цели и задачи диагностики тревожность

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Те́стовая трево́жность (тестовая тревога; англ. test anxiety), вид ситуативной тревожности, связанной с тестовой процедурой и реальной либо воображаемой угрозой неуспеха, негативные ожидания и переживания при выполнении теста. При тестовой тревожности наблюдаются нарушения внимания и точности движений, затруднения поиска информации в памяти, дезориентация, снижение волевых и контролирующих функций, усиление оборонительных реакций.

По определению M. Саппа, тестовая тревожность – это особый случай общей тревожности, которая проявляется при тестировании в виде феноменологических (эмоциональных), физиологических и поведенческих реакций на угрозу провала (перевод наш Sapp. 1999. P. 272).

Тестовая тревожность представляет собой комплексный феномен, вызываемый разнообразными причинами, относительный вклад которых может варьироваться. Обычно в тестовой тревожности выделяют два компонента: эмоциональный (напряжение, беспокойство, дистресс) и когнитивный (сомнение в себе, ожидание неудачи при выполнении теста, озабоченность последствиями неудачи).

Рассматривая тестовую тревожность как частный случай общей тревожности, И. В. Блинникова и М. С. Капица выделяют два её компонента – направленность на решение задачи и направленность на сохранение самооценки и самоотношения. В своём эксперименте они продемонстрировали, что при воспроизведении пространственных конфигураций по мере возрастания тревоги происходит реорганизация внимания и замедление ответов (Блинникова. 2011).

Тестовая тревожность может быть следствием неквалифицированного, неэтичного поведения диагноста, некорректно заданной инструкции, жёсткого лимитирования времени тестирования, выполнения заданий в группе в атмосфере соревновательности или в условиях открытого сравнения достижений и т. д.

Тестовая тревожность более выражена при мотивации экспертизы и в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста либо трудных заданий. В ситуации экспертизы (аттестационного или административного тестирования) люди с повышенной тревожностью начинают волноваться и ошибаться в элементарных заданиях. Значительные искажения результатов обследования у тревожных, мнительных, эмоционально неустойчивых личностей могут возникать и по причине их недостаточной тестовой искушённости. А. Анастази обращает внимание на то, что эмоциональный компонент тестовой тревожности имеет тенденцию снижаться с каждым последующим тестированием.

Влияние различных инструкций сравнивалось в исследовании И. Саразона (Sarason. 1972). Варьировались следующие виды инструкций: 1) нейтральная; 2) ориентирующая на достижения (задание представлялось как проверка интеллектуальных способностей); 3) успокаивающая (отмечалось, что задание слишком сложное и никто не выполняет его правильно); 4) мотивированно-ориентирующая на выполнение задания (перед испытуемым ставилась цель потренироваться в выполнении задания); 5) ориентирующая на задание (указывалось, что эксперимент направлен на оценку заданий). В результате было установлено, что инструкция, ориентирующая на задание, оптимальна для высокотревожных испытуемых, а ориентирующая на достижения – для низкотревожных.

Популярна точка зрения, что между уровнем реактивной или личностной тревожности и показателями успешности по тестам достижений и интеллекта наблюдается обратно пропорциональная связь (как у взрослых, так и у детей). Однако А. Анастази отмечает нелинейный характер отношений между тревожностью и качеством выполнения теста. Условия, вызывающие состояние некоторой тревоги, для низкотревожных испытуемых являются скорее благоприятными, в то время как высокотревожные в более спокойной обстановке обычно лучше справляются с тестом. Также обсуждается направление причинно-следственных связей: тестовая тревожность может возникать у испытуемых из-за того, что они плохо справляются с тестами, т. е. уже приобрели негативный опыт в предыдущих ситуациях тестирования (Анастази. 2007. С. 36).

В ситуации тестирования действуют, согласно Дж. Мандлеру и С. Саразону, мотивационные тенденции, детерминированные задачей (task drive) и тревожностью (anxiety drive). Соответственно, под влиянием тестовой тревожности возникает два вида реакций: 1) релевантные заданию, вносящие конкретный вклад в его выполнение и тем самым снижающие тревожность; 2) не связанные со специфическими требованиями ситуации, затрудняющие выполнение задания и сопровождающиеся субъективными переживаниями некомпетентности, беспомощности и беспокойства (Mandler. 1952).

В своей концепции эффективности обработки М. Айзенк и М. Кальво констатируют, что волнение как компонент тестовой тревожности (test-anxious worry) при эффективном выполнении задания уменьшается, однако для эффективного выполнения не является необходимым (Eysenck. 1992).

Особой формой тестовой тревожности является компьютерная тревожность (компьютерофобия). В состоянии компьютерной тревожности наблюдаются чрезмерная осторожность при использовании компьютеров, явные или скрытые попытки сократить время использования компьютеров и даже их избегание, негативные замечания относительно компьютерного тестирования и бесчеловечной функции компьютеров («Уже вся наша жизнь контролируется компьютерами» и т. п.). Компьютерная тревога может быть связана, согласно О. В. Дорониной, с опасениями, что работа на компьютере станет причиной ухудшения здоровья (Доронина. 1993). Тревогу вызывает и цейтнот: ощущение дефицита времени и беспокойство о том, что за отведённое время невозможно на компьютере решить все задания, всё понять и запомнить.

В то же время исследование М. А. Болсиновой и А. Г. Шмелева показало, что для тревожных испытуемых интровертированного склада (менее стрессоустойчивых, менее уверенных в себе) компьютеризированное тестирование является более щадящей формой проверки знаний; при традиционных же формах контроля преимущество получают активные, общительные и уверенные в себе (Болсинова. 2010).

Успокаивающие и ободряющие процедуры и приёмы, предназначенные для устранения опасений испытуемого по поводу неестественности и неизвестности ситуации тестирования, помогают снизить и его тревожность. Повышение результативности тестирования наблюдается чаще в тех случаях, когда оказывается воздействие на когнитивную составляющую тестовой тревожности, а не на эмоциональную. Процедура претеста (т. е. демоверсия или ознакомительное, пробное тестирование) позволяет испытуемому сориентироваться в ситуации, чтобы не испытывать неуверенности при зачётном тестировании. Наличие в тесте заданий небольшой трудности также даёт хорошо подготовленным и одновременно тревожным, неуверенным в себе испытуемым возможность активизировать необходимую установку на выполнение. Успешное решение лёгких заданий в начале теста придаёт тревожным испытуемым чувство уверенности, и они лучше справляются со всем тестом. Сталкиваясь же с неудачей в самом начале тестирования, тревожные испытуемые могут показать неправдоподобно низкий результат.

Целесообразно результаты тестирования конкретного испытуемого интерпретировать с учётом уровня его тестовой тревожности.

Опубликовано 18 октября 2022 г. в 17:23 (GMT+3). Последнее обновление 18 апреля 2023 г. в 18:09 (GMT+3).

Клиническая значимость

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

Существуют ли табу в разговорах с человеком, который болеет депрессией

Симптомы депрессии, которые чувствуют больные люди, включают утрату надежды, отсутствие мотивации и значительное снижение активности в повседневной деятельности. Каждый человек переживает депрессию по-разному, и некоторые люди могут не чувствовать того, о чем сообщают другие.

11 декабря 2023

Резистентная депрессия: «мрачное» название совсем не означает отсутствия методов лечения

Депрессию обычно лечат с помощью лекарственных средств, психотерапии или их сочетания, и чаще после такого лечения симптомы депрессивного расстройства исчезают. Однако иногда симптомы болезни после типичного лечения наблюдаются и дальше. В таких случаях врачи считают, что у пациента «резистентная депрессия» (РД), или «терапевтически резистентная депрессия» (ТРД).

24 ноября 2023

Как распознать депрессию

Депрессия (другие названия – «большое депрессивное расстройство», «клиническая депрессия») – это расстройство настроения с группой симптомов, в частности постоянной печалью и/или отсутствием интереса к жизни.

18 октября 2023

Токсическая позитивность: когда (чрезмерный) оптимизм становится вредным

Конечно, для психического здоровья (да и для соматического) очень важно иметь хорошее настроение и не принимать неизбежные мелкие жизненные проблемы слишком близко к сердцу. Однако показная, а тем более чрезмерная, неоправданная жизнерадостность может нанести человеку серьезный вред – она мешает трезво оценивать ситуацию и часто бывает губительной для отношений.

Оцените статью
Избавиться от тревоги