уровень тревожности у студентов медиков при физической активности различной интенсивности

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ Тревога

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

В статье рассматриваются процессы взаимосвязи уровня тревожности и спортивной мотивации. Актуальность заключается в выявлении сведений влияния данного процесса на результаты соревновательной деятельности. Представлен теоретический анализ исследований и методик по данной проблеме.

Целью исследования является изучение теоретических положений по проблеме взаимосвязи тревожности и мотивации в современном спорте.

Ключевые слова:

тревожность, мотивация, спортсмен, стресс, соревнование.

На протяжении последнего времени сформировались разные подходы в плане организации подготовки высококвалифицированных спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства и главным ядром является — предсоревновательная подготовка, то есть при каких условиях организации тренировочного процесса повысится уровень мотивации спортсменов к достижению спортивных результатов, что составляет актуальность исследования.

Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Главной же особенностью спортивной мотивации является ее прямое влияние на результативность деятельности спортсмена. В условиях жесткого сопернического поединка можно ожидать полной самоотдачи и стремления к победе лишь у мотивированного спортсмена, обладающего максимально выраженной мотивацией.

В работе со спортсменами, подверженными отрицательному влиянию соревновательных условий, необходимо очень тщательно продумывать календарь их выступлений в соревнованиях. В этих случаях необходимо, как никогда, соблюдать принцип постепенности. Чаще успех приносит целенаправленное, постепенное подведение спортсмена к главному соревнованию. Через серию промежуточных, постепенно усложняющихся — такой подход гарантирует формирование устойчивой мотивации.

Методика исследования.

Вкачестве мер развития мотивации спортсменов и противодействия тревожным состояниям мы разработали следующие рекомендации, которые описывают важные задачи тренера в данном процессе:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ основных методик выявления уровня тревожности и уровня мотивации:

Результаты исследований.

Представим характеристику основных методик, позволяющих определить уровень тревожности и мотивации в психологии.

С целью анализа уровня тревожности часто используется шкала тревоги Спилбергера — Ханина. С помощью данного опросника, который представляет собой некоторые высказывания, выполняется самооценка тревожного состояния в текущем времени (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как личностное качество).

Разберем два данных понятия. Личностная тревожность — это качество личности, которая выражается в том, насколько человек способен тревожится и насколько обширный перечень обстоятельств, которые могут эту тревогу вызвать. Проявляется такой вид тревожности при возникновении ситуаций, которые воспринимаются человеком как угроза для его личности.

Методика «Мотивы занятий спортом», представленная А. В. Шаболтас предназначена для личностного самоопределения в спортивной карьере. Она включает в себя десять категорий мотивации, которые характеризуются определенными высказываниями.

Мы выяснили, что в русской психологии адаптированные под русскую аудиторию тесты, которые формулировались Т. А. Немчиновым и В. Г. Норакидзе. У шкалы Норакидзе есть «шкала лжи», строится на 60 вопросах.

Обсуждение результатов.

Было выяснено, что формирование противостояния к тревожности и стрессовым состояниям у спортсменов имеет влияние на результаты предстоящих соревнований и формирование дальнейшей мотивации. Поэтому каждый тренер должен уделять вопросу формирования стрессоустойчивости своих подопечных должное внимание.

Исследование методик по данной проблеме показало, что существует различные формы анализа уровня тревоги и спортивной мотивации в современной и зарубежной психологии. Каждая из методик имеет одну направленность — выявление уровня тревожности у человека, влияние данного уровня на мотивацию к профессиональной деятельности.

Применение указанных методик позволит:

  • Ковылин, В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В. С. Ковылин // Личность в меняющемся мире.2017
  • Методика «Мотивы занятий спортом» // psy.wikireading.ru URL: https://psy.wikireading.ru/65085 (дата обращения: 30.01.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, соревнование, спортсмен, методика, спортивная мотивация, высокий уровень тревожности, реактивная тревожность, соревновательная деятельность, тревожное состояние, физическая культура.

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Полный текст

Введение. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Новые условия жизни, сложность обучения, предстоящая сессия могут подавлять адаптационные возможности и приводить к развитию стресса у студентов.   Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского университета с различной физической активностью.   Материалы и методы. В исследовании принимали участие 684 студента-медика (30,7 % юношей и 69,3 % девушек) в возрасте от 18 до 25 лет. На основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) и в соответствии с показателями МЕТ (метаболический эквивалент) все учащиеся были разделены на 3 категории: категория 1 – студенты с низким уровнем физической активности, категория 2 – со средним уровнем физической активности и категория 3 – с высоким уровнем физической активности. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по опроснику Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.   Результаты. По результатам исследования установлено, что в группе студентов с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05). Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью, чем с высокой (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла, р < 0,01). При анализе средних показателей уровней ситуативной и личностной тревожности среди юношей и девушек было выявлено, что в группе со средним уровнем физической активности у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности (48,14 ± 3,81 и 36,06 ± 3,49 балла соответственно, р < 0,05).   Выводы. Таким образом, были обнаружены статистически значимые различия в уровне тревожности студентов: более высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности встречаются чаще у студентов-медиков с низкой физической активностью.

Ключевые слова

Хусаинов А. Э.,
Зулькарнаев Т. Р.,
Агафонов А. И.,
Поварго Е. А.,
Мочалкин П. А.,
Шамсутдинова А. Ф.
Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2022;

:39-43. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43

For citation

Khusainov A. E.,
Zulkarnaev T. R.,
Agafonov A. I.,
Povargo E. A.,
Mochalkin P. A.,
Shamsutdinova A. F.
The Level of Anxiety among Medical University Students with Physical Activity of Different Intensity. Public Health and Life Environment – PH&LE. 2022;

:39-43.
(In Russ.)

https://doi.org/10.35627/2219-5238/2022-30-4-39-43

Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского вуза с различным уровнем физической активности.

Материалы и методы. Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медуниверситета. Всего было обследовано 672 студента, при этом юноши составили 30,7 % и девушки 69,3 %. Критерием включения в группы исследования служили возраст от 18 до 25 лет, обучение в организации высшего образования не менее 1 года, информированное согласие студента на участие в исследовании.

Уровень физической активности определен на основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ), в котором для численной оценки уровня физической активности используется показатель MET (метаболический эквивалент – это показатель, косвенно отражающий активность метаболических процессов в организме путем расчета уровня потребления кислорода при заданной нагрузке).

В соответствии с показателями МЕТ все обследованные делятся на 3 категории.

Категория 1: низкий уровень физической активности. Включает тех студентов, которые не подходят к критериям двух следующих категорий, считаются малоподвижными/неактивными.

Категория 2: средний уровень физической активности. Любой из следующих 3 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, продолжительностью не менее 20 минут, или б) 5 и более дней в неделю физической активности умеренной степени или ходьбы, продолжительностью не менее 30 минут, или в) 5 и более дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 600 MET-мин/нед.

В соответствии с данными критериями все обследованные студенты были разделены на 3 группы: в первую группу вошли студенты с высокой физической активностью – 26,93 % от всего контингента наблюдаемых, во вторую – со средним уровнем – 38,84 % обследованных, в третью – с низкой физической активностью (34,23 %). Для оценки тревожности использовался опросник Ч. Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина, который состоит из двух частей. Одна часть оценивает личностную, а вторая – ситуативную тревожность человека. Каждая часть опросника состоит из 20 утверждений. В опроснике личностной тревожности испытуемому нужно оценить, как часто он(а) испытывает данные чувства или находится в определенном состоянии, выбрав один вариант из четырех («Почти никогда»; «Иногда»; «Часто»; «Почти всегда»). В опроснике ситуативной тревожности испытуемый определяет степень выраженности своей тревоги в настоящее время, рассматривая ряд утверждений, оценивая их по принципу «Нет, это совсем не так»; «Пожалуй, так»; «Верно» или «Совершенно верно». При интерпретации показателей ситуативной и личностной тревожности использовали следующие ориентировочные оценки: уровень тревожности до 30 баллов указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 44 баллов – на среднюю, а уровень 45 и более баллов – на высокую. Показатели личностной тревожности даже у здоровых людей варьируют в широких пределах – от 25 до 60 баллов1.

Расчеты осуществляли с помощью программы Microsoft Office Excel и системы для статистического анализа данных Statistiса 10. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (± m). Для выявления статистически значимых различий (p < 0,05) применяли параметрический критерий t (Стьюдента).

Результаты исследования. Оценка тревожности по опроснику Спилбергера – Ханина1 показала, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем у студентов с высоким уровнем физической активности (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 1).

При рассмотрении личностной тревожности было обнаружено, что у студентов с высокой физической активностью уровень тревожности имел более низкие значения, чем у студентов с низким и средним уровнем физической активности (33,30 ± 3,50 по сравнению с 44,44 ± 3,08 балла (р < 0,05) и 47,69 ± 3,71 балла (р < 0,01)).

В женской подгруппе уровень личностной тревожности оказался достоверно выше у студенток с низкой физической активностью, чем с высокой (48,7 ± 3,81 и 36,03 ± 4,69 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 2).

При сопоставлении результатов в зависимости от пола студентов установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05), что, возможно, связано с гендерными различиями характера юношей и девушек (табл. 2).

Таблица 1. Средние показатели уровня ситуативной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 1. Average indicators of the level of situational anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

Таблица 2. Средние показатели уровня личностной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 2. Average indicators of the level of personal anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

Примечание: * – р < 0,05 (достоверность различий по полу).

Note: * p < 0.05 for sex-specific differences.

Обсуждение. Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастании актуальности исследования влияния физической активности на показатели ситуативной и личностной тревожности студентов.

Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

Список литературы

Bore M., Kelly B., Nair B. Potential predictors of psychological distress and well-being in medical students: a cross-sectional pilot study. Adv Med Educ Pract. 2016; 7: 125-135. doi: 10.2147/AMEP. S96802

Quek T. T., Tam W. W., Tran B. X., et al. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16

: 2735. doi: 10.3390/ijerph16152735

Pascoe M. C., Hetrick S. E., Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int J Adolesc Youth. 2020; 25

: 104-112. doi: 10.1080/02673843.2019.1596823

Griggs S. Hope and mental health in young adult college students: An integrative review. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2017; 55

: 28-35. doi: 10.3928/02793695-20170210-04

January J., Madhombiro M., Chipamaunga S., Ray S., Chingono A., Abas M. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: A systematic review protocol. Syst Rev. 2018; 7

: 57. doi: 10.1186/s13643-018-0723-8

Александров А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров, П. И. Лукьяненок // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5–14.

Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65

: 753-755.

Hill M. R., Goicochea S., Merlo L. J. In their own words: stressors facing medical students in the millennial generation. Med Educ Online. 2018; 23

: 1530558. doi: 10.1080/10872981.2018.1530558

Милашечкин В. С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В. С. Милашечкин, А. В. Логачев, В. В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». – Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2019. – С. 174–176.

Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 5. – С. 456–460. U RL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-meditsinskih-vuzov-rasprostranyonnost-prichiny-i-profilaktika

Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 18. – № 5. – С. 120–127. doi: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120

Сгонник Л. В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник, Н. Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3

. – С. 17–20.

Милашечкина Е. А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е. А. Милашечкина, Г. В. Бичева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 433–437.

Pascoe M., Bailey A. P., Craike M., et al. Physical activity and exercise in youth mental health promotion: a scoping review. B MJ Open Sport Exerc Med. 2020; 6

: e000677. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000677

Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов / Е. В. Мудриевская // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2

. – С. 130–137.

Hagströmer M., Oja P., Sjöström M. The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ): a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutr. 2006; 9

: 755-762. doi: 10.1079/phn2005898

Пискун О. Е. Оценка психического состояния студентов младших курсов на основе постоянного мониторинга / О. Е. Пискун, Н. Н. Петрова, В. О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 1202–1213.

Синюшкина С. Д. Оценка влияния занятий спортом на устойчивость к стресс-факторам и психологическое состояние / С. Д. Синюшкина, Е. О. Меркеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 517–520. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p517-520

Лещева А. В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А. В. Лещева, О. С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В. П. Сущенко. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 118–123.

Об авторах

А. Э. Хусаинов

Минздрав России
Россия

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»

ул. Ленина, д. 3

Т. Р. Зулькарнаев

А. И. Агафонов

Е. А. Поварго

П. А. Мочалкин

Минздрав России; ГБУЗ «Республиканский центр дезинфекции»
Россия

ул. Мингажева, д. 127/1

А. Ф. Шамсутдинова

Дополнительные файлы

1. Установлено, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно), при этом гендерных различий не выявлено.

2. Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла у студентов с высокой физической активностью, р < 0,01), при этом анализ данных в зависимости от пола показал аналогичные различия только в женской подгруппе.

3. При сравнительном анализе полученных данных среди юношей и девушек установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05).

1. Адаптация методики Ю. Л. Ханина. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревож- ности Ч. Д. Спилбергера. Ленинград. 1976. 18 с.

Оцените статью
Избавиться от тревоги