что это такое и как с этим бороться

ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ Тревога

Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory, STAI) является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Методика была разработана в 1970 году.

Шкала Спилбергера в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинической практике с разными целями – для определения выраженности тревожных переживаний, оценки состояния пациента в динамике и т.п. На русском языке эта методика была адаптирована Ю. Л. Ханиным, поэтому данная методика диагностики тревожных состояний также носит название «Шкала Спилбергера-Ханина».

Эта статья — об эмоциональном процессе. О психическом расстройстве см. Тревожное расстройство.

Запрос «Беспокойство» перенаправляется сюда; о повести братьев Стругацких см. Беспокойство (повесть).

Трево́га, беспоко́йство — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание отрицательных событий, трудноопределимые предчувствия.

В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий. Тревога связана с бессознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально опасной ситуации.

Для тревоги (и для многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: человек находит в своём прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятных или опасных событий, а затем переносит этот опыт в своё будущее.

Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил замечание от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередной неудачи. При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы.

Иногда подобный механизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые тем не менее оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека. Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильм ужасов. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодом воображения сценариста и режиссёра, а монстры были результатом компьютерной графики или искусной игры загримированных актёров, но люди всё равно продолжают испытывать тревогу.

Достаточно выраженная тревога включает два компонента:

Тревожность иногда усиливается чувством стыда («Другие увидят, что я боюсь»). Важным аспектом «тревожного» мышления является его выборочность: субъект склонен выбирать определённые темы из окружающей жизни и игнорировать остальные, чтобы доказать, что он прав, рассматривая ситуацию как устрашающую, или, напротив, что его тревога напрасна и не оправдана. Тревожность может вызывать спутанность и расстройства восприятия не только времени и пространства, но и людей, и значений событий.

Шкала тревоги Спилбергера

В рамках этого теста созданы есть 2 подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности) оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как респонденты чувствуют себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства и возбуждения вегетативной нервной системы система.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает в качестве эмоциональной реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Вторая, шкала личной тревожности оценивает относительно стабильные аспекты личности, ее склонность к беспокойству, оценивает чувствосостояние спокойствия, уверенности и безопасности.

Под личностной тревожностью подразумевается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций становиться стрессом для индивидуума и вызывать у него выраженную тревогу.

Как свойство личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные (в т.ч. для самооценки, самоуважения). Лица, которые относятся к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.

Если STAI показывает у респондента высокий показатель личностной тревожности, это дает основание предполагать у него возникновение состояния тревожности в разных рядовых ситуациях. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Как показали исследования Бернарда Вейнера и Курта Шнайдера, успешность деятельности у «тревожных» и «нетревожных» индивидуумов меняется в зависимости от разных условий. У тревожных личностей эффективность деятельности увеличивалась в большей степени, когда им сообщали об успехе их работы, в то время как «нетревожных» испытуемых гораздо больше стимулировало сообщение о неудаче в пробных экспериментах, особенно когда дело касалось трудных заданий. Из этих экспериментов авторы делают вывод, что лиц, опасающихся возможной неудачи, желательно стимулировать сообщениями об успехах (пусть даже незначительных) на промежуточных этапах работы, в то время как лиц, изначально нацеленных на успех, сильнее мотивирует информация о неудачах в ходе выполнения задания.

Люди значительно различаются между собой по уровню своей тревожности. Для измерения подобных индивидуальных различий в 1953 году в США Джанет Тейлор путём урезания MMPI создала методику под названием «Шкала проявлений тревоги Тейлор». Со временем исследователям стало ясно, что существует два типа тревожности: один — как более или менее устойчивая черта личности, и второй — как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию. Хотя эти два типа тревожности представляют собой вполне самостоятельные категории, между ними имеется определённая связь. Как указывает Хайнц Хекхаузен, под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, стресс, угроза социальному статусу и пр.) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Особенно сильное влияние на поведение склонных к повышенной тревожности людей оказывает боязнь неудачи, поэтому такие индивидуумы особенно чувствительны к сообщениям о неуспехе их деятельности, ухудшающие показатели их работы. Напротив, обратная связь с информацией об успехе (даже вымышленном) стимулирует таких людей, повышая эффективность их деятельности.

Для лучшего различения личностной и ситуационной тревожности Чарльз Спилбергер создал два опросника: для определения личностной тревожности и для оценки ситуативной (реактивной) тревожности, обозначив первую как «Т-свойство», а вторую — как «Т-состояние». Личностная тревожность является более постоянной категорией и определяется типом высшей нервной деятельности, темпераментом, характером, воспитанием и приобретёнными стратегиями реагирования на внешние факторы. Ситуативная тревожность больше зависит от текущих проблем и переживаний — так, перед ответственным событием у большинства людей она значительно выше, чем в обычных ситуациях. Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности связаны между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в схожих ситуациях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности. С другой стороны, в ситуациях, которые вызывают боль или содержат другую физическую угрозу, индивидуумы, обладающие высокими показателями личностной тревожности, не проявляют какую-то особо выраженную ситуативную тревожность. Но если ситуация, провоцирующая возникновение тревожности, связана с тем, что другие люди ставят под сомнение самоуважение или авторитет индивида, различия в уровне ситуативной тревожности проявляются в максимальной степени. Исследователи показали, что чем настойчивее подчёркивается связь выполняемого задания с проверкой способности индивида, тем хуже справляются с ним «высокотревожные» испытуемые и тем лучше его выполняют «слаботревожные». Таким образом, повышенная тревожность, обусловленная страхом возможной неудачи, является приспособительным механизмом, повышающим ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. При этом, отрицательные негативные эмоции, сопровождающие тревожность, являются той «ценой», которую вынужден платить человек за повышенную способность чутко откликаться и, в конечном счёте, лучше приспосабливаться к социальным требованиям и нормам.

Что это такое и как с ней бороться

Обсудили с исследовательницей этого явления.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ

Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института Российской академии образования (РАО), член Совета молодых учёных и специалистов РАО.

Работает над исследованиями в области математического образования и над созданием психометрических инструментов для оценки когнитивных функций, эмоциональных состояний и личностных аспектов.

— Что такое математическая тревожность — психологическое расстройство или просто особенность личности?

— Это личностная особенность. Такая тревожность проявляется в ответ на всё, что связано с оперированием числами или другой математической информацией. Причём она заметна как в учебном контексте, то есть на уроках математики в школе или в вузе, так и в повседневной жизни. Например, если нужно запомнить числовую информацию или что-то посчитать.

— Как отличить её от того, что человек в целом склонен тревожиться по разным поводам? Или от тревоги перед экзаменом?

— Действительно, исследования показывают, что математическая тревожность часто коррелирует с общей тревожностью. Проще говоря, тревожный человек волнуется и по поводу математики. Но всё-таки это разные явления — не склонные нервничать по другим поводам люди тоже могут проявлять математическую тревожность.

Кроме того, некоторые исследователи считают, что нужно говорить о предметной тревожности вообще. То есть о тревоге, которая проявляется у разных людей с разными дисциплинами — у кого-то с языками, а у кого-то с физикой. Пока это одна из теорий.

И есть ещё одна точка зрения, согласно которой математическая тревожность в первую очередь связана с ситуацией проверки, и её можно назвать тестовой тревожностью. Но на самом деле эти состояния можно различить.

— А как вы в своих исследованиях различали разные виды тревожности?

— Мы с коллегами использовали специальные опросники для измерения. Понятие числовой тревожности появилось давно, где-то в 1950-е годы, и с тех пор возникло немало инструментов. Многие из них валидизированы, то есть доказано, что они измеряют то, на что направлены. В основном они состоят из вопросов о том, как человек себя чувствует в ситуациях, связанных с оперированием числовой информацией.

— Есть ли способ выявить математическую тревожность по каким-то объективным критериям, а не по ответам на вопросы анкет?

— Да, разрабатываются так называемые объективные методики регистрации.

Всё, что связано с тревогой, страхом, стрессом, имеет под собой физиологическую основу. И у математической тревожности могут быть разные индикаторы — в гормональных реакциях (например, колебания уровня кортизола), в показателях работы мозга.

Все они исследуются. Хотя единой диагностической методики пока нет, определённые физиологические признаки математической тревожности удалось выявить.

— Связана ли с математической тревожностью дискалькулия?

— У этих явлений разная природа. Математическая тревожность связана с эмоциональным компонентом, со стрессовыми реакциями. А дискалькулия, как и дислексия и дисграфия, — расстройство учебных навыков. Три этих расстройства даже включены в международную классификацию болезней. Конкретно при дискалькулии нарушены когнитивные механизмы, в частности связанные с оценкой количества.

— Что это за механизмы?

— У нас иногда используют термин «чувство числа» — на мой взгляд, не очень удачный перевод английского number sense. Корректнее называть этот механизм «оценка количества», так как он позволяет нам оценить какое-то количество не считая. То есть прикинуть на глаз, сколько примерно объектов в каком-то множестве перед нами.

— А при математической тревожности этот когнитивный механизм и другие могут быть развиты нормально?

— Да, у людей с математической тревожностью совсем необязательно ухудшены способности, которые лежат в основе оперирования математическим материалом. Тем не менее они справляются с решением задач хуже, чем люди без математической тревожности. Просто из-за волнения и стресса.

— Известно ли, что первично? Математическая тревожность возникает из-за изначально слабых способностей и трудностей в обучении уже в начальных классах или наоборот — сначала возникает тревожность, а уже из-за неё хуже получается решать задачи?

— К сожалению, на данный момент нельзя точно ответить на этот вопрос. Исследования зачастую носят корреляционный характер: мы можем выявить связи между явлениями, но не установить направления этих связей, сказать, что причина, а что следствие.

— В каком возрасте начинает проявляться математическая тревожность?

— Она может возникать уже в младшей школе, но большинство исследований показывают, что она усиливается к старшей школе. Это может быть связано со многими причинами.

Например, хорошо изучены гендерные стереотипы, связанные с математической тревожностью.

Широко распространено представление, что мальчики справляются с математикой лучше, чем девочки. На детей этот стереотип не так сильно влияет, но по мере того, как они подрастают, они всё чаще сталкиваются с ним.

И это один из механизмов того, почему, в частности, женщины могут с возрастом становиться более математически тревожными.

— Может ли быть такое, что тревожные чувства, негативные эмоции связаны с первым неудачным опытом знакомства с математикой?

— Да, особенности личного опыта очень важны. Если знакомство с предметом было негативным — учитель был слишком строгим, родители заставляли, сильно ругали при неудачах — это может иметь последствия. Но особенно это проявляется у детей с изначально не очень высокой самооценкой.

Исследования показывают, что математическая тревожность и самооценка коррелируют негативно — чем выше тревожность, тем ниже самооценка. Для ребёнка с низкой самооценкой первые неудачные шаги в математике будут почвой для усугубления ситуации и подкрепления тревожности.

— Передаётся ли математическая тревожность по наследству, и если да, то как? Если родители боялись математики в школе, то они передадут этот страх ребёнку своим излишне нервным отношением к его успехам в этом предмете, или есть генетическая основа тоже?

— В психогенетике исследуется природа психологических признаков — то, насколько они обоснованы генотипом, а насколько средой, в которой развивается человек. И в исследованиях близнецов показано, что математическая тревожность и правда наследуется. Вклад генотипа в её развитие оценивают на 30–40%. Это серьёзная доля, то есть можно говорить, что наследственность важна. Конечно, нет одного гена, ответственного за математическую тревожность, конкретные молекулярно-генетические механизмы этого влияния сейчас исследуют во многих лабораториях.

Важно помнить, что за остальные 60–70% вклада в развитие математической тревожности отвечает среда. И если подкреплять наследственный «задел», он наверняка выразится в страхе перед математикой.

И наоборот, если правильно подходить к обучению, стараться не критиковать ребёнка за неудачи, учить концентрироваться на процессе решения задачи, а не на том, чтобы любым способом получить правильный ответ, есть шанс нивелировать влияние наследственности.

— Какой стиль преподавания может спровоцировать развитие математической тревожности?

— Как и в целом в педагогике, одинаково плохи и авторитарный, и попустительский стиль. Крайние варианты будут иметь негативные последствия. А совместное творчество, в котором учитель стимулирует дискуссии и совместное решение задач в классе, скорее будет иметь положительный эффект.

— Насколько распространена математическая тревожность?

— В разных исследованиях оценки различаются — одни говорят, что каждый десятый страдает от математической тревожности, другие — что чуть ли не до 70% людей испытывают такие трудности. Разброс связан с тем, насколько строгие критерии используются при измерении.

Сейчас мы с коллегами собираем данные по шкале математической тревожности на российской выборке. В результате этой работы будут определены тестовые нормы, что в дальнейшем позволит оценить распространённость математической тревожности в нашей стране.

— Может ли математическая тревожность впервые проявиться во взрослом возрасте? Допустим, в школе человек ничего за собой такого не замечал, а во взрослом возрасте, когда ему зачем-то понадобилась математика, изучать её не позволяет тревожность?

— Такое вряд ли возможно: скорее всего, она проявится уже в школе. Выбор профессии в таком случае может быть основан на наличии математической тревожности. Вряд ли человек, который испытывает тревогу всякий раз, когда надо что-то посчитать, будет выбирать для себя связанную с вычислениями специальность.

— Получается, что математическая тревожность мешает изучать точные науки, работать в такой области. А как она влияет на повседневную жизнь?

— Скорее всего, будет избегание ситуации, где нужно что-то посчитать или запомнить числовую информацию. Наверное, будут использоваться какие-то «костыли», благо сейчас это действительно возможно. Пользуясь безналичной оплатой, уже не нужно считать сдачу, например, и многое можно не запоминать, а записать или сфотографировать.

Но с другой стороны, изучение математики — это ведь не только про простой счёт. Это в целом больше о логическом мышлении, о том, как строить умозаключения. Если человек избегает математики в целом, то он в какой-то степени обедняет себя, потому что у него не развиваются эти умения.

И потому какой-то негативный эффект математическая тревожность продолжает оказывать, несмотря на технический прогресс.

— Сигнализирует ли математическая тревожность о том, что есть проблемы с рабочей памятью или с другими функциями, которые важны для всех видов деятельности?

— Да, дело в том, что, хотя математическая тревожность сама по себе не когнитивный, а эмоциональный феномен, она всё равно связана с когнитивными функциями.

Одна из теорий состоит в том, что математическая тревожность сопровождается дефицитом рабочей памяти.

Логика такая: человек волнуется, и его ограниченную по объёму рабочую память занимают мысли не о том, как прийти к ответу в решаемой задаче, а тревога — «как мне страшно, как я боюсь». Тревожные мысли забивают «оперативку», и на решение не остаётся ресурсов.

— Как понять, что у ребёнка именно математическая тревожность?

— Важную информацию может показать самоотчёт. Ребёнок, скорее всего, сам замечает, что испытывает неприятные эмоции всякий раз, когда ему нужно что‑то решить или когда предстоит контрольная по математике.

Даже в самом известном на данный момент опроснике вопросы построены как самоотчёт. Например, нужно ответить, что вы испытываете, тревожитесь ли, есть ли у вас страх в ситуациях, когда вы что-то решаете, когда открываете учебник по математике, когда вас вызывают к доске.

— Стоит ли заниматься самопроверкой или проверкой своих учеников по опроснику или его должен применять специалист?

— Если у педагогов есть подозрения на этот счёт, если ребёнок сообщает о том, что какая-то есть тревога, какой-то страх, лучше всего будет отправить его к психологу, который занимается проблемами, возникающими в ходе обучения. Он сможет в большей степени оценить и верифицировать эти подозрения, постараться помочь и скорректировать эту проблему. Крайне желательно обращаться к специалистам, конечно.

— Можно ли преодолеть математическую тревожность? Известны ли случаи, когда человек не просто справился с тревожностью, а начал заниматься работой, в которой требуются математические исчисления?

— Могу в пример привести себя, потому что в школе я была математически тревожным человеком. Даже когда выбирала, куда мне поступать, сначала думала о гуманитарных направлениях, где математики будет поменьше, желательно не сдавать её при поступлении.

А потом я познакомилась с факультетом психологии, меня это заинтересовало. И несмотря на то что там математика была при поступлении профильным предметом, я решила, что надо взяться за себя. Пришлось углубиться в математику, и постепенно в чём-то мне это даже понравилось. В итоге я успешно сдала всё, что требовалось.

Нельзя ставить крест на себе и отказываться от интересующих вас профессий из-за математической тревожности. Лучше попытаться справиться с ней.

— Что бы вы посоветовали самим учащимся с математической тревожностью на своём опыте?

— Подойдёт подход, который справедлив не только для специфической математической тревожности, но и для любых тревожных расстройств. Не стоит убегать от этого страха — избегая математики, тревогу не преодолеешь. Понемногу, по чуть-чуть стоит встречаться с этим предметом, стараться сделать этот опыт более позитивным.

— А как могут помочь родители и учителя?

— Со стороны родителей важен правильный стиль общения с детьми — больше поддерживать ребёнка, помогать, обязательно замечать его успехи. Тогда эти краткие встречи с математикой не будут так пугать, и постепенно ребёнок будет готов увеличивать время, которое он затрачивает на этот предмет.

Учителям на повседневных уроках не стоит увлекаться ситуациями, которые усиливают стресс, — например, всё время давать задания с жёстким ограничением по времени. Конечно, готовиться к контрольным и экзаменам всё равно придётся, но лучше использовать тут игровые форматы.

— Могут ли нейротехнологии как-то помочь корректировать математическую тревожность?

— Такие исследования идут. Известно, какие области в мозге активируются, когда человек тревожится, — в частности, при математической тревожности это те же участки, что и при любой боли или неприятных ощущениях, то есть миндалевидное тело, островок и другие.

Идея в том, что если каким-то образом затормозить активность нейронов в этих областях в нужный момент, то и негативных эмоциональных проявлений будет меньше. Некоторые эксперименты с электростимуляцией уже показали результаты, но их выводы ещё нужно перепроверять. До практического использования таких технологий пока далеко.

Волшебной палочки, которая бы выключила тревожность на физиологическом уровне, пока нет.

— А какие методы используют психологи в борьбе с математической тревожностью?

— Это различные психотерапевтические техники, прежде всего из когнитивно-поведенческого подхода. Есть исследования о том, что помогает техника экспрессивного письма, когда учащийся прописывает все свои тревоги и страхи, связанные с предметом, непосредственно перед экзаменом.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ

Как изменить свою жизнь?Мы сделали бесплатный курс о том, как справляться с сомнениями, принимать важные решения и начать жить так, как мечтаешь.

Тревога и страх

Основная статья: Страх

Многие исследователи проводят между тревогой и страхом ряд принципиальных различий, касающихся и происхождения этих феноменов, и их проявлений. Так тревогу могут считать возникающей обычно задолго до наступления опасности, в то время как страх — возникающим при её наступлении или незадолго до неё. Источник страха, как правило, считается осознаваемым и имеющим вполне конкретный характер (злая собака, предстоящий экзамен, грозный начальник), в то время как источник тревоги — неосознаваемым или не поддающимся логическому объяснению. Тревогу могут связывать с общим возбуждением организма (в частности симпатической нервной системы), а страх — с торможением деятельности и активацией парасимпатической нервной системы, а в больших дозах даже с парализацией человека. Тревогу могут считать проецированной в будущее, а источником страха — прошлый психотравмирующий опыт. И, наконец, тревогу могут считать социально обусловленной, а основой страха — биологические инстинкты.

В большинстве случаев все упомянутые различия между страхом и тревогой выводятся не экспериментальным путём, а задаются на уровне определений самими же исследователями. Это связано в первую очередь с тем, что большинство людей (а значит и испытуемых в экспериментах) очень по-разному представляют себе отличия тревоги от страха (если вообще представляют) и могут по-разному называть одно и то же чувство, а разные чувства — одинаково.

Процедура проведения

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».

Обработка результатов включает следующие этапы:

Интерпретация результатов STAI

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При общей интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для респондента.

Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.

Низкотревожным личностям, наоборот, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.

Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние изменчиво и отличается различной интенсивностью. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стресса, а также какова интенсивность этого воздействия.

Рекомендуем по этой теме:

13 декабря 2023

У слишком научного термина «сепарационная тревога» есть синоним – «тревожность, связанная с разлукой», который понятен широким массам. Конечно, практически каждому приходилось утром видеть маленьких деток, которые, рыдая, идут в детский сад. Это самый простой пример сепарационной тревоги, вызванной разлукой (пусть и короткой, временной) с матерью – самым близким для ребенка человеком и самым надежным защитником от опасностей окружающего, такого неприветливого в воображении ребенка мира.

9 ноября 2023

Тревога без причины

Тревога является одной из самых распространенных проблем, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Повышенная тревожность может быть вызвана рядом различных факторов.

18 октября 2023

Когнитивно-поведенческая терапия: лечение словом

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) – это однин из наиболее распространенных и хорошо изученных видов психотерапии. К ПТ является сочетанием двух терапевтических подходов, известных как когнитивная терапия и поведенческая терапия.

Гены, ассоциированные с проявлением тревоги

Большинство из известных методов оценки уровня тревожности позволяет оценить только или личностную тревожность, или текущее состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственным способом, позволяющим дифференцировано тревожность и как личностное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Спилбергером.

Измерение тревожности как свойства личности имеет важное значение – ведь это свойство во многом обуславливает поведение человека. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У индивидуума существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля.

Оцените статью
Избавиться от тревоги