тревожность леонгард

ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД Тревога

Читать в полной версии

Выступления на публике как изощренный вид пытки, буксующая карьера, чувство тревоги за настоящее и робость перед новым — все это следствия неуверенности в себе. Рассказываем о причинах и способах ее преодолеть

Пятиминутный путеводитель по основным психотипам

Психотип — одно из важных понятий в психологии, которое помогает понять и описать особенности характера личности. Самые известные исследователи в этой области — советский физиолог Петр Ганнушкин, психиатр Евгений Личко, а также немецкие психологи Карл Леонгард и Ганс Шмишек. На основе их работ выделяют несколько психотипов. Попросили психотерапевта, специалиста платформы Alter Елизавету Крюкову рассказать об их основных особенностях.

Что такое неуверенность в себе

Неуверенность в себе — это субъективное чувство сомнения в своих способностях и потенциале успеха в разных сферах жизни. По большому счету, неуверенность в себе — это страх быть собой, который растет из сомнений в своей компетентности.

Неуверенность в себе идет рука об руку с низкой самооценкой, но между ними есть разница. Неуверенность проявляется точечно и относится к тому, насколько человек убежден в своих квалификациях в различных сферах жизни: работе, личных отношениях и так далее. Самооценка же — комплексное понятие, глобальное мнение о себе как о личности. Неуверенность в частном, если человек испытывает ее регулярно, наносит удар за ударом по самооценке, и в итоге может сильно ее пошатнуть.

Еще неуверенность в себе часто путают с интроверсией. Интроверт — это тип личности, предложенный швейцарским психиатром Карлом Юнгом для характеристики людей, которые направляют жизненную энергию внутрь себя. Они предпочитают мыслить обособленно от внешнего мира, с погружением во внутренний. Но интроверсия — это не обязательно маркер и, тем более, не синоним неуверенности. Немецкий психиатр Карл Леонгард видел в этом индивидуализме силу. По его интерпретации, интроверт обладает своими четкими ценностями, не боится противопоставлять себя среде, в отличие от экстраверта, которого Леонгард называет конформистом, восприимчивым к влиянию извне.

Другое явление, с которым иногда путают неуверенность в себе, — социофобия. Социальная фобия входит в Международную классификацию болезней и представляет собой тревожное расстройство. Подверженные ей люди боятся внимания со стороны других людей, публичных пространств и больших компаний — иногда до приступов паники, и потому избегают социальных ситуаций. Социофобия — это медицинский диагноз, который поддается лечению.

Людям, испытывающим неуверенность в себе, свойственно думать, что им достался редкий несчастливый билет в это состояние. Это не так: данное чувство в разных жизненных ситуациях испытывают все. Вполне естественно сомневаться в себе при новых начинаниях или в условиях высококонкурентной среды. Но иногда неуверенность становится хронической и снижает качество жизни. По словам Юлии Анпилоговой, психолога и психотерапевта, члена Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, неуверенность в себе, как основная или сопутствующая проблема, присутствует практически во всех обращениях к психологу: «Люди, которые способны к рефлексии или саморефлексии — это люди определенного порядка организации психики, которые в принципе сомневаются. Усомниться в себе для такого человека — это одна из ступеней, одна из форм сомнения».

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Эннеаграмма. Как определить свой тип личности и зачем это нужно

. Может ли тест показать страхи, мотивацию и причины поведения человека

Обновлено 08 февраля 2023, 12:35

Создатели тестов на эннеаграмму личности утверждают, что с их помощью можно выделить основные черты характера, глубинные страхи и сильные стороны любого человека. Р БК Life рассказывает, на какие типы методика предлагает разделить людей и можно ли ей верить.

Что такое эннеаграмма

Эннеаграмма — это инструмент, с помощью которого определяют тип личности (его также называют эннеатипом). Для каждого типа выделяют мотивы, страхи, сильные и слабые стороны.

Приверженцы теории считают, что с помощью фигуры эннеаграммы можно составить визуальную «карту» человека. Она представляет собой окружность с девятью точками, расположенными на равном расстоянии друг от друга. Изображение символизирует равноценный вклад каждого эннеатипа в создание мира. Типы также соединены стрелками, которые показывают изменение в поведении человека в зависимости от его самочувствия.

Фигуру эннеаграммы личности изображают в виде окружности со стрелками. Приверженцы инструмента считают, что «карта» индивидуальна для каждого человека

Как работает эннеаграмма

Единого «официального» теста для определения эннеаграммы личности нет. На основе методики создают коммерческие тесты для личного пользования и бизнеса, проводят платные вебинары и обучение коучей.

Также существует множество открытых опросников, которые можно пройти бесплатно. В зависимости от платформы вопросы и их количество варьируются. Например, есть тесты, где человеку нужно выбрать всего два утверждения, наиболее верно описывающие его характер, или ответить на более чем сотню вопросов.

Чтобы пройти тест на определение личности эннеаграммы, нужно выбирать ответы на предложенные утверждения по шкале от «полностью согласен» до «совершенно не согласен». Примеры вопросов:

Обычно прохождение теста занимает не более 10–15 минут. В конце система выдает результат с описанием типа личности. Разработчики подобных тестов не рекомендуют проходить их детям младше 14 лет, а тем, кому меньше 18, стоит делать это под присмотром взрослых.

Девять типов личности эннеаграммы

Считается, что это прямые и честные люди с развитым чувством долга. Они ведут себя достаточно сдержанно, готовы брать на себя рабочие и семейные обязанности. Их не интересуют модные тенденции и пустые светские беседы. Первый тип обычно расстраивается, если что-то идет не по плану или не соответствует его высоким стандартам.

Перфекционисты делают все возможное для того, чтобы их работа была первоклассной и доведенной до совершенства

Помощник

Помощники хотят быть любимыми и стремятся участвовать в жизни других. Они редко говорят «нет» на просьбу о помощи и хотят действиями доказать свою ценность. Считается, что это очень открытые люди с развитым эмоциональным интеллектом, готовые поддержать в любой ситуации.

Достигатель

Третий тип — уверенные, амбициозные и целеустремленные люди. Часто у них низкая самооценка, поэтому им важно «быть хорошими» и подтверждать свою значимость делами. Достигатели сосредоточены на образе: им важно казаться занятыми и успешными. Их страх — быть незначительными или неудачливыми.

Индивидуалист

Индивидуалисты чувствуют, что они отличаются от других людей. Это часто творческие натуры, которые жаждут общения, но из-за своей «необычности» страдают, что никто их не понимает. Четвертый тип так же, как второй и третий, является частью так называемой сердечной триады эннеаграммы. Все они борются с ощущением, что их нельзя любить такими, какие они есть.

Наблюдатель

Наблюдатели стараются сохранить энергию и мало общаются с внешним миром. Это умные, компетентные и самодостаточные люди, которым нравится учиться и узнавать новое. Людей пятого типа можно назвать минималистами: они не любят беспорядок ни в работе, ни в личной жизни. Из всего круга эннеаграммы это самый интровертивный тип личности.

Скептик

Скептики стремятся к безопасности и защищенности. Они хотят предвидеть риски и избегать их. Шестой тип вступает в союзы с авторитетными людьми и всегда просчитывает действия на несколько шагов вперед. Самый глубокий страх — быть неподготовленным и неспособным защититься от опасности.

Скептики постоянно разрабатывают стратегии и планируют будущее, чтобы защитить от вреда себя и близких

Энтузиаст

Веселые семерки часто меняют сферу деятельности, им бывает сложно усидеть на месте. Из-за страха упустить «хорошую жизнь» этот тип постоянно ищет приключения. Основная мотивация — избегать скуки или отсутствия вдохновения.

Босс

Это уверенные, напористые и решительные люди. « Восьмерки» могут пугать окружающих своим сильным характером. Они боятся быть уязвимыми, поэтому постоянно контролируют ситуацию и отвергают любых людей, которые их в чем-либо ограничивают.

Миротворец

Для миротворцев важно поддерживать гармонию, избегать сильных эмоциональных потрясений и конфликтов. Они часто отталкивают людей, которые нарушают их спокойствие. Однако, чтобы избежать выяснения отношений, могут подчиниться желаниям окружающих.

Девятый тип нуждается в мире и гармонии и стремится избегать конфликтов и неприятных эмоций

Зачем делить людей на типы

По словам кризисного психолога Сергея Пустовойтова, необходимость классификаций характеров и типов личности обусловлена медицинской потребностью для более эффективной помощи. Можно выделить две основные тенденции классификации:

«Наиболее значимый представитель первой школы — Эрнст Кречмер, который в 1921 году первым сформировал законченную теорию характеров человека. Позднее она получила развитие, свои классификации предложили Выготский, Леонгард, Ганнушкин и Лазурский. Где-то посередине оказался Эрих Фромм, внедривший понятие типологии социальных характеров.

К приверженцам более мистического направления относится Юнг, а в 1970-х годах Аушра Аугустинавичюте создала «науку» о типах личности и их взаимодействиях — соционику. Отцом-основателем метода описания типов характера и их взаимодействий через эннеаграмму считается Оскар Ичазо, боливийский философ. Второй гуру метода — Клаудио Наранхо, ученик Ичазо. Но, в отличие от учителя, Клаудио имел медицинское образование и был врачом-психиатром».

Кризисный психолог, ведущий специалист «Клиники доктора Пустовойтова»

Эннеаграмму называют псевдонаучной концепцией типов личности, а ученые и психологи публикуют на нее критические обзоры

Тем не менее, по словам психолога Сергея Пустовойтова, потребность описать, назвать и классифицировать характер человека существовала всегда. Причина достаточно очевидна: наша тревожность, как врожденное свойство психики, стремится предсказывать и контролировать.

«Возьмем, к примеру, доисторического человека: вождю племени было необходимо знать характеры соплеменников и конкурентов, чтобы сохранить свое положение. Кто-то из них трусоват, и на него достаточно было громко закричать, а кто-то отличался хитростью и подлостью, и во время совместной охоты лучше было не подставлять ему спину. В более поздние времена способность считывать характер и предугадывать поведение помогала купцам в торговле, и, чувствуя, с кого можно взять подороже, а кого можно расположить к себе для крупной покупки, они богатели.

В данный момент нет единого понимания структуры и природы эннеаграммы, а также унифицированного мнения по поводу ее применимости. Поэтому учение об эннеаграмме относят к псевдонаучным и его применение в научном мире всерьез не обсуждается.

Измерить и оценить влияние этих эффектов в каждом конкретном случае довольно трудно, поэтому никто вам достоверно не скажет, насколько вредным или полезным может оказаться такое вмешательство».

«Достоверность в науке определяется помощью верификации. В случае с эннеаграммой никаких экспериментов не проводится, поэтому и определить какую-либо достоверность будет просто невозможно.

Конечно, мнение специалиста очень сильно влияет на человека. Но если это не соответствует действительности, то человеческое естество будет брать верх. Если человеку говорят, что он на самом деле хочет оставить свой след в мире и создать что-нибудь великое, он может согласиться с экспертом и начать искать это в себе, но, когда не найдет, продолжит быть собой, а не тем, кого в нем якобы обнаружили».

Как возникает неуверенность в себе

Большое влияние оказывает самая первая среда в жизни человека — семья и школа. Среди причин, уходящих корнями в детство, выделяют:

Но неуверенность может развиться в любом возрасте. По словам клинического психолога и психотерапевта Юлии Хворовой, когда люди взрослеют, им попадаются различные микрогруппы, и порой в релевантной для человека группе он сталкивается с критикой. Также может появиться авторитет, который кажется человеку более успешным — это тоже может заложить неуверенность в себе. Опасная зона здесь — избыточное одобрение от родителей в детстве: оно играет плохую службу при столкновении с реальным миром.

Юлия Анпилогова добавляет, что наше «я» максимально уязвимо в кризисные моменты: «Землетрясение произошло, стены посыпались, и то, что было нашей опорой, исчезает, а новое еще не выстраивается. В этот период безвременья сложно быть в чем-либо уверенным. Мы возрождаемся много раз за жизнь, проходим этот цикл разрушения-воскрешения в новом качестве. И вот это восстановление всегда сопровождается неуверенностью, так как то, что возводится, еще пока очень хрупкое».

Признаки неуверенности в себе

Этот тип считается «тяжелым». Эпилептоидные люди вспыльчивы и напористы, они бывают авторитарны и агрессивны. Таким людям сложно проявлять терпение: они могут и накричать, и попытаться заставить, чтобы все было так, как они хотят.

Эпилептоидным личностям свойственны точность и педантичность. Они следят за каждой деталью, стремятся к системности и порядку во всем, что делают. Это может проявляться в манере организации пространства, в четкости выполнения задач, в их речи и движениях. Эпилептоиды ценят предсказуемость и стабильность во всем, в том числе в отношениях.

Человек с эпилептоидным характером склонен к консервативности и нежеланию менять привычный порядок вещей. Такие люди предпочитают инновациям традиционные и проверенные подходы.

Примером эпилептоида может быть Ипполит из «Иронии судьбы». Он любит порядок и принуждает к нему других. Например, указывает своей невесте, что она делает не так, и объясняет, как должно быть.

Что важно при общении с эпилептоидом:

Параноидный психотип

Параноиды, как правило, предельно осторожны и пытаются предусмотреть все возможные риски и угрозы. Им свойственно избегать непредсказуемых ситуаций. Из-за постоянного ожидания подвоха параноиды болезненно воспринимают критику или даже мысли о том, что кто-то может относиться к ним скептически.

Проиллюстрировать этот психотип может Шелдон Купер из «Теории Большого взрыва». Как типичному параноиду, ему сложно доверять другим людям, а ещё он всегда стремится контролировать ситуацию.

Тем не менее если вы сблизитесь с таким человеком, то получите настоящего друга, который всегда готов помочь.

Как строить общение с обладателями параноидного психотипа:

Тревожный психотип

Этот тип отличается повышенной тревожностью и чувствительностью к стрессовым ситуациям. Люди с тревожным типом характера ощущают сильное беспокойство и неуверенность даже в незначительных случаях.

Такие люди склонны к переживаниям и сомнениям. Они могут сосредоточиться на возможных проблемах и сложностях, преувеличивая их значение и предполагаемые последствия. Тревожные личности могут проявлять повышенную чувствительность к отзывам окружающих. Они могут бояться ошибиться или не соответствовать ожиданиям других людей.

Достаточно вспомнить Новосельцева из «Служебного романа» — нерешительного и стремящегося избегать конфликтов, — чтобы понять, как живет такой человек.

Как вести себя в общении с тревожным психотипом?

Как неуверенность в себе влияет на жизнь

Неуверенные в себе люди не просят повышения зарплаты, не высказывают свои идеи, даже новаторские и прорывные, из-за боязни быть непонятыми или отвергнутыми. Они не идут на финансовые риски, связанные с инвестициями, лишая себя возможности большего заработка. А также боятся менять нелюбимую работу и проходить собеседования. Все это еще сильнее подпитывает неуверенность.

В карьерном плане неуверенность в себе в некоторых случаях переходит в синдром самозванца, когда человек, все же сделав шаг вперед и добившись успеха, натыкается на новый страх. Здесь он уже не думает, что не сможет прийти к какой-то цели. Теперь, достигнув ее, он начинает считать свой успех случайностью и не признает личный вклад в него. Его одолевает страх не удержаться и не оправдать новые надежды. Психологи считают, что механизмы формирования этих двух явлений схожи.

При этом ошибочно считать, что неуверенность в себе и, тем более, синдром самозванца, присущи только «простым смертным». С ними сталкиваются и известные люди, причем не только в начале своего пути. Натали Портман, выступая в 2015 году перед студентами Гарварда как почетная выпускница, рассказала им, что не осознает своих достижений: «Спустя 12 лет после моего выпуска я должна признаться, что до сих пор не ощущаю собственной ценности. Мне приходится напоминать себе, что я здесь не просто так. Сегодня я чувствую себя в точности, как когда я только начала учиться в Гарварде в 1999 году. Тогда мне казалось, что произошла какая-то ошибка — я недостаточно умна, чтобы находиться здесь, и каждый раз, когда я открывала рот, мне приходилось доказывать, что я не просто глупая актриса. Иногда неуверенность и неопытность могут заставить вас стремиться к стандартам и ожиданиям, навязанным другими людьми. Но вы можете использовать свой недостаток опыта, чтобы проложить свой собственный путь — тот, который не продиктован другими, а определен вами».

Американский писатель и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек оставил запись в своем дневнике: «Я не писатель. Я обманываю себя и окружающих». Закончив работу над романом «Гроздья гнева», который и принес ему премию, он сказал: «Иногда мне кажется, что я сделал что-то стоящее, но когда работа заканчивается, она превращается в посредственность».

В своих способностях сомневались Микеланджело и Леонардо Да Винчи. Последнему приписывают фразу «Скажите, сумел ли я сделать хоть что-то?» Винсент Ван Гог, по замечаниям современников, перманентно страдал от неуверенности в себе, но однажды сказал: «Если вы слышите голос внутри себя, говорящий вам, что вы не можете рисовать, делайте это любыми способами, и голос замолчит».

Проблемы в личных отношениях

Неуверенность в личной жизни проявляется в том, что человек ставит под сомнение свою способность кому-то понравиться. На старте новых отношений он может испытывать страх, что человек рядом «заметит» его недостатки и разочаруется. В сложившихся отношениях — это ущемление своих потребностей, потому что кому-то так будет удобнее, ревность, а иногда — бесконечное перекладывание своих тревог и сомнений на партнера.

Гипертимный психотип

Гипертимные люди очень энергичны и активны. Они всегда находятся в движении, постоянно стремятся к новым приключениям и возможностям. Им свойственна живость и жизнерадостность; как правило, они открыто выражают свои эмоции и с легкостью заводят новые знакомства.

Люди с гипертимным психотипом напоминают капитана Джека Воробья из фильма «Пираты Карибского моря»: он суетливый, оптимистичный, много шутит и любит рисковать.

Однако, несмотря на свою энергию и жизнерадостность, гипертимы бывают рассеянными, у них могут возникать проблемы с концентрацией. Также им может не хватать терпения для длительных и детальных рассуждений. Гипертимы имеют тенденцию набрасываться на новое дело, но не доводить его до конца.

Возможно, вы встречали таких людей — им сложно усидеть на месте. Это те гостеприимные хозяева, которые мечут на стол первое, второе и чай, срочно бегут в магазин за десертом и одновременно звонят подруге, которая опаздывает на минуту.

В общении с гипертимным человеком важно учитывать несколько вещей.

Когда лучше обратиться за помощью к специалисту

По словам Хворовой, за профессиональной помощью обязательно стоит обратиться, когда неуверенность в себе начинает влиять на жизнь человека и блокирует его личностное и профессиональное развитие. Юлия Анпилогова к поводам также причисляет утрату здоровой критики — когда представление о себе человека тотально расходится с мнением окружения: «В этом случае стоит допустить, что возможно, правы не вы, а все вокруг. Не вы один видите кучу машин, едущих по встречке, а по встречке едете вы».

Проделанная над собой самостоятельная или со специалистом работа не гарантирует, что человек больше никогда не испытает неуверенность. Но справляться с этим состоянием и выходить из него будет проще и быстрее.

Истероидный психотип

Настроение владельцев истероидного характера может меняться быстро и неожиданно. Истероиды стремятся быть в центре внимания и могут использовать для этого различные способы: это такая драма-квин, выделяющаяся ярким и экспрессивным поведением. Помните, как Настасья Филлиповна Барашкова, возлюбленная князя Мышкина из «Идиота», кинула деньги в камин на глазах у всех собравшихся? Такой поступок характерен для истероидной личности. Также можно вспомнить радиоведущего Руби Рода из «Пятого элемента». Казалось бы, к чему радиоведущему такой эпатаж во внешности? Все потому, что привлекать внимание — его необходимость.

Истероиды — творческие и энергичные натуры, через это они могут выражать свою индивидуальность. Такие люди очень упорны и инициативны; они способны проявлять чудеса коммуникации для достижения своих целей.

Что важно в общении с истероидом:

Как побороть неуверенность в себе

По словам Юлии Хворовой, неуверенность в себе — это обратимый процесс, если с ней начать работать. Навязчивые мысли о собственной несостоятельности должны быть скомпенсированы новыми позитивными установками и техниками мышления. При этом избавление от неуверенности не проходит за пару недель — это долгий труд. Хворова предлагает следующие шаги:

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ТРЕВОЖНОСТЬ ЛЕОНГАРД

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.
Оцените статью
Избавиться от тревоги