тревожность у детей младшего школьного возраста презентация

ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тревога

На сегодняшний день проблема психологического здоровья учащихся является одной из актуальных в психологии. Связано это, на наш взгляд, прежде всего, с введением Федерального государственного образовательного стандарта, где упор делается в основном на развитие личностных качеств учащихся. Так, старшеклассники сталкиваются с подготовкой к достаточно серьезным и трудным экзаменам – ОГЭ, ЕГЭ, – а также к дальнейшему поступлению в средние и высшие учебные заведения могут оказывать существенное влияние на их уровень психологического здоровья. Особенно важна, на мой взгляд, своевременная экспресс-диагностика психологического здоровья в старших классах школы, так как обучение в эти периоды сопровождается достаточно большим стрессом.

Цель: провести диагностику психологического здоровья школьников, выявить причины его нарушения и изучить психологическое здоровье старшеклассников МБОУ «Ивановская» СОШ.

Объект исследования: психологическое здоровье старшеклассников.

Предмет исследования: психологическое здоровье старшеклассников.

Методы исследования: шкала социально-ситуативной тревоги, автор О. Кондаш.

Проблема: оценить психологическое здоровье учащихся через диагностику.

Гипотеза: старшеклассники являются наиболее уязвимой группой по состоянию психологического здоровья.

Теоретическая значимость: в работе рассмотрены подходы педагогов и психологов к проблеме изучения психологического здоровья, освещены особенности психологического здоровья, а также внешние факторы, которые оказывают воздействие на различные сферы психологическое здоровья старшеклассников.

Практическая значимость. Полученные данные о состоянии психологического здоровья каждого из исследуемых помогают старшеклассникам лучше разобраться в своей эмоционально – мотивационной сфере, обратить внимание на проблемы и вместе с педагогом – психологом построить индивидуальный маршрут коррекции п улучшению психологического здоровья. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности психологических служб образовательных учреждений, в работе практических психологов, учителей, преподавателей, воспитателей. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, групповых коррекционно – развивающих занятий, направленных на поддержание и улучшение психологического здоровья старшеклассников.

В результате эмпирического исследования психологического здоровья старшеклассников мной был изучен целый комплекс факторов, присущих образовательной среде и так или иначе влияющих на психологическое здоровье школьников. Все результаты исследования прошли качественную и количественную обработку, сведены в общие матрицы и представлены в индивидуальных психологических здоровья. Информация, занесенная в паспорт, позволяет старшекласснику увидеть полную информацию о своем психологическом здоровье и понимать какой из изученных факторов требует особого внимания с его стороны и возможно со стороны специалистов школы. Как показал анализ результатов по обозначенной проблеме, исследуемые 9-ого класса чувствуют себя в школе достаточно комфортно, мотивационная сфера находится в пределах нормы, социальное положение в классах не является критическим, а следовательно, психологическое здоровье у 94% исследуемых находится на высоком или среднем уровне, особого внимания требуют некоторые учащиеся, показатели которых ниже допустимой нормы.

Содержание
  1. Слайд 2 Чувствительный человек — точно безоружный среди хорошо вооруженных
  2. Авербах
  3. Слайд 4 (лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния,
  4. Связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него
  5. Слайд 5 — форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные
  6. Переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к
  7. Слайд 6 (лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма
  8. Эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию.
  9. Слайд 7 (психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется
  10. Отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам,
  11. Слайд 8 высокую самооценку, сформированный самоконтроль,ориентацию на успех в достижении
  12. Целей,эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Эмоциональное благополучие
  13. Абрис цельного детского мировоззрения; Возникновение первичных
  14. Этических инстанций;Возникновение соподчинения мотивов;Возникновение произвольного поведения;Возникновение личного самосознания и
  15. Начните с себя!Если ребенок злится, помогите ему выговориться. («Я
  16. Эмоциях;Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.
  17. Слайд 15 ПричиныСледствияЧто делать?Детские страхи
  18. Опыт ребенка; Черты характера; Особенности
  19. Воспитания (гиперопека, гипоопека); Развитое воображение; Тревожность родителей; Наличие другого,
  20. Слайд 17 От 0 до1,5 летСтрах темноты, чужих, одиночества, внезапного
  21. Шума, отсутствия помощиОт 1,5 до 3годаСтрах внезапного движения, разлуки,
  22. Слайд 18 проникновение сил зла в домзапрет нарушений — кара
  23. Похищение детей кража «золотого» органаДетские «страшилки»
  24. Повышение чувства контроляБеседа, обсуждениеЧувство юмораРекомендации
  25. Слайд 21 активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через
  26. Причинение ущерба человеку или предметуДетская агрессия
  27. ПУТЬ К ЦЕЛИ?АГРЕССИВНОСТЬ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ «ШКОЛЫ ЖИЗНИ»?
  28. К вербальной агрессии3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии4.
  29. Слайд 24 чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности
  30. Ребенка;столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение
  31. Слайд 25 Безусловная любовь;Контроль собственных агрессивных импульсов;Сублимация агрессии;Демонстрация неэффективности агрессии;Четкость
  32. Правил;Поощрение позитивного поведения;Исключение провокаций;Эмоциональная разрядкаЧто делать?
  33. Умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гневаФормирование способности

Слайд 2
Чувствительный человек — точно безоружный среди хорошо вооруженных


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Авербах


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 4
(лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния,


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него

факторов. Специфика: выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Слайд 5
— форма эмоций, которая включает в себя эмоциональные


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к

определенным предметам или процессам окружающего мира.

Слайд 6
(лат. affectus – душевное волнение, страсть) — форма


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Эмоций, которая представляет собой бурную, чаще всего кратковременную эмоцию.

Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Аффект сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями, приводит к затормаживанию или нарушению всех других психических процессов (восприятия, мышления) и реализации соответствующих поведенческих реакций.

Слайд 7
(психическое состояние) — форма эмоций, которая характеризуется


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам,

и достаточной устойчивостью, которая позволяет рассматривать настроение в качестве отдельного показателя темперамента.

Слайд 8
высокую самооценку, сформированный самоконтроль,ориентацию на успех в достижении


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Целей,эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Эмоциональное благополучие


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Абрис цельного детского мировоззрения; Возникновение первичных


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Этических инстанций;Возникновение соподчинения мотивов;Возникновение произвольного поведения;Возникновение личного самосознания и


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Начните с себя!Если ребенок злится, помогите ему выговориться. («Я


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Эмоциях;Овладение словесными обозначениями эмоций. Активизация словаря эмоциональной лексики.

педагогической работе по эмоциональному развитию дошкольников:

Слайд 15
ПричиныСледствияЧто делать?Детские страхи


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Опыт ребенка; Черты характера; Особенности


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Воспитания (гиперопека, гипоопека); Развитое воображение; Тревожность родителей; Наличие другого,

более серьезного расстройства

Слайд 17
От 0 до1,5 летСтрах темноты, чужих, одиночества, внезапного


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Шума, отсутствия помощиОт 1,5 до 3годаСтрах внезапного движения, разлуки,

заброшенности От 3 до5 летСтрах животных, воображаемых существОт 6 до 11 летСтрах исключения из школы, страх потери собственности, насмешек, уродства, болезней, смертиОт 12 до17летСтрах телесных, социальных, интеллектуальных изменений, страх сексуальных отношений, потери «лица»

Джерсилд
Стадии аффективного развития

Слайд 18
проникновение сил зла в домзапрет нарушений — кара


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Похищение детей кража «золотого» органаДетские «страшилки»


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Повышение чувства контроляБеседа, обсуждениеЧувство юмораРекомендации


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 21
активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Причинение ущерба человеку или предметуДетская агрессия


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПУТЬ К ЦЕЛИ?АГРЕССИВНОСТЬ – ЭТО РЕЗУЛЬТАТ «ШКОЛЫ ЖИЗНИ»?


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

К вербальной агрессии3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии4.

Дети, склонные к негативизму

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

Слайд 24
чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ребенка;столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение

определенных потребностей;отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности

Источники деструктивного поведения:

Слайд 25
Безусловная любовь;Контроль собственных агрессивных импульсов;Сублимация агрессии;Демонстрация неэффективности агрессии;Четкость


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Правил;Поощрение позитивного поведения;Исключение провокаций;Эмоциональная разрядкаЧто делать?


ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гневаФормирование способности

к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию

Работа с агрессивными детьми

Психологическое здоровье дошкольников

План. 1. Информационная часть. Проблема психологического здоровья на современном этапе. Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка. Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе. 2. Практическая часть. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Приемы снятия эмоционального напряжения у педагогов и детей. Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду». 3. Обсуждение, подведение итогов.

Зависимость здоровья человека от различных факторов

ФИЗИЧЕСКОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; — ДВИГАТЕЛЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; — ОТДЫХ; — РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ; — ВАЛЕОЛОГИЯ. С ОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ; ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ; — САМООЦЕНКА И ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩИХ; — ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. Духовное ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРИРОДОЙ И ОБЩЕСТВОМ; МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; — РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ ДАННЫХ ; — МИР ИСКУССТВА; — ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Психическое ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; — ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ, ИГРЕ, УЧЕБЕ, РАБОТЕ; — КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ; — ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ; — ВАЛЕОЛОГИЯ, МОИ ЧУВСТВА И МЫСЛИ. З ДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Психологическое здоровье Окружающая среда Внутренний мир ОБЩЕСТВО СМИ ЭКОЛОГИЯ ДОУ СЕМЬЯ АКТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА (сознание, поведение, самостоятельность ) ГЕНЕТИКА, ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЕНКА БОЛЕЗНИ, ПАТОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Психологическое здоровье неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека: творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность на себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. Ключевым словом для его описания является «гармония», или «баланс». Гармония между эмоциональным и интеллектуальным, телесным и психическим. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие.

Основные показатели психологического здоровья: Психологическое здоровье Высокий уровень коммуникативных навыков Положительная мотивация к социальной деятельности Отсутствие нарушений в поведении Быстрая адаптация к условиям ДОУ

Уровни психологического здоровья: 1) Креативный (высокий) — дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи; 2) Адаптивный ( средний) — дети, в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность; 3) Дезадаптивный (низкий) – дети, чей стиль поведения характеризуется стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, или наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Эти дети требуют индивидуальной психологической помощи.

Главная задача ДОУ. Создание таких условий, которые гарантируют формирование и сохранение здоровья детей: — создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния; — обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

Условия, составляющие психологическое здоровье детей: Психологический комфорт Психологический климат

Психологический комфорт комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические. В этом состоянии отмечается отсутствие напряжения психических и физиологических функций организма.

Психологический комфорт создают: Игры и упражнения (этюды). Музыкальные произведения. Произведения живописи. Театр и театральная деятельность Чтение художественной литературы. Общение с природой. Физические упражнения, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика А главное взрослый – образец для ребенка: чуткий, добрый, приветливый, веселый, находящий время для общения с каждым ребенком, оптимист.

Почему важно сохранять психологическое здоровье детей? Последствия психологического дискомфорта для ребенка: — появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; — переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма); — проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты — позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм и т. п.)

Психологический климат- комплекс внутренних условий, которые обеспечивают в процессе развития и жизнедеятельности группы, коллектива положительную (отрицательную) перспективу как для группы в целом, так и для каждого члена группы. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Климат (или атмосфера) в группе детского сада определяется: отношениями между воспитателем и детьми; отношениями между самими детьми.

Стили педагогического общения Авторитарный Либеральный (попустительский) Демократический

Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей и воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

Классификация нарушений психологического здоровья: деструктивный конфликт , выражающийся в невротической тревоге, невропатии (тревожные дети); гиперактивность, как проявление двигательной и умственной расторможенности, импульсивности, непредсказуемости; ненормативная агрессивность (физическая, вербальная, эмоциональная и др.); детские страхи (личностные, социальные, предметные, ситуативные, страх самовыражения); замкнутость и застенчивость, выражающиеся в низкой потребности контактов с окружающими; ригидность , проявляющаяся в длительном застревании на чем-либо; вербализм (болтливость) и интеллектуализм (рассуждения о том, о чем сам не понимает).

Педагогические средства психологического оздоровления детей Средство – материальные предметы, объекты духовной культуры, способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса. Виды педагогических средств: ролевые игры; психогимнастика (этюды, упражнения, игры); коммуникативные игры; эмоционально-символические игры; игры на развитие воображения; релаксационные игры и упражнения; подгрупповые и индивидуальные занятия; артпедагогика (пескопедагогика, книготерапия, изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия).

Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка. « Я в своей группе детского сада». Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада

Анализ «Атмосфера в моей группе». Проанализируйте групповую ситуацию с использованием следующей схемы: Обстановка в группе. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.) Почему я так думаю? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные? Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные? Взаимоотношения между воспитателем и ребенком. С кем из детей у меня хороший контакт? Чем это объясняется? С кем из детей у меня не такие хорошие отношения? Чем это можно объяснить? Взаимоотношения между детьми. Между какими детьми существуют хорошие отношения? Чем это вызвано? Какие дети часто ссорятся между собой? Почему это происходит? Каких детей часто обижают? Почему это происходит?

Тест на эмоциональное отношение. Материал: лист бумаги, цветные карандаши. ( Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку). Вопросы можно подобрать самим. Детей сажают по одному за стол. Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад. Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой. Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.

Обозначение цветов Красный — возбужденное, восторженное отношение. Оранжевый — радостное, приятное. Желтый — теплое, доброжелательное. Зеленый — спокойное. Синий — грустное, неудовлетворительное. Фиолетовый, коричневый — тревожное. Черный — печаль, уныние.

Список литературы: Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников.- Ростов н/ Д: Феникс,2007 Ветрова Уроки психологического здоровья.- М,: ТЦ Сфера, 2011

Оцените статью
Избавиться от тревоги