уровень беспокойства во время экзамена

УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА Тревога

Содержание
  1. Переживания сразу после сдачи экзаменов
  2. Как помочь себе после сдачи экзамена
  3. Как успокоиться перед экзаменом
  4. Роль привычки
  5. «Душила подушкой и била кулаками»
  6. Что запомнить
  7. Стресс во время подготовки к экзаменам
  8. Как снизить напряжение при подготовке к экзаменам
  9. Как помочь организму пережить стресс
  10. Нормально ли бояться экзаменов
  11. Что делать в день экзамена
  12. Как сдать экзамен без стресса и тревоги
  13. Как страх влияет на мыслительную деятельность
  14. Подготовка
  15. Что будет, если я не сдам ЕГЭ
  16. Упражнения для расслабления
  17. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
  18. Как снять стресс перед экзаменом — полезные советы
  19. Стресс во время сдачи экзаменов
  20. Как помочь себе во время экзамена
  21. Как тревога и стресс влияют на результат экзамена
  22. Стресс после получения результатов
  23. Как поддержать выпускников, получивших низкие баллы
  24. На что обратить внимание самим выпускникам

Переживания сразу после сдачи экзаменов

Когда Дарья из Москвы сдала все экзамены, у нее начался «разбор полетов». Девушке казалось, что она что-то упустила и не написала.

Доспехова рассказывает, что так случается часто: после экзаменов человек может испытывать вину, стыд, недовольство собой, начинает думать, что можно было сделать иначе.

«Такая рефлексия неполезна и не помогает. Мы можем проанализировать ошибки, чтобы сделать выводы. Но вина и стыд точно никак не повлияют на нашу эффективность», — говорит эксперт.

Как помочь себе после сдачи экзамена

Чувства вины и сожаления психолог советует отслеживать и останавливать, переключая себя на что-то другое. Например, вспоминать, что человек сделал хорошего и полезного.

Сразу после экзамена выпускнику важно хвалить себя за то, что он прошел через сложное испытание, — неважно, какую оценку он получит, говорит Доспехова. В день сдачи стоит устроить небольшое празднование, порадовать себя чем-то приятным.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Ученик перед началом единого государственного экзамена по математике в школе № 1540 в Москве

Как успокоиться перед экзаменом

Тревога — естественная реакция человека на экзамены или тесты. Но с ней можно справиться при помощи определенных действий.

В видео психолог Стэнфордского университета Келли МакГонигал рассказывает, как превратить стресс в друга

Роль привычки

Во многом аттестационные испытания приносят столько беспокойств и заставляют нервничать людей любого возраста именно потому, что сдающий не знаком с процедурой. Любой опыт — положительный или отрицательный — полезен для снятия тревоги. Например, чем больше в школе переходных экзаменов и зачётов по результатам полугодий, тем легче подростку будет сдавать ОГЭ и ЕГЭ. В связи с этим желательно не упускать возможностей потренироваться в безопасных условиях, когда вы ничем не рискуете. Пользу принесут пробные экзамены, которые проходят во всех школах, написание тестов дома, а также участие во всевозможных олимпиадах.

«Душила подушкой и била кулаками»

сдавала ЕГЭ в 2020 году по трем предметам: русскому, английскому и математике. Подготовку она начала еще в десятом классе, с ней занималось несколько репетиторов. Девушка старалась отдыхать хотя бы один раз в неделю — в воскресенье, но иногда и это не удавалось.

«Каждую минуту, которую я не уделяла подготовке к ЕГЭ, я чувствовала себя виноватой, поэтому не могла отдыхать», — вспоминает Лена.

Девушка писала пробные экзамены на 80+ баллов. Это ее не устраивало. Она мечтала набрать больше 90 баллов по каждому предмету и поступить на факультет лингвистики в Высшую школу экономики. Лена всегда была отличницей, шла на золотую медаль, поэтому ждала от себя только высоких результатов.

«Учителя пугали нас рассказами о ЕГЭ: о том, как кто-то чихнул — и его сразу удалили с экзамена. О том, что руки под парту класть нельзя. Это вызывало волнение: приходилось беспокоиться не только о знаниях, но и о всяких мелочах в своем поведении», — делится Лена.

Репетиторы тоже рассказывали тревожащие девушку истории. Как и учителя, они рассчитывали, что у Лены будут высокие результаты. Однажды репетитор по русскому сказала ей: «Ты умная, попробуй только на 100 баллов не написать». Это была просто шутка, но она запомнилась девушке на всю жизнь.

За полгода до ЕГЭ у Лены появились мысли о суициде. Она переживала из-за неудавшихся пробников. Иногда незаметно для других девушка наносила себе увечья: душила себя подушкой или била кулаками. По словам Лены, так она наказывала себя за отсутствие успехов в подготовке.

Девушка жаловалась родственникам на стресс, но к специалисту ее не отвели из-за скептического отношения к психотерапии. Вместо этого ей посоветовали «просто выйти в огород прополоть траву», чтобы успокоиться.

В апреле, за три месяца до ЕГЭ, Лена была дома одна и решала пробник по математике. У нее не получались даже первые задания, которые раньше девушка выполняла с легкостью.

«Весь мир расплывался перед глазами. Я на автомате встала из-за стола, подошла к шкафу и взяла велосипедки. В голове пронеслась мысль: “Тебе лучше умереть, если ты даже первое задание по математике решить не можешь”», — рассказывает героиня.

После этого случая у Лены сбился менструальный цикл: с апреля и до окончания экзаменов месячных не было. Девушка сходила к гинекологу и сделала УЗИ. Ей сказали, что сбои произошли из-за стресса.

Что запомнить

Любое тестирование может быть полезным и интересным опытом. Вне зависимости от оценки опыт экзамена и подготовки — уже приобретение для школьника. Формат аттестации помогает тренировать способность самоорганизации, а в современном мире этот навык очень ценится. Важно понимать, что экзамен — это не кара небесная, а одна из ступеней жизни. Страх и тревога часто мешают нам разглядеть истинную цель экзаменов: это всего-навсего удобный инструмент для подтверждения знаний.

Стресс во время подготовки к экзаменам

Частота детских и подростковых суицидов растет с февраля по май. Этот период совпадает с усиленной подготовкой к экзаменам. Выпускники девятых и одиннадцатых классов волнуются из-за испытаний — иногда это приводит к необратимым последствиям.

В 2016 году в Новосибирской области  тело старшеклассника— он покончил с собой во время подготовки к экзаменам. По словам учителей, молодой человек учился хорошо, но боялся не сдать ЕГЭ по физике. В 2023 году о нескольких случаях подростковых суицидов, связанных с переживаниями из-за оценок.

объясняет, что люди предпринимают попытки суицида в ситуации крайней внутренней нестабильности. Она может быть вызвана растущим напряжением, связанным с семейным неблагополучием, негативным отношением к себе, проблемами со сверстниками. Если при этом в окружении подростка высокую значимость имеет успешная сдача экзаменов, ЕГЭ становится вишенкой на торте.

«Когда со всех сторон давят, есть ощущение тотального неуспеха и нет планов на будущее, то суицид может казаться выходом. Надежды нет никакой», — говорит психолог.

По словам Доспеховой, на стресс выпускника влияет давление внутри семьи, к которому часто присоединяются и учителя.

«Бывает так, что еще с начальной школы родители переживают, что ребенок не сдаст ЕГЭ, — рассказывает эксперт. — Появляется присказка: “Учись сейчас, как ты будешь потом сдавать экзамены?” Это очень давит на психику. Родительская тревога влияет на отношение ребенка к себе, пробуждает в нем неуверенность и идею, что впереди будет что-то страшное. С возрастом оно приближается, постепенно становится совсем ужасным и невыносимым».

сдавала русский, английский и историю в 2016 году. По всем трем предметам с ней занимались репетиторы. Переживания девушки были связаны с тем, что на ее подготовку семья тратила деньги.

«Мне не хотелось подвести родителей. Было страшно, что столько усилий вложено, а я сдам на низкий балл», — рассказывает Дарья.

По словам девушки, хуже всего ей давались сочинения по русскому языку. Иногда доходило «до истерики», признается она. Дарья занималась до трех часов ночи, плакала, думала: «Что же это такое, ничего не получается, я ничего не сдам». Пробники она писала не на самый высокий балл, а родители сравнивали ее результаты с результатами других учеников.

«Во время подготовки к экзаменам из-за стресса я сильно поправилась — с 70 до 80 с чем-то килограмм. Свои переживания я заедала», — делится девушка

Доспехова добавляет, что чувство тревоги усиливается отсутствием альтернативного плана в случае несдачи. В этой ситуации экзамен становится точкой невозврата. Выпускник может думать: «Если я не сдам, то жизни дальше не будет, все бессмысленно, я неудачник».

Как снизить напряжение при подготовке к экзаменам

Родителям стоит спрашивать себя, кому действительно нужен высокий балл на экзаменах: ребенку или им самим, говорит Доспехова. Иногда в семьях взрослые сами выбирают судьбу своего ребенка. Ситуация, когда дети поддерживают родительские профессиональные интересы, может быть успешной, отмечает Доспехова. Но родитель не должен перекладывать ответственность на ребенка, говоря ему: «Это тебе нужно», подчеркивает эксперт. Это может привести к неоправданным ожиданиям и разочарованию: «Я столько лет в тебя вкладываюсь, а тебе это вообще не нужно».

«Родителю важно себе напоминать, что он не отвечает на 100% за поступление ребенка и ребенок может совершать ошибки», — говорит психолог

Чтобы поддержать выпускника, который волнуется из-за экзаменов, семье и учителям стоит обсуждать вместе с ним планы на будущее. Что он будет делать, если не поступит в вуз, будет ли пересдавать, пойдет ли в колледж или устроится на работу. Можно говорить с подростком: «Что случится, если результат будет низким?», «Что ты планируешь делать в следующем году, если не поступишь?», «Как мы тебя поддержим?»

Доспехова обращает внимание, что начать этот разговор лучше как можно раньше — это снижает стресс и повышает мотивацию к учебе. Если выпускник знает о разных альтернативах, он может сделать осознанный выбор.

«Важно, чтобы родители демонстрировали, что учебные результаты — не единственное, за что они ценят ребенка, — отмечает эксперт. — Пусть семья показывает, что в любом случае его любит и готова рассматривать альтернативы».

Самому выпускнику в период подготовки важно чередовать напряжение и расслабление, дать себе возможность отдохнуть и переключаться на что-то приятное, говорит Доспехова. Например, говорить себе: «Сейчас я готовлюсь, потом я иду гуляю, бегаю или принимаю ванну». Помимо эмоциональных разгрузок эксперт напоминает о важности регулярного питания и полноценного сна.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Школьница перед началом единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии в московской школе № 1534

Как помочь организму пережить стресс

Чтобы справиться с психологической тревогой перед экзаменами, нужно быть готовыми к комплексным изменениям в образе жизни:

Нормально ли бояться экзаменов

Страх — абсолютно нормальное чувство в ситуации неизвестности, например когда человек пишет экзаменационную работу и не знает, какой результат получит. Особенно волнующе идти на это испытание впервые, ведь прохождение аттестации — особый навык, который нужно развивать.

Однако экзамены пугают не всех людей. Ваше отношение к ним зависит от учебного опыта, индивидуальных особенностей психики и социальной среды. Экзамен можно воспринимать позитивно, если в школе его преподносят как нечто торжественное и полезное, как возможность проверить свои знания. В таком случае при поддержке окружающих ребёнок может спокойно перенести даже свой самый первый экзамен.

Некоторым людям свойственно тревожиться и переживать больше, чем другим. Они боятся не только тестирований, но и любых потрясений, меняющих жизненный уклад. Сильнее всего будут беспокоиться те школьники, которые чувствуют внешнее давление (со стороны родителей, школы) и боятся не оправдать чужие ожидания. У людей с высоким порогом тревожности результат экзамена зависит не от знаний, поэтому они часто пишут контрольные и тесты непредсказуемо: иногда получают пятёрки, а в другой раз двойку. Часто эта проблема проходит с опытом. Кроме того, можно помочь себе адаптироваться к формату экзамена, если внимательно отнестись к особенностям своего эмоционального фона.

Что делать в день экзамена

На преодоление стресса уходит немало ресурсов, а на экзамене от вас потребуются ещё и серьёзные интеллектуальные усилия. Лучше готовиться к этому событию накануне, чтобы поддержать себя. Перед любым важным испытанием необходимо выспаться, поэтому подготовку придётся закончить заранее. Стоит также подумать о комфортной одежде и собрать все свои вещи перед сном. Не забудьте взять с собой воду и всё, что разрешено брать на экзамен, согласно списку. Если вы сильно нервничаете утром или накануне вечером, выделите немного времени на прогулку быстрым шагом — физическая активность снижает уровень тревоги.

Как сдать экзамен без стресса и тревоги

Читать в полной версии

Экзамены — важная часть образовательного процесса и источник тревоги молодых людей. Объясняем, как тревога влияет на результат экзамена и что поможет успокоиться

В 2023 году 700 тыс. человек из всех субъектов России и 54 зарубежных стран сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ). К итоговой проверке знаний готовятся также студенты техникумов, колледжей и вузов. Объединяет всех участников этого процесса одно — тревога, которая влияет на ход подготовки и результат.

Как страх влияет на мыслительную деятельность

В ситуации сильного стресса у человека не хватает времени и ресурсов на принятие взвешенных решений, поэтому в такой момент мы часто ведём себя так, как привыкли. Столкнувшись с угрозой, человеческая психика выбирает одну из трёх стратегий поведения: беги, дерись или замри, поэтому иногда страх может оказать отрицательное воздействие на мыслительные процессы, парализовать человека. Те, кто привык «замирать» или «убегать», на экзамене часто впадают в ступор и от страха забывают всё, что знали. Некоторые, напротив, начинают «драться», то есть мобилизуют все ресурсы своего мозга. Для них страх становится мотивацией, чтобы сделать всё, что в их силах.

Какой бы ни была ваша привычная модель поведения, не стоит отчаиваться. Сложно сказать, что «драться» лучше, чем «убегать». Успех учащегося не зависит от этого. Гораздо важнее понимать свою психику и уметь приспосабливаться к её особенностям. Кому-то понадобится время на раскачку на экзамене, а кому-то лучше постараться сделать максимум в первый час, воспользовавшись всплеском энергии.

Подготовка

Минимизировать страх экзаменов можно, если выстроить свою подготовку так, чтобы быть более уверенным в себе, когда придёт пора проверить свои знания.

Для этого необходимо:

Что будет, если я не сдам ЕГЭ

Очевидно, как дети переживают насчет сдачи ЕГЭ. Им страшно допустить ошибки, разволноваться, не понять вопроса, не знать ответа в сложных заданиях. Если школьник плохо сдал экзамен, конечно, его расстраивает сам факт неудачи. Но больше всего его пугает страх перед будущим. Что делать, если не сдал? Эта мысль настолько пугающая, что из-за нее сложно справиться со стрессом.

Как решить эту проблему и успокоиться? Прежде всего, нужно хорошо готовиться. Эту аксиому знают все выпускники, ведь без хорошей базы знаний, независимо от своих переживаний, экзамены не сдать. Когда подросток уверен в своих силах, то ему становится уже легче.

Если страх не сдать предмет все равно остается, а это абсолютно нормально, стоит разобраться с тем, что же случится потом. Представьте, что экзамен уже провален, то есть баллов для поступления в выбранный ВУЗ – мало. То есть негативная ситуация как будто уже случилась. Что можно сделать? Есть несколько вариантов. Например, учесть свои ошибки и уделить еще год качественной подготовке. Уже пройдя один раз это испытание, на следующий год ребенок точно с ним справится. Также можно поискать другие ВУЗы или направления – возможно, для другой специальности этих баллов будет достаточно. Зная, что выход есть в любом случае, ребенок будет спокоен.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Упражнения для расслабления

Заниматься своим духовным здоровьем необходимо, чтобы научиться держать себя в руках, не впадать в стресс, уметь совладать с собой в сложной ситуации. Особенно это важно для выпускников, которые знают, какое волнение их ждет в конце года. Переживания ребят абсолютно оправданы, учитывая, что уже через год решится их будущее. Но можно помочь себе избежать стресса перед экзаменами. Как это сделать?

Существуют действенные упражнения для расслабления. Погружение в состояние покоя, размеренное дыхание и отключение мыслей на несколько минут помогут привести себя в тонус. Можно заранее потренироваться правильно дышать с целью успокоения. Делать это можно, как удобно. Кому-то изначально надо оказаться в положении лежа, а кто-то запросто придет в себя и среди потока людей.

Успокоиться помогают глубокие вдохи и выдохи – они влекут за собой расслабление тела, уходит зажатость, организм испытывает легкость. Дыша, нужно считать вдохи и выдохи, чтобы было легче сосредоточиться на них.

Такая практика дыхания поможет и во время сильного стресса, и после него. Также не лишним будет правильно настроиться утром перед ЕГЭ. Закройте глаза на несколько минут, сосредоточьтесь на тишине, глубоко дышите. В этот момент важно ни о чем не думать и просто настроиться на позитивный день.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Отдыхая, используя способы расслабления, занимаясь спортом и всячески настраиваясь на позитивный лад, важно не забывать о самом важном – эффективной подготовке. Вспомогательные методы хорошо избавляют от стресса, если школьник имеет отличные знания. Те, кто рассчитывают лишь на свое спокойствие и при этом не готовились, сдать ЕГЭ на высокий балл не смогут. Даже если они прибегнут ко всем известным способам не нервничать.

Чтобы быть уверенным в себе и своих знаниях, нужно заранее подготовиться к сдаче предмета. Один ребенок готовился сам, другой обратился к школьному учителю или репетитору, но есть и те, кто серьезно подошли к этому вопросу и обратились в обучающий центр.

«Талантум» — именно такое место, которое помогает ученикам освоить новый материал и повторить старый, чтобы на отлично сдать ЕГЭ. Опытные педагоги в центре подготовки действуют по наиболее эффективному плану: сначала определяется уровень знаний выпускника, затем подбирается программа обучения, в зависимости от того, сколько времени осталось до ЕГЭ.

На протяжении всего обучения проводятся проверки знаний школьников, чтобы выявлять слабые места и над ними работать. Проходя подготовку в «Талантум» ребенку нужно лишь впитывать знания. Ему нет необходимости переживать о том, все ли он успеет, с чего начать, на какие темы нужно обратить особое внимание, где найти тесты для проверки знаний и за многое другое. Непринужденная и дружественная обстановка на занятиях позволит лучше усваивать материал.

Эффективная подготовка, уверенность в себе и умение бороться со стрессом помогут ребятам сдать экзамены на высокий балл.

Как снять стресс перед экзаменом — полезные советы

Подготовка к ЕГЭ длится, как правило, целый год. И к концу учебного года ребята уже очень устали, что также сказывается на их моральном состоянии. Непосредственно перед экзаменами у многих уже просто нет сил бороться с волнением. Чтобы этого не допустить, стоит прислушаться к нескольким проверенным советам:


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Стресс во время сдачи экзаменов

Лена сдавала ЕГЭ, когда в стране ввели локдаун из-за пандемии коронавируса. Поэтому правила стали строже, сами экзамены перенесли на месяц. Один раз в аудитории, где Лена сдавала ЕГЭ, было 40 градусов. Все это усугубляло волнение выпускников.

«Нас долго вводили в аудитории. Мы стояли на нарисованных линиях для соблюдения дистанции, двигались друг за другом», — вспоминает Лена.

«Выглядело так, будто нас ведут на расстрел. Мы даже не могли поболтать с друзьями, чтобы успокоиться»

Исследование ученых из СПбГУ 2016 года , что даже пробная сдача ЕГЭ и ОГЭ повышает уровень тревоги выпускников. Подростки испытывали стресс в среднем в течение 33,7% времени от всего экзамена.

Во время пробных тестов ученые наблюдали заметные колебания уровня тревоги, особенно когда условия пребывания в кабинете менялись. Например, когда туда заходил завуч. 80% колебаний нервной системы школьников были низкочастотными — это свидетельствует о крайнем уровне напряженности организма.

По мнению специалистов, на уровень тревоги во время экзаменов влияют многие факторы: и понимание важности результатов, и нетипичные условия, и дистанцированность организаторов экзамена.

Доспехова отмечает, что волноваться во время ЕГЭ нормально — но не настолько, что не получается выполнять задания. Если из-за волнения человек не может сосредоточиться, это говорит о том, что у него очень высокая тревожность и он не научился с этим справляться заранее. А на экзамене состояние начинает неблагоприятно развиваться.

По словам психолога, стресс негативно влияет на организм и обостряет все слабые места, которые есть у человека. Если у него слабый ЖКТ, может развиться язва. Если у человека слабое сердце, оно может не выдержать. Если у него нестабильная нервная система, то может случиться нервный срыв или истощение.

Некоторые выпускники испытывают настолько серьезный стресс, что умирают на экзаменах. Так, в 2019 году в школе Чувашии 16-летней девушке с инвалидностью и она скончалась во время ЕГЭ по математике. В 2021-м в Люберцах  школьник, сдавая итоговое сочинение. По заключению медиков, у него оторвался тромб.

Доспехова отмечает, что на экзамене у выпускника также может случиться паническая атака. Ее симптомы:

«Бывает, что человеку кажется, что у него сейчас разорвется сердце, ему вызывают скорую из-за сердечного приступа, а это паническая атака. Но важно понимать, что это заканчивается, и стараться возвращать себя в реальность», — говорит эксперт.

Как помочь себе во время экзамена

Для снижения стресса есть разные техники, рассказывает Доспехова. Некоторым помогает горячая ванна накануне ЕГЭ.

На самом экзамене можно:

Психолог объясняет, что целенаправленное переключение и концентрация на чем-то внешнем может помочь отвлечься от тревожных мыслей, а затем быстро вернуться к работе.

«Когда человек в панике, она его захватывает и становится тотальной, он теряет связь с реальностью. Кора его головного мозга отключается — включаются некогнитивные гормональные процессы. Нужно возвращаться к реальности и напоминать себе, что это пройдет», — объясняет Доспехова.

По словам эксперта, стоит заранее научиться бороться со стрессом: возможно, на экзамене с первого раза техники не сработают. Во время подготовки выпускник может ставить будильник на пять минут и спокойно дышать или отрабатывать другие способы успокоения.

Как тревога и стресс влияют на результат экзамена

Рассказываем про два интересных исследования.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Многие считают, что сдают экзамены хуже, чем могли бы, просто из-за тревоги и стресса. Якобы хорошую память на экзамене может «закоротить», и человек не справится даже с такой задачкой, какие до этого с лёгкостью щёлкал как семечки. Это действительно так? Если да, то почему так происходит? Разберём два исследования, в ходе которых учёные искали ответы на эти вопросы. Но сначала поясним, как тревога связана с памятью.

Люди, склонные к тревоге, обычно фокусируются на своих эмоциях, а не на конкретной задаче, и таким образом исчерпывают лимиты рабочей (или краткосрочной) памяти — той, что ответственна за обработку и хранение информации.

Концентрация на своих переживаниях приводит либо к сниженному вниманию, либо к необходимости гораздо дольше размышлять над решением или ответом, отмечает специалист из Института психиатрии, психологии и нейронаук Лондонского королевского колледжа Керон Хуанг в своей статье «Обзор тревожности и рабочей памяти». При этом пока что учёные не могут точно сказать, как именно организована связь между рабочей памятью и стрессом. Например, существует гипотеза о том, что не стресс влияет на память, а наоборот, ограничения рабочей памяти могут приводить к развитию тревоги.

От ёмкости рабочей памяти зависит, каким способом человек решает задачу. Возможности у людей разные — у кого-то память более «вместительная», у кого-то менее, поэтому подходы к той или иной задаче люди тоже используют разные. Чем больше «вместимость» рабочей памяти, тем больше человек склонен полагаться на правила, а вот люди со слабой рабочей памятью чаще полагаются на ассоциации.

Чтобы понять разницу, представьте, что вам предложили решить такую математическую задачу: (32 − 8) ÷ 4. Вам нужно лишь ответить на вопрос, будет ли здесь остаток. Стратегия на основе правил состоит в том, чтобы последовательно выполнять ряд известных действий: сначала вычитание, потом деление. А вот стратегия на основе ассоциаций предполагает, что вы уже решили достаточно много похожих задач и поэтому с ходу подумаете, что поскольку все числа здесь чётные, то остатка, скорее всего, не будет. В обоих случаях ответ будет отрицательным, но, используя стратегию на основе ассоциаций, вы дадите ответ быстрее. Это пример из статьи американских учёных, которые с помощью научного эксперимента выяснили, как люди с разными объёмами рабочей памяти подходят к решению математических задач и как на этот процесс влияет стрессовая обстановка.

Минус стратегии на основе ассоциаций в том, что она не всегда срабатывает эффективно — проще говоря, выше риск ошибки, потому что человек фактически пытается угадать верный ответ, хотя и с опорой на свой опыт. Зато она требует меньшей концентрации и меньшего напряжения рабочей памяти. Стратегия на основе правил, наоборот, с большей вероятностью приводит к верному ответу — просто потому, что человек сосредотачивается и внимательно проходит каждый шаг. Но упомянутый выше эксперимент американских учёных показал, что в стрессовой ситуации люди, которые в обычной обстановке полагаются на правила, меняют свои стратегии и в результате теряют своё преимущество перед теми, кому привычнее мыслить ассоциативно. Ниже расскажем, как исследователи это выяснили.

Студентам одного из вузов США предложили два вида тестов. Первый включал решение задач по модульной арифметике. Собственно, задача заключалась в том, чтобы ответить, верно или неверно уравнение на экране. Периодически испытуемых просили указать, как именно они пришли к ответу.

В основе второго эксперимента была «» — участникам нужно было рассчитать, как получить нужный объём воды с помощью кувшинов разной ёмкости (их изображение показывали на экране). Исследователи объяснили студентам, что им надо не просто решить задачу, но и сделать это наиболее простым способом. Здесь уже сам ответ в виде написанной формулы подсказывал исследователям, какую стратегию решения выбрали испытуемые и способны ли они выбирать наиболее эффективную стратегию.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Кадр: фильм «Умница Уилл Хантинг» / Miramax Films

Исследователи заранее протестировали участников, чтобы понять, каков уровень их рабочей памяти. Затем студентов делили на две группы по условиям, в которых проходил эксперимент:

С задачами по модульной арифметике в спокойных условиях лучше справились обладатели «более вместительной» рабочей памяти, чем те, у кого память послабее. А вот в стрессовых условиях их результаты сравнялись.

Исследователи объяснили это так: в спокойной обстановке студенты с хорошей памятью просто внимательнее решали задачки, пользуясь стратегией на основе правил, а те, у кого память послабее, пользовались ассоциациями, которые не всегда подсказывали им верный ответ. Но в стрессовых условиях люди с большей вместимостью рабочей памяти нервничали и меняли привычную для себя стратегию, положившись на ассоциации — которые, опять же, чаще приводили к ошибке.

Для второго эксперимента, где надо было решить, как с помощью кувшинов получить нужный объём воды, участников отбирали — сначала студентам дали пробные задачи на основе конкретных правил, и на следующий этап пустили тех, кто успешно справился. В эксперименте им предложили схожие задачи: сначала те, решить которые можно было тем же способом, что и пробные, а затем — похожие, но с возможностью более короткого решения — буквально в одно действие.

Исследователи выяснили, что чем лучше у испытуемых рабочая память, тем реже они в спокойных условиях распознавали короткий путь решения задачи (то есть чаще действовали по шаблону, используя длинный путь, какой был в пробных заданиях). А люди со слабой памятью, наоборот, чаще находили короткий путь. Но в стрессовых условиях студенты с хорошей памятью тоже прибегали к короткому пути решения, как и их «коллеги» с памятью похуже. Парадоксально, но несмотря на выбор короткого пути решения, в стрессовых условиях все участники решали задачи дольше, чем в спокойных условиях.

Исследователи сделали из этого вывод, что преимущества, которые, казалось бы, даёт людям хорошая память, исчезают при стрессе, потому что в такой ситуации люди мыслят нестандартным для себя образом. Но здесь стоит оговориться: исследователи концентрировались именно на математических задачах и стратегиях их решений, поэтому переносить полученные результаты на любые экзамены не стоит. Как выяснилось в другом исследовании (мы опишем его ниже), провал на экзамене не всегда можно объяснить влиянием стресса на рабочую память.

Учёные из Института образовательных исследований и информации Лейбница Мария Теобальд, Ясмин Брайтвизер и Гарвин Брод решили изучить, действительно ли экзаменационная тревога приводит студентов к худшим результатам на экзамене.

Для этого они проанализировали данные 309 студентов-медиков, которые на специализированной онлайн-платформе готовились к финальному, то есть самому важному университетскому экзамену. В основном подготовка сводилась к решению тестовых задач из экзаменов прошлых лет. Цифровые данные платформы помогли исследователям собрать множество сведений, и ещё кое-что они выясняли дополнительно. Вот что удалось узнать:

Проанализировав все полученные данные, исследователи сделали несколько важных выводов.

Сопоставление данных об уровне тревожности с результатами экзамена показало, что чем выше был уровень беспокойства, тем ниже получалась оценка за итоговый тест. Однако когда исследователи добавили к сравнению ещё и данные о пробных тестах, оказалось, что между ними и результатами реального экзамена нет особой разницы. Проще говоря, люди, которые плохо сдавали пробные тесты, потом плохо сдавали и настоящие.

Но пробный тест вряд ли вызывает столько же волнений, сколько настоящий. Значит, проваливали их не из-за стресса, а из-за плохой подготовки? Получается, нельзя утверждать, что особенно тревожные люди плохо сдают экзамены просто потому, что в стрессовых условиях у них результаты получаются хуже, чем могли бы. Может быть, они сильно тревожатся как раз из-за понимания, что плохо готовы.

В этом исследовании возможности рабочей памяти участников мало повлияли на то, как они справились с экзаменом. « Мы не нашли свидетельств в пользу гипотезы о том, что тревожные студенты с низкими показателями рабочей памяти справлялись с финальным экзаменом хуже, чем те, у кого показатели рабочей памяти были высокими», — заключили авторы.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

В свете предыдущего исследования этот результат может вызвать вопросы. Однако сравнивать эти два исследования сложно: как минимум потому, что в первом были математические задачи и вычисления, а во втором — пусть и сложный, но всё-таки тест с вариантами ответов.

Главный вывод получился довольно банальным: хуже сдали экзамен те студенты, которые хуже к нему готовились. Чем меньше был уровень знаний, тем выше был уровень тревоги. То есть действительно, те выпускники, которые знали меньше, больше волновались и показывали плохие результаты.

Правда, тут обнаружился и обратный эффект: когда Мария Теобальд и её коллеги глубже погрузились в анализ, оказалось, что чем выше был у студентов уровень личной тревожности, тем меньше знаний они получали. То есть можно предположить, что такая характерная особенность плохо влияет на восприятие учебной информации.

Исследователи также сопоставили ежедневные результаты испытуемых на платформе с уровнем их тревоги. Оказалось, чем меньше студенты давали верных ответов накануне, тем больше нарастала их тревога следующим утром. Иными словами, осознавая недостаток знаний, участники эксперимента тревожились сильнее.

Результаты этого исследования говорят, прежде всего, о том, что плохие отметки на экзамене — далеко не всегда результат конкретной стрессовой ситуации. Тревога может проявиться задолго до часа икс, и связана она скорее с осознаванием у себя недостатка знаний. Но и полностью винить студентов в плохой подготовке не стоит: исследование подтвердило, что тревожные люди часто плохо запоминают информацию и хуже других умеют учиться.

Казалось бы, идеальный способ помочь студентам — дать им инструменты для борьбы с тревогой до экзамена или во время него. Однако польза от этого спорная.

Во-первых, эффективность способов борьбы с тревогой под вопросом. Например, американские исследователи в 2021 году попробовали два способа: экспрессивное письмо, то есть возможность зафиксировать свои чувства на бумаге, и чтение статьи о тревожности с советами о том, как с ней справляться. Оба подхода в итоге не сработали, хотя по экспрессивному письму есть более ранние исследования, которые доказали его эффективность.

А во-вторых, Мария Теобальд и её коллеги считают, что инструменты борьбы с тревожностью и стрессом могут в принципе быть бесполезными — в конце концов, дефицит знаний они не восполнят. Исследователи считают, что лучше всего помогать тревожным студентам с учебными стратегиями, которыми они могли бы воспользоваться. Это упростит процесс подготовки, а в идеале — и сократит пробелы в знаниях.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.

Стресс после получения результатов

в 2022 году поступала в один из московских творческих вузов на музыкальную специальность. После колледжа девушка сдавала не ЕГЭ, а восемь внутренних экзаменов: шесть специальных, русский и литературу. Она рассчитывала, что поступит, и не рассматривала запасные варианты. Но в тот год в вузе сократили квоты, и бюджетных мест осталось мало. Ника не поступила.

Несколько месяцев девушка вообще не могла слушать музыку. Каждое произведение возвращало ее к мысли о том, почему так получилось. Когда она засыпала, ей снились кошмары про поступление.

«Мой организм просто перестал спать», — рассказывает девушка

Около полугода она ложилась, но все время контролировала себя, чтобы не погружаться в глубокий сон и снова все это не переживать.

«У меня была мысль, что я даже не могу ни к кому обратиться за поддержкой, — говорит Ника. — Почти каждый, с кем я делилась своей ситуацией, говорил, что в жизни есть вещи и ситуации намного хуже. Но для меня это худшая ситуация, которая могла случиться».

Постепенно девушка стала готовиться к новой попытке поступить на то же направление — через силу, просто понимая, что это необходимо. « В процессе я начинала вспоминать, зачем мне это нужно и почему мне это нравится. Через полгода мне стало спокойнее», — рассказывает она.

Как поддержать выпускников, получивших низкие баллы

Если результаты экзаменов ниже ожидаемых, горевать, плакать и расстраиваться — это нормально, подчеркивает Доспехова. Хорошо, если рядом с подростком в этот момент будет кто-то, кто сможет его утешить и разделить переживания выпускника.

По словам психолога, если родитель тоже расстроен, он может поплакать вместе с ребенком — возможно, это принесет облегчение обоим. Затем можно предложить альтернативы, обсудить запасные варианты.

При этом Доспехова обращает внимание, что переживания подростка не стоит обесценивать. « Подготовка к экзаменам — это часто много потраченных часов, огромный вклад и большая работа, независимо от результата, — объясняет эксперт. — Друзья и близкие выпускника могут сказать: “Ты потратил много сил, много в это вложил. К сожалению, не получилось так, как ты хотел. Очень жаль. Но вот что мы будем делать дальше”».

Психолог добавляет, что, если абитуриент чувствует, что его как-то обесценивают, можно об этом говорить прямо: «Мне кажется, ты сейчас не замечаешь того объема сил, который я в это вложил».

Доспехова подчеркивает: расстройство выпускника может усилиться из-за разочарования его близких.

«Если я как родитель расстраиваюсь, что ребенок завалил экзамен, не надо выливать на него свое расстройство, делать его виноватым и предъявлять ему претензии. Это может быть разрушающим. Если подростку непонятно, что делать, не к кому обратиться, в его жизни могут появиться алкоголь, наркотики и другое опасное для жизни поведение», — объясняет психолог.

Если родителю трудно спокойно реагировать на низкие баллы ребенка, Доспехова предлагает задать себе вопрос, почему так происходит. Возможно, кто-то в семье осуждает неудачи, связанные с поступлением. Или человек чувствует себя плохим родителем, потому что его ребенок не смог получить ожидаемый результат. Дальше можно:

Если ничего из этого не помогает, стоит обратиться за помощью к специалисту.


УРОВЕНЬ БЕСПОКОЙСТВА ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Учитель и ученики в классе перед началом единого государственного экзамена по русскому языку в школе № 1287 в Москве

На что обратить внимание самим выпускникам

Доспехова советует абитуриентам следить за собственным состоянием на всех этапах: и во время подготовки, и сразу после сдачи, и через некоторое время. Для этого нужно спрашивать себя:

«Если изменения действительно есть, лучше проконсультироваться у психолога, чем потом попасть в депрессию, получить психическое расстройство или соматическую болезнь», — подчеркивает Доспехова.

Обратиться за помощью можно:

набрала на ЕГЭ по русскому и английскому языкам больше 80 баллов, по математике — почти 70. Ее родители были рады результатам, сама девушка рыдала: она рассчитывала на 90 по всем предметам. Сейчас она учится на факультете лингвистики в ВШЭ, как и хотела.

«Я очень рада, что в то время не покончила с собой. Жизнь после ЕГЭ точно есть», — делится девушка.

Оцените статью
Избавиться от тревоги