диагностика уровня тревожности при подготовке к егэ и индивидуальный проект психологическая подготовка к сдаче егэ

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ Тревога

Психология

17 мая 2023, 15:59

План работы педагога – психолога по психологическому сопровождению

выпускников 9-х, 11-х классов в период подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ

на 2019-2020 учебный год

психологическое сопровождение выпускников в предэкзаменационный период

1. Создание благоприятных условий в преодолении возможных психологических затруднений когнитивного, личностного характера при подготовке обучающихся к итоговой аттестации

2. Ознакомление с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения

Разработка направлений психологического сопровождения подготовки к итоговой аттестации

Анализ основных подходов к профилактике стресса в работе психолога

Причины возникновения тревоги перед экзаменами и симптомы

Испытывать тревогу перед экзаменами можно в силу различных причин: страх перед неудачей, низкая самооценка, перфекционизм, негативный опыт прошлого, давление со стороны родителей и учителей. Чувство тревоги сопровождается набором разнообразных симптомов. Некоторые из них могут быть физическими, а другие влияют на эмоциональный фон человека. Среди основных симптомов выделяют следующие: проблемы с концентрацией, повышенный пульс, интенсивное потоотделение, головокружение и головные боли, расстройство желудка или тошнота, бессонница, раздражение, вспыльчивость.

В период подготовки тревога может возникнуть из-за страха провалить экзамен. В такие моменты у человека появляются трудности с запоминанием учебных материалов и концентрацией. Во время самого экзамена могут появиться физические симптомы: потливость рук, дрожь в теле, головокружение, повышенный пульс, сухость во рту. После окончания экзамена человек почувствует облегчение, но временное. Тревога вернется на время ожидания результатов или баллов.

Место работы/учебы: МОУ Лицей №9, г. Волгоград, 11 класс

Научный руководитель: Шейдаева Севиль Вахидовна, учитель русского языка и литературы

Аннотация

ЕГЭ — неотъемлемая часть жизни школьников, и изучение проблем, связанных с этим экзаменом, является едва ли не основополагающим в системе современного образования. С каждым годом экзамен усложняется, а процедура его проведения становится лишь строже, дабы избежать разного рода подмены ответов. В свою очередь, такого рода изменения влекут за собой возрастание волнений и тревог среди выпускников. В связи с этим, актуальность данного исследования заключается:

Цель исследования состоит в изучении феномена психологической готовности к сдаче ЕГЭ; определении проблем и путей их преодоления.

Объект исследования: выпускники средней школы.

Предмет исследования: психологическая готовность к сдаче ЕГЭ. В процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:

В данной работе использовались следующие методы: теоретические (анализ, сравнение, индукция) и эмпирические (эксперимент).

База проведения исследования: МОУ Лицей 9 Дзержинского района Волгограда.

Результаты

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: ЕГЭ основательно вошло в современную систему образования, даже несмотря на то, что данная форма экзамена имеет множество противников, активно её критикующих. С другой стороны — критика влечет за собой последствия в виде различных модификаций структуры самого экзамена или процесса его проведения, направленных на улучшение итоговой аттестации.
Готовность к ЕГЭ складывается из двух факторов: предметного и психологического. Предметная готовность зависит от многих факторов, таких как: наличие навыков тестирования у выпускника, правильное или неправильное распределение времени на выполнение заданий, ошибочное понимание формулировок вопросов к заданиям ЕГЭ, а так же незнание статистки результатов прошлых лет. Но нельзя уделять внимание лишь предметной составляющей, так как психологическая готовность непосредственно влияет на неё, тем самым улучшая или ухудшая итоговый результат.
В свою очередь психологическая готовность имеет три основных компонента подготовки: личностный, познавательный и процессуальный. Для того чтобы добиться успеха на экзамене и получить желаемые высокие баллы необходимо не упускать из виду ни один из этих компонентов. Результативность также повышает правильная мотивация, верный настрой и поддержка со стороны учителей и родителей школьника. При возникновении тех или иных затруднений необходимо как можно быстрее выявить причины их возникновения, после чего приступить к решению проблем. В частности не
исключена помощь психолога.
В результате проведенного исследования нами были подтверждены выдвинутые гипотезы: действительно, выпускники школы в большинстве своём имеют среднюю степень психологической готовности к ЕГЭ. Это не является минусом, так как времени до экзаменов ещё достаточно, чтобы повысить свой уровень готовности.
Необходимо уделять больше времени психологической составляющей, чтобы быть морально готовым не только к самому ЕГЭ, но и к каким-либо потрясениям в виде неудовлетворительных результатов и т.п.

Если прикрепленный файл не отображается, перегрузите, пожалуйста, страницу

Дата публикации работы: 06.03.2023

Рекомендации для детей

«Как подготовиться ребенку к ЕГЭ?»

Для выпускников неотвратимо приближается самая тяжелая пора – пора сдачи Единого государственного экзамена. От того, насколько успешно пройдет этот этап, будет зависеть многое в дальнейшей жизни.

Прежде чем давать вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

• вас встретят доброжелательные педагоги;

• каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

• на все организационные вопросы вы сможете получить ответы у педагогов.

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к педагогу-психологу – он поможет вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;

• поведение накануне экзамена;

• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену:

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Во время тестирования

В начале тестирования сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех сразу (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Как научиться   готовить самого себя к ответственному     событию?

· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

· Используй такие формулы самовнушений:

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

(Советы участникам ЕГЭ)

Как настроить себя на успех, быть более собранными внимательным в день сдачи ЕГЭ

— День сдачи ЕГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

— Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

— Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий — это поможет справиться с ситуацией. — Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

— Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись — тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

— Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложные задания оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

— Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

— При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

— Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

— Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

«Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей

Как научиться психологически, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

· Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

· Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

· Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

· Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

· Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

· Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

· Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

· Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».

«Психологическое сопровождение ЕГЭ»для педагогов

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаю Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.  Я полагаю они Вам во многом помогут.

· Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

· Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;

· Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

· Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

· Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

· Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

· Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

· Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

· Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

· Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

Психолог – родителям

Уважаемые родители выпускников школ!     Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ). Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – новое в политике государства. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным другим экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены — настоящий стресс. Стресс — это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.

Укажем основные направления помощи.

· Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.

· Больше витаминов – овощей, фруктов,  ягод  (брусника,  клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

· Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном — около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

· Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

· Домашняя физиотерапия:  прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

· На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

В данной статье рассматривается проблема особенностей в психологической подготовке к ЕГЭ в зависимости от гендерной принадлежности в рамках социально биологической теории. С целью изучения гендерных особенностей психологической готовности к экзаменам было проведено исследование по всем структурным компонентам данного явления: процессуальному (поведенческому), личностному и познавательному. В статье дается сравнение полученных диагностических результатов юношей и девушек с применением двухфакторного дисперсионного анализа. В результате математической обработки влияние гендера на психологическую готовность к экзаменам подтверждается.

Ключевые слова

:

психологическая готовность, психологическая готовность к экзаменам, гендер, гендерные особенности.

Впервые Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) был апробирован в 2001 году, но актуальности не утратил. Скорее приобрел статус укоренившегося и закрепившегося в образовании явления. Вместе с тем, проблема подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ стала не только чисто образовательной задачей, но и психологической. Именно индивидуально-психологические особенности личности следует учитывать в процессе обучения, воспитания и подготовки к экзаменам. Яркой особенностью, влияющей на развитие личности, являются гендерные отличия выпускников школы.

Важным моментом, который необходимо учитывать при изучении феномена психологической готовности к экзаменам является возрастные изменения и особенности обучающихся.

Субъективная позиция, яркий эмоциональный отклик становится визитной карточкой юности. При общих отличительных чертах данного возраста, отмечаются и гендерные особенности девушек и юношей.

Психологические особенности гендерных отличий между девушками и юношами связаны с межличностным общением. Девушки воспринимают окружающих через эмоциональные внутренние ощущения, а юноши преимущественно через интеллектуальные практичные каналы восприятия. Отсюда и отличия в чертах характера: девушки более романтичные, интуитивные, тонко-чувствующие, впечатлительные, эмоциональные, а парни более практичные, деловитые, активные, решительные, четко планирующие, реже демонстрирующие свои внутренние переживания.

В нашем исследовании важно было проанализировать особенности в психологической подготовке к ЕГЭ в зависимости от гендерной принадлежности в рамках социально биологической теории. Как влияет эмоциональность девушек и практичность юношей на успешность преодоления стрессовой ситуации экзамена.

Данные исследований на предмет гендерных различий в способностях юношей и девушек в ситуации сдачи экзаменов противоречивы и малоизучены. Отмечены различия в эмоциональном отношении к экзамену, особенностях языковых и речевых способностей юношей и девушек, уровне уверенности в успехе, тревожности. Девушки более фрустрированы, впечатлительны, но и более мотивированы на процесс обучения. Юноши же показывают более низкую саморегуляцию, но хорошую ориентировку в заданиях, программировании своей деятельности. Проблема гендерных особенностей психологической готовности к экзаменам требует более пристального изучения и анализа данных для формирования более полной картины изучаемого явления.

Целью

нашего исследования быловыявить гендерные особенности психологической готовности выпускников к сдаче Единого государственного экзамена.

Общенаучные

методы исследования

: анализ и обобщение научной литературы и современных исследований. Эмпирические методы исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос. Методы математической статистики: качественно-количественный анализ результатов исследования, двухфакторный дисперсионный анализ.

Исследование проводилось на базе средней школы г. Липецка, среди обучающихся 17–18 лет параллели 11-х классов в период подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Всего испытуемых 30 человек (15 юношей и 15 девушек).

Основным направлением исследования проблемы психологической готовности старшеклассников к сдаче ЕГЭ является диагностическое, позволяющее на ранних этапах выявить ее уровень развития и ориентиры корректировки.

Для проведения исследования психологической готовности к экзаменам выбраны следующие

методики

для групповой диагностики среди обучающихся 11 классов:

1) Анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» М. Ю. Чибисова.

2) Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой.

3) Краткий ориентировочный тест (КОТ) В. Н. Бузина, Э. Ф. Вандерлика.

4) «Шкала депрессии, тревоги и стресса» DASS-21.

5) Опросник «Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению» Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой.

В ходе проведенного исследования были получены данные различных компонентов психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. Рассмотрим результаты юношей и девушек.

Анализируя полученные результаты по методике

«Психологическая готовность учащихся к

ОГЭ и

ЕГЭ» М.

Ю.

Чибисовой

, можно отметить, что низкий уровень знаний по процедуре проведения экзаменов и у девушек, и у юношей одинаков, по одному обучающемуся из каждой выборки. Высокий уровень знакомства с процедурой у девушек на 7 % больше, тогда как юноши больше на 7 % показали в среднем уровне. В целом процессуальный компонент несколько выше выявлен у девушек.

Высокий уровень тревоги, как показатель личностного компонента психологической готовности к ЕГЭ, больше свойственен девушкам. Однако средний уровень тревоги на 13 % выше у мальчиков.

При этом девушки меньше владеют навыками самоорганизации и самоконтроля на 13 %, если сравнивать по низкому уровню данного познавательного компонента психологической готовности к ЕГЭ.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ

Рис. 1. Соотношение средних значений показателей психологической готовности к ЕГЭ у девушек и юношей

Из рисунка 1 видно, что знакомство с процедурой экзамена у девушек выше, чем у юношей. А вот уровень тревоги более выражен у юношей. Владение же навыками самоконтроля и самоорганизации в среднем одинаков.

Теперь обратимся к результатам диагностики, полученным по методике

«Краткий ориентировочный тест (КОТ) В.

Н.

Бузина, Э.

Ф.

Вандерлика»

. Высокий уровень общих умственных способностей у девушек составляет 93 %, а у юношей — 80 %. Примечательно, что с низким и ниже среднего уровнем респонденты вообще не выявлены. Среди девушек 7 % с уровнем выше среднего. Среди юношей таковых 13 %, да еще 7 % со средним уровнем. Данная выборка не большая и влияние гендера на результаты теста не чувствуется.

Рассмотрим результаты групповой диагностики старшеклассников по методике

«Шкала депрессии, тревоги и

стресса, DASS-21»

. Данная шкала помогает проанализировать личностный компонент психологической готовности к экзаменам среди старшеклассников.

Депрессия более высокая у юношей, сильный уровень превышает на 20 %. В отношении тревоги также лидируют юноши на 13 %, но у девушек на 7 % более выражен сильный уровень. Это говорит о том, что в тяжелом эмоциональном состоянии тревоги находятся все категории респондентов. Если рассматривать шкалу стресса, то здесь явными негативными лидерами стали девушки — более 50 % из них находятся на среднем уровне стресса, тогда как юноши всего 33 %. Одновременно, очень сильный уровень стресса выявлен только у девушек — 7 %, а у юношей такого показателя нет. Сильный стресс испытывают 13 % юношей, девушки нет. Старшеклассницы распределились на среднем и очень высоком уровнях стресса.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ

Рис. 2. Соотношение средних значений по шкалам стресса, депрессии, тревоги у девушек и юношей

Из данных рисунка 2 наглядно видно, что стрессовое состояние девушек выше, чем юношей. Вместе с тем, тревога и депрессия более выражены у юношей.

Рассмотрим данные, полученные в результате групповой диагностики старшеклассников по методике

«Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» В.

И.

Моросановой

. Данная методика поможет проанализировать поведенческий компонент психологической готовности к экзаменам у старшеклассников. Обучающиеся с высоким общим уровнем саморегуляции более самостоятельны, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям, а цели ставят более осознанно. По результатам диагностического исследования 40 % юношей имеют именно высокий уровень саморегуляции, среди девушек таковых лишь 26 %. Вместе с тем, с низким уровнем саморегуляции юношей также больше, чем девушек (20 % и 7 % соответственно). Это говорит о том, что пятая часть юношей наоборот не осознает потребность в планировании и программировании своего поведения, слабо приспосабливается к неблагоприятным изменениям ситуации.

Способность к осознанному планированию своей деятельности выше у девушек, тогда как среди юношей 40 % находятся на низком уровне планирования, целеполагание скорее ситуативно. Таким образом, на экзамене девушки скорее будут успешны, чем те юноши, которые полагались на удачу, а не четкий план выполнения заданий.

С низким уровнем моделирования девушки вообще не выявлены, тогда как таких юношей 20 %. Это может свидетельствовать о том, что девушки скорее смогут выделить для себя значимые условия успешной сдаче ЕГЭ, юноши же склонны более неадекватно оценивать внутренние и внешние обстоятельства ситуации экзамена.

В отношении такого показателя как программирование, юноши почти в 2 раза больше отмечаются на среднем уровне — 80 % против 47 % у девушек.

Оценивание результатов — важный параметр, который помогает своевременно заметить свои ошибки в экзаменационной работе, адекватно оценить сам факт рассогласования полученных результатов с конечной целью задания. И юноши, и девушки в одинаковом процентном соотношении выявлены с высоким уровнем оценивания — 26 %. Разошлись показатели по низкому и среднему уровню, т. е. девушки оказались чаще склонны к анализу над оценкой результатов работы (на среднем уровне 67 %, у юношей 47 %).

Способность перестраивать, проявлять гибкость, вносить коррективы в свою деятельность на низком уровне одинаково проявилась в обоих полах. А вот на высоком уровне девушки на 14 % успешнее, чем юноши. Шкала самостоятельности дала одинаковую картину по гендеру в отношении высокого уровня такой способности саморегуляции. Средний и низкий уровни самостоятельности также не сильно отличаются в представленной выборке, всего лишь одним респондентом.

Сравнение данных юношей и девушек более явно можно просмотреть по средним показателям по методике «Стиль саморегуляции поведения» представленном на рисунке 3.

Анализируя данные средних значений, можно отметить, что в целом юноши успешнее в самостоятельности и программировании. А девушки более высокие результаты показывают в гибкости, моделировании, оценивании результатов, планировании и, в целом, общем уровне саморегуляции. Если по данным анкеты М. Ю. Чибисовой способность к самоорганизации была одинаково показана у юношей и девушек, то при более детальном разборе саморегуляции поведения по опроснику В. И. Моросановой девушки оказались более устойчивы в постановке и достижении хороших результатов в сдаче экзаменов.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ

Рис. 3. Соотношение средних значений по шкалам стиля саморегуляции поведения у юношей и девушек

Личностный компонент психологической готовности к сдаче ЕГЭ можно просмотреть в методике

«Мотивация учения и

эмоциональное отношение к

учению»

на основе опросника Ч. Д. Спилбергера в модификации А. Д. Андреевой.

Хорошая учебная мотивация — один из важнейших факторов успешной образовательной стратегии обучающегося и, как следствие, больший потенциал для успешной сдачи экзаменационных испытаний.

Познавательная активность девушек в данном исследовании распределилась по всем уровням — от низкого до высокого. При более высоких значениях высокой активности девушек, отмечена и одна с низкой познавательной активностью — 7 %. Одновременно, юноши показали средний и высокий уровни (67 % и 33 % соответственно).

Мотивация достижения — шкала переживания успеха, которая дополнила методику Спилбергера Ч. Д. Согласно этой шкале в группе респондентов с низкой мотивацией одинаково в обоих гендерных группах. Высокий же уровень мотивации достижения на 13 % выше среди девушек. Соответственно, девушки несколько более амбициозны в достижении учебных успехов, чем юноши.

Высокая тревожность, как чрезмерная эмоциональность на занятиях, ярче проявляется в группе девушек — на 13 % выше по сравнению с юношами. Вместе с тем, низкая тревожность также является рискованным моментом, который может привести к недостаточному учету сложности стрессовой ситуации экзамена, не давая должного стимула для своевременной мобилизации ресурсов организма. И в этом отношении девушки на 13 % превышают показатели юношей, т. е. они меньше тревожатся за результат испытания.

Гнев в составе мотивации учения как проявление резко отрицательного отношения к процессу обучения среди девушек вообще не отмечен. Тогда как среди юношей он составляет 26 % от числа опрошенных. Основная часть гнева девушек находится на умеренном среднем уровне — 87 %, у юношей заметно меньше — 47 % респондентов.

И, наконец, выявляя уровень мотивации учения всех испытуемых, отмечаются интересные гендерные результаты. Юноши вообще не показали 1 (продуктивная мотивация с положительным эмоциональным фоном) и 5 (резко отрицательное отношение к учению) уровни. Большинство из них 53 % остались на среднем уровне с несколько сниженной познавательной активностью (3 уровень). 27 % юношей имеют продуктивную мотивацию и позитивное отношение к учению, соответствующие социальному нормативу. А вот 20 % вообще отмечают переживание «школьной скуки».

Девушки имеют по 7 % показателей крайних типов мотивации учения — 1 и 5 уровни. А далее они почти равномерно распределились по 2–4 уровням от продуктивной, средней до сниженной мотивации.


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ЕГЭ

Рис. 4. Средние показатели мотивации учения и эмоционального отношения к учению у девушек и юношей при подготовке к ЕГЭ

Из приведенных данных на рисунке 1.4 наглядно видно, что при одинаковой познавательной активности, мотивация достижения у девушек выше. Вместе с тем, эмоциональный фон в рамках тревожности и гнева также превышен у девушек, что свойственно чувствительной натуре пола.

Для выявления статистически значимых различий по данным методикам между группой девушек и группой юношей мы использовали двухфакторный дисперсионный анализ. В результате, влияние гендера на психологическую готовность к экзаменам подтверждается.

Тем не менее, однозначно можно утверждать, что пробелы в особенностях психологической готовности есть как у девушек, так и у юношей. Следовательно, необходимо разработать рекомендации для профилактической, коррекционно-развивающей, просветительской психолого-педагогической работы с обучающимися, родителями и педагогами.

В данной работе были выявлены связи гендера и структурных компонентов психологической готовности: личностных, процессуальных и когнитивных.

По когнитивному компоненту различий между юношами и девушками статистически значимых не выявлено. Если смотреть по среднеарифметическому показателю, то девушки немного успешнее юношей.

Поведенческий компонент при анализе подтвердил гипотезу о влиянии гендера на психологическую готовность к экзаменам. При этом девушки преимущественно оказались более готовы к экзаменационным испытаниям, уступая юношам по критериям самостоятельности и программирования поведения. В вопросах овладения навыками самоконтроля и самоорганизации гендерное влияние в среднем показателе не выявлено.

В отношении личностного компонента психологической готовности влияние гендера и показателей также отмечается. Но здесь тревога, депрессия выше у юношей, а мотивации достижения ниже. Девушки больше подвержены стрессу, чаще эмоционально реагируют, переходя в тревожность и гнев. Познавательная активность в составе учебной мотивации у девушек и юношей в среднем одинаково выражена. Общий уровень мотивации учения у девушек различен. Юноши остались в пределах средней, либо сниженной учебной мотивации.

Основные термины (генерируются автоматически): психологическая готовность, девушка, юноша, уровень, влияние гендера, среднее, экзамен, высокий уровень, личностный компонент, эмоциональное отношение.

Как успокоиться перед экзаменом

Тревога — естественная реакция человека на экзамены или тесты. Но с ней можно справиться при помощи определенных действий.

В видео психолог Стэнфордского университета Келли МакГонигал рассказывает, как превратить стресс в друга

Как сдать экзамен без стресса и тревоги

Читать в полной версии

Экзамены — важная часть образовательного процесса и источник тревоги молодых людей. Объясняем, как тревога влияет на результат экзамена и что поможет успокоиться

В 2023 году 700 тыс. человек из всех субъектов России и 54 зарубежных стран сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ). К итоговой проверке знаний готовятся также студенты техникумов, колледжей и вузов. Объединяет всех участников этого процесса одно — тревога, которая влияет на ход подготовки и результат.

Как тревога влияет на результаты

Тревога может оказывать влияние на результат экзамена. Она не дает сфокусироваться на заданиях, ухудшает память и воздействует на скорость принятия решений.

Согласно исследованиям, студенты с высоким уровнем тревоги не только принижают свои способности, но и переоценивают сложность самого экзамена. Также беспокойство из-за предстоящего теста влияет на мотивацию к учебе, снижая академическую успеваемость.

Оцените статью
Избавиться от тревоги