как ребенку избавиться от страха и беспокойства и как перестать быть тревожной матерью

КАК РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА И БЕСПОКОЙСТВА И КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ТРЕВОЖНОЙ МАТЕРЬЮ Тревога

Содержание
  1. К чему может привести избыточный страх за детей
  2. Последствия для мамы
  3. Последствия для ребёнка
  4. Как справиться с панической атакой у ребенка или подростка
  5. Детские страхи — определение, как проявляются
  6. Как обнаружить страх у ребенка?
  7. Как предотвратить закрепление страхов и не допустить развития фобии
  8. Как быстро психолог может помочь
  9. Профилактика
  10. Что становится причиной возникновения фобии?
  11. Как могут проявляться страхи
  12. Как распознать паническую атаку у ребенка
  13. Диагностика и лечение
  14. Стадии и классификация
  15. Записаться на консультацию
  16. Что посмотреть и почитать ребенку
  17. Как родителям реагировать на детские страхи
  18. Диагностика тревожности у подростков
  19. Особенности подростковой тревоги
  20. Проявления подростковой тревоги
  21. Как перестать бояться за ребёнка
  22. Чего боятся дети в разном возрасте
  23. Как не допустить развитию страхов
  24. Как помочь ребенку справиться со страхом
  25. Как понять, что страх стал проблемой
  26. Чем мы можем помочь в клинике
  27. Детские страхи и фобии
  28. Родителям на заметку
  29. Когда ребенку нужна помощь психолога
  30. Бояться за ребёнка нормально, но…

К чему может привести избыточный страх за детей

Если страх за ребёнка становится неуправляемым и занимает слишком много места в вашей жизни, стоит хорошенько задуматься о его последствиях. Причём плачевны они не только для ребёнка.

Последствия для мамы

Чувства тревоги и страха крайне затратны для психики — это непременно отразится на физическом здоровье. Нередко слышу от уставших мам, что они ощущают себя натянутой струной. Когда-нибудь эта струна порвётся: потеря сна, аппетита, психосоматические заболевания — это лишь небольшой список последствий.

Мама разговаривает с дочерью

Мама перестаёт жить своей жизнью, полностью посвящая себя детям и борьбе с внешними обстоятельствами в попытках уберечь от них своих чад. Зачастую все остальные сферы жизни летят под откос, поскольку время на них тратится по остаточному принципу: отношения с партнёром, карьера, увлечения, общение с друзьями — всё оказывается под ударом.

Последствия для ребёнка

Они ещё более плачевны. Как бы жаль ни было тревожных мам, они сами выбирают себе этот путь. Ребёнок же становится заложником маминых страхов на всю свою оставшуюся жизнь. Мамы уже не будет на свете, а её голос продолжит звучать в голове: «Не ходи туда, не делай этого, там опасно».

Маленький ребенок учится ходить

Мы появляемся на свет абсолютно беспомощными существами. Постепенно, крохотными шажочками, опираясь на заботящихся взрослых, мы осваиваем науку самостоятельности, чтобы однажды взять свою жизнь целиком и полностью в свои руки. 

Ключевое слово здесь — самостоятельность! Вот главная родительская задача: научить ребёнка справляться с жизнью самому. Тревожная же мама, испытывающая страх за ребёнка, будет окружать его избыточной заботой, будет «стелить соломку» под каждый его шаг.

Детям нужно осваивать этот мир: бегать, прыгать, залезать на высокие деревья, и да, иногда падать с них. А иначе как понять, каков этот мир на ощупь, вкус и цвет? 

Если ограничить ребёнка в познании мира, можно затормозить его развитие. Окружая его всепоглощающей любовью, можно ненароком сплести вокруг сеть из своих страхов и тревог. Вырваться из неё очень сложно, а порой и невозможно. 

Как справиться с панической атакой у ребенка или подростка

  1. Постарайтесь успокоиться#nbsp;— ваша тревога может передаться ребенку и#nbsp;ухудшить его состояние.
  2. Обнимите ребенка, чтобы он#nbsp;почувствовал, что вы#nbsp;рядом и#nbsp;поддерживаете его.
  3. Спокойно объясните ребенку, что происходит.
  4. Поясните, что это не#nbsp;опасно для#nbsp;жизни и#nbsp;здоровья.
  5. Откройте окно#nbsp;— прохладный воздух помогает. Расстегните пуговицы на#nbsp;одежде.
  6. Ополосните лицо ребёнку прохладной водой или предложите подержать ладошки под краном.
  7. Подышите вместе с#nbsp;ребенком спокойно и#nbsp;не#nbsp;торопясь, удлиняя выдох.
  8. Пусть ребёнок попробует подышать в#nbsp;бумажный пакет, и#nbsp;состояние отступит.
  9. Попробуйте переключить внимание ребенка: предложите ему сосчитать что-нибудь или показать одинаковые предметы.
  10. Заведите неожиданный разговор или вместе посмотрите в#nbsp;окно, чтобы что-нибудь рассмотреть.

Ни#nbsp;в#nbsp;коем случае не#nbsp;кричите, не#nbsp;возмущайтесь тем, что ребёнок не#nbsp;может сам остановиться#nbsp;— станет только хуже.

Детские страхи — определение, как проявляются

Детские страхи — специфические возрастные переживания тревоги и беспокойства, связанные с реальной или несуществующей угрозой.

Любой страх заложен природой в основу инстинкта самосохранения и выполняет защитную роль. Он заставляет человека бежать, бороться или нападать, быстро находить способы реагирования на опасность. Детский страх побуждает к тем же действиям, но возникает без всякой угрозы и связан с надуманными поводами и фантазиями.

Наиболее часто дети боятся смерти родителей, диких животных, необычных природных явлений, например, грозы, молнии и т.д. До 8 лет такие переживания проходят, но иногда сохраняются вплоть до подросткового возраста. Однажды возникнув, страх навязчиво преследует ребенка в течение 3-4 недель, а затем под влиянием бесед с родителями постепенно ослабевает.


По данным детских психологов, страхи переживают до 90 % детей, но в 1-1,5 % случаев тревога переходит в устойчивую фобию.


Устранение такого эмоционального расстройства требует участия профессионалов.

Кроме тягостных эмоций у детей отмечаются дополнительные симптомы, связанные с перенапряжением нервной системы:

  • учащенные сердечные сокращения;

  • нарушения ритма дыхания;

  • мышечные спазмы.

В поведении детей тоже замечаются изменения:

  • малыши чрезмерно привязываются к взрослым;

  • не могут оставаться в одиночестве даже непродолжительное время.

Выявление детских страхов — совместная задача родителей и специалистов по детской психике. Лечением болезни занимаются психологи и психотерапевты.

Как обнаружить страх у ребенка?

Заметными симптомами страха являются:

  • подавленное состояние, которое нетипично для малыша,
  • тревожность, которая проявляется раздражительностью, агрессией и даже селфхармом (расчесывание кожи, битье головой об стену или пол, дерганье себя за волосы),
  • нестабильность в эмоциональном плане,
  • паническое поведение в ответ на причину страха,
  • заторможенность реакции, снижение способности к обучению, плохая социализация и коммуникация со сверстниками. 

Как обнаружить страх у ребенка

Как предотвратить закрепление страхов и не допустить развития фобии

Ошибочно полагать, что страх полезен всегда: он делает ребенка осторожным, осмотрительным и благоразумным, позволяя избегать опасностей. Это так. Но что, если ребенок панически боится клоунов, собак, букетов, сахарной ваты, темноты, окон, больниц, плюшевых медведей? И этот невинный детский страх приводит к ночным кошмарам, отказу от прогулок на улице и даже истерикам без видимых причин. 

В таком случае родителям следует знать,
как победить детские страхи
и при этом особенно не усугубить ситуацию еще больше. В этом родителям и близким ребенку взрослым поможет курс “Путеводитель в мир детских эмоций”, который расскажет,
как избавиться от страха у детей
действенными и безопасными методами. Эффективные техники психологической поддержки ребенка, который чего-то боится, будут работать и без участия специалиста, если родители понимают природу появления и развития страха, а также последовательны в своей поддержке ребенка в его преодолении.

Как быстро психолог может помочь

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)#nbsp;— процесс небыстрый, занимает порядка 12−15 сессий или больше. Результат и#nbsp;его скорость очень зависят от#nbsp;человека, от#nbsp;того, как он#nbsp;готов выполнять домашние задания, от#nbsp;взаимоотношений с#nbsp;психологом и#nbsp;других причин.

Профилактика

Профилактика детских страхов прежде всего проводится в семье, где живет маленький ребенок, и заключается в правильном воспитании. Даже при научном подходе и значительных педагогических усилиях предотвратить пугающие переживания не всегда возможно.

Многие родители пытаются избавить ребенка от страхов самостоятельно и допускают ошибки. Они мешают достичь успеха. Психологи напоминают о том, что нельзя делать при выявленном навязчивом страхе:

  • Игнорировать проблему, считая, что она пройдет с возрастом. Такая тактика поведения оказывается разрушительной для детской психики и нередко заканчивается формированием устойчивых фобий, трудно поддающихся коррекции.

  • Смеяться над страхами ребенка, шутить о них в присутствии посторонних людей, начинать критику только за факт наличия страха.

  • Пытаться усиливать его в надежде “выбить клин клином”. Если заставить ребенка вновь повстречаться с объектом своего страха и попытаться убедить в его безвредности, нарушения только усилятся и приобретут черты психосоматического заболевания. У ребенка могут начаться головные боли, он начнет худеть, у него нарушается сон, а мысли целиком заполняются выдуманным чудовищем. Проблема только затягивается.

Заниматься самостоятельным преодолением страхов у детей можно с учетом рекомендаций психолога:

  • Ребенку нужно продемонстрировать, что его проблема близка всем взрослым членам семьи, доверительным тоном сообщить ему об этом.

  • Доступным языком объяснять малышу природу пугающих явлений, например, рассказать, почему гудит пылесос или шумит вода в чайнике, откуда берется гром и как в небе появляется молния.

  • Пугающей темы в повседневной жизни касаться только косвенно. Если ребенок боится диких животных, не нужно показывать ему фильмы, где присутствуют сцены нападения зверей на людей или своих сородичей. Ребенку лучше видеть на экране документальную ленту, в которой мама-медведица ласкает медвежат и играет с ними, а забавный мультяшный медвежонок распевает веселые песни.

  • Примеры безопасного обращения с пугающими предметами нужно показывать на расстоянии, не заставлять малыша приближаться к объекту своего страха и пытаться его трогать.

  • Сообщить малышу, что чувство страха есть у всех людей, даже у мам, пап, бабушек и дедушек. Полезно рассказать историю о преодолении собственных детских переживаний.

  • Убрать из детской жизни потенциальные источники страхов — фильмы-ужастики, страшные рассказы и картинки. Ребенку, который стал свидетелем жутковатого сценария, нужно объяснить, что произошло, затем отвлечь и занять другими делами.

Всем родителям психологи рекомендуют убедиться, что не они сами стали причиной детского испуга. Иногда полезно критически посмотреть на себя со стороны и оценить методы воспитания собственного ребенка, устранить бесконечные запреты и одергивания любопытного малыша, не угрожать ему наказанием в темной комнате и т.д.

Если самостоятельные действия не приводят к решению проблемы и у ребенка все-таки присутствуют переживания по надуманным поводам, наиболее рационально обратиться за помощью в специализированную клинику психического здоровья. Страхи, которые отравляют юную жизнь, должны устранять профессиональные психологи и психотерапевты. Отработанные методики диагностики и лечения позволяют справиться с наиболее сложными проблемами.

  1. Степаненко Н. Л. Детские страхи: симптомы, причины, лечение.

  2. Румянцева П. Детские страхи: когда стоит обратиться за помощью к специалисту.

  3. Заморникова А. Детские страхи.

Что становится причиной возникновения фобии?

  • Наблюдение за поведением взрослых в той или иной ситуации дает ребенку представление о мире. Тревожность мамы может вызвать недоверие к миру в целом, внушает чувство, что везде его ждет опасность, угроза, боль. Родители, которые чрезмерно заботятся о ребенке, могут сформировать у него множество фобий невинными и логичными по их мнению фразами: “Осторожно, упадешь”, “Не ходи, там можно пострадать”, “Отойди от собаки, а то укусит”, “Не бегай по траве, там клещи”. Знакомая тема?
  • Сознательное запугивание вымышленными персонажами с целью манипулировать поведением ребенка приводит к тому, что ребенок воспринимает безобидную выдумку как реального монстра, который может ему навредить. Детская фантазия не имеет границ не только в веселой игре, но и в создании пугающих образов. 
  • Отсутствие самостоятельности из-за чрезмерного контроля и заботы родителей. Родители, которые создают тепличные условия и решают за малыша, часто вредят ему тем, что ребенок не верит в свои силы и начинает считать, что он не способен противостоять опасности или угрозе. 
  • Случайно услышанные фразы или увиденные сцены и изображения не всегда понимаются в правильном контексте. Работающий на фоне телевизор новостной сводкой может перегрузить информацией детскую психику, что приведет к плохому сну, иррациональным страхам и тревожности.

Как могут проявляться страхи

Заметить, что ребенка тревожит, часто можно по его поведению. Вот что должно насторожить родителей:

  • боязнь одиночества. Ребенок постоянно хочет быть рядом с мамой или папой и отказывается оставаться в комнате один;
  • изменения в аппетите. Ребенок ест меньше или больше обычного;
  • непроизвольные реакции. При столкновении с источником страха ребенок дрожит, потеет, краснеет, начинает дышать быстрее, чем обычно;
  • уклонение от  Ребенок старается избегать мест, предметов или активностей, которые вызывают у него страх. Например, может отказываться идти в темную комнату или играть с конкретными игрушками;
  • проблемы со сном. Беспокоят кошмары, ребенок не может уснуть, плачет, часто просыпается по ночам;
  • изменения в поведении. На первый план выходит раздражительность, нервозность, застенчивость, нерешительность;
  • вредные физические привычки. Ребенок грызет ногти, кусает губы, щиплет себя;
  • потребность в поддержке. Чтобы чувствовать себя в безопасности, ребенок постоянно требует от родителей подтверждения любви. Например, просит держать его за руку, когда засыпает, не отходит от мамы и папы на детской площадке или испытывает сильный стресс, когда остается один.

Обложка статьи

Как распознать паническую атаку у ребенка

Если вы#nbsp;видите, что у#nbsp;ребёнка:

  • случился резкий приступ тревоги,
  • необъяснимая и неконтролируемая паника,
  • ощущение нехватки воздуха,
  • это имеет некоторую периодичность#nbsp;— например, раз в#nbsp;неделю или в#nbsp;определенных местах.

Длительность приступа: 20−30 минут.


Самый пик паники наступает на#nbsp;5−10 минуте, дальше идёт спад.

Этого достаточно, чтобы заподозрить ПА. Ниже собраны основные симптомы панической атаки.

Диагностика и лечение

Первый и основной способ поиска причины детских переживаний — доверительная беседа. Психолог или психотерапевт устанавливает контакт с ребенком и выслушивает рассказ о том, что его сейчас волнует. Родители дополняют информацию сведениями о пережитых стрессах, травмирующих ситуациях. Чтобы уточнить диагноз и понять, насколько страхи интенсивны, врач применяет и другие методики диагностики детских страхов:

  • Специальные опросники. Хорошо подходят для детей младшего школьного возраста. Они похожи на социологический опрос. Врач задает вопросы или предлагает ответить на них на бумажном бланке. Ребенок самостоятельно отвечает и поясняет суть своих переживаний. Для различных возрастных категорий применяются диагностические вопросы разной сложности.

  • Рисование собственных страхов. Такая методика больше нравится дошкольникам. Им предлагают создать на бумаге пугающее изображение, раскрасить его цветными карандашами или фломастерами. Прорисованные страхи часто оказываются и лечебным воздействием, дети перестают пугаться получившихся монстров — теперь они становятся смешными.

  • Для выяснения скрытых и неосознанных страхов используются диагностические сказочные сюжеты, психологические тесты и задачи на интерпретацию ситуаций из жизни. Отсутствие четких вопросов располагает ребенка к более открытому общению, побуждает без стеснения высказывать свои сомнения и страхи.

Проводить терапию страхов и устойчивых фобий нужно всей семьей, т.к. они возникают у ребенка, но чаще всего связаны с ошибками родителей. Если не устранить причину, то от последствий избавиться крайне сложно.

Коррекцию детских страхов назначает и проводит врач-психотерапевт. Применяются:

  • Семейная терапия. На встречи с врачом приходят родители. Они помогают установить наиболее вероятную причину детского страха, вместе со специалистом обсуждают ошибки в воспитании и внутрисемейную психологическую обстановку. Рекомендации о том, как побороть детские страхи, касаются поведения самих родителей, их традиционных способов общения с ребенком.

  • Психотерапия. Для детей особенно важна доверительная обстановка, в которой можно рассказать о наболевшем и снять эмоциональное напряжение. На индивидуальных занятиях тревоги и страхи предварительно обговариваются. Чуть позже каждый страх прорабатывается в группе. Детям нравится терапия сказками со счастливым концом, где присутствует уже известный страх. Используются и ритуальные действия — во время них уничтожается рисунок или вылепленная фигурка пугающего предмета.

  • Медикаментозное лечение. К нему прибегают при длительно существующих нарушениях и неэффективности других методов терапии. Успокаивающие и различные антипсихотические препараты врач назначает с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разновидностей его тревожных переживаний.

phone

Стадии и классификация

Детские страхи развиваются постепенно и напрямую зависят от возраста.

С природным инстинктом защиты сталкиваются новорожденные. Младенец просыпается и недовольно кричит, потому что испытывает самый настоящий страх. Проходит несколько месяцев, и только после этого малыш перестает пугаться собственных движений, громких звуков, холода и жары, т.е. всего, что не похоже на привычные и комфортные условия жизни до рождения.

После 1 года дети начинают бояться темного времени суток. Им страшно засыпать без яркого света, оставаться одним в комнате. Страх потерять родителей заставляет малыша громко протестовать, если приходится оставаться в малознакомом обществе (в детском саду, гостях).

От 3 до 5 лет активно формируются фантазия и воображение. Появляется боязнь чужих людей, пугают одиночество и возможные наказания. Родительские угрозы и запугивания очень сильно ранят нежную психику именно в этот период детства, и способствуют проявлению скрытых проблем.

От 5 до 7 лет дети боятся сказочных героев, мультяшных страшилок и монстров с экрана телевизора. Их пугающие образы связываются с новым для ребенка понятием смерти, заставляют бояться ее. Постепенно появляется страх непреодолимых природных сил (ураганов, наводнений, землетрясений) и войн.

Период от 7 до 11 лет насыщен школьными страхами. Дети начинают сильно переживать за плохие отметки, боятся неодобрения родителей, а иногда и жестокого наказания. Страх может вызывать кто-либо из учителей, представитель администрации школы.

11-16 лет — ответственный период взросления, тем не менее он тоже полон страхов. Подростки боятся потерять признание ровесников, опасаются общественного осуждения и порицания. Их пугает публичная критика поведения и внешности, появляется страх несоответствия молодежной моде и стилю поведения.

В связи с множеством причин негативного влияния на психику различаются и виды страхов у детей:

Событийные. Страх нередко является следствием негативного запоминающегося события. Ребенок длительно хранит в памяти яркие жизненные эпизоды, угрожающие благополучию, боится их повторения.

Внушенные. Обычно такие страхи привносят родители или близкое окружение ребенка. Попытки оградить его от всяческих неурядиц вызывают повышенное беспокойство. Частые запреты становятся основой для формирования устойчивого страха.

Выдуманные. Несуществующие опасности связаны с услышанными сказками. Дети воспринимают былинных и сказочных персонажей как реально живущих. Они прочно поселяются в детском воображении и вызывают искренние переживания. Страх темноты тоже относится к числу надуманных.

Конфликтные. Сильнейшее влияние на психику ребенка оказывают ссоры внутри семьи. Наиболее тяжело переживается развод родителей. Конфликты в школе со сверстниками или учителями усиливают негативные эмоции, ведут к хроническому стрессу, появлению страхов, переходящих в устойчивые фобии.

В зависимости от личного восприятия страхи могут быть:

  • осознанными;

  • неосознанными.

В первом случае ребенок вместе с родителями или психотерапевтом прорабатывает свои ощущения, находит их причину. Иногда страх существует на уровне подсознания. В этом случае он работает как бы исподтишка, вызывает хронические нарушения в нервной системе и внутренних органах. При наличии явных проблем в организме неосознанные опасения остаются за пределами лечебного воздействия.

По источнику возникновения различают детские страхи:

  • биологические — наиболее ранние, возникают при угрозе для здоровья и жизни, связаны с инстинктом самосохранения;

  • социальные — более поздние, причина которых находится в межличностном общении и затрудненной социальной адаптации ребенка.

Классификация детских страхов строится на степени их важности:

  • Сверхценные — результаты бурной фантазии ребенка. Надуманные поводы для боязни поглощают сознание, заставляют мысленно переживать их вновь и вновь.

  • Навязчивые — связаны с реальными жизненными обстоятельствами (страх высоты, закрытого пространства и т.п.). Опасность таких страхов заключается в их способности вызывать панику. На высоте тревожности человек утрачивает контроль над своими действиями.

  • Бредовые. Понять, какие страхи у детей имеют реальную основу, довольно сложно. Чаще они не поддаются логическому описанию и не связаны напрямую с причиной беспокойства. Например, ребенок испугался рычащего зверя в зоопарке, а бояться начал автобуса, на котором приехал вместе с родителями на экскурсию. Появился страх езды в транспорте.

Записаться на консультацию

Если болезнь не отступает, она прогрессирует! Консультация врача в нашем медцентре — это шаг к выздоровлению.

Как родителям помочь, если ребенок боится школы?

Нередко бывает, что ребенок просто боится идти в школу. Тогда он просто до нее не доходит. Куда идет ребенок? Конечно, в торговый центр или на детскую площадку.

Мы подготовили основные причины формирования боязни школы и рекомендации, как помочь ребенку.

1-я причина:
У родителей нет возможности провожать ребенка до школы, и у ребенка появляется выбор: идти или нет.

Рекомендации:
можно попросить родителей одноклассника, если это возможно, чтобы дети ходили в школу вместе.

2-я причина:
Застенчивые дети боятся поднять руку и отвечать у доски, поскольку они морально не готовы.

Рекомендации:
можно предложить ребенку отвечать на перемене или после уроков, предварительно оговорив это с учителем.

3-я причина:
Иногда дети боятся допустить ошибку при ответах, или боятся самого учителя.

Рекомендации:
Родители могут дома поиграть в учителя дома, или поменяться ролями с ребенком. Можно предложить ребенку отвечать от лица игрушки.

4-я причина:
Часто дети боятся ответить неправильно, им сложно сосредоточится или испытывает неуверенность в себе.

Рекомендации:
Успокойте ребенка, подбодрите, скажите, что все у него получится. Можно также ему дать поручение. Вытереть доску или донести папку с учебным материалом в другой класс.

5-я причина:
Некоторые дети боятся контрольных и диктантов.

Рекомендации:
Постарайтесь донести до ребенка, что это такой же процесс обучения как простой урок. Сегодня мы пишем контрольную работу, а завтра будем проходить новую тему.

Общие рекомендации психолога родителям:

  • Тревожным детям, очень важен режим дня, прогулки, прием ванны и легкий массаж перед сном. Все эти методы будут успокаивать ребенка и расслаблять нервную систему.
  • Ребенку можно предложить нарисовать свой страх. А затем выбросить свой страх (рисунок). Поскольку ребенок представляет свой страх, а потом рисует его. Это очень эффективный метод в избавлении от страхов.
  • Если ничего не помогает, и ребенок чувствует себя в школе плохо, неуверенно, всего боится, попросите кого-то из его близких поприсутствовать на нескольких уроках.

Если же после всего перечисленного, ребенок по-прежнему боится идти в школу, лучшем вариантом будет обращение к психологу для решения данной проблемы. Детский психолог занимается с каждым ребенком индивидуально, применяя игровую терапию, арт-терапию, сказкотерапию, и другие методы. Также включая совместное консультирование со взрослыми.

Похожие статьи

Инстинкт овцы. Как не быть съеденным из-за стадного чувства? - АландМед

кризис в отношениях

родительский сценарий

новая жизнь

Токсичные родственники

Ургентная зависимость

Номофобия

Эмоциональное здоровье

Эмоциональный интеллект подростка

Эмоциональный интеллект ребенка

синдром хронической усталости

психотравма

социофоб

стресс

манипулятор

КАК РЕБЕНКУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРАХА И БЕСПОКОЙСТВА И КАК ПЕРЕСТАТЬ БЫТЬ ТРЕВОЖНОЙ МАТЕРЬЮ

Постоянное чувство вины: причины возникновения, способы борьбы

Фобии и страхи: причины возникновения и способы работы с ними.

Психолог по семейным отношениям: особенности приема, в каком случае обращаться?

Комплексы: виды, откуда берутся, как с ними работать?

Коуч и психолог: в чем сходство и отличия, в каком случае обращаться?

Как перестать зависеть от мнения окружающих: советы психолога

Стресс под контролем! Как развить в себе навыки стрессоустойчивости: советы психолога

Эмоциональная поддержка мобилизованного: инструкции от психолога для членов семьи мобилизованного

Неприятие себя: причины и способы устранения. Советы психолога для людей с низкой самооценкой.

Как преодолеть жизненный кризис и двигаться дальше: советы психолога

Как выстраивать здоровые отношения с окружающими: советы психолога

Апатия: причины возникновения и способы устранения. Советы психолога как бороться с апатией

Низкая самооценка: причины и способы ее устранения, советы психолога.

Неуверенность в себе: причины и способы устранения, советы психолога для неуверенных в себе людей.

Как сохранить семейные отношения в период мировой нестабильности: советы психолога – эксперта.

Страх неопределенности будущего: советы психолога

Как пережить страх мобилизации? Советы психолога

Как не поддаваться панике и не впадать в истерику?

Семейный психолог: специфика работы, с какими проблемами работает, в чем особенности семейной психотерапии

Как справляться с тревогой из-за внешних обстоятельств в наше сложное время?

Как бороться со страхом неизвестности?

Что такое эмоциональная зависимость от партнера, как ее распознать и как от нее избавиться?

Что такое трудоголизм и вреден ли он?

Пьющие родители глазами ребенка

Как похудеть: советы психолога

Как избавиться от тревожности: советы психолога

Мужская и женская неверность: психология измены в браке

Что делать, если дети ревнуют друг друга к родителям?

Ребенок и развод родителей

Буллинг в школе: причины, виды, способы борьбы.

Интервью детского психолога: как подготовить ребенка к школе?

Психологическая подготовка детей к школе

Психолог. Психиатр. Психотерапевт.

Буллинг в школе. Как помочь своему ребенку?

Тревога и тревожность. Когда стоит обратиться за помощью

Эмоциональный интеллект. Что это такое? Как развить?

Психологическая помощь арт-терапией

Синдром самозванца - АландМед

Созависимые отношения с зависимым человеком - АландМед

Приступы неконтролируемой агрессии - АландМед

Ребенок и развод родителей - АландМед

Проблемы с самооценкой. Низкая самооценка - АландМед

Благополучие в семье и как воспитать здорового ребенка? - АландМед

Как выстраивать личные границы в отношениях с людьми? - АландМед

Грызть ногти — причина самодеструкции - АландМед

Разрушающее чувство зависти - АландМед

Психология деловых переговоров - АландМед

Виды манипулирования в переговорах- АландМед

Шопоголизм. Как развивается зависимость?- АландМед

Как женщине пережить измену?- АландМед

Стрессы: как управлять эмоциональным состоянием? - АландМед

Психология мужской и женской неверности - АландМед

Конфликты. Как вести себя в конфликтной ситуации? - АландМед

Зависимость от мнения окружающих - АландМед

Как добиться повышения на работе? - АландМед

Психология подчинения - АландМед

Отношения в семье. Детская ревность- АландМед

Любовная зависимость - АландМед

Психология жертвы - АландМед

Как лечить агорафобию: советы психолога - АландМед

Онлайн общение: измена или нет? - АландМед

Почему делает ОН, а краснею Я?! Испанский стыд – болезнь современных людей - АландМед

Неуправляемый ребенок: как преодолеть протест? - АландМед

Брак без секса: 7 препятствий к интимной жизни - АландМед

Мода на пассивную агрессию: 7 причин такого поведения - АландМед

«Я не хочу тебя»: снижение женского либидо - АландМед

Любовь — эмоциональное здоровье — АландМед

Каким образом пандемия и самоизоляция влияют на психику?- АландМед

Новая жизнь

Режим самоизоляции

Ожирение мужчины

Проблемы со сном. Причины нарушения сна - АландМед

Причины и устойчивые мифы одиночества - АландМед

Расстройства сна, причины бессонницы, лечение. Когда следует обратиться к врачу? - АландМед

какие правила нужно соблюдать, чтобы сон нормализовался - АландМед

Почему трудоголизм стал зависимостью? - АландМед

Как контролировать эмоции? - АландМед

Как подготовиться к кодированию от лишнего веса? - АландМед

  • ТОП-5 техник, которые помогут вашему ребенку победить страхи и укрепить самооценку

  • Обнаружив, что ребенок испытывает страх или имеет признаки фобии, родителям стоит оказать ему психологическую поддержку В борьбе с деструктивными и иррациональными страхами помогут проверенные техники.

    1. Уделите ребенку внимание, примите и валидируйте его переживания, проявите участие и сопереживание даже если страх базируется на нелепой и смешной причине. Ребенок, который переживает страх, ищет защиту у взрослого. И взрослый должен быть открыт к такому запросу, предоставив безопасность и успокаивающие объятия. Поделитесь своим опытом в борьбе с таким страхом, рассказав, что вы так же боялись таких вещей и смогли преодолеть свой страх вот таким образом. Это помогает ребенку осознать, что его переживания нормальны и он не одинок в своих страхах. 
    2. Меняйте установку страха. Если ребенок боится рельсового транспорта, возможно, он испугался громкого звука прибывающего поезда. Покажите, что есть игрушки поездов и трамваев, посмотрите на железнодорожный переезд издали. Задачей родителя будет демонстрация безопасности причины страха. Постарайтесь заменить негативный опыт взаимодействия на позитивный.
    3. Изобразите страх и сделайте его смешным, превратите монстра на рисунке в нелепого зверька, слепите образ причины страха и дайте ребенку его раздавить, “уничтожить”. Визуализация страха помогает осознанию переживания и помогает от него избавиться.
    4. Сказкотерапия помогает психологически проработать страх и проверить варианты его преодоления. Пусть главным героем будет ребенок, а страх – злым монстром. Предложите ребенку самому выбирать способы борьбы со злодеем, следите за его реакцией на сюжет. Разыгрывание сценки с игрушками, когда страх испытывает игрушка, а не ребенок, поможет понять, что именно пугает малыша и как можно с этим справиться.
    5. Талисман от страха. “ Волшебный талисман”, который защищает от всех монстров и опасностей, можно сделать вместе с ребенком, проговаривая, какие именно свойства имеет амулет. Пусть талисман висит над кроваткой или путешествует вместе с малышом. В качестве талисмана можно взять игрушку, которую следует “озвучить” нужным образом. Позаботьтесь о том, чтобы в случае потери “талисмана” в запасе был запасной.

    Борьба с детскими страхами – это не просто пару раз поговорить с ребенком о причине страха и ее нецелесообразности. Это постоянная чуткая работа родителей, которые заботятся о психическом здоровье своего малыша и способны увидеть проявления страха, безусловная поддержка и открытость к диалогу, наблюдательность к изменениям в поведении малыша и его обучение техникам преодоления сильных эмоций. В этом деле сознательным родителям поможет курс “Путеводитель в мир детских эмоций”
    , который содержит всю необходимую информацию об особенностях эмоционального развития детей разного возраста.

    Что посмотреть и почитать ребенку

    Что касается книг, то малышам можно почитать:

    • «Я побеждаю страхи. Энциклопедия для малышей в сказках»
       — сборник сказочных историй про различные страхи с полезными советами;
    • «Ничего не боится медведь»
       — сказка о том, как медвежонок учился быть смелым и отважным;
    • «Гастон боится»
      Орели Шьен Шо Шин — книга рассказывает, что страх — естественная реакция, которую можно контролировать, описывая словами или изображая на бумаге.
    • «Лавка кошмаров и щекотальный порошок»
       — увлекательная история о том, что даже в самых странных местах можно найти доброту;
    • «Страх темноты»
       — рассказ про темноту, которая однажды предлагает мальчику подружиться. Книга поможет детям преодолеть страхи, встретиться с неизведанным, стать отважнее и мудрее.

    Обложка статьи

    Младшим школьникам советую «Щенок Уголек, или как перестать бояться»
    Холли Вебб. Это история о том, как Лара нашла щенка и принесла его домой. Он был ласковым и умным, но каждую ночь скулил так громко и горько, что никто в доме не мог уснуть. Ларе предстояло выяснить, щенок так боится.

    Не забывайте анализировать сюжеты и обсуждать прочитанное: чего боялся герой? Почему это его пугало? Как он поступил? А  как поступил ты?

    Как родителям реагировать на детские страхи

    Обычно родители делятся на два лагеря: одни относятся к детским страхам в духе «Само пройдет!», а другие, наоборот, паникуют и начинают чересчур опекать ребенка. Но эти тактики не помогают справиться с тревожным состоянием: ребенок может замкнуться или, наоборот, стать агрессивным.

    Первым делом нужно признать, что ребенок боится и в определенном возрасте это нормально. Вот что советую делать дальше.

    Успокойте самого себя.
    Страх — нормальная защитная реакция психики. Он помогает адаптироваться под новые условия, обезопасить себя. А вот страх, который мешает и парализует вашу жизнь, а также жизнь близких, в том числе детей, — не норма. Поэтому прежде разберитесь со своими страхами. Если справиться самостоятельно не получается, то лучше обратиться к специалисту.

    Не обесценивайте и не высмеивайте страх.
    Ребенку не помогут фразы вроде «Не выдумывай, монстров не существует» или «С трусами никто не дружит». Такими насмешками родитель лишь показывает, что чувства ребенка для него не важны и надо соответствовать неким стандартам, если хочешь, чтобы тебя любили.

    Обложка статьи

    Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
    Стратегия «сын маминой подруги» заставляет ребенка чувствовать, что с ним не так. А это еще больше повышает тревожность. Все дети разные.

    Не заставляйте делать то, что вызывает страх.
    Если ребенок боится темноты, не нужно заставлять его сидеть в комнате без света. Но здесь стоит четко разграничивать страх и отсутствие опыта. Так, детям страшно учиться плавать и нырять в бассейне, но страх возникает отсутствия опыта. А вот у ребенка, который чуть не утонул, — другой, травмирующий опыт.

    Научите ребенка переживать сложные эмоции.
    Признание боли, страха и обиды помогает детям осознать, что с этим можно справиться. Озвучьте проблему, скажите, что это нормально и ничего страшного не происходит. Попробуйте узнать причину и подумайте, как вместе справиться с ситуацией.

    Обложка статьи

    Диагностика тревожности у подростков

    У детей повышенная тревожность может быть как чертой личности, так и приобретенным нарушением – неврозом
    . В последнем случае провоцирующим фактором становится стиль воспитания, травмирующий эмоциональный опыт либо сложности во взаимоотношениях (со взрослыми, сверстниками). Довольно часто патологическое состояние развивается у подростков, чьи родители:

    • слишком требовательны.
      Ребенок не может соответствовать ожиданиям, ведет себя пассивно, проявляет склонность к фантазиям и мечтательности;
    • излишне опекают и заботятся.
      Ребенок ощущает себя маленьким и незначительным, воспринимает мир как угрозу;
    • предъявляют противоречивые требования.
      Ребенок не понимает, как соответствовать разным установкам, испытывает сложности с принятием решений.

    Иногда тревожность становится следствием семейного сценария. Если один или оба родителя постоянно высказывают страхи или опасения, беспокоятся о здоровье и других аспектах жизни родных, подросток может перенять такое поведение. Отличительной чертой подобных переживаний будет зацикленность на семье.

    В группе риска по приобретенной тревожности находятся подростки, проживающие в неблагоприятных условиях, а также имеющие родителей с психическими расстройствами, алкогольной или наркотической зависимостью. Предрасполагающим фактором может стать неудовлетворительное состояние здоровья ребенка, вызывающее обеспокоенность взрослых.

    тревожность у подростка

    Особенности подростковой тревоги

    Повышенную тревожность у детей важно отличать от тревожно-депрессивных расстройств и замкнутости, которая может сопровождать состояние дезадаптации или шизофрению. Для дифференцировки нарушений у подростков используют разные виды опросников, а также методики исследования мышления.

    В процессе бесед с родителями психолог (детский психиатр) выясняет время начала симптомов, длительность протекания невроза, выраженность проявлений. С подростком обсуждаются ситуации, вызывающие тревогу: общение со сверстниками, учебные неудачи, социальные контакты, публичные выступления и т. д. При наблюдении фиксируются характерные особенности поведения: застенчивость, боязливость, робость, неуверенность.

    По мере взросления ребенка повышенная тревожность закрепляется, приобретает осознанный характер. При благоприятном сценарии подросток компенсирует напряжение путем избегания или обесценивания стрессовых ситуаций, например предпочитает одиночество, исключает публичные выступления, заостряет внимание на самоконтроле. Под влиянием неблагоприятных обстоятельств – внешних или внутренних – состояние может усугубляться, принимая форму соматического заболевания или депрессии, что требует помощи врача либо психолога.

    Проявления подростковой тревоги

    Симптоматика неврозов, связанных с эмоциональной напряженностью, многолика. У подростка могут наблюдаться как психические, так и физиологические признаки тревожности:

    • раздражительность, импульсивность, сложности с концентрацией внимания, эпизодические вспышки гнева;
    • головные боли, нарушения пищеварения, расстройства пищевого поведения, повышенная утомляемость;
    • нарушения сна, такие как ночные кошмары, трудности с засыпанием, частые пробуждения, утренняя усталость.

    Могут присутствовать эпизоды панических атак, возникающие на фоне стрессовых ситуаций. У подростка наблюдается жар, боль в груди, ощущение дрожи, онемения, учащенное сердцебиение, затруднение дыхания, головокружение. Сильное беспокойство может отражаться на успехах в учебе, приводить к сложностям с самореализацией.

    снятие тревожности подростка

    Как перестать бояться за ребёнка

    Все эмоции нужны и важны. Тревога за ребёнка тоже предусмотрена природой, чтобы взрослые могли подстраховывать своих детей до того момента, пока они не окрепнут. Но не стоит забывать, что у подобной заботы есть временные и разумные рамки.

    Счастливая мама с сыном

    Чтобы перестать переживать за ребёнка, маме нужно сделать всего три вещи:

    1. Разделить ответственность.
    В первую очередь надо осознать, что вы не несёте единоличной ответственности за своего ребёнка. Стоит разделить её как минимум с близкими.

    Для того чтобы справиться с родительскими тревогами, есть только один путь. Начать доверять. Ваш ребёнок, ваше любимое чудо, зачем-то появился в этом мире. Не всегда его путь будет гладким, и тогда вполне логично подставить своё родительское плечо, но не надо идти по дороге жизни вместо ребёнка. В конце концов, разделите свою ответственность за чадо с Богом, Природой, Вселенной.

    Кроме того, по мере взросления нужно потихоньку, маленькими шажками передавать ответственность за жизнь самому ребёнку. Верьте, что он точно справится. У него есть всё необходимое для успеха. Кто поверит в него, если не вы?

    2. Осознайте мотивы своих действий.
    Как вы принимаете решения, что движет вами в важные моменты жизни? Страх или любовь являются отправными точками ваших действий? 

    Настоятельно рекомендую учиться действовать из любви. Никогда ещё поступки, совершённые из страха, не приводили к добру. Этот принцип заметен даже в мелочах. 

    Приведу пример. Когда вы помогаете ребёнку делать уроки, даже если чувствуете в этот момент сильную усталость, каким чувством вы руководствуетесь? Если вас преследует мысль, что без вашей помощи ребёнка ждёт провал, это история про страх. Если вам очень хочется, чтобы малыш разобрался в сложной теме, поверил в свои силы, это уже про любовь. Результат от вашей помощи тоже будет разный.

    Ответьте себе честно на вопрос: когда вы ограничиваете самостоятельность ребёнка, прячете его от всех неприятностей и страхуете от любых проблем, вы действуете из страха или из любви?

    3. Займитесь своей жизнью.
    Давайте проведём небольшой эксперимент. Напишите на листочке трёх самых важных людей в вашей жизни. Кто оказался в списке? А вы сами туда попали?

    Обратите внимание на свою собственную жизнь: вспомните, что вам нравилось делать в детстве, найдите новое увлечение, общайтесь с интересными людьми. Никогда не поздно начать заниматься чем-то действительно увлекательным. 

    Лучшее, что мы можем сделать для своих детей, — это показать пример счастья. Горящие глаза, ощущение полноты жизни, которое распространяется вокруг увлечённого человека, — вот лучший пример и оберег для ребёнка. Бонусом будет отсутствие свободного для переживаний и тревог времени. 

    Конечно, невозможно одним волевым решением перестать бояться и тревожиться за самых дорогих людей на свете. Но точно стоит хотя бы подумать о том, что дети не наша собственность, они лишь гости в нашей семье, бесконечно любимые и желанные, но свободные. Опасаясь за них, бездумно оберегая, мы подрезаем им крылья. Вовремя отпускать, даже превозмогая тоску и страх, — это тоже любовь!

       
    Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

    Чего боятся дети в разном возрасте

    Страх — это защитная реакция организма на возможную опасность. Именно благодаря страху человечество выжило. Ведь древний человек ничего не боялся, то не  пещеру на ночь, не развивал навыки охоты и постоянно стремился туда, где опасно. Рано или поздно просто съели дикие животные, и все.

    Страх не быть съеденным и детская боязнь монстра под кроватью — защитная реакция на опасность. Но на практике это разные механизмы. Первый возникает из рациональной угрозы, не всегда имеет причинно-следственные связи.

    Поясню, что и в каком возрасте считается нормой.


    Малыши боятся разлуки с близкими, чужих людей, громких звуков и смены обстановки. Этот страх заложен природой, потому что маленький ребенок не выживет без взрослых.

    К вопросу о детской тревожности и страхе — Балтийский гуманитарный журнал

    PDF
    PDF · 49,3 Mб


    Могут развиться страхи, связанные с темнотой, монстрами, животными и сверхъестественными существами. Критическое мышление еще не догоняет образное, поэтому фантазии кажутся ребенку реальностью.

    Кроме того, дети уже понимают, что может причинить им боль. Отсюда страх врачей, уколов и любых манипуляций с телом, будь то стрижка ногтей или волос.

    Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов — журнал «Вопросы психологии»

    PDF
    PDF · 746 Кб


    Ребенок начинает осознавать, что жизнь конечна, и тревожится по любому экзистенциальному страху, будь то смерть или катастрофа. Именно в этот период потеря близкого, развод и сильные ссоры в семье могут стать детской травмой, которая будет мешать в будущем.


    Дети боятся ошибок, осуждения со стороны взрослых. Позже — быть отвергнутыми сверстниками. Становится важно социальное одобрение.

    После 10 лет иррациональные детские страхи исчезают. Однако им на смену может прийти боязнь вполне реальных вещей — болезней, катастроф, потери близкого, насилия, не оправдать ожидание родителей, стать изгоем в обществе.

    Страхи современных дошкольников в представлении родителей — портал психологических изданий PsyJournals

    PDF
    PDF · 1 Mб

    Как не допустить развитию страхов

    Родители часто руководствуются собственным детским опытом и примером родителей, чтобы воспитать своих детей. Копирование моделей поведения и воспитательных методов часто приводит к цикличности деструктивных действий и повторению ошибок прошлого. Например, привычное для многих запугивание бабайкой или серым волком приводило к тому, что ребенок замолкал и укладывался спать, не докучая родителям. И одновременно начинал бояться темноты и одиночества, что проявлялось эмоциональной нестабильностью и замедлением темпов развития в дальнейшем. 

    • Для здорового эмоционального развития детей нельзя пугать малышей другими людьми, чтобы добиться желаемого поведения или послушания. “ Будешь себя плохо вести, придет полицейский”, “Не будешь надевать шапку, заболеешь и придет доктор, чтобы сделать укол”, “Будешь кричать и плохо себя вести на улице, тебя заберет у мамы злая тетя” и другие подобные фразы приводят к тому, что ребенок ощущает себя незащищенным и покинутым, ощущая угрозу от названных людей.
    • Мальчиков чаще, чем девочек, следуя гендерным стереотипам, называют трусами за то, что они боятся чего-то нелепого, чего “мужчина бояться не должен”. Для детей такое поведение является признаком недоверия к ним и вызывает снижение самооценки. В будущем ребенок просто не будет говорить, что его пугает или вызывает тревогу, чтобы не получить обвинение в трусости или несостоятельности от родителей. И “нелепый” страх при этом никуда не исчезнет, влияя на поведение и развитие малыша.
    • Помните возрастное ограничение в фильмах? Даже смешную комедию с ограничением 12+ нельзя смотреть с детьми 3-5 лет: детский опыт и способ мышления еще не способен критически анализировать увиденное и воспринимает все всерьез. И многое из увиденного может вызвать панический страх у ребенка
      и стойкое ощущение опасности и в реальной жизни.

    Возрастные страхи у детей и как с ними бороться

    Возрастные страхи у детей и как с ними бороться

    Как научить ребенка управлять своими эмоциями

    Как научить ребенка управлять своими эмоциями

    Как помочь ребенку справиться со страхом

    Если ребенок боится, родители не должны оставлять его наедине с эмоциями. Но и слишком заострять на этом внимание тоже не стоит. Постарайтесь направить внутренние переживания ребенка на физические и творческие активности.

    Арт-терапия.
    Можно использовать различные техники рисования, коллажи, лепку, песочную терапию, музыку и танцы. Например, попросите ребенка изобразить чудовище под кроватью, используя краски, пластилин или коллажную технику. А потом вместе добавьте пару деталей, которые сделают монстра смешным и нелепым, — шляпу, клоунский нос или связанные шнурки.

    Представление страшного через призму позитивного помогает расслабить нервную систему и учит ребенка рассматривать ситуацию с разных сторон: «Да, это монстр, но он такой забавный и неуклюжий!»

    «Возможности арт⁠-⁠терапии в преодолении детских страхов» — научно-методический журнал «Концепт»

    PDF
    PDF · 982 Кб

    Спорт.
    Плавание, танцы, борьба, коньки, лыжи и вообще любая физическая активность успокаивают и дарят позитивные эмоции. Концентрация на процессе и достижение результата помогают снизить уровень гормона стресса, начать лучше контролировать мысли и стать увереннее в себе.

    Новые впечатления.
    Семейные прогулки, активные игры на свежем воздухе, поездки в парк аттракционов, театр, музей, зоопарк — все это отличный способ проводить время вместе. В такие моменты ребенок чувствует себя любимым и защищенным. Кроме того, новые эмоции улучшают хорошее настроение.

    Обложка статьи

    Сказкотерапия.
    Сочините историю о том, как смелый герой побеждает злое чудище под кроватью. Или о том, что в темноте на самом деле живут добрые гномики, которые работают только по ночам. Помогите ребенку самому сочинить сказку: например, пусть он придумает, как выдуманный им герой преодолеет свой страх.

    Такая история поможет ребенку спроецировать свои эмоции на вымышленного персонажа. Можно дать малышу фонарик и обыграть это так: герой боится темноты? Но ведь у него есть волшебный фонарик, распугивающий монстров! Или придумать волшебные слова и сказать: принцесса испытывает ужас при виде пауков? Но  знает магическое заклинание, которое их отпугивает!

    Эти способы подойдут для детей дошкольного возраста. С ребятами постарше, которые боятся рациональных вещей, стоит говорить прямо и открыто. Например, если ребенка пугает своя смерть или смерть близких, лучше объяснить, почему это происходит. А после рассказать, как прожить долгую жизнь: регулярно посещать врачей, следить за своим здоровьем, соблюдать технику безопасности.

    Обложка статьи

    Как понять, что страх стал проблемой

    Решать проблему нужно в том случае, если:

    Женщина закрыла лицо руками

    • тревожные мысли о ребёнке постоянно крутятся в голове;
    • радость, спокойствие и счастье стали редкими гостями в вашей душе;
    • вы контролируете каждый шаг ребёнка;
    • необходимость каких-то самостоятельных действий ребёнка вызывает у вас панику.

    Многие из нас живут в очень опасной иллюзии контроля над своей жизнью и жизнью близких. Но нам неподвластны смена времён года, извержения вулканов и движение небесных тел. Вот и контроль над жизнью нам недоступен: мы не можем просчитать всё наперёд, составить план и следовать ему, не отступая ни на шаг. Недаром народная мудрость говорит: хочешь насмешить Бога, расскажи ему о своих планах.

    Беря жизнь ребёнка под тотальный контроль из опасений, что с ним случится плохое, мы идём против природы и можем испортить его судьбу.

    Чем мы можем помочь в клинике

    Если у#nbsp;ребенка случилась паническая атака, то#nbsp;это повод обратиться за#nbsp;помощью к#nbsp;специалисту. Психиатр поможет с#nbsp;подбором медикаментозной терапией. Психолог обучит ребенка навыкам релаксации для#nbsp;снижения тревожности, потребуются сессии когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

    Детские страхи и фобии

    Детские страхи и фобии- АландМед

    В чем отличие детского страха от фобии? Родители задаются таким вопросом, когда их ребенок начинает боятся обычных вещей. Как определить грань между нормальным эмоциональным процессом и патологическим проявлением?

    Родителям на заметку

    1. В каждом возрасте есть , чего боятся дети, поэтому не нужно бить тревогу по любому поводу. Волноваться стоит, когда причина страха не связана с особенностями развития.
    2. Детский страх не появляется из ниоткуда — всегда есть причина. Это может быть травмирующий опыт, напряженная обстановка дома, суровые методы воспитания и другие причины — вплоть до психических расстройств.
    3. Родителям важно признать, что ребенок боится и это нормально. Главное, не обесценивать страх, не сравнивать ребенка с другими и не заставлять делать то, что вызывает этот самый страх.
    4. Постарайтесь направить внутреннюю тревожность ребенка на физические и творческие активности. Спорт, совместные вылазки на природу — вариантов, как провести время с пользой для психологического здоровья, много.
    5. Если страхи мешают ребенку жить полноценной жизнью и справиться самостоятельно не получается, лучше обратиться за помощью к специалисту.

    Когда ребенку нужна помощь психолога

    Часто родители сами в силах помочь ребенку справиться со страхом. Но есть красные флаги, которые сигнализируют о том, что семье нужна поддержка специалиста.

    Ребенок не может жить обычной жизнью.
    Например, боится транспорта или новых помещений — этого родители не могут поехать с ним в путешествие. Или ребенка пугает вода: он категорически отказывается мыться и каждый поход в душ превращается в испытание.

    Страдает общее самочувствие
     — ухудшается аппетит, нарушается сон, появляются частые простудные заболевания.

    Обложка статьи

    Страхи слишком необычны и нелогичны.
    Например, ребенок может бояться предметов одного цвета или глубоких тарелок.

    Прослеживаются навязчивые действия.
    Чтобы успокоиться, каждый раз перед сном ребенок выполняет определенный ритуал. Если он это не сделает, то долго ворочается и жалуется на головную боль.

    Появляются физические симптомы.
    Например, ребенок настолько боится идти в школу, что по утрам его начинает тошнить, поднимается температура. Но когда он остается дома, то «болезнь» отступает.

    Если замечаете, что страхи мешают ребенку развиваться, учиться, общаться с ровесниками, отдыхать, то лучше обратиться к психологу.
    Специалист проведет диагностику, предложит поддержку, при необходимости назначит лечение.

    Не разрешенные в детском и подростковом возрасте страхи могут перерасти в фобию и тревожные расстройства. А это, в свою очередь, негативно повлияет на выбор профессии, отношения с другими людьми и качество жизни в целом. Однако если вовремя заметить проблему и приложить усилия, чтобы решить ее, то с высокой долей вероятности ребенок вырастет счастливым и уверенным в себе.

    Обложка статьи

    Бояться за ребёнка нормально, но…

    Жизнь конечна для любого существа на нашей планете, и каждый человек буквально с детства учится справляться с неприятными эмоциями, обусловленными страхом смерти. Нередко единственную возможность продлить своё существование мы видим в детях: они наше продолжение, память о нас будет жить в них, и мы искренне надеемся, что они сохранят наши ценности и убеждения.

    Мама учит ребенка писать

    Дети словно становятся гарантом того, что все наши чаяния и мечты осуществятся. Да, пусть не мы, но уж они-то поживут. 

    Конечно, беспокоиться о ребёнке вполне естественно и нормально. Невозможно быть всегда абсолютно спокойными. Сами по себе тревоги и опасения за близких не несут особой опасности. Плохо, когда они начинают дирижировать нашей жизнью: нередко мы принимаем решения и совершаем поступки, руководствуясь не любовью, а страхом.

    Оцените статью
    Избавиться от тревоги