- Симптомы тревожного расстройства
- Причины развития
- Физиологические факторы
- Психологические факторы
- Социокультурные факторы
- Клинические проявления
- Справочные материалы по симптоматике
- Библиографическое описание
- Профилактика
- Патогенез тревожного расстройства
- Типы тревожных расстройств
- Как тревожность влияет на наш организм
- Осложнения тревожного расстройства
- Диагностика
- Критерии диагностики
- Консультация врача
- Дополнительные исследования
- Дифференциальная диагностика
- Прогноз
- О заболевании
- Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС
- Типы тревожных расстройств у детей с РАС
- Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?
- Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?
- Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности
- Лечение тревожного расстройства
- Методы и подходы
- Медикаментозное лечение тревожности
Симптомы тревожного расстройства
Основные проявления заболевания:
При лечении тревожности врач обязательно учитывают клиническую картину, которая индивидуальна для каждого пациента.
Причины развития
Этиология заболевания до конца не изучена. Но есть предположения, что в основе возникновения тревожных расстройств лежит несколько факторов, которые можно условно разделить на три категории.
Физиологические факторы
К ним относятся врожденные и приобретенные патологии, например, нарушение функции верхней теменной ассоциативной коры, таламуса, парагиппокампальной извилины и амигдалярного отдела головного мозга. Также играет роль неравномерное созревание разных мозговых структур и дисбаланс нейромедиаторов ― веществ, отвечающих за функции центральной нервной системы.
Сопутствующие заболевания нервной системы повышают шанс развития тревожности. Например: неврастения, депрессивное состояние, биполярное аффективное расстройство, различные психопатии и мании.
К органическим факторам развития заболевания относятся:
Кроме того, по статистике, женщины в 2-3 раза чаще подвержены тревожному расстройству, чем мужчины (это обусловлено гормональными изменениями).
Психологические факторы
Многочисленные клинические исследования доказывают: пациенты с опытом социальной изоляции в раннем возрасте и врожденными тревожными чертами, имеют больше шансов развития тревожного расстройства. Нередко избегание ситуаций социальных взаимодействий приходится на возраст два-три года.
Среди психологических теорий тревожного расстройства одной из ведущих метакогнитивная. Ее суть в том, что пациенты страдают чрезмерным беспокойством и проигрыванием негативных сценариев в голове. Люди преувеличивают опасность и заранее готовятся к катастрофическим последствиям. Поскольку большая часть сценариев не воплощается в жизнь, это лишь укрепляет защитную роль беспокойства.
К психологическим факторам относится негативный жизненный опыт во взрослом или детском возрасте. Например, потеря близкого человека, нападение, жестокое обращение со стороны родителей. Психотравмы могут появиться не только у детей в раннем возрасте, но и у взрослых, столкнувшихся с экстремальными ситуациями (война, техногенная катастрофа, несчастный случай).
Социокультурные факторы
Образ жизни тоже оказывает влияние на развитие тревожного расстройства. Гиперопека с детства, малоподвижный образ жизни, потребление большого объема негативной информации, неблагоприятное окружение ― все это способствует повышенной тревожности. Спровоцировать невроз может и прием определенных препаратов, поэтому любые лекарства необходимо принимать только после консультации со специалистом.
Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут включать тремор, потливость, множественные соматические жалобы и истощение. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение часто с релаксационной терапией, иногда в сочетании с лекарственной терапией.
Клинические проявления
Дети, у которых имеется генерализованное тревожное расстройство, имеют множественные и туманные опасения, которые усугубляются стрессом. Эти дети часто испытывают трудности с концентрацией внимания и могут быть гиперактивными и беспокойными. Они могут плохо спать, чрезмерно потеть, чувствовать себя истощенными и жаловаться на физический дискомфорт (например, боли в животе, в мышцах, головная боль).
Справочные материалы по симптоматике
Специфические критерии включают наличие каждого из следующих признаков:
Кроме того, вышеуказанные критерии должны сопровождаться 1 из следующих симптомов:
Поскольку фокус симптомов диффузный, лечение генерализованного тревожного расстройства поведенческой терапией представляет особенно сложную задачу. Тренировка релаксации больше подходит.
Пациентам, имеющим серьезное генерализованное тревожное расстройство или не отвечающим на психотерапевтические вмешательства, могут потребоваться анксиолитические препараты. Как и при других тревожных расстройствах, препаратами выбора обычно являются СИОЗС (см. таблицу Препараты для долгосрочного лечения тревожности и связанных с ней расстройств Препараты для долгосрочного лечения тревоги и связанных с ней расстройств ). Буспирон иногда используется у детей, которые не переносят СИОЗС; однако, он гораздо менее эффективен. Начальная доза буспирона — 5 мг перорально 2 раза в сутки; доза может быть постепенно увеличена до 30 мг дважды в день (или 20 мг 3 раза в день), в зависимости от переносимости. Желудочно-кишечный дистресс или головная боль могут быть ограничивающим фактором при увеличении дозировки.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Просмотреть пользовательскую версию
Библиографическое описание
Ускова, В. В. Тревожность у детей среднего школьного возраста / В. В. Ускова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/503/18239/ (дата обращения: 03.02.2024).
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Ключевые слова:
школьный возраст, тревожность, эмоциональная нестабильность.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время появляется все больше учащихся, которые характеризуются повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, эмоциональной нестабильностью, а как следствие, повышенной утомляемостью и снижением успеваемости. Как отмечают практические психологи и исследователи в рамках возрастной психологии, именно тревожность — это основа для возникновения психологических трудностей, особенно на этапе подросткового периода. Поэтому ключевым вопросом является профилактика и дальнейшая коррекционная работа проблемы повышенной тревожности детей среднего школьного возраста.
Цель исследования — анализ особенностей проявления тревожности у детей среднего школьного возраста.
Тревожность является индивидуальной психологической особенностью личности, которая характеризует склонность личности переживать тревогу по различным поводам, и связана с такими проявлениями, как: повышенное беспокойство, негативные предчувствия.
В подростковом возрасте тревожность является устойчивым личностным образованием, так как опосредована развитием Я-концепции ребенка, которая характеризуется своей противоречивостью. Также тревожность у детей среднего школьного возраста может быть следствием фрустрации потребности самопринятия и уважения в кругу сверстников.
Проявлениями школьной тревожности в подростковом возрасте являются: пассивность на уроках, скованность, неуверенность в себе, конфликтные взаимодействиями со сверстниками и учителями. У подростка отмечается эмоциональная нестабильность, эмоциональные перегрузки, которые приводят к частым заболеваниям ребенка. Во внеурочное время и на переменах подростки с высокой тревожностью малообщительны, избегают тесных эмоциональных контактов со сверстниками.
Таким образом, на основании проведенного анализа проявлений тревожности у детей среднего школьного возраста можно выделить наиболее типичные проявления:
– частые соматические заболевания детей (повышенная температура, частые головные боли);
– повышенная раздражительность, агрессивность, конфликтность;
– страхи, депрессивные состояния, вызывающие эмоциональный дискомфорт; данные состояния могут быть связаны как непосредственно с учебной деятельностью, так и возникать в рамках в сфере взаимоотношений со сверстниками;
– проявления демонстративности и негативизма по отношению к педагогам (например, демонстративный отказ отвечать на уроке), которые связаны с желанием произвести впечатление на своих одноклассников и добиться одобрения с их стороны;
– низкий уровень школьной мотивации, который связан с нежеланием ходить в школу, в следствие чего отмечаются частые прогулы.
Таким образом, по результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы: школьная тревожность представляет собой один из видов тревожности, который непосредственно связан со школьным обучением ребенка, может проявляться в различных формах и вызван дифференцированными причинами. Повышенная школьная тревожность является одной из причин частой заболеваемости подростков, снижением темпа их успеваемости, а также формирования заниженной самооценки и неуверенности в себе.
Снижения уровня тревожности можно достичь посредством организации психолого-педагогической коррекции, которая будет проводиться систематически и в рамках организации комплексного взаимодействия образовательного учреждения и родителей учащихся.
Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.
Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постоянно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на сове будущее.
Детская тревожность в разном возрасте
Зачастую родителям сложно понять из-за чего может тревожится их ребенок. Ну, какие могут быть проблемы в его возрасте: одет, сыт, друзей полон двор, игрушек уйма, любящие родственники?! Однако наличие проблем детской тревожности сигнализирует о том, что в жизни маленького человека не все так гладко, как видится взрослым. Данное состояние ни в коем случае нельзя игнорировать. Кроме того, не имеет значения сын у вас или дочь, в таком возрасте тревожность не зависит от половой принадлежности ребенка.
Тревожность присуща человеку вне зависимости от возраста. У детей в период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей. В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смети. Если вы заметили тревожность у своего ребенка, ни в коем случае не стоит отпускать эту проблему на самотек.
Очень сложным может стать возраст от 7 до 11 лет. В это время жизнь ребенка меняется, он становится взрослым, на него возлагается миссия хорошо учиться, правильно себя вести, быть лучше, прилежней, сообразительнее сверстников.
Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых – каникулы от 1 до 1.5 недель.
Бывает, что тревожность связана с более серьезными проблемами. Так, с помощью профессионального психолога Клиники восстановительной психологии «Четырехлистный клевер», у ребёнка уже на ранней стадии может быть выявлено психическое расстройство, невроз.
Откуда берется повышенная тревожность?
Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться в жизни. А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного и напряженного ожидания: сумел-не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.
Внутренний конфликт у ребенка может быть вызван:
Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся дружить с ними. В той же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
Как помочь тревожному ребенку?
Профилактика тревожности. Рекомендации родителям.
• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают, бабушку лучше слушай!». Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что разрешали раньше.
• Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
Если ребенку с трудном дается какой-то учебный Предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
• Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберете ему кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ребенку радость, и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ваш ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Если у вас возникли вопросы по этой теме, Вы можете позвонить на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ анонимно бесплатно круглосуточно для детей, подростков и их родителей +7 978 0000 738; 8 800 20000 122.
Профилактика
В случае тревожного расстройства выделяют первичную и вторичную профилактику.
Первичная направлена на предотвращение развития самого расстройства. Ее составляющие:
Вторичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов тревожного расстройства. Она включает:
Психотерапия поможет изменить отношение к действительности, снизить уровень тревожности, избавиться от навязчивых мыслей и более позитивно взглянуть на мир. Поэтому, если вы чувствуете, что признаки тревожного расстройства возвращаются, обратитесь к психотерапевту снова.
Патогенез тревожного расстройства
В патогенезе заболевания выделяют следующие теории:
Типы тревожных расстройств
По средней продолжительности аффективного эпизода повышенной тревожности расстройства бывают краткосрочными или длительными. Учитывается именно аффективный период, во время которого человек не может адекватно реагировать на действительность и не контролирует свое поведение.
Как тревожность влияет на наш организм
Если человек находится в состоянии длительного стресса и переживаний, это неизбежно отражается на физическом и на психическом здоровье. Вот основные аспекты:
Осложнения тревожного расстройства
Заболевание может иметь серьезные последствия для здоровья. Внутреннее напряжение и сильный стресс повышают риск развития сердечно-сосудистых патологий — артериальной гипертензии, сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца. Могут появиться хронические проблемы с пищеварением, язвам и синдром раздраженного кишечника.
Расстройство сопровождается чувством тревоги и страха, депрессией, суицидальными мыслями. При отсутствии лечения пациент с тревожным расстройством может нанести вред своему здоровью или совершить попытку суицида.
Чтобы облегчить психологическое состояние, некоторые пациенты прибегают к алкоголю или наркотикам, что в итоге приводит к зависимостям.
Психологические осложнения:
К социальным последствиям заболевания относятся финансовые трудности, разрыв близких отношений, потеря работы и сложности в ее поиске.
Диагностика
Постановкой диагноза и назначением лечения занимается психиатр или психотерапевт. Своевременное обнаружение проблемы поможет подобрать подходящую лечебную схему и улучшить самочувствие пациента.
Основные методы диагностики:
Критерии диагностики
Диагноз «тревожное расстройство» или «генерализованное тревожное расстройство» устанавливают в том случае, если характерные симптомы (тревога, напряженность, ожидание неблагоприятных событий и другие) продолжаются не менее шести месяцев.
Для подтверждения диагноза у пациента должно быть не менее четырех симптомов из следующего перечня:
К неспецифическим проявлениям тревожного расстройства относятся: резкая реакция психики на испуг или неожиданную ситуацию, раздражительность, сложности в фокусировке внимания, расстройства сна.
Консультация врача
Постановка диагноза основана на беседе с пациентом или его родственниками, типичных признаках и симптомах расстройства. Специфических лабораторных тестов или инструментальных методов диагностики для тревожного расстройства не существует.
Перед визитом к психотерапевту рекомендуем заранее сформулировать свои проблемы ― по возможности запишите основные тезисы, которые хотите обсудить на консультации. Сообщите врачу о приеме сильнодействующих и психоактивных веществ, в том числе дозировки, начало приема, общую продолжительность приема.
Первая сессия включает в себя беседу, во время которой психотерапевт устанавливает контакт с пациентом и собирает информацию об основных симптомах и анамнезе. Далее врач обсудит с вами цели лечения и ожидания от терапии. Совместно со специалистом вы выделите конкретные проблемы, которые требуют немедленного решения и подберете подходящие лечебные практики.
В ходе последующих сессий вы будете прорабатывать с врачом разные аспекты тревожного расстройства. Специалисты медицинского центра «СОВА Comfort» работают по методам когнитивно-поведенческой терапии, гипнотерапии, арт-терапии и других.
Дополнительные исследования
Для подтверждения диагноза врач проводит специальное психологическое тестирование. Для пациентов с генерализованным тревожным расстройством чаще всего применяют шкалу тревоги Бека.
Методика Бека включает в себя специальный опросник, включающий 21 пункт. В каждом содержатся типичные симптомы тревоги ― и физические, и психические. Вам необходимо будет оценить каждое утверждение по шкале от 0 до 3, где 0 ― этот симптом не беспокоит и не влияет на качество жизни, а 3 — беспокоит очень сильно. Чем больше баллов по итогу будет набрано, тем сильнее у вас развито тревожное расстройство. Опросник позволяет определить степень тяжести патологии и, исходя из этой информации, назначить терапию.
Кроме того, для постановки диагноза применяются шкалы Гамильтона и Цунга.
Шкала Гамильтона — доступный инструмент для достоверной оценки уровня тревожности у пациентов. Шкала была разработана в 1960 году и стала широко использоваться в клинической практике для оценки тяжести тревожных симптомов.
Она оценивает различные физические и психические симптомы тревоги и дает врачу количественные данные для объективного определения степени тревожности пациента. Показатели разные: тревожность, напряжение, страх, вегетативные, желудочно-кишечные. Шкала состоит из 14-ти пунктов, каждый из которых оценивается в зависимости от того, насколько проявляется конкретный симптом. Чем больше общий балл, тем сильнее выражена тревога.
Объективных биомаркеров заболевания не существует, изучаются только симптомы повышенной тревожности. Основная задача специалиста – отличить тревожное расстройство от других патологий со схожей клинической картиной.
Дифференциальная диагностика
Тревожное расстройство необходимо дифференцировать от следующих патологий:
Прогноз
В целом прогноз благоприятен. Все виды тревожных расстройств отлично поддаются лечению фармакологическими препаратами и психотерапией. Сроки терапии зависят от тяжести клинических проявлений и своевременности обращения к доктору.
Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом
Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!
О заболевании
Тревожное расстройство ― это собирательное название состояний, которые характеризуются необоснованной тревогой и страхом по поводу всего, что окружает человека. Зачастую тревога не имеет видимых причин, продолжается долгое время и сопровождается соматовегетативными признаками ― повышенной потливостью, учащенным сердцебиением, тремором, нарушением сна и аппетита. При этом тревога не поддается осознанному контролю, ее не получается подавить усилием воли или внутренними убеждениями. Чрезмерное беспокойство заставляет человека избегать травмирующих ситуаций, общения с друзьями и родственниками, взаимодействий в коллективе. Нередко тревожное расстройство проявляется в сочетании с иными психическими заболеваниями.
Другие названия заболевания:
повышенное беспокойство и тревожность, эмоциональное напряжение, приступы панических атак, колебания настроения, отказ от социальных взаимодействий, конфликтность, вспышки агрессии, плаксивость, раздражительность, нарушения сна, учащенный пульс, дрожь, озноб, частая усталость и сонливость, боли в разных частях тела.
Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.
Фобии и повышенная тревожность у детей с РАС
Дети с РАС страдают от повышенной тревожности. Они могут проявлять своё беспокойство многими способами, которые присущи, в том числе, типично развивающимся детям без нервно-психических нарушений. Например, выражать волнение из-за страха разлуки при расставании с родителем, опекуном на время обучения в школе или пребывания в лагере.
Но также встречаются другие проявления повышенной тревоги у детей с РАС, когда они рвут на себе одежду, волосы, царапают руки, лицо, кусают, бьют или пинают окружающих, портят имущество. Такое поведение вызывает порицание, ещё больше поднимает уровень стресса у ребёнка и приводит к социальной изоляции.
Основная причина социальной девиации у детей с РАС – трудность с вербальным общением. Им сложно идентифицировать собственные чувства, эмоции. Поэтому внешние проявления тревоги, агрессии, гнева, фрустрации – попытка выразить своё беспокойство и страх, привлечь внимание и попросить о помощи.
Типы тревожных расстройств у детей с РАС
1. Фобии, или сильные иррациональные страхи перед определёнными вещами.
Развиваются после травматических переживаний и из-за негативных ассоциаций. У детей с РАС фобии нередко возникают по причине сенсорной гиперчувствительности. Например, единожды лопнувший воздушный шар способен спровоцировать боязнь любых неожиданных громких звуков и хлопков.
Фобии могут затрагивать широкие категории: всех насекомых, животных. Или быть очень специфическими, например, боязнь оранжевых автомобилей. Типичными у детей с РАС являются страх темноты и синдром белого халата.
2. Обсессивно-компульсивное расстройство.
Стереотипные движения и ритуалы присущи детям с РАС. Но повторяющееся поведение, подкреплённое ОКР, является механизмом преодоления беспокойства и подавления навязчивых мыслей.
Несмотря на то, что ОКР схож с типичным проявлением РАС в плане строго регламентированного расписания, создания особых ритуалов, выстраивания объектов в обозначенном порядке, суть этих расстройств разная. В случае с РАС ребёнку нравятся шаблоны и рутина. При ОКР соблюдение определённых действий выполняется исключительно из страха, что нарушение последовательности и частоты ритуалов приведёт к чему-то катастрофическому.
3. Социальная тревога, агорафобия.
Страх перед новыми людьми и незнакомыми социальными ситуациями очень распространён среди детей с РАС. Они боятся взаимодействия с окружающими из-за возможного осуждения, смущения, беспомощности. Страх также может усиливаться с возрастом, по мере того, как ребёнок осознаёт собственные затруднения с налаживанием коммуникации.
В чём отличие социальной тревоги от типичного проявления РАС? Дети с РАС чувствуют, что могут успешно общаться с окружающими, но не испытывают заинтересованности в налаживании контактов. Дети с РАС и агорафобией видят пользу во взаимодействии с окружающими, и даже желают социализироваться, хотя не могут этого сделать из-за чрезмерного беспокойства.
4. Генерализованное тревожное расстройство.
Постоянное и сильное беспокойство по поводу каких-либо действий и событий, в том числе, рутинных и обыденных. Часто встречается наряду с другими расстройствами и депрессией.
Дети с РАС и диагностированным генерализованным тревожным расстройством испытывают приступы паники, нарушения сна, изменения аппетита, раздражительность и снижение работоспособности. Беспокойство не имеет чёткого триггера.
5. Страх разлуки.
В основном присущ дошкольникам и младшим школьникам. Детям с РАС и страхом разлуки труднее находиться вдали от родителей и опекунов, чем их сверстникам без нервно-психических расстройств. Тревога в таком случае связана с одним из трёх факторов:
6. Паническое расстройство.
Дети с РАС и паническим расстройством испытывают повторяющиеся панические атаки, и предпринимают все меры, чтобы избежать событий, которые, по их мнению, могут спровоцировать приступы. Панические атаки у каждого ребёнка протекают индивидуально. Но объединяет их чувство надвигающейся гибели, одышка, боль в груди и учащённое сердцебиение. Симптомы достигают пика в течение нескольких минут и приводят к приступу паники.
Распространённость тревожных расстройств у детей с РАС имеет следующие показатели:
- страх разлуки – 9%;
- паническое расстройство – 2%.
Дети с РАС и сопутствующей повышенной тревожностью подвергаются большему риску:
Во всех случаях ритуалы и стереотипное поведение призваны обеспечить больший контроль над окружающей средой, снизить уровень тревоги и повысить внутреннее удовлетворение.
Как проявляется и почему возникает тревожность у детей с РАС?
Тревога вызывает физические, психологические, эмоциональные и поведенческие симптомы:
Главную причину беспокойства у ребёнка с РАС бывает трудно определить. Поэтому следует внимательно следить за тем, что предшествует приступам тревоги, чтобы впоследствии эффективно снижать или избегать стрессовых ситуаций.
Наиболее распространёнными причинами беспокойства у детей с РАС являются:
Как помочь ребёнку с РАС справиться с тревогой?
В первую очередь, ребёнка нужно обучить распознаванию эмоций. Для этого следует подробно описать, что такое тревога, какие симптомы она вызывает в теле. Помочь могут визуальные образы, картинки и подробное перечисление физических проявлений, например:
В зависимости от фактора, который провоцирует беспокойство, определите стратегию дальнейшего поведения:
1. Устраните или уменьшите источник тревоги.
Если это сенсорная чувствительность, адаптируйте окружающее пространство под потребности ребёнка: сделайте более приглушённым свет, не оставляйте ребёнка в полной темноте, избегайте раздражающих звуков или запахов. Если это тревога из-за новых, незнакомых ситуаций, приучайте ребёнка к ним постепенно. Дополнительно подробно описывайте все действия, которые будут совершены.
2. Создайте карточки поддержки.
Это могут быть простые, лаконичные слова и изображения, которые помогут ребёнку сориентироваться в действиях, ответах, реакциях. Хорошим решением будет визуальное расписание, расположенное в лёгком доступе, с подробным и последовательным перечислением всех событий и занятий на день, вплоть до мытья рук и внешкольных мероприятий.
3. Практикуйте дыхательные и физические упражнения, направленные на успокоение и релаксацию мышц.
Для этого обратитесь к профессионалу, который поможет освоить правильные техники выполнения методик.
4. Обучайте эмоциональной регуляции.
Выберите эффективный способ, который поможет ребёнку успокоиться. Многократно объясните, как стоит вести себя в тревожной ситуации, например: «Попроси помощи», «Позвони мне», «Уединись в безопасном, тихом месте», «Дыши».
Когнитивно-поведенческая терапия у детей с РАС для снижения тревожности
Когнитивно-поведенческая и десенсибилизирующая терапия под руководством опытного специалиста помогут ребёнку с РАС лучше справляться с тревогой и триггерами, которые её провоцируют. Наиболее эффективными методами являются:
Ведите записи причин, которые вызывают страх и тревогу у вашего ребёнка. Поразмышляйте над позитивными способами решения этих ситуаций в дальнейшем.
Это могут быть места, события. Откройте карты, изображения в интернете, и покажите ребёнку, куда вы пойдёте. Продемонстрируйте, как будет проходить то или иное мероприятие. Подготовьте ребёнка при помощи визуальных образов и слов. Дайте понять, что всё находится под контролем.
Заранее подготовьте карточки с подсказками на бумаге или в телефоне, чтобы ребёнок мог знать, как ему общаться с незнакомыми людьми, что говорить и делать, как вести себя, если уровень тревоги повышается.
Визуально разделите триггер, который провоцирует страх в ребёнке, на маленькие «ступеньки». И постепенно, согласованно проживайте «ступеньки» от самой лёгкой до сложной.
Альтернативными методами борьбы с тревогой у детей с РАС могут стать арт-терапия, музыкотерапия, иппотерапия, ЛФК и спорт.
Лечение тревожного расстройства
После установки диагноза врач назначит соответствующее лечение. Наиболее эффективен комплексный подход, включающий прием лекарственных препаратов, психотерапию, различные психотерапевтические методики и коррекция образа жизни. Как правило, терапия проводится в амбулаторных условиях.
Методы и подходы
Психотерапия тревожного расстройства проводится с помощью различных методов:
Основное направление воздействия терапии – это усиленное воздействие на отношение к появившимся страхам и тревогам.
Психотерапевт использует в своей работе специальные методики с доказанной эффективностью, чаще всего ― когнитивно-поведенческую терапию. Она направлена на изменение мышления, собственных установок и внутренних стереотипов. Благодаря КПТ можно не только решить конкретную проблему в настоящем моменте, но и исправить дисфункциональное мышление, скорректировать эмоции и поведение.
Обычно требуется несколько сеансов когнитивно-поведенческой терапии. Для этого чтобы освоить новые модели поведения, нужно время, поэтому длительность терапии для каждого пациента индивидуальная. Постепенно вместе с опытным врачом вы сможете найти новые точки опоры.
Медикаментозное лечение тревожности
Согласно клиническим рекомендациям, препараты первой линии в борьбе с тревожным расстройством — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, или антидепрессанты. Они постепенно снижают уровень тревожности и беспокойства. При продолжительном приеме происходит изменение биохимических процессов, приводящих к повышенной тревожности. Как правило, СИОЗС необходимо принимать длительно, на протяжении нескольких месяцев. При правильном подборе антидепрессанты не оказывают вреда организму, не влияют на качество жизни, сон и работу пациента.
Нельзя самостоятельно прекращать прием антидепрессантов, назначенных врачом. Регулярно посещайте психотерапевта, чтобы скорректировать лечение тревожного расстройства. Ориентируясь на ваше состояние, специалист изменит или оставит дозировку, либо порекомендует другой препарат (если текущий не подошел).
Врач может назначить следующие группы препаратов:
Если тревога возникает постоянно, высока вероятность, что врач назначит прием лекарств. После того, как острые симптомы будут купированы, вы сможете приступить к психотерапии.