низкий уровень тревожности среди школьников


Сначала коротко

Ситуация: Современный человек вынужден постоянно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям окружающей среды.

На деле: Способность к эффективной адаптации зависит от уровня личностной тревожности, которая в условиях неопределённости проявляется, в том числе, в изменениях активности различных отделов головного мозга.

Теперь подробнее

Учёные из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Лондонского университета (Великобритания) и Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Германия) изучили с помощью работу головного мозга у людей с низким и высоким уровнями личностной тревожности во время решения вероятностных задач. Выяснилось, что в ситуации неопределённости между двумя группами испытуемых существуют различия в активности медиальной префронтальной, орбитофронтальной и передней поясной коры. У людей с высоким уровнем тревожности нейрональная активность оказалась выше, а эффективность в решении задач ниже. Причина этого — в особенностях восприятия условий неопределённости. Результаты исследования опубликованы в журнале Communications Biology.

О чём речь?

Тревожность — это психологическое, физиологическое и поведенческое состояние, характеризующееся беспокойством по поводу неопределённых событий с потенциально неблагоприятными последствиями. Трудности во взаимодействии с неопределённостью — центральный диагностический признак клинической и субклинической тревожности.

В исследованиях с использованием компьютерного моделирования установлено, что тревога может негативно сказываться на процессах адаптации и принятия решений в нестабильной среде. Поэтому и люди с высокой личностной тревожностью хуже переносят подобные условия, причём как в реальной жизни, так и при решении экспериментальных задач — их эффективность обычно снижается.

Существует особый класс экспериментальных заданий — вероятностные задачи. В них испытуемый должен выбирать стимулы, несущие с некоторой вероятностью выигрыш или проигрыш. Иными словами, человек не знает, получит он выигрыш или нет, и таким образом для участника эксперимента создаётся ситуация неопределённости.

«Эти задачи отражают реальность — мы не знаем, как в будущем будут развиваться события, мы можем только предсказать их развитие с определённой степенью вероятности и ориентироваться на это предсказание. Этот процесс в нейронауке называется “обучением”, поскольку таким образом мы изучаем окружающую нас среду», — поясняет один из авторов исследования, аспирант департамента психологии, стажер-исследователь Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Марина Иванова.

Однако то, что происходит на нейронном уровне при работе испытуемого с вероятностной задачей и принятии решений на фоне тревоги — пока не вполне изучено. На основе уже имеющихся экспериментов, авторы исследования предположили, что в такого рода ситуациях у испытуемых с высокой личностной тревожностью должно наблюдаться изменение активности в ряде отделов головного мозга: вентромедиальной префронтальной коре, орбитофронтальной коре, медиальной дорсолатеральной префронтальной и передней поясной коре. Эти отделы головного мозга отвечают за процесс принятия решений, мотивацию, планирование, страх и тревогу.

Вентромедиальная префронтальная кора — связана с обработкой информации в ситуациях риска и при эмоции страха, а также с управлением эмоциональными реакциями человека, принятием решений и самоконтролем.

Орбитофронтальная кора — связана с принятием решений.

Медиальная дорсолатеральная префронтальная кора — связана с планированием сложного когнитивного поведения, высшими психическими функциями, проявлениями личности, принятием решений и регулированием социального поведения.

Передняя поясная кора — связана с выполнением когнитивных функций, таких как ожидание награды, принятие решений, эмпатия, управление эмоциями.

Как изучали?

В исследовании приняли участие 39 добровольцев — 24 женщины и 15 мужчин. Перед опытами испытуемые заполняли «Шкалу тревоги Спилбергера — Ханина» для выявления уровня личностной тревожности (45 баллов — высокий уровень этого показателя, 36 и менее — низкий уровень). При этом, как известно, личностная тревожность является достаточно стабильной чертой и при повторных тестах оценки варьируются мало. Показатели личностной тревожности в группах добровольцев составили от 24 до 65 баллов, средний показатель — 30,5. Никто из респондентов не страдал психическими расстройствами.

Затем добровольцев разделили на две сбалансированные по возрасту и полу экспериментальные группы. В первой — с высокой тревожностью — оказались 12 женщин со средним возрастом 22,6 года, а во второй — с низкой личностной тревожностью — 12 женщин со средним возрастом 23,7 года.

Далее все испытуемые выполнили вероятностную обучающую задачу с возможностью получения вознаграждения в зависимости от результатов. Участникам эксперимента на экране компьютера показывали синие и красные стимулы. От выбора тех или иных стимулов зависела процентная вероятность выигрыша (скажем, при выборе красного левого стимула — 75%). Периодически вероятность менялась без ведома испытуемого (в примере выше — предположим, понижалась с 75 до 25%), что требовало от испытуемых принятия решений по поводу дальнейшей тактики.

Параллельно у участников эксперимента с помощью магнитоэнцефалографии регистрировалась и измерялась активность в различных отделах головного мозга. Для анализа полученных результатов использовался метод байесовского иерархического моделирования, который лучше всего помогает описать отдельное влияние личностной тревожности на процесс решения вероятностной задачи.

Что получили?

Результаты исследования показали, что ключевые области мозга, связанные с тревожностью и процессами принятия решений, демонстрируют изменения в осцилляторной активности — в диапазонах бета- и гамма-ритмов). В частности, они реагировали на кодирование ошибок предсказания — несоответствия между ожиданиями испытуемого и реальностью.

При этом у лиц с высокой тревожностью при ошибках предсказания повышалась мощность гамма-ритма. В рамках экспериментальной задачи они часто преувеличивали значимость ошибок предсказаний, что приводило к ухудшению выполнения задачи. Кроме того, у группы с высокой тревожностью во время кодирования ошибок предсказания активность передней поясной коры подавляла альфа- и бета-ритмы (первый связывают со спокойствием, а второй с активной работой мозга, сфокусированным вниманием — прим. ред.).

Для чего это нужно?

Как итог — установлено, что высокая личностная тревожность приводит к предвзятым (завышенным) оценкам различных форм неопределённости и тем самым влияет на эффективность принятия решений. « Ситуация повышенной неожиданной неопределённости — резкого изменения ситуации — вела к ухудшению когнитивных процессов у лиц с высокой личностной тревожностью за счёт переоценки нестабильности и изменчивости окружающей среды», — комментирует Марина Иванова. Она отмечает, что и в жизни условия неопределённости могут негативно влиять на оценку различных реальных сложностей и приводить к дезадаптации, ошибкам в принятии жизненных решений.

В будущем интересным направлением исследований могло бы стать сочетание методов магнитоэнцефалографии с фармакологическими воздействиями. Такие эксперименты продемонстрировали бы возможности модулирующего действия нейромедиаторов (дофамина, ацетилхолина и др.) на нейронные осцилляции.
IQ

Томас Хайн, Лондонский университет (Великобритания)

Женг Гонг, выпускница магистерской программы Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Марина Иванова, стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Феделе Томмасо, ведущий научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ

Вадим Никулин, Институт когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка (Лейпциг, Германия)

Мария Эррохо Руис, Лондонский университет (Великобритания)

Мотивы противоправного поведения у подростков


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Девиантное поведение можно определить как систему поступков или как отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактуализации или в виде отклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Девиантное поведение разделяют на отклонения, направленные на причинение вреда другим, — агрессивное и делинквентное поведение, и отклонения, причиняющие вред самой личности, — зависимое и суицидальное поведение.

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Таким образом, противоправное поведение является поведением делинквентным и является разновидностью девиантного поведения.

Изучению мотивации деятельности человека посвящено большое количество работ и исследований, но исследований мотивации девиантного поведения не так много, можно отметить таких авторов, как К. Бартолу, В. С. Собкин, Е. В. Баранова, Ю. М. Антонян, С. А. Венедиктов, Ф. Г. Гилязев, Н. Г. Иванов, Т. А. Торхашев, В. В. Щепельков.

В научной литературе мотивационная структура в развернутой форме предполагает усвоение и наличие определенных моральных ценностей. Мотивы, которые социально значимы, рассматриваются как признаки зрелой личности.

Будучи динамичным процессом, мотивация связана со всеми элементами криминального поведения: актуализация потребности, возникновение и формирование мотива, постановка целей, выбор способов достижения цели, прогнозирование возможных результатов, принятие решений. Большинство компонентов, составляющих структуру мотива правонарушения, не являются преступными. Но так как человек выбирает преступные пути и средства удовлетворения потребностей и достижения целей, мотив в целом и намерения приобретают криминальный характер.

Исследования, изучающие психологию преступника, свидетельствуют о том, что многие подростки, прежде всего мальчики, причастны к мелким правонарушениям. Выдвигается предположение, что делинквентность используется как стратегия, особенно мальчиками, чтобы создать себе репутацию среди группы сверстников. Свойственные подростковому возрасту негативные характерологические реакции, такие как реакции активного протеста, реакции отказа, реакции увлечения, реакции группирования, способствуют тому, что такие виды делинквентного поведения, как употребление наркотиков, агрессия, вандализм, правонарушения, выполнялись в присутствии других, а девочки чаще совершали преступления в группах.

Подростки предпочитают совершать такие преступления, которые являются символом приобщения к миру взрослых и независимости от всякого контроля. Подростки, которые сохраняли положительное мнение о своих отцах и взрослых в целом, не склонны следовать плохому примеру сверстников.

Наиболее распространенными видами девиантного поведения среди подростков являются употребление психоактивных веществ и рискованное сексуальное поведение, которые достаточно часто встречаются совместно и представляют угрозу для здоровья подростков.

Протективным фактором или фактором уязвимости в отношении употребления психоактивных веществ выступает наличие или отсутствие социальных установок относительно здоровья и законопослушного поведения.

Сами подростки объясняют тягу к такому поведению желанием снять нервно-психическое напряжение и получить новые ощущения. Действительно, мотивы такого поведения могут быть связаны с конформизмом, самоутверждением, с выражением протеста.

Мотивация сексуального поведения подростков во многом определяется их разделением либерально-консервативных ценностей, которые отражают отношение к таким аспектам сексуальной жизни, как раннее начало, вступление в сексуальные отношения до брака, моногамия, полигамия, активное использование средств контрацепции. Среди мотивов вступления в сексуальные отношения молодежи выделяют эмоционально-коммуникативные (любовь, желание эмоционального контакта) и гедонистически-развлекательные (стремление к получению удовольствия) мотивы. Поскольку сексуальное поведение для подростков есть явление неодобряемое, запретное, то раньше в него вовлекаются те, кто любит риск и самопроверку и нуждается в самоутверждении. Более раннее начало половой жизни статистически связано с разными сопутствующими формами девиантного поведения: курением, алкоголизацией и наркотизацией. Потому возможно говорить о девиантном поведении как о ненормативном варианте вхождения во взрослый мир, связанном с экспериментированием и выбором неадекватных способов самоутверждения в процессе взросления. Личностные характеристики и отношение к нормам и ценностям, препятствующие проявлениям девиантного поведения, формируются в процессе социализации, и прежде всего в семье. В подростковом возрасте семья и сверстники могут являться альтернативными референтными источниками выбора моделей поведения.

Мотивы, свойственные лицам с делинквентным поведением, имеют то же основание, что и мотивы лиц с нормативным поведением. Выделим наиболее важные в данном случае мотивы и основополагающие их потребности и соотнесем их с противоправным поведением.

Мотивы самоутверждения. Потребность в самоутверждении проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях, желании признания со стороны социального и личностно значимого окружения на групповом уровне — семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т.д.). Это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Такой мотив наиболее характерен для подростков, молодых людей.

Защитная мотивация. Исследования показывают, что значительное число убийств имеет объективный, как правило, неосознаваемый, смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение угрожающих агрессивных действий. Нередко защитной мотивацией вызываются изнасилование и последующее убийство жертвы; это происходит в тех случаях, когда поведение женщины, реальное или мнимое, воспринимается преступником как унижающее его мужское достоинство или угрожающее его самовосприятию и оценке себя в мужской роли.

Мотивы замещения. Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить ее другой — доступной. Благодаря «замещающим» действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации. Так, лицо, поссорившись с одним человеком, адресует свою агрессию близким или друзьям этого человека или первым встречным; либо замещение реализуется путем эмоционального переноса: подросток, ненавидящий своего отчима, портит его вещи.

Игровые мотивы. К числу распространенных мотивов преступного поведения относится игровой. Этот тип мотивации достаточно распространен среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже — среди других категорий преступников. К представителям преступников-«игроков» принадлежат те, кто совершает преступления не только, а во многих случаях и не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.

Мотивы самооправдания. Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Здесь действуют механизмы психологической самозащиты, которые снижают, нейтрализуют или совсем снимают барьеры нравственно-правового контроля при нарушении уголовно-правовых запретов. Именно на этой основе происходит самооправдание и внутреннее освобождение от чувства вины за совершаемое или совершенное преступление.

Нами было проведено исследование с целью выявление личностных характеристик и системы мотивов молодежи с различными формами девиантного поведения (данные в исследовании были собраны студенткой Е. Рассеевой). В нем приняло участие 40 человек: 23 мужчины и 17 женщин, образование испытуемых варьировалось от среднего до высшего, возраст респондентов от 19 до 23 лет. Все испытуемые имеют определенные формы отклоняющегося поведения, которые привели к различным конкретным статьям Уголовного кодекса РФ. Надо отметить, что все участники с заинтересованностью и доброжелательностью приняли участие в исследовании.

Были использованы 4 методики, состоящие из разных шкал. Для того чтобы подтвердить наличие отклоняющегося поведения и разделить испытуемых на группы, была выбрана методика на определение склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орела (СОП). Для выявления уровня тревожности испытуемым был представлен тест субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина (Спилбергера — Ханина). Чтобы понять, какие потребности являются ведущими у испытуемых, мы воспользовались методикой, основанной на пирамиде А. Маслоу, в модификации И. А. Акиндоновой «Иерархия потребностей». Достоверность результатов проверялась с помощью непараметрического U-критерия Манна — Уитни.

Исследование с помощью методики СОП показало, что все испытуемые имеют ту или иную форму отклоняющегося поведения, затем они были разделены на 5 групп по формам отклоняющегося поведения: делинквентная группа, девиантная группа, агрессивная группа, саморазрушающая и аддиктивная группа (табл. 12 и рис. 28).


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Представленные данные показывают, что установка на социально желательные ответы наиболее выражена у подростков с аддиктивным и агрессивным поведением. Несмотря на сложность формы отклоняющегося поведения, результаты 10 испытуемых с агрессивным и 7 испытуемых с аддиктивным поведением свидетельствуют об умеренной тенденции давать социально желательные ответы при заполнении опросника. Это может быть связано с тем, что человек не скрывает свои недостатки и готов искренне участвовать в исследовании. Аддиктивные и девиантные участники склонны к преодолению норм и правил. У этих групп достаточно высокий показатель готовности нарушать правила и нормы: средний балл подростков с аддиктивным поведением — 45,29, средний балл девиантов — 41,04.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Группа делинквентных и девиантных подростков имеют высокий уровень агрессии (43 и 42,28). Особую роль в поддержании агрессивного поведения играет делинквентная субкультура. Асоциальная группа, банда, наконец, места лишения свободы — все эти социальные институты формируют устойчивое агрессивное поведение.

В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины. Склонность к противозаконным действиям также наблюдается в случае антисоциальной направленности личности, для которой враждебное отношение к другим людям является стилем жизни.

Далее рассмотрим результаты исследования субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина).

В группе людей с агрессивным поведением личностная и ситуативная тревожность равны друг другу по среднему показателю — 42,8, что указывает на высокий уровень и ситуативной, и личностной тревожности. Это может говорить о том, что окружающая среда для испытуемых несет строго негативный характер. Усложненные ситуации они склонны воспринимать как угрожающие, катастрофические. Соответственно восприятию проявляется и сила эмоциональной реакции. Такие люди вспыльчивы, раздражительны и находятся в постоянной готовности к конфликту и готовности к защите, даже если в этом объективно нет надобности.

Возможно обвинение себя в негативе окружающей среды, который вызывает высокий уровень личностной тревожности.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее высокий уровень ситуативной тревожности преобладает у аддиктивных подростков. Это может свидетельствовать о том, что аддиктивные подростки — это люди с низкой переносимостью фрустраций, дезадаптированные личности. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера. У подростков с аддиктивным поведением преобладает демонстративный тип, гипертимный тип и тревожно-боязливый (см. рис. 30), что говорит о высокой самооценке, способности к аморальным поступкам с использованием демонстративного поведения и способности увлечь других своими поступками.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Высокий уровень личностной тревожности ярко выражен у подростков с делинквентным поведением. Возможно, чтобы преодолеть личностную тревожность в обычной повседневной жизни, подростки с делинквентным поведением идут на преступления и правонарушения, чтобы отвлечь себя и таким образом снять высокий уровень тревожности в отношении себя. Например, один из испытуемых в возрасте 22 лет, чтобы отвлечься и убрать чувство тревожности из-за неудовлетворенности статуса авторитета среди сверстников, осознанно пошел на кражу в магазине, что повлекло за собой статью УК РФ и в последующем суд.

Анализ исследования иерархии потребностей молодежи (опросник в модификации И. А. Акиндоновой) с осложненным поведением показал действие различных факторов на поведение испытуемых.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

К одной из причин, по которым дети и подростки превращаются в агрессивных и неуправляемых, относится тяжелое материальное положение в семье. Материальное положение, которое удовлетворяет физиологические потребности, является ведущей потребностью для агрессивных подростков (по данным рис. 30). Число испытуемых с агрессивным поведением составило 10 человек, 7 из которых девушки в возрасте от 19 до 22 лет. Двое из девушек уже отбыли наказание в колонии для несовершеннолетних: ст. 228, часть 1 УК РФ, ст. 158, часть 2 УК РФ. У этих девушек проявляется яркий мотив самооправдания, связанный с потребностью удержания материального положения (и непринятие понесенного наказания за незаконное приобретение, хранение и распространение наркотических веществ).

Другая представительница этой группы, понесшая наказание по статье 158, часть 2 УК РФ, совершала кражи по причине семейного и материального неблагополучия. Взаимосвязь тяжелого материального положения в семье, осуждения за это со стороны и желания не отличаться ничем от сверстников позволяет формировать такое социальное новообразование, как агрессия. В подобных случаях подростки с агрессивным поведением склонны наносить материальный ущерб окружающим людям, здесь подростками движет мотив замещения, так как объектом агрессии являются материальные вещи или беззащитные люди.

У аддиктивных подростков наблюдается самый высокий показатель по шкале «Потребность в безопасности», ведь когда такой подросток искусственно меняет свое психическое состояние, к нему приходит чувство безопасности и удовлетворения, он попадает в «свой отдельный мир», где все так, как хочется ему, такой мир, где присутствует защита. То есть аддиктивные подростки уходят от настоящего мира и проблем путем наименьшего сопротивления. Люди с подобным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания. При смене таких психологических состояний, как напряжение, эмоциональная боль, чувство одиночества, на положительные ощущения человек запоминает «путь устранения» своих неприятностей. Чем сильнее переживаемые эмоции, тем быстрее и легче формируется зависимость. В данном случае подростками движет защитный мотив. Так как подростки пытаются попасть в «другой» мир, где присутствует безопасность, для этих людей чувство защищенности в реальном мире отсутствует. Аддиктивные подростки считают, что в реальном мире очень много угроз со стороны других окружающих их людей, но на самом деле может быть и не так. Потребность в безопасности формирует защитный мотив. Можно сказать, что агрессивное поведение аддиктивных подростков формирует у них эгрессивное поведение, то есть уход от угроз.

Социальные потребности: потребность в любви, дружбе, межличностных связях, — востребованы у девиантных, самоповреждающихся и агрессивных респондентов в достаточно большой степени. Подростки с девиантным поведением так же, как и все люди, нуждаются в понимании и принятии со стороны, но из-за того, что они сами не готовы принимать общепринятые правила, законы и нормы, они не могут дать взамен нормальное адекватное межличностное общение, например, своим родным. Они не получают внимания, любви, дружбы и заботы в школьном возрасте, например, от одноклассников, девианты и делинквенты формируют себе группы, группировки, банды.

Потребность в самореализации как наивысшая осознанная, зрелая, морально-обеспеченная потребность — наименее востребованная у всех групп молодежи.

Наибольшие баллы пришлись у всех групп молодежи на потребности в уважении. Потребность в уважении наиболее выражена у делинквентных подростков. Желание стать востребованным и авторитетным человеком среди своих сверстников-девиантов (именно такие сверстники у всех испытуемых) толкает подростков и молодежь с делинквентным поведением на преступления разной тяжести. Так как потребности определяют направленность мотивов, потребность в уважении со стороны формирует мотив самоутверждения. Делинквенты хотят утвердить себя в коллективе путем преступлений.

Мотив самоутверждения формируется тогда, когда существуют неблагоприятные особенности взаимодействия подростков со своим ближайшим окружением в семье, на улице, учебно-воспитательном коллективе. В данном случае речь пойдет о взаимодействии со сверстниками. Для установления авторитета, получения признания и возможности честного нахождения в компании подросток готов идти на любые преступления, нарушения норм и правил. Несостоятельность в учебе и отторжение от коллектива — еще одно крупное поражение на жизненном пути после первого, нанесенного родителями. Неудачи (фрустрации) объективно подталкивают к поиску других, доступных средств самоутверждения.

Описывая делинквентную группу, невозможно не обратить внимание на сочетание состава преступления и потребностей, которые были не удовлетворены. Некоторые испытуемые из данной группы (1 девушка и 2 мужчин) совершали не только кражи, но и занимались активным мошенничеством ради необходимости материального благополучия. Потребность в материальном положении в данном случае раскрывается и с другой стороны. Трое испытуемых совершали преступления не только ради «заработка» денег, но и для получения острых ощущений и ярких эмоций от обмана людей. Так как двое испытуемых не признают наркотические вещества и алкоголь, для получения таких эмоций они выбрали путь мошенничества. Можно сделать вывод о том, что мошенниками двигал игровой мотив.

В заключение хотелось бы отметить, что наше исследование не ставило глобальной цели выявить все движущие мотивы противоправного девиантного поведения в целом. Мы исследовали небольшую группу молодежи и выявили, что для представителей с противоправными нарушениями свойственны неудовлетворенность потребности в уважении со стороны и на первое место в иерархии мотивов выступает мотив самоутверждения. Как мы поняли из теоретической части, сами мотивы не могут быть преступными. Преступным способно быть только поведение, а оно зависит от выбора средств для реализации мотивов, от нравственной направленности личности, ее солидарности с правовыми нормами, приятия их. Изучение мотивов преступного поведения необходимо осуществлять в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегда должно вытекать из понимания самой личности. Только подобный подход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен именно данному человеку.

Таким образом, можно подчеркнуть, что залогом успешной профилактической деятельности и практической работы по ресоциализации подростков и молодежи с противоправным поведением является выявление субъективных причин такого поведения, их мотивации и мотивов. Изучение мотивов девиантного поведения позволяет понять, каким психологическим смыслом для подростков и, в данном случае, юношей наполнены определенные виды поведения. Как подростки объясняют свои действия и поступки, какие причины обусловливают девиантное поведение в целом и отдельные его виды. Знание и учет особенностей мотивации девиантного поведения подростков и юношей может быть использован в планировании профилактических программ. Многие известные ученые-юристы отмечают также важность глубокого изучения мотивации и мотивов противоправного поведения для эффективного использования воспитательного воздействия на подростков и их правового воспитания.

Бахадова Е. В. Мотивы противоправного поведения у подростков // Создание мотивирующей образовательной среды: коллективная монография. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2019. С. 166–175.

Тревога — часть нашей жизни. Своим выживанием человечество во многом обязано именно этому чувству. Однако иногда она выходит из-под контроля, превращаясь из адаптивного механизма в настоящую помеху, препятствующую нормальной жизни. В таких ситуациях тревога может быть самостоятельным нарушением, а может являться симптомом другого заболевания.

Нормальная тревога всегда ситуативна, причем ее уровень связан с серьезностью обстоятельств.

Допустим, студент не выучил билеты перед экзаменом. Будет ли он тревожиться? Вероятно. Будет ли это чувство похоже на тревогу матери, чей ребенок задерживается после школы и не берет трубку? Скорее, нет. При этом с изменением ситуации — студент сдал экзамен, ребенок наконец поднял трубку — тревожное чувство исчезает само собой.

Чем же отличается патологическая тревога?

Во-первых, она не адекватна ситуации. Представим себе студента, который всё время учился на отлично, выучил все билеты, но всё равно боится, что не сдаст. На экзамене это не только не поможет, но и помешает. Во-вторых, такая тревога выходит за пределы ситуации, то есть становится разлитой во времени. Так проходят месяцы и даже годы. Интересно, что пациенты легко находят, о чем тревожиться даже в отсутствие угроз. Если вам часто кажется, что вы оставили включенным утюг или не заперли дверь, то вы понимаете, что это значит. Наконец, патологическая тревога серьезно снижает качество жизни. Это происходит по разным направлениям: ухудшается качество сна, снижается концентрация и переключаемость внимания, падает работоспособность.

Можно утверждать, что тревога включает в себя несколько компонентов:

Раньше некоторые психиатры и неврологи использовали диагнозы вроде вегето-сосудистой дистонии (ВСД). Сегодня этот подход признан неточным: эта самая ВСД может быть проявлением генерализованного тревожного расстройства, а может обнаруживать себя при фобиях, то есть вполне конкретных страхах. Именно современной классификации мы и будем придерживаться далее.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР)

В основе ГТР часто лежит нерешенный психологический конфликт или травма и повышенная генетическая тревожность. Оно характеризуется не конкретным беспокойством, когда причина ясна, а постоянной всеобъемлющей тревогой по самым разным поводам. Человеку бывает сложно установить конкретную причину, которое запустило это состояние.

Типичные симптомы генерализованного тревожного расстройства:

По существующим данным, женщины в среднем страдают чаще мужчин. При этом ГТР обычно возникает между 20 и 40 годами.

Социальное тревожное расстройство (СТР)

СТР можно определить как выраженный постоянный страх внимания со стороны других людей. Это приводит к тому, что у пациента возникает стойкое ощущение, что все смотрят только на него и говорят тоже только о нем: критикуют внешность и т. д. Так любой выход на улицу становится непреодолимой проблемой.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Симптомы социального тревожного расстройства чаще всего телесные. Среди них распространены:

Всё это проявляется в ситуация-триггерах: в момент нахождения в метро, при собеседовании на работу или, например, при входе в лифт. При этом пациент обычно признает, что его страх нелогичен и нерационален. Походив к психологу, он даже может почувствовать, что проработал свой страх, но, как только вокруг снова много людей, от рациональной оценки не остается и следа.

Паническое расстройство

Такое нарушение отличается внезапностью. Паническая атака развивается стремительно, буквально за секунду, и длится несколько минут. Иногда пациент вызывает скорую помощь, потому что ему кажется, что у него случился инфаркт или инсульт.

Симптомы панического расстройства:

При диагностике важным признаком считается повторяемость в течение определенного времени. Иными словами, только один панический приступ не свидетельствует о патологии. При таком заболевании пациент боится наступления очередного эпизода паники, переживает о его последствиях и начинает избегать определенных ситуаций. Так, если паническая атака настигла его в автобусе, велика вероятность того, что человек перестанет пользоваться общественным транспортом.

Паническое расстройство чаще диагностируется ближе к 30 годам.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

ПТСР возникает вследствие экстремальных событий, в ходе которых психике была нанесена значительная травма. Им страдают пережившие теракты, сексуальное насилие, участники боевых действий и так далее. Женщины в среднем страдают в два раза чаще мужчин.

Страдающие ПТСР часто видят повторяющиеся сны, связанные с травмирующим событием. При этом у них формируется избегающее поведение как защитная реакция на произошедшее. То есть переживший теракт в метрополитене будет стремиться ни при каких обстоятельствах не попадать в метро, а оставшийся в живых после кораблекрушения не пойдет кататься на катере.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Считается, что развитие ПТСР можно предупредить. Для этого пережившим экстремальное событие рекомендуют поддерживать контакты с близкими, с теми, кто может эмоционально разделить то, что случилось. Иногда у оставшихся в живых или подвергшихся насилию возникает комплекс вины. Важно, чтобы этого не происходило. Поэтому также показана работа с психотерапевтом, цель которой — научить человека идентификации с выжившими, а не с жертвами. Поэтому в смысле профилактики особенно эффективно волонтерство, когда человек помогает тем, кто, пройдя через тот же опыт, что и он сам, остался в живых.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)

ОКР характеризуется наличием навязчивых мыслей (обсессий) и повторяющихся действий (компульсий). Классический пример — боязнь микробов и непреодолимое желание по многу раз мыть руки, иногда — вплоть до потрескавшейся кожи и ожогов.

Бывает, что обсессии и компульсии наблюдаются по отдельности. Например, у женщины может появиться навязчивый страх убить мужа вилкой. Конечно, она на самом деле любит мужа и, более того, сама боится этой мысли. Это — обсессия. Если к этому добавится идея о том, что избежать убийства можно, если подойти к окну, открыть и закрыть его, то это уже не только навязчивая идея, но и компульсия.

При ОКР навязчивые мысли, образы и импульсы должны наблюдаться на протяжении как минимум двух недель. Характерно, что выполнение определенных действий не приносит никакого удовлетворения. В очередной раз помыв руки или проверив дверной замок, пациент не улыбнется и не вздохнет с облегчением.

Любопытно, что к ОКР также относят нарушения, отличающиеся набором очень специфических черт. Например:

Это заболевание встречается как у взрослых, так и у детей. У маленьких пациентов симптомы обсессивно-компульсивного расстройства личности могут проявляться в идеях вроде «Если по дороге в школу я наступлю на трещину в асфальте, у меня умрет мама». Такой ребенок перепрыгивает трещины одну за другой, и это кажется забавной игрой, но фактически это компульсия, связанная с постоянным страхом за маму.

По сравнению с заболеваниями, которые мы уже рассмотрели, ОКР, пожалуй, лучше всего поддается психотерапевтической коррекции. Безусловно, также требуется прием препаратов, обычно СИОЗС (селективных ингибиторов обратного захвата серотонина), причем довольно высоких доз.

Фобии

Фобией называют непреодолимый страх конкретного объекта, заставляющий человека вести себя иррационально. Приступ паники могут вызвать даже мысли об этом предмете или ситуации. Пациент остается критичен к нелогичности своего страха, но, столкнувшись с ним, оказывается неспособен совладать с собственным ужасом или отвращением.

Фобии человека бывают самыми разнообразными: боязнь определенных животных, природных явлений, например грозы, медицинских манипуляций, транспортных средств и даже страх определенных слов и цифр. Как и в случае с другими нарушениями, приступ фобии сопровождается телесными реакциями вроде тех, что мы упомянули для ГТР, и избегающим поведением. Качество жизни также страдает.

К счастью, все виды фобий хорошо поддаются психотерапии по системе step-by-step («шаг за шагом»). Например, если кто-то страдает арахнофобией, сначала он учится не бояться нарисованных пауков, затем — пауков в кино, затем — игрушечных, после — тарантула в стеклянном террариуме и так далее. Такая терапия в тандеме с СИОЗС и транквилизаторами дает быстрое улучшение.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Тревожность у мам

Поговорим сначала о механизмах возникновения тревожно-депрессивных синдромов после рождения ребенка. Известно, что плацента — основной источник эстрогена во время беременности. Примерно через 7 дней после родов, то есть когда плаценты в организме матери уже нет, уровень эстрогена достигает рекордно низкой отметки по сравнению с предыдущими месяцами. Эстроген влияет на дофамин и серотонин: чем выше его уровень, тем более приподнятое настроение мы испытываем, — через повышение уровня серотонина. Кроме того, эстроген увеличивает время пребывания серотонина в синапсе и замедляет его распад. Поэтому во время беременности многие женщины ощущают комфорт и безопасность, которые покидают их после родов. Уровень другого гормона — прогестерона — тоже становится почти равен нулю, причем уже на третий день после родов. Прогестерон так же, как и эстроген, усиливает действие серотонина и помогает формировать эмоциональную устойчивость.

Описанные гормональные и нейромедиаторные изменения лежат в основе трех состояний:

Бэби-блюз — крайне распространенное снижение настроения: по оценкам ВОЗ, оно наблюдается у 80% матерей. Многие из его проявлений (плаксивость, апатия и пр.) схожи с послеродовой депрессией. Важно, однако, понимать, в чем их различие. Дело в том, что, будучи менее выраженными, они не мешают мамам заботиться о новорожденном и самих себе. При этом бэби-блюз длится до двух недель и является прерывистым.

При послеродовой депрессии, напротив, симптомы выражены сильнее, к ним присоединяются изменение аппетита, нарушение сна, снижение концентрации внимания, нарушение сердечного ритма и другие. Пациенткам с подозрениями на такую депрессию показаны общий и биохимический анализ крови, чтобы исключить анемию, авитаминоз и нарушение функции щитовидной железы.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Теперь остановимся на послеродовом психозе. К счастью, это довольно редкий, но очень опасный вид биполярного расстройства. Такое состояние развивается у 1–2 женщин из 1000 рожениц. Симптомы могут проявляться уже через 48–72 часа после родов, то есть когда уровень прогестерона падает до минимума. Женщины в этом состоянии отличаются неустойчивым поведением, возбуждением, у них могут присутствовать галлюцинации, их часто преследуют мысли о причинении вреда себе или ребенку. Таким пациенткам требуется неотложная медицинская помощь.

В заключение скажем о факторах риска, приводящих к различным видам тревожности и депрессий у мам. К ним относятся:

Выводы

Если беспричинная тревога стала постоянным спутником вас или вашего ребенка, обращайтесь в клинику Наше Время. Мы подберем лечение, которое поможет избавиться от беспокойства и повысить продуктивность на работе и успеваемость в школе.

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Причины школьной тревожности

Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:

Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей

Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников

Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты

Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность

Проблемы в семье

Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.

Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.

Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

Оцените статью
Избавиться от тревоги