диагностика для выявления уровня тревожности у дошкольников

ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Тревога


ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Диагностика тревожности у младших школьников может проводиться следующим образом. Детям дают 12 картинок, причем для мальчиков и девочек набор картинок будет отличаться.

Набор картинок для девочек
Набор картинок для мальчиков

На каждой картинке изображены люди, у которых не прорисованы лица. Ребенку нужно объяснить, что это сделано специально, для большего простора фантазии.

Показывая каждую картинку, ребенка необходимо спрашивать – какое настроение отражается на лицах людей и почему? Веселые, счастливые и радостные, или грустные и печальные? Почему они такие? Каждый ответ отдельно фиксировать.

Выводы о диагностике уровня тревожности делают исходя из количества неблагополучных сценариев, придуманных ребенком. Если не менее чем на 7-8 картинках из 12 у изображенных людей, по мнению ребенка, оказалось плохое настроение: печальное, скучное, грустное или сердитое, то можно говорить о повышенном уровне тревожности.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Описание

Вспомните свои школьные годы. Только ли приятные впечатления остались у вас от тех лет? Всегда ли учителя бывали дружелюбны? Новые знания давались легко? А взаимоотношения с одноклассниками складывались гладко? Не огорчались ли родители по поводу замечаний в дневнике? Не снятся ли до сих пор сны об экзаменах? Задав себе эти вопросы, вы признаете — на самом деле школа довольно тревожное место. А современная школа — и подавно. С каждым годом программа усложняется, количество проверочных заданий, контрольных работ, тестов возрастает. Педагоги и ученики испытывают все более интенсивную интеллектуальную нагрузку. Дети нервничают, педагоги «выгорают» . Успешный учебный процесс предполагает хороший контакт между учителем и учеником. Повышенная тревожность детей нуждается в коррекции для того, чтобы этот контакт наладить. Тест школьной тревожности Филипса содержит 58 вопросов для определения уровня тревожности у младших школьников и учеников средней ступени образования. Он информативен и прост в интерпретации. Опрос можно проводить как устно, так и письменно. Ответ на вопрос выбирается из двух вариантов-утвердительного либо отрицательного. Любой ответ будет верным. Уже одно это понижает тревогу, согласитесь! Ответить на вопросы теста нелишне будет и самому интервьюеру. Ничто так не настраивает на сочувствие к волнующемуся ребёнку, как воспоминания о собственных трясущихся коленках.

Основные направления психодиагностической деятельности педагога-психолога ДОУ

Деятельность психологов ДОУ осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами (кодекс профессиональной этики психолога). Наибольшее значение для эффективной диагностики и коррекции психического развития ребенка имеют ряд принципов — принципы конкретности, ориентации на индивидуальность, безоценочности, трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью, комплексности, этичности и др. Так, в частности, принцип конкретности указывает на ситуативный характер результатов диагностических исследований. Учет принципа индивидуальности дошкольников определяет содержание форм и методов психодиагностики. Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев в психодиагностическом процессе. Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью заключается в том, что  ребенок как субъект образовательного процесса рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Принцип комплексности предполагает проведение не только психологического мониторинга, но и медицинского, и педагогического. Принцип этичности определяется ответственностью, которую несет педагог-психолог.

Виды психологической диагностики в дошкольном образовательном учреждении

Т. Д. Марцинковская дифференцирует содержание психодиагностической деятельности по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (законные представители), воспитатели и педагоги. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

В справочнике педагога-психолога ДОУ (педагог-психолог ДОУ)отмечается, что предметом психодиагностического обследования в ДОУ могут выступать:

Также психолог может диагностировать одаренность детей, их склонности и способности.

Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста

Психическое развитие детей представляет собой сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры. Поэтому при проведении диагностики необходимо использовать целую «батарею» методик, направленных на изучение различных сторон психики детей, чтобы получить целостное представление о конкретном ребенке. При этом важно не только правильно подобрать методики, но и расположить их в определенном порядке, чтобы поддерживать интерес у ребенка.

Анализ результатов психодиагностического обследования позволяет составить психологическую характеристику (психологическое заключение), в которой дается комплексное описание психологических черт данного ребенка, а также основные причины появления тех недостатков и отклонений, выявленных в процессе обследования.

Обследование, как правило, начинается с беседы со взрослыми, (воспитателями, специалистами, родителями) в том случае, если они обратились с определенными жалобами на ребенка. В процессе беседы необходимо четко определить характер запроса.

Диагностика предполагает различные методы исследования: беседу, наблюдение, тестирование, организованные игры, анализ продуктов детской деятельности (творчества). Беседа и наблюдение позволяют составить краткий психологический портрет ребенка. Для углубленного изучения необходимо проведение тестирования детей.

Диагностический инструментарий педагога-психолога ДОУ достаточно разнообразен и широко описан в специальной литературе. При выборе психодиагностической методики необходимо учитывать её соответствие возрасту ребенка, диагностическим целям; минимальность временных и энергетических затрат при использовании (в том числе легкость в обработке). К стандартизированным тестам (тест)выдвигается ряд требований: репрезентативность, надежность, валидность, объективность измерения и др. Кроме стандартизированных тестов применяются также методики с поуровневой дифференциацией, как содержательно, так и процессуально более адаптивные для детей дошкольного возраста;  и  проективные тесты, направленные на целостное изучение личности («Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок семьи» и др.).

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста может проводиться в следующих направлениях: интеллектуальное развитие, личностное развитие, диагностика готовности к обучению в школе.

К процедурным аспектам относятся последовательность и содержание диагностических мероприятий, обозначенные как этапы обследования. Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста состоит из пяти этапов: подготовительный этап (составление семейного, педагогического и медицинского анамнеза; адаптационный этап (знакомство с ребенком);  основной этап (психодиагностическое обследование); интерпретационный этап (составление психологического заключения); заключительный этап (разработка рекомендаций для родителей и педагогов).

Таким образом, тесты, опросники, шкалы — это профессиональные диагностические инструменты, используемые в психодиагностической науке и практике. Правильная диагностика — первый шаг в организации коррекции психических отклонений, в то же время психологическая диагностика позволяет выявлять уже в достаточно раннем возрасте одаренность и высокий уровень развития способностей детей — интеллектуальных, коммуникативных, социальных.

Исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста является актуальным, так как на этом этапе развития ребенок сталкивается с множеством новых испытаний и задач, которые могут вызвать у него тревожность и стресс. Это могут быть школьные занятия, социальное взаимодействие со сверстниками, отношения с учителями, а также семейные проблемы.

Повышенный уровень тревожности может оказать негативное влияние на физическое и психологическое здоровье ребенка, ухудшить его успеваемость в школе, а также повлиять на его развитие и адаптацию в обществе. Поэтому важно своевременно определять проблемы с тревожностью у детей младшего школьного возраста и предоставлять им необходимую помощь и поддержку.

Кроме того, исследование уровня тревожности у детей младшего школьного возраста также может помочь родителям и педагогам лучше понимать особенности развития и поведения детей, адаптировать методы обучения и воспитания к их нуждам и потребностям.

Несмотря на различия во взглядах на причины и природу тревожности, исследователи сходятся во мнении о ее негативном влиянии на личность. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, страдающих от тревожности, что проявляется в их беспокойстве, неуверенности, боязливости и нестабильных эмоциональных реакциях.

Изучение тревожности младших школьников проводилось на базе МБУ Центр досуга детей и подростков «Тамыр» г. Уфа. В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 7-10 лет. Из них 9 девочек и 6 мальчиков.

В качестве диагностического инструментария нами использовались следующие методики:

Первым делом для изучения проявления тревожности у младших школьников мы провели методику «Шкала явной тревожности для детей» А. М. Прихожан. Методика предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей.

Проанализировав результаты, нами было выделено три уровня проявления тревожности (высокий, средний, низкий). Так у 26% (4 человека) испытуемых выявлен высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Это говорит о том, что поведение таких детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги. Средний уровень тревожности выявлен у 33% (5 человек) детей. Средний уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности и продуктивной деятельности. У 40% (6 человек) уровень тревожности является низким, что говорит о том, что состояние тревожности испытуемым не свойственно или находится на нормальном уровне.

Далее нами была проведена методика «Многомерной оценки детской тревожности» (МОДТ), предназначенная для диагностики расстройств тревожного спектра у детей.

По данной методике высокий уровень тревожности был выявлен у 20% (3 человека) детей. У 60% (9 человек) в группе средний уровень тревожности.

У остальных 20% (3 человека) детей низкий уровень тревожности.

Далее проведена методика «Весёлый-грустный», направленная на изучение уровня тревожности у младших школьников.

На основании данных, полученных в процессе проведения методики «Веселый-грустный», мы пришли к выводу, что 33% детей из группы имеют высокий уровень тревожности, остальные 67% средний.

Во время исследования дети с высокими показателями тревожности проявляли неуверенность в своих ответах, беспокоились и были заинтересованы в том, как отвечают другие дети. Они также демонстрировали вредные невротические привычки, такие как кусание ногтей, качание ногой, покусывание нижней губы и т. д.

Для сравнительного анализа данных по изучению уровня тревожности у младших школьников мы объединили результаты, полученные в ходе трех методик (рис.).


ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Рис. Уровень тревожности у младших школьников

Уровень тревожности у младших школьников может варьироваться от высокого до низкого в зависимости от различных факторов, таких как социальная среда, жизненные обстоятельства, отношения в семье и школе, а также индивидуальные особенности ребенка.

Высокий уровень тревожности обычно характеризуется наличием частых беспокойств, нервозностью, испытанием страха и тревоги, трудностями с сосредоточением внимания и затруднениями в общении с другими детьми и взрослыми.

Средний уровень тревожности может проявляться в частых переживаниях, заботах и страхах насчет будущего, но не так сильно, как при высоком уровне тревожности.

Низкий уровень тревожности характеризуется спокойствием, уверенностью в себе, легкостью в общении с другими детьми и взрослыми, а также способностью сосредоточиться на обучении и выполнять задачи.

Таким образом, выявление уровня тревожности у детей является важным для наблюдения за их развитием, так как у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима. Снижение уровня тревожности у детей возможно, если своевременно производить коррекционно-развивающую работу.

В качестве одного из основных методов при коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста применяют арт-терапию – тип терапии, который включает использование различных творческих методов для обработки эмоций и чувств. Арт-терапия может помочь ребенку выражать и осознавать свои чувства и эмоции, что в свою очередь поможет снизить уровень тревожности.

Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека. И если учесть, что тревожность как устойчивая характеристика диагностируется уже в трехлетнем возрасте, то, несомненно, изучение проблемы детской тревожности стоит в ряду особо актуальных. Вместе с тем указанная проблема не ограничивается рамками дошкольного возраста. Приобретая особое значение в период нахождения ребенка в школе, она не теряет своей актуальности и в работе со взрослыми людьми. В связи с этим практический психолог ставится перед необходимостью отбора нужных ему методик для диагностики отдельных свойств и состояний личности из бесчисленного множества предлагаемых в настоящее время источников.

При этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследование в соответствии с правилами, что позволит избежать ошибок в процедуре диагностирования ив составлении заключения об уровне развития испытуемого. Поэтому необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Использовать несколько (не мене двух) методик.

2. Строго следовать инструкции. Понятно и доступно излагать ее испытуемому.

3. Необходимо строго придерживаться возрастной границы использования методики.

4. Выбирать только тот стимульный материал, который содержится в самой методике.

5. Личная заинтересованность и желание пройти тестирование у испытуемого.

Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.

Ниже представлены диагностические методики для изучения тревоги и тревожности у школьников, а также некоторые из личностных методик, в которых тревожность и тревога выступают как один из диагностируемых компонентов.

1. Методика «Рисунок человека». В рисунке человека на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. нажим на карандаш у тревожного ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствуют «тревожные линии», когда ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами. Тревожный требенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению. Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно, если глаза зачернены, что также говорит о наличии страхов у ребенка. Характерная особенность рисунка тревожного ребенка – чрезмерное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решается закончить рисунок либо оттягивает момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться, что у него высокий уровень тревожности. Если проявляются лишь некоторые особенности, то скорее всего это реакция на обследование или эпизодическое проявление тревожности, связанное с неуверенностью в рисовании.

2. Методика «Выбери нужное лицо». Проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Данная методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми. Указанная методика предназначена для диагностики детей от 4 до 7-8 лет.

3. Анкета по выявлению тревожного ребенка. Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). С ее помощью выявляется уровень школьной тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. Для учащихся с 7до 11 лет.

5. Тест школьной тревожности Филлипса. Методика направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

6. Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS). Методика для диагностики тревожности у детей 8-12 лет. Причем с детьми 8-9 лет следует проводить индивидуально, а с детьми 10-12 лет допускается групповая форма работы.

7. Шкала учебной тревожности. Рекомендуется для обследования подростков и старших школьников. Методика включает оценивание ситуаций трех типов:

— ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная).

— ситуации, актуализирующие представления о себе (самооценочная).

— ситуации общения (межличностная).

8. Шкалы ситуативной и личностной тревожности. Авторы Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин. Методика предназначена для диагностики тревоги у старших школьников.

9. Личностная шкала проявления тревоги. Автор теста Д. Тейлор, адаптирован Т. А. Немчиновым (для взрослых).

10. Диагностика профессиональной и родительской тревожности. Методика представлена в двух формах. Форма А предназначена для диагностики уровня тревожности у педагогов, форма Б – для диагностики уровня тревожности у родителей. Каждая форма содержит две субшкалы. Общей для обеих форм является субшкала «Общего эмоционального неблагополучия».

Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент.

1. Графическая методика «Кактус». (для детей старше 3-х лет).

2. Тест «Рука»Проективная методика исследования личности для детей до 11 лет.

3. Детский апперцептивный тест (ДАТ). 3-10 лет

4. Тест «Рисунок семьи»

5. Тест «Дом. Дерево. Человек»

6. Тест Айзенка «Самооценка психических состояний»

Практическое применение психодиагностики детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в дошкольном образовании в последние годы во многом связано с развитием психологических служб, которые появились в дошкольных образовательных учреждениях, логопунктах, детских психолого-медицинских центрах и др. Профессиональный психолог  спосо­бен оказать консультативную психологическую помощь родителям и педагогам в воспитании детей дошкольного возраста; помощь детям, имеющим высокий уровень способностей; детям, у которых нарушен ход нормального развития личности; детям с особыми образовательными потребностями; детям с ОВЗ и др.

Таким образом, можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания в ДОУ. С её помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательно-воспитательных учреждений: например, определение готовности ребенка к школьному обучению, реализация личностно-ориентированного подхода выявление нарушений в личностной сфере и др.

Во-вторых, областью практического применения результатов психодиагностических исследований в дошкольных образовательных учреждениях является консультационная и коррекционно-развивающая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у ребенка (педагогическая запущенность, отставание в развитии, сложности в детско-родительских отношениях, навязчивые страхи и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

Психодиагностические задачи могут решаться различными спо­собами: длительное наблюдение за ребенком; наблюдение в реальных условиях его жизни, например, наблюде­ние за поведением ребенка в детском саду. По­мимо наблюдения в психодиагностике получили распространение специальные методики, позволяющие получить оценку той или иной психической характеристики конкретного ин­дивида.

Преимущества психодиагностических методик (психодиагностические методики): 1) позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) представляют информацию о конкретных особенностях ребенка (интеллекте, тревожности, самооценке, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позво­ляющем дать качественное и количественное сравнение обследуе­мого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а так­же прогноза развития, общения, эффективности той или иной дея­тельности индивида.

Одной из современных проблем психологического сопровождения в дошкольном образовании является использование новых форм и методов, основанных на применении информационных технологий, В результате в настоящее время формируется новая парадигма психодиагностики в образовании, основанной на принципах компетентности,  доступности, безопасности, простоте использования, оперативности и вариативности средств  взаимодействия психолога и ребенка.

Детская тревожность. О НЛАЙН-ТЕСТ


ДИАГНОСТИКА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Детская тревожность. О НЛАЙН-ТЕСТ

Детская тревожность является признаком проблемного эмоционального развития ребенка и сигнализирует о том, что какие-то его важные психологические потребности не удовлетворены.

Психологи называют тревожностью переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности или неудачи. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, характеризующее поведение ребенка во многих ситуациях.

Тревожность проявляется в состояниях напряжения, озабоченности, беспокойства, нервозности и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи и пр. Переживание тревоги забирает значительную часть энергии и нервно-психических сил ребенка на проживание непродуктивных состояний, которые он мог бы реализовать в свободной и творческой активности, способствующей его здоровому развитию.

Предлагаемый тест поможет вам определить наличие и оценить уровень тревожности вашего ребенка, а также понять, нуждается ли ребенок в психологической помощи, и каковы ваши родительские задачи.

Ответить на вопросы теста предлагается родителям, чьим детям от 4-5 до 13-14 лет.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 18 вопросов. Внимательно прочтите их и варианты ответов. На каждый вопрос выберите один вариант ответа, наиболее соответствующий особенностям поведения или состояния вашего ребенка.

Область применения

психогигиена; психопрофилактика; психологическая диагностика.

Характеристики

1. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и е. М. Борисовой. — М.: изд-во УРАО, 2008. — 565 с.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОУ

Психологическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

Оцените статью
Избавиться от тревоги