картинка тревожность ребенка

Елена Пак Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии

«Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии»

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Векторы по запросу Ребенок боится


КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

5 502 изображений по запросу Стрессы у детей доступны в рамках роялти-фри лицензии

Дети ссорятся и борются — жесткая концепция отцовства

Депрессивный мальчик, который не может играть на улице из-за дождя

Маленькая девочка встревожена. Многие дети нервничают из-за новых ситуаций. Школьная тревога. Дайте ребенку возможность справиться со школьной тревогой. Тревожные ощущения нормальные ожидаемые дети возвращаются в школу .

Напряженный отец сидит в позе лотоса на полу и сыновья играют вокруг в комнате

Портрет удивленной маленькой девочки в черном выпускном платье на черной доске в классе

Женщина, которая работает и заботится о доме исчерпана и напряжена своей рабочей нагрузкой

Женщина-консультант подбадривает расстроенную девочку-подростка на сеансе семейной терапии в офисе

Понятие облака слов в красных шапках вокруг слова Стресс с большими терминами, такими как давление, сроки, семья, обязанности, напряженность, изменения и многое другое .

Злая и уставшая школьница учится с кучей книг на столе

Вид мячей с жестокими и грустными выражениями лица, символизирующими жертву и насильников на сером фоне

Портрет грустного ребенка

Много стресса, когда делаешь домашнее задание

Маленькая девочка играет в прятки

Частичный взгляд человека, показывающего три пальца, символизирующие агрессивного насильника и грустных жертв на сером фоне

Портрет милого мальчика, сидящего в библиотеке перед книгами. Изолированный на белом фоне .

Ученики проходят сложный школьный тест в классе

Женщина-консультант держит за руку расстроенную девочку-подростка, сидящую рядом с братом на сеансе терапии

Маленький мальчик олицетворяет гнев .

Мальчик проходит сложный школьный тест в классе

Уставший отец с ноутбуком и маленькими детьми, сидящими на диване вокруг дома

Насилие над детьми маленькая напуганная девочка

Публикация «Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии» размещена в разделах

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детской тревожности

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двой ку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Как выявить тревожного ребенка

Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник

Тревожный ребенок (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности :

• Высокая тревожность — 15-20 баллов;

• Средняя — 7-14 баллов;

• Низкая — 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Хочу поделиться одним из методов работы с тревожными детьми, на мой взгляд, наиболее эффективный в моей практике работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия, как метод!

Арт-терапевтичекие методики чаще всего применяются для работы с запросами в области эмоциональной сферы, повышения самооценки и снижения уровня стресса и тревожности. Арт-терапия достаточно широкое направление, которое включает в себя множество методик: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия и другие, они достаточно интересны, ненасильственны и практически не вызывают сопротивления психики. Обязательно необходимо учитывать возрастные особенности при применении методик, так в детском возрасте более эффективными будут сказкатерапия и игротерапия, но во взрослом возрасте человек к сказкотерапии склонен относится со скептицизмом, в данном случае более эффективной будет изо-терапия или музыкотерапия. Далее, мы рассмотрим методы арт-терапии и их эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – (лечение творчеством) направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Включает в себя несколько направлений:

1) Изотерапия — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

2) Игротерапия — лечение игрой, позволяющее в игровой форме избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, развить коммуникативные способности и мотивационно-волевые качества.

3) Сказкотерапия – метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром путем образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания

невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на

общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и

предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие

самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с

ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует,

лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все

задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется

доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым

идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют

аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал,

с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в

работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое

оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его

монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического

повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в

легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования

эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу

необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду

спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда

даже каракули играют роль исцеления.

Профилактика детской тревожности : рекомендации психолога родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Примеры творческих работ, во время занятий:

Рисование ватными палочками


КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

Делаем бумагу сами


КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

Рисуем с солью


КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

Лепка из теста


КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

КАРТИНКА ТРЕВОЖНОСТЬ РЕБЕНКА

1) Монина Г. Б., Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. : Изд-во «Речь», 2007.

2) Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. M.,2009.

3) Зеньковский В. В. « Психология детства». М., 2000.

4) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. » Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». С Пб., 2005.

5) Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. С Пб., 2002.

6) Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с

Оцените статью
Избавиться от тревоги