диагностика тревоги кактус

ДИАГНОСТИКА ТРЕВОГИ КАКТУС Тревога

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Ирина Валерьевна Семенова

МКОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов

Слободского района Кировской области

Рисуночные тесты как метод изучения личности

«Всякая мысль заканчивается движением»

В процессе внедрения ФГОС особую роль отводят психолого-педагогическому сопровождению этого процесса. Наряду с общей грамотностью становятся важными такие качества ребенка как способность к саморазвитию, формирование целенаправленной познавательной деятельности и мотивации, а также социальные и межличностные отношения, т.е., можно сказать, что происходит построение индивидуальной траектории развития. Развитие этих качеств как никаких других нуждается в грамотном психолого-педагогическом сопровождении и участие в образовательном процессе, как педагогов, так и других специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.

Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника

Создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения

Организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.

Не всякая школа, а тем более, малокомплектная сельская, имеет в своем штате педагога-психолога и других специалистов, чья задача – обеспечить право каждого учащегося на психолого-педагогическое сопровождение в учебном процессе.

Таким образом, новые стандарты общего образования фактически требуют от учителей умений оперировать психологическими критериями наравне с психологами (или в отсутствии психологов, если речь идет о небольших сельских школах).

Для всестороннего развития личности каждого ученика учителю необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого-педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Учитель может осуществить необходимое психологическое сопровождение и оказать психологическую помощь путем применения метода объективного наблюдения, беседы,

позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями выявить личностные особенности ребенка.

относятся к проективным методикам, на принципе проекции, т.е. символический перенос содержания внутреннего мира на внешний мир. В своих рисунках, в фигурках, слепленных из пластилина, в поделках и играх со своими игрушками ребенок как бы «проигрывает» те впечатления, которые он получает от общения с людьми, от книг и фильмов. Рисуя тот или иной объект, невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к миру. Рисунок – это всегда какое-нибудь сообщение, зашифрованное в образах.

Рисуночные методики очень просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша (цветных карандашей, красок)оказатели, учитываемые при интерпретации рисуночных тестов, не однозначны, поэтому не рекомендуется делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одного лишь этого метода. Заключение ни в коем случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она поддержана двумя – тремя признаками, обнаруживающимися в рисунке.

Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений. Если, например, накануне ребёнок поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата. Возможно, он отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение.

Что важно учитывать при проведении рисуночных тестов.

В кабинете в приделах видимости не должно быть изображений, которые будут использовать дети в тесте.

Желательно детей рассадить так, чтобы они не могли срисовать друг у друга.

Чётко проговаривается инструкция,

сли ученик задает уточняющие вопросы, то ему говорят: «Рисуйте так, как

». Если же вопрос противоречит инструкции, то е

Если первоначальный рисунок получился схематическим или шаблонно карикатурным,

не по теме, то н

ужно попросить сделать повторный рисунок.

Если ученик боится выполнить плохой рисунок,

огда надо ободрить его, сказать, что вам интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого

что оценка за рисунок не ставится

ть, чтоб он постарался нарисовать как можно лучше – так, как он умеет

Во время выполнения рисунка не подсказывать, не поправлять («ты забыл нарисовать бабушку», «почему у папы нет ушей» и т.п.) – иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку.

выполняются на белой бумаге форматом

, простым карандашом или цветными карандашами, красками.

Самые распространенные рисуночные тесты «Дом-Дерево-Человек», «Нарисуй человека», «Несуществующее животное», «Человек под дождём». Предлагаю рассмотреть методики «Моя семья», «Кактус»,

Проективная методика «Моя семья» предполагает выявление особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Даётся инструкция «Нарисуй, пожалуйста, свою семью», или «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь», или «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом» и «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь».

Когда рисунок закончит – попросите ребёнка объяснить, кто есть кто – и после этого можно оценивать результаты.

В первую очередь, обра внимание на то, какое первое впечатление производит на ас рисунок. Какое он вызывает у ас настроение: радостное или угнетающее. Это будет одним из наиболее важных критериев того, что хотел передать ребенок этим рисунком, какое настроение он транслирует.

Последовательность рисования членов семьи.

Первым ребенок рисует эмоционально значимое и привлекательное для него лицо. Это может быть как мама, так и папа. Может быть

старший брат или сестра.

Если ребенок первым на рисунке изображает себя – это может указывать на эгоцентризм ребенка.

одержание правой и левой стороны листа – каждая из них несет смысловую нагрузку детского рисунка.

Правая часть обозначает связь ребенка с отцом и его видение будущего.

– рассказывает о его прошлом, привязанности к дому, и, прежде всего, к матери.

Верхняя часть рисунка связана с интеллектуальной стороной деятельности ребенка

– с материальным миром.

азмер и расположение рисунка на листе.

Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.

Уверенный в себе, уравновешенный ребенок концентрирует

в центре листа.

Те, у кого наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и в восприятии собственного Я, пытаются охватить рисунком все пространство.

асположение членов семьи.

Расположение членов семьи на одной прямой с соединенными руками; близкое расположение членов семьи друг к другу

указывают на психологическое благополучие в семье, восприятие целостности семьи, включенность ребенка в семью, т.е. указывает на тесные эмоциональные контакты. Однако

если на рисунке оказывается сверхплотное расположение фигур членов семьи, то это указывает на

связи в семье, а так же на потребность в эмоциональной близости.

Наоборот, если на рисунке наблюдается

удаленность всех членов семьи друг от друга

, то это говорит о том, что в семье присутствует разобщенность членов семьи, а так же слабость эмоциональных контактов между ними.

ребенок рисует членов семьи, разделяя их линиями или какими-то объектами, или расположение членов семьи в разных комнатах

– то все это указывает на серьезное нарушение внутрисемейных контактов.

ребенок рисует себя отдельно от других членов семьи

. Это указывает на то, что ребенок испытывает ощущение своей отверженности в семье.

дети включают в свой рисунок семьи домашних животных

– это говорит о том, что они испытывают недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

Если ребёнок «забыл» нарисовать кого-то из родственников,

о этот человек и есть

источник его дискомфорта, переживаний и мучений.

Исключение себя из рисунка

говорит о чувстве своей отверженности в семье, отсутствии чувства общности с семьей, неприятие себя в семье.

фигура нарисована явно выше других

– это говорит о значимости и доминировании этого члена семьи.

ребенок рисует себя равным по величине с родителями

– это может указывать на эгоцентризм ребенка, стремление к равноправным отношениям.

Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в

уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от нехватки родительского внимания.

Анализируя рисование отдельных частей фигуры можно выделить следующее:

исование кулаков, поднятых вверх рук с крупными ладонями, острые ногти, оружие в руках

говорит об агрессивном поведении данного члена семьи;

огда ребенок пропускает в рисунке части лица у себя (рот, глаза)

– это указывает на серьезные нарушения в сфере общения;

тсутствие глаз указывает на наличие

(ослабление контактов с окружающими);

устые глаза, без радужки и зрачков

так же указывает на

ольшие зачерненные глаза

указывают на наличие страха;

еловека, изображённого с большими глазами, ребёнок воспринимает как тревожного и беспокойного

, с маленькими (в виде точе

к или щёлочек) – как замкнутого;

указывает на вербальную агрессию данного члена семьи;

ерсонаж без ушей – это человек, «не слышащий» окружающих, игнорирующий то

, что ему говорят

с большим ртом – источник угрозы (тот, кого ребёнок

еловек, нарисованный с большой головой, ребёнок считает умным,

ерсонаж с длинными руками и большим количеством пальцев на руках – сильным (и наоборот).

ребенок штрихует все лицо другим членам семьи, или рисует кого-то без головы – это указывает на конфликтное отношение ребенка с этим человеком и враждебное отношение к нему;

триховка, множественные линии, повышенный нажим на карандаш

при изображении всех членов семьи или большинства из них – указывает на напряженную эмоциональную атмосферу в семье;

дного из членов семьи

– напряженное конфликтное отношение к этому члену семьи;

– неблагополучное эмоциональное отношение к этому члену семьи.

Выражение лица говорит о чувствах ребенка к этому человеку.

Обилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.

Уверенные в себе дети рисуют в основном четкими жирными линиями, со средним нажимом на карандаш.

, наоборот, выбирает не очень яркие цвета и рисует, едва касаясь бумаг, отчего его творения получаются блеклыми и невыразительными. Слабый нажим также указывает на сниженное настроение, мышечную слабость.

И наоборот, сильный нажим указывает на повышенный тонус, эмоциональную напряженность. Агрессивный ребенок часто непроизвольно ломает грифель карандаша или быстро исписывает фломастер. Нажим настолько силен, что такие дети нередко карандашом рвут бумагу, на которой рисуют.

Мягкий по характеру ребенок будет использовать много извилистых тонких линий. Дети с волевым характером, реалисты, отдают предпочтение прямым линиям и четким углам, редко используя кружочки и овальные формы.

В норме дети используют широкую палитру цветов в своем рисунке. В рисунке они как бы воплощают все краски жизни. Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета – это говорит о его положительном отношении и хорошем настроении.

Если же рисунок выполнен в мрачных — серых, темно-синих, черных тонах, — это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.

Зеленый — ребенок стремится к безопасности, акцентирует свою независимость и уравновешенность, упрям.

Красный — проявляется эксцентричность, агрессивность, возбудимость и сила воли.

— свидетельствует об оптимизме, любознательности, положительных эмоциях.

— проявление фантазии и интуиции.

Коричневый — физический дискомфорт, медлительность, выражение

— выражение протеста, потребность в изменениях, подавленность.

— испытывает отстраненность, желание уйти, подавить тревоги и переживания, безразличие

Что должно НАСТОРАЖИВАТЬ в рисунках:

— детально прорисованные половые органы (признак наличия проблем в сексуальной сфере);

— наличие крови (признак перенесенной травмы);

— пораженные участки тела в рисунке человека (язвы, болячки, темные пятна), наличие дупла в рисунке дерева (признак переживания органического поражения, наличия медицинских заболеваний);

— наличие заштрихованных, зачеркнутых предметов (признак повышенной тревожности)

— «пропуски» или «забытые» в рисунке части тела (признак нарушения представления об общей структуре тела, наличие тяжелой травмы).

Проективная методика «Кактус»

определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.

На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

(дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (

, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

— наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

— отрывистые линии, сильный нажим.

— крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

— наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

— расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

— изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

— преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

— наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

— наличие на рисунке других кактусов или цветов.

— на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

интересное» и «В школе»

Цель: диагностика мотивации учения младших школьников.

начиная со 2-го полугодия 1-го класса. С этого времени ученикам начинают выставлять оценки, отношение школьника к учению становится более выраженным, что отражается в рисунке.

Методика заключается в следующем. Школьникам предлагается нарисовать два рисунка:

Оба рисунка следует давать школьникам на дом. Если рисунок «В школе» дается на уроке, то большинство школьников рисует то, что видит перед глазами — получаются стереотипные изображения классной доски, шкафов, и только при явно выраженном положительном или отрицательном отношении к учению встречаются отдельные яркие рисунки.

Для диагностики мотивации учения младших школьников по отношению к каждому из выделенных показателей используются 2 вида характеристик рисунков:

1) формальные характеристики, выявляющие эмоциональное отношение ученика к школе, показывают, насколько изображаемое является значимым для субъекта, т.е. на их основе может быть выдвинуто предположение о том, является ли учение для школьника личностно-значимой деятельностью;

2) содержательные характеристики, выявляющие отношение школьника к учению.

К формальным характеристикам относятся

а) цвет рисунка: темные, холодные тона (темно-коричневый, синий и т. д.) считаются проявлением отрицательных эмоций, т. е. отрицательного отношения к изображаемому, как использование не подражательного цвета, не соответствующего реальности; светлые, теплые тона (желтый, красный и т. д.) считаются проявлением положительных эмоций, т. е. положительного отношения к изображаемому.

б) тщательность прорисовывания деталей рисунка: при положительном отношении прорисовывается со всем старанием, при отрицательном — рисуется нарочито небрежно.

в) творческое отношение к рисунку: динамичность, свобода композиции, наличие сюжета, его завершенность. Творческое отношение к рисунку определяется наличием вышеприведенных характеристик.

В качестве дополнительных характеристик, которые могут быть использованы для диагностики эмоционального отношения к , могут также выступать: а) орнаменты и симметричные композиции для выражения положительного отношения к изображаемому; б) гиперболизация, преувеличение реальных размеров значимого элемента предмета.

К содержательным характеристикам, выявляющим показатели диагностики мотивации учения младших школьников, относятся следующие:

1. Количество рисунков «

а) если ученик принес либо несколько рисунков Про самое интересное и ни одного рисунка , несмотря на многочисленные напоминания, это свидетельствует о его отрицательном отношении к учению;

б) если ученик принес по собственной инициативе больше одного рисунка на школьную тему — это свидетельствует о его положительном отношении к учению.

ена ли школьная тема в рисунок «. Если да, то это надежно свидетельствует о самом положительном отношении ученика к учению.

3. Какой момент школьной жизни отражен в рисунке: а) урок; б) перемена; в) ситуация, внешне связанная со школой — уход от школы — при изображении только школьного здания; рисунок на тему с измененным названием —

Содержание рисунка ученика оценивается по данным характеристикам с точки зрения выраженности положительного либо отрицательного отношения к учению. Если изображается урок, это может служить показателем того, что учение является для ученика личностно значимой деятельностью; если изображается перемена или другие внешние по отношению к учению ситуации, следовательно, для ученика личностно значимой является не учебная, а, например, игровая деятельность.

содержания обучения: а) наличие в рисунке деталей, связанных с отдельными школьными предметами; б) наличие в рисунке деталей, свидетельствующих об ориентации на оценку. Наличие в рисунке данных характеристик также может свидетельствовать о том, что учение является для школьника личностно значимой деятельностью.

5. Изображение себя с другими субъектами: а) с учителем, б) со сверстниками; в) изображен сам автор, г) изображен учитель и ученики, ) изображен ученик того же класса, но не он.

Данные возможные варианты включения субъектов в содержание рисунка могут быть проинтерпретированы различным образом, в зависимости от содержания рисунка в целом. Однако изображение учителя, как правило, свидетельствует о его личной значимости для школьника. В то же время нельзя забывать о том, что некоторые школьники

Выделенные формальные и содержательные характеристики рисунка не являются равнозначными для диагностики мотивации учения младших школьников. Среди формальных характеристик рисунка определяющее значение для диагностики имеет цвет. Среди содержательных характеристик рисунка исчерпывающую информацию о том, что учение является для школьника личностно-значимой деятельностью, может дать, например, то, включил ли ребенок школьную тему в рисунок

Для адекватной интерпретации содержания рисунка по выделенным показателям необходимо после того, как ученик принес рисунок, провести беседу по уточнению его содержания.

Проективные методики позволяют лучше изучить личност младшего школьника, что учителю более качественно вести е каждого ученика для развития освоения способов деятельности и развития компетентностей в соответствии ФГОС.

Список используемых источников

. Психологические рисуночные тесты.

З. Ф. Семенова, С. В. Семенова. Психологические рисуночные тесты. Методика «Дом — Дерево — Человек» — М.: ACT; СПб

Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. А СТ, 2014.

https://psylist.net/prometпсихологический образовательный сайт

Использование диагностического инструментария психолога в системе дошкольного образования

Принятие ФГОС дошкольного образования как основополагающего документа нормативной правовой базы в системе ДОУ ставит перед всеми субъектами дошкольной образовательной организации важные задачи, одна из которых — это изучение закономерностей психического развития ребенка, оказавшегося в новых для него условиях. Эта задача для педагога-психолога, педагогов и воспитателей является приоритетной, потому что ранняя диагностика на начальном этапе развития ребенка, находящегося в ДОУ, имеет ключевое значение не только для раскрытия связи и взаимопереходов между стадиями и кризисами, а также для отслеживания динамики параметрических показаний, его физиологических, функциональных, психических изменений, которые характерны для раннего и гармоничного развития ребенка от 3 до 7 лет. Использование психодиагностического инструментария выступает также в качестве неотъемлемой части организации психологического исследования, повышая его валидность и способствуя накоплению объективных фактов в области изучения психики ребенка в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В этой связи психологам ДОУ был предложен спецкурс, который, возможно, поможет систематизировать знания по ранней психодиагностике, восполнить знания по курсу психодиагностики, изучаемому в вузе, где обучались специалисты, и сформировать кейсы методик, которые могут использовать психологи в ДОУ.

Психодиагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ представляет собой научно обоснованную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей будущей личности с целью оценки актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей, а также построения системы коррекционно-развивающей помощи всем субъектам образовательной организации. Особое внимание в рамках спецкурса уделяется подбору инструментария и правилам работы с конкретными методиками. Выбор инструмента обусловлен, с одной стороны, особенностями диагностической задачи, а с другой, компетентностью специалиста, проводящего диагностику. Необходимо отметить, что все еще недостаточно специалистов по психодиагностике, в широком смысле слова, и лишь только большинство практикующих психологов специализируются на конкретных направлениях в работе и задачах, которые на данном этапе ставит та организация, в которой работает педагог-психолог. Однако ключевой компетенцией для любого психолога является умение оценить диагностические возможности и ограничения методик, информация о которых представлена в методическом руководстве через психометрические характеристики тестов.

При информировании и обучении слушателей спецкурсов акценты расставлены на работу с тестовыми материалами, в которых отражены стандартные процедуры, а также на проведение самого теста и обработку данных, которые необходимо соблюдать предельно строго, чтобы обеспечить достоверность измерения. Авторская программа, которая разработана специалистом нашего центра, направлена на диагностику разностороннего развития детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках.

Возраст исследования — дошкольный (от 3 лет до 7 лет). Весь предложенный диагностический материал ориентирован на изучение этого периода в онтогенезе человека.

Основная цель повышения эффективности диагностики и оказания психологической помощи обучающимся в дошкольных образовательных организациях — это реализация разработанного спецкурса для педагогов-психологов ДОО «Использование диагностического инструментария психолога, работающего в системе образования» (далее — Спецкурс) в объеме 32 часов в соответствии с программой проведения.


ДИАГНОСТИКА ТРЕВОГИ КАКТУС

Комплект диагностического инструментария, который был предложен слушателям спецсеминара, это: тест Тулуз-Пьерона (корректурная проба) с целью получения информации об общих характеристиках работоспособности, врабатываемости, утомляемости, продолжительности цикла устойчивой работоспособности, периодичности отвлечений и перепадов, а также скорости выполнения работы. Для выявления конструктивного праксиса, пространственной ориентировки, внимания, сообразительности, а также диагностики изменения сосудистого рисунка была рекомендована методика «Кубики Коса» как отдельно взятый субтест Векслера. « Графический диктант» Д. Б. Эльконина, цель которого исследование ориентации в пространстве, умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Методика исследования обучаемости А. Я. Ивановой, цель которой исследование обучаемости ребенка, потенциальных способностей к овладению новыми знаниями, заинтересованности и проявления активности при выполнении незнакомого задания. Очередной методикой была «Воспроизведение рассказа», ее цель — это изучение смысловой памяти, точности и последовательности воспроизведения событий. Методика «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии. Цель задания: исследование кратковременной и долговременной памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения слов, активности внимания, утомляемости, астенизации нервных процессов. Слушателям спецкурса были предложены методики на изучение агрессивности и эмоциональной неустойчивости это методика «Кактус» М. А. Панфиловой и тест тревожности Р. Теммл, Т. Дорки, В. Амен, который направлен на определение эмоциональных состояний ребенка, наличия агрессивности, ее направленности и интенсивности. Авторская методика «Мой автобус» Г. С. Остапенко дополнила перечень диагностического материала, который может использовать педагог-психолог в условиях ДОУ. Цель этой методики — исследование эмоциональной привязанности ребёнка, эмоционально-психического благополучия, формирования жизненных позиций и психологической безопасности. Проективная методика Рене Жиля направлена на изучение социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Формы аттестации и оценочные материалы

Перед началом занятий собирается письменно запрос от участников спецсеминара с целью изучения проблемы использования диагностического инструментария психологами в ДОУ, на завершающем этапе спецсеминара дается опросник. Далее дается инструкция в устной форме. Участники отвечают анонимно на поставленные вопросы разработанного блиц-опросника.

Инструкция по опроснику: внимательно прочтите вопросы и постарайтесь искренне ответить на поставленные вопросы по шкале (от 0 до 10).

На завершающем этапе контроля знаний слушателей спецкурса дается задание подготовить отчеты о проводимой диагностической работе в ДОУ по месту своей работы. Для этого каждый слушатель — психолог ДОУ самостоятельно проводит исследование по предложенным методикам и сдает отчет в письменном и электронном виде.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы обеспечено: разработкой презентаций, использованием активных методов преподавания, раздаточного материала. Представлен весь диагностический материал, который включает адекватно подобранные и соответствующие задачам спецкурса методики. Раздаточный материал методик. Использование всего арсенала технических средств центра.

Оцените статью
Избавиться от тревоги