Синдром эмоционального выгорания (burnout syndrome) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек — человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте и соответствует третьей стадии общего адаптационного синдрома (Г. Селье) — стадии истощения.
Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются эмоциональное, психическое истощение, личностная отстраненность, ощущение утраты эффективности.
Эмоциональное, психическое истощение — чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. Частыми являются следующие жалобы: «Я чувствую себя, как выжатый лимон», «Работа высасывает из меня все силы», «Я словно сгораю на работе». После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. Человек чувствует себя предельно уставшим от чрезмерной занятости работой, вкладывает огромные усилия в ее доскональное исполнение. Истощение является основным компонентом синдрома эмоционального выгорания.
Наблюдаются признаки психической дисфункции: потеря ясности мышления, трудности концентрации внимания («маленькие», но важные вещи постоянно забываются или теряются), ухудшение кратковременной памяти, постоянные опоздания, несмотря на огромные усилия быть вовремя, увеличение числа ошибок и оговорок, увеличение недоразумений на работе и дома, несчастные случаи и ситуации близкие к ним.
Личностная отстраненность представляет собой межличностный аспект синдрома эмоционального выгорания, ее можно охарактеризовать как негативный, бездушный или чрезмерно отдаленный ответ на различные аспекты работы. Люди перестают сочувствовать, сопереживать тем, с кем работают (ученикам, пациентам и др.), они становятся формальными, безразличными в контактах. При синдроме эмоционального выгорания нарушается равное отношение ко всем субъектам деятельности, действует принцип «хочу или не хочу, сочту нужным, будет настроение — уделю внимание данному партнеру». У человека с синдромом выгорания возникает потребность в самооправдании: «Это не тот случай, чтобы переживать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким людям нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?».
Ощущение утраты эффективности (достижений), или чувство некомпетентности можно рассматривать как сниженную самооценку в рамках синдрома эмоционального выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. Наблюдается принижение собственных потребностей и желаний, сопряженное с чувством недостатка компетентности.
Этапы развития синдрома эмоционального выгорания
Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадийный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты (часто как следствие экстремально положительной установки на выполнение профессиональной деятельности). По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Синдром эмоционального выгорания развивается согласно определенным фазам (Burish, 1994):
1. Предупреждающая фаза:
а) чрезмерное участие (чрезмерная активность, чувство незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение социальных контактов);
б) истощение (чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев).
2. Снижение уровня собственного участия:
а) по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д. (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, проявления негуманного подхода к людям);
б) по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки);
в) по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальном аспекте при одновременной неудовлетворенности работой);
г) возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, ощущение, что другие люди используют тебя, зависть).
3. Эмоциональные реакции:
а) депрессивное настроение (постоянное чувство вины, снижение самооценки, лабильность настроений, апатия);
б) агрессия (защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружающими).
4. Фаза деструктивного поведения:
а) сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения);
б) мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям);
в) эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби).
5. Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышение артериального давления, тахикардия, головные боли, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя, наркотиков.
6. Разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние, безысходность.
Последствия синдрома эмоционального выгорания
Доказано негативное влияние «выгорания» на соматическое здоровье. Повышается риск развития ишемической болезни сердца.
Социальные последствия синдрома эмоционального выгорания следующие: ухудшается качество выполнения работы, утрачивается творческий подход к решению задач, увеличивается число конфликтов на работе и дома, частые прогулы, наблюдается переход на другую работу, смена профессии. Растет число профессиональных ошибок. Следует отметить, что люди, испытывающие выгорание, имеют негативное влияние на своих коллег, так как способствуют большему количеству межличностных конфликтов, а также срывают рабочие задания. Таким образом, выгорание может быть «заразным» и распространяться через неофициальные взаимодействия на работе.
Синдром эмоционального выгорания также имеет негативное влияние на личную жизнь людей. Это может возникать из-за того, что после эмоционально насыщенного дня, проведенного с клиентами или пациентами, человек испытывает потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.
Синдром эмоционального выгорания может осложниться депрессивным, тревожным расстройством, зависимостями от психоактивных веществ, психосоматическими заболеваниями, суицидом.
ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом сходны: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при терапии уже развившегося эмоционального выгорания. В терапии и профилактике синдрома эмоционального выгорания можно использовать различные подходы: личностно-ориентированные методики, направленные на улучшение способностей личности противостоять стрессу через изменение своего поведения, отношения; меры, направленные на изменение рабочего окружения (предупреждение неблагоприятных обстоятельств).
В первую очередь необходимо обеспечить осознание пациентом проблемы и принятие адекватной ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Необходимо активное участие пациента в процессе терапии и сотрудничество с врачом.
Пациентам необходимо предоставить полную информацию о синдроме эмоционального выгорания: основных клинических проявлениях, закономерностях течения, предрасполагающих факторах; о стрессовом процессе и его стадиях в соответствии с учением Г. Селье об общем адаптационном синдроме (1 — реакции тревоги, 2 — стадия резистентности, 3 — стадия истощения); о физических симптомах, наблюдающихся при этом, и о мероприятиях по управлению стрессом.
На начальных стадиях синдрома необходимо обеспечение хорошего, полноценного отдыха с полной изоляцией от работы. Необходима помощь психотерапевта, психолога.
Пациентам можно дать следующие рекомендации по мерам, препятствующим развитию синдрома эмоционального выгорания и повышающим стрессоустойчивость организма:
1. Регулярный отдых, баланс «работа — досуг». « Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 мин). Пациенту необходимо объяснить необходимость физических упражнений как пути выхода энергии, накапливающейся в результате стресса. Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться пациенту (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.
3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. У пациентов надо выяснить, сколько они обычно спят и сколько им нужно, чтобы просыпаться отдохнувшими (от 5 до 10 ч, в среднем — 7–8 ч). Если наблюдается недостаточная продолжительность сна, можно порекомендовать ложиться на 30–60 мин раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые короткие перерывы в работе (например, по 5 мин каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через три недели после постепенного сокращения потребления кофеина большинство пациентов отмечают снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.
5. Разъяснение необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с клиентами, учениками, пациентами). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо делать это самому», напрямую идут к «выгоранию».
6. Наличие хобби (спорт, культура, природа). Пациенту нужно разъяснить необходимость наличия интересов вне работы, позволяющих снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть (например, живопись, а не автогонки).
7. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения. Действия по изменению стрессогенной ситуации.
В работе с пациентами при индивидуальной или групповой терапии можно придерживаться следующих направлений:
Тренинг коммуникативных навыков. Обучение навыкам эффективного межличностного общения. Выявление и расширение значимых для пациента межличностных связей (семья, друзья, коллеги).
Позитивный взгляд на вещи. Пациенту нужно помочь осознать, что существует много вариантов интерпретации определенной ситуации. Ответ на вопрос «Стакан наполовину пуст или наполовину полон?» зависит от взгляда на вещи: у оптимистов стакан полон, хоть и наполовину, у пессимистов — пуст. Совместно с пациентом можно пересмотреть стрессогенную ситуацию и найти позитивные моменты. Это не изменит ситуации, но позволит по-другому смотреть на вещи (рационально-эмотивная терапия).
Фрустрационная профилактика (уменьшение ложных ожиданий). Если ожидания реалистичны, ситуация более предсказуема и лучше управляема. Сознательный выбор профессии, знания о трудностях, связанных с ней, реальная оценка своих собственных возможностей может помочь избежать «выгорания» или существенно приостановить его развитие.
Тренинг уверенности в себе. Люди, подверженные синдрому эмоционального выгорания часто имеют заниженную самооценку, робки, тревожны, неуверенны в себе. Можно использовать методику «волшебный магазин». Пациенту предлагается представить, что он находится в волшебном магазине, в котором может приобрести любую недостающую ему личностную черту: примерить ее на себя, взять ее себе.
Обучение техникам релаксации (расслабления). Возможно использование следующих техник:
Проведение дебрифинга (обсуждения) после критического события. Обсуждение предполагает возможность выразить свои мысли, чувства, ассоциации, вызванные каким-либо серьезным происшествием. Данный метод широко используется за рубежом в правоохранительных органах. Через обсуждение после травматических воздействий (погони, стрельбы, смерти) профессионалы избавляются от затяжного чувства вины, неадекватных и неэффективных реакций и могут продолжить работу (например, дежурство).
Религиозность также рассматривается рядом исследователей как профилактический фактор, препятствующий развитию синдрома эмоционального выгорания. Религиозность ассоциируется с долгожительством и отрицательно связана с наркоманией, алкоголизмом, суицидальными мыслями, уровнем депрессии, разводами.
Проведение специальных программ среди групп риска (например, Балинтовских групп для учителей, врачей). Балинтовские группы впервые были организованы в Лондоне в середине 50-х гг. 20 в. Михаэлем Балинтом как тренинговые семинары для врачей общей практики. В отличие от традиционного клинического разбора или консилиума акцент в работе балинтовской группы делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях взаимоотношений врача с пациентом, на реакциях, трудностях, неудачах, которые врачи сами выносят на обсуждение (аналогичной может быть группа учителей, медицинских сестер и др.)
Центр тревоги ждёт на конкурс «Из снег на снегу» работы, которые научат детям номер 112
17 января 2024 г.
По словам генерального директора Центра тревоги Кятлин Альвела, с каждым годом дети всё лучше и лучше звонят на номер экстренной помощи. » Дети делают очень образцовые звонки на номер экстренной помощи, в которых внимательно слушают указания диспетчера экстренной службы и отвечают на его вопросы. Самая важная информация, которую диспетчер экстренной службы должен выяснить в ходе речи то, что произошло и где произошло. Дети весьма образцово объясняют произошедшее. Однако часто им трудно сказать, где они находятся. Таким образом, помимо того, что воспитатели, учителя и родители обучают детей номеру 112, они также могли бы объяснить, как определить своё местонахождениe», — говорит Альвела.
Простые инструкции о том, как определить свои координаты с каждого смартфона, можно найти на домашней странице Центра тревоги. Кроме того, на домашней странице Центра тревоги www.112.ee можно найти образовательную рубрику «Детский уголок». С помощью забавных учёбных материалов можно объяснить детям, когда звонить по номеру экстренной помощи и как вызвать помощь. Материалы предназначены для использования как дома с родителями, так и на уроках детского сада и школы.
КАКИЕ ФОРМЫ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ТРЕВОГА?
Тревога может быть диффузной, постоянной, иррациональной и затрагивать большинство ситуаций повседневной жизни. Это называется генерализованной тревогой. Эта неконтролируемая тревога является источником страдания и делает невозможным любое удовольствие. Тревога также может быть сосредоточена на одной или нескольких очень специфических ситуациях, наличие которых вызывает интенсивные симптомы. Это фобические расстройства. Фобия становится серьезной, когда она заставляет пострадавшего ограничивать свою деятельность. Иногда тревога интенсивно концентрируется в течение очень короткого периода времени, всего за несколько минут. Без предупредительных признаков он возникает бурно и вызывает симптомы, которые могут симулировать острый приступ сердечного, легочного или неврологического заболевания. Это панические расстройства, также называемые паническими атаками или приступами тревоги. Независимо от формы тревоги ее проявления часто схожи. В дополнение к психологическим симптомам (беспокойство, страх, нервозность, трудности с концентрацией внимания, раздражительность, рассеянность) иногда возникают неприятные физические симптомы: учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, чувство удушья, потливость, приливы жара или холода, ощущение кома в горле или желудок, бессонница и др. Эти физические симптомы не всегда явно указывают на тревогу, и пациенты опасаются, что у них другое заболевание. В некоторых случаях тревога не вызывает этих типов симптомов, но приводит к осуществлению повторяющегося действия, направленного на временное ее облегчение. Это обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР). Принятый ритуал повторяется все чаще и в конечном итоге мешает социальной и профессиональной жизни пациента, который живет своей тревогой в тайне и стыде.
Генерализованная тревожность является наиболее распространенным тревожным расстройством. Им страдают от 5% до 8% населения. Женщины болеют вдвое чаще, чем мужчины, особенно после 40 лет. С этого возраста страдает каждая десятая женщина.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ ТРЕВОГИ?
Тревожность проявляется диффузным чувством беспокойства, которое оказывает негативное влияние на повседневную жизнь. Тревожный человек утомлен, раздражителен, испытывает трудности с концентрацией внимания и чувствует себя неспособным контролировать возникающие ситуации. В дополнение к психологическим симптомам иногда возникают неприятные физические симптомы: учащенное сердцебиение, мышечное напряжение, чувство удушья, потливость, приливы жара или холода, ощущение кома в горле или желудке, бессонница и т. д.
Человек испытывает страх и тревогу перед лицом большинства жизненных событий и всегда боится прихода беды. Даже когда дела идут хорошо, она говорит себе, что это ненадолго. Она устала, раздражительна, испытывает трудности с концентрацией внимания и чувствует себя неспособной контролировать возникающие ситуации. Иногда она изолирует себя из страха потерять контроль над тем, что ее окружает (социальная тревожность). Иногда тревожный человек пытается избежать своего страха перед завтрашним днем, становясь гиперактивным, вступая в безрассудный порыв, который позволяет ему чувствовать контроль над тем, что готовит будущее.
Физические симптомы разнообразны и многочисленны: нарушения сна, боли в мышцах, сердцебиение, тремор, потливость ладоней, головокружение, озноб, головные боли или боли в животе, диарея или запор, чувство стеснения в груди, чувство удушья, комок в желудке или глотки, спазмофилия, постоянные позывы к мочеиспусканию и др. Случай спазмофилии Спазмофилия — чрезмерная эмоциональная чувствительность, проявляющаяся внезапным приступом, объединяющая комплекс самых разнообразных симптомов: дрожание век и мышц лица, чувство головокружения и обморока, покалывание, потеря чувствительности в руках, паралич пальцев, ощущение удушье, сердцебиение, например. Для психиатров спазмофилия является проявлением тревожных расстройств.
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ?
Хорошо идентифицированные факторы могут вызывать состояния тревоги, в том числе: стрессовая ситуация с физическим или умственным истощением, например хронический стресс на работе; болезнь или смерть в семье или в кругу друзей; нестабильное профессиональное положение; новый этап в жизни (например, выход на пенсию, развод, уход ребенка из дома); гормональные изменения менопаузы; негативный опыт (например, физическое нападение); психические заболевания, такие как депрессия или шизофрения. С точки зрения психоанализа тревога отражала бы наличие неразрешенных бессознательных конфликтов на основных стадиях развития ребенка. Эти конфликты, включающие тревогу разлуки и страх потерять любимого человека, могут возникать спонтанно или в результате определенного травматического опыта.
КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ПРИНИМАТЬ В СЛУЧАЕ ТРЕВОГИ?
Рекомендуется обратиться к врачу, если: тревога имеет серьезные последствия для социальной или профессиональной жизни; тревога сопровождается мрачными мыслями, бессонницей или усталостью по утрам; тревога длится более четырех-пяти дней или часто возвращается; это беспокойство приводит к злоупотреблению алкоголем, наркотиками или лекарствами; физические симптомы (сердцебиение, бессонница, тошнота и т. д.) становятся невыносимыми; вы боитесь потерять контроль над своими эмоциями или чувствуете необходимость поговорить о своем беспокойстве. Если беспокойство носит временный характер, вызвано идентифицируемой и конкретной причиной или если оно известно и старо, можно заняться самолечением.
КАК ДИАГНОСТИРОВАТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ?
Диагноз тревожности ставится, когда пациент жалуется на чрезмерное, хроническое и неконтролируемое беспокойство в течение более шести месяцев и предъявляет по крайней мере три из следующих шести симптомов: утомляемость, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, нарушения сна, мышечные боли, беспокойство или чрезмерную нервозность. возбуждение. С тревогой часто плохо справляются, потому что заинтересованные люди не хотят советоваться. Они думают, что их обострившаяся тревога является чертой их личности, что они должны страдать от этого и что это неизлечимо. Большинство людей с тревогой сообщают, что всегда испытывали это чрезмерное беспокойство.
КАК РАЗВИВАЮТСЯ ТРЕВОЖНЫЕ РАССТРОЙСТВА?
Если тревожные расстройства не лечить, они могут перейти в депрессию. Невылеченная тревога также может привести к алкоголизму, наркомании или попыткам самоубийства. Возможны долговременные осложнения, приводящие, например, к повышенному риску высокого кровяного давления, сердечных заболеваний, рака или диабета. Кроме того, генерализованная тревожность способствует возникновению других тревожных расстройств, простых фобий или социофобий, панических расстройств, обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР).
СТРАДАЮТ ЛИ ДЕТИ ТРЕВОЖНОСТЬЮ?
Тревога является нормальным явлением в определенные периоды развития ребенка. Например, в дошкольном возрасте ребенок часто беспокоится о разлуке с родителями. Как и у взрослых, это беспокойство становится патологическим, когда мешает повседневной деятельности. Затем это может привести к социальным или академическим трудностям. Наиболее частыми признаками тревожности у детей являются нарушения сна, отказ ходить в школу (школьная фобия), заниматься спортом или ложиться спать с друзьями, определенные физические симптомы, такие как боли в животе, рвота или утомляемость. Родителям может быть трудно определить тревогу, поскольку тревожные дети часто хорошо себя ведут, спокойны и стремятся угодить. Когда ребенок страдает от этого, психологическое лечение должно быть начато как можно скорее.
ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УСТРАНИТЬ ТРЕВОГУ?
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРЕВОГУ?
Поскольку тревога является нормальной реакцией, профилактические меры направлены скорее на то, чтобы преходящая тревога не укоренилась надолго. Разговор — отличный способ облегчить чувство беспокойства. Не стесняйтесь поговорить с любимым человеком, врачом или специалистом по психологической поддержке. Невысказанное беспокойство быстро становится невыносимым. Занятия спортом часто оказывают большую помощь людям с тревожным темпераментом: физическая активность борется со стрессом, расслабляет, меняет мысли и снимает физическое напряжение. Практикуйте релаксационные мероприятия (йога, тай-чи, софрология и т. д.), которые могут способствовать управлению стрессом. Старайтесь ложиться спать пораньше и высыпаться. Убедитесь, что ваша диета сбалансирована и приносит удовлетворение. Сократите потребление кофеина (кофе, чай, кола, шоколад, гуарана и т. д.).
Тревожность – это тяжелое заболевание, с которым нужно бороться. Поддержка, возможно, сочетающая прием соответствующих лекарств, поддерживающую психотерапию и изменение образа жизни, может оказать значительную помощь тревожному человеку.
«Психологическая газета» продолжает публиковать материалы-пособие проф. Марка Евгеньевича Бурно, предназначенное для врачей и клинических (медицинских) психологов для работы в Терапии творческим самовыражением М. Бурно (ТТСБ) с тревожно-депрессивными пациентами. В первой статье цикла было представлено предисловие к пособию и первое занятие, а также список литературы. Второе занятие посвящено краткому повторению существа ТТСБ и классическому учению о характерах. Третье занятие было посвящено терапии творческим общением с природой людей с синтонным (сангвиническим) характером. Четвертое занятие — терапии людей с замкнуто-углублённым (аутистическим, шизоидным) характером.
Картины для занятий подобраны врачом-психотерапевтом Аллой Алексеевной Бурно.