методики для диагностики тревожности у детей младшего школьного возраста

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Степень психосоциальной зрелости

(тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым)

определить степень психосоциальной зрелости ребенка 6-7 лет,  его кругозор и ориентацию  его в окружающем мире.

Ребенок должен уверенно ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

8. Что бывает раньше – обед или ужин?

9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

10. Кем работает твой папа, твоя мама?

11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

14. Почему снег бывает зимой, а не летом?

15. Что делает почтальон, врач, учитель?

16. Зачем в школе нужна парта, звонок?

17. Ты хочешь пойти в школу?

18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

19. Каких животных ты знаешь?

20. Каких птиц ты знаешь?

21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — , называет год с учетом месяцев –  – за полный домашний адрес с названием города — , неполный – 1 балл.№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики –  – за правильный ответ —  оценивается совместно с №15 и № 17в № 15  и дал положительный ответ на пункт , то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

— высокий уровень психосоциальной зрелости;  – средний уровень психосоциальной зрелости;

– низкий уровень психосоциальной зрелости.

Методика оценки мотивационной готовности

(тест Д. В. Солдатова)

оценить мотивационную готовность детей 6-7 лет к школьному обучению.

комплект из 9 карточек с сюжетными рисунками (см. Приложение 1):

Положите перед ребенком все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трех видов сюжетов.

В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы:

Количественной обработке — суммарному подсчету — подлежат карточки с изображениями предпочитаемых видов деятельности:

максимально возможное число баллов равно 7, а минимальное, которое ребенок теоретически может набрать, равно 0 баллов.

6-7 баллов —  высокий уровень мотивационной зрелости,  сформированной готовности к обучению в школе.

4-5 баллов —  средний уровень (норма) мотивационной готовности к учебной деятельности.

– низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению, к учебной деятельности.

Методики, направленные на оценку зрительно – моторной координации

детей 6-7 лет, развития тонкой моторики руки

1. Методика «Домик»

: определить способность ребенка копировать сложный образец, оценка развития произвольного внимания, пространственного восприятия, зрительно –моторной координации детей.

: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Ребенку дают лист бумаги и простой карандаш. Просят нарисовать такой же рисунок (домик), как и на образце. Показывают образец. По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

«Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

5 баллов (высокий уровень) — домик скопирован практически точно, присутствуют все детали, линии параллельные, не выходящие за контур;

4 балла (выше среднего уровень)— домик скопирован достаточно точно, лишь некоторые детали изображены нечетко; изменены пропорции, не всегда соблюдается параллельность линий;

3  балла (средний уровень) — домик скопирован с небольшими искажениями, но при этом форма фигур передана, существенно нарушена параллельность линий;

2 балла (ниже среднего уровень) — при копировании домика обозначена лишь общая его форма, многие детали не скопированы или не точно скопированы, прямые не параллельны;

1 балл (низкий уровень)— домик  скопирован со значительными погрешностями.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «5» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем ниже полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «5» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте. Методику нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йерасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йерасека.

Методики, направленные на определение и оценку

интеллектуальной  готовности детей 6-7 лет к школьному обучению

1. Методика «Проставь значки»

оценка  переключения и распределения внимания ребенка 6-7 лет.

: индивидуальный  бланк для работы (см. Приложение 2),  простой карандаш или ручка.

Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работаетвыполняя это задание в течение 2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: S=(0,5N – 2,8n)/120

— показатель переключения и распределения внимания;  — количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующи-ми знаками в течение двух минут; — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания.

Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

Посмотри на листочек, на котором ты сейчас будешь работать. Здесь изображены разные геометрические фигуры. Дан образец (показ образца работы), который показывает, как нужно будет работать: в каждом  квадратике тебе нужно поставить галочку, в каждом треугольнике – черту, в каждом круге – поставить плюс и в каждом ромбе нужно поставить точку. Задание тебе понятно? Что нужно тебе будет сделать?   На работу дается всего 2 минуты, будь внимателен! Итак, приготовились, начали! (психолог засекает время)

— показатель S больше чем 1,00. — показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.  — показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.  — показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50.  — показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – 8-9 баллов – выше среднего уровень 6-7 баллов – 4-5 баллов – ниже среднего уровень

0-3 балла –

2. Методика определения кратковременной зрительной памяти

оценка состояния кратковременной зрительной памяти, ее объема, способности к запоминанию зрительных образов.

листок с изображением 10 предметов (см. Приложение 3).

ребенку предлагают  в течение 30 секунд посмотреть на лист с изображением 10 предметов и постараться запомнить как можно больше предметов. По истечению времени лист с изображением 10 предметов убирается. Ребенок должен назвать то, что запомнил.

Посмотри внимательно на картинку и постарайся запомнить как можно больше предметов.

Далее психолог преъявляет листок с изображениями следующих предметов (см. Приложение 3):

Конфета, шарик, машина, рыба, кепка, мишка, чайник, утенок, улитка, собака.

– 30 секунд, после чего лист с изображениями предметов убирается.

— А теперь назови предметы, которые ты запомнил на картинке.

За каждое правильно названное слово начисляется

9- 10 баллов — высокий уровень;

– выше среднего уровень;

– средний уровень;

– ниже среднего уровень;

– низкий уровень.

3. Методика определения состояния

кратковременной слуховой  памяти

оценка состояния кратковременной слуховой памяти ребенка, способность к запоминанию на  слух.

необходимо приготовить 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов на листе.

игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол.

б) дом, стол, машина, кошка, пальто, дверь, шарф, мяч, кружка, ручка.

ребенку предлагают послушать 10 слов, которые не связаны между собой по смыслу и постараться  их запомнить. Психолог зачитывает слова медленно, громко, четко проговаривая. Ребенок должен назвать то, что запомнил после того, как прослушал все 10 слов.

Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать. Готов? Читаю».

— А теперь назови слова, которые ты запомнил.

7-8 баллов и выше — высокий уровень;

— ниже среднего уровень;

долговременной слуховой  памяти

оценка состояния долговременной слуховой памяти ребенка, способность удерживать информацию, полученную  на  слух длительное время.

: ребенку предлагают вспомнить слова, которые он запоминал на слух спустя 10-20 минут.

«Вспомни  и назови  те слова, которые я тебе читала».

оценка развития целостности восприятия, сформированности пространственных представлений.

картинка, разрезанная на 5 неравных частей (см. Приложение 4).

ребенку предлагается картинка, разрезанная на произвольные элементы, которую необходимо сложить, понять и рассказать, что на ней нарисовано.

Перед тобой картинка, разрезанная на несколько частей, сложи эту картинку так, чтобы было понятно, что на ней изображено.

После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать, что изображено на картинке: «Расскажи, что изображено на картинке!

5 баллов (высокий уровень) — целенаправленное выполнение задания без предварительной программы: картинку собрал самостоятельно, верно, быстро. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют  предложения, определения;

4 балла (выше среднего уровень) — целенаправленное выполнение  задания, но присутствует зрительно – пространственная оценка, картинку собрал самостоятельно, верно, но очень медленно. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют  предложения, определения;

3 балла (средний уровень)— выполнение в наглядно – образном плане с предварительным зрительным «примериванием», соотнесением результата  и образца, картинку собрал правильно и быстро по образцу. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, рассказывает, речь разнообразна, в ней присутствуют  предложения, определения;

2 балла (ниже среднего уровень) — выполнение действия в наглядно – образном плане, с учетом проведенных проб и полученных ошибок (методом «проб и ошибок») в присутствии образца. Ребенок понимает, что нарисовано на картинке, пытается рассказать, речь однообразна, в ней присутствуют односложные предложения, отдельные слова;

манипулятивная деятельность, без учета результативности своих собственных попыток. Ребенок  с трудом понимает (не понимает), что нарисовано на картинке, речь однообразна, несвязная,  в ней присутствуют только отдельные слова.

оценка умения сравнивать, развития образно – логического мышления, распределения внимания.

2 картинки с изображениями, элементы изображений отличаются по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-либо элемента, возможны различные вариации в изображениях (см. Приложение 5).

Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же (персонажи известных детям сказок, мультфильмов, сюжетные картинки и пр.). Элементы рисунка могут различаться по цвету, штриховке, орнаменту, по наличию или отсутствию какого-либо элемента. Возможны вариации в деталях одежды героя, в его расположении, позе, жестах и т.д. Таких отличий должно быть 10. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.

Рассмотри картинки. Они одинаковые? Расскажи, чем они отличаются.

за каждое правильно названное отличие на рисунках ребенку начисляется

– высокий уровень;

оценка умения классифицировать объекты, обобщать, выделять существенные признаки, развитие образно-логического мышления.

6 наборов картинок, каждый набор включает 3 картинки с общим понятием, 1 картинка – лишняя.

Задание состоит из 6 частей, каждая включает четыре картинки, три из которых можно объединить одним понятием, а одна — лишняя.

Посмотри внимательно на  первый ряд картинок, здесь нарисованы разные предметы (перечисляем), среди них есть лишний предмет, который не подходит ко всем остальным предметам. Назови его. Объясни, почему он не подходит ко все остальным предметам? Как назвать одним словом остальные предметы?

(первая часть, которую выполняли вместе с ребенком, не оценивается):

5 баллов (высокий уровень) — ребенок нашел и отметил правильно все лишние картинки и в 4-5 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил, почему именно эта картинка «лишняя» (не подходит к другим).

4 балла (выше среднего уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 4 или даже 5 лишних картинок, но только в 3-4 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил свой выбор;

3 балла (средний уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 3-4 лишние картинки, но только в 2 случаях верно, используя обобщающее понятие, объяснил свой выбор;

2 балла (ниже среднего уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 2-3 лишние картинки и только 1 раз смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой выбор;

1 балл (низкий уровень) — ребенок нашел и отметил правильно 1-2 лишние картинки, но ни разу не смог верно, используя обобщающее понятие, объяснить свой выбор.

(предложена А. Н. Бернштейном, модифицированный вариант)

исследование развития предпосылок к логическому мышлению, умение устанавливать причинно – следственные связи, уровень  связной речи и способности к обобщению.

4-5 картинок, объединенные общим сюжетом (серия сюжетных картинок).

Ребенку предъявляются 4-5 картинок, объединенных одним сюжетом, в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно сделать без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.

«Посмотри внимательно на картинки. На них изображена одна история. Тебе нужно понять, что здесь происходило, найти картинку, на которой изображено начало истории, положить ее первой, затем найти продолжение истории и положить вторую картинку, затем найти третью картинку, четвертую (пятую) и положить их друг за другом так, чтобы получился рассказ.

После того как ребенок закончит самостоятельно выполнять задание, попросите его рассказать историю по этим картинкам: «Составь рассказ по картинкам!»

5  баллов (высокий уровень) — правильно определена последовательность событий, все картинки разложены верно, в рассказе ребенка есть логика, речь разнообразна, в ней присутствуют сложные предложения, определения;

4 балла (выше среднего уровень) — правильно определена последовательность событий, все картинки разложены верно, трудности связаны с составлением рассказа: он состоит из односложных предложений или речь достаточно разнообразна, но есть отдельные нарушения логической последовательности событий, не разрушающие общей логики сюжета (одна картинка устно определена неверно);

3  балла (средний уровень)— последовательность изображенных событий нарушена, но! и та, что указана, может иметь смысл, и ребенок рассказывает историю по собственной версии событий, не испытывает трудности при составлении рассказа;

2 балла (ниже среднего уровень) — картинки пронумерованы, но логики в передаче последовательности событий нет. Однако ребенок пытается рассказать историю в собственной последовательности событий, причем испытывает значительные трудности при составлении рассказа;

оценка умения устанавливать закономерности, предпосылки к логическому мышлению.

4 таблицы с закономерностями (см. Приложение 6).

Ребенку предлагают поочередно таблицы с установленными закономерностями (геометрические фигуры, картинки и т.д.), но некоторые картинки пропущены. Необходимо подумать и правильно назвать картинку,  которая должна стоять на месте пропуска.

«Рассмотри, пожалуйста, внимательно ряды с картинками. Ты видишь, что некоторые из них пропущены. Твоя задача — подумать и назвать недостающие картинки» (Найди закономерность и назови недостающие картинки в каждом квадрате).

5 баллов (высокий уровень) — правильно назвал все 5 пропущенных картинок;

4 балла (выше среднего уровень) — правильно назвал 4 пропущенных картинок;

3 балла (средний уровень) — правильно назвал 3 пропущенных картинки;

2 балла (ниже среднего уровень) — правильно назвал 2 пропущенные картинки;

1 балл (низкий уровень) — правильно назвал 1 пропущенную картинку.

Методики, направленные  на исследование фонематического слуха

и готовности к звукобуквенному анализу

исследование качества звукопроизношения.

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

При подборе слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Я сейчас буду называть тебе слова, а ты просто повтори  эти же слова за мной, произнеси их.

Самолет — бусы — колос                   Заяц — коза – воз

Сито — гуси — лось                           Зима — газета – витязь

Цапля — яйцо — нож                           Чашка — бабочка – ключ

Жук — лыжи — нож                             Щетка — ящерица – нож

Шишка — кошка – мышь

Крот — шкаф — замок                      Халва — уха – мох

Гусь — угол — друг                           Йод — зайка — май

Рак — ведро — топор                      Лопатка — белка – стул

Река — гриб — фонарь                    Лейка — олень – соль

5 баллов (высокий уровень) — чистое звукопроизношение всех предложенных слов;

4 балла (выше среднего уровень) — дефекты звукопроизношения не более, чем в 1 случае (1 группа звуков);

3 балла (средний уровень) — дефект звукопроизношения в 2 случаях (2 группы звуков);

2 балла (ниже среднего уровень) — дефект звукопроизношения в 3 случаях (3 группы звуков);

1 балл (низкий уровень) — дефект звукопроизношения в 4 и более случаях (4 группы звуков, а также звуки по твердости — мягкости).

определить готовность к звукобуквенному анализу, оценка умения выделять звук в слове.

Ребенка просят повторить слово, которое произнес педагог и выделить первый звук.

Произнеси слово и назови первый звук в этом слове.

Кошка, дорога, ветка, рыба, дуб, знак, круглый, река, суп, чашка.

5 баллов (высокий уровень) — ребенок выделил правильно все первые звуки в предложенных словах;

4 балла (выше среднего уровень) — ребенок допустил 1-2 ошибки при выделении первого звука в словах;

3 балла (средний уровень) — ребенок допустил 3 ошибки при выделении первого звука в словах;

2 балла (ниже среднего уровень) —  ребенок допустил 4-5 ошибок при выделении первого звука в словах;

1балл (низкий уровень) — ребенок допустил более 5 ошибок при выделении первого звука в словах.

проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

«Давай с тобой задумаем слово, например «окно». Я буду все время повторять его, а потом заменю другим словом, к примеру «табуретка». Как только услышишь это другое слово, сделай вот так (показывает). Этим ты как бы укажешь мне на мою ошибку. А дальше назовешь то слово, которое я сказал по ошибке. Если же буду называть только то слово, которое мы выбрали, тогда в конце ты скажешь: «Все правильно». Понятно?»

После удовлетворительного ответа можно приступить непосредственно к испытанию. Оно включает четыре задания. Первое задание ознакомительно-тренировочное (его результаты не учитываются при выставлении оценки за выполнение данного теста). Остальные три задания — зачетные.

Первое задание — контрольная фонема Р

рама, рама, рама, рама, рама, рама, рама, лама, рама, рама, рама

рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, рампа, лампа, рампа.

коробок, колобок, коробок, коробок, коробок, коробок, коробок.

окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, окрик, оклик, окрик.

Второе задание — контрольная фонема С

сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, сон, тон, сон, сон, сон, сон.

коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коса, коза, коса, коса

рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, рассвет, расцвет,

рассвет, рассвет, рассвет, рассвет.

сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, сытый, шитый, сытый, сытый.

Третье задание — контрольная фонема Ч

челка, челка, челка, челка, челка, челка, челка, щелка, челка

чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, чадить, щадить, чадить.

чикать, чикать, чикать, чикать, чикать, шикать, чикать, чикать.

почесть, почесть, почесть, почесть, почесть, по шесть, почесть.

Четвертое задание — контрольная фонема Г

ора, гора, гора, гора, гора, гора, гора, пора, гора, гора, гора.

голос, голос, голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос.

граб, граб, граб, граб, граб, граб, краб, граб, граб, граб, граб.

пороги, пороги, пороги, пороги, пороги, пороки, пороги, пороги.

Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 с) ребенок не смог выявить «лишнее» слово или допустил ошибку, то через 1—2 следующих задания нужно снова вернуться к этому ряду, повторив его в более медленном темпе (1 слово за 1,5 с).

5 баллов (высокий уровень) — во всех заданиях с первого предъявления вовремя хлопнул в ладоши и правильно назвал «лишнее» слово.

(выше среднего уровень)— заметил «лишнее» слово при обычном темпе предъявления, но не хлопнул вовремя в ладоши — «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда.

3 балла (средний уровень) — заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе.

1 балл  (низкий уровень)- ребенок не справился с заданием, допустил большое количество ошибок.

(по Н. В. Нечаевой)

определить и оценить внешние особенности устной речи, ее развернутость и связность.

Оценка развития устной речи детей  устанавливается педагогом  на основе наблюдений во время собеседования.

Оценка внешней характеристики устной речи:

5 баллов (высокий уровень): в норме 5 показателей:

1) говорит охотно;

2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;

3) речь в основном грамматически правильна;

4) артикуляция достаточно чистая;

5) громкость нормативная;

4 балла (выше среднего уровень): в норме 4 показателя;

3 балла (средний уровень): в норме 3 показателя;

2 балла (ниже среднего уровень): в норме 2 показателя;

1 балла (низкий уровень): в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи:

5 баллов (высокий уровень): говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

4 баллов (выше среднего уровень): говорит связными предложениями или отдельными словами, заменяющих предложение;  может дать развернутую характеристику объекта или явления;

3 балла  (средний уровень): речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязанных мыслей;

2 балла (ниже среднего уровень): предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

1 балл (низкий уровень): речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

После проведения исследования по определению психологической готовности ребенка к школьному обучению необходимо дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным видом задания, что вызывает наибольшие трудности.

В ходе суммирования оценок результатов выполнения каждого  тестового задания вычисляется общий балл, формулируются выводы об общем уровне психологической готовности детей к школьному обучению.

Общая оценка психологической готовности к школе:

Высокий уровень готовности – 117 баллов – 131 балл;

Выше среднего уровень готовности – 85 баллов – 116 баллов;

Средний  уровень готовности – 76 баллов – 84 балла;

Ниже среднего уровень готовности – 43 балла – 75 баллов;

Низкий уровень готовности – 26 баллов – 42 балла.

Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в протокол индивидуального обследования (см. Приложение 7).

С целью получения дополнительной информации, которая позволяет более подробно познакомиться с  особенностями каждого ребенка, а также составить более полную картину о готовности  будущего первоклассника к обучению в школе и объяснить полученные результаты обследования, проводится анкетирование родителей.

Анкетирование родителей лучше всего организовать во время проведения собеседования с ребенком. Перед проведением анкетирования родителей, а также началом обследования ребенка на предмет его психологической готовности к школьному обучению, необходимо согласие родителей на данные процедуры в письменном виде. Образец согласия родителей и текст анкеты для родителей  предложены в приложениях  (см. Приложение 8, Приложение 9).

После анализа полученных данных по психологической готовности ребенка к обучению в школе, степени его готовности в каждом направлении, заполняется  сводная таблица результатов диагностики (см. Приложение 10).

Оценка мотивационной готовности

(тест Д. В. Солдатова)

Бланк для работы к методике «Проставь значки»

Стимульный материал к методике определения

Стимульный материал к методике  «Собери картинку»

Стимульный материал к методике «Найди отличия»

Стимульный материал к методике «Закономерности»

МОУ ИРМО СОШ

«Психологическая готовность к школьному обучению»

Ф. И. О. ребенка:

Посещал д/сад – не посещал детский сад – посещал  курсы по подготовке к школе – посещал центр раннего развития до школы (нужное подчеркнуть)

Предпочитаемый вид деятельности___________________

(количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных   соответствующими знаками за 2 минуты)=____________

(количество ошибок, допущенных во время выполнения задания)=_____________

(показатель переключения и распределения внимания)=____баллов_______уровень

Уровень выполнения задания__________________________

16. Оценка фразовой речи (Методика «Развитие устной речи» (по Н. В. Нечаевой)

ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:

Сумма баллов по всем заданиям ___________________уровень____________________

Первоначальные знания, умения, навыки:

Особенности  поведения  ребенка во время собеседования (обследования):

Психолог — диагност: ________________________/_________________

(Ф. И. О.)                                 (подпись)

Согласие родителей (опекунов)

на психологическое сопровождение учащегося

(Ф. И. О. законного представителя ребенка)

согласен (согласна) на психологическое сопровождение  моего ребенка (Ф. И. О ребенка, год рождения)

Психологическое сопровождение ребенка включает:

Педагог – психолог обязуется:

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

О таких ситуациях Вы будете информированы.

Законные представители ребенка (родители, опекуны)  имеют право:

Согласие законных представителей ребенка (родителей, опекунов) на психологическое сопровождение учащегося в школе составлено в соответствии с законодательством РФ (Конституция РФ, Закон об образовании, Федеральный закон РФ о правах ребенка), положением о психологической службе образования, этическим кодексом психолога и предполагает персональную ответственность психолога за соблюдение оговоренных с его стороны прав и обязанностей.

«________________»____________________20_____г.           ___________________

(число)                                                    (месяц)                              (год)                                               (подпись)

Анкета для родителей будущих первоклассников

Уважаемые родители! В целях учета индивидуальных особенностей вашего ребенка, а также организации личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании, просим ответить Вас на вопросы анкеты. Информация конфиденциальна.

11. Какие черты присущи вашему ребенку? (нужное подчеркнуть)

12. Ваш ребенок предпочитает чаще играть (подчеркнуть):

13. С кем ребенок чаще проводит свое свободное время?________________________________________

14. К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается со своими личными вопросами?_______________________________________________________________________________

15. Всегда ли между членами семьи наблюдается единство в вопросах воспитания?__________________

Если нет: в чем расхождение?_______________________________________________________________

16. Отношение ребенка к критике (замечаниям взрослых) и неуспеху в деятельности:

17. Как ребенок засыпает:

18. Как ребенок просыпается:

19. Ведущая рука ребенка (правая/левая)______________________________________________________

20. Есть ли в семье левши среди близких и дальних родственников?_______________________________

Ф. И. О родителя, заполнившего анкету________________________________________________________

«________________»____________________20_____г.           _____________________________________

(число)                     (месяц)                    (год)                                               (подпись)

Спасибо за участие!

Результаты диагностики детей  6-7 лет  на уровень психологической готовности к школе / __________год

Оцените статью
Избавиться от тревоги