состояние тревожности у ребенка проявляется следующими признаками

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ Тревога


СОСТОЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ

О заболевании

Тревожное расстройство ― это собирательное название состояний, которые характеризуются необоснованной тревогой и страхом по поводу всего, что окружает человека. Зачастую тревога не имеет видимых причин, продолжается долгое время и сопровождается соматовегетативными признаками ― повышенной потливостью, учащенным сердцебиением, тремором, нарушением сна и аппетита. При этом тревога не поддается осознанному контролю, ее не получается подавить усилием воли или внутренними убеждениями. Чрезмерное беспокойство заставляет человека избегать травмирующих ситуаций, общения с друзьями и родственниками, взаимодействий в коллективе. Нередко тревожное расстройство проявляется в сочетании с иными психическими заболеваниями.

Другие названия заболевания:

повышенное беспокойство и тревожность, эмоциональное напряжение, приступы панических атак, колебания настроения, отказ от социальных взаимодействий, конфликтность, вспышки агрессии, плаксивость, раздражительность, нарушения сна, учащенный пульс, дрожь, озноб, частая усталость и сонливость, боли в разных частях тела.

Статья для пациентов с диагностированной доктором болезнью. Не заменяет приём врача и не может использоваться для самодиагностики.

Причины развития

Этиология заболевания до конца не изучена. Но есть предположения, что в основе возникновения тревожных расстройств лежит несколько факторов, которые можно условно разделить на три категории.

Физиологические факторы

К ним относятся врожденные и приобретенные патологии, например, нарушение функции верхней теменной ассоциативной коры, таламуса, парагиппокампальной извилины и амигдалярного отдела головного мозга. Также играет роль неравномерное созревание разных мозговых структур и дисбаланс нейромедиаторов ― веществ, отвечающих за функции центральной нервной системы.

Сопутствующие заболевания нервной системы повышают шанс развития тревожности. Например: неврастения, депрессивное состояние, биполярное аффективное расстройство, различные психопатии и мании.

К органическим факторам развития заболевания относятся:

Кроме того, по статистике, женщины в 2-3 раза чаще подвержены тревожному расстройству, чем мужчины (это обусловлено гормональными изменениями).

Психологические факторы

Многочисленные клинические исследования доказывают: пациенты с опытом социальной изоляции в раннем возрасте и врожденными тревожными чертами, имеют больше шансов развития тревожного расстройства. Нередко избегание ситуаций социальных взаимодействий приходится на возраст два-три года.

Среди психологических теорий тревожного расстройства одной из ведущих метакогнитивная. Ее суть в том, что пациенты страдают чрезмерным беспокойством и проигрыванием негативных сценариев в голове. Люди преувеличивают опасность и заранее готовятся к катастрофическим последствиям. Поскольку большая часть сценариев не воплощается в жизнь, это лишь укрепляет защитную роль беспокойства.

К психологическим факторам относится негативный жизненный опыт во взрослом или детском возрасте. Например, потеря близкого человека, нападение, жестокое обращение со стороны родителей. Психотравмы могут появиться не только у детей в раннем возрасте, но и у взрослых, столкнувшихся с экстремальными ситуациями (война, техногенная катастрофа, несчастный случай).

Социокультурные факторы

Образ жизни тоже оказывает влияние на развитие тревожного расстройства. Гиперопека с детства, малоподвижный образ жизни, потребление большого объема негативной информации, неблагоприятное окружение ― все это способствует повышенной тревожности. Спровоцировать невроз может и прием определенных препаратов, поэтому любые лекарства необходимо принимать только после консультации со специалистом.

Патогенез тревожного расстройства

В патогенезе заболевания выделяют следующие теории:

Типы тревожных расстройств

По средней продолжительности аффективного эпизода повышенной тревожности расстройства бывают краткосрочными или длительными. Учитывается именно аффективный период, во время которого человек не может адекватно реагировать на действительность и не контролирует свое поведение.

Как тревожность влияет на наш организм

Если человек находится в состоянии длительного стресса и переживаний, это неизбежно отражается на физическом и на психическом здоровье. Вот основные аспекты:

Симптомы тревожного расстройства

Основные проявления заболевания:

При лечении тревожности врач обязательно учитывают клиническую картину, которая индивидуальна для каждого пациента.

Осложнения тревожного расстройства

Заболевание может иметь серьезные последствия для здоровья. Внутреннее напряжение и сильный стресс повышают риск развития сердечно-сосудистых патологий — артериальной гипертензии, сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца. Могут появиться хронические проблемы с пищеварением, язвам и синдром раздраженного кишечника.

Расстройство сопровождается чувством тревоги и страха, депрессией, суицидальными мыслями. При отсутствии лечения пациент с тревожным расстройством может нанести вред своему здоровью или совершить попытку суицида.

Чтобы облегчить психологическое состояние, некоторые пациенты прибегают к алкоголю или наркотикам, что в итоге приводит к зависимостям.
Психологические осложнения:

К социальным последствиям заболевания относятся финансовые трудности, разрыв близких отношений, потеря работы и сложности в ее поиске.

Диагностика

Постановкой диагноза и назначением лечения занимается психиатр или психотерапевт. Своевременное обнаружение проблемы поможет подобрать подходящую лечебную схему и улучшить самочувствие пациента.

Основные методы диагностики:

Критерии диагностики

Диагноз «тревожное расстройство» или «генерализованное тревожное расстройство» устанавливают в том случае, если характерные симптомы (тревога, напряженность, ожидание неблагоприятных событий и другие) продолжаются не менее шести месяцев.

Для подтверждения диагноза у пациента должно быть не менее четырех симптомов из следующего перечня:

К неспецифическим проявлениям тревожного расстройства относятся: резкая реакция психики на испуг или неожиданную ситуацию, раздражительность, сложности в фокусировке внимания, расстройства сна.

Консультация врача

Постановка диагноза основана на беседе с пациентом или его родственниками, типичных признаках и симптомах расстройства. Специфических лабораторных тестов или инструментальных методов диагностики для тревожного расстройства не существует.

Перед визитом к психотерапевту рекомендуем заранее сформулировать свои проблемы ― по возможности запишите основные тезисы, которые хотите обсудить на консультации. Сообщите врачу о приеме сильнодействующих и психоактивных веществ, в том числе дозировки, начало приема, общую продолжительность приема.

Первая сессия включает в себя беседу, во время которой психотерапевт устанавливает контакт с пациентом и собирает информацию об основных симптомах и анамнезе. Далее врач обсудит с вами цели лечения и ожидания от терапии. Совместно со специалистом вы выделите конкретные проблемы, которые требуют немедленного решения и подберете подходящие лечебные практики.

В ходе последующих сессий вы будете прорабатывать с врачом разные аспекты тревожного расстройства. Специалисты медицинского центра «СОВА Comfort» работают по методам когнитивно-поведенческой терапии, гипнотерапии, арт-терапии и других.

Дополнительные исследования

Для подтверждения диагноза врач проводит специальное психологическое тестирование. Для пациентов с генерализованным тревожным расстройством чаще всего применяют шкалу тревоги Бека.

Методика Бека включает в себя специальный опросник, включающий 21 пункт. В каждом содержатся типичные симптомы тревоги ― и физические, и психические. Вам необходимо будет оценить каждое утверждение по шкале от 0 до 3, где 0 ― этот симптом не беспокоит и не влияет на качество жизни, а 3 — беспокоит очень сильно. Чем больше баллов по итогу будет набрано, тем сильнее у вас развито тревожное расстройство. Опросник позволяет определить степень тяжести патологии и, исходя из этой информации, назначить терапию.

Кроме того, для постановки диагноза применяются шкалы Гамильтона и Цунга.

Шкала Гамильтона — доступный инструмент для достоверной оценки уровня тревожности у пациентов. Шкала была разработана в 1960 году и стала широко использоваться в клинической практике для оценки тяжести тревожных симптомов.

Она оценивает различные физические и психические симптомы тревоги и дает врачу количественные данные для объективного определения степени тревожности пациента. Показатели разные: тревожность, напряжение, страх, вегетативные, желудочно-кишечные. Шкала состоит из 14-ти пунктов, каждый из которых оценивается в зависимости от того, насколько проявляется конкретный симптом. Чем больше общий балл, тем сильнее выражена тревога.

Объективных биомаркеров заболевания не существует, изучаются только симптомы повышенной тревожности. Основная задача специалиста – отличить тревожное расстройство от других патологий со схожей клинической картиной.

Дифференциальная диагностика

Тревожное расстройство необходимо дифференцировать от следующих патологий:

Лечение тревожного расстройства

После установки диагноза врач назначит соответствующее лечение. Наиболее эффективен комплексный подход, включающий прием лекарственных препаратов, психотерапию, различные психотерапевтические методики и коррекция образа жизни. Как правило, терапия проводится в амбулаторных условиях.

Методы и подходы

Психотерапия тревожного расстройства проводится с помощью различных методов:

Основное направление воздействия терапии – это усиленное воздействие на отношение к появившимся страхам и тревогам.

Психотерапевт использует в своей работе специальные методики с доказанной эффективностью, чаще всего ― когнитивно-поведенческую терапию. Она направлена на изменение мышления, собственных установок и внутренних стереотипов. Благодаря КПТ можно не только решить конкретную проблему в настоящем моменте, но и исправить дисфункциональное мышление, скорректировать эмоции и поведение.

Обычно требуется несколько сеансов когнитивно-поведенческой терапии. Для этого чтобы освоить новые модели поведения, нужно время, поэтому длительность терапии для каждого пациента индивидуальная. Постепенно вместе с опытным врачом вы сможете найти новые точки опоры.

Медикаментозное лечение тревожности

Согласно клиническим рекомендациям, препараты первой линии в борьбе с тревожным расстройством — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, или антидепрессанты. Они постепенно снижают уровень тревожности и беспокойства. При продолжительном приеме происходит изменение биохимических процессов, приводящих к повышенной тревожности. Как правило, СИОЗС необходимо принимать длительно, на протяжении нескольких месяцев. При правильном подборе антидепрессанты не оказывают вреда организму, не влияют на качество жизни, сон и работу пациента.

Нельзя самостоятельно прекращать прием антидепрессантов, назначенных врачом. Регулярно посещайте психотерапевта, чтобы скорректировать лечение тревожного расстройства. Ориентируясь на ваше состояние, специалист изменит или оставит дозировку, либо порекомендует другой препарат (если текущий не подошел).

Врач может назначить следующие группы препаратов:

Если тревога возникает постоянно, высока вероятность, что врач назначит прием лекарств. После того, как острые симптомы будут купированы, вы сможете приступить к психотерапии.

Профилактика

В случае тревожного расстройства выделяют первичную и вторичную профилактику.

Первичная направлена на предотвращение развития самого расстройства. Ее составляющие:

Вторичная профилактика направлена на предотвращение рецидивов тревожного расстройства. Она включает:

Психотерапия поможет изменить отношение к действительности, снизить уровень тревожности, избавиться от навязчивых мыслей и более позитивно взглянуть на мир. Поэтому, если вы чувствуете, что признаки тревожного расстройства возвращаются, обратитесь к психотерапевту снова.

Прогноз

В целом прогноз благоприятен. Все виды тревожных расстройств отлично поддаются лечению фармакологическими препаратами и психотерапией. Сроки терапии зависят от тяжести клинических проявлений и своевременности обращения к доктору.

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистом

Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций.
Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача!

Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но бывает тревога сопровождает человека во всех жизненных обстоятельствах, даже объективно благополучных. То есть становится устойчивой чертой личности. Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.

Тревожный ребенок постоянно подавлен, находится настороже, ему трудно установить контакт с окружающими, мир воспринимается как пугающий и враждебный. Постоянно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на сове будущее.

Детская тревожность в разном возрасте

Зачастую родителям сложно понять из-за чего может тревожится их ребенок. Ну, какие могут быть проблемы в его возрасте: одет, сыт, друзей полон двор, игрушек уйма, любящие родственники?! Однако наличие проблем детской тревожности сигнализирует о том, что в жизни маленького человека не все так гладко, как видится взрослым. Данное состояние ни в коем случае нельзя игнорировать. Кроме того, не имеет значения сын у вас или дочь, в таком возрасте тревожность не зависит от половой принадлежности ребенка.
Тревожность присуща человеку вне зависимости от возраста. У детей в период от 1 до 3 лет наиболее распространены страхи, вызванные резкими громкими звуками, внезапной болью, например, во время прививок, и как следствие отрицательная реакция на врачей. В возрастном промежутке от 3 до 5 лет тревожность дошкольников часто проявляется в виде таких страхов, как боязнь темноты, замкнутого пространства, одиночества. В возрасте от 5 до 7 лет зачастую добавляется страх смети. Если вы заметили тревожность у своего ребенка, ни в коем случае не стоит отпускать эту проблему на самотек.

Очень сложным может стать возраст от 7 до 11 лет. В это время жизнь ребенка меняется, он становится взрослым, на него возлагается миссия хорошо учиться, правильно себя вести, быть лучше, прилежней, сообразительнее сверстников.

Обычно тревожность проявляет себя через 1,5 месяца после начала учебного года, именно в связи с этим школьникам необходим отдых – каникулы от 1 до 1.5 недель.

Бывает, что тревожность связана с более серьезными проблемами. Так, с помощью профессионального психолога Клиники восстановительной психологии «Четырехлистный клевер», у ребёнка уже на ранней стадии может быть выявлено психическое расстройство, невроз.

Откуда берется повышенная тревожность?

Родители, которые не сомневаются и не беспокоятся, твердо знают, чего и как добиваться в жизни. А главное – чего они хотят добиться от своего ребенка. Такой ребенок постоянно должен оправдывать высокие ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного и напряженного ожидания: сумел-не сумел угодить родителям. Особенно трудно ребенку, если требования и реакции взрослых непредсказуемы и непоследовательны.

Внутренний конфликт у ребенка может быть вызван:

Совершив какой-либо «неблаговидный» поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся дружить с ними. В той же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Как помочь тревожному ребенку?

Профилактика тревожности. Рекомендации родителям.

• Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают, бабушку лучше слушай!». Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что разрешали раньше.

• Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.

Если ребенку с трудном дается какой-то учебный Предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

• Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберете ему кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ребенку радость, и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть ваш ребенок живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, Вы можете позвонить на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ анонимно бесплатно круглосуточно для детей, подростков и их родителей +7 978 0000 738; 8 800 20000 122.

Генерализованное тревожное расстройство является постоянным состоянием повышенной тревоги и опасения, характеризующееся чрезмерными волнением, страхом и опасением. Физические симптомы могут включать тремор, потливость, множественные соматические жалобы и истощение. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение часто с релаксационной терапией, иногда в сочетании с лекарственной терапией.

Клинические проявления

Дети, у которых имеется генерализованное тревожное расстройство, имеют множественные и туманные опасения, которые усугубляются стрессом. Эти дети часто испытывают трудности с концентрацией внимания и могут быть гиперактивными и беспокойными. Они могут плохо спать, чрезмерно потеть, чувствовать себя истощенными и жаловаться на физический дискомфорт (например, боли в животе, в мышцах, головная боль).

Справочные материалы по симптоматике

Специфические критерии включают наличие каждого из следующих признаков:

Кроме того, вышеуказанные критерии должны сопровождаться 1 из следующих симптомов:

Поскольку фокус симптомов диффузный, лечение генерализованного тревожного расстройства поведенческой терапией представляет особенно сложную задачу. Тренировка релаксации больше подходит.

Пациентам, имеющим серьезное генерализованное тревожное расстройство или не отвечающим на психотерапевтические вмешательства, могут потребоваться анксиолитические препараты. Как и при других тревожных расстройствах, препаратами выбора обычно являются СИОЗС (см. таблицу Препараты для долгосрочного лечения тревожности и связанных с ней расстройств Препараты для долгосрочного лечения тревоги и связанных с ней расстройств ). Буспирон иногда используется у детей, которые не переносят СИОЗС; однако, он гораздо менее эффективен. Начальная доза буспирона — 5 мг перорально 2 раза в сутки; доза может быть постепенно увеличена до 30 мг дважды в день (или 20 мг 3 раза в день), в зависимости от переносимости. Желудочно-кишечный дистресс или головная боль могут быть ограничивающим фактором при увеличении дозировки.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Просмотреть пользовательскую версию

Тревожные расстройства характеризуются страхом, беспокойством или ужасом, который значительно ухудшает способность нормально функционировать и является несоразмерным обстоятельствам. Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз ставится на основе клинических данных. Лечение состоит из поведенческой терапии и приема лекарственнных препаратов, как правило, селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС).

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях:

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако, если проявления тревоги становятся настолько сильно выраженными, что значительно ухудшают социальное функционирование или вызывают серьезные проблемы и/или реакцию избегания, то должна проводится оценка наличия тревожного расстройства.

Тревожные расстройства, которые могут возникнуть у детей и подростков включают

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением тревожного расстройства у детей и подростков является отказ от посещения школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно имеют сепарационную тревогу, социофобию, паническое расстройство или их комбинации. Некоторые имеют специфические фобии. Возможность того, что ребенок подвергается издевательствам в школе, также должна быть рассмотрена.

Некоторые дети непосредственно жалуются на наличие тревоги, описывая ее с точки зрения беспокойства, например: «Я боюсь, что никогда не увижу тебя снова» (сепарационная тревога). Или: «Я беспокоюсь, что дети будут смеяться надо мной» (социофобия). Однако большинство детей описывают свой дискомфорт с точки зрения соматических жалоб: «Я не могу пойти в школу, потому что у меня болит живот». Эти дети часто говорят правду, потому что у детей с тревогой часто развиваются расстройство желудка, тошнота, головные боли и проблемы со сном. Несколько долгосрочных проспективных исследований подтверждают, что у многих дети с соматическими жалобами, особенно болями в животе, есть тревожное расстройство, являющееся первичным.

Для оценки могут использоваться различные шкалы. Доступно несколько утвержденных шкал: скрининговая панель связанных с тревожностью нарушений у детей SCARED , Шкала тревожности у детей Спенса SCAS , Шкала оценки тревоги у детей дошкольного возраста PAS и Опросник генерализованного тревожного расстройства-7 GAD-7 .

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тщательное тестирование на соматические расстройства проводится до того, как клиницисты подозревают тревожное расстройство.

При экспозиционной когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства. Поведенческая терапия наиболее эффективна, когда опытный терапевт, осведомленный о развитии ребенка, индивидуализирует эти принципы.

Прогноз при тревожных расстройствах у детей зависит от тяжести, доступности грамотного лечения и устойчивости ребенка. Многие дети борются с симптомами тревоги в зрелом возрасте. Тем не менее, при раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Ниже следуют англоязычные ресурсы, которые могут быть информативными. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этих ресурсов.

Оцените статью
Избавиться от тревоги