тревожность диагностика тревожности у дошкольников и как тревожность родителей влияет на жизненную силу ребенка

ТРЕВОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И КАК ТРЕВОЖНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ РЕБЕНКА Тревога

Наше отношение к неудачам дети тоже получают в виде наследства, хотим мы того или нет.

Всегда ли ребёнок усваивает ровно то, что мы транслировали? Конечно, нет. От родительских установок можно увернуться или как-то скомпенсировать и жить по-своему, но на нас всё равно так или иначе влияет то, что думали, говорили и делали наши родители.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


ТРЕВОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И КАК ТРЕВОЖНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ РЕБЕНКА

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам. Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз ставится на основе клинических данных. Лечение состоит из поведенческой терапии и приема лекарственнных препаратов, как правило, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях:

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако, если проявления тревоги становятся настолько сильно выраженными, что значительно ухудшают социальное функционирование или вызывают серьезные проблемы и/или реакцию избегания, то должна проводится оценка наличия тревожного расстройства.

Тревожные расстройства, которые могут возникнуть у детей и подростков включают

Клинические проявления

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением тревожного расстройства у детей и подростков является отказ от посещения школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно имеют сепарационную тревогу, социофобию, паническое расстройство или их комбинации. Некоторые имеют специфические фобии. Возможность того, что ребенок подвергается издевательствам в школе, также должна быть рассмотрена.

Некоторые дети непосредственно жалуются на наличие тревоги, описывая ее с точки зрения беспокойства, например: «Я боюсь, что никогда не увижу тебя снова» (сепарационная тревога). Или: «Я беспокоюсь, что дети будут смеяться надо мной» (социофобия). Однако большинство детей описывают свой дискомфорт с точки зрения соматических жалоб: «Я не могу пойти в школу, потому что у меня болит живот». Эти дети часто говорят правду, потому что у детей с тревогой часто развиваются расстройство желудка, тошнота, головные боли и проблемы со сном. Несколько долгосрочных проспективных исследований подтверждают, что у многих дети с соматическими жалобами, особенно болями в животе, есть тревожное расстройство, являющееся первичным.

Для оценки могут использоваться различные шкалы. Доступно несколько утвержденных шкал: скрининговая панель связанных с тревожностью нарушений у детей SCARED , Шкала тревожности у детей Спенса SCAS , Шкала оценки тревоги у детей дошкольного возраста PAS и Опросник генерализованного тревожного расстройства-7 GAD-7 .

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тщательное тестирование на соматические расстройства проводится до того, как клиницисты подозревают тревожное расстройство.

При экспозиционной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства. Поведенческая терапия наиболее эффективна, когда опытный терапевт, осведомленный о развитии ребенка, индивидуализирует эти принципы.

Прогноз при тревожных расстройствах у детей зависит от тяжести, доступности грамотного лечения и устойчивости ребенка. Многие дети борются с симптомами тревоги в зрелом возрасте. Тем не менее, при раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.

Окей, а как тогда помочь ребёнку, как укрепить его?

Прежде всего предлагаю отказаться от попыток укрепить ребёнка и начать укреплять себя.

Смягчать удар, а не обрушиваться на ребёнка

Пока наши дети маленькие, мы играем роль буфера, защитной подушки между их внутренним миром и действительностью. По мере того как растёт ребёнок, буфер истончается. В какой-то момент мы должны выпустить ребёнка в мир, уже без нас самих, без посредников. К этому моменту ребёнок будет готов делать базовые для взрослых вещи: обеспечивать себя, организовывать своё время, жить социальной жизнью, отвечать за свои решения и так далее.

Заметьте, нам важно смягчать удары, а не пытаться избежать для ребёнка всего на свете. Если он расстроен из-за двойки в 5 классе, а мы его утешаем, мы — буфер, смягчаем удар. Если он и не думал расстраиваться, а мы кричим и плачем — мы уже не буфер, мы «роняем» себя на ребёнка. При этом не надо пытаться быть человеком, который прячет эмоции и всегда остаётся безоблачно позитивным: это похоже уже не на смягчение ударов, а на безвоздушное пространство. Горе, неудачи, болезни — всё, что нас расстраивает, мы имеем право выражать на понятном для ребёнка уровне. Оставаясь теми, кто понимает, что происходит и что дальше делать.

Не изливайте тревогу на ребёнка

Не надо пытаться тревогу отменить: избавиться от неё, замолчать, задвинуть, скрыть и т. д. Тревога — не бесполезное чувство: за ней всегда стоит наша забота о близких, о чём-то важном. Просто не стоит изливать её на ребёнка без всякого контроля (а именно это мы и делаем нередко, когда сильно волнуемся). Поэтому, родители, сначала успокойте себя.

Представьте, что ваша тревога — это жидкость в большом сосуде. Когда вы изливаете на ребёнка свою тревогу, вы как будто переливаете тревогу из своего сосуда в его. Но у ребёнка сосуд меньше, чем у вас, поэтому его просто затопит. Следовательно, мы должны как минимум снизить уровень своей тревоги, прежде чем начнём делиться ею с детьми.


ТРЕВОЖНОСТЬ ДИАГНОСТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ И КАК ТРЕВОЖНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА ЖИЗНЕННУЮ СИЛУ РЕБЕНКА

Если тяжело, ищите помощи у других взрослых. Представьте, будто семья — это дом с этажами. Дети на одном этаже, родители — на другом. Взрослые проблемы должны решаться на взрослом этаже и не подниматься на этаж к детям. Туда можно «отправлять» объяснения и решения. А вот люди, к которым можно обратиться, это другие взрослые. Друзья, знакомые, родственники, в конце концов и психологи.

Мы уже говорили, что за нашей тревогой всегда стоит забота о близких. Задайте себе вопрос, о чём именно вы заботитесь, когда тревожитесь о поведении, решениях, неуспехах ребёнка? Какие страшные картины рисует ваша тревога? Когда поймёте, вы можете прийти к ребёнку, но уже не с вашей тревогой, а с заботой. Не «опять ты пропустил урок с репетитором», а «я волнуюсь, что тебе будет трудно попасть в тот вуз, который себе выбрал».

Часто наша тревога вовсе не о наших детях. Она — о нашем же прожитом опыте. Если мы росли в ситуации бедности, будем тревожиться или о том, чтобы дети ни в чём не нуждались. Или наоборот — чтобы росли экономными. Поэтому спросите себя: есть ли у меня похожий опыт? Не связан ли мой страх перед плохими оценками с тем, что меня за них ругали? С тем, что я из-за них куда-то не попал, не поступил? Если убрать этот страх, этот фильтр восприятия, то, может быть, я и смогу увидеть, что среди успешных взрослых есть и двоечники, и троечники.

Полезно осознавать, как на нас влияет наш жизненный опыт, а иногда и опыт наших родителей, семей. И если делиться с ребёнком семейной и своей историей (к этому дети куда отзывчивее, чем к приказам и упрёкам), вы можете стать примером того, что, несмотря на тот неуспех, вы стали теми, кто вы есть. Вот вы сейчас перед ребёнком, живые и вполне взрослые, чтобы быть родителями. Это ли не опыт жизнестойкости?

Дорогой инструктор, вы — настоящий боец!

Уверены, имея такой пример рядом, ваш подросток точно будет готов достойно принять любые неудачи и извлечь из каждого падения пользу для следующих «полётов».

На взлётной полосе рядом с нашими детьми всегда есть другие, которые, возможно, настроены иначе. Как воспитать у подростка эмоциональную устойчивость к среде, которая не всегда дружелюбна?

Что такое буллинг и можно ли защитить от него свои мечты, цели и желания?

Что происходит, если реакция родителей на неудачи выдаёт их сильную тревогу

Даже на биологическом уровне тревога родителей для детёнышей — сигнал о том, что надо быть начеку. Дети, как и животные, моментально считывают волнение своих взрослых и входят в состояние мобилизации: в крови повышается уровень гормонов стресса, мышцы в тонусе, в любой момент ты готов сорваться с места и убежать (а вот заснуть в таком состоянии не получится).

Спокойное продуктивное развитие несовместимо с хроническим чувством стресса. Если родитель постоянно подкидывает ребёнку тревоги, тот подолгу не выходит из состояния стресса, а значит — тратит изрядную часть своей энергии, внимания, реакций на то, чтобы как-то справиться с этой тревогой. Развивается циклическое взаимодействие, где страх перед неудачей ведёт к неудаче.

Чтобы пережить такое давление, ребёнок может выбрать следующее:

Все эти сценарии так или иначе мешают нашему счастью и благополучию.

Оцените статью
Избавиться от тревоги