виды тревоги по современным критериям

ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ Тревога

Содержание
  1. Основные факты
  2. . В 2019 г. численность людей с тревожными расстройствами во всем мире оценивалась на уровне 301 млн человек; таким образом, тревожные расстройства являются самой распространенной категорией психических расстройств  . Несмотря на наличие крайне эффективных методов лечения тревожных расстройств, таким лечением обеспечивается лишь четверть (27,6%) нуждающихся в нем людей  . Получению помощи препятствуют недостаточная осведомленность о возможности лечения таких состояний, дефицит капиталовложений в развитие психиатрической помощи, нехватка квалифицированных медицинских специалистов и социальная стигматизация. Симптомы и характерные проявления Страдающие тревожными расстройствами могут испытывать необычно сильное ощущение страха или беспокойства по поводу конкретной ситуации (примерами служат паническая атака или попадание в определенную социальную ситуацию) или – в случае генерализованного тревожного расстройства – по поводу широкого спектра повседневных ситуаций. Такие симптомы, как правило, сохраняются в течение длительного периода времени, как минимум несколько месяцев. Обычно это вынуждает человека избегать ситуаций, вызывающих тревогу. Другие симптомы тревожных расстройств могут включать: Тревожные расстройства повышают риск развития депрессии или злоупотребления психоактивными веществами, а также риск появления суицидальных мыслей и поведения. Существует несколько разновидностей тревожных расстройств, в том числе: Человек может одновременно страдать несколькими тревожными расстройствами. Их симптомы нередко появляются в детском или подростковом возрасте и сохраняются во взрослой жизни. Девочки и женщины чаще сталкиваются с тревожными расстройствами, чем мальчики и мужчины. Сопутствующие факторы и профилактика Тревожные расстройства, как и другие психические нарушения, являются результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Тревожные расстройства могут возникать у всех людей, но чаще развиваются после перенесенного насилия, тяжелой утраты и другого негативного опыта. Тревожные расстройства тесно связаны с состоянием физического здоровья и зависят от него. Многие следствия тревожного состояния (такие как физическое напряжение, гиперактивность нервной системы и злоупотребление алкоголем) являются также факторами риска различных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых. У людей, страдающих такими заболеваниями, в свою очередь, могут возникать тревожные расстройства по поводу проблем, вызванных состоянием их здоровья. Действенные методы профилактики тревожных состояний среди различных групп населения включают просветительскую работу с родителями, а также школьные программы развития социальных и эмоциональных навыков и формирования стратегий позитивного реагирования на трудности у детей и подростков. Для предупреждения тревожных расстройств у взрослых могут эффективно применяться программы профилактики на основе физических упражнений. Диагностика и лечение Существует несколько эффективных методов лечения тревожных расстройств. Появление симптомов тревожного расстройства – повод обратиться за помощью. Психологическая помощь – важнейший компонент лечения тревожных расстройств, включающий в первую очередь разговорную терапию, которая проводится специалистом или непрофессиональным терапевтом под контролем специалиста. Такие сессии помогают освоить новые способы осмысления и переживания внешних стимулов, выработать новое отношение к собственному тревожному состоянию, другим людям и окружающему миру. Благодаря им можно научиться стойко реагировать на ситуации, события, людей и места, провоцирующие тревогу. Психологическая помощь может быть индивидуальной или коллективной, оказываться очно или виртуально. Для этого можно также пользоваться руководствами по самопомощи, веб-сайтами и мобильными приложениями. Наибольшей доказанной эффективностью в лечении широкого спектра тревожных расстройств обладают методы психологической помощи, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Они включают экспозиционную терапию, в ходе которой пациент учится справляться со своими страхами. Помимо этого, уменьшению симптомов тревожных расстройств способствует выработка навыков управления стрессом, в частности навыков расслабления и осознанности. При лечении взрослых, страдающих тревожными расстройствами, могут также успешно применяться антидепрессанты, в частности селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Медицинские специалисты должны при этом учитывать потенциальные побочные реакции на прием антидепрессантов, возможности для проведения психологической и медикаментозной терапии (с точки зрения квалификации специалистов и/или доступности лечения), а также индивидуальные предпочтения пациента. Применение бензодиазепинов, которые раньше назначались для лечения тревожных расстройств, не рекомендуется, поскольку такие препараты способны вызвать сильную зависимость и обладают ограниченной эффективностью в долгосрочной перспективе. Самопомощь Самопомощь играет важную вспомогательную роль в лечении. Для облегчения симптомов тревожного расстройства и общего улучшения психологического состояния можно: Деятельность ВОЗ В Комплексном плане действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. излагаются шаги, которые должны быть предприняты для оказания надлежащей помощи людям, живущим с психическими расстройствами, включая расстройства тревожного спектра. Генерализованное психическое расстройство и паническое расстройство включены в перечень приоритетных заболеваний в рамках разработанной ВОЗ программы mhGAP (на английском языке). Программа призвана помочь странам активизировать оказание помощи людям с психическими, неврологическими и наркологическими расстройствами путем привлечения к этому работников здравоохранения, которые не являются специалистами в области психиатрии. ВОЗ также разработала краткие пособия по оказанию психологической помощи, которыми могут пользоваться непрофессиональные терапевты при ведении индивидуальной и групповой работы. Такие виды помощи доказали свою эффективность при лечении целого ряда нарушений психического здоровья, включая тревожные расстройства и депрессию. Примером служит руководство «Управление проблемами плюс (УП+)», помогающее освоить приемы управления стрессом, методы терапии решения проблем и способы усиления социальной поддержки пациента на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Навыки, при помощи которых можно уменьшить уровень тревоги и стресса, описываются также в курсе группового управления стрессом «Самопомощь плюс (СП+)» (на английском и других языках) и популярном пособии ВОЗ по самопомощи «Важные навыки в период стресса». Библиография Каждый третий-четвертый человек, по исследованиям психологов, является носителем тревожного типа привязанности. Тревожно-амбивалентная привязанность формируется, когда значимые взрослые не закрывают потребность ребёнка в принятии, любви, безопасности. Типы привязанности: какие бывают, как влияют на отношения и как их изменить «Исследования английского психиатра Джона Боулби и его коллег позволяют понять, что непредсказуемость в заботе и неустойчивость в отношениях могут привести к формированию тревожного типа привязанности», — говорит Вячеслав Москвин, клинический психолог, нейропсихолог, психотерапевт. Кроме теории, объясняющей формирование этого типа привязанности исключительно особенностями во взаимоотношениях ребенка с матерью, существует и теория генетической его обусловленности. «Согласно ей набор разных типов привязанности у человека сформировался эволюционно и способствовал выживанию популяции в разных условиях», — поясняет Алексей Сапкин, психолог, научный журналист, преподаватель МГУ. По словам эксперта, психотерапевт и автор популярной книги о теории привязанности Стэн Таткин называет таких людей не “тревожные”, а “волны”. Он подчеркивает их привлекательные качества — щедрые и великодушные, ценят заботу, счастливее всего рядом с другими, способны смотреть на проблему с двух сторон. Признаки Тревожный тип привязанности, исследованный в рамках теории, проявляется в особом поведении, как у взрослых, так и у детей. Пётр Галигабаров, практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (Санкт-Петербург) поясняет, что таких людей отличают: Социофобия: как справиться со страхом, советы врачей Как ведет себя взрослый Взрослые с тревожным типом привязанности могут испытывать постоянный страх потери близких людей, низкую самооценку и сомнения в том, нужны ли они другим. Они могут быть чрезмерно зависимыми от своих партнеров, искать постоянного подтверждения и бояться близких отношений. Как ведет себя ребенок Дети с тревожным типом привязанности могут быть избегающими и сдержанными или, наоборот, слишком требовательными к близким взрослым и зависимыми от них. Они могут испытывать тревожность в различных ситуациях и не уметь адекватно справляться со своими эмоциями. Ребенок при тревожном типе привязанности: Причины и как формируется Первичные формы привязанности формируются в первые годы жизни и остаются основными рабочими моделями отношений со значимыми людьми. «У ребенка этот тип привязанности формируется в случае непредсказуемого поведения взрослого (родителя). Когда за одно и тоже действие он то хвалит его, то становится равнодушным, — поясняет Юлия Голубева, педагог-психолог лицея №28 г. Орла. — Ребенок с данным типом привязанности плохо остается с другими взрослыми, не доверяет им и желает контактировать только с определенным родителем (мамой или папой)». Всего существует четыре типа привязанности и только один из них — надежный. То есть такой, в котором ребенок уверен в том, что родитель будет рядом, когда он понадобится. Все остальные типы характеризуются базовой тревогой и называются ненадежными: избегающий, амбивалентный и дезорганизованный. «Все люди, которым не посчастливилось сформировать надежную привязанность со значимым взрослым (родителем) обречены испытывать тревогу по поводу близости», — говорит Алла Далит, кандидат психологических наук, создатель школы психологии для взрослых “Эффект Далит”. По словам эксперта, система привязанности активируется в близости и ребенок формирует модели отношений, которые фиксируются и становятся основным алгоритмом всех взрослых отношений. Виды Ученые выявили несколько типов ненадежной или тревожной привязанности в зависимости от реакции на разлуку со значимым лицом. Выделяют два основных вида: тревожно-вовлеченный и тревожно-избегающий. По словам Вячеслава Москвина, эти концепции были предложены Мэри Эйнсворт и Мэри Мейн, исследователями в области привязанности. Кризис среднего возраста: что такое, как проявляется, как помочь человеку Тревожно-вовлеченный Тревожно-вовлеченные люди сильно зависят от своих отношений и часто опасаются, что близкие могут их бросить. Петр Галигабаров поясняет, что такой тип привязанности проявляется, когда человек стремится навязчиво вступить в отношения и докучает потенциальному партнёру. «Сначала подстраивается под него, пытается понравиться сверх меры. А потом превращается в ревнивого, чрезмерно контролирующего человека. Таких сейчас принято называть «токсичными», «абьюзерами». Страх потерять значимые отношения потенциально доводит до разрушения связи. Таким образом, тревожно-вовлечённый тип получает подтверждение своих идей: «Меня покинут». При этом человеку очень хочется сохранить отношения, ведь он боится одиночества», — говорит специалист. Тревожно-избегающий Тревожно-избегающие люди, напротив, избегают близких отношений из страха быть ранеными или отвергнутыми. Они ограничивают социальные контакты, чтобы не испытывать неприятных эмоций, сознательно выбирают одиночество. Подобный тип может подавлять тревогу и страх алкоголем, прочими химическими веществами. Как влияет тревожный тип привязанности Тревожный тип привязанности может оказывать серьезное влияние на жизнь человека в целом. «Тревожные взрослые очень хотят близости, так как потребность осталась неудовлетворенной, но делают все так, как привыкли в детстве. И это вызывает сильный диссонанс и усиливает тревогу еще больше. Непредсказуемость родителя сформировала ригидный алгоритм действий», — поясняет Алла Далит. На отношения между мужчиной и женщиной Такие люди могут испытывать трудности в установлении близких отношений, часто конфликтовать с партнерами и быть неудовлетворенными. «Ребенок вырастает и превращается во взрослого, который раздираем противоречиями. Он цепляется за партнера, как бы говоря «не бросай меня», и одновременно может его отталкивать. Ему сложно понять свое поведение, потому что модель сформировалась в довербальный период. Это значит, что осмыслить ее было нереально. А без этого изменение невозможно. Человеку кажется, что только так люди и общаются. Ему непонятно, почему партнер не может его удовлетворить. Тревога по поводу отношений, а точнее угрозы бросания, постоянное чувство», — отмечает Алла Далит. На дружбу Тревожный тип привязанности делает сложными долгосрочные и глубокие отношения с друзьями. Люди часто испытывают постоянное чувство тревоги и озабоченности, потребность в поддержке и внимании, что может сказываться на их способности поддерживать и развивать дружеские отношения. Они могут быть склонны переживать и преувеличивать негативные события и эмоции, что создает напряженность. Спокойствие и постоянство: кто такой флегматик, особенности темперамента Как избавиться от тревожного типа привязанности Преодолеть тревожный тип привязанности, по словам Вячеслава Москвина, поможет психотерапия, основанная на принципах эмоциональной безопасности и установлении доверительных отношений с терапевтом. «Когнитивно-поведенческая терапия и терапия привязанности могут помочь людям развивать здоровые стратегии общения и справляться с тревожностью. В этой области исследования, проведенные Дианой Фосха (Diana Fosha) и Лесли Гринберг (Leslie Greenberg), психологами-практиками, оказывают огромное воздействие», — отмечает эксперт. Петр Галигабаров советует тревожным типам людей: Что делать если у партнера тревожный тип привязанности В зависимости от усвоенной в детско-подростковом возрасте схемы мышления и поведения, человек с тревожным типом привязанности будет навязчиво искать близости или избегать отношений. Петр Галигабаров отмечает, что партнёрам данных личностей придется научиться принимать тревожность, контроль, слёзы «второй половинки», понимая, что она очень дорожит отношениями, а ее недоверие продиктовано ситуациями из детства. «Понимание происхождения его или ее тревожности и осознание, что это не что-то, что можно легко преодолеть, может быть первым шагом к поддержке. Помощь в построении доверительных отношений, общение и проявление нежности могут помочь партнеру почувствовать себя безопасно и уверенно», — дополняет Вячеслав Москвин. Как стать счастливым: правила и эффективные техники от психологов Алексей Сапкин считает, что такой человек может быть прекрасной парой для партнеров всех типов привязанностей, кроме избегающей. В последнем случае личность с тревожным типом может оказаться в ситуации дискомфортной, но, к сожалению, для него привычной — он будет догонять и приближаться, а от него будут убегать и дистанцироваться. Эксперт поясняет, что человеку с тревожным типом привязанности в романтических отношениях очень важно постоянно получать подтверждения о том, что он всё ещё любим. Инструментарий универсален: слова, поцелуи, объятия, приятные сюрпризы. «Основа крепких романтических отношений — принятие друг друга как есть, со всеми недостатками. В то время как недостатки достаточно принимать (то есть просто признавать, без одобрения или осуждения), на достоинства партнера необходимо сознательно обращать внимание. И хотя нередко поведение тревожного партнера может раздражать, казаться контролирующим, стоит помнить, что оборотной стороной этого могут являться такие его качества, как, например, заботливость и отзывчивость. Именно на них и стоит фокусироваться, если в целом эти отношения представляют ценность», — заключил эксперт. Тревожное расстройство личности характеризуется избеганием социальных ситуаций и взаимодействия, в котором может возникнуть риск отвержения, критики или унижения. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение состоит в проведении психотерапии и назначении анксиолитиков и антидепрессантов. У людей с тревожным расстройством личности возникает интенсивное чувство неадекватности и они справляются с неадаптивностью, избегая любых ситуаций, в которых они могут получить отрицательную оценку. Симптоматика избегающего расстройства личности Пациенты с тревожным расстройством личности избегают социального взаимодействия, в том числе в рабочих ситуациях, из-за страха критики или непринятия, а также в следующих ситуациях: Пациенты с тревожным расстройством личности уклоняются от длительного социального взаимодействия, боятся потерять свое благополучие при взаимодействии с другими. Чаще всего эти пациенты относительно изолированы, ограничивают свой круг общения, не имеют социального окружения, которое может прийти на помощь при необходимости. Эти пациенты очень чувствительны к любому незначительному критическому неодобрению или насмешке, так как постоянно думают о критике или неприятии. Они бдительны к любому признаку негативной реакции в свою сторону. Их напряженный, тревожный вид может вызывать насмешки или подшучивание, тем самым подтверждая их неуверенность в себе. Низкая самооценка и чувство неполноценности усиливают симптомы, особенно в новых социальных ситуациях. Пациенты избегают взаимодействия с новыми людьми, так как ощущают себя социально неадаптированными, непривлекательными и хуже других. Они, как правило, спокойны и робки и пытаются исчезнуть, потому что они думают, что если они что-то скажут, другие скажут, что это неправильно. Они опасаются говорить о себе, чтобы не стать обьектом насмешек и унижений. Они беспокоятся, что будут краснеть или плакать, когда их критикуют. Пациенты с тревожным расстройством личности неохотно идут на личные риски, и по тем же причинам не участвуют в новых видах деятельности. В таких случаях они часто преувеличивают опасность и используют минимальные симптомы или другие проблемы, чтобы объяснить свое избегание. Из-за своих потребностей в безопасности и стабильности, они предпочитают ограниченный образ жизни. Эта закономерность проявляется в наличии 4 из следующих признаков: Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начали проявляться в раннем взрослом возрасте. Тревожное расстройство личности следует дифференцировать от следующих 2-х нарушений: Пациенты с уклоняющимся расстройством личности часто избегают лечения. Пациенты с тревожным расстройством личности получают пользу от индивидуальной терапии, которая поддерживает и учитывает гиперчувствительность пациента по отношению к другим. Может быть полезна психодинамическая терапия, сфокусированная на основных конфликтах. Плацебо-контролируемые исследования лекарственных средств не проводились. ПРИМЕЧАНИЕ: Просмотреть пользовательскую версию Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно. В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами. Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха. Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность. Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты. Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу. Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности. В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач: Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно. Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем? Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп. В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек). Анализ результатов Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов. Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов). У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы. Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов. Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу: Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2). Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи. Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола. Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3). Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами. Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1. Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь. Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха. Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2. Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина. Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению. Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны. Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи. Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение. Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии. Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов. Литература Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000. Изард К. Эмоции человека. – М.,1980. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002. Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970. Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001. Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997. Знания о негативных эмоциональных состояниях представляет собой неотъемлемую часть структуры процесса обучения психологов, педагогов, родителей. Специалисту любой специальности важно знать особенности негативных состояний, факторов, влияющих на их возникновение, последствия для психики ребенка, подростка и взрослого. Негативные эмоциональные состояния можно считать важнейшим фактором, влияющим не только на процесс обучения, но и на взаимодействия со сверстниками и родными. Они возникают в процессе социализации, обучения, основываются на врожденных и приобретенных свойствах,  определяя специфику реагирования в различных ситуациях, на воздействие факторов разной природы (психогенных, эмоциогенных, биологических). Способы реагирования ребенка на различные трудные обстоятельства жизни будут, в том числе, определяться личностными особенностями. Особенности переживания негативных эмоциональных состояний оказывают большое влияние на школьную успеваемость, межличностное взаимодействие, способности адаптации школьника, на его самооценку и гармоничность развития и успешности в целом. Способы совладания и умения справляться с негативными переживаниями имеют значение при формировании отношений учащегося к учебе, мотивации, социальной адаптации, поэтому эти знания не могут не учитываться школьным педагогом, психологом, как при определении общего состояния несовершеннолетнего, так и при подборе наиболее адекватных и эффективных методов взаимодействия в школьной среде. В современной психологии принято рассматривать тревогу и/или тревожность как ситуативное состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, или же, как один из основных параметров личности, являющийся стабильным ее свойством, т.е. тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непредсказуемым исходом. Можно говорить о том, что тревога не опредмечена, в отличие от чувства страха. Как свойство личности, тревожность подразумевает большее количество ситуаций, в которых у человека возникает чувство тревоги! Тревожность обычно повышена при нервно-психичиеских заболеваниях (где может выступать как ведущий симптом в клинике неврозов), тяжелых соматических заболеваниях и у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы,  находящихся в психо-эмоциональном стрессе и у многих групп лиц с девиантным поведением. До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врожденную, частично приобретенную природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает ее. Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:1. Реальный страх – тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.2. Невротическая тревожность – тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.3. Моральная тревожность – так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго. По сфере возникновения различают: 1. Частную тревожность – тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)2. Общую тревожность – тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека. По адекватности ситуации различают:1. Адекватную тревожность – отражает неблагополучие человека.2. Нeадекватную тревожность (собственно тревожность) – тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности. Неофрейдисты считают основной причиной тревожности – неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану). Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению – это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства. Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающая как результат работы защитных механизмов. Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а так же средством и механизмом его развития. Тревожность является одним из основных компонентов ПТСР. С тревожностью связаны также такие психические  расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обссесивно-компульсивные  и другие. В целом, тревожность является общим показателем неблагополучия личности и может быть облигатным состоянием при различных нозологических группах разного генеза. Автор статьи: Иван Юрьевич Обидин, кандидат психологических наук, психолог отдела профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
  3. . Несмотря на наличие крайне эффективных методов лечения тревожных расстройств, таким лечением обеспечивается лишь четверть (27,6%) нуждающихся в нем людей 
  4. Симптомы и характерные проявления
  5. Сопутствующие факторы и профилактика
  6. Диагностика и лечение
  7. Самопомощь
  8. Деятельность ВОЗ
  9. Библиография
  10. Признаки
  11. Как ведет себя взрослый
  12. Как ведет себя ребенок
  13. Причины и как формируется
  14. Виды
  15. Тревожно-вовлеченный
  16. Тревожно-избегающий
  17. Как влияет тревожный тип привязанности
  18. На отношения между мужчиной и женщиной
  19. На дружбу
  20. Как избавиться от тревожного типа привязанности
  21. Что делать если у партнера тревожный тип привязанности
  22. Симптоматика избегающего расстройства личности
  23. Анализ результатов
  24. Литература

Основные факты

Каждому человеку свойственно время от времени переживать чувство тревоги, однако для тревожных расстройств нередко характерно сильное и чрезмерно выраженное ощущение страха и беспокойства. Обычно такие ощущения сопровождаются физическим напряжением и другими поведенческими и когнитивными симптомами. С ними трудно справиться, и при отсутствии лечения они вызывают сильный стресс и могут сохраняться длительное время. Тревожные расстройства мешают человеку в повседневной деятельности и могут нарушить его семейную и социальную жизнь, учебу и работу.

Согласно расчетам, тревожными расстройствами на сегодняшний день страдает примерно 4% мирового населения 

. В 2019 г. численность людей с тревожными расстройствами во всем мире оценивалась на уровне 301 млн человек; таким образом, тревожные расстройства являются самой распространенной категорией психических расстройств 

.

Несмотря на наличие крайне эффективных методов лечения тревожных расстройств, таким лечением обеспечивается лишь четверть (27,6%) нуждающихся в нем людей 

. Получению помощи препятствуют недостаточная осведомленность о возможности лечения таких состояний, дефицит капиталовложений в развитие психиатрической помощи, нехватка квалифицированных медицинских специалистов и социальная стигматизация.

Симптомы и характерные проявления

Страдающие тревожными расстройствами могут испытывать необычно сильное ощущение страха или беспокойства по поводу конкретной ситуации (примерами служат паническая атака или попадание в определенную социальную ситуацию) или – в случае генерализованного тревожного расстройства – по поводу широкого спектра повседневных ситуаций. Такие симптомы, как правило, сохраняются в течение длительного периода времени, как минимум несколько месяцев. Обычно это вынуждает человека избегать ситуаций, вызывающих тревогу.

Другие симптомы тревожных расстройств могут включать:

Тревожные расстройства повышают риск развития депрессии или злоупотребления психоактивными веществами, а также риск появления суицидальных мыслей и поведения.

Существует несколько разновидностей тревожных расстройств, в том числе:

Человек может одновременно страдать несколькими тревожными расстройствами. Их симптомы нередко появляются в детском или подростковом возрасте и сохраняются во взрослой жизни. Девочки и женщины чаще сталкиваются с тревожными расстройствами, чем мальчики и мужчины.

Сопутствующие факторы и профилактика

Тревожные расстройства, как и другие психические нарушения, являются результатом сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Тревожные расстройства могут возникать у всех людей, но чаще развиваются после перенесенного насилия, тяжелой утраты и другого негативного опыта.

Тревожные расстройства тесно связаны с состоянием физического здоровья и зависят от него. Многие следствия тревожного состояния (такие как физическое напряжение, гиперактивность нервной системы и злоупотребление алкоголем) являются также факторами риска различных заболеваний, в частности сердечно-сосудистых. У людей, страдающих такими заболеваниями, в свою очередь, могут возникать тревожные расстройства по поводу проблем, вызванных состоянием их здоровья.

Действенные методы профилактики тревожных состояний среди различных групп населения включают просветительскую работу с родителями, а также школьные программы развития социальных и эмоциональных навыков и формирования стратегий позитивного реагирования на трудности у детей и подростков. Для предупреждения тревожных расстройств у взрослых могут эффективно применяться программы профилактики на основе физических упражнений.

Диагностика и лечение

Существует несколько эффективных методов лечения тревожных расстройств. Появление симптомов тревожного расстройства – повод обратиться за помощью.

Психологическая помощь – важнейший компонент лечения тревожных расстройств, включающий в первую очередь разговорную терапию, которая проводится специалистом или непрофессиональным терапевтом под контролем специалиста. Такие сессии помогают освоить новые способы осмысления и переживания внешних стимулов, выработать новое отношение к собственному тревожному состоянию, другим людям и окружающему миру. Благодаря им можно научиться стойко реагировать на ситуации, события, людей и места, провоцирующие тревогу.

Психологическая помощь может быть индивидуальной или коллективной, оказываться очно или виртуально. Для этого можно также пользоваться руководствами по самопомощи, веб-сайтами и мобильными приложениями. Наибольшей доказанной эффективностью в лечении широкого спектра тревожных расстройств обладают методы психологической помощи, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Они включают экспозиционную терапию, в ходе которой пациент учится справляться со своими страхами.

Помимо этого, уменьшению симптомов тревожных расстройств способствует выработка навыков управления стрессом, в частности навыков расслабления и осознанности.

При лечении взрослых, страдающих тревожными расстройствами, могут также успешно применяться антидепрессанты, в частности селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС). Медицинские специалисты должны при этом учитывать потенциальные побочные реакции на прием антидепрессантов, возможности для проведения психологической и медикаментозной терапии (с точки зрения квалификации специалистов и/или доступности лечения), а также индивидуальные предпочтения пациента.

Применение бензодиазепинов, которые раньше назначались для лечения тревожных расстройств, не рекомендуется, поскольку такие препараты способны вызвать сильную зависимость и обладают ограниченной эффективностью в долгосрочной перспективе.

Самопомощь

Самопомощь играет важную вспомогательную роль в лечении. Для облегчения симптомов тревожного расстройства и общего улучшения психологического состояния можно:

Деятельность ВОЗ

В Комплексном плане действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. излагаются шаги, которые должны быть предприняты для оказания надлежащей помощи людям, живущим с психическими расстройствами, включая расстройства тревожного спектра.

Генерализованное психическое расстройство и паническое расстройство включены в перечень приоритетных заболеваний в рамках разработанной ВОЗ программы mhGAP (на английском языке). Программа призвана помочь странам активизировать оказание помощи людям с психическими, неврологическими и наркологическими расстройствами путем привлечения к этому работников здравоохранения, которые не являются специалистами в области психиатрии.

ВОЗ также разработала краткие пособия по оказанию психологической помощи, которыми могут пользоваться непрофессиональные терапевты при ведении индивидуальной и групповой работы. Такие виды помощи доказали свою эффективность при лечении целого ряда нарушений психического здоровья, включая тревожные расстройства и депрессию. Примером служит руководство «Управление проблемами плюс (УП+)», помогающее освоить приемы управления стрессом, методы терапии решения проблем и способы усиления социальной поддержки пациента на принципах когнитивно-поведенческой терапии. Навыки, при помощи которых можно уменьшить уровень тревоги и стресса, описываются также в курсе группового управления стрессом «Самопомощь плюс (СП+)» (на английском и других языках) и популярном пособии ВОЗ по самопомощи «Важные навыки в период стресса».

Библиография

Каждый третий-четвертый человек, по исследованиям психологов, является носителем тревожного типа привязанности. Тревожно-амбивалентная привязанность формируется, когда значимые взрослые не закрывают потребность ребёнка в принятии, любви, безопасности.

Типы привязанности: какие бывают, как влияют на отношения и как их изменить

«Исследования английского психиатра Джона Боулби и его коллег позволяют понять, что непредсказуемость в заботе и неустойчивость в отношениях могут привести к формированию тревожного типа привязанности», — говорит Вячеслав Москвин, клинический психолог, нейропсихолог, психотерапевт.

Кроме теории, объясняющей формирование этого типа привязанности исключительно особенностями во взаимоотношениях ребенка с матерью, существует и теория генетической его обусловленности.

«Согласно ей набор разных типов привязанности у человека сформировался эволюционно и способствовал выживанию популяции в разных условиях», — поясняет Алексей Сапкин, психолог, научный журналист, преподаватель МГУ.

По словам эксперта, психотерапевт и автор популярной книги о теории привязанности Стэн Таткин называет таких людей не “тревожные”, а “волны”. Он подчеркивает их привлекательные качества — щедрые и великодушные, ценят заботу, счастливее всего рядом с другими, способны смотреть на проблему с двух сторон.

Признаки

Тревожный тип привязанности, исследованный в рамках теории, проявляется в особом поведении, как у взрослых, так и у детей. Пётр Галигабаров, практикующий психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (Санкт-Петербург) поясняет, что таких людей отличают:

Социофобия: как справиться со страхом, советы врачей

Как ведет себя взрослый

Взрослые с тревожным типом привязанности могут испытывать постоянный страх потери близких людей, низкую самооценку и сомнения в том, нужны ли они другим. Они могут быть чрезмерно зависимыми от своих партнеров, искать постоянного подтверждения и бояться близких отношений.

Как ведет себя ребенок

Дети с тревожным типом привязанности могут быть избегающими и сдержанными или, наоборот, слишком требовательными к близким взрослым и зависимыми от них. Они могут испытывать тревожность в различных ситуациях и не уметь адекватно справляться со своими эмоциями.

Ребенок при тревожном типе привязанности:

Причины и как формируется

Первичные формы привязанности формируются в первые годы жизни и остаются основными рабочими моделями отношений со значимыми людьми.

«У ребенка этот тип привязанности формируется в случае непредсказуемого поведения взрослого (родителя). Когда за одно и тоже действие он то хвалит его, то становится равнодушным, — поясняет Юлия Голубева, педагог-психолог лицея №28 г. Орла. — Ребенок с данным типом привязанности плохо остается с другими взрослыми, не доверяет им и желает контактировать только с определенным родителем (мамой или папой)».

Всего существует четыре типа привязанности и только один из них — надежный. То есть такой, в котором ребенок уверен в том, что родитель будет рядом, когда он понадобится. Все остальные типы характеризуются базовой тревогой и называются ненадежными: избегающий, амбивалентный и дезорганизованный.

«Все люди, которым не посчастливилось сформировать надежную привязанность со значимым взрослым (родителем) обречены испытывать тревогу по поводу близости», — говорит Алла Далит, кандидат психологических наук, создатель школы психологии для взрослых “Эффект Далит”.

По словам эксперта, система привязанности активируется в близости и ребенок формирует модели отношений, которые фиксируются и становятся основным алгоритмом всех взрослых отношений.

Виды

Ученые выявили несколько типов ненадежной или тревожной привязанности в зависимости от реакции на разлуку со значимым лицом. Выделяют два основных вида: тревожно-вовлеченный и тревожно-избегающий. По словам Вячеслава Москвина, эти концепции были предложены Мэри Эйнсворт и Мэри Мейн, исследователями в области привязанности.

Кризис среднего возраста: что такое, как проявляется, как помочь человеку

Тревожно-вовлеченный

Тревожно-вовлеченные люди сильно зависят от своих отношений и часто опасаются, что близкие могут их бросить. Петр Галигабаров поясняет, что такой тип привязанности проявляется, когда человек стремится навязчиво вступить в отношения и докучает потенциальному партнёру.

«Сначала подстраивается под него, пытается понравиться сверх меры. А потом превращается в ревнивого, чрезмерно контролирующего человека. Таких сейчас принято называть «токсичными», «абьюзерами». Страх потерять значимые отношения потенциально доводит до разрушения связи. Таким образом, тревожно-вовлечённый тип получает подтверждение своих идей: «Меня покинут». При этом человеку очень хочется сохранить отношения, ведь он боится одиночества», — говорит специалист.

Тревожно-избегающий

Тревожно-избегающие люди, напротив, избегают близких отношений из страха быть ранеными или отвергнутыми. Они ограничивают социальные контакты, чтобы не испытывать неприятных эмоций, сознательно выбирают одиночество. Подобный тип может подавлять тревогу и страх алкоголем, прочими химическими веществами.

Как влияет тревожный тип привязанности

Тревожный тип привязанности может оказывать серьезное влияние на жизнь человека в целом.

«Тревожные взрослые очень хотят близости, так как потребность осталась неудовлетворенной, но делают все так, как привыкли в детстве. И это вызывает сильный диссонанс и усиливает тревогу еще больше. Непредсказуемость родителя сформировала ригидный алгоритм действий», — поясняет Алла Далит.

На отношения между мужчиной и женщиной

Такие люди могут испытывать трудности в установлении близких отношений, часто конфликтовать с партнерами и быть неудовлетворенными.

«Ребенок вырастает и превращается во взрослого, который раздираем противоречиями. Он цепляется за партнера, как бы говоря «не бросай меня», и одновременно может его отталкивать. Ему сложно понять свое поведение, потому что модель сформировалась в довербальный период. Это значит, что осмыслить ее было нереально. А без этого изменение невозможно. Человеку кажется, что только так люди и общаются. Ему непонятно, почему партнер не может его удовлетворить. Тревога по поводу отношений, а точнее угрозы бросания, постоянное чувство», — отмечает Алла Далит.

На дружбу

Тревожный тип привязанности делает сложными долгосрочные и глубокие отношения с друзьями. Люди часто испытывают постоянное чувство тревоги и озабоченности, потребность в поддержке и внимании, что может сказываться на их способности поддерживать и развивать дружеские отношения. Они могут быть склонны переживать и преувеличивать негативные события и эмоции, что создает напряженность.

Спокойствие и постоянство: кто такой флегматик, особенности темперамента

Как избавиться от тревожного типа привязанности

Преодолеть тревожный тип привязанности, по словам Вячеслава Москвина, поможет психотерапия, основанная на принципах эмоциональной безопасности и установлении доверительных отношений с терапевтом.

«Когнитивно-поведенческая терапия и терапия привязанности могут помочь людям развивать здоровые стратегии общения и справляться с тревожностью. В этой области исследования, проведенные Дианой Фосха (Diana Fosha) и Лесли Гринберг (Leslie Greenberg), психологами-практиками, оказывают огромное воздействие», — отмечает эксперт.

Петр Галигабаров советует тревожным типам людей:

Что делать если у партнера тревожный тип привязанности

В зависимости от усвоенной в детско-подростковом возрасте схемы мышления и поведения, человек с тревожным типом привязанности будет навязчиво искать близости или избегать отношений. Петр Галигабаров отмечает, что партнёрам данных личностей придется научиться принимать тревожность, контроль, слёзы «второй половинки», понимая, что она очень дорожит отношениями, а ее недоверие продиктовано ситуациями из детства.

«Понимание происхождения его или ее тревожности и осознание, что это не что-то, что можно легко преодолеть, может быть первым шагом к поддержке. Помощь в построении доверительных отношений, общение и проявление нежности могут помочь партнеру почувствовать себя безопасно и уверенно», — дополняет Вячеслав Москвин.

Как стать счастливым: правила и эффективные техники от психологов

Алексей Сапкин считает, что такой человек может быть прекрасной парой для партнеров всех типов привязанностей, кроме избегающей. В последнем случае личность с тревожным типом может оказаться в ситуации дискомфортной, но, к сожалению, для него привычной — он будет догонять и приближаться, а от него будут убегать и дистанцироваться. Эксперт поясняет, что человеку с тревожным типом привязанности в романтических отношениях очень важно постоянно получать подтверждения о том, что он всё ещё любим. Инструментарий универсален: слова, поцелуи, объятия, приятные сюрпризы.

«Основа крепких романтических отношений — принятие друг друга как есть, со всеми недостатками. В то время как недостатки достаточно принимать (то есть просто признавать, без одобрения или осуждения), на достоинства партнера необходимо сознательно обращать внимание. И хотя нередко поведение тревожного партнера может раздражать, казаться контролирующим, стоит помнить, что оборотной стороной этого могут являться такие его качества, как, например, заботливость и отзывчивость. Именно на них и стоит фокусироваться, если в целом эти отношения представляют ценность», — заключил эксперт.

Тревожное расстройство личности характеризуется избеганием социальных ситуаций и взаимодействия, в котором может возникнуть риск отвержения, критики или унижения. Диагноз ставится на основании клинических критериев. Лечение состоит в проведении психотерапии и назначении анксиолитиков и антидепрессантов.

У людей с тревожным расстройством личности возникает интенсивное чувство неадекватности и они справляются с неадаптивностью, избегая любых ситуаций, в которых они могут получить отрицательную оценку.

Симптоматика избегающего расстройства личности

Пациенты с тревожным расстройством личности избегают социального взаимодействия, в том числе в рабочих ситуациях, из-за страха критики или непринятия, а также в следующих ситуациях:

Пациенты с тревожным расстройством личности уклоняются от длительного социального взаимодействия, боятся потерять свое благополучие при взаимодействии с другими. Чаще всего эти пациенты относительно изолированы, ограничивают свой круг общения, не имеют социального окружения, которое может прийти на помощь при необходимости.

Эти пациенты очень чувствительны к любому незначительному критическому неодобрению или насмешке, так как постоянно думают о критике или неприятии. Они бдительны к любому признаку негативной реакции в свою сторону. Их напряженный, тревожный вид может вызывать насмешки или подшучивание, тем самым подтверждая их неуверенность в себе.

Низкая самооценка и чувство неполноценности усиливают симптомы, особенно в новых социальных ситуациях. Пациенты избегают взаимодействия с новыми людьми, так как ощущают себя социально неадаптированными, непривлекательными и хуже других. Они, как правило, спокойны и робки и пытаются исчезнуть, потому что они думают, что если они что-то скажут, другие скажут, что это неправильно. Они опасаются говорить о себе, чтобы не стать обьектом насмешек и унижений. Они беспокоятся, что будут краснеть или плакать, когда их критикуют.

Пациенты с тревожным расстройством личности неохотно идут на личные риски, и по тем же причинам не участвуют в новых видах деятельности. В таких случаях они часто преувеличивают опасность и используют минимальные симптомы или другие проблемы, чтобы объяснить свое избегание. Из-за своих потребностей в безопасности и стабильности, они предпочитают ограниченный образ жизни.

Эта закономерность проявляется в наличии 4 из следующих признаков:

Кроме того, необходимо, чтобы симптомы начали проявляться в раннем взрослом возрасте.

Тревожное расстройство личности следует дифференцировать от следующих 2-х нарушений:

Пациенты с уклоняющимся расстройством личности часто избегают лечения.

Пациенты с тревожным расстройством личности получают пользу от индивидуальной терапии, которая поддерживает и учитывает гиперчувствительность пациента по отношению к другим.

Может быть полезна психодинамическая терапия, сфокусированная на основных конфликтах.

Плацебо-контролируемые исследования лекарственных средств не проводились.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Просмотреть пользовательскую версию

Человечество, вступив в третье тысячелетие, наряду с невиданными достижениями в области технического прогресса приобрело новые источники страха за свое существование. Если прошлый век прошел под знаком угрозы ядерной войны, которая все-таки была гипотетической, то страх терроризма, СПИДа и других новых болезней имеет вполне реальную основу. Ни один человек, независимо от возраста и социального статуса, не застрахован от того, чтобы стать жертвой очередной террористической акции, которые совершаются на планете почти ежедневно.

В нашей стране к этим тревогам добавляются страхи, связанные с экономической необеспеченностью большей части населения, а также с криминальной обстановкой в стране. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до невротических расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.

Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека, от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. В исследованиях разных авторов выделен ряд страхов, типичных для детского и подросткового возраста, хотя они обусловлены культурными и национальными факторами.

Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха.

Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.

Все авторы склонны считать, что между склонностью к переживанию страхов и тревожностью существует позитивная связь, но не всегда на основе знания уровня тревожности личности можно предсказать вероятность возникновения у нее эмоции страха в конкретной жизненной ситуации, поскольку здесь большую роль играют и другие личностные и ситуативные детерминанты.

Взаимосвязь агрессивности и страха имеет более сложную природу.

Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности разных страхов у подростков, а также их личностной обусловленности.

В связи с этим цель данной работы состояла в исследовании страхов подростков и их обусловленности тревожностью, нейротизмом и агрессивностью. Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:

Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И. П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 — такого страха у меня никогда не было; 1 — такой страх у меня был однажды; 2 — такой страх у меня был несколько раз; 3 — периодически такой страх у меня возникает; 4 — этот страх меня преследует постоянно.

Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И. П. Шкуратовой и В. В. Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем?

Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.

В качестве объекта исследования выступили 60 учащихся 11-х классов (30 юношей и 30 девушек).

Анализ результатов

Первой задачей данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам юношей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Как видно из таблицы 1, наиболее выраженным у подростков оказался страх смерти близких людей (78 баллов у юношей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у юношей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов.

Следующим по выраженности у юношей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла), страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).

У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у подростков хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности старшеклассников, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.

Судя по данным, школьников не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для юношей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.

Для обобщенного анализа страхов все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу:

Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2).


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные и замыкают ряд мистические страхи.

Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время, и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Данные, представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Школьники считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с отношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Подростки явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.

Следующей задачей нашего исследования было изучение влияния тревожности и нейротизма на степень выраженности страхов у старшеклассников. Для этого была проведена диагностика тревожности школьников с помощью методики «Шкала личностной тревожности для учащихся» А. М. Прихожан и нейротизма с применением опросника Г. Айзенка. Затем был проведен корреляционный анализ показателей тревожности, нейротизма и степени выраженности страхов на всей выборке в целом. Результаты анализа представлены на рис. 1.


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Данные свидетельствуют о наличии большого числа связей между всеми видами страхов и шкалами личностной тревожности, что доказывает данные других авторов о том, что тревожность как личностное свойство предрасполагает человека испытывать беспокойство по поводу возможных физических и социальных угрожающих событий. Наиболее высокие значения корреляций наблюдаются между социальными страхами и межличностной и самооценочной тревожностью, между мистическими страхами и магической тревожностью. Это свидетельствует о том, что существует определенная тематическая доминанта страхов и тревожности. Если человека более волнуют его межличностные отношения, то более вероятно у него возникновение страхов, связанных с этими отношениями (например, страх критики со стороны близких людей). Хотя наряду с этим действует и генерализованное влияние тревожности на склонность к переживанию страхов по разным поводам. При прочих равных условиях в одной и той же ситуации тревожный человек будет испытывать большее беспокойство, чем человек с низким уровнем тревожности. Но было бы неправильно думать, что тревожность вредна, ведь беспокойство заставляет человека заранее принимать меры по предотвращению угрозы, что может спасти ему жизнь.

Следующей задачей нашей работы было изучение влияния разных форм агрессивности на склонность к переживанию страха.

Для определения уровня агрессивности нами была использована методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки. В результате нами были получены данные по восьми формам проявления агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Корреляционный анализ показателей агрессивности и видов страха позволил установить значимые связи между ними, которые представлены на рис. 2.


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Больше всего взаимосвязей дала такая форма агрессивности, как вина.

Наибольшая величина корреляции наблюдается между чувством вины и мистическими страхами. Эта взаимосвязь, на наш взгляд, закономерна. Ощущаемые при переживании чувства вины угрызения совести, наталкивают человека на мысли о наказании за содеянное. Это наказание человек в первую очередь ожидает от потусторонних сил, от которых ничего не утаишь. Поэтому страх перед Богом, который знает каждый наш шаг на земле, больше всего испытывают люди, склонные к самообвинению.

Положительно коррелирует чувство вины с социальными страхами. При переживании чувства вины у человека возникает убеждение, что он плохой и недостойный, он ощущает угрызения совести, что может приводить к нарастанию социальных страхов. Наличие положительной связи между чувством вины и криминальными страхами можно объяснить действием проекции. Человек, рисующий в своем воображении возможные собственные агрессивные действия или совершавший таковые в реальности, имеет больше оснований опасаться, что и другие люди вынашивают агрессивные планы относительно него. Он вообще может считать, что все люди злы и агрессивны.

Положительно коррелируют между собой раздражение и социальные страхи. В данном случае трудно определить причинно-следственные отношения между ними, т.е. раздражение вызывает социальные страхи или, наоборот, наличие социальных страхов провоцирует раздражение. Скорее всего, здесь имеет место взаимное усиление этих феноменов. Например, человек, опасающийся выглядеть смешным, будет более раздраженно реагировать на шутки в его адрес, что, скорее всего, приведет к большей конфликтности его отношений с окружающими и укрепит его социальные страхи.

Положительную корреляцию даёт взаимосвязь подозрительности и мистических страхов. Подозрительность как проявление агрессивности связана с недоверием и осторожностью по отношению к людям. Подозрительные люди могут ожидать, что их знакомые хотят причинить им вред, в том числе и с помощью мистических приемов (колдовства, сглаза и пр.). Подозрительность и мистические страхи объединяет то, что в обоих случаях включается воображение.

Единственная отрицательная взаимосвязь выявлена между физической агрессией и фобиями, что легко объяснимо. Как уже отмечалось выше, люди, имеющие фобии, более склонны к проявлениям робости и ведомости, что несовместимо с применением грубой физической агрессии.

Подводя итоги результатов проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.

Литература

  • Айзенк Г. Структура личности. – СПб, 1999.
  • Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавитmся от страха. – СПб, 1995.
  • Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб, 2000.
  • Изард К. Эмоции человека. – М.,1980.
  • Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб, 2002.
  • Кемпински А. Психопатология неврозов. – Варшава, 1975.
  • Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989.
  • Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. – Пермь, 1970.
  • Мей Р. Проблема тревоги. – М., 2001.
  • Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.,1999.
  • Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. – СПб, 2001.
  • Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. – М., 1997.

Знания о негативных эмоциональных состояниях представляет собой неотъемлемую часть структуры процесса обучения психологов, педагогов, родителей. Специалисту любой специальности важно знать особенности негативных состояний, факторов, влияющих на их возникновение, последствия для психики ребенка, подростка и взрослого.

Негативные эмоциональные состояния можно считать важнейшим фактором, влияющим не только на процесс обучения, но и на взаимодействия со сверстниками и родными. Они возникают в процессе социализации, обучения, основываются на врожденных и приобретенных свойствах,  определяя специфику реагирования в различных ситуациях, на воздействие факторов разной природы (психогенных, эмоциогенных, биологических). Способы реагирования ребенка на различные трудные обстоятельства жизни будут, в том числе, определяться личностными особенностями.

Особенности переживания негативных эмоциональных состояний оказывают большое влияние на школьную успеваемость, межличностное взаимодействие, способности адаптации школьника, на его самооценку и гармоничность развития и успешности в целом. Способы совладания и умения справляться с негативными переживаниями имеют значение при формировании отношений учащегося к учебе, мотивации, социальной адаптации, поэтому эти знания не могут не учитываться школьным педагогом, психологом, как при определении общего состояния несовершеннолетнего, так и при подборе наиболее адекватных и эффективных методов взаимодействия в школьной среде.

В
современной психологии принято рассматривать тревогу и/или тревожность как
ситуативное состояние, связанное с конкретной внешней ситуацией, или же, как
один из основных параметров личности, являющийся стабильным ее свойством, т.е.
тревога – это отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и
возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и
непредсказуемым исходом.

Можно говорить о том, что тревога не опредмечена, в отличие от чувства страха. Как свойство личности, тревожность подразумевает большее количество ситуаций, в которых у человека возникает чувство тревоги!

Тревожность обычно повышена при нервно-психичиеских заболеваниях (где может выступать как ведущий симптом в клинике неврозов), тяжелых соматических заболеваниях и у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы,  находящихся в психо-эмоциональном стрессе и у многих групп лиц с девиантным поведением.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врожденную, частично приобретенную природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает ее.

Зигмунд Фрейд выделял в три вида тревожности:1. Реальный страх – тревожность, связанная с опасностью во внешнем мире.2. Невротическая тревожность – тревожность, связанная с неизвестной и не определяемой опасностью.3. Моральная тревожность – так называемая «тревожность совести», связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

По сфере возникновения различают: 1. Частную тревожность – тревожность в какой-либо отдельной сфере, связанную с чем-то постоянным (школьная, экзаменационная, межличностная тревожность и т. п.)2. Общую тревожность – тревожность, свободно меняющую свои объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:1. Адекватную тревожность – отражает неблагополучие человека.2. Нeадекватную тревожность (собственно тревожность) – тревожность, проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

Неофрейдисты считают основной причиной тревожности – неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми (по Гарри Стаку Салливану).

Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению – это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.

Неадекватная тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Отрицательно влияет на развитие и отсутствие тревоги в случаях реального неблагополучия, возникающая как результат работы защитных механизмов.

Тревожность может являться предвестником невроза, или его симптомом, а так же средством и механизмом его развития.

Тревожность является одним из основных компонентов ПТСР. С тревожностью связаны также такие психические  расстройства как фобии, ипохондрия, истерия, обссесивно-компульсивные  и другие.

В целом, тревожность является общим показателем неблагополучия личности и может быть облигатным состоянием при различных нозологических группах разного генеза.

Автор статьи: Иван
Юрьевич Обидин, кандидат психологических наук, психолог отдела профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних СПб ГБУСО социальный приют
для детей «Транзит»


ВИДЫ ТРЕВОГИ ПО СОВРЕМЕННЫМ КРИТЕРИЯМ

Оцените статью
Избавиться от тревоги