тревожность конспект

ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ Тревога

Прощай, тревожность!

Автор книги Денис Маколин – практикующий психолог и автор популярного блога. Опираясь на случаи из собственной практики и разные современные психотерапевтические школы, он подробно рассказывает, как бороться с тревожностью и ее проявлениями.

Вы можете спросить: зачем справляться с тревогой? Так ли важно быть уверенным и спокойным? А вы представьте, что просыпаетесь утром, а в груди – ощущение небывалой легкости, голова ясная, и хочется прожить этот день по-настоящему. Нет ощущения, что случится что-то плохое, и даже если такая мысль допускается, она вовсе не беспокоит. Важно то, что прямо сейчас хочется выпить чашечку кофе, выйти на прогулку и с удовольствием заняться своими делами. И только тогда вы можете сказать: «Прощай, тревожность!»

Интересная и профессиональная подача материала, упражнения, направленные на терапию, делают эту книгу обязательной к прочтению!

Денис Маколин, 2023

Наличие в магазинах

1) расставание с родителями;

2) резкое изменение привычной обстановки: поступление в детский сад и школу или переход в новый класс, группу;

3) неприятие со стороны сверстников;

4) разнообразные оценочные ситуации, особенно при публичной оценке (ответ у доски, контрольные, экзамены и др.).

Последнее значимо и для взрослых людей, ярким подтверждением чему служит приведенное выше высказывание Ф. Перлза о том, что всякая тревога – это боязнь перед публикой.

Завершая эту часть нашего обсуждения, еще раз подчеркнем, что сегодня роль неблагополучия в общении, прежде всего семейного, в возникновении ситуативной тревоги и образовании тревожности как устойчивой личностной характеристики признается едва ли не всеми психологами и психотерапевтами, занимающимися этой проблемой. Эта позиция является частью общих представлений о влиянии семьи и других форм социального окружения на генез личностных нарушений, возникновение преневротических форм поведения и неврозов (А. И. Захаров, Е. Т. Соколова, А. В. Спиваковская и др.). Исследование того, как тревожность, первоначально возникающая как реакция на подобное неблагополучие, закрепляется и становится устойчивым образованием, требует обращения к внутриличностным факторам.

Тревожность и внутренний конфликт

Тревожность часто рассматривается в общем ряду невротических и преневротических образований как порождаемая внутренними конфликтами (Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова, В. Н. Мясищев, А. И. Захаров, К. Роджерс, К. Хорни и др.). Вместе с тем, это общее, разделяемое многими исследователями положение при конкретной проработке выявляет множество противоречий и неясностей, связанных с пониманием природы внутреннего конфликта, его содержания, степени осознанности, механизма порождения тревожности и т. п. Выше мы уже касались понимания связи тревожности с интрапсихическим конфликтом в классическом психоанализе. Напомним, З. Фрейд, который, как отмечалось, первым ввел представление о таком конфликте в психологию и психиатрию, рассматривал его как противоречие между импульсами или психическими структурами, приобретающее невротический характер в тех случаях, когда одна из сторон конфликта бессознательна.

Как известно, в отечественной психологии первым выдвинул проблему внутреннего, или психологического, конфликта В. Н. Мясищев. Он определял такой конфликт, как особое сочетание объективных и субъективных факторов, нарушающее значимые отношения личности и способствующее вследствие этого устойчивому переживанию эмоционального напряжения, интенсивность которого определяется субъективной значимостью для личности нарушенных отношений.

Центральными моментами здесь оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справиться (В. Н. Мясищев, 1960, М. С. Неймарк, 1961, 1972, Л. С. Славина, 1966), что и является основой для возникновения тревожности. Подобный подход близок к тем, которые рассматривались в предшествующем параграфе. Различие между этими подходами лишь в том, что акцент делается не столько на внешних факторах, сколько на их переживании и оценке. Соответственно при профилактике и преодолении тревожности основное внимание уделяется не коррекции требований или «переоценке», переинтерпретации ситуации, а обеспечению, «вооруженности» (по П. В. Симонову) такими средствами. Остается, однако, открытым вопрос о том, почему тревожность сохраняется, когда неблагоприятные условия, вызвавшие ее, исчезают, или почему люди переживают тревожность вопреки реально благополучным условиям ситуации, благополучному положению в той или иной сфере (неадекватная тревожность, по Л. И. Божович).

Попытка ответить на этот вопрос приводит к анализу внутриличностных противоречий, конфликта определенных личностных образований, столкновения разнонаправленных тенденций. Наиболее распространено представление о том, что тревожность может быть вызвана по сути любым внутренним конфликтом. Определяющим является не содержание конфликта и не степень осознанности или неосознанности его составляющих, а его личностный смысл. Именно значимость определяет силу конфликтующих переживаний, создает эмоциональное напряжение, которое переживается, как тревожность. Длительное сохранение внутриличностного конфликта способствует сохранению и усилению тревожности (см., например, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, 1988).

На наш взгляд, подобный подход, во-первых, имеет слишком общий характер: тревожность в этом случае не выделяется из большой группы устойчивых эмоциональных переживаний, являющихся ответом на наличие внутреннего конфликта (Ф. Б. Березин, 1988; Н. Д. Былкина, 1995; Ф. Александер и Н. М. Френч, 1948; Ф. Александер, 1987; Х. Хекхаузен, 1988; и др.).

Во-вторых, тревожность при таком подходе представляет собой лишь реакцию на конфликт определенных личностных образований.

И, в-третьих, такой подход не снимает основного вопроса: о специфичности или неспецифичности конфликта.

На связь тревожности (тревоги) и внутреннего конфликта самооценочного типа (связанного с гармоничным или дисгармоничным представлением о себе) указывал Д. С. Мак-Клелланд (см. Д. С. Мак-Клелланд, Дж. Аткинсон и др., 1953). Согласно его взглядам, дисгармоничное представление о себе, наличие внутренних противоречий в образе Я ведет к снижению «силы Я» и повышает подверженность фрустрации, что, в свою очередь, способствует переживанию тревоги. Правда, в данном случае тревожность не рассматривается как самостоятельное образование, а лишь как следствие повышенной подверженности фрустрациям.

Как некоторая эмоциональная реакция на внутриличностное противоречие рассматривается тревожность и в работах К. Роджерса. Тревожность, по К. Роджерсу, – это переживаемое человеком состояние скованности, напряженности, причину которого он осознать не может. Это представленный в сознании некий знак, символ угрозы, создающейся вследствие неконгруэнтности Я-концепции индивида и актуального опыта: «реакция организма на подпороговое восприятие того, что такое противоречие может проникать в осознание, вызывая тем самым изменения в Я-концепции (1959, с. 212). Очевидна родственность подобного понимания тревожности и концепции тревоги З. Фрейда, особенно ее первого, раннего варианта, согласно которому связанный с вытеснением аффект превращается в тревожность. Различие между этими концепциями в том, что, по мнению авторов, подлежит недопущению в сознание:

• у Фрейда это либидные инстинкты;

• у К. Роджерса – актуальный опыт индивида, который может представлять угрозу для его Я-концепции.

В соответствии с этим «хронизированную» тревожность, с точки зрения К. Роджерса, испытывают люди, для которых характерен конфликт между Я-концепцией, или Я-реальным, с одной стороны, и Я-идеальным – с другой. Способ преодоления этого конфликта – знаменитая «клиентцентрированная» терапия К. Роджерса, в результате которой «чувства, которые прежде не допускались в сознание, переживаются и включаются в Я-концепцию» (1994, с. 283). Это один из немногих видов психотерапии, эффективность которого доказана экспериментальным путем.

В рассматриваемой выше концепции отметим два момента, значимых, с нашей точки зрения, для понимания тревожности:

1) локализацию конфликта, ее вызывающего, в сфере Я-концепции индивида;

2) специфичность в этой связи ее сигнальной функции:

• тревожность оказывается сигналом не просто любой угрозы и даже не угрозы некоторым, достаточно аморфным «ценностям Я», «представлению о себе», о которых говорилось выше;

• тревожность – это сигнал, предупреждающий о начале возможных искажений в личностном развитии, сигнал того, что человек начинает искажать восприятие реальности ради сохранения привычного представления о себе.

К близким выводам на основании совершенно других теоретических взглядов пришли и отечественные исследователи (Н. В. Имедадзе, 1966; М. С. Неймарк, 1961, 1972; В. Р. Кисловская, 1972; Л. С. Славина, 1966), изучавшие как саму тревожность, так и образования, в которые она входит в качестве составляющей. Это касалось, прежде всего, «аффекта неадекватности» – образования, возникающего вследствие конфликта между самооценкой и уровнем притязаний.

Родственна вышеизложенным, на наш взгляд, и точка зрения Ф. Перлза, указывавшего на наличие у человека двух основных тенденций: к самоактуализации и к актуализации Я-концепции. Говоря о различии между этими тенденциями, Ф. Перлз в своем предисловии к книге Э. Шострома «Человек-манипулятор» подчеркивает, что в первом случае человек «становится тем, что он есть – он открывает свою уникальную идентичность, а затем идет на риск быть самим собой. Человек, который пытается актуализировать Я-концепцию, просто пытается быть некоторым ложным идеалом, а не самим собой». Противопоставление, конфликт этих тенденций и является, по Ф. Перлзу, постоянным внутренним источником тревоги (1994).

Связь тревожности с расхождением уровней самооценки и притязаний была в дальнейшем доказана в специальных исследованиях с участием как детей, так и взрослых, здоровых людей и больных, имеющих заболевания психосоматического характера.

В нашей работе (А. М. Прихожан, 1977) при исследовании межличностной тревожности подростков было установлено, что достаточно гармоничное представление о себе, характеризующееся оптимальным соотношением характеристик самооценки и уровня притязаний, не связано с тревожностью. Тревожность обнаружила связь с неблагоприятными типами самооценки, а также неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (величиной расхождения, парадоксальности характера соотношения, когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний и т. п.). Выявилась обусловленность тревожности особенностями осознания каждой из этих тенденций: чем сильнее и отчетливее осознавалась каждая из тенденций, тем выше был уровень тревожности детей. Вместе с тем, переживание тревожности, как и следовало ожидать, оказалось под влиянием защитных механизмов. При ярко выраженном реальном неблагополучии подобный конфликт вел к «неадекватному спокойствию», нечувствительности к реальному неблагополучию и т. п. Был установлен следующий механизм порождения тревожности: конфликт между самооценкой и уровнем притязаний, вызывая одновременно и повышенное стремление к успеху, и затрудненность в оценке этого успеха, ведет к колебаниям, сомнениям, двойственности в оценке и осознании подростком своей успешности в сфере межличностных отношений, что препятствует переживанию удовлетворения потребности в общении. Неудовлетворенность данной потребности и переживается в виде межличностной тревожности.

В определенном смысле все описанные выше подходы сближаются с пониманием тревожности как психологического представителя, «эквивалента» конфликта, о котором говорилось выше при рассмотрении проблемы тревожности и стресса. Различие лишь в понимании содержания и локализации конфликта. Тревожность при таком подходе лишается статуса особого, самостоятельного психологического образования, являясь по сути лишь функцией конфликта и существуя постольку и так долго, поскольку и как долго существует внутренний конфликт.

Необходимо также отметить, что большинство из приведенных выше заключений и выводов либо являются теоретическими посылками, опирающимися на клинический опыт, либо основываются на теоретической интерпретации данных корреляционных связей. Относительность последнего ясна и может быть проиллюстрирована данными упоминавшихся выше работ Я. Рейковского (1979) и Дж. Аткинсона (1964, 1965, 1974), в которых связь между тревожностью и уровнем притязаний, напротив, интерпретируется как влияние повышенной тревожности на формирование защитного уровня притязаний.

Этот момент, на наш взгляд, является принципиально важным. Выявление причин стабильной тревожности неоднократно наталкивается на проблему «заколдованного психологического круга». Видимо, настало время отказаться от представлений о линейной, однонаправленной зависимости, а рассматривать процесс сложного взаимовлияния тревожности и других личностных образований, прежде всего различных составляющих Я-концепции.

Такой подход, однако, требует изменения представлений о статусе устойчивой тревожности как психологического явления. В этом случае она должна, по нашему мнению, рассматриваться как относительно самостоятельное образование, которое, включившись в структуру личности, обладает тенденцией к самоподкреплению и самоподдержанию, приобретает собственную побудительную силу и оказывает влияние и на развитие других личностных образований, и на саму себя.

Итак, проведенный теоретический анализ показал, что современное состояние исследования проблемы тревожности характеризуется следующим:

1) определенной двойственностью, сочетанием общепринятых положений и их недостаточной экспериментальной и клинической доказанностью;

2) расхождением между теоретическими построениями и их экспериментальным обоснованием.

Это, как представляется, во многом обусловлено недостаточностью онтогенетического аспекта изучения проблемы. Именно поэтому мы поставили задачу изучения возрастной специфики тревожности на разных этапах дошкольного и школьного детства.

Глава 2Особенности состояния тревоги и страхи у детей разных возрастов

Рассмотрим сначала вопрос о том, каков средний уровень тревоги школьников разных возрастов. Для его решения необходимо учесть ряд условий.


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Статистический анализ результатов свидетельствует, что как по частоте переживания страхов и тревог, так и по их интенсивности различия выявляются между 5, 6 и 7-м классами, с одной стороны, и 8, 9-м – с другой, а также 9–10-м и 10–11-м классами. Между мальчиками и девочками различия обнаруживаются в 1–3, 10-х классах и в 11-м классе.

Это свидетельствует, что уровень тревоги, сравнительно устойчивый на протяжении младшего школьного возраста, несколько снижается в подростковый период (6–7-е классы). Затем в старшем подростковом возрасте происходит резкий всплеск, причем особенно сильно он проявляется в 9-м, выпускном из неполной средней школы, классе. Далее уровень тревоги резко падает при переходе к раннему юношескому возрасту (10-й класс) и вновь повышается перед выходом из школы.

Данные о гендерных различиях свидетельствуют, что в младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, в подростковый период эти различия сглаживаются, а в раннем юношеском – более тревожными оказываются девушки.

Представленные данные касаются, однако, непосредственной оценки школьником частоты и силы переживания тревоги. Иную картину дают данные исследований по тестам, выявляющим тревожность как устойчивое образование.

В табл. 2 представлены данные о среднем уровне тревожности по детскому варианту шкалы явной тревожности (CMAS). Интервал значений по шкале – от 0 до 42 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, в зависимости от возраста испытуемых находятся в диапазоне от 20 до 28 баллов.

Таблица 2. Средние показатели по половозрастным выборкам (CMAS).


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

К сожалению, предпринятые нами попытки разработать подростковый вариант шкалы Дж. Тейлор (равно как и попытки использования в 7–9-х классах взрослого варианта) оказались безрезультатными в связи с тем, что подростки весьма аффективно относились к вопросам, касающимся некоторых видов «хронических тревожных реакций», что делало практически невозможным использование вариантов этой шкалы в массовом эксперименте. Поэтому мы применили для выявления тревожности в этих классах «Шкалу классического социально-ситуационного страха, тревоги» О. Кондаша (1973), предназначенную для школьников 13—17 лет и адаптированную нами для отечественной выборки. В заданиях этой шкалы испытуемые должны оценить различные ситуации с точки зрения того, насколько они вызывают у них волнение, беспокойство, тревогу.

Результаты по этой шкале представлены в табл. 3. Интервал значений по шкале – от 31 до 155 баллов. Критические показатели, свидетельствующие о наличии тревожности, находятся в диапазоне от 65 до 75 баллов.

Статистический анализ результатов в 1–7-х классах показал, что и в группе девочек, и в группе мальчиков средний уровень проявлений тревожности возрастает при переходе в среднюю школу (от 4 к 5-му классу) и от пред-подросткового – к подростковому возрасту (от 6 к 7-му классу). Различия между группами девочек и мальчиков обнаруживаются лишь в 7-м классе: среди 12-летних более тревожными оказываются девочки.

Таблица 3. Средние показатели по половозрастным выборкам (шкала Кондаша).


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

В 8–11-х классах статистические различия обнаруживаются между результатами 8–9-х, с одной стороны, и 10-х, – с другой, а также в 10-х и 11-х классах и по группе девушек, и по группе юношей. Это свидетельствует, что тревожность резко снижается при переходе от подросткового к раннему юношескому возрасту, при переходе в старшие классы школы и повышается в выпускном классе, что соответствует результатам прямого оценивания. В старшем подростковом возрасте различия между юношами и девушками по данному показателю не обнаруживаются, в старших классах более тревожными оказываются девушки.

Результаты свидетельствуют о рассогласовании данных о половозрастной динамике тревоги, тревожности, получаемых с помощью метода прямой оценки интенсивности и частоты переживания этого состояния (см. табл. 1) и с помощью опросных методов, выявляющих тревожность как устойчивое личностное образование (см. табл. 2 и 3). Такое рассогласование наблюдается, прежде всего, на уровне подросткового возраста, проявляясь как в общем показателе динамики при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и на протяжении этого периода, так и в некоторых гендерных различиях.

Мы предположили, что подобное несоответствие характеризует не столько различия, существующие между разными показателями тревожности (что часто отмечается в литературе), сколько специфику осознания и понимания подростками самого состояния тревоги. Если исходить из представления о тревоге как переживании, которое индивид осознает именно как тревогу, беспокойство, то полученные данные давали основания полагать, что в предподростковом и подростковом возрастах наблюдается расхождение между подобным осознанием и пониманием, с одной стороны, и повышением внимания к собственным эмоциональным, физическим состояниям – с другой.

Для проверки этого предположения мы предприняли следующее.

Во-первых, провели обе методики («Градусник» и «Шкалу явной тревожности» для детей) одну за другой, в указанном порядке в индивидуальном эксперименте. Эта работа осуществлялась с учащимися 3–7-х (8–12 лет) классов.

Во-вторых, с другой группой детей 10—12 лет (5–7-е классы) мы провели аналогичную работу по таким эмоциональным состояниям, как любопытство и гневливость, сопоставляя их с тревогой. Для этой цели мы воспользовались опросником Ч. Д. Спилбергера, направленным на выявление любопытства, гнева и тревожности как состояний и свойств личности, в адаптации А. Д. Андреевой (1988).

И в первом, и во втором случае с каждым испытуемым проводилась беседа, целью которой было выяснение понимания школьниками указанных состояний, отношение к ним (в частности, нас интересовало, не относятся ли тревога и страх к социально не одобряемым подростками переживаниям, что, естественно, могло повлиять на возможность признания у себя этих переживаний). В обеих частях работы участвовали по 20 детей каждой возрастной группы, мальчиков и девочек поровну.

Прежде всего, следует отметить, что подавляющее большинство детей не относят тревогу и страх к социально не одобряемым переживаниям, считая, что в той или иной степени они характерны для всех, причем тревога иногда оценивалась и как позитивное переживание, говорящее о душевном богатстве человека, его неравнодушии к окружающему (в наиболее яркой форме это проявлялось у девочек). Интересно, что некоторые школьники указывали на необходимость таких переживаний как для себя: («Если я волнуюсь, то лучше готовлюсь и лучше играю на концерте»), так и для истории человечества («Если бы первый человек не беспокоился, как пройдет охота, он не придумывал бы лучшее оружие, и не было бы никакой техники»). Кроме того, об отсутствии влияния фактора социальной желательности на результаты свидетельствует сопоставление данных по тревожности и переживаниям гнева. Последний относился многими детьми к социально не одобряемым, неприемлемым эмоциям. Это, однако, не влияло на признание проявлений этого состояния у себя. Другое дело, что в отличие от состояний тревоги, проявления гнева дети у себя в основном осуждали.

Результаты сопоставления двух типов показателей – «прямого оценивания» и «опросника» – по всем рассмотренным эмоциональным состояниям оказались достаточно согласованными. Вне зависимости от того, шла ли речь о позитивном эмоциональном состоянии или о негативном, данные прямого показателя указывали на снижение этих переживаний от младшего школьного к подростковому возрасту, а данные «опросников» – на повышение.

Проведенные с детьми беседы показали, что у значительной части детей в этот период происходит своеобразное повышение внимания к отдельным, частным сторонам своего эмоционального, физического состояния, целостное же понимание переживания вызывает трудности, порой весьма существенные. Подростки затрудняются, главным образом, в интерпретации этих переживаний. По-видимому, заметную роль в этом играет и начинающийся процесс пубертатного развития, существенно меняющий картину психических и соматических ощущений. Наиболее заметно эта тенденция проявляется у девочек, что и отражается в повышении тестовых показателей тревожности, особенно в 12-летнем возрасте, в середине первой фазы пубертата.

Аналогично мы склонны трактовать и результаты, полученные на детях младшего школьного возраста. Напомним, что по методу прямого оценивания здесь выявились различия по среднему уровню тревожности у мальчиков и девочек, а по «опроснику» – нет. По-видимому, мальчики в младшем школьном возрасте более склонны оценивать свои эмоциональные переживания как сильные, чем девочки. Когда же речь идет об отдельных симптомах, различия сглаживаются.

В целом, подводя итоги анализа динамики состояния тревоги с 1-го по 11-й класс, можно сказать, что она обнаруживает отчетливую связь, с одной стороны, с возрастными особенностями детей, а с другой – с реальными условиями их школьной жизни (переход в среднюю школу, выпускные классы).

Елена Пак Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии

«Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии»

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Публикация «Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии» размещена в разделах

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детской тревожности

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двой ку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Как выявить тревожного ребенка

Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник

Тревожный ребенок (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности :

• Высокая тревожность — 15-20 баллов;

• Средняя — 7-14 баллов;

• Низкая — 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Хочу поделиться одним из методов работы с тревожными детьми, на мой взгляд, наиболее эффективный в моей практике работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия, как метод!

Арт-терапевтичекие методики чаще всего применяются для работы с запросами в области эмоциональной сферы, повышения самооценки и снижения уровня стресса и тревожности. Арт-терапия достаточно широкое направление, которое включает в себя множество методик: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия и другие, они достаточно интересны, ненасильственны и практически не вызывают сопротивления психики. Обязательно необходимо учитывать возрастные особенности при применении методик, так в детском возрасте более эффективными будут сказкатерапия и игротерапия, но во взрослом возрасте человек к сказкотерапии склонен относится со скептицизмом, в данном случае более эффективной будет изо-терапия или музыкотерапия. Далее, мы рассмотрим методы арт-терапии и их эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – (лечение творчеством) направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Включает в себя несколько направлений:

1) Изотерапия — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

2) Игротерапия — лечение игрой, позволяющее в игровой форме избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, развить коммуникативные способности и мотивационно-волевые качества.

3) Сказкотерапия – метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром путем образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания

невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на

общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и

предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие

самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с

ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует,

лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все

задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется

доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым

идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют

аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал,

с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в

работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое

оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его

монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического

повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в

легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования

эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу

необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду

спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда

даже каракули играют роль исцеления.

Профилактика детской тревожности : рекомендации психолога родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Примеры творческих работ, во время занятий:

Рисование ватными палочками


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Делаем бумагу сами


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Рисуем с солью


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Лепка из теста


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

1) Монина Г. Б., Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. : Изд-во «Речь», 2007.

2) Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. M.,2009.

3) Зеньковский В. В. « Психология детства». М., 2000.

4) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. » Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». С Пб., 2005.

5) Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. С Пб., 2002.

6) Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с

детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М:

Конспект занятия «Знакомство с эмоцией «Страх» с детьми ОВЗ»

ГБДОУ «Детский сад № 103 Невского района», Санкт-Петербург

Цель: помочь дошкольникам научиться узнавать и управлять своими эмоциями, развитие эмоциональной сферы.

— вырабатывать умение узнавать эмоции по их проявлению;

— познакомить с чувством страх

— развивать чувство эмпатии, умении сопереживать другим;

— развивать умение договариваться.

Материал и оборудование: карточки эмоций-радость, гнев, грусть, цветные карандаши, шаблон талисмана, книга «Я побеждаю страхи».

Приветствие. Здравствуйте, ребята. Давайте поздороваемся. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Улыбнемся соседу справа, соседу слева.

Начнем наше занятие с того, что поделимся с каким настроением сегодня пришли в детский садик? (карточки эмоций — Радость, Грусть, Гнев). Какого оно цвета и где в теле прячется?

Спасибо, что поделились. Ребята, сегодня я к вам пришла не одна. А чтоб узнать с кем, предлагаю вам отгадать загадку.

Она по ночам, по лесу летает.

Мышей грызунов себе добывает.

С большими глазами ее голова.

И как все зовут ее дети? (Сова)

в еселого, доброго котика

в грустного пингвиненка

в сердитого льва

в веселую, добрую обезьянку.

Вы справились отлично, а теперь предлагаю показать Сове как вы удачно можете узнавать эмоции.

Ребят, посмотрите у меня осталась еще одна карточка с эмоцией, но с такой мы еще с вами не знакомы. Может кто-то уже узнал из вас? (Страх)

Психогимнастика. Давайте, изобразим Страх. Брови подняты. Глаза широко открыты и от испуга я дрожу. Мне хочется защититься, спрятаться, убежать.

Упр. « Какие бывают ужастики?».

Передаем мяч по кругу. Ребенок называет ситуацию, где можно испытывать страх.

Динамическая гимнастика. « Шалтай -Болтай».

Сначала будем  поворачиваться туловищем  влево -вправо, руки при этом свободно болтаются.

Сидел на стене.

Свалился во сне».

Ребята, а к нам Сова пришла не просто так. Она с собой принесла книгу, которая называется «Я побеждаю страхи». ( Мы вместе рассматриваем ее, отмечаем и дополняем какие бывают страхи). Раньше люди себе изготавливали амулетики, талисманы, которые будут их защищать. И я предлагаю вам сделать свой волшебный талисман, который поможет справляться со своим страхом. Страх — страх — страшилка

Вон — вон — катись.

В смех — смех — смешинку — превратись.

Ритуал прощания: Раз, два, три, четыре, пять. Скоро встретимся опять. Спасибо, за занятие.

Периодически испытывать беспокойство — нормально. Тревога выполняет важную функцию — сигнализирует об опасности, помогает подготовиться к ней и увеличить шансы на выживание.

Это демонстрирует жестокий эксперимент канадского ученого Ли Алана Дугаткина. Он проанализировал поведение рыбок гуппи и разделил их на три группы: тревожные, амбивалентные и смелые. Затем он поместил их в аквариум к хищной рыбе. Через 60 часов Дугаткин подсчитал: все смелые гуппи погибли, амбивалентных выжило 15%, а тревожных — целых 40%.

Однако если тревога регулярно возникает, когда никакой опасности нет, она мешает жить нормальной жизнью. Такого рода беспокойство характерно для тревожных расстройств.

Что такое тревожное расстройство

Главное, что объединяет тревожные расстройства, — необоснованные, чрезмерные и постоянные беспокойство или страх. Их трудно или невозможно контролировать. Часто этого у человека развивается реакция избегания — он старается не попадать в ситуации, которые вызывают неприятные эмоции. Например, человек с социальным тревожным расстройством может редко выходить из дома, чтобы избегать общения с людьми — ситуации, которая активирует его тревогу. Человек с клаустрофобией — не ездить в лифте, всегда ходить по лестнице пешком.

Кроме этого, люди с тревожными расстройствами часто страдают от руминации — навязчивых мыслей, как правило — неприятных. Ум зацикливается на проблеме, одни и  мысли крутятся в голове. Например, человек с социальным тревожным расстройством, который боится публичных выступлений, но вынужден это сделать, может часами думать, что провалится и будет опозорен. А человек с генерализованным тревожным расстройством — что абсолютно все в его жизни разваливается, скоро его уволят с работы и жить будет не на что.

Предположить наличие тревожного расстройства и обратиться к врачу-психиатру стоит, если тревога и страх приносят вам дискомфорт и мешают учиться, работать, выстраивать отношения и в целом вести нормальную жизнь.

Проверить себя самостоятельно можно с помощью нескольких тестов, которые при диагностике используют врачи-психиатры:


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Однако результат теста не является диагнозом — его может поставить только врач, обсудив с вами симптомы и предысторию их появления.


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

Виды тревожных расстройств

Генерализованное тревожное расстройство. Этот тип тревожных расстройств характеризуется постоянной и сильной общей тревогой, не связанной с конкретными ситуациями. Также они могут проявляться в чрезмерном беспокойстве сразу о множестве событий в повседневной жизни: и о здоровье, и о работе, и о личных отношениях, даже на первый взгляд не самых важных вещах вроде ремонта машины. Обязательное условие постановки диагноза — симптомы наблюдаются долго, как минимум несколько месяцев.

Помимо чувства тревоги человек с генерализованным тревожным расстройством часто страдает от раздражительности, трудностей с концентрацией внимания и соматических проявлений беспокойства — мышечного напряжения, проблем со сном, быстрой утомляемости. Они связаны с тем, что постоянно активна симпатическая нервная система, отвечающая за реакцию на стресс.

Иначе говоря, тревожное расстройство — это еще и хронический стресс. А его негативные последствия затрагивают практически все органы — от мозга и до желудка.

Смешанное тревожное и депрессивное расстройство. Тревожность — частый спутник депрессивных расстройств, а симптомы депрессии встречаются при тревожных. Однако бывает, что врач не может определить, что превалирует — тревога или депрессия. В таком случае человек получает диагноз «смешанное тревожное и депрессивное расстройство». Симптомы при этом должны наблюдаться дольше двух недель и в общей сложности длиться дольше, чем нормальное настроение.

Также при постановке диагноза важно исключить другие возможные причины тревожно-депрессивного состояния — физические заболевания, например гипотиреоз, воздействие лекарств и психоактивных веществ на нервную систему.

Паническое расстройство. Как понятно из названия, это тревожное расстройство связано с паникой, а если точнее — с паническими атаками.

Панические атаки — это приступы интенсивного страха, при которых человек испытывает и панику, и сильные неприятные телесные ощущения: удушье, учащенное сердцебиение, головокружение, потливость, онемение в конечностях, дрожь, одышку, боль в груди, предобморочное состояние.

Нередко во время панической атаки человеку кажется, что у него сердечный приступ и что он умирает. На самом деле опасности для здоровья нет. Мозг искажает сигналы, идущие от тела, и субъективные ощущения человека могут не совпадать с реальностью. Например, люди, которые жалуются на учащенное сердцебиение во время панической атаки, могут иметь нормальную частоту сердечных сокращений.

Еще во время панической атаки человек может пережить дереализацию — странное ощущение, как будто мир вокруг нереальный, отдаленный, не имеет красок. А также деперсонализацию — необъяснимое чувство, что твое тело больше тебе не принадлежит, твои действия как будто совершаются не тобой, а твоей личности не существует. Узнать, вы дереализацию и деперсонализацию, можно, пройдя опросник — Кембриджскую шкалу деперсонализации.

Панические атаки знакомы многим — даже совершенно здоровым с точки зрения психиатра людям. Например, они могут происходить на фоне стресса или после употребления алкоголя. Главное отличие панического расстройства от обычных панических атак — то, что они происходят без всякого триггера, «на ровном месте».

Частота панических атак при паническом расстройстве бывает разной — от нескольких раз в день до нескольких раз в месяц. Ситуация может постепенно ухудшаться. Человек начинает бояться панических атак, постоянно думать о них, мониторить сигналы тела и испытывать тревогу, и это приводит ко все новым и новым приступам.

Длительность тоже отличается — приступ может продолжаться несколько минут или полчаса. Некоторые переживают часовые панические атаки, но это считается редкостью. Несмотря на это, Всемирная организация здравоохранения считает паническое расстройство одним из самых тяжелых психических расстройств.

Со временем приступы становятся более предсказуемыми. Это работает как самосбывающееся пророчество: человек ожидает их в ситуации, когда она уже была, — и ожидания сбываются. Например, если паническая атака случайно, без всякого раздражителя случилась в метро, он боится, что это случится снова, и тем самым провоцирует очередной приступ.

Специфическая фобия. В случае этого расстройства главный симптом — не тревога, а сильный страх перед , что обычно не приносит вреда. «» может быть определенный объект — например, насекомые, а также ситуации и действия — перелеты и переход моста.

Человек с фобией боится настолько сильно, что готов идти на крайние меры, чтобы избегать того, что вызывает страх. Если его пугает спуск в метро на эскалаторе, он будет ездить на наземном транспорте и ходить пешком, даже если на это уйдет гораздо больше денег и времени.

Люди со специфическими фобиями осознают, что их страх иррационален, но не могут его контролировать. Сталкиваясь с тем, что пугает, они испытывают физические проявления паники: тошноту и диарею, головокружение и предобморочное состояние, потливость, учащенное сердцебиение и проблемы с дыханием, дрожь, онемение. Причем тревога и такие симптомы могут начаться еще до столкновения с предметом фобии — например, человек планирует прогулку в парке и начинает задыхаться, думая о собаках, которые там гуляют.

Фобии встречаются часто — по американским подсчетам, взрослых. Они бывают самыми разными. Наиболее распространенные страхи — перед перелетами, вождением автомобиля, закрытыми пространствами, грозами, высотой, темнотой, животными и насекомыми, кровью, выстрелами, травмами. Еще часто встречается боязнь клоунов, но это больше характерно для США.

У каждой фобии — собственное название, образованное от греческого «фобос» — страх. Например, акрофобия — это боязнь высоты, а гравидофобия — гораздо более редкий страх — связан с беременностью: человеку невероятно страшно встречаться с беременными женщинами и/или забеременеть.

Агорафобия. Фобия, которую выделяют как отдельную диагностическую категорию, потому что страх в ее случае не ограничивается одним объектом или ситуацией. Часто появляется как осложнение панического или социального тревожного расстройства.

Среди неспециалистов принято считать, что это боязнь открытых пространств. На самом деле это не так. Более того, агорафобия может проявляться как страх общественного транспорта — закрытого пространства.

Человека с агорафобией пугают самые разные ситуации, а объединяет их то, что убежать сложно или стыдно, а помощь, если случится паническая атака или другие проблемы со здоровьем, недоступна. Поэтому человек может бояться находиться в толпе, театре, торговом центре.

Как и в случае других фобий, страх настолько сильный и неконтролируемый, что человек избегает пугающих мест и ситуаций, а если этого не получается, часто переживает не просто панику, а полноценную паническую атаку.

Избегать всего, что пугает, при агорафобии сложно. Попытка это сделать может приводить к тому, что человек вовсе не будет выходить из дома. Впрочем, одиночество дома тоже может при этой фобии пугать, потому что некому оказать медицинскую помощь, если случится.

Социальное тревожное расстройство. Человека с этим расстройством пугают разные ситуации, связанные с социальным взаимодействием. Например, знакомство с новыми людьми, выполнение действий, когда на них смотрят, типа приема пищи или публичных выступлений.


ТРЕВОЖНОСТЬ КОНСПЕКТ

На первый взгляд кажется, что некоторые страхи — публичные выступления — характерны для многих людей. Но обычная, здоровая тревога в таких ситуациях проявляется периодически, в то время как при социальном тревожном расстройстве она постоянная и сильная, мешает повседневной жизни и серьезно ограничивает. Например, человек с боязнью есть перед другими людьми не пойдет с друзьями в кафе. А человек, боящийся публичных выступлений, откажется от повышения, если новая должность требует проводить совещания.

Состояние человека с социальным тревожным расстройством усугубляет тревога перед самой тревогой — он боится, что беспокойства будет вести себя не так. Допустим, ему страшно разговаривать с людьми, но он вынужден идти на устный экзамен. Он думает, как то, что он мямлит и потеет, заметят экзаменаторы, как это будет стыдно, как они подумают, что он не готов.

Оцените статью
Избавиться от тревоги