электронная версия школьной тревоги филлипса

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОГИ ФИЛЛИПСА Тревога

Школьная тревожность – признак затруднений пятиклассника
и их преодоление в процессе обучения

Организация: МАОУ СОШ № 211 им. Л.И. Сидоренко

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Объектом данного исследования являются младшие подростки общеобразовательной школы, а предметом – состояние тревожности, связанное с их учебной деятельностью. Наш выбор обусловлен тем, что пятый класс относится к нестабильному периоду в школьной жизни младшего подростка. Существенно меняются условия обучения: дети переходят от взаимодействия с одним учителем к системе классный руководитель — учителя-предметники — кабинетная система. Она требует от школьника умений приспособиться к новым условиям. Их отсутствие ведет к повышению уровня школьной тревожности, с которой сталкивается психолог, педагоги, родители учащихся при взаимодействии с младшими подростками в образовательном процессе.

Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической и медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. В данной работе мы, вслед за психологами, тревогу рассматриваем в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов, в частности с ожиданием неудач в социальном взаимодействии. Тревога проявляется в неуверенности в себе, беспомощности. В деятельности – это общая дезорганизация, нарушающая её направленность и продуктивность. Повышенная склонность личности испытывать тревогу является свойством тревожности.

Многие исследователи (Астапова В. М, Захаров А. И, А. Фрейд и другие) считают, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а способствуют возникновению в последующем своеобразных личностных характеристик, нервно-психических и психосоматических расстройств. Поэтому её предупреждение является важной профессиональной задачей участников образовательного процесса.

Тревожность возникает и закрепляется, если не удовлетворяются возрастные особенности ребенка. В это время происходит смена ведущей деятельности ребенка. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка, как считал Д. Б. Эльконин – ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего подростка, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Происходящая в этом воз­расте «утрата детской непосредственности» (Л. С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно потребностной сферы, что позволяет ребенку дей­ствовать не непосредственно, а руководствоваться созна­тельными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения. Большую часть своей жизни ребенок проводит в группе и именно поэтому для него крайне важно занимаемое им место в социуме и кто его окружает. Тревожность младшего подростка влияет на социометрический статус личности в группе. Личность начинает реализовать себя в школьные годы, для ребенка крайне важно занимать достойное место среди сверстников, но существует множество проблем в достижении успеха, в данном случае это психологическая особенность — тревожность. Представление младшего подростка о себе и его самооценка ещё строятся на оценках, которые он получает от взрослых, прежде всего от родителей и учителей, параллельно с этим он учится делать выводы о своих поступках самостоятельно. Если ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, то в будущем для него будет меньше стрессов, разочарований и депрессий.

Конечно, не только тревога служит причиной нарушений поведения, психического и социального здоровья человека – существуют и другие психологические механизмы неблагоприятных вариаций в развитии личности ребенка или подростка. Однако большая часть проблем, с которыми родители «трудных детей» обращаются к психологу и психотерапевту, большая часть явных нарушений, препятствующих нормальному ходу обучения и воспитания, в своей основе связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, то есть в конечном итоге – с тревогой.

С одной стороны критерием высокой тревожности у детей младшего подросткового возраста являются трудности общения, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство, повышенная истощаемость и другие нарушения поведения. Эти дети более раздраженные и непослушные, более нервные и склонные впадать в тревогу, более импульсивные и агрессивные и чувствуют себя более одинокими и подавленными. Высокая тревожность детей младшего подросткового возраста могут быть разной степени тяжести, от невротической до патологической. Они могут свидетельствовать о начинающем заболевании, а могу иметь не патологические формы эмоциональных нарушений, тем не менее, представляют серьёзные затруднения для воспитания и обучения.

Школьная тревожность может проявляться в поведении учащихся самыми разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы. Признаки школьной тревожности: ухудшение здоровья учащегося; нежелание ходить в школу; излишняя старательность при выполнении заданий; отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий; раздражительность и агрессивные проявления ребенка; рассеянность на уроках; потеря контроля над физиологическими функциями в беспокоящих ситуациях. Школьная тревожность подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет. Поэтому очень важно на начальном этапе адаптации пятиклассника выявить подростков с повышенной и высокой школьной тревожностью. Для выявления школьной тревожности используются: методика Филлипса; Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан; Диагностика ситуативной и личностной тревожности Спилбергера — Ханина; Аффективный опросник Цукермана; Опросник профиля настроения МакНэйра, Лорра и Дропплмена; Метод экспертных опросов педагогов и родителей школьников; наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

Необходимо научить ребёнка справляться с эмоциональными нагрузками, разумно их дозировать, рационально организовывать режим работы и отдыха. Важно чётко определить провоцирующие тревожность причины и создать необходимые условия для повышения самооценки ученика, его уверенности в собственных силах и способностях. Следует обучить ребёнка технике контроля над своим поведением в школе, направить усилия на формирование волевых качеств личности, выработке ценностных ориентиров школьника на данном этапе своего развития. Основная работа с психологом заключается в выработке новых стратегий поведения в сложных для ребёнка ситуациях и поиске способов избавления от тревоги (разрядки). Безусловно, ребёнку всегда передаётся эмоциональное напряжение и волнение самых близких людей, родителей. Поэтому для психологического спокойствия в школе детям необходима располагающая к этому обстановка в кругу семьи.

1. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Тревога и тревожность / Под ред. В. М. Астапова.- СПб:Питер, 2001.-256с.

2. Битянова М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено// Школьный психолог. ‒ 2001. — № 33.

3. Выготский Л. С. Психология.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 989 – 997.

4. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. ‒ 248 с.

5. Млодик И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. — 232 с.

6. Прихожан А. М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст.- М.: Питер, 2007. 192 с.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с: ил.

8. Холина Л. И. Субьектный подход к процессу обучения/ Матер. Междунар. практ конф. « Педагогический профессионализм в современном образовании». – Новосибирск, Изд. Н ГПУ, 2010.-С.429-438.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М: Педагогика 1989.—С. 560.

Опубликовано

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. С Пб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954). В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги. Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. « Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию. Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10). Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Таблица 7
Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.

Образец стимульного материала:

Интернет-курс «Программно-методические комплексы «1С» для психологов дошкольных учреждений»

Программный продукт включён в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных: https://reestr.digital.gov.ru/reestr/302111/.

Победитель конкурса EDCRUNCH AWARD PRODUCT 2018
в номинации «Лучший продукт в образовательном кластере»


ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОГИ ФИЛЛИПСА

Видеоролики по работе с программой: http://edubase.ru/edubase.php#rec22459654


ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОГИ ФИЛЛИПСА

Программа предназначена для автоматизации работы и сопровождения профессиональной деятельности специалистов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования по психодиагностике учащихся. Состав психодиагностических методик, включенных в конфигурацию, подобран и адаптирован группой ведущих психологов МГУ им. М.В. Ломоносова, РГПУ им. А.И. Герцена, Института психологии РАО под общим руководством доктора психологических наук, профессора А. Н. Гусева.

Для кого предназначен программный продукт

«1С:Школьная психодиагностика. Базовая версия» предназначен для психологов:

Программа одобрена экспертным советом ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программно-методического комплекса для использования в образовательных учреждениях:

Под руководством доктора психологических наук А. Н. Гусева группой ведущих психологов МГУ им. М. В. Ломоносова были отобраны и включены в состав программных продуктов научно-обоснованные, надежные, апробированные психодиагностические методики.

Использование программы в практической деятельности психолога сокращает трудозатраты на неизбежную и необходимую диагностическую работу. Сэкономленное время психолог имеет возможность направить на оказание непосредственной психологической помощи и поддержки детям, родителям и педагогам для максимального содействия личностному и индивидуальному развитию воспитанников.

Социальная и практическая значимость психологической диагностики в образовательном процессе главным образом определяется:

В программе соблюдены условия конфиденциальности психологической информации. Это обеспечивается разграничением прав доступа пользователей и паролем. К полученным результатам тестирования имеет доступ только штатный психолог, который по результатам тестирования вырабатывает рекомендации для каждого учащегося, родителя и (или) преподавателя.

Возможности

Особенно важна возможность использования программы с целью сбора обезличенных данных тестирования для разработки норм по психодиагностическим методикам. В программе предусмотрено использование как общих норм, так и специально загруженных норм конкретного региона.

Программа поддерживает работу только в однопользовательском режиме и может использоваться лишь на одном компьютере.

Учет тестируемых

В программе ведутся личные дела, содержащие всестороннюю информацию по следующим категория тестируемых:

Поддерживается учет тестируемых по классам, включая автоматический перевод в следующий класс с началом нового учебного года.

Методики

Программа предоставляет набор готовых методик для всех возрастных категорий:

Проведение тестирования

Программа поддерживает следующие формы тестирования:

Анализ результатов тестирования

Групповой анализ результатов основан на составлении выборок результатов тестирования (по классу, возрасту и полу тестируемых). По каждой выборке можно получить детализированную информацию:

Учет работы психолога

Учет работы психолога в программе основан на следующих нормативных документах:

В программе реализованы:

Формируется статистическая справка о проделанной работе за отчетный период в разрезе видов и форм работы.

Интеграция с другими системами

Программа является неотъемлимой частью системы программ фирмы «1С» для автоматизации образовательных учреждений. Поддерживается интеграция со следующими решениями:

Использование программы также обеспечивает вертикальную интеграцию на основе обмена данными с «1С:Психодиагностика образовательного учреждения».

Для облегчения встраивания программы в систему автоматизации образовательного учреждения код программы на языке «1С:Предприятие 8» основан на конфигурации «1С:Библиотеки стандартных подсистем» и полностью открыт.

Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

Похож ли ты на своих одноклассников?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?

Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

Боишься ли ты временами вступать в спор?

Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

В МГППУ модифицирована и стандартизована русскоязычная версия методики «Опросник школьной тревожности» Б? Филлипса


ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОГИ ФИЛЛИПСА

В статье Егоренко Татьяны Анатольевны, кандидата психологических наук, доцента, заведующей кафедрой «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ, Лобановой Анны Вячеславовны кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры «Педагогическая психология имени профессора В. А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ и Чумаченко Дмитрия Валерьевича, младшего научного сотрудника Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ представлены результаты стандартизации модифицированной русскоязычной версии методики «Опросник школьной тревожности» Б. Филлипса.

Репрезентативную выборку исследования составили 2109 обучающихся 3–8-х классов школ Центрального и Приволжского федеральных округов Российской Федерации. Участники исследования заполняли опросник «Тест школьной тревожности Филлипса» (Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф., 2002).

Для определения критериальной и дифференциальной валидности была использована методика «Косвенное измерение системы самооценок» (КИСС) (Федотова Е. О., Соколова Е. Т., 1982, 1984). Содержательный анализ полученных данных позволил рассчитать нормативные показатели тревожности по классам.

По результатам исследования доказано, что опросник с учетом модификации рекомендуется педагогам-психологам для изучения школьной тревожности у обучающихся 3–8-х классов.

Стандартизация методики осуществлена в целях развития реестра рекомендованных психодиагностических методик в рамках выполнения государственного задания по сопровождению Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации.

Прочесть статью можно в новом выпуске №3–2023 года журнала «Вестник практической психологии образования»:

Проективные и ассоциативные методики   ⇧

Серии тестов   ⇧

Развлекательные и картиночные тесты   ⇧

Прикладные типологии   ⇧

MBTI и Соционика   ⇧

Модель Большая пятерка   ⇧

Модель Айзенка   ⇧

Многофакторные модели личности   ⇧

Акцентуации характера   ⇧

Структура темперамента   ⇧

Черты личности   ⇧

Рефлексивность   ⇧

Перфекционизм   ⇧

Интеллект   ⇧

Эмоциональный и социальный интеллект, эмпатия   ⇧

Стили мышления, поведения, деятельности   ⇧

Эмоциональная сфера   ⇧

Самоконтроль, саморегуляция, волевая сфера   ⇧

Мотивация, отношение к риску, прокрастинация   ⇧

Удовлетворенность жизнью, субъективное благополучие   ⇧

Самооценка, уверенность в себе, оптимизм   ⇧

Жизненные ценности, установки, убеждения   ⇧

Временная перспектива, отношение к будущему   ⇧

Здоровье, болезнь, ЗОЖ   ⇧

Идентичность, Я-концепция   ⇧

Половые различия, гендерные роли   ⇧

Межличностные взаимодействия   ⇧

Одиночество   ⇧

Интернет, социальные сети, информационные технологии   ⇧

Семейные и супружеские отношения   ⇧

Детско-родительские отношения   ⇧

Особенности детского развития и школьного обучения   ⇧

Социальные, групповые, рабочие взаимодействия   ⇧

Удовлетворенность трудом, организационная идентификация   ⇧

Стили руководства, менеджмент, организация   ⇧

Профориентация, особенности профессиональной деятельности   ⇧

Спортивная психология   ⇧

Методики позитивной психологии   ⇧

Методики экзистенциальной психологии   ⇧

Самодетерминация   ⇧

Методики когнитивно-поведенческой терапии   ⇧

Методики транзактного анализа   ⇧

Оценка психических состояний   ⇧

Агрессивность, враждебность, конфликтность, гнев   ⇧

Тревожность   ⇧

Депрессивные состояния   ⇧

Стрессовые состояния, невротизация   ⇧

Копинг-стратегии, совладающее поведение, защитные механизмы   ⇧

Расстройства аутического спектра   ⇧

Тесты от Autism Research Centre   ⇧

Диагностика зависимостей   ⇧

Диагностика отклоняющегося поведения и суицидального риска   ⇧

Диагностика нарушений пищевого поведения   ⇧

Клинико-психиатрическая диагностика   ⇧

ПТСР, диссоциация, деперсонализация   ⇧

Работа психолога   ⇧

Ведомственные методики оценки НПУ   ⇧

Тесты из книг Луиса Джанда   ⇧

Картер и Расселл   ⇧

Оцените статью
Избавиться от тревоги