методы диагностики тревожности

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ Тревога


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться.

Набор картинок для девочек
Набор картинок для мальчиков

На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Показывая каждую картинку, ребенка необходимо спрашивать – какое настроение отражается на лицах людей и почему? Веселые, счастливые и радостные, или грустные и печальные? Почему они такие? Каждый ответ отдельно фиксировать.

Выводы о диагностике уровня тревожности делают исходя из количества неблагополучных сценариев, придуманных ребенком. Если не менее чем на 7-8 картинках из 12 у изображенных людей, по мнению ребенка, оказалось плохое настроение: печальное, скучное, грустное или сердитое, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Описание

Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

В данном материале собран ряд диагностических инструментов, которые пригодятся школьным психологам для автоматизации их деятельности. К каждому инструменту прилагается подробная видео-инструкция по его применению

Анкетирования обучающихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов

https://youtube.com/watch?v=HW-2Cs2oAtQ%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика диагностики типа акцентуации характера «Чертова Дюжина»

https://youtube.com/watch?v=wLxHKxlvtak%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко)

https://youtube.com/watch?v=z__iJtqWEwQ%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Исходная оценка наркотизации (Г. В. Латышев и др.)

https://youtube.com/watch?v=Xzf5M8uuXGw%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика “Карта интересов” (А. Е. Голомшток. Модификация Е. И. Сибиль)

https://youtube.com/watch?v=2DC8JcjJQgs%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Комплекс для выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств

https://youtube.com/watch?v=P12PKttzUvg%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

https://youtube.com/watch?v=hIGR_kVKx3c%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика «Психологический портрет учителя»

https://youtube.com/watch?v=IsCzed7jMKc%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика «Тип мышления»

https://youtube.com/watch?v=GmQWCF3U7_0%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

https://youtube.com/watch?v=kmxooFlExRc%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика отбора в профильные классы

https://youtube.com/watch?v=6DjYDt-mWhs%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика диагностики личностного роста

https://youtube.com/watch?v=LuTFHrpdNRI%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»

https://youtube.com/watch?v=vbK1eQ2olhg%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития / ШТУР под ред. К.М. Гуревича в модификации Г. В. Резапкиной)

https://youtube.com/watch?v=IYUVCbF_pbM%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (Детский вариант)

https://youtube.com/watch?v=BCiZPO0rCYM%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Определение психического выгорания (А. А. Рукавишников)

https://youtube.com/watch?v=ETZj7426nkE%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Определение уровня депрессии (Т. И. Балашова)

https://youtube.com/watch?v=VXfQ7_e1DaE%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Опросник профессиональных склонностей

https://youtube.com/watch?v=0GSmuoQYd2w%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

https://youtube.com/watch?v=FfAw3conW7w%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

https://youtube.com/watch?v=8GXe6BitVXE%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

https://youtube.com/watch?v=p5Lt8dRFZmA%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Комплексный профориентационный тест

https://youtube.com/watch?v=nqJlLQaHuIU%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Методика диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению) (Э. В. Леус)

https://youtube.com/watch?v=0qJZGJqnXe0%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Карта интересов для младших школьников

https://youtube.com/watch?v=SNlDD9RtHTU%3Fautohide%3D2%26autoplay%3D0%26mute%3D0%26controls%3D1%26fs%3D1%26loop%3D0%26modestbranding%3D0%26rel%3D1%26showinfo%3D1%26theme%3Ddark%26wmode%3D%26playsinline%3D0

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Характеристики

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Оцените статью
Избавиться от тревоги