психологическая поддержка выпускников 9 и 11 классов

План работы педагога – психолога по психологическому сопровождению

выпускников 9-х, 11-х классов в период подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ

на 2019-2020 учебный год

психологическое сопровождение выпускников в предэкзаменационный период

1. Создание благоприятных условий в преодолении возможных психологических затруднений когнитивного, личностного характера при подготовке обучающихся к итоговой аттестации

2. Ознакомление с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, поиск ресурса для уверенного поведения

Разработка направлений психологического сопровождения подготовки к итоговой аттестации

Анализ основных подходов к профилактике стресса в работе психолога

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга

Предэкзаменационная тревога старшеклассников и методы ее уменьшения

Сама по себе сдача экзаменов — это всегда напряженная и довольно тревожная ситуация. Кому-то удается справиться со своими эмоциями и преодолеть это испытания без существенного урона для физического и душевного здоровья. Однако есть и те, кто под влиянием внешнего давления впадает в панику или, наоборот, в апатию и получает низкую оценку даже при условии усердной подготовки к экзамену.

Данная работа посвящена исследованию динамики тревожности и эмоционального фона после экзаменов, а также выявлению способов нивелирования постэкзаменационного стресса.

В исследовании принимали участие учащиеся 9-11 классов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 594 Московского района Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 18 лет (средний возраст испытуемых – 17 лет) обоих полов. Количество исследуемых 58 человек (30 девушек и 28 юношей). Испытание проводилось в 2023 году. Для сбора результатов использовался групповой вариант тестирования. Проведение эмпирического исследования проводилось в утреннее время, в привычной обстановке (непосредственно в школе).

Гипотеза исследования заключается в том, что экзаменационный период является одним из наиболее сильных психотравмирующих факторов, напрямую влияющим на динамику уровня тревожности и эмоционального фона учащихся.

План исследования состоял из следующих пунктов:

•        Первым шагом было определение уровня тревожности до начала этапа выпускных экзаменов. Ученикам было предложено заполнить тест на определение ситуативной (реактивной) тревожности по Ч. Д. Спилбергера (в адаптации Ю. Л. Ханина). Параллельно проводилось исследование уровня личностной тревожности. Для этого использовалась шкала личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптированная Ю. Л. Ханиным). Данная процедура проводилась для того, чтобы получить представление об общем уровне тревожности каждого испытуемого, что позволило бы объяснить и интерпретировать итоговые данные (наличие связанного с экзаменами изменения уровня тревожности или отсутствие динамики).

•        На втором этапе исследования был определен уровень ситуативной тревожности непосредственно в день экзамена.

•        Третий этап заключался в определении уровня ситуативной тревожности после получения результатов государственной аттестации. После того, как все испытуемые успешно сдали экзамены, их попросили пройти психологический тест еще раз, что все участники исследования восприняли с энтузиазмом. Важно подчеркнуть, что все учащиеся получили высокие баллы.

Усредненные результаты проведенного тестирования представлены в таблице ниже.

Таблица 1. Уровни личностной и ситуационной тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Уровень личностной тревожности в исследуемой выборке составил в среднем 38,50 баллов, что соответствует умеренному значению этого показателя. Среди испытуемых, однако, встречались люди, продемонстрировавшие высокий и низкий уровни личностной тревожности, что изначально определило их различную реакцию на экзаменационный стресс.

Средний уровень реактивной (ситуативной) тревожности, определенный с помощью опросника Спилбергера, составил 36,75 баллов до начала выпускных экзаменов, а перед испытанием этот показатель значительно увеличился, достигнув среднего значения 47,50 баллов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у учащихся. После успешной сдачи экзамена средний уровень тревожности составил 35,30 баллов, что даже меньше исходного уровня.

Существуют гендерные различия в тревожности: например, личностная и ситуативная тревожность ниже у юношей, чем у девушек. Исходя из принятой в настоящее время трактовки классификации людей по уровню тревожности, респонденты были разделены на следующие группы:

Для того чтобы проверить или отвергнуть гипотезу о существовании динамики уровня тревожности до, во время и после экзамена, был произведен расчет корреляций между этими показателями с помощью непараметрического коэффициента Манна-Уитни.

Корреляционный анализ, проведенный по критерию Манна-Уитни выявил достоверные различия (U=56 (р≤0,01)), что также свидетельствует о повышении ситуационной тревожности во время экзамена.

Кроме того, был проведен анализ уровня тревожности по классам. Результаты анализа можно увидеть в таблице №2.

Таблица 2. Средний уровень тревожности учеников ГБОУ СОШ № 594 Московского района СПБ

Результаты исследования уровня тревожности показали, что группа выпускников 11 класса была наиболее тревожной по сравнению с учащимися 9 и 10 классов. Была выдвинута гипотеза, что повышение уровня тревожности связано с беспокойством по поводу выпускных экзаменов и поступления в высшее учебное заведения, страх неизвестности перед вступлением в новую жизнь и взрослением.

Уровень тревожности учеников девятого класса также слегка повышен. Этот результат можно объяснить тем, что школьники испытывают стресс в связи со сдачей ОГЭ, повышением уровня ответственности. Те ученики, кто намерен после девятого класса уйти в учебные заведения со средней специальной категорией образования, испытывают тревогу перед погружением в новую, пока еще незнакомую среду. Таким образом, только ученики 10 класса демонстрируют умеренный уровень тревожности, который является оптимальным для человека. В результате проведенного статистического анализа были выявлены достоверные различия по среднему показателю ситуативной тревожности учеников 9-11 классов (U=59,5 (р≤0,01)).

В настоящее время существует множество методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те, которые, с одной стороны, соответствуют индивидуальным особенностям конкретного человека, а с другой, соответствуют реальным условиям места и времени.

За профилактическую работу в общеобразовательных школах ответственен ряд высококвалифицированных специалистов, такие как учитель, классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог.

Школьный психолог при поддержке учителя проводит ряд основных профилактических мероприятий:

Наиболее распространенными формами профилактической работы в школе являются лекции, психологические тесты, обсуждение их результатов, ролевые игры, круглые столы, дискуссионные клубы, тренинги.

Исходя из особенностей формы проведения единого государственного экзамена, можно сформулировать рекомендации учителю для успешного проведения работы по профилактике тревожности у учащихся средней школы:

Полученные навыки помогут старшеклассникам быть более подготовленными и уверенными в себе во время экзамена.

Учитывая разнообразие психологических технологий профилактической работы, специалист должен уметь подобрать наиболее эффективную их комбинацию в зависимости от целей и содержания проводимой работы. Несмотря на существование различных технологий, поиск новых подходов в работе остается актуальным по сей день.

Список использованных источников

Рекомендации для детей

«Как подготовиться ребенку к ЕГЭ?»

Для выпускников неотвратимо приближается самая тяжелая пора – пора сдачи Единого государственного экзамена. От того, насколько успешно пройдет этот этап, будет зависеть многое в дальнейшей жизни.

Прежде чем давать вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

• вас встретят доброжелательные педагоги;

• каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;

• на все организационные вопросы вы сможете получить ответы у педагогов.

Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к педагогу-психологу – он поможет вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

Следует выделить три основных этапа:

• подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом;

• поведение накануне экзамена;

• поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену:

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Составь план занятий. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Во время тестирования

В начале тестирования сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех сразу (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Как научиться   готовить самого себя к ответственному     событию?

· Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;

· Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз;

· Осознай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события;

· Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

· Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;

· Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;

· Используй такие формулы самовнушений:

Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

(Советы участникам ЕГЭ)

Как настроить себя на успех, быть более собранными внимательным в день сдачи ЕГЭ

— День сдачи ЕГЭ — очень важный для тебя день. У тебя уже есть положительный опыт сдачи экзаменов в прошлом, воспользуйся им.

— Осознай то, что ЕГЭ не свалился на тебя, «как снег на голову». Ты прошел достаточную подготовку к нему на предварительном этапе. В этом тебе помогали родители и учителя.

— Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий — это поможет справиться с ситуацией. — Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

— Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись — тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

— Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложные задания оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

— Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

— При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

— Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

— Если ты испытываешь серьезные затруднения по поводу решения тех или иных заданий, примени все свои ресурсы, связанные с предыдущим опытом освоения предмета и помни, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. Поэтому постарайся набрать максимальное количество баллов по всем легким заданиям, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

«Психологическое сопровождение ЕГЭ» для родителей

Как научиться психологически, готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:

· Помните, что ЕГЭ сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;

· Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;

· Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к ЕГЭ. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;

· Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;

· Помните, что ЕГЭ – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;

· Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к ЕГЭ. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;

· Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;

· Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к ЕГЭ. Постарайтесь увеличить количество натуральных продуктов и снизить количество употребляемых «фаст фудов».

«Психологическое сопровождение ЕГЭ»для педагогов

Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаю Вам, уважаемые учителя, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами.  Я полагаю они Вам во многом помогут.

· Постарайтесь спокойнее отнестись к требованиям руководства по поводу подготовки и проведения процедуры ЕГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ;

· Регулярно обменивайтесь позитивным опытом с коллегами по подготовке Ваших учащихся к ЕГЭ;

· Проявляйте интерес по поводу того, что именно волнует учащихся при подготовке к ЕГЭ. Старайтесь отвечать на эти вопросы;

· Поддерживайте самооценку учащихся, отмечая каждое удачно выполненное задание;

· Учите детей правильно распределять свое время в процессе подготовки к ЕГЭ, ориентируясь на индивидуальные особенности самого ребенка;

· Используйте юмор во взаимодействии с учащимися. Это значительно снижает уровень тревожности и обеспечивает положительный эмоциональный комфорт;

· Продумайте пути взаимодействия с родителями: чтобы вы могли бы сообща сделать в процессе подготовки к ЕГЭ, распределив ответственность между школой и семьей;

· Познакомьте учащихся с методикой подготовки к ЕГЭ. Обратите внимание на возможность составления карточек, выписок по наиболее сложным темам, которые могут содержать ключевые моменты теоретических положений, основных формул, определений и т.п. Это поможет учащимся не только подготовиться, но и грамотно работать с текстами;

· Посоветуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;

· Уделяйте должное внимание совместному с учащимися деловому обсуждению вопросов, связанных с правилами поведения во время процедуры ЕГЭ.

Психолог – родителям

Уважаемые родители выпускников школ!     Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ). Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – новое в политике государства. Педагогика, психология и психотерапия накопили большой опыт подготовки детей к различным другим экзаменам. Этот опыт мы и предлагаем Вам. Ознакомьтесь с ним, наверняка, он будет Вам полезен. Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены — настоящий стресс. Стресс — это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет. Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах. Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.

Укажем основные направления помощи.

· Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.

· Больше витаминов – овощей, фруктов,  ягод  (брусника,  клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

· Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном — около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

· Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

· Домашняя физиотерапия:  прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

· На время подготовки к ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

Оцените статью
Избавиться от тревоги