уровень тревожности первоклассника и тревожность детей онлайн тест

УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ Тревога

Школьная тревожность – распространенная проблема, которая может оказать глубокое влияние на жизнь ребенка. Важно знать причины, своевременно выявлять симптомы, чтобы начать лечение либо профилактические мероприятия.

Ваш гид в мире актуальных тем и трендов

Что такое «школьная тревожность» у детей

Школьная тревога означает чрезмерное беспокойство, страх и опасения, связанные с различными аспектами учебной жизни. Эти проявления разные. Например, от общего чувства тревожности по поводу посещения школы до тревоги по поводу тестов, социального взаимодействия или успеваемости.

Отличие тревоги от тревожности

Важно различать типичную тревогу и школьную. Хотя время от времени каждый испытывает беспокойство, у ребенка это выходит за рамки нормы.

Ситуация мешает повседневной жизни школьника, затрудняя его участие в деятельности школы.

Динамика проявления

Школьная тревога проявляется у каждого ребенка по-разному. Некоторые дети испытывают постоянное чувство страха, в то время как у других наблюдаются физические симптомы. Например, головные боли, тяжесть в животе, когда подростки сталкиваются с ситуациями, связанными с учебой.

В чем опасность школьной тревожности

Тревожность часто приводит к неблагоприятным последствиям. К ним относятся:

Причины школьной тревожности

Тревожность, часто называемая школьной фобией, имеет различные причины:

Давление, направленное на хорошую успеваемость, со стороны родителей, учителей

Страх перед издевательствами, неприятием или осуждением со стороны сверстников

Перфекционистское мышление, когда учащиеся устанавливают для себя нереально высокие стандарты

Постоянное ожидание прохождения тестов, проведения презентаций или участия в мероприятиях, ориентированных на результативность

Проблемы в семье

Воздействие травмирующих событий, которые прямо или косвенно приводят к усилению фобии.

Это стихийные бедствия, несчастные случаи, связанные со школой.

Тревожность часто считается результатом сочетания нескольких факторов.

Признаки проявления школьной тревожности в поведении учащихся

Распознавание школьной фобии часто предполагает наблюдение за различными моделями поведения детей. Например, избегание занятий, нежелание участвовать в классных мероприятиях или жалобы на физический дискомфорт при упоминании школы.

Физические

Физические симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в животе, тошноты. Характерны учащенное сердцебиение, потливость.

Эмоциональные симптомы

В эмоциональном плане дети с тревожностью становятся раздражительными, капризными или проявляют признаки беспокойства. Они также могут выражать чувство печали при упоминании школы.


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ

Ребенок становится раздражительным и вялым.

Поведенческие

Поведенческие признаки включают частые пропуски занятий, желание быть с родителями, когда требуется разлука на день. Возможен поиск утешения со стороны учителей, опекунов.

Как определить уровень школьной тревожности

Оценка тяжести школьной фобии часто требует сочетания тщательного наблюдения и открытого общения с ребенком. Иногда необходима консультация специалиста по психическому здоровью для комплексного обследования, поскольку самостоятельно выяснить проблему сложно, особенно если мало времени проводить с ребенком.

Как снизить школьную тревожность – помощь родителей

Способы, которыми родители могут помочь облегчить школьную тревогу у своих детей:

Поощряйте открытое, непредвзятое поведение ребенка

Активно выслушивайте опасения ребенка, подтверждайте его эмоции

Проявите сочувствие, признав тревогу и подбодрив

Создайте последовательный распорядок дня, включающий структурированную подготовку к школе и время для отдыха

Помогите ребенку понять, что совершать ошибки, преодолевать трудности – естественная часть обучения.

Хвалите, вознаграждайте ребенка за его усилия и достижения, какими бы маленькими они ни были.

Помните об академическом давлении, которое вы оказываете на своего ребенка

Научите ребенка навыкам решения проблем, преодоления трудностей

Вовлекайте ребенка в подготовку к школьному дню

Будьте осведомлены о школьной жизни, включая академическую успеваемость и любые социальные проблемы

Поддерживайте здоровый образ жизни с помощью сбалансированной диеты, регулярных физических упражнений, достаточного количества сна

Будьте осторожны при просмотре тревожных новостей или агрессивного контента в СМИ, поскольку это может усилить тревогу

Будьте образцом для подражания в эффективном управлении стрессом

Дети часто учатся, наблюдая за родителями.

Помните, что снижение фобии – это постепенный процесс, он может потребовать терпения и настойчивости.


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ

Родители должны быть рядом с ребенком для облегчения школьной тревоги.

Помощь педагога – приемы снижения тревожности

Рекомендации для учителя, чтобы снизить тревожность у детей:

Развивайте теплые, гостеприимные, чуткие отношения с каждым учеником

Создайте структурированный распорядок дня в классе

Убедитесь, что класс является безопасным местом для всех учащихся

Включите в распорядок дня короткие упражнения на осознанность или расслабление

Позволяйте учащимся делать короткие перерывы, если они чувствуют себя перегруженными

Рассмотрите альтернативные методы оценки, например, позволяя школьникам продемонстрировать свои знания посредством презентаций, проектов или письменных заданий, а не полагаясь исключительно на тесты.

Обучайте методам снижения стресса, таким как упражнения по глубокому дыханию или прогрессивной мышечной релаксации.

Рассмотрите возможность гибкого размещения в классе, позволив учащимся выбирать, где им сидеть

Поощряйте учащихся ставить перед собой реалистичные, достижимые цели

Сотрудничайте со школьными консультантами в области специального образования, родителями для разработки индивидуальных планов для учащихся с тяжелой тревожностью.

Когда и к кому обращаться за помощью

Родители и учителя должны быть бдительными, взаимодействовать со школьными консультантами или экспертами по психическому здоровью, когда тревожность ребенка влияет на его благополучие и успеваемость.

При необходимости лучше обратиться к профессиональному психотерапевту для консультации, назначения терапии.

Методы лечения школьной тревожности

Лечение школьной фобии включает комплексный подход. Это может быть психотерапия, прием лекарств, корректировка образа жизни, другие действия.

Психотерапия

Психотерапия, особенно когнитивно-поведенческая (КПТ), является распространенным, эффективным методом лечения тревожности. Это помогает детям развивать стратегии преодоления трудностей, справляться с беспокойством.

Точный вариант терапии может назначить только специалист с учетом состояния ребенка.

Медикаментозное лечение

В тяжелых случаях квалифицированный врач может назначить лекарства как часть терапии. Препараты используются в качестве краткосрочного решения для облегчения симптомов или выступают в качестве дополнительных средств, действующих в комплексе с другими современными методами лечения.


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ

Во время тяжелой болезни назначается медикаментозное лечение.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка

Профилактика и коррекция тревоги у детей включает сочетание стратегий, направленных на укрепление эмоционального благополучия, устойчивости, здоровых механизмов преодоления трудностей.

Каждый ребенок уникальный, подход к предотвращению и коррекции тревоги должен быть адаптирован к потребностям, обстоятельствам. Раннее вмешательство и постоянная поддержка необходимы, чтобы помочь детям развить здоровые механизмы преодоления трудностей и эмоционального процветания.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Детская тревожность. О НЛАЙН-ТЕСТ


УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКА И ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ ОНЛАЙН ТЕСТ

Детская тревожность. О НЛАЙН-ТЕСТ

Детская тревожность является признаком проблемного эмоционального развития ребенка и сигнализирует о том, что какие-то его важные психологические потребности не удовлетворены.

Психологи называют тревожностью переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности или неудачи. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, характеризующее поведение ребенка во многих ситуациях.

Тревожность проявляется в состояниях напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи и пр. Переживание тревоги забирает значительную часть энергии и нервно-психических сил ребенка на проживание непродуктивных состояний, которые он мог бы реализовать в свободной и творческой активности, способствующей его здоровому развитию.

Предлагаемый тест поможет вам определить наличие и оценить уровень тревожности вашего ребенка, а также понять, нуждается ли ребенок в психологической помощи, и каковы ваши родительские задачи.

Ответить на вопросы теста предлагается родителям, чьим детям от 4-5 до 13-14 лет.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 18 вопросов. Внимательно прочтите их и варианты ответов. На каждый вопрос выберите один вариант ответа, наиболее соответствующий особенностям поведения или состояния вашего ребенка.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться.

Набор картинок для девочек
Набор картинок для мальчиков

На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Показывая каждую картинку, ребенка необходимо спрашивать – какое настроение отражается на лицах людей и почему? Веселые, счастливые и радостные, или грустные и печальные? Почему они такие? Каждый ответ отдельно фиксировать.

Выводы о диагностике уровня тревожности делают исходя из количества неблагополучных сценариев, придуманных ребенком. Если не менее чем на 7-8 картинках из 12 у изображенных людей, по мнению ребенка, оказалось плохое настроение: печальное, скучное, грустное или сердитое, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Влияние тревожности на успеваемость обучения младшего школьного возраста

Введение

1.1 Успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

1.2 Тревожность как проявление эмоциональной сферы младшего школьника

1.3 Тревожность как негативный фактор успеваемости обучения младшего школьника

1 Выявление взаимосвязи уровня тревожности и успеваемости обучения учащихся начальной школы

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования на этапах констатирующего и формирующего экспериментов

2.4. Методические рекомендации по повышению успеваемости младшего школьника по средством коррекции их тревожности

Оцените статью
Избавиться от тревоги