В современном мире, когда происходит постоянное развитие, масштабные и быстрые изменения социально-экономических и политических процессов, вопросы тревожности и общения становятся более актуальными, чем когда-либо. Труднее всего приходится подросткам с их не до конца сформировавшимися мировоззрением и системой ценностей. Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема общения является одной из основных проблем подросткового периода.
Автор статьи предполагает, что уровень общительности подростка может напрямую зависеть от уровня его тревожности. Целью исследования является определение психологических особенностей общения подростков с разным уровнем тревожности.
Одной из основных проблем переходного возраста является проблема общения в целом и общения со сверстниками в частности. Взаимоотношения с друзьями, товарищами, одноклассниками находятся в центре внимания подростка.
Социальная изоляция или недостаток качественного общения, напротив, могут привести к различным психологическим проблемам подростков, таким как депрессия, апатия. Таким образом, общение в психологическом плане является неотъемлемой частью подросткового опыта, оказывая существенное влияние на их эмоциональное и социальное развитие.
Проблема тревожности также является одной из самых актуальных проблем современной психологии. Изучением тревожности занимались такие психологи как А. М. Прихожан, Р. Мэй, Ч. Д. Спилбергер, Б. Филипс, Е. В. Новикова. Тревожность занимает особое место среди негативных переживаний человека, она может привести к снижению работоспособности и трудностям в общении.
В настоящее время в психологии принято различать ситуативную и личностную тревожность. Ситуативная тревожность проявляется в конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство.
Тревожность как личностная характеристика может рассматриваться как черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Такая тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, имеет затруднения в контакте с окружающим миром, воспринимая его как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. На развитие тревожности влияют различные факторы, такие как: эмоциональный опыт, личностные и биологические особенности, семейное воспитание, влияние школы. Кроме того, отмечается, что группу риска повышенной тревожности составляют дети и подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с депрессивными и невротическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией. Также провоцирующим фактором может являться состояние здоровья подростка.
Проведённые специальные психологические исследования подтверждают, что число подростков, страдающих тревожностью, повышенным беспокойством, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью в наше время увеличилось.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи тревожности и общения автор провел исследование, в котором приняли участие 64 человека 15-16 лет, обучающихся в одной школе. Для исследования были использованы методики «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) и «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского.
Проведенное исследование ситуативной и личностной тревожности у подростков позволило выявить группу с высокими показателями, как по личностной, так и по ситуативной тревожности (таблица 1). В частности, у 42% юношей и 14% девушек высокие показатели по обеим шкалам тревожности. По результатам исследования можно сделать вывод, что высокий уровень личностной тревожности в данной выборке больше проявляется у девушек, а ситуативная тревожность – у юношей.
Результаты исследования тревожности подростков по методике Ч. Спилбергера (в %)
Исследование уровня общительности по методике В. Ф. Ряховского среди подростков показало, что у большего числа испытуемых (57%) оказался нормальный уровень коммуникабельности (таблица 2). 7% испытуемых юношей попали в категорию «рубаха-парень» (общительность бьет ключом, всегда в курсе всех дел, любит принимать участие во всех дискуссиях, больше на несерьезные темы). 36% по результатам теста оказались в категории «весьма общителен», из них 29% юношей и 43% девушек.
Ни один человек из выборки не показал результатов явной некоммуникабельности и коммуникабельности болезненного характера.
Результаты исследования уровня общительности среди подростков (в %)
В заключение можно сказать, что проведенное исследование позволяет сделать вывод, что подростки с повышенным уровнем тревожности и хорошо развитыми навыками общения могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции.
Сначала коротко
Ситуация: Современный человек вынужден постоянно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям окружающей среды.
На деле: Способность к эффективной адаптации зависит от уровня личностной тревожности, которая в условиях неопределённости проявляется, в том числе, в изменениях активности различных отделов головного мозга.
Теперь подробнее
Учёные из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Лондонского университета (Великобритания) и Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Германия) изучили с помощью работу головного мозга у людей с низким и высоким уровнями личностной тревожности во время решения вероятностных задач. Выяснилось, что в ситуации неопределённости между двумя группами испытуемых существуют различия в активности медиальной префронтальной, орбитофронтальной и передней поясной коры. У людей с высоким уровнем тревожности нейрональная активность оказалась выше, а эффективность в решении задач ниже. Причина этого — в особенностях восприятия условий неопределённости. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.
О чём речь?
Тревожность — это психологическое, физиологическое и поведенческое состояние, характеризующееся беспокойством по поводу неопределённых событий с потенциально неблагоприятными последствиями. Трудности во взаимодействии с неопределённостью — центральный диагностический признак клинической и субклинической тревожности.
В исследованиях с использованием компьютерного моделирования установлено, что тревога может негативно сказываться на процессах адаптации и принятия решений в нестабильной среде. Поэтому и люди с высокой личностной тревожностью хуже переносят подобные условия, причём как в реальной жизни, так и при решении экспериментальных задач — их эффективность обычно снижается.
Существует особый класс экспериментальных заданий — вероятностные задачи. В них испытуемый должен выбирать стимулы, несущие с некоторой вероятностью выигрыш или проигрыш. Иными словами, человек не знает, получит он выигрыш или нет, и таким образом для участника эксперимента создаётся ситуация неопределённости.
«Эти задачи отражают реальность — мы не знаем, как в будущем будут развиваться события, мы можем только предсказать их развитие с определённой степенью вероятности и ориентироваться на это предсказание. Этот процесс в нейронауке называется “обучением”, поскольку таким образом мы изучаем окружающую нас среду», — поясняет один из авторов исследования, аспирант департамента психологии, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Марина Иванова.
Однако то, что происходит на нейронном уровне при работе испытуемого с вероятностной задачей и принятии решений на фоне тревоги — пока не вполне изучено. На основе уже имеющихся экспериментов, авторы исследования предположили, что в такого рода ситуациях у испытуемых с высокой личностной тревожностью должно наблюдаться изменение активности в ряде отделов головного мозга: вентромедиальной префронтальной коре, орбитофронтальной коре, медиальной дорсолатеральной префронтальной и передней поясной коре. Эти отделы головного мозга отвечают за процесс принятия решений, мотивацию, планирование, страх и тревогу.
Вентромедиальная префронтальная кора — связана с обработкой информации в ситуациях риска и при эмоции страха, а также с управлением эмоциональными реакциями человека, принятием решений и самоконтролем.
Орбитофронтальная кора — связана с принятием решений.
Медиальная дорсолатеральная префронтальная кора — связана с планированием сложного когнитивного поведения, высшими психическими функциями, проявлениями личности, принятием решений и регулированием социального поведения.
Передняя поясная кора — связана с выполнением когнитивных функций, таких как ожидание награды, принятие решений, эмпатия, управление эмоциями.
Как изучали?
В исследовании приняли участие 39 добровольцев — 24 женщины и 15 мужчин. Перед опытами испытуемые заполняли «Шкалу тревоги Спилбергера — Ханина» для выявления уровня личностной тревожности (45 баллов — высокий уровень этого показателя, 36 и менее — низкий уровень). При этом, как известно, личностная тревожность является достаточно стабильной чертой и при повторных тестах оценки варьируются мало. Показатели личностной тревожности в группах добровольцев составили от 24 до 65 баллов, средний показатель — 30,5. Никто из респондентов не страдал психическими расстройствами.
Затем добровольцев разделили на две сбалансированные по возрасту и полу экспериментальные группы. В первой — с высокой тревожностью — оказались 12 женщин со средним возрастом 22,6 года, а во второй — с низкой личностной тревожностью — 12 женщин со средним возрастом 23,7 года.
Далее все испытуемые выполнили вероятностную обучающую задачу с возможностью получения вознаграждения в зависимости от результатов. Участникам эксперимента на экране компьютера показывали синие и красные стимулы. От выбора тех или иных стимулов зависела процентная вероятность выигрыша (скажем, при выборе красного левого стимула — 75%). Периодически вероятность менялась без ведома испытуемого (в примере выше — предположим, понижалась с 75 до 25%), что требовало от испытуемых принятия решений по поводу дальнейшей тактики.
Параллельно у участников эксперимента с помощью магнитоэнцефалографии регистрировалась и измерялась активность в различных отделах головного мозга. Для анализа полученных результатов использовался метод байесовского иерархического моделирования, который лучше всего помогает описать отдельное влияние личностной тревожности на процесс решения вероятностной задачи.
Что получили?
Результаты исследования показали, что ключевые области мозга, связанные с тревожностью и процессами принятия решений, демонстрируют изменения в осцилляторной активности — в диапазонах бета- и гамма-ритмов). В частности, они реагировали на кодирование ошибок предсказания — несоответствия между ожиданиями испытуемого и реальностью.
При этом у лиц с высокой тревожностью при ошибках предсказания повышалась мощность гамма-ритма. В рамках экспериментальной задачи они часто преувеличивали значимость ошибок предсказаний, что приводило к ухудшению выполнения задачи. Кроме того, у группы с высокой тревожностью во время кодирования ошибок предсказания активность передней поясной коры подавляла альфа- и бета-ритмы (первый связывают со спокойствием, а второй с активной работой мозга, сфокусированным вниманием — прим. ред.).
Для чего это нужно?
Как итог — установлено, что высокая личностная тревожность приводит к предвзятым (завышенным) оценкам различных форм неопределённости и тем самым влияет на эффективность принятия решений. « Ситуация повышенной неожиданной неопределённости — резкого изменения ситуации — вела к ухудшению когнитивных процессов у лиц с высокой личностной тревожностью за счёт переоценки нестабильности и изменчивости окружающей среды», — комментирует Марина Иванова. Она отмечает, что и в жизни условия неопределённости могут негативно влиять на оценку различных реальных сложностей и приводить к дезадаптации, ошибкам в принятии жизненных решений.
В будущем интересным направлением исследований могло бы стать сочетание методов магнитоэнцефалографии с фармакологическими воздействиями. Такие эксперименты продемонстрировали бы возможности модулирующего действия нейромедиаторов (дофамина, ацетилхолина и др.) на нейронные осцилляции.
IQ
Томас Хайн, Лондонский университет (Великобритания)
Женг Гонг, выпускница магистерской программы Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Марина Иванова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Феделе Томмасо, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ
Вадим Никулин, Институт когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Лейпциг, Германия)
Мария Эррохо Руис, Лондонский университет (Великобритания)
Актуальность данной работы заключается в выявлении особенностей взаимосвязи важных личностных черт. Так невозможность личности взять ответственность на себя, а также восприятие большинства ситуаций как угрожающие, может привести к различным конфликтам, а также личностным изменениям. Всё вышеперечисленное может актуализироваться в условиях тяжелой и сложной работы, что в свою очередь будет приводить к рабочим конфликтам, не возможности нормально взаимодействовать с другими членами коллектива, что может привести весь рабочий процесс в хаос. Для такой важной и значимой профессии в сфере мореходства, как судомеханик важно, чтобы каждый специалист был ответственным, мог быстро адаптироваться к рабочей задаче.
Исходя из определения мы узнаём, что входит в свойства личности. Все вышеперечисленные свойства будут формироваться с течением жизни человека, но их формирование будет происходить на основе наследственности человека, другими словами определённых качеств нервной системы, динамики нервных процессов, анатомо-физических особенностей.
В нашей работе мы рассмотрим такие свойства личности как локус контроля и тревожность, раскроем данные понятия, а также как они проявляются в поведении человека.
Цель: изучить особенности взаимосвязи локуса контроля и уровнем личностной тревожности.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование.
Методики исследования: Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)
В исследовании приняли участие 14 судовых специалистов, работающих по специальности судомеханик.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля, личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности.
Важнейшим вкладом Джулиана Роттера в современную психологию были модели, по которым можно предсказать человеческое поведение. Основная закономерность или по-другому формула, которую он разработал, даёт возможность предположить целенаправленность поведения в определённой ситуации, при этом нужно пользоваться понятиями : «потенциал поведения», «ожидание», «подкрепление», «ценность подкрепления».
Согласно мнению Дж. Роттера локус контроля относится к устойчивым свойствам личности, а различия в локализации контроля возникают в процессе обучения, а также в семье. Другими словами возникновение и формирование локуса контроля происходит непосредственно в процессе социализации, а также стечением времени становится уже устойчивым свойством, которое в своё очередь определяет некоторые аспекты поведения личности.
Как мы писали выше существует внутренний или интернальный локус контроля, а также внешний или экстернальный локус контроля. Данное разделение на типы связанны с тем где происходит локализация контроля над значимыми жизненными событиями. Важно отметить что, как раз таки тип локализации будет отвечать за особенности поведенческого реагирования в широком контексте социального взаимодействия, что в свою очередь будет связано с уровнем активности и чувством ответственности личности, всё это будет влиять на ощущение «контролируемости» насыщенности жизненных событий. Становясь устойчивой характеристикой личности локус контроля, также будет являться универсальной характеристикой при этом неизменной относительно любых типов событий и ситуаций, с которыми будет сталкиваться личность.
На данный момент локус контроля является одним из наиболее распространённым и исследуемых конструктов, как в рамках отечественной психологии так и в зарубежной.
Для начала стоит развести два существующих в психологии понятия «тревога» и «тревожность». Обратившись к словарю практического психолога, становиться ясно, что :
Проанализировав эти определения сразу становиться понятно, что тревога будет являться эмоциональным состоянием, то есть оно будет вызвано переживанием человека относительно внешней среды и к самому себе. Тревожность же будет являться свойством личности, его индивидуальной особенностью.
Обращаясь к современным исследованиям тревожности, то мы увидим что они направлены на отличие ситуативной тревожности и личностной тревожности.
Основываясь на выше сказанном, мы обращаемся к американскому психологу Ч. Спилбергу, который рассматривает ситуативную тревожность как «Т-состояние», а личностную как «Т-свойство».
Ранее мы рассматривали ещё одну личностную характеристику «локус контроля», согласно данным К. Муздыбаева существует положительная корреляция между экстернальностью и повышенной тревожностью. Сначала может показаться странным, что экстрерналы более склонны к тревожности, так как они видят причину своих неудач во внешней среде, а не в себе. Если рассматривать П. В. Симонова и его информационную теорию эмоций, то эмоции и их уровень будет определяться следующей структурной формулой:
Э-эмоции; П-актуальная потребность личности; ин, Ии- информация необходимая и информация, которая имеется у субъекта, на основании которой он может судить об возможности удовлетворения потребности.
В сущности, выражение в скобках является мерой неопределённости ситуации, чем выше будет неопределённость, тем выше будет эмоциональное напряжение. Экстернал же будет субъективно всегда находится в ситуациях большей неопределённости, это связанно с тем что он не сам контролирует жизненные события. Сама жизнь и её события будут определяться обстоятельством, случаем, волей других людей. Всё вышесказанное будет представлять собой благоприятную основу для развития неопределённости, а это в свою очередь будет вызывать эмоциональное напряжение и тревожность.
Нужно отметить, что всё вышесказанное не будет являться абсолютным, и всегда есть варианты для индивидуальных случаев.
Профессия судового механика несёт ряд определённым требований не только по выполнению своих должностных обязанностей, но и к человеку, который решил освоить и также работать по данной специальности.
Судомеханик — это специалист мореходства, обязанностью которого является организация бесперебойной, безопасной и нормальной работы всех судовых механизмов и систем. Он несет ответственность за экономное, бесперебойное и безопасное использование, обслуживание и ремонт судового оборудования.
Исходя из выше представленного определения мы узнаём, что у судомеханика есть свои обязанности, которые связаны с работой судовых механизмов и систем, а также ответственность связанная с использованием а также ремонтом судна. Помимо этого судомеханик является специалистом мореходства, но не все представители данной профессии остаются в море, некоторые также работают по специальности, но уже на заводах по судоремонту.
Если обраться к классификации профессий Е. А. Климова, то судомеханик относиться к профессии типа человек-техника, так как профессией его труда будет являться технические объекты. Судомеханик занимается ремонтом, обслуживанием судовых механизмов и систем, о чем мы говорили ранее. Помимо этого для успешно выполненного ремонта специалист должен иметь обширные знания по техническим характеристикам, уметь читать схемы, чертежи механизмов и систем, обращаться с инструментами, должен знать материаловеденье, сопротивление материалов, термодинамику.
Если говорить о условиях труда, то это работа в необычных условиях, а также в условиях повышенной моральной ответственности. После судового ремонта, судно уходит обратно на свой рейс, и конечно же организация чья бригада судомехаников выполнила его, даёт гарантию за выполнений ремонт. Если был проведёт некачественный ремонт, то не исключены поломки, что может случиться в любой момент рейса и поставить под угрозу не только сроки по выполнению рейса, заключённый контракт, но и здоровье членов экипажа.
На основании вышеизложенного можно выделить профессионально важные качества, которыми должен обладать специалист в данной области:
Абсолютные: ответственность, высокая концентрация внимания, хорошо развитая мелкая моторика, техническое мышление, физическая сила, готовность работать в экстремальных условиях труда.
Относительные: готовность к сотрудничеству, логико-стратегическое мышление, лидерские качества.
Анти — профессионально важные качества: тревожность, клаустрофобия, низкая концентрация внимания, неумение правильно распределить рабочее время.
На основании проведённого тестирования мы получили следующие результаты, по методике «Уровень субъективного контроля ( УСК) Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд» результаты представлены в Таблице 1, а по методике «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина (STAI)» результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 1 – результаты по методике уровень субъективного контроля (УСК)
Из полученных данных мы узнаём, что по шкале «общей интернальности» у 10 респондентов экстернальный локус контроля, как правило такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями в жизни, есть склонность к приписыванию к большинству событий и поступков внешнему влиянию (результат случая, действия других людей).
У четырёх респондентов интернальный локус контроля, они как правило считают, что большинство важных событий в их жизни являются результатом их собственных действий. Им свойственно чувствовать свою ответственность за события в своей жизни, а также за то как складывается их жизнь.
По шкале «интернальности в области достижений» у шести респондентов интернальный локус контроля. У восьми же респондентов экстернальный локус контроля.
По шкале «интернальность в области неудач» у двух респондентов интернальный локус контроля. У 12 респондентов низкие показатели, то ест экстернальный локус .
Шкала «интернальности в семейных отношениях» у семи респондентов интернальный локус, у оставшихся семи респондентов экстернальный локус.
По шкале «интернальности в области производственных отношений» Только у одного респондента интернальный локус, у 13 же респондентов экстернальный.
Результаты по шкале «интернальности в области межличностных отношений». У шести респондентов интернальный локус. У восьми респондентов экстернальный.
По шкале «интернальности в отношении здоровья и болезней» У четырёх респондентов интернальный локус. У оставшихся десяти экстернальный локус.
Таким образом у большинства респондентов, наблюдается экстернальный локус контроля, то есть большинство респондентов будут склонны у тому, чтобы объяснить свои неудачи внешними обстоятельствами, нежели нести ответственность за происходящее самим.
Результаты по методике шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI) представлены в следующий Таблице 2.
Таблица 2 — Результаты методики шкала тревоги Спилбергера-Ханина( STAI)
Пять респондентов набравших высокие показатели по личностной тревожности будут склонны ожидать неблагоприятного исхода от большинства ситуаций. Для респондента, чьи результаты набрали низкие показатели характерно не воспринимать большинство ситуаций как угрожающие.
Восемь респондентов с среднем уровнем личностной тревожности склонны сохранять эмоциональное равновесие и работоспособность, но только в тех ситуациях к которым они смогли адаптироваться.
Также нет респондентов с высоким показателем реактивной тревожности, это говорит о том, что на момент тестирования они не испытывали беспокойство, напряжение, нервозность. Само тестирование проходило в перерыве от рабочего процесса, то есть можно утверждать, что сложность данной профессии для респондентов не является фактором вызывающим тревожность.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Для нашей выборке характерен экстернальный локус контроля. Хотя нельзя говорить о установлении закономерностей, так как рассмотренная нами выборка может иметь погрешности. Ниже представлена Таблица 3 с ранжированием полученных результатов по методикам.
Таблица 3 — Расчётная таблица с ранжированием для коэффициента корреляции Ч. Спирмена
Наш коэффициент корреляции имеет знак минус, следовательно корреляция будет обратной (отрицательной), то есть чем выше показатели по шкале общей интернальности, тем ниже показатели по уровню личностной тревожности.
Обратившись к таблице критических значений коэффициента корреляции Спирмена, мы увидим, что для нашей выборки критическим значением на уровне 0,05 будет равен 0,532, на рисунке представлена ось значимости с критическими значениями для выборки из 14 респондентов. Таким образом, можно говорить о том , что существует статистическая взаимосвязь на уровне 0,05 между локусом контроля и уровнем личностной тревожности
Рисунок 1 — Ось значимости
Нашу первоначальную гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности, можно считать доказанной
В данной работе мы рассмотрели такое понятие как локус контроля и личностная тревожность, а также рассмотрели особенности работы судомеханика на судоремонтом заводе и выявили ряд требований к специалисту в данной области. Также рассмотрели информационную теорию эмоций и разобрали предпосылки для взаимосвязи для таких личностных свойств как локус контроля и тревожность.
На основании полученных данных мы выявили, что :
1. Для специалистов в данной области характерен экстернальный локус контроля.
2. Характерен средний и высокий уровень личностной тревожности.
3. Существует взаимосвязь между уровнями субъективного контроля и личностной тревожностью: чем выше уровень субъективного контроля, тем менее выражен уровень личностной тревожности
Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности
Введение. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Новые условия жизни, сложность обучения, предстоящая сессия могут подавлять адаптационные возможности и приводить к развитию стресса у студентов. Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского университета с различной физической активностью. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 684 студента-медика (30,7 % юношей и 69,3 % девушек) в возрасте от 18 до 25 лет. На основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) и в соответствии с показателями МЕТ (метаболический эквивалент) все учащиеся были разделены на 3 категории: категория 1 – студенты с низким уровнем физической активности, категория 2 – со средним уровнем физической активности и категория 3 – с высоким уровнем физической активности. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по опроснику Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина. Результаты. По результатам исследования установлено, что в группе студентов с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05). Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью, чем с высокой (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла, р < 0,01). При анализе средних показателей уровней ситуативной и личностной тревожности среди юношей и девушек было выявлено, что в группе со средним уровнем физической активности у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности (48,14 ± 3,81 и 36,06 ± 3,49 балла соответственно, р < 0,05). Выводы. Таким образом, были обнаружены статистически значимые различия в уровне тревожности студентов: более высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности встречаются чаще у студентов-медиков с низкой физической активностью.
Ключевые слова
Хусаинов А. Э.,
Зулькарнаев Т. Р.,
Агафонов А. И.,
Поварго Е. А.,
Мочалкин П. А.,
Шамсутдинова А. Ф.
Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;
:39-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43
For citation
Khusainov A. E.,
Zulkarnaev T. R.,
Agafonov A. I.,
Povargo E. A.,
Mochalkin P. A.,
Shamsutdinova A. F.
The Level of Anxiety among Medical University Students with Physical Activity of Different Intensity. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;
:39-43.
(In Russ.)
https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43
Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского вуза с различным уровнем физической активности.
Материалы и методы. Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медуниверситета. Всего было обследовано 672 студента, при этом юноши составили 30,7 % и девушки 69,3 %. Критерием включения в группы исследования служили возраст от 18 до 25 лет, обучение в организации высшего образования не менее 1 года, информированное согласие студента на участие в исследовании.
Уровень физической активности определен на основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ), в котором для численной оценки уровня физической активности используется показатель MET (метаболический эквивалент – это показатель, косвенно отражающий активность метаболических процессов в организме путем расчета уровня потребления кислорода при заданной нагрузке).
В соответствии с показателями МЕТ все обследованные делятся на 3 категории.
Категория 1: низкий уровень физической активности. Включает тех студентов, которые не подходят к критериям двух следующих категорий, считаются малоподвижными/неактивными.
Категория 2: средний уровень физической активности. Любой из следующих 3 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, продолжительностью не менее 20 минут, или б) 5 и более дней в неделю физической активности умеренной степени или ходьбы, продолжительностью не менее 30 минут, или в) 5 и более дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 600 MET-мин/нед.
В соответствии с данными критериями все обследованные студенты были разделены на 3 группы: в первую группу вошли студенты с высокой физической активностью – 26,93 % от всего контингента наблюдаемых, во вторую – со средним уровнем – 38,84 % обследованных, в третью – с низкой физической активностью (34,23 %). Для оценки тревожности использовался опросник Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, который состоит из двух частей. Одна часть оценивает личностную, а вторая – ситуативную тревожность человека. Каждая часть опросника состоит из 20 утверждений. В опроснике личностной тревожности испытуемому нужно оценить, как часто он(а) испытывает данные чувства или находится в определенном состоянии, выбрав один вариант из четырех («Почти никогда»; «Иногда»; «Часто»; «Почти всегда»). В опроснике ситуативной тревожности испытуемый определяет степень выраженности своей тревоги в настоящее время, рассматривая ряд утверждений, оценивая их по принципу «Нет, это совсем не так»; «Пожалуй, так»; «Верно» или «Совершенно верно». При интерпретации показателей ситуативной и личностной тревожности использовали следующие ориентировочные оценки: уровень тревожности до 30 баллов указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 44 баллов – на среднюю, а уровень 45 и более баллов – на высокую. Показатели личностной тревожности даже у здоровых людей варьируют в широких пределах – от 25 до 60 баллов1.
Расчеты осуществляли с помощью программы Microsoft Office Excel и системы для статистического анализа данных Statistiса 10. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (± m). Для выявления статистически значимых различий (p < 0,05) применяли параметрический критерий t (Стьюдента).
Результаты исследования. Оценка тревожности по опроснику Спилбергера – Ханина1 показала, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем у студентов с высоким уровнем физической активности (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 1).
При рассмотрении личностной тревожности было обнаружено, что у студентов с высокой физической активностью уровень тревожности имел более низкие значения, чем у студентов с низким и средним уровнем физической активности (33,30 ± 3,50 по сравнению с 44,44 ± 3,08 балла (р < 0,05) и 47,69 ± 3,71 балла (р < 0,01)).
В женской подгруппе уровень личностной тревожности оказался достоверно выше у студенток с низкой физической активностью, чем с высокой (48,7 ± 3,81 и 36,03 ± 4,69 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 2).
При сопоставлении результатов в зависимости от пола студентов установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05), что, возможно, связано с гендерными различиями характера юношей и девушек (табл. 2).
Таблица 1. Средние показатели уровня ситуативной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах
Table 1. Average indicators of the level of situational anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points
Таблица 2. Средние показатели уровня личностной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах
Table 2. Average indicators of the level of personal anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points
Примечание: * – р < 0,05 (достоверность различий по полу).
Note: * p < 0.05 for sex-specific differences.
Обсуждение. Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастании актуальности исследования влияния физической активности на показатели ситуативной и личностной тревожности студентов.
Выводы
1. Установлено, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно), при этом гендерных различий не выявлено.
2. Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла у студентов с высокой физической активностью, р < 0,01), при этом анализ данных в зависимости от пола показал аналогичные различия только в женской подгруппе.
3. При сравнительном анализе полученных данных среди юношей и девушек установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05).
1. Адаптация методики Ю. Л. Ханина. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревож- ности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград. 1976. 18 с.
Список литературы
Bore M., Kelly B., Nair B. Potential predictors of psychological distress and well-being in medical students: a cross-sectional pilot study. Adv Med Educ Pract. 2016; 7: 125-135. doi: 10.2147/AMEP. S96802
Quek T. T., Tam W. W., Tran B. X., et al. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16
: 2735. doi: 10.3390/ijerph16152735
Pascoe M. C., Hetrick S. E., Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int J Adolesc Youth. 2020; 25
: 104-112. doi: 10.1080/02673843.2019.1596823
Griggs S. Hope and mental health in young adult college students: An integrative review. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2017; 55
: 28-35. doi: 10.3928/02793695-20170210-04
January J., Madhombiro M., Chipamaunga S., Ray S., Chingono A., Abas M. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: A systematic review protocol. Syst Rev. 2018; 7
: 57. doi: 10.1186/s13643-018-0723-8
Александров А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров, П. И. Лукьяненок // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5–14.
Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65
: 753-755.
Hill M. R., Goicochea S., Merlo L. J. In their own words: stressors facing medical students in the millennial generation. Med Educ Online. 2018; 23
: 1530558. doi: 10.1080/10872981.2018.1530558
Милашечкин В. С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В. С. Милашечкин, А. В. Логачев, В. В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». – Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2019. – С. 174–176.
Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 5. – С. 456–460. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-meditsinskih-vuzov-rasprostranyonnost-prichiny-i-profilaktika
Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 18. – № 5. – С. 120–127. doi: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120
Сгонник Л. В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник, Н. Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3
. – С. 17–20.
Милашечкина Е. А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е. А. Милашечкина, Г. В. Бичева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 433–437.
Pascoe M., Bailey A. P., Craike M., et al. Physical activity and exercise in youth mental health promotion: a scoping review. B MJ Open Sport Exerc Med. 2020; 6
: e000677. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000677
Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов / Е. В. Мудриевская // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2
. – С. 130–137.
Hagströmer M., Oja P., Sjöström M. The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ): a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutr. 2006; 9
: 755-762. doi: 10.1079/phn2005898
Пискун О. Е. Оценка психического состояния студентов младших курсов на основе постоянного мониторинга / О. Е. Пискун, Н. Н. Петрова, В. О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 1202–1213.
Синюшкина С. Д. Оценка влияния занятий спортом на устойчивость к стресс-факторам и психологическое состояние / С. Д. Синюшкина, Е. О. Меркеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 517–520. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p517-520
Лещева А. В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А. В. Лещева, О. С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В. П. Сущенко. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 118–123.
Об авторах
А. Э. Хусаинов
Минздрав России
Россия
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»
ул. Ленина, д. 3
Т. Р. Зулькарнаев
А. И. Агафонов
Е. А. Поварго
П. А. Мочалкин
Минздрав России; ГБУЗ «Республиканский центр дезинфекции»
Россия
ул. Мингажева, д. 127/1
А. Ф. Шамсутдинова