Тревога — это состояние, которое можно описать как неприятное чувство неуверенности и беспокойства. Рисунок, который передает эту эмоцию, может быть весьма выразительным и понятным. На таком рисунке можно увидеть изображение фигуры, сжимающей свои руки или обхватывающей голову, что символизирует замкнутость и страх. Цветовая палитра такого рисунка может быть темной и насыщенной, отражая напряжение и дискомфорт. Возможно, на рисунке будут присутствовать еще элементы, подчеркивающие тревожное настроение, например, темные облака, размытые контуры или мрачный пейзаж. Такой рисунок вызывает в зрителе чувство неопределенности и некоторую тревогу, что делает его визуально привлекательным и интересным для рассмотрения.
Тревога картинки смешные
Тревожные рисунки несложные
Тревога женщина картинка на белом фоне нарисованная
Тревожность иллюстрация вектор
Тревога и стресс
Воздушная тревога рисунок
Человек в стрессе иллюстрация
Психологические проблемы вектор
Шутки про тревожность
Сигнал тревоги иконка
Векторное изображение интроверт
Разочарование Векторная картинка
Страх выступать перед публикой
Иконка звуковая сигнализация
Борьба со страхом
Запутанные мысли в голове арт
Психолог Векторная Графика
Страх поп арт
От тревоги до смятения — не реки и горы, а всего лишь рукой подать, спасибо стрессам, которые выглядывают из-за каждого угла. Как понять, что постоянное беспокойство становится проблемой и поймать дзен с помощью раскрашивания мандалы или прыжков на месте, нам рассказала Наталья Жукова, нейропсихолог-реабилитолог, основательница Университета Современной Психологии.
Помните волнение, когда вас вызывали к доске в школе? Нервы, когда сдавали экзамены и поступали? Тревогу могут провоцировать любые внешние факторы: от новостей в соцсетях до быстрого темпа жизни.
Тревога – это здоровая реакция нашего организма на стресс из-за внешних факторов. Однако, если вы стали замечать, что повышенная тревожность, страх, навязчивые мысли (которые точно также вызывают тревогу) стали сопровождать вас все чаще и отнимают много сил – это знак, что тревожность набирает обороты.
- Когда тревога становится проблемой?
- Беспокойство – та же тревога?
- Хотеть стабильности – нормально?
- Но ведь неопределенность хуже?
- Что делать, если я не справляюсь с тревогой?
- Группа поддержки «Искусство эмоций» — уменьши тревожность, стресс и выгорание с помощью арт-терапии и творчества
- Что такое арт-терапия?
- Что такое системная семейная терапия субличностей (IFS)?
- Что такое телесно-ориентированная терапия?
- Расписание встреч группы поддержки
- Как работает группа «Искусство эмоций»?
- Ежедневные практики
- Еженедельные онлайн-сессии
- Опытный сопровождающий
- Мини-группы
- Удовольствие от творчества
- Отзывы участников The Order
- Вырази невыразимое — с помощью творчества
- 3 990₽
- Запишись на бесплатную консультацию
- У нас есть и другая группа поддержки
- Костры амбиций
- 997₽/встреча
- Что такое тревожный тип привязанности
- Как формируется тревожный тип привязанности
- Признаки тревожного типа привязанности
- Тревожный тип привязанности в отношениях
- Как избавиться от тревожного типа привязанности
- Скорректируйте свое поведение
- Обратитесь к тому, кому вы доверяете
- Комментарий психолога
- Вы смотрели
- Больше работ в жанре Портрет
- Мнения и отзывы о работе «Страх»
- Другие работы автора Гаврийлюк Виктория
Когда тревога становится проблемой?
Во-первых, это проблема, когда тревожное состояние становится слишком частым или даже постоянным. Когда мы тратим на него много личного времени, ощущаем себя измотанными и загнанными в угол. Во-вторых, тревога должна насторожить, когда она возникает все чаще и интенсивнее, чем того требует ситуация. Например, дискомфорт причиняет поход до магазина или обычные рабочие дела. В третьих, внимание требует чувство, которое причиняет значительные страдания и потихоньку вытесняет вашу жизнь на второй план. Первое место уделяется тревоге.
Беспокойство – та же тревога?
Беспокойство и тревожность – разные вещи. Тревожность ощущается еще и в теле – это выражается тремором, учащенным сердцебиение, повышенным потоотделением и другими признаками. Беспокойство бывает полезно, если вы находитесь в чрезвычайной ситуации и вам необходимо из нее выбраться целым и невредимым. Но если оно перерастает в тревогу, наполняет тело и отравляет жизнь – пора с ним работать. В этом случае помогает йога, как работа с ощущением себя в пространстве. Она помогает лучше узнать свое тело, снизить напряжение в мышцах и быть в контакте с собой, переключив мысли и сосредоточившись на своих ощущениях в конкретном моменте.
Хотеть стабильности – нормально?
В мире нет стабильности. Стабильность – вредная иллюзия, можно всю жизнь искать ее и так и не добраться. Вы – самая главная своя опора и стабильность. Чем больше будет уверенности в себе и своих силах, тем меньше вы будете испытывать тревожность и беспокойство. Для помощи себе можно прибегать к ведению дневника, заполнению терапевтических тетрадей или легким упражнения арт-терапии. В дневник можно выписать все, что беспокоит вас в течение дня, чтобы перенести тревожные мысли из головы в текст. Терапевтическая тетрадь даст еще и полезные упражнения, которые можно выполнять в течение месяца или какого-то промежутка, отслеживать изменения в мышлении и поможет в работе над собой. Арт-терапией могут служить обыкновенные раскраски – например, вы можете попробовать раскрасить мандалу в разные цвета. Это переключит внимание с потока мыслей на мелкую моторику, а мандала станет красивым украшением комнаты или рабочего пространства.
Но ведь неопределенность хуже?
Да, неопределенность нас пугает. Но, как говорится, сидя на диване жизнь не изменишь. Ни одна самая крутая вещь не произошла бы, если бы в какой-то момент мы не поддались этой неопределенности. Стресс и страх влияют на нас. Весь организм готов к бегству, вы можете ощущать напряжение в разных точках своего тела. Если страх происходит от неопределенности, помогают легкие упражнения, плавание, йога, массаж. А перед выступлением или важным мероприятием, чтобы снизить напряжение и расслабиться, может быть полезно попрыгать на одном месте.
В этом есть и точка роста – иногда полезно двигаться туда, где страшнее всего, чтобы пройти свой жизненный путь и стать сильным человеком / специалистом / профессионалом.
Что делать, если я не справляюсь с тревогой?
Если тревога занимает большое место в вашей жизни, и справляться с ней самостоятельно не получается – намного эффективнее будет работа со специалистом. Он определит ваше точное состояние и даст свои рекомендации по лечению, возможно, назначив поддерживающую фармакотерапию. Бояться последнего не нужно! Современные антидепрессанты и противотревожные средства хорошо переносимы организмом, но их самостоятельный прием без врачебного контроля категорически исключен.
Редакция напоминает, что данный материал не может использоваться для самодиагностики. Только консультация специалиста дает реальное представление о медицинской услуге и необходимости ее получения.
Группа поддержки «Искусство эмоций» — уменьши тревожность, стресс и выгорание с помощью арт-терапии и творчества
Присоединяйся к еженедельной онлайн арт-терапевтической группе, и под руководством опытного специалиста ты используешь рисунок, голос, тело и истории, чтобы услышать и выразить свои чувства и переживания, и восстановить силы
Ориентировочный старт группы — сентябрь 2023
Группа «Искусство эмоций» поможет разобраться с этими сложностями:
The Order — это поддерживающее сообщество, платформа с ресурсными практиками и терапевтические и психологические групповые сессии. Наша миссия — помочь вывозить: восстановить силы, привести себя в порядок и понять, как двигаться дальше. Мы создаём уникальный синтез арт-терапии, нарративных, телесных и групповых практик. The Order — единственный в русскоязычном пространстве сервис, который использует общение, истории и творчество для исцеления
Какие инструменты используются в «Искусстве эмоций»:
Что такое арт-терапия?
Арт-терапия — это проверенная временем форма психотерапии, которая применяет художественные и креативные процессы, чтобы помочь исследовать эмоции, облегчить эмоциональные проблемы (тревожность, эмоциональное выгорание, проблемы в общении), повысить самосознание, поддержать самовыражение и коммуникацию с людьми. Искусство позволяет на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции, которые бывает сложно понять, осознать и проговорить: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость, усталость, фрустрацию, потерянность. Методика арт-терапии базируется на мысли, что содержания внутреннего «Я» отражаются в зрительных образах всякий раз, когда человек рисует, пишет картину, лепит скульптуру или музицирует, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Арт-терапия может применять самые разные инструменты — можно рисовать, писать стихи, петь, работать с пластилином или песком, сочинять. А самое главное — арт-терапия не требует никакой подготовки, специальных приспособлений и подходит абсолютно всем.
История арт-терапии началась в первой половине XX-ого века, когда художник Адриан Хилл в 1938 году использовал этот термин при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Он заметил целительный эффект творческой деятельности на психическое состояние людей. С тех пор арт-терапия применялась в работе с людьми, пережившими серьезные травмы и потрясения, она претерпела развитие систематического подхода, и сегодня применяется в клинической и неклинической практике.
Что такое системная семейная терапия субличностей (IFS)?
Cистемная семейная терапия субличностей (IFS) или внутренние семейные системы — это новейший подход в психотерапии, объединяющий в себе системную логику, концепт множественности личности, работу с травмой и работу с телом. Создан более 20 лет назад Ричардом Шварцем (США), работает с широким спектром проблем, обладает доказательной базой. В центре каждой личности, согласно этому методу, находится «Селф», окруженный множеством субличностей или внутренних частей. У Селфа есть три основных качества — способность быть в настоящем (осознанность); доброжелательнось и безоценочность (принятие) и готовность к контакту. Во всех ситуациях, в которых человек испытывает другие, не характерные состояния Селф, считается, что его сознанием руководит какая-то из субличностей: Менеджеры, Пожарные и Изгнанники.
Каждая субличность имеет свое позитивное намерение, историю, страхи, свои представления о жизни и о человеке, внутри которого они живут. Задача Cистемной семейной терапия субличностей (IFS) — научить быть в состоянии Селф, налаживать контакт с другими частями, освобождать части от бремени и их экстремальных проявлений. Ну и конечно — принять и интегрировать все части внутри системы, и исцеление от эмоциональных травм.
Что такое телесно-ориентированная терапия?
Телесно-ориентированная психотерапия — направление психотерапии, работающее с психологическими проблемами клиентов через процедуры телесных упражнений и телесного контакта. Одной из центральных идей этого метода является постулат о функциональном единстве и равенстве телесного и психического. Тело является не просто машиной для обеспечения работы мозга и сознания, а непосредственным участником и местом развертывания психических процессов.
В телесной терапии есть представление, что любое событие нашей жизни находит отражение в теле. Испытываемые нами эмоции представления о самих себе в мир, в которые верим, – всё это тело запоминает и помогает нам справляться со своими переживаниями через состояние хронического перенапряжения или расслабления мышц. Так формируется специфическая структура тела, являющаяся прямым отражением характера человека.
И наоборот – через осознанную активизацию определенных групп мышц мы можем влиять на свое психологическое состояние. Этим средством часто пользуются актеры, изменяя положение тела и таким образом добиваясь определенного эмоционального переживания, необходимого для роли. Именно взаимное влияние и единство телесного и психического лежит в основе эффективности телесно-ориентированной терапии.
Расписание встреч группы поддержки
Миссия The Order — помочь вывезти, и для этого мы привлекаем самых лучших, опытных и проверенных специалистов.
Член ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки. Более 6000 часов консультаций, провела более 40 арт-терапевтических групп для детей и взрослых, пять лет ведет рубрику «Психология» на канале К24. Применяет подходы когнитивно-поведенческая терапии, терапии принятия и ответственности, IFS, занимается детско-родительским консультированием. Работала в барнаульском центре семьи и детства ИМКА, сотрудничала с фондом «Живу с культурой», автор курса «Академия Родительства», организатор проекта «Семейный лагерь». 12 лет в браке, мать трёхлетней дочке, ведёт блог, живёт в Сибири.
Как работает группа «Искусство эмоций»?
Ты попадёшь на платформу The Order, где тебя ждёт сообщество, истории и видеобиблиотека
Ежедневные практики
Каждое утро мы отправляем небольшие ресурсные арт-терапевтические упражнения
Еженедельные онлайн-сессии
У каждой встречи в Zoom своя тема, инструменты и тренировки. Длительность — 2 часа
Опытный сопровождающий
Специалист делится знаниями, даёт рекомендации и направляет творческий процесс
Мини-группы
Для обсуждения и анализа своих находок и опыта делимся на доверительные группы по 2-3 человека
Удовольствие от творчества
Мы не только обсуждаем свои проблемы, но и заряжаемся позитивными эмоциями от процесса
Отзывы участников The Order
Иллюстраторка и дизайнерка
После участия в арт-терапевтической группе от The Order я стала смелее в своих начинаниях и меньше думаю о том, что у любого действия должен быть идеальный результат. Могу порекомендовать эти группы тем, кто зажат в какие-то рамки и хочет научиться давать себе больше свободы в жизни, творчестве и общении.
После первых же сессий The Order ощущаю, что во мне запустились психологические метаморфозы. Получилось прикоснуться к чувствительным моментам, «распаковать» свои эмоции. Всё максимально бережно, в этом безопасном пространстве нестрашно открываться и быть услышанным. Советую всем, кто хочет взглянуть внутрь себя через призму творчества и начать работу с глубокими переживаниями, используя слова и образы.
Из-за травм стало сложно творить (зачастую и функционировать), и в The Order было приятно обнаружить принимающее пространство и валидацию своих переживаний. После сессий остаётся приятное ощущение единства с людьми, хоть и незнакомыми. Возникает магия: «о, я не одна так ощущаю и думаю» — и это дорогого стоит. Я рекомендую эти группы, если тебе одиноко и сложно говорить о своих травмах и размышлениях.
Эффект от пребывания в пространстве, где все пришли просто побыть друг с другом в диалоге — очень целителен, даже без проработок конкретно личных травм. Думаю, эти группы поддержки будут полезны тем, кто любит порефлексировать в одиночестве, но скучает по общению и поддержке от внешнего мира.
Вырази невыразимое — с помощью творчества
Стать частью группы
3 990₽
Купить
Купить (из России)
Важно! Группа поддержки не может заменить полноценную терапию у специалиста, но поможет лучше разобраться в себе, и не сможет обеспечить достаточный уровень поддержки для людей, имеющих психические заболевания
Запишись на бесплатную консультацию
У тебя остались вопросы? Хочешь лучше разобраться в программе? Хочешь что-то уточнить? Мы всегда тебе рады!
У нас есть и другая группа поддержки
Костры амбиций
Для тех, кто эмоционально выгорел и не вывозит
997₽/встреча
. Рассказываем, что за признаки у этого типа и как от него избавиться
Обновлено 25 октября 2023, 12:07
Рассказываем, что такое тревожный тип привязанности, как он проявляется, на что влияет в отношениях и можно ли его исправить.
Психологи выделили три основных типа привязанности: надежный, тревожный и избегающий. Наиболее здоровой считается надежная привязанность, она встречается примерно у половины взрослых. Такие люди часто отдают приоритет отношениям, но при этом не зацикливаются на их поиске и сохранении. Остальные делятся на обладателей тревожного или избегающего типа привязанности.
Что такое тревожный тип привязанности
Тревожная привязанность — это тип эмоциональной привязанности, основанный на страхе быть брошенным и неуверенности в том, что вас любят и ценят. Люди с таким типом часто ощущают потребность в тесной эмоциональной близости с партнером, взаимных чувствах, стремление слиться в единое целое при абсолютной неуверенности в себе. Они часто нервничают из-за разлуки, а еще стремятся контролировать его действия и интересы.
Как формируется тревожный тип привязанности
Впервые тревожный тип привязанности описала американо-канадский психолог Мэри Эйнсворт. Он формируется в раннем возрасте у детей, чьи родители вели себя непредсказуемо и непоследовательно. Например, они то разрешали, то запрещали что-либо, не всегда находились рядом в нужный момент, устраивая эмоциональные качели для еще не сформированной детской психики, не уделяя внимания или не заботясь достаточно о ребенке.
психолог в направлениях «понимающая психотерапия», EMDR, «схематерапия», руководитель направления по работе с приемными родителями и методист образовательных программ благотворительного фонда «Здесь и сейчас»
«Тревожная привязанность — вид детско-родительских отношений, при котором взрослый непредсказуем и непоследователен в своих отношениях с ребенком. На одно и то же поведение в одно время он может реагировать заботливо и внимательно, поддерживая ребенка, в другой раз равнодушно или попустительски, а иногда раздраженно и агрессивно. Таким образом, ребенку трудно понять, какие требования к нему предъявляет родитель и какое поведение правильное, а какое нет.
Находясь рядом с таким взрослым, ребенок довольно быстро понимает, что нет стабильных правил, все зависит от настроения. А значит, всегда можно добиться своего. Про таких детей говорят: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Эти дети с раннего возраста привыкли преодолевать сопротивление родителей, очаровывая, требуя, споря, устраивая истерики и ведя себя агрессивно. Непоследовательное поведение родителей только закрепляет уверенность ребенка в своей способности добиваться желаемого любым способом. С таким ребенком родители часто чувствуют себя слабее, даже когда речь идет о трехлетке, и используют попустительство как способ воспитания, снимают с себя ответственность за ситуацию, утверждая, что они ничего не могут сделать.
В центре внимания такого ребенка реальность «здесь и сейчас». Хаотичность поведения родителя приучила его к тому, что в будущем может произойти что угодно: у взрослого поменяется настроение, появятся другие дела или он просто забудет об обещании. А значит, нет большого смысла строить планы. Другой стороной этого становится трудность формирования причинно-следственных связей. Такие дети плохо понимают, а иногда даже и не учитывают последствия своих поступков. Им сложно объяснить, что вранье сегодня может раскрыться завтра, что несделанные уроки приведут к получению двойки. Часто плохие оценки и чье-то недовольство они объясняют также сиюминутными обстоятельствами: «у нее было плохое настроение», «я вообще ей не нравлюсь» и т.п.
В подростковом возрасте такие дети часто оказываются в центре внимания в компании сверстников, так как их яркое поведение притягивает. Они часто становятся лидерами компании, привлекательными для противоположного пола, заводилами во всевозможных интересных приключениях. Однако трудности планирования, склонность к неоправданному риску и ярким эмоциональным поступкам могут порой привести к не самым приятным последствиям, вплоть до опасных. А подростковая эмоциональная лабильность, добавляясь к привычным скандалам, делает поведение таких подростков совершенно невыносимым».
Признаки тревожного типа привязанности
Основной признак тревожной привязанности в том, что человек часто чувствует себя очень неуверенным в отношениях с другими людьми, нуждается в одобрении со стороны партнера.
Тревожный тип привязанности в отношениях
Поскольку отношения между родителями и детьми не способствовали формированию или проявлению близости, люди с тревожной привязанностью жаждут глубокой эмоциональной связи и любви. Но из-за негативного опыта в детстве им становится трудно доверять близким, включая партнеров, и это провоцирует огромную неуверенность в отношениях. Люди с тревожной привязанностью часто кажутся эмоционально нуждающимися.
Эта неуверенность, в свою очередь, может привести к тому, что люди с тревожной привязанностью станут собственническими, чрезмерно зависимыми и навязчивыми по отношению к партнеру. Пытаясь удержать своего партнера, они могут в итоге оттолкнуть его.
Однако вместо того, чтобы сообщить о своей неуверенности, такие люди склонны действовать в соответствии с ней. Например, у тревожного партнера может случиться паническая атака, когда его вторая половина проводит время с друзьями. Чтобы удовлетворить потребности тревожного партнера, в следующий раз он останется дома. Такая динамика может повторяться, и в итоге партнер обижается и расстраивается.
Свидания с людьми, обладающими тревожным типом привязанности, могут быть непростыми, поскольку из-за детского опыта им трудно доверять людям, в том числе романтическим партнерам. Это может привести к тому, что они начнут проявлять чувство собственничества, станут чрезмерно зависимыми и цепкими по отношению к партнеру.
В этом случае, чтобы строить здоровые отношения, человеку лучше искать кого-то с надежным типом привязанности (или того, кто будет работать с ним, чтобы создать надежную привязанность).
Как избавиться от тревожного типа привязанности
Осознание типа привязанности помогает объяснить наши потенциальные препятствия на пути к доверию, тесным связям и близости во взрослой жизни. Понимание того, почему вы склонны вести себя определенным образом в отношениях, — это первый шаг к разрушению этих стереотипов.
Скорректируйте свое поведение
Осознав, как эта привязанность вызывает проблемы в отношениях, вы сможете начать принимать более обоснованные решения. Выбор другого варианта — даже если это страшно или неудобно — поможет внести изменения, которые приведут к безопасным отношениям.
Обратитесь к тому, кому вы доверяете
Чтобы преодолеть тревожный тип привязанности, обычно требуется помощь. Для начала это могут быть семья и друзья, которым вы доверяете. Поскольку людям с тревожной привязанностью трудно доверять близким людям, психологи часто рекомендуют обратиться за помощью к специалистам.
«Взрослый человек с тревожной привязанностью — это человек, который живет, скорее, эмоциями и вызывает эмоции у окружающих, позитивные или негативные, очаровывая или раздражая, но это тот, кто запоминается. Общение для такого человека — это много-много эмоций. Наверняка у вас в окружении есть тот, которым все восхищаются или которого все жалеют и постоянно помогают, сменяя друг друга, а может быть, который постоянно со всеми ругается, но делает это ярко, заметно. Скорее всего, это человек с тревожной привязанностью. Что касается профессии, то успешны такие люди именно там, где востребованы качества, связанные с харизмой и эмоциональностью, где на непоследовательность и эгоизм закроют глаза. Например, это могут быть артисты, шоумены, а также и педагоги, к которым на лекции приходит весь университет, а на фактические ошибки в рассказе не обращают внимание, захваченные вдохновляющим рассказом.
К психологу такие люди приходят как к еще одному зрителю их жизненных драм. Их рассказ вызывает сочувствие и восхищение. И, как правило, менять что-то в своей жизни они не очень и хотят».
Комментарий психолога
когнитивно-поведенческий терапевт, специалист психологической платформы Alter
Насколько важна психотерапия в работе с тревожной привязанностью?
Психотерапия играет важную роль в работе с тревожной привязанностью, поскольку она дает клиенту необходимые инструменты и стратегии для самопомощи. В процессе психотерапии клиенты обучаются замечать и регулировать свои эмоции, устанавливать здоровые границы в отношениях и вырабатывать навыки самоподдержки. Научные исследования уже доказали, что когнитивно-поведенческая терапия, особенно терапия принятия и ответственности и терапия, основанная на осознанности (майндфулнесс), могут значительно улучшить качество жизни клиентов с высоким уровнем тревоги, что позволяет в том числе скорректировать стиль привязанности.
Какие последствия могут быть, если ничего с этим не делать?
Если не работать над изменением или хотя бы осознаванием особенностей своего типа привязанности, это может неблагоприятно отразиться на многих сферах:
Какие советы можно дать родителям, чтобы у ребенка не сформировалась тревожная привязанность?
Как вести себя с партнером, если у него тревожная привязанность?
Когда речь идет о близком человеке с тревожным типом привязанности, важно проявлять терпение, поддержку и понимание. Вот несколько рекомендаций о том, как взаимодействовать с таким партнером:
Взаимодействие с партнером, для которого характерен тревожный тип привязанности, может быть сложным, но с поддержкой, пониманием и совместными усилиями можно создать здоровые и сбалансированные отношения.
«МП» выявляет состояние и способность удовлетворять основные базовые потребности.
Сначала сама методика. Это диагностическая процедура, но с ней можно сразу и работать.
Я расскажу, что можно делать в терапевтическом режиме.
Можно проводить со взрослыми, подростками и с дошкольниками.
Материалы: пастель, краски гуашевые и акварельные, кисти, стаканчики с водой, бумага А4, салфетки, бумага ½ формата А4 – 4 шт.
Рисовать можно в любом порядке.
Расскажите о каждом рисунке по порядку (как можно подробнее), необходимо выяснить все обстоятельства: растение, посуда, оружие, украшение. Вопросы д.б. обобщающими.
В конце необходимо провести анализ всех рисунков. Понять, есть ли что-то общее, проясняющее, какая-то черта, потребность.
Символы связаны с проявлением у человека потребностей.
Растение. Обращается внимание на символическое изображение, развитое, неразвитое — это жизнеспособность, твердость, устойчивость. Самое устойчивое – дерево. Более хрупкое – разная степень выражения этого права существования. Если сказочное, то клиент может предполагать, что его право на существование имеет какие-то условия.
Посуда. Метафора: «Я имею право иметь потребность, связанную с оральным периодом» удовлетворение потребности связано с питанием. Наиболее выразительным будет тарелка, кастрюля. Смотрим – какая кастрюля, используется или нет. Такая кастрюля может говорить о том, что это право не выражено. Здесь может быть выражена подлинность, т.е. любование, а не удовлетворение своих потребностей.
Оружие. Символ автономии, того, что я могу обозначить свои границы. Эти границы можно сдвигать, раздвигать. Когда происходит нарушение границ, то происходит злость, агрессия, тревога, страх, испуг. Четким выражением потребности является оружие открытого боя. Предполагается, что человек обозначает, что он может обороняться.
Степень поражения: чем меньше степень поражения, тем меньше выражена потребность обозначения своих границ. ( Невротический склад – происходит сужение своих границ; психотическая организация – оружие дальнего поражения, территория большая). Необходимо обратить внимание: оружие – не оружие по функции ( к примеру, музыкальный инструмент), присутствует ли улыбка, как клиент сам объясняет свой выбор.
Украшение. Потребность быть ценностью. К примеру, я показываю свою ценность 1 раз в год или чаще. Когда у меня хорошее настроение, я особенно ценный человек.
Теперь немного теории о самих первичных потребностях и личный опыт работы, для того, чтобы лучше понимать символы, которые нарисует клиент при «МП».
Гринейкр приходит к выводу, что пренатальный опыт, роды и обстановка непосредственно после рождения играют роль в предрасположенности к тревоге. Этот тип первичной тревоги, отличается от более поздней тревоги отсутствием психологического содержания и осознания.
Согласно Фрейду, первым постулировавшему психологическое значение процесса рождения, организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию. На новорожденного обрушивается огромное количество стимулов, и он не обладает адекватным способом их переработки. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается под воздействием потока возбуждений. Эта первая опасная ситуация становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. Связующим звеном является отделение, которое при рождении носит чисто биологический характер, а позднее выражается в психологических и символических формах.
Ранк рассматривает рождение как глубочайший шок на физиологическом и психологическом уровнях. Этот шок создает резервуар тревоги, порции которой освобождаются на протяжении всей жизни. Причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги – не просто как модели, а в качестве первоисточника.
Фоудор предлагает положения, которые он называет четырьмя принципами пренатальной психологии:
Травматический опыт рождения настолько ужасен, что природа позаботилась о вытеснении его из детской памяти. Многие символы пережитого при родах страха универсальны и могут быть сразу опознаны. Наиболее распространенные фантазии сновидений, в которых родовая травма заявляет о себе, следующие: ползание через узкие отверстия; врастание в землю, погружение в грязь или песок; раздавливание и сжатие; утопление; засасывание водоворотом или утаскивание крабами, акулами, крокодилами; страх быть проглоченным дикими животными или монстрами; кошмары удушения или захоронения заживо; фобии увечья или смерти.
Я опишу наиболее интересные случаи из практики, которые в последующей терапевтической работе, были подтверждены.
Мужчина 37 лет. Нарисовал кактус с очень тонким основанием и большими иголками в горшке. Описывая растение, он говорил, что «этот кактус не пригоден для нашего климата и почва не подходит. Несмотря на все невзгоды, он набирает мощь. Хотя ножка тонковата, но он выжил и даже иногда цветет». В последующем выяснилось, что он являлся нежеланным ребенком и мать подумывала об аборте. Часто с детства слышал о том, что его роды были для нее слишком болезненны и он не к месту («не пригоден для климата»). В детстве часто и сильно болел, на грани смерти («ножка тонковата, но он выжил »).
Мужчина 35 лет. Изобразил два дерева, одно по центру, крупное, с богатой кроной. Второе поодаль меньшее, но явно одной породы. В разговоре выяснилось, что на данный момент для клиента актуален вопрос диалога с братом, с которым идет с детства соперничество. Кто из них наиболее успешен.
Женщина 32 года. Изобразила пруд с 4 лилиями и одним листом. Причем белые лилии после высыхания стали очень призрачны. Обсуждая рисунок клиентка поведала, что это скорее о том, что у матери до ее рождения было 4 аборта и клиентке казалось, что она проживает жизнь не свою, а этих четырех «лилий».
Право иметь свои потребности (оральная стадия)
По мере созревания ребенка его интеллектуальные способности возрастают и выходят за пределы простой заинтересованности в удовлетворении потребностей. Принцип удовольствия замещается принципом реальности. Это обучение, в процессе которого возникают осознание возможных перемен в окружении и способность предсказания будущего. На данном этапе ребенок может представить себе: «Когда я веду себя определенным образом, окружение реагирует соответствующим образом», – и регулировать поведение приемлемым путем. Принцип реальности поэтому связан со способностью отдавать предпочтение будущему вместо немедленного удовлетворения.
Основная цель этого периода состоит в наслаждении аутоэротической стимуляцией эрогенной зоны. В последующем добавляется еще одна цель, заключающаяся в желании инкорпорировать объекты.
Новорожденный ребенок не осознает внешнего мира и испытывает только изменения напряжения в собственном состоянии. Эго начинает функционировать, когда возникает желание удовлетворения из внешнего мира. Самоуважение, одно из достояний эго, первоначально регулируется получением питания, магический источник кормления позволяет младенцу ощущать величие. Позднее следует период пассивно-рецептивного господства, при котором младенец разделяет недавно обнаруженное величие взрослых, побуждая их выполнять свои желания.
Все психологические механизмы, действующие на первом году жизни (интроекция, проекция, отрицание, фиксация и регрессия), являются предшественниками защитных механизмов.
Мальчик 14 лет. Изобразил чайную ложку в виде большой сковородки. В ходе терапии мальчик говорил очень много и категорично. На замечание терапевта данного факта, сказал, что ему кажется, что он «выдает в час по чайной ложке».
Молодой человек 23 года. Изобразил Кувшин и две чаши, все украшено замысловатыми узорами. Описал рисунок так: «Кувшин наполнен ядом, который предназначен двоим людям, больше сказать нечего». При работе с рисунком и прояснении кого могли бы символизировать предметы, рассказал, что в нем сейчас много язвительных слов и желаний по отношению к родителям, он возвращает им то, что они «вливали» в него и брата, когда они были маленькими.
Потребность на автономию, право занимать свое место (анальная стадия).
Между одним и тремя годами ребенок расстается с инфантильными способами приспособления и активно отстаивает свое особое место в мире. В этом периоде быстро развиваются его способности: ходить, говорить, думать, контролировать сфинктер и тому подобное. Параллельно возрастают навыки восприятия и движения, усложняется сфера межличностных отношений.
На этой стадии одновременно с предвосхищением в воображении и планированием действий возникает мысль об опасности. Оценивающее эго теперь обладает способностью рассматривать ситуацию как потенциально травмирующую или угрожающую. Такое суждение допускает только умеренный, контролируемый уровень тревоги, который меньше, чем мог бы переживаться в ситуации. Предвосхищение тревоги служит сигналом ребенку, подсказывающим ему о чем-то, требующем преодоления.
По Салливану самость развивается из взаимоотношений с другими людьми. Ребенок не способен сомневаться, оспаривать и восставать против оценок других людей. Он пассивно принимает суждения, которые вначале передаются посредством эмпатии, а в описываемом возрастном периоде – словами, жестами, поступками. Если ребенок не является желанным и родители обращаются с ним в жестокой и унижающей манере, его самость становится жестокой и унижающей. С этих пор он реагирует на других тем же жестоким образом. Если ребенок любим и уважаем значимыми взрослыми, он приобретает любящее и уважительное отношение к себе. Отношение к себе, приобретенное в раннем возрасте, проносится через всю жизнь, лишь в некоторой мере оно подвергается изменениям под влиянием экстраординарных обстоятельств и в процессе последующего опыта.
Мужчина 33 года. Изобразил в качестве оружия белый прямоугольник. Объясняя, это тем, что ему не надо оружия. При этом, поведение его на всех последующих сессиях было с постоянным нарушением границ, как своих, так и терапевта. При каждой сессии уходило время на установление границ.
Молодая женщина 22 года. Нарисовала подводную бомбу. На вопрос действующая ли она, ответила, — ждет последнее столкновение. В разговоре о своей жизни поведала, что нападки и приставания окружающих старается игнорировать, считая их недоразумением. Чуть позже призналась, что готова взорваться в любой момент и боится этого, отчего еще больше старается не замечать обидные в ее адрес послания. Упомянула о постоянных головных болях, «она как-будто готова взорваться».
Потребность быть любимым, опекаемым, быть ценностью, украшать чью-то жизнь (фаллическая стадия).
К этому возрастному периоду раннее физическое созревание уже регулируется. Фокус нашего внимания снова сдвигается, особенно в контексте ортодоксальных воззрений, к ускоренному развитию сексуальных интересов и их влиянию на отношения в семье и на внутренний мир ребенка. На данном этапе проявляется эдипов комплекс, совершенствуется функция супер-эго и расширяется использование защитных механизмов эго.
Интерес к гениталиям приобретает преувеличенный характер и проявляется в частой мастурбации; возрастает желание физического контакта, особенно с лицами противоположного пола; преобладают эксбиционистские тенденции. Независимо от поведенческих проявлений, имеет место все разнообразие сексуальных фантазий, обычно связанных с мастурбацией.
Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как «корыстные действия»: лобовая атака, удовольствие от соревнования, настойчивость в преследовании цели, наслаждение победой. Ребенок таким образом обучается предпосылкам инициативы, т.е. выбору целей и упорству в их достижении.
Молодая женщина 25 лет. Изобразила жемчуг, белой краской. При высыхании краски, украшение стало практически не заметным. При разборе выяснилось, что она всего лишь предполагает, как это быть любимой, ценной. Родителей помнит как очень строгих и «сухих». Мать говорила, что нежные чувства только лишь делают человека слабым, а жизнь «настоящая», она другая. И нечего разводить сантименты.
Мальчик 9 лет. Нарисовал портрет гусара в рамке. При разговоре с мамой выяснили, что именно в данный период (с 3х до 5 лет). Она разводилась с отцом ребенка и им было не до сына.
Мужчина 33 лет. Нарисовал смайл. Озвучивая картину, сказал бабушкиными словами «Только улыбающихся людей любят».
Мужчина 50 лет. Изобразил звезду. Сказал, что это майорская звезда. При обсуждении рисунка вспомнил, что его ценность подтверждалась только «важными (геройскими) делами».
Любую работу с рисунком, все же стоит начинать не с диагностики, а с возможности клиента самому рассказать о своем творении.
Я не претендую на создание новых символичных образов, скорее хотела показать, что к любым методикам можно подходить творчески, это помогает создать живой контакт с клиентом. А каждый клиент уникален и неповторим, каждый несет лишь свою историю, свои символы. В каждом случае индивидуальное выражение, и поэтому требуется индивидуальная диагностика.
Автор статьи Марина Дутний
Вы смотрели
30х30 см, ДВП/Масло
Новинки художников Обсуждение новостей искусства Обзоры и обсуждение
Еженедельные новинки Специальные предложения
Свежие обзоры искусства Интервью с художниками Мастер-классы по рисованию
Сообщество ценителей искусства Новинки от художников
Свежие обзоры искусства Интервью с художниками Мастер-классы и тренинги
Больше работ в жанре Портрет
нет отзывов
Доставка по Украине и за рубеж Оплата наличными, на карту Приватбанк
Мнения и отзывы о работе «Страх»
Будьте первым, кто оставит отзыв и выскажет свое мнение о картине «Страх». Это важно для нас и автора работы.
Другие работы автора Гаврийлюк Виктория
30х40 см, ДВП/Масло
30х43 см, ДВП/Масло
30х43 см, Холст на ДВП/Масло