Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.
Ваш гид в мире актуальных тем и трендов
- Когда и к кому обращаться за помощью
- Методы лечения школьной тревожности
- Психотерапия
- Медикаментозное лечение
- Что такое «школьная тревожность» у детей
- Отличие тревоги от тревожности
- Динамика проявления
- Причины школьной тревожности
- Описание
- Как определить уровень школьной тревожности
- Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
- Физические
- Эмоциональные симптомы
- Поведенческие
- Характеристики
- Область применения
- Шесть способов повысить свое субъективное благополучие в профессии
- В чем опасность школьной тревожности
- Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
- Помощь педагога – приемы снижения тревожности
- Авторы
- По результатам исследований можно выделить шесть рекомендаций, которые помогут учителям поддерживать собственное благополучие
Когда и к кому обращаться за помощью
Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.
При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.
Субъективное благополучие учителей играет важную роль в их работе и жизни. Исследователи находятся в поиске способов, которые могут помочь педагогам повысить свое благополучие. Конечно, каждый учитель уникален, и не существует универсального «рецепта благополучия». Однако благодаря научной литературе, мы знаем, как важно для педагога совершенствовать свои эмоциональные навыки и креативность, поддерживать отношения с коллегами и учениками и соблюдать равновесие между работой и личной жизнью. Развитие же новых технологий и цифровых сервисов позволяет делать все это более эффективно.
Методы лечения школьной тревожности
Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.
Психотерапия
Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.
Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.
Медикаментозное лечение
В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.
Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.
Субъективное благополучие учителя важно для качества образования и развития учеников. В целом, чем более удовлетворен работой учитель, тем выше его благополучие. В частности, педагоги с высоким благополучием сильнее вовлечены в работу и более эффективны, что ведет к лучшим академическим результатам учеников.
Однако дисбаланс между ресурсами, доступными учителям для выполнения работы, и налагаемыми на них обязательствами может угрожать их субъективному благополучию и приводить к выгоранию. Так, по данным опроса 2016 г., только 21% российских педагогов демонстрируют энтузиазм в отношении своей работы. Международное исследование учительского корпуса TALIS в 2018 году выявило, что почти 20% учителей из России в той или иной степени подвержены стрессу на работе, а каждый десятый сообщал о высоком уровне стресса.
Что такое «школьная тревожность» у детей
Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.
Отличие тревоги от тревожности
Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.
Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.
Динамика проявления
Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.
Причины школьной тревожности
Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:
Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей
Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников
Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты
Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность
Проблемы в семье
Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.
Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.
Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.
Описание
Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.
Постановка проблемы. Проблема формирования стиля педагогической деятельности учителя, наиболее эффективно влияющего на качество образовательных результатов, развитие, психоэмоциональное благополучие школьников, является важнейшей для подготовки педагогических кадров, а также для повышения квалификации специалистов в системе образования. Современные условия обучения претерпевают быстрые и значимые изменения, которые предъявляют особые требования к профессиональной деятельности педагога. Так, следует учитывать следующие факторы: ухудшение физического и психического здоровья обучающихся, внедрение дистанционной и смешанной форм обучения, распространение интегрированного и инклюзивного образования, повышение интенсивности педагогического труда и т.д.
Изучению особенностей профессиональной деятельности учителей, а также определению их влияния на качество образования посвящено множество теоретических и прикладных исследований в педагогике, социальной и организационной психологии, философии, социологии и других науках. Проблема носит междисциплинарный характер и освещалась в разное время как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди них: Дж. М. Абрамо (Abramo, Reynolds, 2015), Н. А. Аминов (Аминов, 2013), В. И. Загвязинский (Загвязинский, 1987), В. А. Кан-Калик (Кан-Калик, 1977), Е. А. Климов1 , И. А. Колесникова2, Н. В. Кузьмина (Кузьмина, 1970), В. Л. Леви (Леви, 1981), А. К. Маркова, А. Я. Никонова (Маркова, Никонова, 1987), В. С. Мерлин3 , В. А. Сластенин4 , А. В. Торхова (Торхова, 2004) и др. Несмотря на многообразие изученных аспектов проблемы, выявление специфики педагогического стиля деятельности учителей начальных классов в зависимости от условий работы является актуальным, чем и обусловлена необходимость продолжения научных исследований в данном направлении.
В настоящее время проблеме влияния педагогического стиля учителей на эффективность образования, а также на степень психоэмоционального благополучия школьников посвящены многочисленные теоретические и прикладные исследования.
А. К. Маркова, А. Я. Никонова определяют стиль педагогической деятельности как «устойчивое сочетание мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны образовательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности» (Маркова, Никонова, 1987). Среди наблюдаемых стилей исследователями выделены наиболее характерные для педагогов: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный (Маркова, Никонова, 1987).
Стиль педагогической деятельности является одним фактором из многих, влияющих на качество образования и психоэмоциональное состояние школьников. Рядом исследователей выявлено, что он детерминирует эффективность образовательного процесса в начальной школе по разным показателям: поведению, развитию, мотивации к обучению, успеваемости, формированию предметных, социально-психологических компетенций обучающихся и др.; определено преобладающее влияние на эффективность обучения стиля деятельности педагога, ориентированного на учащегося, что предполагает сочетание индивидуального воздействия с социально-психологическим формированием учащегося (Дедушенко, 2018; Камакина, 2021; Осолодкова, 2017; Шуванов и др., 2018).
Младший школьный возраст является чувствительным к педагогическим воздействиям учителя, что повышает значение адекватности и оптимальности стиля работы педагога, а также усиливает его влияние на психоэмоциональное состояние детей.
Проблема школьной тревожности младших школьников является одной из распространенных психологических трудностей, которые оказывают влияние на качество освоения учебной деятельности, адаптации, социализации, благоприятное личностное развитие детей (Кузнецова, 2020; Лебедева, 2020).
И. С. Якиманская отмечает, что для дезадаптированных к школе младших школьников характерны особые параметры школьной тревожности — переживание социального стресса, страх ситуации поверки знаний, боязнь не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы в отношениях с учителями (Якиманская, 2019).
В. Г. Петровской изучено влияние стиля педагогической деятельности на эмоциональное благополучие обучающихся в подростковом возрасте (Петровская, 2021). Исследователем не установлено четкой взаимосвязи между стилем педагогической деятельности и показателями тревожности школьников, что может свидетельствовать о снижении роли педагога в образовательном процессе как значимого взрослого, в том числе в вопросах формирования психоэмоционального состояния подростков (Петровская, 2021).
Таким образом, стиль педагогической деятельности как детерминанта тревожности школьников является наиболее значимой в младшем школьном возрасте.
Методология. Нами было проведено исследование особенностей стилей педагогической деятельности учителей начальной школы городских и сельских школ, а также их влияния на уровень тревожности младших школьников. Перед началом исследования были сформулированы следующие гипотезы:
В исследовании приняли участие учителя начальных классов городских и сельских школ (n = 22), дети младшего школьного возраста (n = 511).
В качестве методов исследования были использованы: обобщение литературных источников, наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценка, статистические методы (U-критерий Манна — Уитни, t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции r Спирмена). Для выявления стиля педагогической деятельности привлекалась диагностическая методика индивидуального стиля деятельности учителя А. К. Марковой и А. Я. Никоновой. Для изучения специфики школьной тревожности младших школьников — тест школьной тревожности Филлипса.
Результаты. Исследование показало, что у учителей начальных классов как городских, так и сельских школ превалирующим является эмоционально-методичный стиль взаимодействия с учениками (ЭМС) (50%). Педагоги, практикующие его в преподавании, отмечают, что ориентированы на результат и на процесс обучения детей, тщательно планируют этапы и ход урока, используют на занятии весь методический арсенал, активно включают в процесс обучения дополнительные материалы, варьируют методические приемы.
У 41,6% педагогов городских школ и у 20% учителей сельских школ выражен эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Педагоги отмечают, что стараются выстраивать урок интересно, с применением различных обучающих методов, в большей мере ориентированы на сильных учащихся, задают быстрый темп занятия, при котором менее интересные моменты темы оставляют на самостоятельное изучение детьми. Учителя признают, что не всегда планируют урок тщательно, многое делают интуитивно; на их занятиях недостаточно представлен контроль усвоения знаний учащимися, закрепление и повторение материала.
У 20% учителей сельских школ выражен рассуждающе-методичный стиль педагогической деятельности (РМС). Такие педагоги могут хорошо планировать учебный процесс, однако недостаточно чувствительны к изменению ситуации на занятии, консервативны в выборе форм и методов работы. У учителей городских школ данный стиль педагогической деятельности не выявлен.
У небольшой части педагогов городских и сельских школ (8,3% и 10%, соответственно) преобладает рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Такие преподаватели отличаются высокой методичностью, требовательностью к детям, внимательны к каждому ученику, однако на уроках не всегда соблюдают регламент.
В ходе исследования было выявлено, что стаж профессиональной деятельности и квалификационная категория педагога имеют значение в выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Обнаружено, что имеются достоверные различия в показателях выраженности индивидуального стиля деятельности специалистов со стажем 0–5 лет и 16–35 лет по параметру «Эмоционально-импровизационный стиль» (ЭИС) (Uэмп = 6, p ≤ 0,01 по критерию U Манна — Уитни), а также в аналогичных показателях педагогов со стажем 6–15 лет и 16–35 лет (Uэмп = 1,5, p ≤ 0,01 по критерию U Манна — Уитни). Обнаружены также достоверные различия в показателях выраженности индивидуального стиля деятельности специалистов без категории и педагогов с 1 квалификационной категорией по параметру «Эмоционально-импровизационный стиль» (ЭИС) (Uэмп = 1,5, p ≤ 0,01 по критерию U Манна — Уитни), специалистов без категории и с высшей квалификационной категорией (Uэмп = 0,5, p ≤ 0,01 по критерию U Манна — Уитни).
У начинающих учителей и специалистов с малым стажем и категорией достоверно более выражен эмоционально-импровизационный стиль педагогической деятельности. Такие педагоги в большей мере ориентированы на процесс обучения, а не на результат, во многом действуют интуитивно, недостаточно контролируют качество усвоенных знаний у учащихся, избирательны в анализе учебного материала, многое из него оставляют на самостоятельное изучение детьми, не всегда адекватно планируют учебный процесс, могут отступать от плана урока или составляют его в общих чертах.
Имеются достоверные различия в показателях выраженности школьной тревожности (параметр «Общая тревожность в школе» (ОТ)) у детей, обучающихся у педагогов с высшей категорией и без категории (tэмп = 2,63, p ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента); с высшей категорией и с 1 квалификационной категорией (tэмп = 2,67, p ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента).
У младших школьников, обучающихся у педагогов без категории, отмечается преобладание повышенной тревожности по шкалам «Страх самовыражения», «Страх ситуации проверки знаний», также преобладает высокий уровень тревожности по шкалам «Общая тревожность в школе», «Переживание социального стресса», «Фрустрация потребности достижения успеха», «Страх несоответствия ожиданиям окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями».
Для педагогов со стажем 6–15 лет характерными ведущими стилями профессиональной деятельности являются эмоционально-методичный и эмоционально-импровизационный.
У младших школьников, обучающихся у учителей с первой квалификационной категорией, преобладает средний уровень школьной тревожности по показателю общей школьной тревожности, переживания социального стресса, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, фрустрации потребности в достижении успеха, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблем и страхов в отношениях с учителями. Выявлена повышенная тревожность по шкале «Страх самовыражения», а также высокие значения по шкале «Страх ситуации проверки знаний», в целом отмечен средний уровень общей тревожности. Выражены средние показатели фрустрации потребности в достижении успеха. Младшие школьники в данной группе находятся в относительно благоприятном эмоциональном и психическом состоянии, что позволяет им развивать собственные возможности и благополучно преодолевать учебные трудности.
Среди педагогов со стажем профессиональной деятельности 16–35 лет наиболее распространен эмоционально-методичный стиль работы (60%), в равной степени проявляются рассуждающе-методичный (20%) и эмоционально-импровизационный (20%) стили педагогической деятельности.
У младших школьников, обучающихся у учителей с высшей категорией, преобладает средний уровень школьной тревожности. Отмечен средний уровень переживания социального стресса, выражены средние показатели фрустрации потребности в достижении успеха. Младшие школьники в данной группе характеризуются относительно благоприятным эмоциональным и психическим состоянием, способствующим личностному развитию.
Для детей младшего школьного возраста характерно проявление разных видов школьной тревожности, наиболее часто встречающимися из которых являются следующие: страх ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Имеются достоверные различия в показателях выраженности школьной тревожности у детей, обучающихся у педагогов со стилем РМС и РИС по параметру «Общая тревожность в школе» (ОТ) (tэмп = 2,7, p ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента), со стилем ЭМС и РМС (tэмп = 2,21, p ≤ 0,01 по t-критерию Стьюдента).
Установлена взаимосвязь между тревожностью детей младшего школьного возраста и стилем педагогической деятельности учителей, работающих с ними. Сопоставление полученных данных проводилось при помощи коэффициента корреляции r Спирмена. В результате установлена положительная значимая связь между уровнем общей тревожности, страхами в отношениях с учителями у детей и стилем педагогического общения специалиста, низкой физиологической сопротивляемостью обучающихся стрессу и индивидуальным стилем деятельности учителя, а также отрицательная значимая корреляция между фрустрацией потребности в достижении цели учащихся и индивидуальным стилем деятельности педагога.
Таким образом, статистически было подтверждено, что наиболее влияет на повышение тревожности у школьников рассуждающе-методичный стиль педагогической деятельности. Рассуждающе-импровизационный, эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный стили меньше сказываются на психологическом состоянии учеников младшей школы. Подопечные педагогов, применяющих РМС как превалирующий стиль в работе, достоверно сильнее волнуются перед проверкой пройденного материала, при ответах на вопросы, выполнении задания, дети беспокоятся о правильности своих действий.
Выводы. В данном исследовании нами была сделана попытка изучения особенностей стиля профессиональной деятельности учителей начальных классов, а также определения его влияния на уровень школьной тревожности младших школьников. В ходе работы мы выявили, что условия обучения на первой ступени в городской и сельской школах, стаж, квалификационная категория, стиль педагогической деятельности учителя определяют особенности школьной тревожности детей. Наиболее распространены следующие ее проявления: боязнь ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Установлено также, что стилем педагогической деятельности, вызывающим значительное повышение тревожности у обучающихся, является рассуждающе-методичный — в сравнении с рассуждающе-импровизационным, эмоционально-импровизационным и эмоционально-методичным стилями, характеризующимися менее выраженным влиянием на психоэмоциональное состояние младших школьников.
В целом следует заключить, что понимание положительных и отрицательных сторон воздействия разных стилей педагогической деятельности на тревожность младших школьников позволит учитывать это в практической деятельности учителей начальных классов с целью оптимизации образовательного процесса и создания благоприятных психологических условий для обучения детей.
Как определить уровень школьной тревожности
Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.
Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся
Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.
Физические
Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.
Эмоциональные симптомы
В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.
Ребенок становится раздражительным и вялым.
Поведенческие
Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.
Характеристики
Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.
Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.
Область применения
психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.
Шесть способов повысить свое субъективное благополучие в профессии
В последние годы тема профессионального благополучия, под которым понимается удовлетворенность человека своей жизнью на работе, становится все более важной. Профессиональное благополучие включает в себя такие аспекты, как удовлетворенность работой, контроль над своей профессиональной деятельностью, личная значимость и достижения, а также уровень стресса и эмоциональной устойчивости. Субъективное благополучие в профессии — важный показатель качества жизни, способный оказывать значительное влияние на работоспособность и продуктивность работника.
Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Исследования мировых и российских ученых показывают, что радость и удовлетворение от урока становятся двигателем успеха в этой сложной работе. В этой статье мы дадим основанные на научных данных рекомендации, как учителю сохранять гармонию с собой.
В чем опасность школьной тревожности
Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:
Как снизить школьную тревожность – помощь родителей
Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:
Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка
Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции
Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив
Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха
Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.
Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.
Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка
Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей
Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню
Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы
Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна
Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу
Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом
Дети часто учатся, наблюдая за родителями.
Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.
Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.
Помощь педагога – приемы снижения тревожности
Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:
Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником
Создайте структурированный распорядок дня в классе
Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся
Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление
Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными
Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.
Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.
Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть
Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели
Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.
Авторы
Где проходит граница между профессиональным «счастьем» и «несчастьем» для учителя
Учителя могут самостоятельно обратить внимание на присутствие у себя признаков снижения благополучия*:
*Выделены классиком исследования выгорания сотрудников Кристиной Маслах.
Откуда берется субъективное благополучие учителя?
Одна из теоретических моделей, затрагивающих вопрос формирования субъективного благополучия учителя, — модель просоциального класса (The Prosocial Classroom). Она связывает благополучие учителей с эмоциональным климатом и успехами учеников. Эта связь зависит от поддерживающих отношений в коллективе, управления классом и обучения социально-эмоциональным навыкам.
В целом выделяются три группы факторов благополучия:
При этом организационные факторы могут играть даже более важную роль: в исследовании с говорящим названием «Она поддерживает их; кто поддерживает ее?» было показано, что педагоги солидарны в оценке своего субъективного благополучия внутри каждой дошкольной организации.
По результатам исследований можно выделить шесть рекомендаций, которые помогут учителям поддерживать собственное благополучие
1. Повышайте «эмоциональную» квалификацию
Профессиональное развитие является одним из важных факторов высокого субъективного благополучия учителей. Но программы повышения квалификации могут быть направлены не только на развитие профессиональных знаний, но и на сферу эмоций педагогов.
Большой метаанализ двадцати девяти экспериментальных исследований показал, что программы, основанные на развитии осознанности и специально разработанные для устранения стресса учителей и повышения их социальной и эмоциональной компетентности, крайне эффективны в повышении благополучия учителей, снижении психологического стресса и улучшении качества взаимодействия в классе. Такие программы также оказали значительное положительное влияние на климат в классе в целом.
Пример такой программы по развитию осознанности — программа «Повышение осведомленности и жизнестойкости в сфере образования» (Cultivating Awareness and Resilience in Education, CARE). Она предназначена для обучения учителей и других работников образовательной сферы. Педагогов учат тому, что называется осознанностью: успокаивать тело и разум с помощью дыхания и движения, а также использовать идеи позитивной психологии, чтобы лучше регулировать свои эмоции.
Участники этой программы говорят на занятиях о «триггерах» и «сценариях». Прошлый опыт может повлиять на восприятие ситуации и вызвать слишком сильные или неуместные эмоции — в этом случае события прошлого выступают «триггером», провоцируют реакцию. « Реактивная реакция» — поддаться этим эмоциям, следуя бессознательному сценарию в своей голове. На программе же педагоги учатся сделать паузу, поразмышлять и получить более точное представление о ситуации. Например, в момент столкновения с триггером можно сфокусироваться на дыхании. Сосредоточить внимание на дыхании — это простой способ замедлиться и переключить внимание со стрессовой ситуации, а также перевести свое тело из состояния стресса в состояние расслабления. Проследив за своим дыханием даже на протяжении 30 секунд, можно уберечь себя от поспешных выводов и поступков.
В течение дня также можно попробовать практиковать «самопроверку» — остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т. д. Цель техники состоит в том, чтобы, осознав и признав свои ощущения, почувствовать себя в настоящем моменте.
2. Установите рабочие границы
Соблюдение рабочих границ позволяет не только сохранить баланс между личной и профессиональной жизнью, но и улучшить общее психологическое состояние.
Высокая рабочая нагрузка является одним из главных факторов снижения благополучия учителей. При этом результаты опроса в пяти странах (Канада, Новая Зеландия, США, Англия и Австралия) показали, что к росту стресса приводит увеличение времени на планирование уроков и выставление отметок. А время, затрачиваемое на преподавание, работу с коллегами, профессиональное развитие, не оказывает негативного влияния на качество трудовой жизни учителей.
Британская благотворительная организация «Education Support», занимающаяся вопросами здоровья и благополучия работников сферы образования, советует учителям начать с постановки небольших целей и для этого в течение недели или двух вести дневник, записывая туда все свои дела. Это позволит увидеть закономерности в своем расписании и понять, что можно изменить.
Например, чтобы снизить затраты времени на планирование уроков, специалисты «Education Support» предлагают педагогам сделать универсальный банк заданий и видов активности, из которых, как из конструктора, можно затем создавать различные занятия.
С помощью дневника необходимо найти и установить комфортные для себя границы между работой и личной жизнью. Сначала определите для себя время работы и время, когда вы не будете отвечать на рабочие сообщения или звонки. Сделайте полноценный перерыв на обед, не совмещая его с решением рабочих задач, установите время для последней проверки электронной почты и мессенджеров.
Также эксперты фонда предостерегают: «Не переусердствуйте: учителя — люди добросовестные, и есть соблазн ответить «да» на все, о чем вас спрашивают. Спросите себя, поддерживают ли эти предложения ваши приоритеты, и говорите «нет», когда это необходимо».
3. Укрепляйте отношения с коллегами
Поддержка отдельного человека и наличие благоприятной рабочей среды, представленной общими взглядами и ценностями, школьной культурой, организационной справедливостью или автономией, имеют важное значение. Предыдущие исследования показали, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
Согласно исследованиям, социальная поддержка, в том числе со стороны руководства, может помочь учителям справляться с трудностями на работе и повышать уровень их удовлетворенности. Социальную поддержку можно разделить на объективную и субъективную. Первая может выражаться в дополнительном финансировании в трудных ситуациях или помощи с обучением, вторая — в эмоциональной поддержке.
Для учителей важны три группы поддержки. Директора школ могут создавать позитивную и благоприятную рабочую среду. Коллеги способны поддерживать друг друга, работать сообща, снижать групповой стресс и требования профессиональной жизни и помогать регулировать эмоции. Учащиеся могут стать «эмоциональным вознаграждением» за работу педагога и придавать смысл профессии.
4. Учите учеников ценить ваши усилия
Это поможет создать атмосферу уважения и признания, которая, в свою очередь, повысит ваше субъективное благополучие.
Позитивные отношения с учащимися помогают поддерживать высокий уровень благополучия учителя. Поведение учеников особенно важно для таких аспектов выгорания педагога, как эмоциональное истощение и отсутствие личностной самореализации. Учитель ощущает себя комфортно, если чувствует контроль над поведением учащихся. При этом практики эмоциональной регуляции (способы управления эмоциями в процессе работы, например, медитация или осознанное дыхание из первой рекомендации) помогают снизить негативные последствия проблем с поведением учащихся, с которыми учителя сталкиваются в классе.
Поддерживая отношения между педагогами и учащимися и продвигая и поддерживая культуру социально-эмоционального развития, школы смогут повысить также уровень чувства принадлежности учителей к школе. В свою очередь, это является предиктором повышения эффективности преподавания и снижения уровня эмоционального выгорания преподавателей.
Как учителя могут создать положительные отношения с учащимися? Во-первых, они могут проявлять интерес к жизни и предпочтениям своих учеников; во-вторых, использовать позитивное общение, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь учащимся почувствовать себя увереннее и успешнее; в-третьих, подключать различные инновационные методы, такие как игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить свои отношения друг с другом и с ними.
5. Развивайте свою креативность
Подходите к подготовке занятий творчески, исследуйте разные методики и формы обучения. Это поможет не только сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам энтузиазм и удовольствие от работы.
Исследования показывают, чем выше степень креативности у учителя, тем выше и уровень его благополучия. Такие учителя испытывают большее чувство удовлетворенности от своей работы и имеют более высокую мотивацию.
Креативность неизбежно влечет некоторые «творческие риски», поэтому поддержка со стороны учеников, коллег и руководства школы играет важную роль в укреплении творческой среды. Важна поддержка новаторства, творчества как общешкольной ценности и как важного компонента обучения. Кроме того, для развития креативности необходима обратная связь. Поэтому важно участвовать в профессиональных сообществах людей со схожими интересами, которые могут поддержать новаторский взгляд педагога.
Развивать креативность учителя можно через изучение и внедрение новых методов обучения, направленных на развитие изобретательности учеников. Внедряя такие методы, педагог вынужден мыслить открыто, развивать и свои творческие способности. Например, учитель может задавать учащимся открытые вопросы, не имеющие одного верного ответа и требующие творческого поиска решения.
6. Внедряйте технологии
Технологии и цифровые сервисы сами по себе не играют ни негативную, ни позитивную роль в благополучии учителя, однако они могут помочь ему реализовать все предыдущие рекомендации в своей повседневности с помощью специализированных приложений.
Так, использование цифровых технологий может позволить учителям снизить стресс, связанный с подготовкой к урокам и оценкой работ студентов. Например, использование онлайн-инструментов для автоматического сбора, проверки и оценки работ, таких, как Учи.ру или ЯКласс, может существенно сократить время, затрачиваемое на эти процессы (а ранее мы отмечали, что именно эта часть рабочего времени приводит к снижению субъективного благополучия).
С помощью различных сервисов можно лучше организовать свое рабочее время. Например, использовать различные планировщики задач, такие, как Notion или Evernote.
Благодаря развитию технологий упростилась и коммуникация. Исследования продемонстрировали, что использование цифровых средств общения позволяет установить с родителями учащихся более открытые, партнерские отношения. Однако увеличение количества цифровой коммуникации несет риск размывания границ между работой и личной жизнью. Решение можно найти, используя, например, сервис VK Мессенджер, который позволяет учителю иметь два профиля — личный и рабочий; а значит, во время отдыха можно продолжать общаться с родными и друзьями, не отвлекаясь на рабочую переписку.
Цифровые средства коммуникации также позволяют профессиональным сообществам «расширить границы» и работать в распределенном формате, что особенно важно для учителей, проживающих в отдаленных районах. Такие сообщества, как, например, Форум классных руководителей или Амбассадоры цифрового образования, позволяют участникам оперативно реагировать на запросы и поддерживать друг друга и в профессиональных вопросах, и в личном общении, делиться экспертизой и участвовать в событиях друг друга (викторинах, семинарах и т. д.).
Кроме того, использование цифровых технологий может помочь учителям проводить более интерактивные уроки, что сделает их интереснее и для учеников, и для самих педагогов. Например, с помощью сервиса Учи.ру можно создавать игровые задания.