несуществующий уровень технического беспокойства животного

НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО Тревога

Содержание
  1. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина
  2. Исследования по шкале тревоги
  3. Видео по теме
  4. Какая шкала тревоги описывается в статье?
  5. Для чего используется шкала тревоги Спилбергера-Ханина?
  6. Какие вопросы содержит шкала тревоги Спилбергера-Ханина?
  7. Как интерпретировать результаты шкалы тревоги Спилбергера-Ханина?
  8. Можно ли использовать шкалу тревоги Спилбергера-Ханина для диагностики психических расстройств?
  9. Какая шкала тревоги используется в статье?
  10. Какое описание имеет шкала тревоги Спилбергера-Ханина?
  11. Значимость шкалы тревоги
  12. Различия в шкале тревоги между полами
  13. Арт-терапия в работе со страхами
  14. Понятие страха в психологии
  15. Техники арт-терапии для работы со страхами
  16. Арт-терапия для коррекции страхов у детей
  17. Арт-терапия для борьбы со страхами у взрослых
  18. Полезные материалы
  19. На какие должности отбирают кандидатов с помощью проективных методик
  20. Примеры проективных тестов
  21. Проективные рисуночные техники
  22. Проективные аддитивные методики
  23. Конститутивные методики
  24. Подведем итоги
  25. Клиническая значимость
  26. Процедура проведения
  27. Интерпретация результатов STAI

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина является одной из наиболее широко используемых методик для измерения уровня тревожности у человека. Она была разработана в 1960-е годы двумя психологами, Чарльзом Спилбергером и Ричардом Ханином, и с тех пор нашла широкое применение в клинической практике, исследованиях и психологических исследованиях.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина состоит из 20 утверждений, на которые испытуемый должен ответить, указав степень согласия или несогласия с каждым утверждением. Ответы оцениваются по 4-х балльной шкале, где 1 — «почти никогда», 4 — «почти всегда». Утверждения включают в себя такие фразы, как «Я нервничаю», «Меня беспокоят незначительные проблемы» и «Я чувствую себя спокойным».

Интерпретация результатов шкалы тревоги Спилбергера-Ханина основывается на вычислении общего балла, который может варьироваться от 20 до 80. Чем выше балл, тем выше уровень тревожности. Применение шкалы тревоги Спилбергера-Ханина позволяет оценить не только наличие тревожности, но и степень ее выраженности, что является важной информацией для определения подходящего метода лечения или работы с тревожным состоянием.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина состоит из 20 вопросов, относящихся к различным аспектам тревожности. Вопросы оценивают эмоциональное состояние человека на данный момент времени. Ответы на вопросы осуществляются на 4-х балльной шкале: 1 — совсем не чувствую, 2 — иногда чувствую, 3 — часто чувствую, 4 — постоянно чувствую.

Интерпретация результатов шкалы тревоги Спилбергера-Ханина осуществляется путем подсчета суммы баллов, набранных в ответах на все вопросы. Чем выше сумма баллов, тем выше уровень тревожности у испытуемого. Некоторым авторам рекомендуется использовать следующую классификацию результатов:

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина имеет хорошую психометрическую надежность и валидность, что делает ее полезным инструментом для измерения и оценки уровня тревожности при проведении исследований и диагностике в клинической практике.

Шкала состоит из 20 вопросов, на которые респондент должен ответить, указав свой уровень тревоги на четырехбальной шкале. Вопросы относятся к трех основным аспектам тревоги: психологической тревожности (например, «Я нервничаю»), физиологической активации (например, «У меня учащенное сердцебиение») и затруднению в концентрации (например, «Мне трудно сосредоточиться»).

Для каждого вопроса, респондент оценивает свою тревожность от 1 (вовсе не тревожно) до 4 (очень тревожно). После заполнения всех вопросов, суммируются баллы, чтобы получить общий показатель тревожности. Интерпретация результатов зависит от контекста и целей исследования.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина широко используется в психологических исследованиях, а также в клинической практике для измерения уровня тревожности у людей. Этот инструмент позволяет оценить индивидуальную склонность к тревоге и выявить ее наличие или отсутствие у конкретного человека.

Шкала может применяться в различных ситуациях:

Применение шкалы тревоги Спилбергера-Ханина требует от исследователя или практика умения правильно интерпретировать результаты и учитывать контекст и особенности конкретной ситуации. Кроме того, важно помнить, что шкала является инструментом для оценки тревоги, но не является единственным критерием для диагностики тревожных расстройств.

После проведения тестирования с использованием шкалы тревоги Спилбергера-Ханина, необходимо интерпретировать полученные результаты. Интерпретация позволяет оценить уровень тревожности и определить, насколько субъект испытывает тревогу в конкретной ситуации.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина содержит двенадцать утверждений, на которые испытуемый должен ответить, указав степень согласия или несогласия с ними. Каждое утверждение имеет рейтинг от 1 до 4, где 1 — «вовсе не согласен», а 4 — «очень согласен».

По окончании тестирования, необходимо подсчитать сумму баллов, полученных по каждому из утверждений. Полученная сумма может быть в пределах от 12 до 48 баллов. Чем выше сумма баллов, тем выше уровень тревожности.

Интерпретация результатов шкалы тревоги Спилбергера-Ханина:

Интерпретация результатов позволяет оценить тревожность испытуемого и провести дальнейший анализ его психологического состояния. Важно помнить, что шкала тревоги Спилбергера-Ханина является только инструментом для измерения уровня тревоги и не может использоваться для постановки диагноза.

Для проведения методики необходимо предоставить испытуемому опросник и инструкцию. Испытуемый должен самостоятельно заполнить опросник, выбирая один из четырех вариантов ответа в каждом предложении. Предложения в опроснике описывают различные эмоциональные состояния и физиологические симптомы, связанные с тревогой.

Оценка результатов проводится путем подсчета баллов. Каждый вариант ответа соответствует определенному количеству баллов. Общая сумма баллов определяет уровень тревоги у испытуемого. Высокий балл указывает на высокий уровень тревоги, а низкий балл – на низкий уровень тревоги.

Результаты методики могут быть интерпретированы с помощью нормативных данных, которые учитывают возраст и пол испытуемого. Испытуемый может сравнить свои результаты с данными нормативной выборки и определить, является ли его уровень тревоги выше или ниже среднего.

Использование шкалы тревоги Спилбергера-Ханина позволяет оценить уровень тревожности у человека в конкретный момент времени. Шкала состоит из 20 вопросов, на которые респондент должен оценить свою степень согласия по шкале от 1 до 4, где 1 — «вообще не чувствую себя так», а 4 — «чувствую себя очень так».

Результаты шкалы тревоги Спилбергера-Ханина могут быть интерпретированы с учетом двух основных измерений тревожности: состояний тревоги и черт личности тревожности. Состояние тревоги отражает временное и ситуационное возбуждение, которое может изменяться в зависимости от обстоятельств. Черты личности тревожности, с другой стороны, представляют собой стабильные индивидуальные особенности, которые могут определять склонность к тревожности в различных ситуациях.

Интерпретация результатов шкалы тревоги Спилбергера-Ханина может дать психологу информацию о том, насколько индивидуальный человек подвержен тревоге в конкретный момент времени и насколько высока его общая тревожность как черта личности. Эта информация может быть полезна при планировании и разработке программы лечения или управления тревогой, а также при изучении влияния тревожности на различные аспекты жизнедеятельности человека.

Исследования по шкале тревоги

Исследования, проведенные с использованием шкалы тревоги Спилбергера-Ханина, позволяют получить ценную информацию о уровне тревожности у различных групп населения. Например, такие исследования позволяют выявить различия в уровне тревожности между мужчинами и женщинами, разными возрастными группами, а также между различными профессиональными категориями.

Также с помощью шкалы тревоги Спилбергера-Ханина проводятся исследования, направленные на выявление взаимосвязи между тревожностью и другими психологическими и физиологическими показателями. Например, исследования показали, что уровень тревожности может быть связан с наличием или отсутствием некоторых заболеваний, с показателями работы сердечно-сосудистой системы и другими факторами.

Важным направлением исследований по шкале тревоги является также изучение эффективности психологических программ и методов, направленных на снижение уровня тревожности у людей. Исследования позволяют оценить эффективность различных методов психологической помощи и определить, какие из них наиболее эффективны при снижении тревожности.

Таким образом, исследования по шкале тревоги Спилбергера-Ханина играют важную роль в изучении тревожности и ее влиянии на психологическое и физическое благополучие человека. Они позволяют получить ценную информацию о различиях в уровне тревожности между разными группами населения и выявить взаимосвязи с другими показателями. Кроме того, исследования дает возможность определить эффективность различных методов помощи при снижении тревожности.

Видео по теме

Какая шкала тревоги описывается в статье?

В статье описывается шкала тревоги Спилбергера-Ханина.

Для чего используется шкала тревоги Спилбергера-Ханина?

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина используется для измерения уровня тревоги у людей в различных ситуациях.

Какие вопросы содержит шкала тревоги Спилбергера-Ханина?

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина содержит 20 вопросов, на которые респонденту нужно ответить, указав степень согласия или несогласия с утверждениями.

Как интерпретировать результаты шкалы тревоги Спилбергера-Ханина?

Интерпретация результатов шкалы тревоги Спилбергера-Ханина основывается на сумме баллов, которые набрал респондент. Чем выше сумма баллов, тем выше уровень тревоги у человека.

Можно ли использовать шкалу тревоги Спилбергера-Ханина для диагностики психических расстройств?

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина не предназначена для диагностики психических расстройств, она лишь позволяет оценить уровень тревоги у человека в данный момент времени.

Какая шкала тревоги используется в статье?

В статье рассматривается шкала тревоги Спилбергера-Ханина.

Какое описание имеет шкала тревоги Спилбергера-Ханина?

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина включает 20 вопросов, на которые нужно ответить, указав, насколько данное утверждение соответствует вашему состоянию на данный момент. Ответы оцениваются по 4-балльной шкале, где 0 — не соответствует совсем, 1 — соответствует в некоторой степени, 2 — соответствует в значительной степени, 3 — соответствует полностью. После подсчета результатов можно определить уровень тревоги.

Значимость шкалы тревоги

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина состоит из 20 вопросов, которые оценивают различные аспекты тревожности, такие как физические симптомы тревоги, страх перед неизвестностью, нетерпение, напряженность и др. Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа, которые оценивают степень выраженности тревоги. После ответа на все вопросы, суммируются баллы, и полученное значение интерпретируется в соответствии с определенным ключом.

Шкала тревоги Спилбергера-Ханина широко применяется в клинической практике для диагностики и оценки эффективности лечения тревожных расстройств. Она также используется в научных исследованиях для изучения тревожности и ее взаимосвязи с другими психическими состояниями и факторами. Благодаря своей простоте и надежности, шкала тревоги Спилбергера-Ханина стала широко распространенным инструментом и находит применение в различных областях психологии и психиатрии.

Различия в шкале тревоги между полами


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Множество исследований показали, что обычно женщины имеют более высокий уровень тревоги по сравнению с мужчинами. Это может быть связано с различиями в биологии, социальных ролях и стереотипах. Женщины часто испытывают больше стресса и тревоги из-за своей роли воспитания детей, социального давления и ожиданий, а также более высокой чувствительности к эмоциональным сигналам окружающей среды.

Интересно отметить, что различия в уровне тревоги между полами могут проявляться как в физиологических показателях, так и в психологических симптомах. Например, у женщин часто наблюдается повышенное сердечно-сосудистое напряжение, повышенная потливость и более выраженные физиологические реакции на стрессовые ситуации.

Таким образом, результаты исследований по шкале тревоги Спилбергера-Ханина подтверждают существование различий в уровне тревоги между мужчинами и женщинами. Эти различия могут быть полезными для более точного понимания эмоциональных и психологических особенностей каждого пола и помочь в разработке индивидуальных стратегий управления тревогой.

/
/
Арт-терапия в работе со страхами: техники для детей и взрослых

Арт-терапия в работе со страхами

Время на чтение: 4 минуты

14 декабря 2023

Получайте наши статьи в мессенджерах

Арт-терапия страха — это метод психотерапии, в котором человек работает со своей эмоцией через искусство. Например, рисует страх или сочиняет сказку, лепит чувство из глины или выражает свои переживания при помощи других арт-инструментов. Разберем несколько техник, но сначала дадим определение страху в психологии.

Понятие страха в психологии

Страх — это сильное чувство, возникающие в ситуации, которая воспринимается человеком как угрожающая его жизни и здоровью. Страх — это базовая эмоция, связанная с инстинктом самосохранения. Каждый человек знаком с ней: обычно нас пугает все новое и неизвестное. При взрослении дети проходят через нормативные страхи, например, боятся темноты и монстров. Но в некоторых случаях, часто из-за психотравм, страх становится навязчивым, возникает по иррациональным причинам и мешает жить. Кроме этого, бывает так, что человек даже не осознает причину страха, но понимает, что его преследует это чувство, и хочет вернуть контроль над своей жизнью.

Техники арт-терапии для работы со страхами

Арт-терапия эффективна в коррекции любых страхов, подходит для работы с детьми и взрослыми в формате индивидуальных и групповых занятий. Рассмотрим некоторые техники.

Арт-терапия для коррекции страхов у детей

Методика, которую мы рассмотрим, подходит для диагностики и коррекции страха. Ее можно использовать в работе с детьми в возрасте от трех лет и старше.

«Мои страхи» (А. И. Захарова). Психолог спрашивает ребенка о страхе или опрашивает взрослых. Затем специалист дает ребенку бумагу и цветные карандаши, предлагает нарисовать страх. Не стоит переживать, что чувства ребенка усилятся. Наоборот, рисуя страх, ребенок начинает ощущать контроль над ним и воспринимать его как что-то конкретное, видимое, ограниченное. А чем ближе рисунок к завершению, тем больше страх воспринимается как что-то из прошлого, а не настоящего.

После того, как ребенок закончит рисовать, психолог просит: «Расскажи, пожалуйста, что ты нарисовал».

Также при исследовании рисунка психолог сам обращает внимание на преобладающие в нем цвета, яркость, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша. Арт-терапия для работы со страхами может опираться на другие методики из психологии, например, при интерпретации цветов можно обратиться к типологии из Цветового теста Люшера. Также можно взять за основу рекомендации по интерпретации из техники «Несуществующее животное». Например, слабый нажим может говорить о неуверенности, разорванные линии (по типу пунктира) — о высокой тревожности. Но важнее интерпретация рисунка самим ребенком. Важно, чтобы он проговорил свой страх.

Лучше проводить упражнение в группе детей, чтобы ребенок ощущал не только поддержку психолога, но и общую позитивную атмосферу. Можно работать сразу с несколькими страхами ребенка, составив во время беседы с ним список. Но нарисовать нужно самый яркий для ребенка страх по его мнению.

Иногда дети не могут начать рисовать и просят подсказки у взрослого, например: «А как мне нарисовать страх темноты?» Тогда можно дать общую наводящую подсказку: «Как ты его видишь», «Как хочешь?», «А как ты видишь темноту?»

С помощью этого опросника можно также определить общую подверженность ребенка страхам:

По мнению автора, обычно высокий уровень подверженности страхам коррелирует с другими особенностями личности: тревожность, неуверенность в себе, неадекватная самооценка, замкнутость, подозрительность, недоверчивость. С этим тоже можно работать в арт-терапии.

Научитесь использовать арт-терапию для психокоррекции детских страхов

Арт-терапия для борьбы со страхами у взрослых

Рассмотрим технику из другого раздела арт-терапии — сказкотерапии. Психолог предлагает клиенту сочинить сказку по такому плану:

Если психолог работает еще методом песочной терапии, то дальше можно предложить проиграть сказку в песочнице. Но также можно просто перечитать сказку и обсудить чувства клиента.

Существует много различных техник для работы со страхом в арт-терапии. Обычно психолог предлагает клиенту несколько вариантов, выбирает методики с учетом возрастных и личностных особенностей человека.

Полезные материалы

Проективные методики — психодиагностические техники, направленные на определение индивидуального стиля поведения человека, его ценностей и жизненных ориентиров. В основе таких приемов лежит анализ ассоциаций, образов и идей, которые «всплывают» в подсознании респондента во время испытания.

Самой известной проективной психологической методикой считается тест Роршаха, в ходе которого требуется разглядеть какой-то образ в так называемых «чернильных пятнах».


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Проективные методики диагностики делятся на следующие виды:

Проективные методики не предусматривают вариантов ответов. Человек генерирует их исходя из собственных ассоциаций, опыта и чувств.

В отличие от остальных этапов собеседования, которые часто проходят в онлайн-формате, проективное тестирование рекомендуется проводить в офисе. При отсутствии «живого» контакта с испытуемым могут возникнуть проблемы с пониманием ответов и обработкой результатов.


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Перечень методик и способов оценки соискателей на интервью. Примеры вопросов и разбор типичных ошибок HR-ов.

На какие должности отбирают кандидатов с помощью проективных методик

Проективные методики направлены на изучение личных качеств и психоэмоционального состояния человека в целом. Теоретически подобные техники могут использоваться для оценки кандидатов на любые должности, но чаще всего они применяются при отборе персонала на позиции, где ведущую роль играют сильные soft skills.

Представителей каких профессий можно оценивать с использованием проективных методик:

Вне зависимости от профессии, проективные тесты не должны составлять основу оценочных мероприятий. Выносить решение исключительно по итогам прохождения таких методик неверно. В рекрутинге эти техники считаются лишь дополнением к другим видам испытаний.

Примеры проективных тестов

Рассмотрим несколько самых популярных и эффективных проективных тестов, которые применяются для оценки кандидатов.

Проективные рисуночные техники

Такие испытания проводятся эйчарами достаточно часто. К проективным рисуночным методикам относятся тесты, где требуется закончить какую-то картинку или изобразить что-то с чистого листа.

Тест Розенцвейга. Применяется с целью выявления реакции человека на неприятные ситуации и определения способов, с помощью которых он восстанавливает душевное равновесие. Автор разработал методику в 2-х вариантах: для взрослых и детей. Тест состоит из 24 картинок, на каждой из которых изображена неприятная ситуация с двумя действующими лицами. Один человек что-то говорит, а слова другого нужно дописать испытуемому.

Пример карточки из теста Розенцвейга:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Теперь рассмотрим картинку, которую заполнил претендент:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Здесь кандидат, который выступает в роли второго персонажа, возмущенно отвечает: «Значит, нужно было ехать быстрее! Вы не один на дороге!» HR-специалист, руководствуясь оценочной методикой, сделал такой вывод:

Респондент недостаточно самокритичен, при этом он обладает излишне завышенными ожиданиями по отношению к другим. Подобная реакция часто наблюдается после сильных и продолжительных стрессов. Чтобы привести в порядок свой эмоциональный фон, испытуемому нужен отдых.

Тест «Дом-дерево-человек» — именно эти 3 объекта должен нарисовать кандидат. Техника помогает определить ведущие черты характера. Для успешного прохождения проективной методики над рисунком нельзя долго думать. Художественные навыки также не имеют значения. Смысл испытания заключается в том, что респонденту нужно изобразить первое, что придет в голову.

По большому счету в ходе тестирования разрешается использовать любые предметы. Но автор методики Джон Бук посчитал, что именно дома, деревья и людей хоть раз в жизни рисовал каждый человек, поэтому с такими образами испытуемым будет комфортнее работать.

Рассмотрим для примера рисунок кандидата на должность начальника экономического отдела:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Дом: маленькая дверь — нерешительность, дым из трубы — есть неурегулированные проблемы, много окон — развитые коммуникативные навыки, отсутствие занавесок — открытость.

Дерево: ветви направлены вверх — стремление к карьерному росту, густая листва — скрытая агрессия, корни — уверенность.

Человек: угловатые плечи — осмотрительность, расставленные в стороны руки — готовность к активным действиям, длинные ноги — стремление к независимости.

Человек под дождем. Тест, направленный на определение внутренних резервов испытуемого, его способностей к преодолению трудностей, склонности к депрессиям. Сначала респондент рисует человека, затем — человека под дождем. Причем это может быть тот же или совершенно другой персонаж. При подведении итогов тестирования учитываются не только сюжеты рисунков, но и цвета, плавность линий, окружающие предметы.

Пример прохождения теста «Человек под дождем» (рисовала женщина):


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

На первом рисунке изображен мужчина, стоящий на возвышенности. Значит, у женщины преобладает мужская энергия. Скорее всего, она одинока. Поднятая рука символизирует успешность в карьере и стремление к преодолению сложных ситуаций.

На рисунке справа женщина нарисовала себя, причем в профиль. Это также указывает на готовность к борьбе с трудностями. Но наличие зонта говорит о том, что иногда она устает и хочет защиты и поддержки. Небольшие капли, падающие без наклона, свидетельствуют о желании измениться в лучшую сторону.

Несуществующее животное. Цель методики — выявление уровня агрессивности, диагностика эмоциональной сферы респондента. Задача испытуемого очевидна — изобразить вымышленное животное. Во время рисования нужно максимально «отключиться» от внешнего мира и сконцентрироваться на внутренних ощущениях.

Несуществующее животное, нарисованное кандидатом на позицию веб-разработчика:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Интерпретация результатов менеджером по найму:

Рисунок расположен по центру листа, значит, кандидат уверен в себе. Животное стоит в профиль, голова повернута влево — человек больше размышляет, чем делает. Четко прорисованные уши — признак подверженности чужому мнению. На туловище изображен рот с острыми зубами — яркий признак агрессии, нетерпимости к «промахам» других. Крепкие лапы символизируют основательность и обдуманность в принятии решений. Ниспадающий хвост — недовольство собой.

Проективные аддитивные методики

Подобные тесты основаны на необходимости вербального завершения — продолжения предложения, небольшого рассказа, вымышленной истории.

Тест Сакса — Леви. Методика направлена на выявление подсознательных установок респондента, его жизненных целей, отношения к другим людям.

Тест состоит из 60 незавершенных предложений, которые необходимо дописать. При интерпретации результатов все вопросы распределяются по группам, всего их 15. Например, «нереализованные возможности», «страхи и опасения», «чувство вины».

При тестировании кандидатов в первую очередь стоит уделить внимание предложениям из групп «отношение к вышестоящим лицам» и «отношение к подчиненным».

Пример ответов одного из кандидатов на вопросы о руководстве:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Человек не имеет конфликтов с авторитарными личностями и умеет находить с ними общий язык. Чувствует, что вышестоящие персоны тоже положительно к нему относятся.

Тест мотивационной индукции. Помогает понять мотивы и стремления человека. Похож на предыдущий метод, но здесь начала фраз очень короткие, сформулированные буквально в 2-3 словах. Это сделано для того, чтобы человек смог максимально развернуто описать собственные предпочтения и жизненные цели. Все предложения делятся на 2 группы: с позитивными и негативными установками.


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Этот тест имеет очень сложную интерпретацию. Для расшифровки результатов используются 2 индекса: временной и мотивационный. Первый говорит о том, насколько объективно респондент оценивает возможность достижения поставленных целей в контексте времени. Второй — показывает, насколько в общем адекватны желания человека.

Конститутивные методики

Специфический тип проективных техник, который используются для получения общей характеристики личности. Сюда относится и «классика жанра» — тест Роршаха. Многие конститутивные методики можно назвать его модификациями. Рассмотрим «первоисточник» и 2 примера, разработанных на его основе.

Тест Роршаха. Одна из самых популярных техник в психологии. Правила прохождения испытания просты. Респонденту показывают ряд карточек (до 10) с аморфными «чернильными пятнами», в которых нужно попытаться разглядеть какой-то объект или сюжет.

Возьмем для примера одну из карточек:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Каждый поймет изображение по-своему, здесь возможны тысячи вариантов ответов. Например, одна женщина, страдающая шизофренией, увидела на этой карточке шкуру убитого медведя, взрыв и глаза.

Главная сложность заключается в том, что без психологической практики за плечами оценка результатов может быть необъективной. Считается, что в норме взрослый человек в адекватном состоянии дает ответы в течение 10-15 секунд и предлагает варианты с преимущественно позитивной направленностью.

Тест чернильных пятен Хольцмана. Аналог предыдущей методики, только здесь используется гораздо больше карточек — 45. Изображения разнообразны по форме, цвету, уровню симметрии.

Пример карточки из теста Хольцмана:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Интерпретация облегчается тем, что испытуемый дает только один вариант ответа, а не описывает всё, что приходит на ум.

Тест облаков. Более позитивная техника. Здесь вместо мрачных чернильных пятен используются облака. По итогам получается определить степень впечатлительности, зависимости от чужого мнения, самооценку и общее настроение человека.

Карточка из теста облаков:


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

При прохождении этой методики испытуемому нужно не только рассказать, что он видит, но и прямо на карточке обозначить контур пришедшего ему образа.


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Респондент изобразил орла — птицу, которая символизирует власть. Это говорит о том, что кандидат амбициозен, не поддается «давлению» со стороны других людей, способен отстоять свою точку зрения. Орел спит, значит, испытуемый имеет спокойный характер и устойчивую психику, его трудно вывести из себя. Мощные лапы — признак уверенности и основательного подхода к делам.

Подведем итоги

Проективные методики при приеме на работу — техники, которые помогают раскрыть личностные характеристики кандидата и понять его жизненные установки. К тестированию нужно тщательно готовиться: изучить формат проведения испытаний и разобраться с алгоритмами интерпретации результатов.

Вне зависимости от итогов прохождения тестов, к проективным методикам не стоит относиться слишком серьезно, ведь они только дополняют остальные, более традиционные способы отбора персонала.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ УРОВЕНЬ ТЕХНИЧЕСКОГО БЕСПОКОЙСТВА ЖИВОТНОГО

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

Update 07.04.19: У статьи появилось продолжение с критическим разбором используемых методик, рекомендую ознакомиться с ним.

Привет, Geektimes! Этот пост я пишу в соавторстве с Лобановым Виталием (hdablin) по следам его публикации «Когнитивные стимуляторы и другая психофарма: можно ли стать умнее», посвящённой фармакологическим аспектам проблемы «разгона» мышления. В нём я хочу рассказать о патопсихологии, о том, как проверяют людей на адекватность в психиатрической больнице, о том, какими бывают нарушения мышления, как их выявляют, о том, где проходит разница между гиком и психически больным человеком, о том, можно ли диагностировать у себя психическое заболевание самостоятельно, и о многом другом, имеющем отношение к теме.

Немного о себе: меня зовут Кристина, я медицинский психолог (именно медицинский, окончивший медицинский же университет по специальности «Клиническая психология», это важно), три года проработала в психиатрической больнице, сейчас ушла в частную практику, но осталась в психиатрии как в индустрии. Имею специализацию в нейропсихологии. За время работы мне приходилось сталкиваться с самыми разными категориями пациентов — шизофрениками, БАРщиками, депрессивными, органиками; часть из них обращалась добровольно, часть была госпитализирована в остром состоянии, часть вообще была «принудчиками» (это люди, совершившие преступление, но направленные судом не в тюрьму, а к нам в психушку на принудительное лечение).

tl;dr: В статье рассказано о том, как, зачем и почему проводится диагностика нарушений работы психики.

Я отдаю себе отчёт в том, что широкая публика зачастую воспринимает психологию как некую «гуманитарную болтологическую муть», и должна сказать, что это происходит не без основания. Иногда, глядя на своих «коллег», практикующих «астропсихологию», разного рода «наложения рук» и прочее, мне хочется сжечь свой диплом, только чтобы не иметь с ними ничего общего.

Рассказывать буду на примере своего опыта работы в психушечке. В некоторых учреждениях детали могут быть другими, но сама суть — инвариантна.

Оцените статью
Избавиться от тревоги