полный цветовой тест люшера

ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА Тревога


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

У вас тоска, депрессия, перманентный стресс и вас постоянно что-то тревожит? Это значит, что вам уже больше 18 лет, и вы уже столкнулись с проблемами взрослой жизни в полной мере. Такой метод диагностики имеет право на существование наряду со многими другими методами диагностики психологического состояния.

Однако мы не уверены, что данный метод диагностики является самым точным, поэтому сегодня мы рассмотрим разные тесты на определение уровня тревожности. В принципе, вы вполне можете научиться не тревожиться ни о чем, если пройдете наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог». А сейчас – к нашей теме!

Есть очень простой тест для проверки уровня своей тревожности.

Чтобы проверить уровень своей тревожности, понадобится таймер, чтобы засечь время.

Ставим таймер на 1 минуту. Сразу закрываем глаза. Но не отсчитываем в уме секунды, а просто расслабляемся. Открываем глаза, когда — по внутренним ощущениям — пройдет минута. Смотрим результат на таймере.

Если таймер показывает 66-70 секунд — у вас уровень тревожности максимально низкий.

Если видите на таймере 55-65 секунд — у вас достаточно низкий уровень тревожности. Возможно, присутствует некоторое беспокойство, но с переключением внимания оно исчезает.

На таймере 45-55 секунд — у вас средний уровень тревожности. Это состояние проявляется внутренним напряжением и настороженностью. Это повод задуматься о своем душевном состоянии.

Ранее мы писали о трех важнейших добавках для женщин, которые не хотят стареть

Время менее 45 секунд — это говорит о том, что у вас высокий уровень тревожности. Тут уже есть повод обратиться к специалисту, так как вы, скорее всего, находитесь в стрессовой ситуации уже долгое время.

Менее 35 секунд — у вас очень высокий уровень тревожности. В данном случае тест можно пройти еще раз, и если результат будет примерно таким же, то следует проанализировать свое состояние. Возможно, помощь специалиста нужна в срочном порядке.

Состояние человека и его уровень тревожности может меняться, поэтому тест можно проходить несколько раз.

Что это такое?

Начнем с определения терминов и для начала уточним, что же такое тревожность. Под тревожностью принято понимать психологическую особенность, которая проявляется в частых переживаниях по мелким поводам. Это может быть черта характера, приобретенная в процессе социализации, либо особенность темперамента, связанная со слабостью нервных процессов. Бывает, что наличествуют оба фактора одновременно.

Тревожность может проявляться по-разному. Это может быть так называемое «генерализованное тревожное расстройство», которое характеризуется постоянной тревогой, никак не связанной с текущей ситуацией, и имеет выраженные физиологические симптомы: дрожь, тремор, мышечное напряжение, потливость, усиленное сердцебиение, головокружение. Человека, страдающего генерализованным тревожным расстройством, постоянно преследуют различные страхи: болезни, смерти, несчастного случая и т.д.

Тревожность может проявляться в виде кратковременных панических атак, которые, впрочем, могут повторяться часто и снижать качество жизни человека. Состояние тревожности может влиять на сон, аппетит, повседневные привычки и поведение, способность к концентрации внимания и обучению.

Степень адекватности тревожности:

Сегодня наука ушла далеко вперед, изменился темп жизни, поводов для беспокойства стало больше, поэтому возникла объективная необходимость в количественных измерениях уровня тревожности. В связи с этим ученые стали предлагать различные способы и методы, как это можно измерить.

Опросники, которыми пользуются практикующие психологи, помогут заглянуть вглубь себя. Главное — не пытаться ставить диагноз «по аватарке».

Тест Сонди

Тест направлен на выявление психологических отклонений. Он состоит из нескольких этапов. На каждом из них вам продемонстрируют портреты, из которых нужно будет выбрать наименее и наиболее приятные на ваш взгляд.

Этот способ тестирования разработан психиатром Леопольдом Сонди в 1947 году. Врач заметил, что в клинике пациенты ближе общались с теми, у кого были такие же заболевания. Разумеется, интернет-тест не поставит вам диагноз — он просто поможет обнаружить некоторые склонности. Причём в зависимости от состояния психики результаты будут разными, так что проходить тест Сонди можно в любой непонятной ситуации.

Шкала депрессии Бека

Как понятно из названия, этот тест оценивает, насколько вы подвержены депрессии. Он учитывает распространённые симптомы и жалобы пациентов с этим заболеванием. Вам предстоит при ответе на каждый вопрос выбрать из нескольких утверждений наиболее близкое.

Тест стоит пройти даже тем, кто абсолютно уверен, что здоров. Некоторые утверждения из опросника покажутся вам странными, но многие из них справедливы для человека с заболеванием. Так что если вы считаете, будто депрессия — это когда кто-то приуныл от безделья, пора переосмыслить своё отношение.

Шкала Занга (Цунга) для самооценки депрессии

Ещё один тест, касающийся депрессии. Он короче и проще для восприятия, чем предыдущий опросник. Если любите комплексный подход во всём и не готовы довольствоваться результатами одного теста, можете совмещать их.

Автор этого теста — психиатр Вильям Занг, так же известный в российской психологии как Уильям Цунг.

Опросник генерализованного тревожного расстройства, ГТР-7

Он также известен как опросник GAD-7 и применяется для оценки уровня тревожности в целом и для выявления симптомов тревожных расстройств. В нём всего семь вопросов с четырьмя вариантами ответов. Тестируемому предлагается оценить своё состояние в последние две недели.

При этом стоит помнить, что по итогам теста нельзя диагностировать у себя расстройства. Специалисты тоже этот опросник, но результаты интерпретируют, основываясь не только на его показаниях. У различных состояний могут быть похожие симптомы, но лечение будет разным. Если результаты теста насторожили, с ними стоит обратиться хотя бы к психологу, но можно и к психиатру.

Цветовой тест Люшера

Этот тест помогает оценить психологическое состояние через субъективное восприятие цвета. Всё очень просто: из нескольких цветных прямоугольников вы выбираете сначала те, которые вам нравятся больше, а потом — которые меньше.

Специалист на основе результатов теста Люшера сможет дать рекомендации, как избежать стресса, ну а вы просто заглянете глубже внутрь себя.

Проективный тест «Куб в пустыне»

Этот тест выглядит менее серьёзным, чем предыдущие, и это действительно так. Он состоит из упражнений на фантазию. Вопросов немного, а результат прост и понятен.

Вам предложат представить серию образов, а потом дадут трактовку того, что вы навыдумывали. Этот тест, скорее всего, не откроет Америку, а просто ещё раз познакомит вас с собой настоящим.

Диагностика темперамента по Айзенку

Вам предстоит ответить на 70 вопросов, чтобы выяснить, кто вы: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Заодно тест определяет уровень экстраверсии, так что вы сможете узнать, являетесь ли вы интровертом или просто временно устали от людей.

Расширенный тест Леонгарда — Шмишека

Тест помогает раскрыть свойства личности. Итоговая оценка выставляется по нескольким шкалам, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект. Отдельно проверяется, искренне вы отвечали на вопросы или пытались быть лучше, чем есть на самом деле.

Методика экспресс-диагностики невроза Хека — Хесс

Эта шкала поможет определить степень вероятности невроза. Если она высока, то, возможно, стоит обратиться к специалисту.

Тест эмоционального интеллекта Холла

Эмоциональный интеллект — это способность человека распознавать настроение и чувства окружающих. Для его оценки психолог Николас Холл придумал тест из 30 вопросов.

inspiring.team / Shutterstock / Лайфхакер

Если нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Те́стовая трево́жность (тестовая тревога; англ. test anxiety), вид ситуативной тревожности, связанной с тестовой процедурой и реальной либо воображаемой угрозой неуспеха, негативные ожидания и переживания при выполнении теста. При тестовой тревожности наблюдаются нарушения внимания и точности движений, затруднения поиска информации в памяти, дезориентация, снижение волевых и контролирующих функций, усиление оборонительных реакций.

По определению M. Саппа, тестовая тревожность – это особый случай общей тревожности, которая проявляется при тестировании в виде феноменологических (эмоциональных), физиологических и поведенческих реакций на угрозу провала (перевод наш Sapp. 1999. P. 272).

Тестовая тревожность представляет собой комплексный феномен, вызываемый разнообразными причинами, относительный вклад которых может варьироваться. Обычно в тестовой тревожности выделяют два компонента: эмоциональный (напряжение, беспокойство, дистресс) и когнитивный (сомнение в себе, ожидание неудачи при выполнении теста, озабоченность последствиями неудачи).

Рассматривая тестовую тревожность как частный случай общей тревожности, И. В. Блинникова и М. С. Капица выделяют два её компонента – направленность на решение задачи и направленность на сохранение самооценки и самоотношения. В своём эксперименте они продемонстрировали, что при воспроизведении пространственных конфигураций по мере возрастания тревоги происходит реорганизация внимания и замедление ответов (Блинникова. 2011).

Тестовая тревожность может быть следствием неквалифицированного, неэтичного поведения диагноста, некорректно заданной инструкции, жёсткого лимитирования времени тестирования, выполнения заданий в группе в атмосфере соревновательности или в условиях открытого сравнения достижений и т. д.

Тестовая тревожность более выражена при мотивации экспертизы и в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста либо трудных заданий. В ситуации экспертизы (аттестационного или административного тестирования) люди с повышенной тревожностью начинают волноваться и ошибаться в элементарных заданиях. Значительные искажения результатов обследования у тревожных, мнительных, эмоционально неустойчивых личностей могут возникать и по причине их недостаточной тестовой искушённости. А. Анастази обращает внимание на то, что эмоциональный компонент тестовой тревожности имеет тенденцию снижаться с каждым последующим тестированием.

Влияние различных инструкций сравнивалось в исследовании И. Саразона (Sarason. 1972). Варьировались следующие виды инструкций: 1) нейтральная; 2) ориентирующая на достижения (задание представлялось как проверка интеллектуальных способностей); 3) успокаивающая (отмечалось, что задание слишком сложное и никто не выполняет его правильно); 4) мотивированно-ориентирующая на выполнение задания (перед испытуемым ставилась цель потренироваться в выполнении задания); 5) ориентирующая на задание (указывалось, что эксперимент направлен на оценку заданий). В результате было установлено, что инструкция, ориентирующая на задание, оптимальна для высокотревожных испытуемых, а ориентирующая на достижения – для низкотревожных.

Популярна точка зрения, что между уровнем реактивной или личностной тревожности и показателями успешности по тестам достижений и интеллекта наблюдается обратно пропорциональная связь (как у взрослых, так и у детей). Однако А. Анастази отмечает нелинейный характер отношений между тревожностью и качеством выполнения теста. Условия, вызывающие состояние некоторой тревоги, для низкотревожных испытуемых являются скорее благоприятными, в то время как высокотревожные в более спокойной обстановке обычно лучше справляются с тестом. Также обсуждается направление причинно-следственных связей: тестовая тревожность может возникать у испытуемых из-за того, что они плохо справляются с тестами, т. е. уже приобрели негативный опыт в предыдущих ситуациях тестирования (Анастази. 2007. С. 36).

В ситуации тестирования действуют, согласно Дж. Мандлеру и С. Саразону, мотивационные тенденции, детерминированные задачей (task drive) и тревожностью (anxiety drive). Соответственно, под влиянием тестовой тревожности возникает два вида реакций: 1) релевантные заданию, вносящие конкретный вклад в его выполнение и тем самым снижающие тревожность; 2) не связанные со специфическими требованиями ситуации, затрудняющие выполнение задания и сопровождающиеся субъективными переживаниями некомпетентности, беспомощности и беспокойства (Mandler. 1952).

В своей концепции эффективности обработки М. Айзенк и М. Кальво констатируют, что волнение как компонент тестовой тревожности (test-anxious worry) при эффективном выполнении задания уменьшается, однако для эффективного выполнения не является необходимым (Eysenck. 1992).

Особой формой тестовой тревожности является компьютерная тревожность (компьютерофобия). В состоянии компьютерной тревожности наблюдаются чрезмерная осторожность при использовании компьютеров, явные или скрытые попытки сократить время использования компьютеров и даже их избегание, негативные замечания относительно компьютерного тестирования и бесчеловечной функции компьютеров («Уже вся наша жизнь контролируется компьютерами» и т. п.). Компьютерная тревога может быть связана, согласно О. В. Дорониной, с опасениями, что работа на компьютере станет причиной ухудшения здоровья (Доронина. 1993). Тревогу вызывает и цейтнот: ощущение дефицита времени и беспокойство о том, что за отведённое время невозможно на компьютере решить все задания, всё понять и запомнить.

В то же время исследование М. А. Болсиновой и А. Г. Шмелева показало, что для тревожных испытуемых интровертированного склада (менее стрессоустойчивых, менее уверенных в себе) компьютеризированное тестирование является более щадящей формой проверки знаний; при традиционных же формах контроля преимущество получают активные, общительные и уверенные в себе (Болсинова. 2010).

Успокаивающие и ободряющие процедуры и приёмы, предназначенные для устранения опасений испытуемого по поводу неестественности и неизвестности ситуации тестирования, помогают снизить и его тревожность. Повышение результативности тестирования наблюдается чаще в тех случаях, когда оказывается воздействие на когнитивную составляющую тестовой тревожности, а не на эмоциональную. Процедура претеста (т. е. демоверсия или ознакомительное, пробное тестирование) позволяет испытуемому сориентироваться в ситуации, чтобы не испытывать неуверенности при зачётном тестировании. Наличие в тесте заданий небольшой трудности также даёт хорошо подготовленным и одновременно тревожным, неуверенным в себе испытуемым возможность активизировать необходимую установку на выполнение. Успешное решение лёгких заданий в начале теста придаёт тревожным испытуемым чувство уверенности, и они лучше справляются со всем тестом. Сталкиваясь же с неудачей в самом начале тестирования, тревожные испытуемые могут показать неправдоподобно низкий результат.

Целесообразно результаты тестирования конкретного испытуемого интерпретировать с учётом уровня его тестовой тревожности.

Опубликовано 18 октября 2022 г. в 17:23 (GMT+3). Последнее обновление 18 апреля 2023 г. в 18:09 (GMT+3).

Методика Резапкиной на определение уровня тревожности

Мы рассмотрели несколько различных тестов на определение уровня тревожности, разработанных зарубежными психотерапевтами и предназначенных преимущественно для взрослых людей. А как можно помочь детям, которым тоже хватает стрессов, связанных с нагрузками в школе, удаленным режимом обучения, общением с родителями, учителями и сверстниками?

В частности, у детей спрашивают, болит ли у них голова после напряженной работы, снятся ли тревожные сны перед контрольными, сбивают ли с толку неожиданные вопросы учителя и долго ли они переживают из-за ссоры с друзьями. После подсчета количества ответов «да» можно понять, какой уровень тревожности у ребенка в настоящее время:

Помимо собственно констатации факта того или иного уровня тревожности тест Резапкиной содержит пояснение относительно возможных причин таких результатов. Так, низкий уровень тревожности может быть обусловлен самыми разными факторами:

Галина Резапкина предостерегает, что дети с низким уровнем тревожности могут в решающий момент оказаться не готовы к трудностям и неожиданному развороту событий не в их пользу. Таким образом, ребятам с низким уровнем тревожности тоже следует учиться управлять своим психологическим состоянием, как и тем, у кого уровень тревожности средний или высокий. Как минимум, следует научиться адекватно воспринимать действительность и быть готовым к возможным проблемам, если для них есть какие-то основания.

Можно найти и более короткий тест на 10 вопросов, «заточенный» исключительно на определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний. Обратите внимание, что для мальчиков и девочек одинаковое количество баллов может иметь разную интерпретацию. Если для девочек крайне высокий уровень тревожности начинается с 9 баллов, то для мальчиков с 7 баллов.

Итак, мы рассмотрели наиболее популярные методики и тесты на определение уровня тревожности. Независимо от результатов, полученных вами и вашими детьми, следует помнить, что любые результаты тестов носят ознакомительный характер и не должны повышать ваш уровень тревожности.

В конце концов, тесты нацелены на то, чтобы помочь людям справиться с их проблемами, а не усугубить их. С этой же целью помочь улучшить свое психологическое состояние и решить психологические проблемы, если они у вас есть, мы разработали наши программы «Психическая саморегуляция» и «Сам себе психолог», которые вы можете пройти в любое удобное для вас время.

Мы желаем вам спокойствия и выдержки в любых обстоятельствах. Мы ждем вас на наших учебных курсах и программах. И мы предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Госпитальная шкала тревоги и депрессии

Есть и совсем короткие тесты, позволяющие, как утверждают авторы, определить уровень тревожности. Это, например, Госпитальная шкала тревоги и депрессии (по-английски Hospital Anxiety and Depression Scale, сокращенно HADS), содержащая всего 14 вопросов-утверждений. Ответы на четные вопросы позволяют выявить уровень депрессии, ответы на нечетные вопросы выявляют уровень тревожности.

По-научному это называется подшкала А (от английского anxiety, что означает – «тревога»), и подшкала D (от английского depression, что переводится как – «депрессия»):

Подшкалы тревоги и депрессии, по заверениям авторов, являются достоверными показателями тяжести эмоционального расстройства. Предполагается, что внедрение шкал в общебольничную практику облегчило бы большую задачу выявления и лечения эмоциональных расстройств у больных, находящихся на обследовании и лечении в терапевтических и хирургических отделениях.

Пройти тестирование HADS можно онлайн, и тут же получить результаты с разделением на уровни тревожности и депрессии. Вопросы теста во многом «пересекаются» с теми, что мы видели в ранее изученных тестах. Так, испытуемым предлагаются вопросы-утверждения наподобие «Я испытываю бодрость», «Я легко могу сесть и расслабиться», «Я испытываю внутреннее напряжение и дрожь», «Я неусидчив, словно мне постоянно нужно двигаться», «Я испытываю напряжение»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

В зависимости от того, насколько человеку свойственно то или другое состояние, ему предлагается ответить, испытывает ли он это состояние «Часто», «Иногда», «Все время», «Совсем не испытываю». Есть и другие вариации ответов в зависимости от специфики вопроса. Например, для вопроса-утверждения «Я не слежу за своей внешностью» есть варианты ответов «Это так», «Я не уделяю этому столько времени, сколько нужно», «Я слежу за собой» как и раньше» и т.д.:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Разумеется, 14 вопросов вряд ли могут охватить весь спектр эмоций, свойственных человеку, и все параметры, необходимые для диагностики тревожного расстройства и уж тем более депрессии. Тем не менее, для первичного скрининга и общего понимания, нуждается ли пациент в психотерапевтической помощи, этого обычно достаточно.

Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

Несовершенство предлагаемых методов тестирования уровня тревожности вызвало к жизни новые исследования в этом направлении. Американский клинический психолог Чарльз Дональд Спилбергер (1927-2013) предложил свой вариант теста на определение уровня тревожности, который впоследствии был адаптирован для русскоговорящей аудитории профессором, доктором психологических наук Юрием Ханиным с учетом реалий жизни в России.

Исследование можно пройти онлайн, а система автоматически производит подсчет результатов. Тест на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина включает 2 части или 2 бланка по 20 вопросов-утверждений (итого 40 вопросов-утверждений). В части 1 нужно ответить, как вы себя ощущаете сейчас, а в части 2 нужно ответить, как вы себя чувствуете обычно.

Так, бланк №1 теста Спилбергера-Ханина содержит вопросы наподобие «В данный момент я довольна/ доволен», «В данный момент мне ничто не угрожает», «В данный момент я нахожусь в напряжении», «В данный момент я спокойна/ спокоен»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

20 вопросов-утверждений из части 1 позволяют диагностировать тревожность как ситуативное состояние. Это так называемая реактивная или ситуативная тревожность.

20 вопросов-утверждений из части 2 позволяют выявить тревожность как диспозицию и личностную особенность. Это так называемое свойство тревожности или личностная тревожность.

Бланк №2 Спилбергера-Ханина содержит описания различных психологических состояний и предлагает варианты ответов, насколько часто человек испытывает подобное состояние. Например, можно встретить утверждения в духе «Я легко расстраиваюсь», «Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей», «У меня бывает приподнятое настроение», «Я чувствую прилив сил и желание работать»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Испытуемым предлагается самостоятельно оценить, как часто они впадают в то или иное состояние: «Иногда», «Часто», «Почти всегда», «Почти никогда».

Для чего нужны эти 2 бланка для тестирования по методике Спилбергера-Ханина? Дело в том, что ситуативная тревожность и личностная тревожность – это разные понятия:

Те, кто желает глубже вникнуть в методику и понять, как интерпретируются разные варианты ответов на вопросы теста, могут изучить ключ к тесту:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

В целом, в тесте на определение уровня тревожности Спилбергера-Ханина чем меньше баллов вы набрали, тем лучше для вашей психики.

Интерпретация результатов теста Спилбергера-Ханина:

Итоги теста по методике Спилбергера-Ханина не могут быть самодостаточным основанием для какого-либо диагноза, однако вполне могут выявить наличие проблемы и самого факта, что на человека действуют неблагоприятные психологические факторы.

Методика определения уровня тревожности по школе Бека

Шкала Бека – это тест-опросник, автором и составителем которого является американский психотерапевт Аарон Бек (1921-2021). Прежде всего, Аарон Бек известен как крупнейший специалист в области лечения депрессивных расстройств и создатель метода когнитивной психотерапии для лечения таких расстройств. Аарон Бек оставил после себя огромное научное наследие.

Сегодня можно пройти составленный Аароном Беком тест на определение уровня тревожности онлайн, а система выдаст готовый результат в баллах. Зная количество набранных баллов, человеку останется посмотреть и прочитать, что же означает его результат. Обращаем ваше внимание, что ни один результат теста не может быть основанием для постановки диагноза в отрыве от других исследований и консультации профильного специалиста.

Итак, шкала Бека содержит 21 вопрос, касающийся психологического состояния человека на протяжении последней недели. Можно сказать, что в этом заключается одновременно и преимущество, и слабость данного метода оценки тревожности. С одной стороны, ответ на 21 вопрос займет минимум времени, что для экспресс-диагностики является преимуществом.

С другой стороны, вряд ли данные за одну неделю жизни человека пригодны для каких-то глобальных выводов и окончательного диагноза, пусть даже вкупе с другими исследованиями. Это обстоятельство в совокупности с прочими нюансами дают повод для критики объективности шкалы Бека.

В то же самое время, даже оппоненты признают, что шкала Бека имеет ряд преимуществ, которые заключаются в достаточно высокой внутренней согласованности и высокой содержательной достоверности. А учитывая, что ответы при повторном тестировании в течение одного дня или одной недели обычно расходятся не слишком сильно и совпадают на 80-90%, тест можно считать пригодным для общей первичной оценки текущего психологического состояния человека и вывода о необходимости дальнейшей диагностики и психотерапии.

Условно говоря, если испытуемый набрал 50-60 баллов из 63-х возможных, это достаточный повод для того, чтобы обеспокоиться его текущим психологическим состоянием, пусть даже это касается последних нескольких дней или недели. Как минимум, психотерапевту стоит выяснить, что же случилось в жизни человека, и подумать, как с ним работать дальше.

Если же испытуемый стабильно набирает меньше 10 баллов, беспокоиться вряд ли стоит, даже если предположить, что человек слегка привирает и хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. Если его в данный момент больше интересует то, какое он произведет впечатление на доктора, нежели его собственное настроение, сон, аппетит и вопросы будущего, у этого человека все не так уж плохо. Уточним, что по шкале Бека, чем меньше баллов вы набрали, тем лучше.

Интерпретация результатов по шкале Бека:

Что еще можно сказать по поводу шкалы Бека? В русскоязычной версии теста очень смущает наличие вариантов ответов-отрицаний с частицей «не» практически в каждом вопросе. Конечно, кое-где это видится логичным. Например, в вариантах ответов «Я получаю удовлетворение от жизни» и «Я не получаю удовлетворение от жизни»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Однако очень во многих случаях предлагаемые варианты ответов с частицей «не» выглядят как-то натянуто: «Я не тревожусь о своем будущем», «Я не чувствую себя неудачником», «Я не чувствую себя расстроенной/ расстроенным»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

По всем канонам русского языка, было бы ожидаемо увидеть предложения наподобие «У меня хорошее настроение», «Я уверен в своем будущем», «Удача обычно на моей стороне» и т.д.

Но, в принципе, возможны и некие промежуточные состояния в диапазоне «Я тревожусь о своем будущем» и «Я уверен в своем будущем». Далеко не все, кто не тревожится, уверены в чем-то хорошем. Возможно, они просто «забили» и не берут в голову вариант, что в будущем что-то пойдет не так. А те, кто тревожится о будущем, могут быть полностью уверены в нем. Точнее, в том, что перспективы у них так себе.

Кроме того, некоторые формулировки вопросов теста видятся не вполне исчерпывающими. Например, вопрос относительно качества сна предполагает лишь общие ответы «Сплю хорошо», «Сплю хуже, чем раньше», «Просыпаюсь на 1-2 часа раньше и не могу уснуть», «Просыпаюсь на несколько раньше и не могу уснуть»:


ПОЛНЫЙ ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА

Как минимум, это далеко не полный перечь нарушений сна, которые возникают, когда человека что-то тревожит. Гораздо хуже, если человек не может уснуть по полночи, хотя устал и вымотался за день. А если речь о том, что вы проснулись в 5 утра, более или менее выспались и, в принципе, «готовы к подвигам», вряд ли это повод для волнения. Те, кого это все же волнует, могут устроить себе физзарядку минут на 20 с гантелями и эспандером, после которой устанут и почти гарантированно уснут до 7 часов, пока не зазвонит будильник.

Так или иначе, диагностика на определение уровня тревожности по шкале Бека заслуженно является одной из самых распространенных и позволяет решить задачу первичной экспресс-диагностики.

Полный цветовой тест Люшера

Полный цветовой тест Люшера (Lüscher-Farbtest) – полный клинический вариант цветовой диагностики Макса Люшера, в котором вам будет предложено сделать порядка 60-80 выборов по семи цветовым таблицам и таблице фигур. Методика определяет психофизическое состояние человека, его стремления и потребности, ожидания и установки, оценивает взаимоотношения со значимыми людьми, волевые способности, определяет источники стресса и тревоги, анализирует внутренние конфликты.

Адаптация: И. И. Цыганок (2006)

Настоящая онлайн-версия (обновление 06/2023) основывается на руководстве Люшера 1999 года (перевод по книге И. И. Цыганка, 2007). В новой редакции добавлен фигурный субтест, определяются типы цветового поведения, многие интерпретации скорректированы и стали более развернутыми.

Фигура ромба заменена на треугольник в соответствии с руководством Люшера 2008 года.

Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера

СПб.: Речь, 2007

Цель книги – не теоретическое обоснование модификации методики цветовой диагностики Люшера, а демонстрация практического использования теста в различных сферах деятельности. Материал книги изложен в доступной форме, удачно иллюстрирован таблицами, схемами, рисунками и примерами из практики, что значительно облегчает и упорядочивает процесс овладения знаниями по цветовой психодиагностике.

Цвет вашего характера

М.: Вече, 1997

Известно, что «на вкус и цвет товарища нет». Прочитав эту книгу, вы сможете убедиться, насколько разнообразны предпочтения людей относительно цветов и как различия в отношении к цвету отражают не только различия во вкусах, но и в настроении человека. Приведенные в книге тесты помогут вам понять, в какие цвета окрашена для вас жизнь, а интерпретации ответов подробно объяснят характер стоящих перед вами проблем и подскажут, насколько вы способны справиться с ними.

Оцените статью
Избавиться от тревоги