4 января 2024
- Фрейд З. Торможение, симптом, тревога = Hemmung, Symptom und Angst. — 1925.
- Щербатых Ю. В. Психология страха. — М. : Эксмо, 2007.
- Мэй Р. Смысл тревоги = The Meaning of Anxiety / Ролло Мэй; пер. с англ. М. И. Заваловой и А. Ю. Сибуриной; терминолог. правка В. Данченка. — К. : PSYLIB, 2005.
врач, психосоматолог, нейропсихолог, специалист по работе с тревогой
На этой планете нет ни одного человека, который не испытывал бы чувство тревожности. Каждому оно знакомо ещё с детства. Когда мы совсем маленькие, страхи рисуются нашим воображением: мы боимся монстров под кроватью или гнева Пиковой Дамы, которую «приглашали» всей дворовой ребятнёй. Со временем эти эмоции становятся обоснованными: мы боимся разочаровать маму очередной двойкой по физике, нам страшно не сдать экзамены, или нас окутывает ужас прожить «не свою» жизнь. Всегда ли это плохо? Давайте разбираться.
Эта статья — об эмоциональном процессе. О психическом расстройстве см. Тревожное расстройство.
Запрос «Беспокойство» перенаправляется сюда; о повести братьев Стругацких см. Беспокойство (повесть).
Трево́га, беспоко́йство — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.
В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога связана с бессознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации.
Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.
Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил замечание от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередной неудачи. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.
Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые тем не менее оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а монстры были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.
Достаточно выраженная тревога включает два компонента:
Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определённые темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.
Многие люди эпизодически испытывают тревогу, и нервничают, когда сталкиваются с трудностями на работе, перед экзаменом, или принятием важного решения.
Тревога — это нормальная реакция на опасность, автоматическая реакция организма, которая срабатывает, когда вы чувствуете угрозу или сталкиваетесь со сложной ситуацией.
В умеренных количествах тревога может быть даже полезной. Она может помочь вам оставаться бдительным и сосредоточенным, побудить вас к действию и решению проблем. Но когда тревога мешает вашей повседневной жизни — это признак того, что вы перешли границу от нормальной тревоги на территорию тревожного расстройства.
Подробнее о симптомах, причинах и возможном лечении тревожного расстройства расскажет психиатр, психолог Наталья Юшкина:
Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных расстройств психики, но есть хорошая новость — они хорошо поддаются лечению. Поскольку тревожные расстройства представляют собой группу состояний, а не отдельное расстройство, симптомы могут варьироваться от человека к человеку.
Один человек может страдать от сильных приступов паники, которые возникают беспричинно, в то время как другой впадает в панику при мысли о том, чтобы пообщаться с незнакомцем. Третий же может бороться со страхом перелета или неконтролируемыми навязчивыми мыслями. Четвертый живет в бесконечном напряжении, беспокоясь обо всем на свете. Но, несмотря на разнообразие, все тревожные расстройства вызывают сильное беспокойство, которое неадекватно значимости текущей ситуации.
Симптомы тревожного расстройстваТревога часто сопровождается соматическими жалобами, такими как:
ощущение нехватки воздуха,
чувство сжатия в груди,
сухость во рту,
повышенная потливость, тошнота, диарея, бледность или покраснение,
боли в спине и пояснице (часто трактуемые, как «остеохондроз»),
мышечные подергивания, которые обусловлены хроническим мышечным напряжением.
Почему возникает данное расстройство?Причины возникновения тревожных расстройств до сих пор до конца не изучены, но считается, что в развитии заболевания играют роль следующие факторы:
*Генетические (включая наличие тревожного расстройства в семейном анамнезе)*Окружающая среда (переживание травмирующего события или стресса)*Биологические (вызванные сбоем обменных процессов нейромедиаторов в головном мозге).
Многие люди с тревожными расстройствами в какой-то момент также страдают от депрессии. Считается, что тревога и депрессия возникают из-за одной и той же биологической уязвимости, что объясняет, почему они так часто идут рука об руку.
ЛечениеПоскольку депрессия усиливает тревогу (и наоборот), важно лечить оба состояния. Лечение заключается в сочетании психотерапии с лекарственной терапией.
Препаратами первой линии являются антидепрессанты из группы СИОЗС и СИОЗСН. Когнитивно-поведенческую терапию можно рассматривать как психотерапию с самым высоким уровнем доказательности.
Советы, которые могут помочь вам управлении симптомами тревоги:1. Изучите свое расстройство. Не стесняйтесь задавать доктору любые вопросы, которые у вас могут возникнуть.2. Уменьшите потребление напитков, содержащих кофеин.3. Занимайтесь спортом. Аэробные упражнения помогают бороться с хроническим стрессом и улучшают настроение.4. Не жалейте времени на сон (8-9 часов).5. Научитесь расслабляться.6. Контролируйте свои негативные мысли (когнитивно-поведенческая терапия может научить вас этому).7. Ограничьте поток негативной информации и постарайтесь увеличить поток позитивной.
А вы замечали у себя повышенную тревогу? Может обращались с этой проблемой к психологу, психотерапевту?
Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи, желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.
Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Джанет Тейлор путём урезания MMPI создала методику под названием «Шкала проявлений тревоги Тейлор». Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определённая связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.
Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем в обычных ситуациях. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчёркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счёте, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.
- Ученые из Солка обнаружили ключевой путь в мозге, опосредующий симптомы панического расстройства
- Причины Психопатии
- Генетические Факторы Риска
- Факторы Риска, Обусловленные Окружающей Средой
- Отличия в биологии мозга
- Некоторые дети рождаются с более высоким риском развития психопатии – но действия родителей тоже имеют значение
- What to Read Next
- Симптомы и формы депрессии
- Факторы риска и профилактика
- Диагностика и лечение
- Самопомощь
- Деятельность ВОЗ
- Библиография
- Как избавиться от чувства страха?
- Как избавиться от тревоги?
- Чувство тревоги
- Чувство страха
- Гены, ассоциированные с проявлением тревоги
Ученые из Солка обнаружили ключевой путь в мозге, опосредующий симптомы панического расстройства
Исследователи обнаружили набор нейронов, которые опосредуют панические симптомы у мышей, демонстрируя новый путь в мозге, который может стать мишенью для новых методов лечения панического расстройства.
ЛА ХОЛЬЯ — Непреодолимый страх, потные ладони, одышка, учащенное сердцебиение — это симптомы панической атаки, которые возникают у людей с паническим расстройством часто и неожиданно. Создание карты областей, нейронов и связей в мозге, которые опосредуют эти панические атаки, может послужить руководством для разработки более эффективных методов лечения панических расстройств.
Иллюстрация, демонстрирующая, как нейропептид PACAP опосредует паническое расстройство и подавляющие симптомы панической атаки. Открыть для изображения с высоким разрешением. Предоставлено: Институт Солка.
Теперь исследователи Солка начали строить эту карту, обнаружив мозговую цепь, которая опосредует паническое расстройство. Эта цепь состоит из специализированных нейронов, которые отправляют и получают нейропептид — небольшой белок, который отправляет сообщения по всему мозгу, — называемый PACAP. Более того, они определили, что PACAP и нейроны, вырабатывающие его рецептор, являются возможными мишенями для новых методов лечения панического расстройства.
Выводы были опубликованы в Nature Neuroscience на январь 4, 2024.
«Мы изучали различные области мозга, чтобы понять, где начинаются приступы паники», — говорит старший автор. Сун Хан, доцент Солка. « Раньше мы думали, что главная ответственность за это лежит на миндалевидном теле, известном как центр страха мозга, но даже люди с повреждением миндалевидного тела все еще могут испытывать приступы паники, поэтому мы знали, что нам нужно искать другое место. Теперь мы обнаружили определенную мозговую цепь за пределами миндалевидного тела, которая связана с паническими атаками и может вдохновить на разработку новых методов лечения панического расстройства, которые отличаются от имеющихся в настоящее время лекарств от панических расстройств, которые обычно воздействуют на серотониновую систему мозга».
Чтобы начать набросать карту мозга при паническом расстройстве, исследователи изучили часть мозга, называемую латеральным парабрахиальным ядром (ЛПЯ) в мосту (часть ствола мозга), которая известный как центр тревоги мозга. Интересно, что эта небольшая область ствола мозга также контролирует дыхание, частоту сердечных сокращений и температуру тела.
Стало очевидно, что PBL, вероятно, был замешан в создании паники и вызывал эмоциональные и физические изменения. Кроме того, они обнаружили, что эта область мозга вырабатывает нейропептид PACAP (полипептид, активирующий аденилатциклазу гипофиза), известный как главный регулятор реакций на стресс. Но связь между этими элементами все еще была неясной, поэтому команда обратилась к мышиной модели панических атак, чтобы подтвердить и расширить предложенную ими карту.
Нейроны дорсального шва, экспрессирующие PAC1R, в мозге мыши (красный) служат мишенями для проекций парабрахиальных нейронов PACAP, опосредующих паникоподобные поведенческие и физические симптомы.
Открыть для изображения с высоким разрешением. Предоставлено: Институт Солка.
«Эмоциональное и стрессовое поведение в прошлом было связано с нейронами, экспрессирующими PACAP», — говорит соавтор Сукджэ Кан, старший научный сотрудник лаборатории Хана. « Имитируя приступы паники у мышей, мы смогли наблюдать за этими активности нейронов и обнаружить уникальную связь между мозговым контуром PACAP и паническим расстройством».
Они обнаружили, что во время панической атаки активируются нейроны, экспрессирующие PACAP. После активации они высвобождают нейропептид-мессенджер PACAP в другую часть мозга, называемую дорсальным швом, где находятся нейроны, экспрессирующие рецепторы PACAP. Высвобожденные мессенджеры PACAP активируют эти рецепторные нейроны, тем самым вызывая у мышей поведенческие и физические симптомы, связанные с паникой.
По словам Хана, эта связь между паническим расстройством и мозговым контуром PACAP стала важным шагом вперед в картировании панического расстройства в мозге. Команда также обнаружила, что, ингибируя передачу сигналов PACAP, они могут нарушить поток нейропептидов PACAP и уменьшить симптомы паники — многообещающее открытие для будущей разработки методов лечения, специфичных для панических расстройств.
По словам Хана, несмотря на то, что паническое расстройство классифицируется как тревожное расстройство, существует множество различий между тревогой и паникой — например, паника вызывает многие физические симптомы, такие как одышка, учащенное сердцебиение, потливость и тошнота, но тревога не вызывает эти симптомы. Или о том, что приступы паники неконтролируемы и часто спонтанны, в то время как другие тревожные расстройства, такие как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), в большей степени основаны на памяти и имеют предсказуемые триггеры. Эти различия, по словам Хана, являются причиной того, почему так важно построить карту мозга при паническом расстройстве, чтобы исследователи могли создавать методы лечения, специально адаптированные к паническому расстройству.
Слева направо: Сукджэ Кан, Сон Хан и Чон Хён Ким.
Открыть для изображения с высоким разрешением. Предоставлено: Институт Солка.
«Мы обнаружили, что активность PACAP-продуцирующих нейронов в парабрахиальном ядре мозга подавляется во время тревожных состояний и травматических событий памяти — миндалевидное тело мыши на самом деле напрямую подавляет эти нейроны», — говорит Хан, который также является председателем отдела развития Pioneer Fund в Солке. « Поскольку тревога, по-видимому, действует противоположно паническому мозговому контуру, было бы интересно посмотреть на взаимодействие между тревогой и паникой, поскольку теперь нам нужно объяснить, почему люди с тревожным расстройством имеют более высокую склонность к паническим атакам».
Команда с нетерпением ждет возможности изучить нейроны, экспрессирующие PACAP, и нейропептиды PACAP в качестве новых мишеней для лечения панического расстройства. Кроме того, они надеются в дальнейшем построить свою карту панического расстройства в мозге, чтобы увидеть, куда нейроны, продуцирующие рецепторы PACAP, в дорсальном шве посылают свои сигналы и как другие области мозга, связанные с тревогой, взаимодействуют с панической системой PACAP.
Среди других авторов — Чон-Хюн Ким (соавтор), Донг-Ил Ким и Бенджамин Робертс из Солка.
Работа была поддержана Национальными институтами психического здоровья (грант BRAINS 1R01MH116203) и Фондом Саймонса (премия «Мост к независимости» SFARI № 388708).
Причины Психопатии
Данная информация не должна использоваться для диагностики или лечения. Она не заменяет консультации врача-специалиста. При наличии сомнений свяжитесь со своим лечащим врачом и пройдите обследование.
Часто задаваемый вопрос – “Каковы причины психопатии?”. Как и в случае с другими нарушениями развития, не существует единой причины возникновения психопатии. Исследования показывают, что психопатия – это следствие сложного сочетания генетических факторов и факторов, обусловленных окружающей средой (негенетических).
Повышенный риск не значит причина: важно понимать, что повышенный риск – не то же самое, что причина. Например, некоторые генетические изменения, ассоциированные с психопатией, могут наблюдаться и у людей без психопатии. Таким же образом, у многих детей, подвергшихся воздействию какого либо средового фактора риска развития психопатии, это расстройство не развивается.
Генетические Факторы Риска
Не существует определенного «гена психопатии», однако, согласно исследованиям, психопатия, как правило, передается по наследству. Даже если у родителя нет психопатии, он может быть носителем одного или нескольких генетических вариантов, что увеличивает вероятность развития психопатии у ребенка.
Большинство психологических расстройств связано с совокупным воздействием сотен или тысяч генов. Совокупное воздействие множества генов обусловливает около половины разновидностей психопатических черт. Это означает, что некоторые дети рождаются с более высоким риском развития психопатии, чем другие.
С психопатией рождаются? Не всё так просто. Никто не рождается с психопатией (или любым другим психологическим расстройством). Тем не менее, некоторые дети рождаются с высоким риском развития психопатии в силу наследственных (генетических) факторов.
Факторы Риска, Обусловленные Окружающей Средой
Влияние окружающей среды может повысить – или понизить – вероятность развития психопатии у людей, которые находятся в группе риска в связи с наследственными факторами. Существует множество средовых факторов риска и защитных факторов для психопатии, большинство из которых еще не были выявлены. Воздействие каждого из этих факторов, по всей вероятности, невелико. Другими словами, каждый из этих факторов может лишь немного повлиять на выраженность психопатической симптоматики. Среди факторов, повышающих риск психопатии:
Здесь также важно помнить о том, что фактор риска – не значит причина. Многие дети с психопатией не подвергались воздействию перечисленных факторов и получали достаточно тепла и отзывчивости от родителей. Аналогичным образом, у большинства детей, которые, наоборот, подвергались воздействию указанных факторов, психопатия не разовьется.
Другие факторы риска психопатии:
Происхождение данных факторов риска не вполне ясно. Вероятно, они отражают сочетание генетического и средового аспектов. Также неясно, являются ли низкий пульс или бесстрашие характера причинами возникновения психопатических черт или просто коррелируют с ними.
Отличия в биологии мозга
Наследственность или среда не вызывают психопатию напрямую. Они влияют на то, как развиваются определенные структуры мозга и нейронные цепи, что в свою очередь может повысить риск развития психопатии.
Например, миндалевидное тело, по видимости, является особенно важным в этом отношении участком мозга. Эта область связана с социальной отзывчивостью, эмпатией и страхом. У детей с психопатией миндалевидное тело может развиваться иначе, чем у других: оно может быть меньшего размера или менее активно. Именно поэтому, вероятно, такие дети относительно бесстрашны и менее социально отзывчивы. Кроме того, миндалевидное тело посылает и получает информацию из других участков мозга, которые также могут быть затронуты при психопатии. К ним относятся некоторые части коры, то есть поверхности мозга, а также другие системы, регулирующие эмоции и процесс принятия решений. Ученые продолжают исследовать данные отличия с целью разработки методов лечения, которые могли бы благотворно повлиять на поведение и качество жизни.
Некоторые дети рождаются с более высоким риском развития психопатии – но действия родителей тоже имеют значение
Некоторые дети рождаются с более высоким риском развития психопатии в силу генетических факторов, влияющих на развитие мозга. Однако поведение родителей все еще играет важную роль в этом процессе. Использование специальных терапевтических техник в общении с детьми из группы риска может снизить вероятность развития у них психопатии.
Родители часто чувствуют вину за психические расстройства детей. Кроме того, родители, особенно матери, часто сталкиваются с обвинениями со стороны других людей, в том числе работников охраны психического здоровья, если у детей имеются проблемы. Десятилетиями психиатры и психологи винили «холодных» и в развитии у детей таких расстройств, как аутизм и шизофрения. Однако с появлением все большего количества исследований на тему аутизма и шизофрении стало ясно, что такие сложные расстройства развития не могут быть вызваны определенными методами воспитания.
Таким же образом, и исследования психопатии ясно показали, что она не может быть вызвана какими бы то ни было методами воспитания. В большинстве семей, где есть ребенок с психопатией, также есть дети без психопатии. Из этого следует, что родители не могут спровоцировать психопатию у детей. Несмотря на то, что согласно научным исследованиям, теплота и отзывчивость родителей могут снизить риск развития психопатии, у многих детей (и взрослых) с психопатией – ласковые и отзывчивые родители.
Что значит быть ласковым и отзывчивым родителем? Быть ласковым значит демонстрировать ребенку положительные эмоции при помощи лица, голоса и тела. Сюда входят улыбки, ласковые интонации, положительные прикосновения (например, поглаживание по руке, объятие, хлопки по ладони – «дай пять»). Быть отзывчивым, в свою очередь, значит должным образом реагировать на нужды и эмоции ребенка. Например, если ребенок чем-то расстроен, то отзывчивым родительским поведением будет продемонстрировать беспокойство в выражении лица и голосе, спросить, что случилось, или обнять его.
Родители могут обучиться специальным поведенческим техникам, чтобы облегчить симптомы ребенка. Это работает и в случае с аутизмом: известно, что действия родителей не могут вызвать развитие аутизма, но их можно обучить специальным техникам (таким, как Прикладной анализ поведения – ABA), чтобы облегчить симптомы аутизма у ребенка.
Родителям детей с психопатией важно обучаться эффективным техникам еще и потому, что психопатия ребенка может со временем дезадаптивным образом изменить поведение родителей по отношению к нему. В частности, некоторые дети с психопатией сопротивляются ласке. Поэтому родители могут стать менее ласковыми, как физически, так и вербально, полагая, что этого хочет от них ребенок. Однако детям, подверженным риску психопатии, на самом деле может быть необходимо даже больше вербального и физического тепла, чем остальным.
What to Read Next
Депрессивное расстройство (также называемое депрессией) является распространенным нарушением психического здоровья. Оно характеризуется длительными периодами подавленного настроения либо утраты интереса к привычной деятельности или способности получать от нее удовольствие.
Депрессия отличается от регулярных изменений настроения и эмоций по отношению к реалиям повседневной жизни. Она может негативно влиять на все стороны жизни человека, в том числе на отношения с семьей, друзьями и окружающими людьми. Она может быть результатом или причиной проблем в учебе и на работе.
Депрессия может возникнуть у любого человека. Развитию депрессии в большей степени подвержены люди, пережившие насилие, тяжелую утрату или другие события, вызывающие стресс. Женщины чаще страдают депрессией, чем мужчины.
Согласно оценкам, депрессию испытывает 3,8% населения, в том числе 5% взрослых людей (4% мужчин и 6% женщин) и 5,7% людей в возрасте старше 60 лет. Во всем мире от депрессии страдает порядка 280 миллионов человек
. Среди женщин распространенность депрессии примерно на 50% выше, чем среди мужчин. Депрессию испытывают более 10% беременных и только что родивших женщин во всем мире
. Ежегодно более 700 000 человек кончают жизнь самоубийством. Самоубийства занимают четвертое место среди ведущих причин смертности в возрастной группе 15–29 лет.
Несмотря на наличие проверенных и эффективных методов лечения психических расстройств, более 75% людей в странах с низким и средним уровнем дохода не получают никакого лечения
. К факторам, препятствующим получению эффективного лечения, относятся недостаточные капиталовложения в охрану психического здоровья, нехватка подготовленных медицинских работников и социальная стигматизация людей, страдающих психическими расстройствами.
Симптомы и формы депрессии
Во время депрессивного эпизода человек испытывает подавленное настроение (чувство грусти, раздражительность, опустошенности). Он может утрачивать способность получать удовольствие от повседневной деятельности или интерес к ней.
Депрессивный эпизод следует отличать от регулярных колебаний настроения. Депрессивные эпизоды продолжаются большую часть дня и происходят почти каждый день в течение как минимум двух недель.
При этом присутствуют и другие симптомы депрессии, которые могут включать:
Депрессия может затруднять функционирование человека во всех сферах жизни, в том числе в общении с другими людьми, дома, на работе и в учебе.
В зависимости от числа и тяжести симптомов, а также их влияния на повседневную жизнь человека различают легкие, умеренные и тяжелые депрессивные эпизоды.
Существует несколько типов депрессивных эпизодов:
Факторы риска и профилактика
Депрессия является следствием сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Повышенный риск развития депрессии наблюдается у людей, переживших жизненные потрясения (например, безработицу, потерю близкого, психологические травмы). Депрессия, в свою очередь, может привести к повышению уровня стресса и функциональным нарушениям, что лишь усугубляет жизнь больного и, как следствие, саму депрессию.
Депрессия тесно связана с физическим здоровьем и зависит от него. Известно, что многие из влияющих на депрессию факторов (таких как недостаток физической активности или злоупотребление алкоголем) являются также факторами риска сердечно-сосудистых, онкологических и респираторных заболеваний и диабета. Трудности, вызванные наличием таких заболеваний, могут также приводить к депрессии у страдающих ими людей.
Доказано, что программы профилактики позволяют снизить распространенность депрессии. К эффективным формам профилактической работы с населением для предупреждения депрессии относятся школьные программы по формированию навыков конструктивного преодоления трудностей у детей и подростков. Работа с родителями детей, имеющих поведенческие нарушения, может способствовать снижению депрессивных симптомов у родителей и улучшению состояния их детей. Эффективному предупреждению депрессии также способствуют программы по повышению уровня физической активности среди пожилых людей.
Диагностика и лечение
Существует ряд эффективных методов лечения депрессии. К ним относятся психологические и медикаментозные методы. Если вы наблюдаете у себя симптомы депрессии, обратитесь за помощью.
Для лечения депрессии в первую очередь применяются психологические методы. При умеренной и тяжелой депрессии они могут сочетаться с приемом антидепрессантов. При легкой депрессии прием антидепрессантов не требуется.
Психологические методы лечения помогают выработать новые модели мышления, преодоления трудностей и общения с окружающими людьми. Они могут включать разговорную терапию, которая проводится специалистом или непрофессиональным терапевтом под контролем специалиста. Сеансы разговорной терапии могут проводиться лично или в онлайновом режиме. Для освоения психологических методов лечения можно воспользоваться руководствами по самопомощи, веб-сайтами и мобильными приложениями.
Эффективные психологические методы лечения депрессии включают:
Антидепрессанты включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), такие как флуоксетин.
Медицинские работники должны учитывать возможные неблагоприятные побочные эффекты приема антидепрессантов, возможности для проведения психологического или медикаментозного лечения (наличие квалифицированных специалистов и/или доступность терапии для пациента), а также индивидуальные предпочтения больного.
Антидепрессанты не следует назначать для лечения депрессии у детей или рассматривать в качестве терапии первой линии при лечении подростков, которым антидепрессанты следует назначать с особой осторожностью.
Для лечения биполярного расстройства применяются другие препараты и методы лечения.
Самопомощь
Самопомощь нередко помогает эффективно контролировать симптомы депрессии и в целом повышает уровень психологического благополучия.
Что можно сделать самостоятельно:
Если у вас возникают мысли о самоубийстве:
Если чувствуете, что вам угрожает непосредственная опасность причинить себе вред, обратитесь в любые доступные вам службы экстренной помощи или кризисную телефонную службу.
Деятельность ВОЗ
В подготовленным ВОЗ Плане действий в области психического здоровья на 2013–2030 гг. излагаются необходимые меры по организации надлежащего оказания помощи лицам, страдающим нарушениями психического здоровья, в том числе депрессией.
Депрессия наряду с самоповреждениями/самоубийствами входит в число приоритетных заболеваний в рамках Программы действий ВОЗ по ликвидации пробелов в области психического здоровья (mhGAP). Цель программы – содействовать странам в расширении обслуживания лиц с психическими, неврологическими и наркологическими расстройствами путем привлечения к оказанию помощи медицинских специалистов непсихиатрического профиля.
ВОЗ разработала краткие руководства по оказанию психологической помощи непрофессиональными терапевтами в рамках индивидуальной или групповой терапии. В качестве примера можно привести пособие «Управление проблемами плюс (УП+)», в котором содержится информация о таких методиках, как поведенческая активация, управление стрессом, управление проблемами и усиление социальной поддержки. Помимо этого, в пособии «Групповая интерперсональная терапия (ИПТ) при депрессии» описываются методы группового лечения депрессии. Наконец, в пособии «Здоровое мышление» охвачены вопросы применения когнитивно-поведенческой терапии при лечении перинатальной депрессии.
Библиография
If you have a child of any age with symptoms of oppositional defiant disorder, conduct disorder, or callous-unemotional traits, we want to hear from you.
Как избавиться от чувства страха?
Наиболее универсальный алгоритм состоит в анализе следующего.
1. Проработайте личные границы. Иногда страхи чужих людей настолько сильно сливаются с нашими или вовсе подменяют их, что мы теряем связь с самим собой, идя на поводу.
2. Помните, что фобия – это верхушка айсберга. Постарайтесь понаблюдать за собой, а именно ответьте на вопросы: когда она появилась, когда чувствуется острее всего и когда становится тише и менее заметной.
3. Иногда это сигнал о перегрузке. Давно ли вы отдыхали? Налажен ли у вас режим дня?
4. Является ли данное чувство защитной реакцией психики? Например, страх находиться перед публикой блокирует даже мысль о возможном выступлении, а иногда проявляется физиологически – потерей голоса.
5. Очень часто беспокойное мышление окутывает людей, которые ведут не самый здоровый образ жизни. Проанализируйте, достаточно ли полезно и разнообразно ваше питание, хватает ли вам необходимых макро- и микроэлементов?
Необходимо заметить, что на практике бывают и иные ситуации. Вариант, когда человек создал себе страх без имеющейся на то причины, тоже достаточно распространён. Такое явление знакомо нам как тревога.
Как избавиться от тревоги?
Здесь психологи также рекомендуют «познакомиться» с этим чувством. Обратите своё внимание на следующие компоненты:
1. Контроль. Как сильно вы нуждаетесь в том, чтобы управлять даже теми ситуациями, которые от вас не зависят?
2. Свобода. Можете ли вы назвать себя независимым человеком? Как вы определяете для себя это понятие и его критерии?
3. Заземление. Ваша голова занята мыслями о прошлом или о будущем? Опишите, что значит «быть в настоящем».
4. Опыт. Были ли за последнее время негативные потрясения или ситуации, когда вы будто наяву прожили прошлые травмирующие события?
Страх и тревога – разные, но одновременно схожие по своей природе чувства. Можно ли избавиться раз и навсегда от них? Принцип «всё можно, но не всё полезно» как нельзя кстати подходит в ответ.
Когда фобия – тормоз и отсутствие развития, несомненно, следует решать вопрос. Если это дозированная мотивация и движущая сила без фанатизма, то стоит ли избавляться от него или достаточно обуздания этого чувства? В любом случае тема страхов – один из ключей к самому себе.
Открывайте свои грани, изучайте себя, пробуйте новые методики по работе с мышлением. Например, сессии с психологом, прослушивание медитаций, занятия спортом. Всё это не только позволит вам узнать себя лучше, но и скорректировать негативные моменты.
Объясняем, как снять ограничения и найти собственный путь, по ссылке:
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Чувство тревоги
В отличие от страха, это всегда стихийное явление, нередко сопровождающееся физиологическими признаками. Речь о тахикардии, головокружении, дезориентации, нехватке воздуха, тошноте, синдромах раздражённого кишечника или мочевого пузыря.
Тревога – недифференцированный страх. Спутанное состояние, когда сложно сформулировать и понять, чего конкретно боится человек. Люди, часто испытывающие тревогу, характеризуют своё состояние как «неопределённость, ощущение неминуемо надвигающейся беды».
Также это физическое и психологическое напряжение, которое при несвоевременной диагностике и эффективной помощи может усугубиться и перейти в другое более опасное состояние – паническую атаку. Данное чувство с трудом поддаётся контролю, а в случае с ПА практически невозможно управление. Она не зависит от времени и места нахождения человека и иногда носит иррациональный характер.
Тревога и тревожное расстройство чаще встречаются среди педантичных людей, которые стараются держать всё под тотальным контролем. Такие люди всегда просчитывают действия на несколько шагов вперёд, у них всегда есть стратегия.
Чувство страха
Сперва рассмотрим страх как эмоциональное явление. Какие первые ассоциации возникают при упоминании этого слова? Появляются следующие мысли: опасность, необходимость бежать и спасаться или, наоборот, желание спрятаться, укрыться.
С точки зрения биологии страх – это естественная реакция организма (в частности психики) на надвигающуюся опасность. Физиологически цель – выживание, поэтому нетрудно догадаться, что самой природой это чувство задумано как благо для нас.
Однако время шло, необходимость спасаться от диких животных сошла на нет, но она по-прежнему с нами. Почему? Человек меняется эволюционно так же, как и всё вокруг него. Вместо привычного страха быть убитым мамонтом, а соответственно, не накормить своё семейство, пришла новая боязнь – остаться без работы (пусть и не очень любимой, но такой стабильной).
Фокус внимания человека сменился под новые важные потребности, а соответственно, эти эмоции стали не просто биологическими, а биосоциальными.
Рассказываем, что доставляет нам радость, в материале:
Безусловно, наши инстинкты по сей день с нами. Мы боимся поздно возвращаться домой или оказаться на краю крутого карьера. Биологически они понятны и объяснимы, нам известно, что с ними делать. Куда тяжелее бывает разобраться с фобиями в социальном плане (например, со страхом быть отвергнутым обществом или неуспешным).
Зачастую боязнь, не связанная с выживанием, подобна «многослойному пирогу». « Видимая», ощутимая фобия может быть спровоцирована совсем не очевидными на то явлениями. Поэтому причин, из-за которых человек боится, великое множество.
Например, ситуация, когда молодому человеку страшно заводить серьёзные отношения вследствие пережитой холодности и безэмоциональности его матери. То есть корень проблемы не в отношениях, а в том, что он непременно будет отвергнут. Или молодая девушка вдруг открыла в себе фобию к авиаперелётам. На самом деле страх обусловлен не предполагаемой опасностью для жизни, а связан с трагической гибелью родственника как раз в авиакатастрофе.
Приведённые примеры объединяет одно – травмирующий опыт, который причиняет сильную боль, а также проецируется на собственный имеющийся или предполагаемый жизненный опыт. Иными словами, мы испытываем только тот страх, который имеет ярко выраженную ассоциацию, привязку или якорь к пережитым событиям.
Существует немало советов по избавлению от этого чувства: от игнорирования до умышленного погружения в него. Наиболее успешной тактикой, по мнению большинства психологов, является примирение. Это значит не то, что нужно жить в постоянном страхе, а то, что нужно осознавать, откуда он взялся и чему может научить.
Представим ситуацию. Девушка боится сдать государственные экзамены в медицинском институте на тройки. Зависит ли от оценок её жизнь? Нет, ничего не угрожает. Она настолько подвержена чувству, что не может спокойно существовать: отдыхать, принимать пищу и спать. Есть только реальная цель, которую нужно достичь любой ценой.
Однако её мама всегда мечтала, чтобы она стала врачом, диплом которого обязательно должен быть красного цвета! Подавляемые эмоции или «невидимые» – это боязнь разочаровать родителей, а реальная мотивация к цели – это любовь и признание мамы. Можно ли в таком случае помочь себе? Да!
Разбираем ошибки, из-за которых вы до сих пор не смогли проявиться в полную силу, ниже:
Гены, ассоциированные с проявлением тревоги
Основная статья: Страх
Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — неосознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.
В большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по-разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по-разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.