психическая и эмоциональная стабильность

ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ Тревога

Обобщение различных точек зрения на феноменологию и функции тревожности позволило нам выделить две причины тесной связи тревожности и психологической защиты личности. Стимулируя поисковую активность, побуждая к оценке ситуации и устранению возможной угрозы, тревожность становится органической составляющей структуры «защитно-совладающего поведения»1. Работая в унисон с другими составляющими этой структуры, она участвует в процессе психической саморегуляции. Но при этом возникает напряжение и, поскольку оно субъективно оценивается как негативное состояние, появляется потребность в психологической защите. Для разрешения этого противоречия и поддержания собственной устойчивости структура защитно-совладающего поведения в процессе развития должна вырабатывать «регламент» взаимоотношений между отдельными своими составляющими, подчиняя их принципам взаимодействия, взаимодополнения и взаимной поддержки. Так, за актуализацией тревожности, продуцирующей состояние тревоги, должна следовать целенаправленная активизация психологической защиты личности, призываемая для снижения уровня этого состояния. И наоборот, напряжение неконструктивных защитных механизмов и копинг-стратегий (копингов) должно вызывать повышение тревоги, сигнализирующей о неадекватном реагировании системы защиты.

Для доказательства высказанного предположения проведено эмпирическое исследование с использованием метода возрастных срезов. В качестве испытуемых выступили подростки 15–16 лет — учащиеся 8-х классов (60 человек — 30 мальчиков и 30 девочек) и студенты старших курсов вузов в возрасте поздней юности 19–20 лет (60 человек — 30 юношей и 30 девушек) — выборки однородны по полу и виду основной деятельности (учебная). Измерялись: общая тревожность, ситуативная тревога и личностная тревожность, защитные механизмы личности и применяемые ею стратегии совладания (копинг-стратегии). В исследовании использовались общепринятые методики диагностики (адаптированные и стандартизированные). Анализировались средние значения, а также взаимосвязи девятнадцати выделенных с помощью этих методик диагностических показателей (табл. 1).


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Таким образом, наряду с защитными механизмами подростки используют достаточно сформированные к этому возрасту копинг-стратегии, средние значения которых даже превалируют над величинами показателей защитных механизмов. Однако возникает вопрос, как, насколько активно и умело, эти защитные механизмы и копинг-стратегии применяются в ситуациях, вызывающих актуализацию личностной тревожности и стимулирующих ситуативную тревогу? И каково участие самой тревоги в работе структуры, образованной показателями защиты? Отчасти ответы на эти вопросы можно получить в процессе корреляционного анализа, позволяющего выявить характер взаимосвязей показателей.

Анализ корреляций отдельных составляющих психологической защиты показывает, что структура защитно-совладающего поведения складывается уже к подростковому возрасту (рис. 1).


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

В целом сравнительный анализ средних значений показателей сформированности отдельных составляющих психологической защиты позволяет говорить лишь о некоторых особенностях, связанных с возрастным развитием личности. Можно констатировать, что с возрастом сохраняется сложившаяся ещё в подростковый период тенденция использования защит и копингов, особенно тех, что вызываются борьбой с переизбытком информации и необходимостью брать на себя ответственность за происходящее. Лица юношеского возраста в меньшей степени, чем подростки, склонны к сознательному избеганию проблем (р ≤ 0.05), фокусированию на создании положительного мнения о своей личности (р ≤ 0.01) и в большей — к получению поддержки и помощи со стороны других людей (р ≤ 0.05). Количественный анализ средних значений не выявил общей закономерности возрастной динамики показателей защиты и совладания.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

На рис. 2 представлена корреляционная плеяда показателей студенческой выборки. Первое, что обращает на себя внимание — в три раза большее количество взаимосвязей в структуре по сравнению с таким же корреляционным образованием выборки школьников-подростков (44 к 131). Это говорит о том, что с возрастом происходит интенсивное увеличение взаимосвязей в структуре защитно-совладающего поведения, что приводит к еë обогащению. Отдельные составляющие структуры «заручаются» активной поддержкой со стороны других составляющих, что делает структуру сильной и менее уязвимой. Интересно отметить, что половина показателей защитных механизмов «сотрудничает» с малопродуктивными копинг-стратегиями (бегство-избегание, дистанцирование, конфронтация), практически не противореча друг другу. Их изменения синхронны: напряжение защитных механизмов актуализирует действие этих копинг-стратегий, и наоборот, привлечение копингов для разрешения конфликтов и решения проблем одновременно приводит в действие закрепившиеся в личности защиты. Конструктивные копинги (самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка) не нуждаются в помощи механизмов защиты (достоверных корреляций между ними не обнаружено). А такой копинг, как поиск социальной поддержки, напротив, противодействует использованию защитных механизмов (например, снижает проявления гиперкомпенсации).

В рамках рассматриваемого возрастного интервала структура показателей психологической защиты претерпевает коренные изменения, что свидетельствует о еë возрастной изменчивости. Из плеяды подростковой выборки в юношескую переходят только две взаимосвязи, которые следует признать независимыми от возраста: это отмеченная выше взаимосвязь поиска социальной поддержки и гиперкомпенсации, а также взаимосвязь конфронтативного копинга и механизма рационализации. Характер других взаимосвязей кардинально меняется. Иными словами, складывающаяся в подростковом возрасте структура ещë неустойчива, стабилизация всего двух взаимосвязей не позволяет выделить «ядро» структуры, о котором можно было бы говорить, что оно сформировано на данном возрастном этапе.

Что касается интересующих нас показателей тревожности, то, как это показывает корреляционный анализ, в отличие от подростковой выборки, они буквально «врастают» в структуру защитно-совладающего поведения юношеской выборки. Если в подростковой выборке все три показателя тревожности в сумме имеют всего 7 взаимосвязей с показателями защит и копингов, то в юношеской таких взаимосвязей уже 22, причём все, кроме одной, — положительные.

Поскольку не все различия структур возможно определить визуально и, кроме того, в связи с необходимостью оценивать достоверность выявляемых различий, мы обратились к дивергентному анализу.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Как это видно из табл. 2, между парами показателей в структурах подростковой и юношеской выборок обнаруживается 50 существенных различий, из них 17 различий (то есть 34% от общего их числа) касаются показателей тревожности. Прослеживая возрастную динамику, можно увидеть, что к юношескому возрасту сохраняются в неизменном виде только те прочные связи (р ≤ 0.001), которые образовались между тремя показателями тревожности уже к подростковому возрасту (1-м и 2-м; 1-м и 3-м; 2-м и 3-м), что не требует пояснения и только подтверждает достоверность результатов проведённого исследования. Ранее (в подростковом возрасте) слабые или практически отсутствующие связи тревожности с показателями защитно-совладающего поведения в юношеском возрасте становятся явными и прочными. Так, если в подростковой выборке связь тревожности

и копинга «бегство-избегание» (17) очень слабая, практически незначимая (r = 0.12), то в юношеской выборке эта связь укрепляется и рассматривается как существенная, принимающая активное участие в процессе саморегуляции, направленном на адаптацию (r = 0.60 на уровне р ≤ 0.001). По-видимому, оценка ситуации как неопределённой и угрожающей вызывает повышение тревоги и стремление к еë избеганию, и наоборот, использование стратегии избегания осознаётся и оценивается как неадаптивное, что, в свою очередь, вызывает тревогу. В целях саморегуляции состояния субъект может сознательно преодолевать негативное влияние стратегии избегания, намеренно подавляя в себе это побуждение или заменяя эту стратегию другой, например стратегией поиска социальной поддержки (15), которая отрицательно коррелирует с показателями тревожности. Подобным образом могут интерпретироваться не все выявленные различия между парами исследуемых показателей. Дивергентный анализ выявил и те пары показателей, корреляции между которыми существенны в подростковом возрасте, но практически разрываются в юношеском. В первую очередь, это интересующие нас связи показателей тревожности (1, 2, 3) с другими показателями структуры защитно-совладающего поведения. В корреляционной плеяде выборки подростков выявлены достоверные отрицательные взаимосвязи этих показателей с копингом «положительная переоценка» (19). Подростками в ситуациях, вызывающих тревогу, подавляются усилия по приданию положительного значения происходящему, которые могли бы помочь им справиться с возникающим напряжением. И наоборот, если ситуации придаётся значение, уменьшающее степень еë угрозы, это снижает у них проявления тревожности. В юношеском возрасте эта закономерность не сохраняется, то есть процесс положительной переоценки ситуации мало зависит от уровня тревожности. Подобный разрыв связей происходит и между другими показателями (6 – 14, 12 – 19, 13 – 16). Наблюдается также процесс превращения ранее отрицательных связей между показателями в положительные, хотя при этом статистически незначимые. Это касается взаимосвязей между показателями механизмов защиты и копинг-стратегий (пары показателей 4 – 15, 7 – 17). По-видимому, в юношеском возрасте снимается противоречие между этими формами защиты и в парах «завязываются» более логичные, в данном случае нейтральные, отношения.

Проведённое исследование позволяет говорить о том, что структура защитно-совладающего поведения, образованная защитными механизмами и копинг-стратегиями, начинает складываться в подростковом возрасте. Уже в старшем подростковом возрасте устанавливаются взаимосвязи между еë показателями, однако они недостаточно прочные и устойчивые, зачастую носят антагонистический характер. В юношеском возрасте структура психологической защиты обогащается связями, за счëт чего становится интегрированной. Между подструктурами устанавливаются «партнëрские» отношения, отчасти снимающие противоречие между использованием защитных механизмов и копинг-стратегий. Тревожность, принимающая участие в организации защитно-совладающего поведения в подростковом возрасте, в юношеском полностью «врастает» в структуру, взаимодействуя практически со всеми еë показателями. В связи с этим тревожность может рассматриваться как неотъемлемая часть психологической защиты, которая на данном уровне развития личности выполняет функцию еë адаптации.

Содержание
  1. Литература
  2. Чем тревога отличается от страха?
  3. Откуда появляется состояние тревожности?
  4. Как с этим бороться?
  5. Если тревогу сложно описать? Нужно ли копаться и искать причину?
  6. Как работать с тревожностью так, чтобы не тратить свой ресурс (силы, энергию)?
  7. Как помочь и что говорить, чтобы поддержать человека, который испытывает тревогу?
  8. Плач — это признак тревожности? Плакать — это нормально?
  9. Резюме. Эффективные способы работы с тревожностью
  10. Что такое психологическая устойчивость личности?
  11. Факторы психологической устойчивости
  12. Уровни психологической устойчивости
  13. Формирование психологической устойчивости
  14. Как повысить свою устойчивость? 5 советов психолога
  15. Тест на определение психологической устойчивости
  16. Полезные книги
  17. Клиническая значимость
  18. Шкала тревоги Спилбергера
  19. Процедура проведения
  20. Интерпретация результатов STAI
  21. Инструкция для прохождения теста
  22. О заболевании
  23. Причины развития
  24. Физиологические факторы
  25. Психологические факторы
  26. Социокультурные факторы

Литература

Гештальт-подход заключается в исследовании своих чувств, мыслей и состояний здесь и сейчас, в этом моменте. Людмила и Егор начали именно с этого — осознания своей тревожности от прямого эфира.

Тревогу испытывают все живые существа. По крайней мере, люди и животные точно. Она дана нам для того, что показать — здесь опасно, страшно, дальше я идти не могу. Если человек это осознаёт, он может объектно описать, чего именно он боится.

Чтобы решить проблему, нужно её сформулировать и понять, в чём она заключается. Попробуй прямо сейчас задать себе вопросы:

Чем тревога отличается от страха?

И страх, и тревога — это всегда о нашем будущем, переживания о том, что может случиться. Эти состояния часто сопровождают фразы «если бы», «а что если», «если вдруг».

Страх более понятный, чем тревога. Когда страшно, ты можешь сказать, чего ты боишься и выбрать одну из реакций — бей, беги или замри. Например, если человек боится пауков, он может избегать их.

В тревоге человек обычно не понимает, что происходит. Тревожность очень сложно выловить из общего спектра эмоций. Её можно сравнить с фоном, который задаёт общую тональность состояния и настроения. При этом у человека могут проявляться все симптомы страха: потеют ладони, поднимается давление, учащается сердцебиение. Более того, в мозг поступает определённый сигнал и человек принимает какое-то решение, основанное на этом состоянии. Тревожность часто влияет на выбор, который мы делаем по жизни.

Откуда появляется состояние тревожности?

Люди, как и животные, устроены так, что, когда мозг получает сигнал тревоги, у них запускается естественная реакция — бей, беги или замри. Но человек — существо социальное, и во многих случаях он не может реагировать так, как хочется. Например, убежать с неприятного совещания или ударить начальника не получится. В таком контексте мы в большинстве случаем удерживаем реакцию. Чаще всего человек пытается справиться с нахлынувшими эмоциями, подавляя их.

К чему это приводит?

К неврозам, паническим атакам и другим тревожным расстройствам.

Хотим мы этого или нет, наше тело всё равно реагирует, как физически, так и эмоционально. Когда это долго игнорировать и ничего с этим не делать, появляются проблемы с психическим здоровьем.

С другой стороны, тревожность — это цена нашего развития. Когда человек сталкивается с новой ситуацией, взваливает на себя множество обязанностей, старается быть в общем социальном контексте, стресс существенно увеличивается. Соответственно растёт фоновый уровень тревожности. Главное — понимать, когда этот уровень становится критическим.

Как с этим бороться?

Бороться не стоит. Это как борьба с собой и это неэффективно.

Лучше принимать, понимать и объяснять себе, почему и что происходит.

Без тревоги нам никуда. Путь развития и роста в новом невозможен без опасений и беспокойства. Стоит это осознать и встретиться лицом к лицу со своими страхами.

И тревожность, и страх можно и нужно рационализировать и как можно точнее объяснить. Я беспокоюсь, мне страшно. Почему? Что будет, если случится конкретное событие? И тогда что потом? Если ответить на эти вопросы, станет понятнее, что с этим делать.

Если тревогу сложно описать? Нужно ли копаться и искать причину?

С точки зрения психологии, да. Потому что, зная причины тревоги, легче с ней справиться. Более того, можно что-то сделать, чтобы снизить тревожность. Например, подготовиться к какому-то событию или продумать план, как будешь себя вести, если произойдёт определённая ситуация. Небольшая тревога может оставаться. Однако она уже не будет мешать жить.

Второй подход — убедить себя решать проблемы по мере их поступления. Однако, конечно, это сложнее сделать, если тревожность слишком сильная.

Как работать с тревожностью так, чтобы не тратить свой ресурс (силы, энергию)?

Чтобы более-менее оставаться искренним с собой, и, чтобы снизить тревогу, нужно проводить анализ того, что тебя тревожит. Разбирать каждый случай и смотреть, насколько ситуация влияет на общий уровень беспокойства.

Ресурс расходуется по любому, ведь когда ты развиваешься, ты постоянно вынужден преодолевать беспокойство и страхи. Важно найти, как выплёскивать накопленный из-за этого стресс. Тогда уровень тревожности и напряжение тела снижаются.

Как помочь и что говорить, чтобы поддержать человека, который испытывает тревогу?

Когда кто-то рядом с тобой в тревоге, то можно попробовать пригласить этого человека в дискуссию. Пусть расскажет, чего конкретно он боится и что привело его в это состояние. В обоюдном диалоге приходит осознанность, вырисовываются причинно-следственные связи и происходит принятие той или иной ситуации. Главное, не навязывать собеседнику свою мысль и не развлекать его, пытаясь отвлечь от тревожных чувств. Человек сам должен прийти к пониманию причины своего беспокойства. Основное правило — просто будь рядом.

Плач — это признак тревожности? Плакать — это нормально?

Плач — это не тревожность. Это уже разрядка, проживание чувств здесь и сейчас. Человек не закрывает свои эмоции, а проявляет их.

Резюме. Эффективные способы работы с тревожностью

Важно понять: волшебной таблетки, как снизить уровень тревоги для каждого отдельного человека, нет. Однако есть универсальные методы работы с тревожными состояниями.

Задай себе вопрос — можешь ли ты повлиять на ситуацию? Да? Повлияй. Нет? Осознай и прими, что ты находишься в данной ситуации, и сделай, что можешь.

В современном обществе люди часто сдерживают и подавляют свои истинные переживания. Но напряжение-то никуда не девается. Поэтому нужно учиться его выплёскивать — заниматься спортом или йогой, медитировать, выбираться на природу, можно, например, пойти покричать в лес.

В точке тревожности следует концентрироваться на своём дыхании. Поэтому при острых панических атаках советуют глубоко и ритмично дышать.

Когнитивно-поведенческая терапия предлагает особую методику рационализации, помогающую при тревожных расстройствах. Она называется «Лестница страхов». Человек выписывает все пугающие ситуации и возле каждой проставляет бал от 1 до 10 — насколько сильно она его тревожит. Потом эти страхи размещаются по ступеням соответственно баллам. Это очень сильный инструмент избавления от тревожности и достижения целей, если работать с психотерапевтом.

В гештальте и других психотерапевтических подходах есть свои методики снижения тревожности. Специалисты выбирают ту или иную в зависимости от запроса и состояния клиента.

Тревога — это состояние организма и у неё есть разные уровни. Избавиться от тревожности в современном обществе просто невозможно. Если, конечно, человек не выбирает стагнацию, то есть перестаёт развиваться.

У каждого из нас есть свой оптимальный уровень тревожности. Если он повышается, то нужно что-то с этим делать, чтобы беспокойство не переросло в психическое расстройство.

Тем не менее тревога заставляет человека более серьёзно и ответственно относиться к тому, что происходит или может случиться в его жизни. В частности, подготовиться к каким-то сложным событиям.

Как сказал Егор: «Будьте бдительными и пользуйтесь своей головой».

Главное — не избегать тревожности, а идти в неё, встречаться со своими страхами. Если не можешь сделать этого сам, обратись к психотерапевту Goodo. Вдвоём точно не будет страшно☺

аналитический психолог, психосоматотерапевт, коуч

Что такое психологическая устойчивость? Как понять, каков её уровень у вас, и что делать для его повышения? Давайте последовательно разбираться во всех нюансах.

Что такое психологическая устойчивость личности?

Психологическая устойчивость — это способность адекватно реагировать на стрессы, трудности и негативные события, сохраняя или быстро восстанавливая своё эмоциональное равновесие. Речь про человека, который в любых обстоятельствах не теряет позитивного отношения к жизни, смыслов и ценностных ориентиров. Самое интересное заключается в том, что это свойство не является врождённым, оно формируется в процессе личностного развития.

Признаками психологической устойчивости являются способности:

• контролировать негативные эмоции и не поддаваться им;• сохранять оптимизм, надежду и внутренний позитив;• не терять самооценку и чувство собственной эффективности;• восстанавливаться после стресса с минимальными потерями;• не замыкаться на проблемах, всё время продолжая двигаться вперёд.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Факторы психологической устойчивости

Психологическая устойчивость является важным компонентом психического здоровья и успешной адаптации к требованиям внешней среды. Способность сохранять равновесие под влиянием стрессовых ситуаций зависит от ряда личностных факторов и жизненного опыта человека.

Таким образом, на психологическую устойчивость влияет целый комплекс личностных ресурсов и социальных факторов. Их развитие и укрепление существенно повышают способность человека противостоять трудным жизненным ситуациям и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы стресса было как можно меньше, ищем дело по душе:

Уровни психологической устойчивости

Психологическая устойчивость делится на несколько уровней, которые могут быть присущи разным людям в зависимости от их опыта, личностных качеств и способностей.

1. Базовый уровень психологической устойчивости — это способность сохранять эмоциональную стабильность в повседневной жизни и не терять самообладание в небольших стрессовых ситуациях. На этом уровне люди могут более успешно справляться с незначительными повседневными трудностями, такими как задержка на работе, конфликты с коллегами или мелкие финансовые проблемы.

2. Средний уровень психологической устойчивости — это способность сохранять эмоциональную и психическую устойчивость при более серьёзных стрессовых ситуациях, таких как потеря работы, развод или тяжёлая болезнь. Люди с высоким уровнем такой устойчивости могут более эффективно преодолевать такие кризисные ситуации, сохраняя уравновешенность и способность функционировать в обычном режиме.

3. Высокий уровень психологической устойчивости — это способность сохранять эмоциональную и психическую устойчивость при самых тяжёлых и длительных стрессовых ситуациях, таких как серьёзные болезни, потеря близких людей, травматические события или катастрофы. Люди с высоким уровнем такой устойчивости способны не только успешно справляться с подобными кризисными ситуациями, сохраняя равновесие и возможность функционировать в обычном режиме, они ещё и довольно быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

Формирование психологической устойчивости

Этот процесс начинается ещё в раннем детстве и происходит в течение всей жизни. Важным фактором здесь является опыт ранних отношений с родителями и другими близкими людьми. Дети, которые получают достаточно любви, заботы и внимания, обычно чувствуют себя более уверенно и защищённо в мире. Имея такую базу, они могут лучше справляться со стрессом и адаптироваться к новым ситуациям в будущем.

Стратегическим моментом является также и умение управлять своими эмоциональными реакциями. Люди, которые способны распознавать, выражать и контролировать чувства, имеют более высокий уровень психологической устойчивости. Кроме того, здесь важно научиться принимать неизбежность жизненных изменений и кризов, а также необходимость адаптации к ним.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Одним из ключевых факторов формирования психологической устойчивости является опыт успешного преодоления трудностей. Люди, которые регулярно с ними сталкиваются и находят способы справиться, учатся верить в свои силы и повышают способность к саморегуляции. Обычно они более эффективны и знают, что смогут достичь поставленных целей.

Важным фактором является поддержка других людей. Если у человека качественные отношения с родными, друзьями и коллегами, он будет легче справляются со стрессом и трудностями.

Наконец, личностные черты также могут влиять на показатели психологической устойчивости. Например, люди, которые имеют высокий уровень самодисциплины, запас оптимизма и стремление к достижению целей, обычно оказываются куда более устойчивы перед лицом трудностей.

В целом процесс формирования психологической устойчивости является комплексным и зависит от многих факторов. Уровень развития этой опции можно повышать в течение всей жизни, а оптимальную стратегию здесь каждый человек выбирает индивидуально. Тут вам в помощь: тренинги, психотерапия и личная работа по развитию определённых качеств и навыков. Разберём, какие же шаги можно предпринять, чтобы прокачать психологическую устойчивость.

Вам также могут пригодиться эти инструкции:

Как повысить свою устойчивость? 5 советов психолога

Повышение психологической устойчивости может быть достигнуто через ряд практических действий и изменений в образе жизни. Разберём пять моментов, на которые стоит обратить внимание.

1. Улучшение качества сна. Если вы мало спите, риск увеличения уровня стресса резко возрастает, а возможность ему противостоять падает. Постарайтесь обеспечить себе достаточное количество сна. По крайней мере, 7–8 часов в день. Также соблюдайте режим сна и бодрствования.

2. Регулярное занятие физическими упражнениями. Они могут снизить уровень стресса и улучшить показатели психического состояния. Найдите время для активности и умеренных нагрузок. Это могут быть: ходьба, бег, йога или плавание.

3. Развитие социальной поддержки. Участие со стороны близких людей способно повысить устойчивость и снизить уровень стресса. Постарайтесь поддерживать качественные отношения с близкими, общаться с друзьями и участвовать в общественных мероприятиях.

4. Прокачка умения регулировать эмоции. Научитесь распознавать свои чувства, контролировать их и находить способы расслабления. Здесь в помощь медитативные и дыхательные практики (глубокое дыхание животом).

5. Развитие навыков преодоления трудностей. Научитесь принимать неизбежные изменения и жизненные кризисы как неотъемлемые части нашей жизни. Ищите возможности адаптации и позитивные стороны.

6. Обучение планированию и управлению временем. Разработайте стратегии действий, чтобы достигать своих целей. Управляйте временем и личными приоритетами.

7. Обращение к специалисту. Если вы испытываете повышенный уровень стресса или беспокойства, может быть полезно обратиться за профессиональной помощью. Логотерапия, когнитивно-поведенческая терапия и другие методы помогут повысить уровень устойчивости и прокачать навыки преодоления трудностей.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Тест на определение психологической устойчивости

Проходя тест, постарайтесь отвечать честно. Важно, чтобы вам ничего не мешало и времени на обдумывания вопросов было достаточно. Этот тест подсветит ваши сильные стороны и зоны роста.

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие утверждения о том, как вы обычно реагируете на стрессовые ситуации.

За каждый ответ «да» — 1 балл. Если ответ «нет» — 0 баллов.

Этот простой опросник позволяет в целом оценить способность человека сохранять внутреннее равновесие в стрессовых ситуациях. При необходимости более углублённой диагностики следует использовать более развёрнутые методики.

Мы живём в быстроразвивающемся мире, где полно стрессовых ситуаций и неожиданностей. Помните, что забота о своём психологическом здоровье – вклад в будущее. Ведь чем эффективнее мы реагируем на изменения, тем выше шанс на позитивное развитие всех сфер нашей жизни.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Полезные книги

О том, как научиться распознавать свои чувства, рассказываем здесь:

Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

У слишком научного термина «сепарационная тревога» есть синоним – «тревожность, связанная с разлукой», который понятен широким массам. Конечно, практически каждому приходилось утром видеть маленьких деток, которые, рыдая, идут в детский сад. Это самый простой пример сепарационной тревоги, вызванной разлукой (пусть и короткой, временной) с матерью – самым близким для ребенка человеком и самым надежным защитником от опасностей окружающего, такого неприветливого в воображении ребенка мира.

9 ноября 2023

Тревога без причины

Тревога является одной из самых распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Повышенная тревожность может быть вызвана рядом различных факторов.

18 октября 2023

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это однин из наиболее распространенных и хорошо изученных видов психотерапии. К ПТ является сочетанием двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

Пройдите тест для диагностики повышенной тревожности.

Данный тест основан на личностной шкале проявлений тревоги Тейлора (Шкала проявлений тревоги Тейлор (Taylor Manifest Anxiety Scale, TMAS), которая предназначена для измерения проявлений тревожности.

Тест Тейлора часто применяемый инструмент для оценки уровня тревожности. Он состоит из 50 утверждений, на которые опрашиваемый отмечает согласие или несогласие и может быть пройден в течение 5-10 минут.

Тест на нашем сайте может быть пройден онлайн и без регистрации, а результаты могут быть использованы как для личных целей, так и для профессиональной работы психологов

Эксперты утверждают, что результаты теста Тейлора являются достаточно надежными и точными, что позволяет использовать его в профессиональной и научной сферах.

Тест тревожности разработан в 1957 году американским психологом Чарльзом Тейлором. Он базируется на предположении, что тревога – это устойчивый образ мышления и поведения, который проявляется в различных ситуациях.

Поэтому это исследование дает возможность выявить как общий уровень тревоги, так и ее проявления в разных сферам жизни.

В тесте используется несколько шкал для определения уровня тревожности. Например, шкала А (объективно-физиологическая) описывает проявление тревоги в физических реакциях, таких как повышенное сердцебиение, потливость и т.д.

Шкала В (субъективно-психологическая) описывает эмоциональное состояние и проявления тревоги в мыслях и чувствах.

Результаты теста Тейлора могут быть использованы для определения возможных причин тревожности и разработки плана лечения или коррекции поведения. Кроме того, данный тест может быть полезен для людей, которые хотят лучше понять свои эмоциональные реакции и работать над управлением своей тревожности.

Важно отметить, что тест тревожности Тейлора не является диагностическим инструментом и не может использоваться в качестве единственного критерия для постановки диагноза тревожных расстройств. Для этого необходимо проводить более глубокую и комплексную оценку психического здоровья с помощью других методов и инструментов

Несмотря на то, что это исследование не является исчерпывающим и полным, он может быть полезным инструментом для начала общения с клиентом психотерапевту или психологу, а также для людей, которые хотят более глубоко понять свои эмоции и состояние здоровья. Однако для использования теста необходимо учитывать квалификацию специалиста и его способности корректно интерпретировать результаты тестирования.

Инструкция для прохождения теста

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».

Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.


ПСИХИЧЕСКАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

О заболевании

Тревожное расстройство ― это собирательное название состояний, которые характеризуются необоснованной тревогой и страхом по поводу всего, что окружает человека. Зачастую тревога не имеет видимых причин, продолжается долгое время и сопровождается соматовегетативными признаками ― повышенной потливостью, учащенным сердцебиением, тремором, нарушением сна и аппетита. При этом тревога не поддается осознанному контролю, ее не получается подавить усилием воли или внутренними убеждениями. Чрезмерное беспокойство заставляет человека избегать травмирующих ситуаций, общения с друзьями и родственниками, взаимодействий в коллективе. Нередко тревожное расстройство проявляется в сочетании с иными психическими заболеваниями.

Другие названия заболевания:

повышенное беспокойство и тревожность, эмоциональное напряжение, приступы панических атак, колебания настроения, отказ от социальных взаимодействий, конфликтность, вспышки агрессии, плаксивость, раздражительность, нарушения сна, учащенный пульс, дрожь, озноб, частая усталость и сонливость, боли в разных частях тела.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Причины развития

Этиология заболевания до конца не изучена. Но есть предположения, что в основе возникновения тревожных расстройств лежит несколько факторов, которые можно условно разделить на три категории.

Физиологические факторы

К ним относятся врожденные и приобретенные патологии, например, нарушение функции верхней теменной ассоциативной коры, таламуса, парагиппокампальной извилины и амигдалярного отдела головного мозга. Также играет роль неравномерное созревание разных мозговых структур и дисбаланс нейромедиаторов ― веществ, отвечающих за функции центральной нервной системы.

Сопутствующие заболевания нервной системы повышают шанс развития тревожности. Например: неврастения, депрессивное состояние, биполярное аффективное расстройство, различные психопатии и мании.

К органическим факторам развития заболевания относятся:

Кроме того, по статистике, женщины в 2-3 раза чаще подвержены тревожному расстройству, чем мужчины (это обусловлено гормональными изменениями).

Психологические факторы

Многочисленные клинические исследования доказывают: пациенты с опытом социальной изоляции в раннем возрасте и врожденными тревожными чертами, имеют больше шансов развития тревожного расстройства. Нередко избегание ситуаций социальных взаимодействий приходится на возраст два-три года.

Среди психологических теорий тревожного расстройства одной из ведущих метакогнитивная. Ее суть в том, что пациенты страдают чрезмерным беспокойством и проигрыванием негативных сценариев в голове. Люди преувеличивают опасность и заранее готовятся к катастрофическим последствиям. Поскольку большая часть сценариев не воплощается в жизнь, это лишь укрепляет защитную роль беспокойства.

К психологическим факторам относится негативный жизненный опыт во взрослом или детском возрасте. Например, потеря близкого человека, нападение, жестокое обращение со стороны родителей. Психотравмы могут появиться не только у детей в раннем возрасте, но и у взрослых, столкнувшихся с экстремальными ситуациями (война, техногенная катастрофа, несчастный случай).

Социокультурные факторы

Образ жизни тоже оказывает влияние на развитие тревожного расстройства. Гиперопека с детства, малоподвижный образ жизни, потребление большого объема негативной информации, неблагоприятное окружение ― все это способствует повышенной тревожности. Спровоцировать невроз может и прием определенных препаратов, поэтому любые лекарства необходимо принимать только после консультации со специалистом.

Оцените статью
Избавиться от тревоги