тревожность у детей младшего школьного возраста арт терапия

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ Тревога

Арт-терапия для детей полезна для общего развития и коррекции поведения, которые связаны с заболеваниями и состояниями, развивающимися на фоне психологических проблем. Она позволяет выразить свои мысли и переживания с помощью творчества, справиться с трудностями, расслабиться и избавиться от стресса.

На занятиях учат контролировать поведение, коммуницировать и помогать друг другу. Ребенок становится более общительным, что позитивно сказывается на состоянии здоровья.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Елена Пак Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии

«Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии»

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности : это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Что такое арт-терапия

Термин «арт-терапия» используется для характеристики одной из форм терапевтического воздействия, во время которого для улучшения психического здоровья, качества жизни и повышения самооценки людей вовлекают в творческий процесс.

Во время занятий пациенты прорабатывают психологические проблемы, отвлекаются от них, находят решения, иногда нетривиальные. Для каждого возраста положены свои задачи.

Отличия от художественного творчества

Разница между творчеством и терапевтическим воздействием:

Самое важное отличие: во время творчества человек совершенствует свои навыки, на занятиях – решает психологические проблемы.

Какие задачи решает арт-терапия

Занятия помогают определить, с чем связана психологическая проблема ребенка. При опросе психологи не всегда могут выявить причины изменения в поведении.

Но в процессе творчества скрыть эмоции не получается. По анализу поделок специалисту легче определить сферу для коррекции.

Психотерапевтическая методика с помощью искусства решает следующие задачи:

Ребенок становится более открытым, легче выходит на контакт. Сначала у него устанавливается связь с психологом, затем – восстанавливаются доверительные отношения с родителями. Когда дети начинают свободно общаться с посторонними, задача арт-терапии может считаться выполненной.

Если проблемы невыраженные, с маленьким пациентом можно заниматься дома. Но лучше, чтобы вид арт-терапии, при котором поставленные задачи решатся быстрее, выбирал специалист.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа.

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки,  расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Процесс арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких,  побеждает врагов. Здесь нет места   бессилию, невозможности  постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.

Рисование выступает как способ постижения своих  возможностей и окружающей действительности, моделирования   взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что  активно рисующих  ребенок ничего не боится, просто у него  уменьшается вероятность  появления страхов, что само по себе имеет  немаловажное значение  для психического развития.

Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру. Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.

Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях,  но произошедших достаточно давно и   оставивших   не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус  собаки, пожар и т.д., было недавно. По этическим  соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий  полного  их устранения. Гораздо хуже, если они останутся  тлеть в психике, готовые  вспыхнуть в любой момент.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда  ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Родители должны стремиться всячески, поощрять детей  к рисованию, поддерживать и  хвалить при этом, даже  за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект  от рисования страхов  у  детей снизиться вдвое.  Отрицательно влияют     на результаты  рисования  страхов, отсутствие  жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере  дети меньше рисуют   и играют, на рисунках заметное преобладание  черного  и серого цвета.

Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

1. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999

2. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000

3. В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997

4. Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997

5. К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998

6. А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000

Арт-терапия. Социальная активность подростков. Проблемы молодых матерей. Настольная книга психолога

Коррекция тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Теоретические основы коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста средствами арт–терапии

Основные подходы в изучении тревожности в научной литературе:

Тревога – это отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

Детская тревожность – это нормальная эмоциональная реакция детей на различные жизненные события, включая изменения в семейной ситуации, начало школы, разлуку с близкими людьми и т.д. Степень тревожности может варьироваться у разных детей и может иметь как короткосрочный, так и длительный характер. Среди основных проявлений детской тревожности можно выделить повышенную чувствительность к различным опасностям, беспокойство о своих близких и определенные физические симптомы, такие как головные боли или боли живота.

Происходящие события в жизни современного общества приводят нас к решению новых задач, решение которых, имеет множество требований, предъявляемых к современному человеку. Именно поэтому важной задачей современной системы образования является систематизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая не только, за счет увеличения объема плана изучаемого материала, но и разработок использования новых актуальных на сегодняшний день методов обучения, поиска и создания необходимых условий для нормального развития учащихся.

Стоит помнить, что одна из главных задач современной школы и общества – это контроль, сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Решение данной проблемы встает на первый план особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.

В детской психологии существует множество проблем, с которыми могут столкнуться дети. Некоторые из них включают:

1. Эмоциональные проблемы: дети могут испытывать различные эмоции, такие как тревога, страх, депрессия, гнев и т.д. Эти эмоции могут быть вызваны широким спектром факторов, включая семейные проблемы, школьную среду, прошлые травмы и другие стрессовые ситуации.

2. Проблемы поведения: некоторые дети могут проявлять агрессивное поведение, проблемы социальной адаптации, плохое управление своими эмоциями, законопослушание и недостаток самоконтроля.

3. Развитием общения: некоторые дети могут столкнуться с проблемами коммуникации и общения. Это может включать трудности в развитии речи и языка, социальной навыки, чтение невербальных сигналов и понимание эмоции других людей.

4. Проблемы в школьной среде: дети могут испытывать трудности в школе, такие как неудовлетворительные оценки, низкая мотивация, отсутствие интереса к учебе, конфликты со сверстниками и проблемы взаимодействия с учителем.

5. Проблемы в семье: дети могут столкнуться с различными проблемами в семейной жизни, такие как развод родителей, насилие в семье, родительская депрессия или злоупотребление наркотиками, смерть близкого человека и другие семейные конфликты.

6. Психологические нарушения: некоторые дети могут страдать от психических нарушений, таких как расстройства аутистического спектра, дефицит внимания с гиперактивностью (ДВГ), расстройства анксиетета, расстройства настроения, посттравматический стрессовый синдром (ПТСС) и другие.

Это лишь некоторые из проблем, с которыми могут столкнуться дети в области детской психологии. Каждый случай индивидуален, и важно понимать, что каждая ситуация требует индивидуального подхода и помощи специалистов.

Проблемы, основанные на тревожности, изучают исследователи (Орвал Маурер, Ролло Мэй, Джозеф Тейлор, Валерий Михайлович Астапов, Анна Михайловна Прихожан, Юрий Львович Ханин, Юрий Миранович Антонян, Чарльз Дональд Спилбергер).

Сейчас тревожность является явлением, которое достаточно часто встречается. То, как ребёнок занимается в школе, как общается со сверстниками, чувствует себя в новой обстановке, всё это зависит от того. Как ребёнок младшего школьного возраста имеет контролировать свою тревожность.

Актуальность исследования обусловлена увеличением числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, а также неуверенностью, нередко эмоциональной неустойчивостью. От уровня тревожности часто зависит эмоциональная сфера личности. В работах отечественных исследователей хорошо и подробно рассматривается школьная тревожность (С. А. Озерова, А. М. Прихожан). В результате высокой тревожности у детей возникают психологические проблемы, которые могут способствовать появлению неврозов (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Б. Д. Карвасарский); происходят негативные изменения в поведении, исчезает организованность во всех направлениях деятельности (Н. В. Имедадзе, Ч. Спилбергер, Л. Н. Собчик, Х. Хекхаузен, В. С. Ротенберг, И. А. Мусина).

Разработаны разные формы и методы для разрешения проблемы повышенной тревожности у детей, среди которых многие психологи особо выделяют арт-терапию.

Именно при данном методе работа происходит на бессознательном уровне, образное мышление выдает всю необходимую информацию в качестве творческого продукта, что позволяет назвать метод арт-терапии одним из наиболее действенных и безопасных. В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между пониманием эффективной коррекции тревожности детей младшего школьного возраста в теории и коррекцией тревожности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии в практике.

Проблема коррекции тревожности младших школьников является достаточно распространенной и актуальной среди педагогической и психологической общественности. Данная проблема связана с тем, что многие дети переживают сильные чувства тревоги, которые могут оказывать негативное влияние на их общее состояние, академические результаты и социальное взаимодействие с окружающими.

Основные причины тревожности у младших школьников могут быть различными: начиная от переживаний, связанных с разлукой с родителями, страха перед неизвестным, осознания своих недостатков, сложностей в учебе и здоровье, заканчивая проблемами в семье, конфликтами с одноклассниками и т.д.

Коррекция тревожности у младших школьников может включать в себя ряд мероприятий и методик, таких как индивидуальные консультации психолога, работа с родителями, организация специальных групп по коррекции тревожности, медитации и другие техники релаксации, использование когнитивно-поведенческой терапии, игры, творческие занятия и т.д.

Однако, для эффективной коррекции тревожности у младших школьников необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, создавать доверительную атмосферу, в которой ребенок может проявить свои эмоции и получить поддержку со стороны педагогов и психологов.

Таким образом, проблема коррекции тревожности младших школьников приобретает особую актуальность в наши дни.

Социально-практическая значимость и теоретическая неразрешенность этого вопроса обусловило выбор темы нашего исследования «Коррекция тревожности младших школьников средствами арт-терапии»

Проблема поведения детей младшего школьного возраста с повышенным уровнем тревожности, несмотря на многочисленные исследования, сохраняет свою актуальность, а ее решение является необходимым этапом успешной социализации младших школьников. Возможность же коррекции поведения средствами арт-терапии наиболее эффективны, в связи с тем, что тревожные дети относятся к вербальным занятиям насторожено, и воспринимают подобные методы тяжело. Арт-терапия расслабляет детей, дает возможность раскрыться, проработать проблему через творчество.

Объект: дети младшего школьного возраста.

Отличие арт-терапии для подростков

Подростки на занятиях тоже раскрываются, прорабатывая психологические проблемы. Реализация себя в творчестве помогает им выразить эмоции и развить (или открыть) в себе творческие таланты.

С помощью арт-терапии легче преодолеть трудности.

В отличие от детей, подростки стараются заниматься тем, что у них получается, и придирчиво оценивают результат. Они учатся самовыражаться, правильно оценивать свои потребности и эмоции. Достойный результат повышает не только самооценку, но и авторитет в глазах сверстников.

Задачи арт-терапии для подростков:

Набор материалов для подростков более широкий. Им можно использовать для творчества нитки, ткани, проволоку, скрепки, пуговицы; попробовать себя в техноарте, создавать топиарные фигуры; рисовать масляными красками, углем, лепить из природной глины.

Проработка страхов у детей через арт-терапию

Для замещения ужасных образов при занятиях с дошкольниками используют методы изотерапии.

В зависимости от вида страха ребенку предлагают нарисовать пугающий сюжет или образ, мнимое чудовище различными материалами:

Выбор зависит от того, каким образом предполагается избавиться от ужаса. Например, при варианте с шаром – отпустить, на стекле пастой – смыть.


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Арт-терапия помогает избавиться от страхов.

Работа со страхами

Самые популярные упражнения для работы со страхом:

С воздушным шаром

Если детский ужас принял форму пугающей фигуры (например, волка), ребенка просят изобразить ее на клеенке или стекле, пририсовать ей смешную деталь и смыть.

Суть занятий заключается в том, что взрослый осознает, чего он боится. Детские же страхи эфемерны. А когда они визуализируются, таинственность теряется. Конкретизация образов восстанавливает эмоциональную стабильность.

Снятие тревоги

Этот метод чаще применяется для подростков. Подбирая упражнения, психологи используют опросники.

Затем пациентов приглашают на индивидуальные или групповые занятия.

Им предлагают упражнения различных видов:

Знакомство и комплименты

Сжатая пружина отражает состояние ожидания агрессии и опасности. Расслабляя ее, расслабляется и подросток. Как опасный предмет трансформируется в предмет искусства, так снижается и тревожность.

Для преодоления тревожности дошкольникам дают неожиданные материалы для создания рисунков – гель для бритья или пену, соль.

Одно из упражнений для снятия тревожности: ребенок рисует пеной на листе, выдавливая ее в произвольном количестве. Если что-то в изображении показалось настораживающим, его тут же корректируют, добавляя или снимая липкую массу. При удовлетворительном результате его предлагают разрисовать яркими красками.

При психологических проблемах, связанных с нарушением работы нервной системы, арт-терапия не может быть единственным методом коррекции.

Но при комплексном лечении она ускоряет решение проблем, укрепляет личную идентичность и помогает повысить самооценку, избавиться от тревожности и восстановить эмоциональную стабильность.

Примеры игр и упражнения

Для каждой проблемы разработаны специальные методики и упражнения. Чтобы решить поставленные задачи, материалы во время занятий могут менять.

Песочная

Наибольший эффект метод показал при работе с детьми дошкольного возраста. С его помощью снимают переживания у пациентов, которые еще не умеют выражать, что их беспокоит, словами.

Ребенку предлагают обыграть различные ситуации с помощью игрушек в песочнице. Ему рекомендуют выбрать на роль мамы и папы какие-либо фигурки, прорабатывают с их помощью различные ситуации.

Занятия для дошкольников:

Рисование песком помогает выразить свои чувства.

Библиотерапия

Практика используется для детей, которые уже умеют читать, и подростков. Специалист выявляет проблемы по выбору текстов, или по эмоциям, которые возникают при озвучивании предложенного материала.

Техники и упражнения:

Самое сложное упражнение – сочинить свой текст, описав тревожащие моменты.

Танцевальная

Эта методика улучшает координацию, избавляет от напряжения мышц, учит выражать эмоции через тело.

Педагог включает различные мелодии, а занимающиеся должны показать, как они их ощущают.

С помощью танца можно изобразить что угодно:

Детям дают какие-либо предметы, с которыми они должны придумать движения, соответствующие типу музыки.


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Танцевальная арт-терапия раскрепощает сознание человека.

Музыкальная

Упражнения для детей:

Подростки и взрослые во время занятий учатся владеть своим телом, устранять мышечные зажимы. Им предлагают дышать под музыку, исполнять мелодии, выражать эмоции напевами без слов.

Составление коллажей

Дошкольники работают с цветной бумагой. Им предлагают создать картины и рассказать, что они хотели показать.

Этот метод терапии наиболее эффективен при работе с подростками. По заданию они должны составить композицию на заданную тему, вырезав материалы из газет, журналов и плакатов. Им разрешается дорисовывать недостающее фломастерами или карандашами. По окончании работы коллаж необходимо презентовать.

По представленным образцам психолог получает дополнительные материалы и может эффективнее помочь подросткам, которым необходима помощь.


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Составленный коллаж требует дальнейшего его озвучивания.

Изотерапия

К этому виду относятся все методики, где работают с изображениями и фигурами, – рисование, лепка, графика.

Детям предлагают нарисовать или слепить то, с чем связаны приятные и неприятные ощущения, изобразить страхи, показать, как они видят семью.

Для подростков выбирают более сложные задания. Например, зафиксировать свои чувства с помощью рисунка. Если они неприятные – помогают избавиться от них.

Цветотерапия

Взрослым предлагают самим выразить ощущения с помощью цветов, выбрав приятные и неприятные.

Научить детей дошкольного возраста выражать эмоции помогает работа с тканями, цветным дождиком, переливающимися мыльными пузырями.

Игра «Зажги радугу» улучшает коммуникативные способности, обучает взаимодействию. Дети выкладывают различными предметами цвета, помогая друг другу.


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Цветотерапия раскрывает восприятие цвета человеком.

Публикация «Детская тревожность, снятие детской тревожности с помощью Арт-терапии» размещена в разделах

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи, на 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детской тревожности

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двой ку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался».

Как выявить тревожного ребенка

Опытный воспитатель, учитель, психолог конечно в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (на перемене, на улице, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей, воспитателей (или учителей-предметников) заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут ваше предположение.

Советуют присмотреться, характерны ли для поведения ребенка следующие признаки.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник

Тревожный ребенок (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности :

• Высокая тревожность — 15-20 баллов;

• Средняя — 7-14 баллов;

• Низкая — 1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку?

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Хочу поделиться одним из методов работы с тревожными детьми, на мой взгляд, наиболее эффективный в моей практике работы с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия, как метод!

Арт-терапевтичекие методики чаще всего применяются для работы с запросами в области эмоциональной сферы, повышения самооценки и снижения уровня стресса и тревожности. Арт-терапия достаточно широкое направление, которое включает в себя множество методик: изотерапия, сказкотерапия, игротерапия и другие, они достаточно интересны, ненасильственны и практически не вызывают сопротивления психики. Обязательно необходимо учитывать возрастные особенности при применении методик, так в детском возрасте более эффективными будут сказкатерапия и игротерапия, но во взрослом возрасте человек к сказкотерапии склонен относится со скептицизмом, в данном случае более эффективной будет изо-терапия или музыкотерапия. Далее, мы рассмотрим методы арт-терапии и их эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия – (лечение творчеством) направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. Включает в себя несколько направлений:

1) Изотерапия — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве.

2) Игротерапия — лечение игрой, позволяющее в игровой форме избавиться от поведенческих и эмоциональных проблем, развить коммуникативные способности и мотивационно-волевые качества.

3) Сказкотерапия – метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром путем образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания

невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на

общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и

предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие

самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с

ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует,

лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все

задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется

доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым

идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют

аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал,

с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в

работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое

оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его

монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического

повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в

легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования

эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу

необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду

спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда

даже каракули играют роль исцеления.

Профилактика детской тревожности : рекомендации психолога родителям

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Примеры творческих работ, во время занятий:

Рисование ватными палочками


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Делаем бумагу сами


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Рисуем с солью


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Лепка из теста


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

1) Монина Г. Б., Лютова Е. К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб. : Изд-во «Речь», 2007.

2) Варич Е. Н. Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста. M.,2009.

3) Зеньковский В. В. « Психология детства». М., 2000.

4) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. » Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии». С Пб., 2005.

5) Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. С Пб., 2002.

6) Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с

детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М:

Разновидности арт-терапии

Классическая школа для решения психологических проблем у детей и коррекции поведения использует такие техники для работы:

То есть визуальные виды творчества. Занятия проводят в группе или индивидуально.

Но для детей часто выбирают и другие виды творческого развития: оригами, придумывание сказок, маско-, цвето-, игротерапию, театральное искусство.

Материалы для детской арт-терапии

Ограничений по используемым материалам нет.

Чаще всего дошкольникам на занятиях по изотерапии предлагают:

Самозатвердевающую глину, позволяющую создать трехмерные фигуры

Бумагу – белую для рисования, цветную – для аппликаций.

Польза арт-терапии для детей

Основное достоинство методики – эффективность применения, независимо от темперамента и характера пациентов. Повышение самооценки успокаивает гиперактивных и раскрывает замкнутых.

Во время групповых занятий дети учатся взаимодействовать и поддерживать друг друга. Сближение снимает стресс, уменьшает тревожность.

Дополнительные преимущества арт-терапии для дошкольников:

Например, при лечении страха темноты ребенка просят вылепить или изобразить на рисунке чудовище, которого он боится. Затем дополняют фигуру деталями, превращающими его в забавный персонаж.


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АРТ ТЕРАПИЯ

Занятия арт-терапией развивает мелкую моторику у детей.

Оцените статью
Избавиться от тревоги