андреева ситуационная и личностная тревожность подростка и психолог рассказали как распознать и снизить тревожность школьников

АНДРЕЕВА СИТУАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГ РАССКАЗАЛИ КАК РАСПОЗНАТЬ И СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Тревога

Когда бить тревогу — нормально, а когда она бьёт по вам.

Иллюстрация: Everett Collection / Shutterstock / Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media


АНДРЕЕВА СИТУАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГ РАССКАЗАЛИ КАК РАСПОЗНАТЬ И СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Филолог, копирайтер, молодая мама. Смотрит аниме, любит уборку и пишет о психологии.

Результаты тестов в интернете — лишь повод задуматься о необходимости консультации специалиста. Не стоит заниматься самолечением и постановкой себе диагнозов.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Тревожность — это особенность личности, которая заставляет человека регулярно испытывать сильное беспокойство и напряжённое ожидание чего-то плохого. То есть тревожность — это склонность часто и стабильно испытывать тревогу, причём не всегда оправданную.

Лечить тревогу не нужно — это чувство, входящее в «базовую комплектацию» психики. Именно оно помогает нам задумываться о последствиях, планировать свои действия. А ещё беспокойство и смутное ожидание подвоха не даёт людям превращаться в стереотипных героев хорроров, которые и в горящую избу с призраками войдут, и маньяка в углу комнаты не заметят, и разделятся на пороге явной опасности.

В общем, иногда испытывать тревогу — нормально и даже полезно. А вот тревожность как стойкое проявление тревоги может вызывать существенный дискомфорт и снижать качество жизни.

Чтобы определить свой уровень тревожности и осознать, стоит ли с ней бороться, можно пройти тесты на тревожность. Иногда их также называют шкалами тревоги — это анкеты и опросники, которые помогают понять, какой у человека уровень тревоги и нужно ли обращаться за консультацией специалиста.

Суть теста. Тест из 40 утверждений, которые нужно оценить по шкале соответствия: «Нет, это не так», «Пожалуй, так», «Верно» или «Совершенно верно». Опросник Спилберга — Ханина подходит для самостоятельной оценки своего состояния.

Главная особенность шкалы: она проверяет как уровень ситуативной тревоги, так и выраженность тревожности как черты личности. Так, первые 20 утверждений выявляют, находится ли человек сейчас в ситуации стресса, которая вызывает тревогу (это реактивная (ситуативная) тревога). А вторая половина опросника поможет понять, присуща ли тревожность характеру вообще (это личностная тревожность).

Результат: две шкалы от 20 до 80 баллов. Зелёный цвет секторов (до 30 баллов) показывает лёгкую ситуативную тревогу и личностную тревожность, жёлтый (до 44) — умеренную, красный (от 44) — высокую.

Время прохождения: 5 минут.

Плюсы: проверенный временем и сотнями исследований метод оценки тревожности; есть разделение тревоги и личностной тревожности; утверждения для оценки сформулированы понятно и не вызывают ступора.

Минусы: в тесте нет вопросов о физиологических симптомах тревожности и чрезмерной тревоги (ощущении сдавленности в груди, мышечном напряжении, проблемах с ЖКТ и прочих).

Суть теста. Один из самых простых и популярных тестов на тревожность. В нём всего 14 вопросов о состоянии человека за последнюю неделю — утверждения для оценки типа «Мне кажется, я делаю всё очень медленно» или «Я могу получить удовольствие от хорошей книги, ТВ-программы». В некоторых нужно определить частоту симптомов за последнюю неделю, в других — их актуальность.

Результат: две шкалы от 0 до 21 балла. Первая отражает уровень тревоги, вторая — депрессии.

Время прохождения: 3 минуты.

Плюсы: простота и скорость прохождения; возможность разграничить депрессивные и тревожные симптомы; доказательность в качестве метода диагностики.

Минусы: шкалу разработали для выявления тревоги и депрессии у пациентов больниц — изначально она предполагала заполнение в присутствии врача и внутри стационара (но это скорее не минус, а диагностическая особенность).

Суть теста. 21 вопрос преимущественно о физиологических проявлениях тревоги (учащённом сердцебиении, потоотделении, дрожи, головокружениях и прочих). Также есть вопросы о страхах и нервозности. В каждом вопросе указан отдельный симптом, и нужно оценить, беспокоил ли вас этот симптом в течение последней недели.

Кстати, составитель теста Аарон Бек считается основателем когнитивной психологии.

Результат: шкала, разделённая на сектора незначительной, лёгкой, средней и высокой тревоги.

Плюсы: охвачены основные проявления тревоги; тест надёжен и подходит для самодиагностики; варианты ответов не категоричны и не оставляют сомнений в выборе пункта.

Суть теста. Это профессиональный опросник, который должен заполнять специалист (психиатр или клинический психолог) при подозрении тревожного расстройства. Для самодиагностики тест не рекомендован, так что пройти его можно скорее ради любопытства, чем для подтверждения или опровержения серьёзных опасений о тревоге.

В шкале Гамильтона используются 14 симптомов тревоги, наличие которых специалист оценивает в пяти вариантах: отсутствует, выражен слабо или умеренно, наблюдается в тяжёлой или в крайне тяжёлой степени.

Результат: шкала от 0 до 35 баллов. Зелёный сектор (от 0 до 17) говорит об отсутствии тревоги, жёлтый (до 24) — о средней выраженности тревожного расстройства, красный (от 24) — о тяжёлом течении.

Плюсы: быстрый тест с доказанной надёжностью и хорошо описанными симптомами тревожности (физиологическими, эмоциональными и поведенческими).

Минусы: не подходит для самодиагностики, используется только для составления и мониторинга клинической картины повышенной тревоги и тревожного расстройства психики.

Суть теста. Ещё один тест на актуальность симптомов в течение последней недели. Для шкалы тревоги Шихана предстоит оценить 35 тезисов. Опросник подтвердил свою надёжность ещё 30 лет назад и продолжает служить инструментом исследователей сегодня.

Результат: шкала от 0 до 140 баллов показывает, есть ли у человека клинически значимые симптомы тревоги.

Плюсы: редкий тест, в котором учтены ощущения дереализации и деперсонализации, которые могут случаться при высокой тревоге и тревожности.

Минусы: из-за сложных академических формулировок некоторые вопросы требуют нескольких прочтений.

Суть теста. Шкала из 20 утверждений, например: «Моё лицо горит и краснеет» или «Я легко засыпаю и чувствую себя отдохнувшим при пробуждении». Нужно оценить каждый из предложенных тезисов по частоте проявлений за последнюю неделю.

Результат: шкала от 20 до 80 баллов. До 44 баллов — норма, а большее количество указывает на тревожное расстройство разной степени тяжести.

Время прохождения: 3 минуты.

Плюсы: скорость прохождения; наглядный результат; проверенная достоверность; применимость и в клинической диагностике, и самооценке тревоги.

Минусы: в тесте всего 20 вопросов, и многие из возможных симптомов тревоги в нём не учтены. Большая часть вопросов направлена на выявление телесных проявлений тревоги, а эмоциональной части уделено не слишком большое внимание.

Суть теста. 16 вопросов шкалы сконцентрированы на характере тревоги: здесь нет утверждений о физиологических симптомах, акцент сделан на способности осознавать, контролировать и успокаивать своё беспокойство.

Результат: шкала от 16 до 69 баллов. Интерпретация поможет установить хронический, отсутствующий или умеренный статус беспокойства.

Плюсы: тест сосредоточен на предварительной диагностике генерализованного тревожного расстройства. Узкий профиль позволяет отделить людей с таким потенциальным диагнозом от тех, кто страдает другими формами расстройств, связанных с тревогой и страхом. А ещё тем, кто только встаёт на путь осознания проблемы, многие вопросы покажут, на что обратить внимание.

Минусы: некоторые утверждения могут быть непонятны и сбивать с толку (например, «Я был невротиком всю жизнь»).

Суть теста. 48 вопросов на выявление симптомов социофобии (социальной тревожности). Люди с таким диагнозом боятся и зачастую избегают ситуаций общения (конкретных или любых) и взаимодействия с другими.

Кто-то не может есть и пить в общественных местах, другие впадают в ужас от звонков незнакомцам и от навязчивых консультантов в магазинах. Третьи вообще стараются изолировать себя от всех не близких контактов, не знают, о чём говорить с коллегами на работе и знакомыми на чужих днях рождения.

Результат: в финале представлено несколько шкал, разделённых на три блока. Первая оценивает общий уровень социофобии. Следующие две шкалы (второй блок) показывают, насколько человек боится социальных ситуаций

и как часто он их избегает

. Третий блок конкретизирует проблемные зоны и выявляет, что именно вызывает больший стресс (межличностный контакт, формальное общение или общественные места).

Время прохождения: 5 минут.

Плюсы: подробные результаты, акцентирующие внимание на специфике проблемы.


АНДРЕЕВА СИТУАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГ РАССКАЗАЛИ КАК РАСПОЗНАТЬ И СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

АНДРЕЕВА СИТУАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГ РАССКАЗАЛИ КАК РАСПОЗНАТЬ И СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

О заболевании

Тревожные расстройства ― это совокупность заболеваний, которые отличаются устойчивой тревогой и нервным напряжением, не связанным с конкретными обстоятельствами. Другими словами, человек ощущает беспокойство без видимой причины, вплоть до приступов паники. Термин «тревожное расстройство личности» объединяет в себе страхи (фобии), волнение и тревогу. Человек беспокоится о своей внешности, отношениях с окружающими, обстановке на работе и даже о тех событиях, которые еще не произошли. Продолжительное пребывание в состоянии тревоги крайне негативно сказывается на самочувствии человека. Нередко пациенты замыкаются в себе, не могут полноценно жить и работать, ограничивают круг общения. Точные причины тревожного расстройства неизвестны, но нередко оно возникает у людей, злоупотребляющих спиртным, страдающих депрессией или паническими атаками. Диагноз обычно ставит психиатр или психотерапевт ставится на основе анамнеза и комплексного обследования. Для лечения применяются психотерапевтические сессии, лекарственные препараты, VR-терапия, а также комбинация вышеназванных методик.

Другие названия заболевания:

генерализованное тревожное расстройство, агорафобия, паническое расстройство, тревожно-депрессивное расстройство.

паника, тревога, страх, внутреннее напряжение, бессонница, частые пробуждения, озноб, повышенная потливость, покалывание в конечностях, тремор, учащенное сердцебиение, тошнота, напряжение в мышцах, головокружения, мигрени, головные боли, потеря равновесия.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Причины развития

Каждый человек временами может испытывать страх, волнение или беспокойство. Как правило, они связаны с определенными ситуациями, жизненными обстоятельствами и происходящими событиями. Если же конкретных поводов для тревоги нет, но человек испытывает панику и дискомфорт из-за постоянного волнения, можно говорить о развитии тревожного расстройства.

Факторы риска развития заболевания:

Развитию заболевания также способствуют проблемы с кровообращением, гормональные сбои или хронические заболевания сердца и сосудов.

Патогенез

Существует ряд теорий, которые объясняют происхождение тревожных состояний.

Симптомы

Симптомы, характерные для группы тревожных расстройств, можно разделить на две категории — психопатологические и вегетативные.

Классификация тревожных расстройств

Различают несколько видов тревожных расстройств:

Опасность

Тревожные расстройства представляют серьезную опасность для физического и психического здоровья человека и негативно влияют на качество жизни. Осложнения делятся на социально-психологические и физические:

Люди, находящиеся в состоянии постоянного стресса, больше подвержены раннему старению, онкологическим заболеваниям, болезням сердечно-сосудистой системы.

Диагностика

Диагноз «тревожное расстройство» ставит врач-психиатр или психотерапевт на приеме, основываясь на симптомах, данных анамнеза и психическом состоянии пациента во время осмотра. Специалист оценит патофизиологические и вегетативные симптомы, характерные для тревожного расстройства. Важно выявить, насколько сильно эти проявления влияют на повседневную жизнь.

Постановка диагноза часто бывает затруднена, потому что объективных биологических маркеров болезни не существует. Диагностика основана в первую очередь на признаках, которые присутствуют у пациента течение полугода или дольше.

На консультации следует рассказать специалисту:

Для подтверждения диагноза тревожного расстройства применяются стандартизированные опросники, которые помогают точнее узнать степень тревоги и сопутствующих симптомов. Примеры опросников ― шкала тревожности Бека и шкала для оценки развития депрессии Гамильтона.

В целях самостоятельной диагностики заболевания можно использовать шкалу изучения самооценки и тревожности Цунг. Чем выше итоговый балл, тем сильнее выражена тревожность.

Дополнительные исследования

На сегодняшний день не существует специальных методик, позволяющих со стопроцентной вероятностью поставить диагноз. Цель лабораторных исследований ― исключить возможные соматические заболевания, которые часто сопровождают тревожное расстройство.

При наличии показаний врач может порекомендовать пройти КТ головного мозга.

Дифференциальная диагностика

Симптомы тревожного расстройства схожи с рядом других заболеваний, например:

Лечение

Цель терапии ― снизить симптомы тревожного расстройства, облегчить состояние и повысить качество жизни человека. В основе эффективной лечебной стратегии лежит сочетание психофармакотерапии и психотерапии. Выбор схемы лечения зависит от тяжести симптомов, этапа лечения, особенностей организма и личности пациента. В разработке лечебного плана важную роль играет индивидуальный подход. Терапия, рекомендованная для одного человека, другому может не подойти. В процессе врач подскажет, как избавиться от тревожности, скорректирует методы, изменит дозировки или наименования препаратов.

Медикаментозное лечение

Пациентам с диагностированным тревожным расстройством в качестве лекарственной терапии назначают селективные ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС). Они позволяют снизить тревожность и стабилизировать настроение. Длительность лечения ― от шести месяцев до года. Если у пациентов ярко проявляется тревожность и имеются вегетативные нарушения, врач может назначить препараты из группы бензодиазепинов. Они действуют быстро, снижают уровень тревоги и беспокойства.

При назначении фармакотерапии доктор опирается на принципы доказательной медицины и собственный клинический опыт. Во время медикаментозной терапии важно следить за побочными эффектами, принимать препараты только под контролем врача. Отмена приема должна происходить постепенно, чтобы избежать рецидива симптомов. При необходимости в процессе лечения дозировки и длительность приема будут корректироваться.

Психотерапия

Психотерапия ― важная частью лечения тревожных расстройств, позволяющая пациенту понять и преодолеть ситуации, вызывающие тревогу, и научиться эффективным стратегиям управления стрессом.

Наиболее эффективной является когнитивно-поведенческая психотерапия. Для нее применяются следующие техники:

Оптимально сочетать фармакотерапию с психотерапией, так как такой подход работает максимально эффективно.

Профилактика

Специальных средств для профилактики тревожных расстройств не существует, поэтому важно прислушиваться к своему организму, внимательно относиться к страхам и причинам их появления.

Общие методы профилактики тревожных расстройств:

Соблюдение этих простых правил не гарантирует отсутствие тревожного расстройства, но поможет успешно пройти лечение и предотвратить рецидивы.

Если вы замечаете у себя признаки тревожности, не стесняйтесь обратиться за поддержкой к близким или специалистам. Чем раньше вы получите необходимую помощь, тем больше вероятности предупредить развитие тревожного расстройства.

Прогноз

Прогноз при тревожном расстройстве чаще всего благоприятный. Заболевание хорошо поддается коррекции, если лечение начато вовремя. Благодаря психотерапии и медикаментозному лечению пациенты постепенно повышают уровень уверенности в себе, учатся бороться с тревожностью.

Если вас беспокоят необоснованная тревога, страхи, паника по незначительным поводам ― обратитесь к опытному психотерапевту. Записаться к специалисту клиники «СОВА» можно по телефону колл-центра, онлайн на сайте или через мобильное приложение.

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Гончарова Оксана Владимировна

Приём детей с 15 лет

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

3500 ₽

Выезд врача-психиатра на дом:

10000 ₽

Хорват Анна Вячеславовна

Врач-психотерапевт, Врач-психиатр, Врач-сексолог

Прием пациентов с 18 лет

Прием врача-психиатра, психотерапевта (45 минут):

4500 ₽

Консультация в присутствии родственников (60 минут):

5500 ₽

Выезд психиатра на дом:

10000 ₽

Сахаров Игорь Евгеньевич

Руководитель Центра неврологии и нейрореабилитации, Руководитель Центра психического здоровья, Врач-невролог, Врач-психиатр

Приём детей с 5 лет

Прием (осмотр, консультация) врача-невролога главного специалиста:

2500 ₽

Азарова Александра Михайловна

Прием врача-психотерапевта, главного специалиста (50 минут):

4200 ₽

Зуйкова Анастасия Кирилловна

Прием врача-психиатра, психотерапевта:

4200 ₽

Китаев Роман Борисович

Индивидуальное клинико-психологическое консультирование:

5500 ₽

Леонов Виталий Викторович

Имеет сертификат GCP
Член Российского общества психиатров

Михайлов Григорий Александрович

Приём детей с 14 лет

Прием врача-психиатра :

3500 ₽

Петухов Максим Александрович

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, ведущего специалиста:

3000 ₽

Симанович Кирилл Васильевич

Прием (осмотр, консультация) врача-психиатра, главного специалиста:

3500 ₽

Современная школа ставит перед собой целью формирование нового человека, способного адекватно оценивать свои возможности и вырабатывать способность к личностному самоопределению. На уроке от учеников требуется постоянная концентрация внимания, быстрота реакции, что вызывает частую смену психических состояний. Среди психических состояний, влияющих на успешность подростков, выделяют тревожность и агрессивность.

Актуальность работы

заключается в выявлении различий в особенностях личностных качеств городских и сельских подростков, а именно агрессивности и тревожности, для дальнейшей помощи подросткам в коррекции личностных особенностей. Подростковый возраст богат конфликтами и осложнениями. Изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему, можно скорректировать её и внести действенные предложения.

Цель исследования

: изучение личностных качеств, на примере тревожности и агрессивности среди подростков городской и сельской местности.

Гипотеза

: мы предполагаем, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.

Задачи исследования

:

— изучить научно-методическую литературу по теме исследования;

— провести методики по теме исследования;

— проанализировать полученные результаты.

Методы исследования

: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический метод обработки данных, анализ результатов.

Объект исследования

: обучающиеся 8 классов МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза (36 чел.) и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).

Предмет исследования

: тревожность и агрессивность подростков.

Подростковый период, или пубертат является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.

Характеризуется подростковый возраст как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.

Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8–10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.

Таким образом, психологические трудности в подростковый период вызваны тем, что в целом личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями со сверстниками и взрослыми, со значительным расширением сферы деятельности и межличностных отношений.

Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. По мнению отечественных психологов тревожность рассматривается как особое чувство, при котором человек испытывает неполноценность своего организма. При этом он проявляет повышенное беспокойство свою неуверенность в чем-либо. Это чувство вызывает состояние паники и уныния. Все это явление социальное, а не биологическое. В современной литературе выделяют различные виды и формы тревожности. Принято выделять два основных вида тревожности: ситуативная тревожность и личностная тревожность.

Реактивная тревожность (ситуационная, ситуативная) не является, в свою очередь, личностной характеристикой, а связана с реакцией на определенное событие, некоторую стрессовую ситуацию. В описании шкалы тревожности Спилбергера-Ханина указано, что реактивную тревожность также характеризуют субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, нервозность и т. д. (набор негативных эмоций, ассоциированных с реактивной тревожностью, а также интенсивность их переживания субъектом, также индивидуален). Под тревогой следует понимать проявление беспокойства, а под тревожностью — более или менее устойчивую характеристику личности.

Причин подростковой агрессии много! С проявлением агрессии у подростков можно столкнуться абсолютно неожиданно. Даже простое замечание по поводу курения или других вредных привычек у тринадцатилетнего парня в подъезде может спровоцировать настоящий эмоциональный взрыв с его стороны.

Поколение современных подростков отличается таким агрессивным поведением как в школе, так и в домашних условиях. Что же является главной причиной растущей агрессии у подростков и так называемого девиантного поведения?

В мире подростков формируются законы, которые нацелены на дальнейшее углубление неравенства в социуме, неадекватную эксплуатацию принципов дружбы, семьи, равноправия. Эти процессы порождают у подростка неверие в то, что окружающий мир готов принять все его личные идеалы и ценности. Подросток включает телевизор или компьютер и видит то, как одни люди могут управлять другими, как появляются общественные конгломераты, которые построенные на власти денег.

И так сам подросток начинает культивировать внутри себя опасный стереотип о том, что действительность сегодня — это эксплуатация одних людей другими.

Таким образом, подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Мы считаем, что изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему можно скорректировать её и внести действенные предложения.

В целях подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно экспериментальная работа. База исследования — МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).

В исследовании принимали участие ученики 8 классов в Гимназии № 44 36 человек, в СОШ № 1 32 человека, в возрасте 14–15 лет — дети среднего подросткового возраста.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методики:

Методика исследования тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л. направлена на измерение ситуативной и личностной тревожности. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов — рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 — для оценки личностной тревожности.

Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй — для измерения уровня личностной тревожности.

Испытуемому предлагалось прочитать каждое из приведённых предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент. На каждое утверждение возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 1 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») — 2, третьей альтернативе — 3, четвертой альтернативе — 1 балл, и так далее. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). При интерпретации показателей использовали следующие ориентировочные оценки тревожности:

— до 30 баллов — низкая,

— 31–44 балла — умеренная;

— 45 и более — высокая.

«Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки) Резапкиной использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения.

Тест состоит из 35 утверждений, описывающих эмоциональные реакции. Испытуемый должен оценить, насколько характерны для него эти реакции, для чего ему надо обвести номера тех утверждений, на которые он отвечает положительно. Утверждения характеризуют семь эмоциональных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия.

Подростку предлагалось прочитать утверждения. Если он реагирует похожим образом, то должен был обвести в бланке номер вопроса.

Обработка включает в себя подсчет числа обведенных номеров в каждой строчке. Оно означает уровень негативных эмоций. Затем на графике нужно отметить эти семь чисел и соединить их линией. Если точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности различных форм агрессии.

В ходе проведения исследований по методике тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л, были получены следующие результаты (табл. 1).

Результаты таблицы показывают, что больше половины 58 % городских подростков характеризуются умеренным уровнем ситуативной тревожности, низкий уровень отмечен у 17 % подростков и высокий у 25 %. Совершенно другая картина складывается при рассмотрении результатов тестирования сельских подростков: умеренный уровень — 28 %, низкий 59 %, высокий 13 %, т. е. более половины с низким уровнем.

Преобладание умеренного уровня ситуативной тревожности городских школьников говорит о том, что у них удовлетворительное психоэмоциональное состояние, а также отсутствует напряженность и беспокойство. Но следует отметить, что 25 % учащихся характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности, для этих подростков характерно переживание социального стресса, выражена потребность в достижении цели, они имеют страх самовыражения.

Низкий уровень ситуативной тревожности большинства сельских подростков свидетельствует о том, что у них отсутствует своеобразный мобилизирующий механизм, позволяющий подростку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.

Результаты личностной тревожности представлены в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что большинство городских подростков имеют умеренный и высокий уровень личностной тревожности. Определенное (незначительное) повышение тревожности, может оказаться даже полезным и благоприятно отразиться на эффективности деятельности.

Высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 44 % городских подростков. Это свидетельствует о том, что подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Низкий уровень тревожности был выявлен у 12 % подростков городской и у 32 % сельской местностей, что свидетельствует о том, что сельские ребята не склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций, и не реагируют весьма выраженным состоянием тревожности. Однако чрезмерно низкий уровень тревожности также является негативным фактором в деятельности, так как при этом возникает состояние апатии. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в стрессовой ситуации.

Следует отметить, что у сельских подростков преобладает умеренный уровень личностной тревожности 55 %, у городских подростков он составляет 44 %.

Результаты проведенного теста эмоций Резапкиной, который использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения, можно увидеть на рисунке 1.


АНДРЕЕВА СИТУАЦИОННАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ ПОДРОСТКА И ПСИХОЛОГ РАССКАЗАЛИ КАК РАСПОЗНАТЬ И СНИЗИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Рис. 1. Показатели агрессивности подростков

Физическая агрессия — Ф, Косвенная агрессия -К, Раздражение — Р, Негативизм — Н, Обидчивость — Н, Подозрительность — П, Вербальная агрессия — В

Из графика следует, что все показатели агрессивности выше у городских подростков, особенно косвенная агрессия и раздражение. Физическая агрессия — решение вопросов с позиции силы, свойственна 5 % городских подростков, тогда как среди сельских школьников она не выявлена. Косвенная агрессия — это злостная клевета, сплетни, слухи, которые подрывают репутацию человека, на которого направлена агрессия, характерна для 25 % городских подростков и 9 % сельских. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия наблюдается у 38 % городских подростков и у 11 % сельских. По остальным показателям агрессивности разница незначительная.

Существенную разницу по уровню тревожности и агрессивности среди городских и сельских подростков можно связать, во-первых, с самим процессом обучения в гимназии и в средней школе, а во-вторых, с особенностями семейного воспитания. Учебная деятельность гимназистов характеризуется высокими эмоциональными перегрузками. Ее отличает высокий динамизм, большая загруженность, высокий контроль. В сельской школе не надо бороться за рейтинги, школьники меньше загружены, учебный процесс спокойный. Что касается семейного воспитания, нужно отметить, что в селе Ср. Елюзань все дети верующие — мусульмане. Родители воспитывают детей в исламских традициях, прививают терпение, выдержку, правдивость и справедливость.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.

5. Коломинский Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений — АСТ; М.; 2010.

10. Хван А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации. — Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2

Оцените статью
Избавиться от тревоги