозговой активности будут возникать регулярно, тревожность может возрастать и перерасти в социофобию.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Детская тревожность. Как помочь ребенку ее преодолеть?

Сегодня вместе с психологом Наталией Мишаниной мы рассмотрим причины детской тревожности, обратим особое внимание на беспокойство, которое дети испытывают во время учебы в школе, и узнаем, как родители могут помочь детям снизить уровень тревожности.

Прежде всего, стоит отделять тревожность от тревоги. Тревога – кратковременное проявление беспокойства, волнения ребенка. Тревожность – устойчивое состояние, которое имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта. Этот конфликт может быть вызван:

Причины школьной тревожности

Важно! Те же причины могут быть перенесены и на другие сферы жизни ребенка.

Ребенок боится негативной оценки со стороны родителей, учителей, сверстников: «Будут смеяться, что я глупый».

Если ребенок сталкивается с ситуацией повторяющейся негативной оценки, в нем закрепляется уверенность в собственной неполноценности, что приводит к бездействию: «Зачем стараться, если меня называют двоечником».

Если ребенок сталкивается с неадекватными ожиданиями со стороны родителей, он приобретает страх не оправдать их ожидания: «Я плохой и позорю свою семью».

Если ребенок чувствует, что родителей интересуют только его оценки, то есть формальные показатели успешности ребенка, он приобретает этот страх: «Вы любите меня только за то, что я приношу пятерки».

Если темп обучения и нагрузки не соответствуют уровню развития ребенка, его способности усваивать и запоминать материал, у ребенка может возникнуть постоянная фоновая тревожность.

Если ребенок находится в ситуации конфликта с учителем, и тем более если он сталкивается с буллингом, в школе он будет испытывать постоянную тревожность.

Если ребенок болел и пропустил определенное количество уроков, у него может возникнуть чувство страха и отторжения. Невыученный материал накапливается, как снежный ком, и ребенку уже очень сложно успеть за классом. Обостряется тревожность.

Признаки школьной тревожности:

«Я не буду поднимать руку, лучше спрячусь. А то вдруг меня спросят, и я не смогу ответить»

На перемене ребенок скорее наблюдает в стороне за играми одноклассников, сам никогда не выступает инициатором каких-либо активностей

Ребенок может начать чаще болеть в силу непомерных эмоциональных нагрузок, которые накладывает на него постоянная фоновая тревожность.

Если не помочь ребенку преодолеть тревожность, в дальнейшем она может перерасти в неврозы, отсутствие мотивации, в трудные формы поведения (от агрессивных до пассивных).

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Когда ребенок почувствует себя защищенным, когда он поймет, что у него есть поддержка и опора, тогда чувство тревоги постепенно будет снижаться.

Профессиональная помощь

С социофобией у детей вполне возможно справиться. Дети, чьи родители участвуют в их лечении, гораздо лучше справляются со своим социальным тревожным расстройством.

Варианты терапии для детей с социальной тревожностью:

Если ваш ребенок борется с социальной тревожностью, вы должны знать, что существует множество вариантов поддержки, которые помогут вам найти способы справиться с этим и жить полноценной жизнью. Не теряйте надежду!

Работа с психотерапевтом ‒ отличный способ научиться двигаться вперед здоровым образом. Вместе вы можете придумать стратегию, которая поможет вашему ребенку чувствовать себя более комфортно в социальной среде.

Что часто вызывает беспокойство у детей?

Дети с социальной фобией сосредотачиваются на том, как их воспринимают другие. В среде сверстников они испытывают постоянный страх быть опозоренными, осмеянными, униженными или отвергнутыми. Эти переживания отличаются от типичной застенчивости, поскольку могут усваиваться.

К общим симптомам социальной тревожности у детей относятся:

Социофобию у детей часто бывает трудно заметить и выявить, и она выходит далеко за рамки чувства застенчивости перед новыми людьми. Дети часто чувствуют неуверенность в том, как их воспринимают или оценивают сверстники. Они боятся, что могут оказаться в некомфортных ситуациях, когда эта неуверенность проявится. Тем не менее существуют варианты терапии, которые помогут детям справиться с симптомами.

Для детей с социальным тревожным расстройством отлично подходит психотерапия. Она предлагает им безопасное пространство, чтобы поговорить о своих чувствах в приватной обстановке один на один. Родители могут поддержать своего ребенка, выразив доверие к этому процессу. Более того, они могут чувствовать себя спокойно, понимая, что лечение социофобии у ребенка ‒ это не отражение их воспитания, а, скорее, отражение того, как сильно они его любят.

Лечение социальной тревожности у детей

Один из таких препаратов — Тенотен детский, созданный специально для детей с 3 лет. Нейропротекторное и противотревожное действия препарата обусловлены содержанием аффинно очищенных антител к белку S-100. Этот белок вырабатывается клетками головного мозга. При чрезмерной тревожности, навязчивых страхах уровень S-100 в головном мозге повышается.

Аффинно очищенные антитела в составе препарата нормализуют активность этого белка. После его применения могут уменьшиться тревога и страх. Вместе с хорошими мыслями появляется уверенность в себе, возникает интерес к окружающим. В результате ребенку становится легче адаптироваться в обществе в школе и за ее пределами.

За счет улучшения интегративной функции мозга, Тенотен детский помогает справляться с расстройствами развития учебных навыков – чтения, письма, счета. Таким образом, ребенок сможет улучшить свою успеваемость. Ведь преодоление расстройств приведет к улучшению обучаемости.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. Согласно инструкции, таблетку нужно держать во рту до полного растворения. Принимать Тенотен необходимо курсом от 1 до 3 месяцев, после чего врач может порекомендовать повторный курс приема.

Средство почти не имеет противопоказаний: его не рекомендуется применять пациентам с индивидуальной непереносимостью компонентов препарата, детям в возрасте младше 3 лет, лицам с непереносимостью некоторых сахаров.

При своевременном комплексном лечении можно полностью избавить ребенка от социальной тревоги с навязчивыми страхами.

Как проявляется социальная тревожность

Оказываясь в ситуациях, в которых необходимо взаимодействовать с людьми, у социофобов могут проявляться разные негативные симптомы, включая:

Нередко симптомы изменяются со временем. Они обостряются, если нежелательные события учащаются или человек испытывает стресс. Избегание социальных ситуаций, усиливающих тревожность, способствует улучшению самочувствия в краткосрочной перспективе. Однако при отсутствии лечения расстройство может сопровождать человека многие годы.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Социофобы намеренно избегают разговоров с людьми.

Влияние на отношения людей

Социофобия оказывает негативное влияние на межличностные отношения. Она приводит к уменьшению количества социальных связей, повышению риска остаться в одиночестве.

Близость с партнером формируется медленно, сопровождается конфликтами.

Социофобам трудно переносить обычные повседневные переживания, включая:

Когда становится опасной

Люди с социофобией подвержены высокому риску развития депрессии, алкогольной или наркотической зависимости и попыткам самоубийства в большей степени, чем пациенты с иными тревожными расстройствами. Поэтому при наличии тяжелых симптомов патологического состояния важно обратиться за помощью.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Социальная тревожность может перерасти в тяжелую депрессию.

Как избавиться от социальной тревожности ребенку

Надеяться на то, что навязчивые страхи пройдут и все как-то само собой нормализуется, не стоит. Если ничего не делать, патология прогрессирует: тревожность возрастает, а самооценка еще больше снижается. В будущем ребёнку сложно будет реализоваться, налаживать профессиональные, деловые и романтические контакты и, в целом, получать радость от жизни. Появятся депрессивные состояния, разовьются тяжелые психосоматические симптомы. Чтобы избежать этих последствий, нужна помощь специалистов.

Насколько распространена детская тревожность?

В 1987 г. американский психиатр Либовиц разработал опросник. Этот тест, именуемый шкалой Либовица, используют для объективной диагностики социальной тревожности. В шкале – 48 вопросов, за ответ на каждый из которых присваивается балл. После суммирования баллов диагност оценивает тревогу и страх в разных ситуациях и степень избегания этих ситуаций:

В шкале Либовица учитывается пол исследуемого лица.

Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС

Дети с РАС страдают от повышенной тревожности. Они могут проявлять своё беспокойство многими способами, которые присущи, в том числе, типично развивающимся детям без нервно-психических нарушений. Например, выражать волнение из-за страха разлуки при расставании с родителем, опекуном на время обучения в школе или пребывания в лагере.

Но также встречаются другие проявления повышенной тревоги у детей с РАС, когда они рвут на себе одежду, волосы, царапают руки, лицо, кусают, бьют или пинают окружающих, портят имущество. Такое поведение вызывает порицание, ещё больше поднимает уровень стресса у ребёнка и приводит к социальной изоляции.

Основная причина социальной девиации у детей с РАС – трудность с вербальным общением. Им сложно идентифицировать собственные чувства, эмоции. Поэтому внешние проявления тревоги, агрессии, гнева, фрустрации – попытка выразить своё беспокойство и страх, привлечь внимание и попросить о помощи.

Типы тревожных расстройств у детей с РАС

1. Фобии, или сильные иррациональные страхи перед определёнными вещами.

Развиваются после травматических переживаний и из-за негативных ассоциаций. У детей с РАС фобии нередко возникают по причине сенсорной гиперчувствительности. Например, единожды лопнувший воздушный шар способен спровоцировать боязнь любых неожиданных громких звуков и хлопков.

Фобии могут затрагивать широкие категории: всех насекомых, животных. Или быть очень специфическими, например, боязнь оранжевых автомобилей. Типичными у детей с РАС являются страх темноты и синдром белого халата.

2. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Стереотипные движения и ритуалы присущи детям с РАС. Но повторяющееся поведение, подкреплённое ОКР, является механизмом преодоления беспокойства и подавления навязчивых мыслей.

Несмотря на то, что ОКР схож с типичным проявлением РАС в плане строго регламентированного расписания, создания особых ритуалов, выстраивания объектов в обозначенном порядке, суть этих расстройств разная. В случае с РАС ребёнку нравятся шаблоны и рутина. При ОКР соблюдение определённых действий выполняется исключительно из страха, что нарушение последовательности и частоты ритуалов приведёт к чему-то катастрофическому.

3. Социальная тревога, агорафобия.

Страх перед новыми людьми и незнакомыми социальными ситуациями очень распространён среди детей с РАС. Они боятся взаимодействия с окружающими из-за возможного осуждения, смущения, беспомощности. Страх также может усиливаться с возрастом, по мере того, как ребёнок осознаёт собственные затруднения с налаживанием коммуникации.

В чём отличие социальной тревоги от типичного проявления РАС? Дети с РАС чувствуют, что могут успешно общаться с окружающими, но не испытывают заинтересованности в налаживании контактов. Дети с РАС и агорафобией видят пользу во взаимодействии с окружающими, и даже желают социализироваться, хотя не могут этого сделать из-за чрезмерного беспокойства.

4. Генерализованное тревожное расстройство.

Постоянное и сильное беспокойство по поводу каких-либо действий и событий, в том числе, рутинных и обыденных. Часто встречается наряду с другими расстройствами и депрессией.

Дети с РАС и диагностированным генерализованным тревожным расстройством испытывают приступы паники, нарушения сна, изменения аппетита, раздражительность и снижение работоспособности. Беспокойство не имеет чёткого триггера.

5. Страх разлуки.

В основном присущ дошкольникам и младшим школьникам. Детям с РАС и страхом разлуки труднее находиться вдали от родителей и опекунов, чем их сверстникам без нервно-психических расстройств. Тревога в таком случае связана с одним из трёх факторов:

6. Паническое расстройство.

Дети с РАС и паническим расстройством испытывают повторяющиеся панические атаки, и предпринимают все меры, чтобы избежать событий, которые, по их мнению, могут спровоцировать приступы. Панические атаки у каждого ребёнка протекают индивидуально. Но объединяет их чувство надвигающейся гибели, одышка, боль в груди и учащённое сердцебиение. Симптомы достигают пика в течение нескольких минут и приводят к приступу паники.

Распространённость тревожных расстройств у детей с РАС имеет следующие показатели:

  • страх разлуки – 9%;
  • паническое расстройство – 2%.

Дети с РАС и сопутствующей повышенной тревожностью подвергаются большему риску:

Во всех случаях ритуалы и стереотипное поведение призваны обеспечить больший контроль над окружающей средой, снизить уровень тревоги и повысить внутреннее удовлетворение.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?

Тревога вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы:

Главную причину беспокойства у ребёнка с РАС бывает трудно определить. Поэтому следует внимательно следить за тем, что предшествует приступам тревоги, чтобы впоследствии эффективно снижать или избегать стрессовых ситуаций.

Наиболее распространёнными причинами беспокойства у детей с РАС являются:

Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?

В первую очередь, ребёнка нужно обучить распознаванию эмоций. Для этого следует подробно описать, что такое тревога, какие симптомы она вызывает в теле. Помочь могут визуальные образы, картинки и подробное перечисление физических проявлений, например:

В зависимости от фактора, который провоцирует беспокойство, определите стратегию дальнейшего поведения:

1. Устраните или уменьшите источник тревоги.

Если это сенсорная чувствительность, адаптируйте окружающее пространство под потребности ребёнка: сделайте более приглушённым свет, не оставляйте ребёнка в полной темноте, избегайте раздражающих звуков или запахов. Если это тревога из-за новых, незнакомых ситуаций, приучайте ребёнка к ним постепенно. Дополнительно подробно описывайте все действия, которые будут совершены.

2. Создайте карточки поддержки.

Это могут быть простые, лаконичные слова и изображения, которые помогут ребёнку сориентироваться в действиях, ответах, реакциях. Хорошим решением будет визуальное расписание, расположенное в лёгком доступе, с подробным и последовательным перечислением всех событий и занятий на день, вплоть до мытья рук и внешкольных мероприятий.

3. Практикуйте дыхательные и физические упражнения, направленные на успокоение и релаксацию мышц.

Для этого обратитесь к профессионалу, который поможет освоить правильные техники выполнения методик.

4. Обучайте эмоциональной регуляции.

Выберите эффективный способ, который поможет ребёнку успокоиться. Многократно объясните, как стоит вести себя в тревожной ситуации, например: «Попроси помощи», «Позвони мне», «Уединись в безопасном, тихом месте», «Дыши».

Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности

Когнитивно-поведенческая и десенсибилизирующая терапия под руководством опытного специалиста помогут ребёнку с РАС лучше справляться с тревогой и триггерами, которые её провоцируют. Наиболее эффективными методами являются:

Ведите записи причин, которые вызывают страх и тревогу у вашего ребёнка. Поразмышляйте над позитивными способами решения этих ситуаций в дальнейшем.

Это могут быть места, события. Откройте карты, изображения в интернете, и покажите ребёнку, куда вы пойдёте. Продемонстрируйте, как будет проходить то или иное мероприятие. Подготовьте ребёнка при помощи визуальных образов и слов. Дайте понять, что всё находится под контролем.

Заранее подготовьте карточки с подсказками на бумаге или в телефоне, чтобы ребёнок мог знать, как ему общаться с незнакомыми людьми, что говорить и делать, как вести себя, если уровень тревоги повышается.

Визуально разделите триггер, который провоцирует страх в ребёнке, на маленькие «ступеньки». И постепенно, согласованно проживайте «ступеньки» от самой лёгкой до сложной.

Альтернативными методами борьбы с тревогой у детей с РАС могут стать арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, ЛФК и спорт.

Что делать с социальной тревожностью

Хорошие результаты при социофобии дает когнитивно-поведенческая психотерапия. Эта методика заключается в изменении мышления и поведения. Вначале специалист выясняет, в каких именно ситуациях ребенок испытывает тревогу, а затем меняет его отношение к этим ситуациям. В итоге навязчивые страхи у пациента исчезают, облегчаются взаимоотношения с другими людьми.

Для того чтобы улучшить навыки общения и повысить самооценку, проводятся психотерапевтические занятия с группами пациентов. Однако, не стоит ожидать, что улучшение наступит сразу после нескольких посещений: лечение социофобии – это долгий и упорный труд. А для того чтобы повысить шансы на позитивный исход терапии, потребуются лекарства, которые помогут справиться с негативными эмоциями, помочь преодолению застенчивости.

Способы избавления от социальной тревожности и застенчивости для подростков

Чаще признаки социального тревожного расстройства встречаются у подростков, которые не хотят обращаться за помощью специалистов.

В этом случае можно попытаться смягчить неприятные симптомы, выполняя следующие задания:

Постараться расслабиться, пребывая в общественном месте

Приветствовать знакомых людей

Инициировать беседу со знакомым человеком

Угостить людей конфетами

Репетировать речь перед зеркалом

Если в социальной ситуации появились такие реакции, как жар и учащенное сердцебиение, нужно попытаться успокоиться. В этом помогает контроль над дыханием.

Все перечисленные действия следует совершать медленно и поэтапно.

Способы снижения и лечения тревоги

Выбор метода лечения зависит от того, насколько сильно социофобия влияет на способность функционировать в жизненных ситуациях. Наиболее часто специалисты используют психотерапию, медикаментозную терапию или оба этих способа.

С помощью психотерапии

Избавиться от социофобии можно с помощью когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), которая помогает освоить новые эффективные способы мышления, поведения и реагирования в социальных ситуациях, чтобы минимизировать уровень страха и беспокойства. В рамках этого подхода пациенты приобретают навыки взаимодействия с окружающими. К ПТ признана «золотым стандартом» психотерапии.

Методом когнитивно-поведенческой терапии является экспозиционная терапия, которая фокусируется на постепенном преодолении страхов, лежащих в основе тревожного расстройства. Иногда она используется вместе с упражнениями на расслабление.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Психотерапия поможет побороть тревожность.

Гипнотехники

Хотя гипнотерапия – это относительно новая концепция, она может помочь в лечении расстройства. Но чтобы получить наилучший результат, рекомендуется использовать ее в сочетании с иными методами лечения, например, КПТ или экспозиционной терапией.

Гипнотерапия – это попытка узнать основную причину тревожности, чтобы установить связь между симптомами и провоцирующими факторами.

Процесс направлен на изменение подсознательных мыслей, отделение нынешних реакций от прошлого триггера.

Например, если человек приобрел неудачный опыт публичных выступлений, он заново переживает его, когда разговаривает с окружающими, и это приводит к формированию социофобии.

Гипнотерапия устраняет связь между провоцирующим событием и приобретенными нежелательными реакциями, используя силу внушений, оказываемых психотерапевтом на пациента, находящегося в состоянии легкого транса.

Медикаментозная программа

Психотерапевты иногда назначают медикаментозную терапию.

В этом случае используются разные эффективные препараты, включая:

Чаще используются антидепрессанты, которые устраняют симптомы социальной тревожности в течение нескольких недель. Но они могут вызывать побочные эффекты, такие как головные боли, тошнота или проблемы со сном, которые носят временный характер.

Роль эмпатии

Научные исследования показали, что эмпатия смягчает негативные ассоциации социофобов. Необходимо учиться проявлять ее, чтобы получать положительный социальный опыт.


СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Учитесь проявлять эмпатию к близким.

Можно ли избавиться самостоятельно

Избавиться от социофобии можно самостоятельно, особенно в том случае, если она сопровождается легкими симптомами. Справиться с проблемой помогает столкновение с ситуациями, которые вызывают страх. Рекомендуется инициировать разговоры и взаимодействия, пытаясь управлять ими.

Оцените статью
Избавиться от тревоги